Временное убежище в россии в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца

Временное убежище в России в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца

Временное убежище для иностранных граждан на территории РФ – это получение представителем иного государства права по закону пребывать в России в течение определенного срока по соображениям гуманности. Данный статус практически полностью идентичен беженству или вынужденному переселению. Но все же имеются определенные отличия в правовом положении.

Кто может претендовать на статус временного убежища в РФ?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Не каждый иностранец или апатрид может претендовать на такое положение. Актуально это лишь в двух случаях.

  1. Первый подразумевает отсутствие достаточных оснований для назначения соискателю статуса беженца. Но в связи с соображениями гуманности депортация за границу неприемлема. Допустим, был установлен факт угрозы жизни или здоровью человека из-за его профессиональной деятельности – в большинстве случаев подобное распространено среди сотрудников спецслужб.
  2. Второй – если работниками миграционной службы были выявлены причины для присвоения статуса беженца, но сам гражданин решил отказаться от свидетельства – все, что ему необходимо – убежище на непродолжительный период. Иначе говоря, выяснены обстоятельства, по которым высока вероятность преследования человека в родной стране.

Пошаговая инструкция получения временного убежища

Для продвижения собственной кандидатуры на получение временного убежища понадобится в первую очередь подать ходатайство – законодательством предусмотрена специальная форма документа.

Важно! Если в качестве претендентов выступает целая семья, то заполнением заявления должен заняться каждый член семьи, достигший совершеннолетия. Касательно детей, они будут отражены в запросе законного представителя.

Дальнейший порядок таков:

  1. Все соискатели, возраст которых более 18 лет, должны пройти индивидуальный опрос, заполнить анкету и опросный лист – все формы предоставляются служащими ГУВМ МВД.
  2. Фотографирование и дактилоскопия – отпечатки пальцев берутся у каждого человека, рассчитывающего на защиту.
  3. Заявителю выдается справка, подтверждающая, что ходатайство отвечает заявленным требованиям и принято к рассмотрению.
  4. В течение трех месяцев устанавливается личность обратившегося и уточняется актуальность предоставленных сведений.

В итоге принимается решение: отказать в удовлетворении запроса или предоставить убежище. В любой ситуации гражданин получает уведомление от уполномоченной службы не позднее, чем истечет трое суток с даты утверждения результатов рассмотрения.

Куда обращаться?

Подача ходатайства и обязательных сведений осуществляется соискателем в территориальное подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД России. Сейчас доступен вариант направления заявления в электронном формате через официальный сайт миграционной службы.

В качестве альтернативы допускается воспользоваться Многофункциональным центром, где предусмотрен раздел для работы с мигрантами.

Какие документы понадобятся?

Предоставление временного убежища на территории РФ невозможно без обязательных документов, перечень которых предусмотрен законодательством:

  • заявление;
  • паспорт гражданина;
  • миграционная карта;
  • документ, подтверждающий родственные отношения между соискателями – свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении ребенка;
  • фотографии, выполненные в соответствии с установленными критериями.

Обычно этого достаточно, чтобы заявка была одобрена. Но в отдельных случаях сотрудники федеральной службы закрепили за собой право истребовать дополнительные сведения.

Ключевая позиция из вышеуказанного перечня – это заявление. Его заполнением нужно заняться в первую очередь. Сам бланк можно скачать либо на сайте ГУВМ МВД, либо непосредственно при обращении в отделение службы. Там же можно запросить и официальный образец. При оформлении нужно учитывать следующие особенности:

  • заявление необходимо не только от главы семьи, но и от каждого совершеннолетнего члена;
  • при наличии детей, не достигших 18 лет, сведения по ним вносятся в бланк одного из родителей;
  • при отсутствии родителей, вся информация о ребенке должна быть отражена в заявлении опекуна, попечителя или иного совершеннолетнего родственника, который нуждается во временном убежище и готов нести ответственность за воспитание, содержание и действия детей;
  • если представитель иного государства не может самостоятельно подготовить документ (является безграмотным или не знает русский язык), то он вправе обратиться с проблемой к компетентным сотрудникам миграционного органа, которые обязаны помочь с заполнением.

Важно! Для подачи заявления нет необходимости в предварительном оформлении миграционного учета по месту пребывания.

Временное убежище в России в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца

Где, как, когда получить готовое свидетельство?

