31 августа, 15:00-18:00.
ВКРАТЦЕ о Гандантэгченлине (монг. Гандан Тэгчинлин хийд) писал полтора месяца назад, когда описывал свой первый поход в крупнейший буддийский монастырь монгольской столицы.
Тогда, помню, меня поразило, как много людей пришло в ранний час на молебн. Вечером первого сентября людей — верующих и туристов — было ещё больше. Благодаря скоплению людей — в храме было не протолкнуться — смог снять несколько фотографий.
..
Через несколько лет Монголия станет обладательницей самой большой статуи Майтрейи в мире — пару лет назад начал работу фонд, который с благословения Далай-ламы приступил к проектированию в 50 км от Улан-Батора грандиозного комплекса «Их Майдар» («Великий Майтрейя»).
В состав комплекса войдут храмы, учебный центр, парк, музей, оранжерея… Высота центральной ступы составит 108 священных для буддиста метров, статуя Майтрейи будет вполовину ниже — её высота составит 54 метра.
Желающие почитать о проекте могут сделать это, пойдя по этой ссылке.
Монголия уже может похвастаться одной из высочайших статуй мира. Она — это статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге. Её высота составляет 40 м.
Когда проходили мимо одного храма, на его крыше увидели паренька-монаха. Когда он спустился, спросили, можно ли войти внутрь, и он, помявшись, позволил нам войти, но фотографировать запретил: «Я бы разрешил, но у нас здесь стоят камеры слежения». Здание не предназначено для посещения туристов. В нём тесно стоят лавки-топчаны со спинками. Оказалось, это храм (в нём имеется вся приличествующая атрибутика буддийского храма), но особый — в нём студенты, которым суждено стать ламами, проводят время, обучаясь буддийской грамоте. От лежавших на топчанах разноцветных подушек-матрасиков исходил бьющий в нос запах пота, грязи. Спросили, спят ли они здесь — нет, спят в другом месте. Мы разговорили паренька. Он скромен, стеснителен. Симпатичен. Ему семнадцать лет, и он в Гандане уже несколько лет. Встречается ли с родными? Нет. За эти годы ни разу не ездил на родину, и родные тоже ни разу не навещали его. Босс спросил, женится ли он, и паренёк сказал, что, если вернётся в родные места, возможно, да. В Гандане, читал, тусуется около полутораста лам. Сколько учеников, неизвестно. Покинув монастырь, прогулялись по аллее. Зашли в одну из лавок. В ней торговали буддийской атрибутикой, книгами. Накупив книг, поехали в центр, на площадь Чингисхана, б. площадь Сухэ-батора.
- 28 августа, 10:30-11:40 ВЕРНУЛСЯ в расположение экспедиции и узнал, что поход в горы отменён — босс решил возвращаться в Иркутск. Что за дела?…
- 28 августа, 9:00-10:00 КАК я писал, за да месяца до нашего приезда, 28 июня, на Аршан сошёл мощный сель. Он обрушился с двух склоновых каров,…
- КОГДА подошёл к Гандану, выглянуло солнце, стало тепло. Казалось, сама природа приветствовала мой приход в храм! Гандантэгченлин (монг. Гандан…
- 20 августа, утро ГОРОД, в котором я проснулся, появился на свет в 1639 г. (так утверждают все источники) и за меньше, чем четыре столетия, поменял…
- 28 августа После схода сели Остановка в пути
Источник: https://atsman.livejournal.com/1723774.html
Монголия. Буддийский монастырь Гандан
Главный действующий монастырь Монголии — это монастырь Гандан в Улан-Баторе. Он был назван «Гандан» в честь одноимённого лхасского монастыря Гаден.
В монастыре находится знаменитая 26-метровая статуя Бодхисаттвы Авалокитешвары.
После варварского разрушения статуи Будды в Афганистане, статуя в Улан-Баторе является самой большой стоячей статуей в мире.
Повсюду располагаются буддийские пагоды, всякие буддийские штучки, молитвенные барабаны, нас сопровождает запах ароматических палочек.