В случае удовлетворения ходатайства представителя иного государства по получению временного убежища на территории РФ, свидетельство может быть получено в подразделении миграционной службы, куда было подано заявление, уже на следующий день. Для этого дополнительно понадобится выполнить четыре стандартных фотографии на получателя и по два снимка на каждого несовершеннолетнего члена семьи.

Сам документ может быть получен исключительно лично в руки владельца – никаких исключений по данному поводу законодательством не предусмотрено.

Важно! Для приобретения свидетельства старый паспорт должен быть обязательно сдан на хранение в подразделение ГУВМ МВД РФ. После чего остается зарегистрироваться в миграционной службе по месту фактического пребывания.

Процедура продления

Стандартный период, в течение которого иностранец может пользоваться временным убежищем, установлен в 12 месяцев. Однако в дальнейшем допускается продлевать срок еще на 1 год – при этом каких-либо ограничений на количество процедур пролонгации не возлагается.

Для продления необходимо подать соответствующее заявление (составляется в свободной форме) в то же отделение миграционной службы, где было получено свидетельство.

Главное условие – сохранение оснований для невозвращения гражданина на родину. К примеру, если в качестве причины принимался военный конфликт в стране, то по его прекращении, вероятнее всего, соискатель получит отказ.

Обращение должно быть осуществлено не менее, чем за месяц до истечения времени действия права на временное убежище. В качестве исключения по несоблюдению сроков может быть принята уважительная причина, подтвержденная документально.

Какие права и обязанности у этой категории граждан?

Предоставление временного убежища РФ узаконивает статус иностранца в России. Но важно понимать, что его правовое положение далеко от настоящего гражданства. По сути, удовлетворение ходатайства предоставляет доступ к следующим возможностям и обязывает гражданина выполнять такие требования:

Права Обязанности
Пользование услугами переводчика при обращении в миграционную службу – актуально как на этапе подачи заявления, так и в дальнейшем. В установленный срок направлять в миграционные органы все необходимые сведения.
Бесплатное медицинское обслуживание после постановки на учет в системе обязательного медицинского страхования. В течение 30 суток после подачи ходатайства прибыть на место временного пребывания.
Бесплатное обучение в учебных учреждениях государственного характера, в том числе и в дошкольных образовательных организациях. В утвержденное время проходить медицинские обследования по требованию структур из сферы здравоохранения.
Получение помощи при поиске официального места трудоустройства. Каждое лицо, получившее убежище, на основе свидетельства может рассчитывать на оформление иных документов, обязательных для официального трудоустройства: ИНН, СНИЛС, трудовая книжка.
При необходимости можно без проблем пройти переквалификацию.
А также: соблюдать нормы российского законодательства, правила проживания, не нарушать права и интересы третьих лиц.
Получение материальной помощи в виде пособий, выплат или в натуральном выражении. Условия их назначения, а также размер в каждом субъекте страны уточняются отдельно.

После приобретения временного убежища можно воспользоваться правом на узаконивание постоянного пребывания в России, то есть заняться оформлением разрешения на временное проживание.

Нюансы и ситуации получения временного убежища для украинцев

Отдельного рассмотрения заслуживают граждане Украины, решившие получить убежище в России.

Даже с учетом постепенного «утихания» военных конфликтов на территории «братской» страны до сих пор много украинцев ищут защиты в РФ.

Поэтому Правительством был утвержден иной порядок оформления статуса – он предполагает существенное сокращение сроков рассмотрения ходатайства, что позволяет быстро исключить риск угрозы жизни и здоровью.

В последнее время поток граждан Украины, желающих оформить временное убежище в России, значительно усилился.

В первую очередь за поддержкой обращаются люди, которые со стороны местных властей подверглись гонению по языковым особенностям, и также те, кто не намерен становиться участников военных действий или случайной жертвой конфликта.

С учетом данных особенностей подавляющее количество заявителей – это жители регионов Донбасса и Луганска – мирное население желает попросту исключить высокую угрозу собственному здоровью и жизни.

С учетом реальных и статистических сведений, Правительство Российской Федерации предприняло ряд мероприятий, способствующих упрощению процедуры оформления временного убежища. Так, срок рассмотрения ходатайства со стороны украинцев был снижен с трех месяцев до трех дней.

Дополнительно изменились позиции, определяющие пребывание представителей Украины на территории России.

Если ранее допускалось находиться в России 90 дней, после чего можно было продлить данный срок, то теперь максимальное количество дней в году не может превышать 90 дней.

В течение этого времени заинтересованные лица должны узаконить своей дальнейшее пребывания, оформив разрешение на временное проживание.

Каких-либо существенных особенностей в общепринятой процедуре подачи запроса на предоставление временного убежища для украинцев не предусмотрено: обязательно нужно предоставить все тот же пакет документов, пройти медосмотр и дактилоскопию, опрос и собеседование. Только рассмотрение дела ограничивается сроком в три дня. При вынесении удовлетворительного решения гражданин получает свидетельство, период действия которого соответствует стандартному.

Заключение

Предоставление временного убежища для иностранных граждан – одно из социальных внешних направлений политической деятельности Правительства Российской Федерации. С его помощью подтверждается, что страна обладает достаточным развитием, чтобы на первостепенные позиции выводить принцип гуманности при рассмотрении вопросов, связанных с мигрантами.

Обратите внимание! Лицам, заинтересованным в получении убежища, необходимо учитывать регламент – несмотря на явное упрощение процедуры, соблюдать основные позиции считается обязательным.

Внешнеполитическая арена – достаточно нестабильное место, позиции которой могут быть изменены не один раз за год. Текущая ситуация во многом определяет отношение между государствами, что в свою очередь влияет на отдельные нормы законодательством. Правительством РФ уже не раз были скорректированы положения, касающиеся предоставления временного убежища.

Поэтому заинтересованным лицам перед тем, как приступить к оформлению соответствующего статуса, первоначально необходимо уточнить, какие требования предъявляются государством на данном этапе – вполне возможно, что критерии, актуальные год назад, сейчас не принимаются в расчет.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Источник: https://viplawyer.ru/vremennoe-ubezhishhe-na-territorii-rf/

Статус беженца в России: что дает, как оформить и получить?

Статус беженца в России является одним из институтов законодательства о гражданстве в РФ. Он представляет собой особый правовой механизм, который подтверждает право гражданина на законное проживание в РФ и пользование определенными социальными благами. Как получить статус беженца в России, узнаете из нашей статьи.

  • Правовой статус беженца в РФ
  • В чем разница между получением временного убежища и статуса беженца?
  • Беженцы и вынужденные переселенцы — чем они отличаются?
  • Где можно получить статус беженца?
  • Как оформить статус беженца в органах ФМС?
  • Удостоверение беженца
  • Оформление и получение статуса беженца в Москве
Читайте также:  Может ли иностранец открыть ип в россии в 2020 году: пошаговая инструкция

Правовой статус беженца в РФ 

На получение статуса беженца в РФ может претендовать лицо, которое не является гражданином РФ, но:

  • в силу наличия опасений стать жертвой преследования по мотивам политических убеждений, расы, национальности, вероисповедания или принадлежности к какой-то социальной группе находится вне страны, гражданином которой является, и не может (или не хочет) воспользоваться защитой этой страны из-за наличия таких опасений;
  • не имея определенного гражданства и пребывая вне страны прежнего местожительства, не может или не желает вернуться в нее из-за подобных опасений.

Многих интересует вопрос: что дает статус беженца?

Статус беженца является официальным разрешением на проживание на территории РФ. Он дается сроком на 3 года.

Согласно действующему законодательству, беженцы имеют право:

  • на получение лекарственной и медицинской помощи;
  • содействие в провозе багажа к месту проживания;
  • размещение в центре временного пребывания с бесплатными питанием и пользованием коммунальными услугами;
  • социальную защиту со стороны государства;
  • занятие предпринимательской деятельностью и трудоустройство без получения специального разрешения и т. д.

Следующие вопросы, которые интересуют граждан, подвергшихся политическому и иному преследованию, –   как получить статус беженца и где можно получить статус беженца в России?

В чем разница между получением временного убежища и статуса беженца? 

Иностранный гражданин может не только находиться на территории РФ в качестве беженца, но и получить здесь временное убежище. Статус беженца и временное убежище — в чем разница между ними?

Временное убежище может быть предоставлено иностранцу или лицу без гражданства в двух случаях:

  1. Лицо имеет основания для получения статуса беженца, но не желает его оформлять, а просит разрешить ему временное нахождение в России.
  2. У лица нет оснований для признания  беженцем, но в силу принципов гуманности его не следует выдворять из России.

Для получения временного убежища лицу, не имеющему гражданства РФ, нужно обратиться в подразделение ФМС по месту своего нахождения.