В монастыре живет около 850 монахов.
Везде, где видел статуи буддистских львов Фу, местные жители почему-то пытаются упорно накормить каменные изваяния. От постоянной «кормёшки» статуи приобретают, мягко говоря, не красивый вид.
Вход на территорию монастыря бесплатный. Здесь, как и в любом другом монастыре, тихо. Несметное количество голубей заполонило все внутренние дворики монастыря, корм для голубей продают тут же.
Вход к Будде как положено охраняют собаки Фу.
Древняя легенда рассказывает, что Будду в его путешествиях сопровождала маленькая собачка, которая в случае опасности превращалась в огромного льва и защищала своего хозяина.В буддизме, лев — священное животное. Во времена, когда буддизм появился в Китае, Будду называли — Фо, а его охранников — Львами Будды или Собаками Фо, но позднее Фо заменили на Фу.
А вообще и вправду не совсем понятно кто это собаки или львы?
В разных источниках интернета пишется по-разному. Мне приятнее причислять их все-таки к семейству котэ, поэтому для меня они будут львами.
Итак, в соответствии с верованиями Древнего Китая, лев обладает великой охранной силой он служит покровителем и защитником. Поэтому изображения львов размещают перед дворцами, храмами, священными сооружениями.
Сейчас их можно встретить повсеместно, их устанавливают перед входами в банки, госучреждения, шопинг-моллы, гостиницы, офисные центры и даже просто перед воротами в дом.
Маленькие изображения львов Фу можно часто увидеть и внутри дома и вообще везде, куда хватит фантазии.
Есть несколько неизменных традиционных правил и признаков, в соответствии с которыми львы устанавливаются и изображаются. Они могут незначительно различаться в зависимости от династии и региона.
Каждая, даже незначительная деталь, обычно глубоко символична.1) Львы всегда ставятся парами — лев и львица. Если встать лицом ко входу, то лев всегда будет справа, львица — слева.2) Что касается внешних признаков, то чаще всего лев изображён с шаром-Тама в правой лапе, львица — со львенком в левой лапе.
Уникальная 26-метровая позолоченная бронзовая статуя Будды была установлена во времена и по распоряжению духовного правителя Монголии Богдо-Хана.Во времена Чойболсана она была разрушена и отправлена коммунистами на переплавку в Ленинград.
Только в 1996 году в монастыре была восстановлена новая 25-ти метровая позолоченная медная статуя Будды весом около 20-ти тонн.
Статуя украшена драгоценными камнями и 500 метрами золотой парчи и шелка. Над созданием новой статуи мастерам пришлось трудиться около 5 лет, ее освятил Далай Лама, а золото для нее безвозмездно пожертвовали Япония и Непал.
На территории монастыря находится священное дерево, вернее ствол от дерева, который сохранился при пожаре, когда сгорел весь монастырь.
Ствол является местом паломничества буддистов, нужно три раза обойти вокруг ствола и в прошептать в щель дерева свои желания, которые обязательно сбудутся.
Монголия — страна Великой Степи, колыбель кочевых народов. (4 из 5)
Заходи к нам через соцсеть и получай больше информации,
лайфхаков и общения!
Источник: https://slava-sls.enjourney.ru/fotootchety/mongoliya_buddijskij_monastyr_gandan_1630
Монастыри Монголии — три храма с древнейшей историей
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы предлагаем вам мысленно переместиться в монгольские степи — мы посетим монастыри Монголии.
Мы узнаем, какие особенности имеют монгольские монастыри, как они называются, когда появились. Мы выбрали три интересных, на наш взгляд, храма и спешим рассказать вам о них.
Содержание:Уникальность монгольских монастырейСамый яркийСамый творческийСамый живописныйЗаключение
Уникальность монгольских монастырей
С древних времен монголы были кочевым народом. Вместе с домами-юртами, огромными тюками с хозяйственной утварью, мебелью и одеждой они перевозили с собой первые храмы – бурханы шашны хийд.