Человек, получивший временное убежище, получает право пребывать в России до того момента, как отпадут основания для этого. Однако в случае привлечения такого лица к уголовной ответственности за деяние, совершенное в РФ, право на временное убежище утрачивается. 

Статус беженца дает более солидные преимущества: у гражданина появляется законное право в течение 3 лет проживать на территории РФ, получать медицинскую помощь, трудоустраиваться и т. д.

Однако есть небольшая оговорка. После того как заявитель получил удостоверение беженца, он обязан сдать миграционную карту и удостоверение личности на хранение в органы ФМС. То есть если он захочет уехать к себе на родину, по первому желанию это сделать не получится. Но у беженца есть возможность отказаться от своего статуса до истечения 3-летнего срока.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что статус беженца относительно временного убежища в РФ дает больше преимуществ для лиц, получивших его, и позволяет жить на территории РФ 3 года. Но и усилий для получения статуса беженца необходимо приложить больше.

Беженцы и вынужденные переселенцы — чем они отличаются?

Беженцы и вынужденные переселенцы нередко воспринимаются как лица одной и той же категории. Но это не так. Если беженцем может быть признан человек, не имеющий российского гражданства, то вынужденный переселенец, как правило, является гражданином РФ.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Вынужденными переселенцами могут быть признаны:

  1. Граждане РФ, которые оставили место жительства в иностранном государстве и прибыли в Россию по причине насилия либо преследования по расовому, национальному, религиозному или иному признаку.
  2. Граждане России, покинувшие один регион РФ и прибывшие на территорию другого по вышеназванным причинам.
  3. Иностранцы и лица без гражданства, которые правомерно проживают в РФ и вынуждены сменить место жительства в пределах РФ по вышеуказанным причинам.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев существенно различается, т. к. вынужденные переселенцы имеют российское гражданство (в большинстве случаев) и потому  обладают всеми правами, предоставленными гражданам РФ в силу закона. Кроме того, статус вынужденных переселенцев дает право на социальную поддержку и материальную помощь со стороны государства.

Где можно получить статус беженца? 

Статус беженца можно получить только в территориальных подразделениях ФМС.

Но подать документы на оформление статуса беженца иностранные граждане и лица без гражданства могут в следующие органы:

  1. Непосредственно в подразделение ФМС.
  2. В дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, если гражданин находится за пределами РФ.
  3. В орган пограничного контроля в пункте пропуска через границу РФ (если они находятся на территории иностранного государства).
  4. При вынужденном незаконном пересечении границы РФ в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через границу – в орган пограничного контроля ФСБ или в территориальный орган МВД, ФМС в течение 24 часов с момента пересечения границы РФ.

Как оформить статус беженца в органах ФМС? 

Временное убежище в России в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца
Скачать ходатайством о получении статуса беженца

Итак, как оформить статус беженца?

  1. Заинтересованный гражданин обращается в один из вышеуказанных органов с ходатайством о получении статуса беженца. Сведения о несовершеннолетних членах семьи вносятся в ходатайство родителя.Если ходатайство было подано через консульское учреждение или дипломатическое представительство, они обязаны в течение 1 месяца передать его в органы ФМС.Если ходатайство подавалось в органы пограничного контроля, то они передают его в органы ФМС в течение 3 дней.
  2. В течение 5 рабочих дней органы ФМС предварительно рассматривают поступившее ходатайство. После рассмотрения принимается одно из следующих решений:- Заявителю отказывается в рассмотрении ходатайства.- Заявителю выдается свидетельство о дальнейшем рассмотрении ходатайства.
  3. Если заявителю было отказано, то он уведомляется об этом в течение 3 суток. В случае подачи ходатайства через консульское учреждение или дипломатическое представительство ФМС направляет решение с отказом в признании лица беженцем в течение 5 суток после его принятия.
  4. Если было принято положительное решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства, то на иностранного гражданина заводится личное дело и ему выдается свидетельство. После получения этого документа у него появляется законное право нахождения на территории РФ.
  5. После того как свидетельство иностранным гражданином получено, он регистрируется в органах ФМС, а затем по направлению идет в Центр временного размещения. Далее ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и встать на учет по месту временной регистрации.
  6. Далее ходатайство рассматривается по существу. Если лицо находится за пределами РФ, то на рассмотрение ходатайства дается 5 рабочих дней. О принятии решения органы ФМС сообщают также в течение 5 рабочих дней. Если гражданин находится на территории РФ, то в течение 3 рабочих дней его ходатайство рассматривается, и еще 3 дня органам ФМС дается на уведомление о принятом решении.
  7. Если органом ФМС принимается положительное решение, то гражданину выдается удостоверение беженца. При этом удостоверение личности и миграционную карту он обязан сдать на хранение в органы ФМС.

Удостоверение беженца 

Удостоверение беженца выдается территориальным органом ФМС в местности, где лицо было поставлено на соответствующий учет.

Срок действия удостоверения беженца – 3 года; продление возможно только 1 раз сроком на 1 год.

Удостоверение беженца выдается совершеннолетнему лицу. Все сведения о членах семьи, не достигших 18 лет, вносятся в удостоверения беженца родителей.

Но если лицо прибывает на территорию РФ без сопровождения родителей или законных представителей и ему на момент прибытия не исполнилось 18 лет, то он также получает удостоверение беженца, если ему не будет определен иной правовой порядок пребывания на территории РФ.

Оформление и получение статуса беженца в Москве 

В Москве оформление и получение статуса беженца также осуществляется через органы ФМС. Но, по утверждению руководителя ФМС по Москве, статус беженца присваивается в относительно небольших количествах, так как процесс оформления занимает много времени и в ФМС нет достаточного количества сотрудников.

В частности, складывается ситуация, когда граждане Украины подают заявление на присвоение статуса беженца в ФМС Москвы, а их там не принимают. Более того, кто успел подать ходатайства до обострения ситуации на Украине, также не получили статус беженца.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на 2015 год.

Кроме того, получается правовой коллапс, когда, к примеру, граждане Украины приезжают на территорию РФ и могут временно пребывать здесь 90 суток. Но за это время оформить статус беженца невозможно. Как же быть в этой ситуации?

Возможно несколько альтернативных вариантов продления срока временного пребывания:

Временное убежище в России в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца
Скачать заявление о предоставлении временного убежища
  1. Обращение в органы ФМС для продления. Отказать не должны, так как всем органам ФМС даны указания по беспрепятственному продлению срока пребывания граждан Украины на территории РФ на период внутреннего конфликта.
  2. Подача ходатайства на предоставление временного убежища.
  3. Подача ходатайства о признании беженцем.
  4. Получение разрешения на работу или патента и т.д.

Московской ФМС за свой счет отправляют таких граждан в другие регионы для получения статуса беженца там. А те, кто соглашается подождать, записываются в очередь на следующий год.

Таким образом, оформление статуса беженца в РФ возможно только в органах ФМС. После того как ими будет принято положительное решение о рассмотрении ходатайства, заявитель получит на руки удостоверение беженца.

Оно выдается сроком на 3 года и является документом, официально разрешающим пребывание на территории РФ и дающим право пользоваться различными социальными, медицинскими и иными гарантиями наравне с гражданами РФ.

Источник: https://nsovetnik.ru/bezhency/status_bezhenca_v_rossii_chto_daet_kak_oformit_i_poluchit/

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца на территории Российской Федерации

Здравствуйте, коллеги!

Давно ничего не публиковала по теме трудовой миграции. Тем не менее, вопросов как у наших клиентов, так и у других работодателей, привлекающих иностранный персонал, все равно много.

  • На данный момент остаются актуальными вопросы оформления граждан Украины покинувших страну в экстренном порядке и оформивших в России временное убежище.
  • Нам часто задают вопросы:
  • — должно ли быть у беженцев разрешение на работу?
  • — можно ли брать на работу гражданина Украины со справкой о том, что его документы приняты для оформления временного убежища,
  • — можно ли брать на работу украинца со свидетельством о предоставлении временного убежища на работу в Москву, если свидетельство было выдано в Красноярске?
  • — нужно ли уведомлять органы ФМС и ЦЗН о том, что взяли на работу работников с таким статусом?
  • Эксперты ГК ОСТ объединили эти вопросы и подготовили разъяснение, которое я предлагаю для ознакомления.
Читайте также:  Виза в ливан для россиян в 2020 году: оформление

Временное убежище в России в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г.

№ 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»»[1] в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу, а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг[2] (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников[3].

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство (см. картинку). Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

  1. При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ[4].
  2. При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев[5].
  3. Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре[6].
  4. Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса[7].
  5. Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников[8]. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность[9].

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев — «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.

1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется.

Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г.

№ ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым.

Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган[10].

Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г[11].

  • В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.
  • В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой)[12].
  • Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.
  • Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ. В названой части Закон вступил в силу с 8 октября 2014г.