Впервые стационарный буддийский монастырь монголов появился чуть позже окончания эпохи средних веков, а именно — в 1585 году, на севере страны, в Халхе. Местные буддисты называли его Эрдэни-Дзу.
На рубеже 17-18 столетий, когда во главе буддийской сангхи Монголии встал первый Богдо гэгэн, в этой местности монастыри начали появляться один за другим. Их строительство и содержание поддерживали все слои населения: имперская власть, ханы, знатные люди и обычные жители.
Богдо гэгэн – глава монгольского буддийского общества. Здесь он считается высшим ламой тибетского буддизма следом за Далай-ламой и Панчен-ламой.
К 1921 году по всей Монголии было больше тысячи храмов. Однако в это время началась революция, учиненная социалистами, а за ней последовали репрессии Чойбалсана. Их жертвами стали буддийские монахи, а монастырские здания либо разрушали, либо конфисковали.
Сейчас те храмы, которые чудом уцелели, вернули сангхе. Часть монастырей отстроили заново. Сегодня в стране насчитывается порядка двухсот монастырей и храмов.
В Монголии они разные, и называются по-разнму:
- Хурээ – монастырь, где монахи обитали все время. Самым известным из них был Их-хурэ – он являлся резиденцией Богдо гэгэна, а его территория разрослась до небольшого города. Сейчас хурээ в Монголии не существует.
- Сумэ – храм, в котором монахи собирались только по особым праздничным дням. Иногда сумэ называли обособленный храм в составе монастыря. Сейчас этим названием именуют храм любого религиозного направления.
- Хийд – монастырь, где раньше монахи вели затворническую жизнь. В наше время так называют любой монастырь буддистов.
В Монголии словом «сумэ» называют все храмы, а словом «хийд» – монастыри.
А сейчас мы хотим рассказать вам про три удивительных святыни Монголии, которые абсолютно точно заслуживают посещения.
Самый яркий
В самом центре столичного Улан-Батора, посреди узких улочек, старых кварталов, высоких заборов и многочисленных лотков с товарами высится необычное здание. Оно пестрит яркими стенами, разноцветной черепичной крышей, а на территории играет буйство природных красок: цветы и сочная зелень.
Местные жители знают, что это монастырь Гандан. Им он известен больше под названием Гандантэгченлин, что значит «Огромная колесница истинной радости». И ведь даже внешним убранством Гандан оправдывает свое название.
Он является самым большим и известным храмом в монгольской столице. Сейчас здесь живет порядка 850 монахов.
Главный вход в Гандан, как и положено по буддийским традициям, выходит на юг. Его охраняют божества, внешний вид которых своеобразен и непривычен для тех, кто плохо знаком с тибетским буддизмом.
Важнейшая ценность монастыря – скульптура Авалокитешвары — будды милосердия. Его здесь называют по-своему – Мэгджид Джанрайсэг. Его статуя примечательна тем, что высится на 26 метров и полностью покрыта позолотой.
Начало было положено, когда в первом десятилетии 19-го века от действующего монастыря Чжебцун Дамбо отделился класс по изучению догм буддизма. Спустя тридцать лет основали первый деревянный храм с позолоченной крышей, а еще через пару лет – деревянный. К концу 19-го столетия Гандан достиг пика процветания – здесь останавливалось порядка 14 тысяч лам.
В тридцатые годы прошлого столетия по стране прошлась волна репрессий, которая не обошла Гандан стороной. Но уже к 1950-му году его вновь открыли, проведя капитальную реставрацию.
С тех пор монастырь зажил новой жизнью. В наше время Гандан – целый монастырский комплекс, куда каждый день стекаются монголы-буддисты и любознательные иностранные туристы.
Здесь находится три главных храма:
- Цогчин;
- Дзу;
- Мэгджит Джанрайсэг – храм, где хранится та самая одноименная статуя.
Их архитектура самобытна, а фасад удивляет деревянной резьбой и живописью.
На территории также находятся многочисленные ступы, пагоды и главное – Духовная академия буддизма. Академия славится тем, что в ее библиотеке насчитывается свыше пятидесяти тысяч священных книжных и рукописных изданий.
Обучение здесь имеет тринадцать направлений буддийского знания, в том числе:
- философия;
- тантра;
- калачакра;
- искусства;
- медицина;
- астрология.
Посетить монастырь Гандан можно в любой день и совершенно бесплатно. Служба начинается рано утром и заканчивается приблизительно к 12 часам. Все остальные желающие могут прийти сюда с 9 утра до 4 вечера.
Самый творческий
В юго-восточной части Монголии, в полусотне километров от города Сайншанд, находится еще один интересный монастырь – Хамарын-хийд. Он был построен в 1820 году и тесно связан с именем Данзанравжаа, который стал выдающимся деятелем «красношапочников» и их просветителем.
Данзанравжаа с малых лет воспитывался в монастырских стенах, потому что после смерти матери бедный отец отдал его ламам, чтобы он хоть как-то выжил. Мальчик был очень способным, предприимчивым, и это нашло отражение во взрослой жизни.
Обладая недюжинным талантом, он написал сотню песен, три сотни поэм (причем половину из них – на тибетском), различные религиозные труды, а также увлекался живописью на холсте.
Изображение Данзанравджаа
За свою жизнь просветитель собрал большую коллекцию ценных артефактов и построил не один монастырь, в числе которых – Хамарын-хийд. Здесь же Данзанравжаа устроил свою резиденцию и основал школу, где обучали разным направлениям гуманитарных наук и искусства:
- пение;
- живопись;
- танцы;
- история;
- тибетская азбука;
- новое для Монголии театральное искусство.
В последующее столетие Хамарын-хийд достиг пика своего развития. Здесь содержалось свыше пятисот монахов. Однако с приходом 30-х годов начались репрессии, и обитель закрыли, предварительно практически сравняв с землей. Только к концу века ее удалось восстановить.
Сегодня монастырь состоит из двух главных храмов и четырех основных частей:
- зуун – восточный дацан;
- баруун – западный дацан;
- цохон;
- дуинхэр.
Популярностью у женщин пользуется строение меем обоо. Оно по форме напоминает грудь, и девушки верят, что если прийти сюда и помолиться, это поможет им найти любимого или родить ребенка.
Кроме этого на территории комплекса находится так называемый шамбалын орон, который окружен 108 ступами.
Есть мнение, что местность шамбалын орон обладает особенной энергетикой, а некоторые и вовсе говорят, что оно поможет раскрыть местонахождение Шамбалы. Такие мысли подтверждал и знаменитый ученый и художник Николай Рерих.
Чуть дальше находятся археологические ценности: древние пещеры, где ламы уходили в уединение для медитативных и йогических практик, 60-миллионные окаменелые деревья, а также километровая гора Хан Баянзурх.
На вершине издревле проводились особые обряды, подношения, поэтому даже сегодня это место считается очень священным. При этом вход сюда разрешается только мужчинам. При практике они пишут на листке желание, сжигают его, а пепел развеивают.
Добраться до Хамарын-хийда можно на поезде или на машине. У главного входа есть просторная автопарковка.
Самый живописный
Совсем недавно – в 2011 году – в ста километрах от Улан-Батора был построен монастырь Аглаг. Всего за несколько лет он настолько полюбился монголам, что каждые выходные они приезжают сюда не только прикоснуться к духовному, помедитировать, но и просто отдохнуть, наслаждаясь единением с природой и тишиной.
Панорама вокруг поистине прекрасна: высокий склон, усаженный розами, усыпанный цветущими кустарниками, гранитные камни причудливых форм, ветвистые деревья, горный источник. Вода здесь чистейшая, холодная и говорят, что ее можно пить, не опасаясь за свое здоровье.
Строительство было проведено благодаря ламе Пурэвбату на его исторической родине. Ему вместе с учениками удалось возвести монастырь, украшенный удивительными барельефами. Строительный процесс, кстати, не обошелся без мистических предсказаний.
Когда было решено возвести «монастырь в пустыне» – именно так переводится Аглаг – Пурэвбат увидел во сне большой камень, и он знал, что на этом месте нужно возвести фундамент. Так и произошло наяву: помощники ламы, проводя раскопки, нашли большой камень – там суждено было вырасти новой святыне.
На найденном камне высекли мантру «Ом мани падме хум», а также изображение ящерицы и скорпиона. Главный вход с левой стороны охраняет лев с головой птицы, а с правой – бобр с рыбьей головой. Внутреннее убранство храма тоже впечатляет: здесь можно увидеть изображение Шамбалы, чуть дальше – ада и рая, а также статую дакини Янжиилхам – покровительницы искусства.
Священный обход Аглаг надо проходить против часовой стрелки. На всю прогулку потребуется не меньше часа.
В монастыре можно помедитировать, зайти в музей, прогуляться по каменистым тропам и даже устроить небольшой пикник. Если нет желания брать еду с собой, на территории можно найти кафе с вкуснейшими местными и европейскими блюдами. А любители приключений и экзотики могут здесь заночевать, остановившись в одной из гостевых юрт недалеко от главного здания.
Здание храма открыто с утра до 19 часов. Символический вход стоит 5 тысяч тугриков, что приблизительно равно 120 рублям.
Заключение
На этом мы сегодня завершаем наш рассказ. Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!Надеемся, что вам было интересно. Если статья вам понравилась, не забудьте поделиться ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые статьи себе на почту!
До скорых встреч!
Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/monastyri-mongolii
Монастырь Гандан
В XVII веке в Их Хурээ (нынешнем Улан-Баторе) стали появляться множество монастырей. Одним из них был Гандантэгчинлин, который был основан в 1838 году по указу пятого Богдо-гэгэна.
Первый монастырь был построен в основном из дерева, а крыша покрыта золотом. В 1840–1841 гг. построен каменный храм Важратары. Главный алтарь в этом храме — статуя Тары Важра, созданная Заназабаром в 1683 году.
В конце XIX в. монастырь занимал обширную территорию, жили около четырнадцати тысяч лам. Со временем постоянно строили новые дацаны и к началу ХХ века их было уже двенадцать. Это Дашчойнпэл, Гунгаачойлин, Ядгаачойлин, Жуд, Зурхай, Врачебный и так далее.
Дацан Дэчингалба
Первоначально храм располагался в центре Их Хурээ. Этот дацан был восстановлен в монастыре Гандан в 1992 году. В центре храма расположен портрет Богдо Хана. Строительство дацана было начато в 1800 году, по указу четвёртого Богдо Хана.
С точки зрения буддистов, посвящение Калачакры — церемония, исполненная глубокого смысла, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности. Обряд приносит гармонию и очищение людям, пространству и всему живому.
Основной деталью посвящения Калачакры является создание мандалы — буддистской модели Вселенной, обители всех просветлённых существ, которая сооружается из песка. Кульминацией обряда является разрушение мандалы.
Дацан Дашчойнпэл
В этом дацане можно не только увидеть, но и послушать основной философский трактат Гунчэн Жамъяаншадува. Этот дацан был основан вторым Богдо Ханом в 1739 году в местечке Долнуур во Внутренней Монголии. В 1756 году переехал в Их Хурээ. В конце 30-х годов был закрыт и вновь восстановлен в 90-х. Сейчас проводятся хуралы более чем 100 лам.
Храм Гандантэгчинлэн
Храм Мэгзэд-Жанрайсиг
Это здание, наверное, самое посещаемое монголами и иностранцами. В нем находится самая высокая статуя Будды. Его трапециевидной формы здание, с крупными золотыми бляшками орнамента, с легким шатром крыши, которую высоко в небе венчает, как и положено, золочёный ганжир.
Храм Мэгзэд Жанрайсиг — это последнее буддийское сооружение в Монголии. Он возведён в 1911-1913 годах, после изгнания из Монголии маньжуро-китайских наместников, во время восьмого Богдо Хана. Посвящён храм Жанрайсигу, что означает — видящий глазами.
Это самый высокий в истории национального зодчества храм. Его высота достигает 42 метров. В архитектуре здания удачно сочетаются два разных материала: кирпич и дерево.
На главном фасаде здания портик из четырех колонн. Деревянные колонны, покрытые красным лаком, имеют широкие капители. Они украшены орнаментальной резьбой и росписью.
Кроме того, по верхней части колонн и капителям проходит нанесённый золотом традиционный национальный узор эвэр угалз.
Называемый роговидным, он представляет собой ритмически повторяющиеся очертания рогов — мотив, рождённый в искусстве кочевников-скотоводов.
Возведением статуи руководил главный министр Богдо-гэгэна Чин ван Ханддорж. Внутренность 25-метровой статуи была заполнена томами Ганжура, мантрами, целебными травами и драгоценностями. Для статуи высотой 25 м (точнее 25,6 м) было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней.
27 октября 1996 года восстановленная на средства от народных пожертвований статуя Жанрайсиг была вновь освящена. Командой скульпторов руководил народный художник МНР Н.Жамба.
Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии золота.
По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе, Богд-Хан-Уул.
В лотосе-постаменте установлена пяти стенная юрта из аймака Булган, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганжура и Данжура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам.
При Гандан с 1970 года действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше миллиона томов книг и рукописей. Сейчас это главный центр буддизма Монголии и носит звание Занабазара. Академия выпускает священнослужителей.
В конце 30 годов ХХ века в Монголии повсеместно закрывались монастыри, исключением не стал и Гандан. Вновь его открыли по просьбе верующих в 1944 году, и он стал единственным официально действующим буддийским монастырям в социалистической Монголии.
На каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. Этот обряд повторяют по несколько раз.
Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца.
Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри.
В начале девяностых годов оставшиеся храмы Гандана отреставрировали и открыли, также, как и библиотеку с монгольскими, индийскими и тибетскими манускриптами. В Гандан вернулись монахи — сейчас их здесь уже около тысячи. Сейчас открыты около 10 храмов. Людей в монастыре всегда много, по сути, это главная “религиозная” достопримечательность Улан-Батора.
Источник: http://www.mongolnow.com/monastyir-gandan/
Буддийский монастырь Гандан — сердце Улан-Батора
Монастырь Гандан – своеобразная визитная карточка Улан-Батора. Посетить дацан будет интересно любому туристу. Буддийский центр Монголии интересен не только историей, но и культовой обрядностью.
Историческая справка
Монастырь Гандан (его полное название – Гандантегченлин) был образован в середине XIX века. Во времена советской эпохи он был единственным буддийским монастырем в социалистической Монголии. На реставрационные работы выделялись правительственные деньги, в том числе из российского займа.
С 1970 г. в монастыре действует Буддийская духовная академия, выпускающая церковнослужителей.
Храмовый комплекс включает 14 культовых сооружений (10 из них открыты для туристов), а также постройки для жилья и хозяйственного типа.
Библиотека Гандана включает более 50 тысяч манускриптов монгольского, тибетского и индийского происхождения. И академия, и библиотека открыты для всех интересующихся буддизмом.
На территории Гандана открыт колледж буддийской медицины. Ведется прием пациентов. В Академии обучают астрологии (курс рассчитан на 10 лет). При монастыре функционирует детский сад.
Буддийские монахи обычно владеют английским языком, достаточным для общения с туристами. Для интересующихся буддизмом посещение монастыря – отличный шанс получить ответы на вопросы.
Информация для туристов
Часы работы: 9:00-16:00. Учтите, что буддийские службы обычно заканчиваются в первой половине дня.
Вход на монастырскую территорию не требует оплаты. А вот за посещение храма Мэгджид-Джанрайсэг иностранные туристы должны заплатить 5000 MNT (около 120 руб.). Фотографировать