  1. В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:
  2. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
  3. Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г.

№ 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

Читайте также:  Почему отели турции начали снижать цены в 2020 году?

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г.

№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г.

N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

____________________________________________________________________________

[1] Вступил в силу с 16.05.2014г.

[2] Далее по тексту — работодатель

[3] Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

[4] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[5] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[6] В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

[7] Статья 11 Трудового Кодекса.

[8] Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[9] Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

[10] Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

[12] В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

[13] Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Материал подготовил: Володин Евгений Владимирович (www.ostltd.ru).

Источник: https://HR.SuperJob.ru/trudovaya-migraciya/poryadok-trudoustrojstva-inostrannyh-grazhdan-poluchivshih-vremennoe-ubezhische-ili-status-bezhenca-na-territorii-rossijskoj-federacii-1487/

Порядок трудоустройства в России беженцев и лиц, получивших временное убежище

Прежде всего, следует разделить бытовое понятие «беженцы» от правового статуса иностранного гражданина, которому в Российской Федерации может быть предоставлено политическое убежище, временное убежище или статус беженца.

https://www.youtube.com/watch?v=SdUYqexDM5w

Практика показывает, что иностранцы, и прежде всего граждане Украины, в настоящее время обращаются в компетентные органы за получением двух статусов – «беженца» и «лица, получившего временное убежище». Правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается надлежащими документами:

Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство. Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3 к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

  • Таким гражданам, в соответствии с подпунктами 11 и 12 пункта 4 статьи 13 Закона не требуется получать патент или разрешение на работу, работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  • При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган, выдавший соответствующий документ [1].
  • При этом, как удостоверение беженца, так и свидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев [2] при этом действующими на всей территории России, что в сочетании с отсутствием необходимости получать разрешение на работу не накладывает на данную категорию работников временные либо профессиональные ограничения в части их работы за пределами субъекта местонахождения работодателя.
  • Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.
  • Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса [3].
  • Однако, беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

Так, беженцы признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации [4], равно как и лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации [5]. Следовательно, предоставлять договор (полис) ДМС при трудоустройстве им не требуется.

Также они признаются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [6] и работодателю необходимо уплачивать за них взносы, а право на оплату больничного они получают в общем порядке – после уплаты работодателем за них страховых взносов в течение полугода

В вопросах налогообложения – Налоговый Кодекс устанавливает особый порядок исчисления налоговой ставки в отношении доходов иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище в Российской Федерации – в размере 13% [7].

О заключении договора с такими работниками (а также о случаях прекращения и расторжения таких договоров) следует уведомлять орган власти в сфере миграции по формам, установленным Приложениями №№ 19 и 20 Приказа ФМС России от 28.06.2010г. № 147.

Что касается миграционного учета беженцев и лиц, получивших временное убежище в Российской Федерации — ни Закон о миграционном учете, ни утвержденные Правительством Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации не устанавливают какого-либо специального режима учета по месту пребывания в Российской Федерации указанных лиц.

Однако, некоторую информацию об этом дает Административный регламент, утвержденный Приказом ФМС России от 29.08.2013г. № 364 (далее по тексту – Административный регламент) установлены порядок осуществления миграционного учета данной категории иностранных граждан.

В соответствии с пунктом 101 Административного регламента указанные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания [8].

При этом установлено, что постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, производится в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом.

Согласно положениям пункта 101.3 Административного регламента иностранные граждане, получившие временное убежище на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до одного года. Если срок предоставления временного убежища продлен, срок постановки на учет по месту пребывания продлевается на срок до одного года.

Принимающей стороной для указанных иностранных граждан вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя [9].

Что касается иностранных граждан, признанных беженцами – порядок и правила постановки их на миграционный учет по месту пребывания Административным регламентом не установлены.

Однако, в соответствии с пунктом 101 Административного регламента постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом, то есть на них в полной мере распространяются положения указанных нормативных правовых актов.

Соответственно, иностранцы, имеющие удостоверение беженца, должны быть поставлены на учет по месту пребывания. При этом принимающей стороной для указанных иностранных граждан также вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя.

[1] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274

[2] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274

[3] Статья 11 ТК РФ

[4] Статья 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах».

[5] Статья 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,

Источник: https://sdo-regional.ru/prof-post/poryadok-trudoustrojstva-v-rossii-bezhentsev-i-lits-poluchivshikh-vremennoe-ubezhishche

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector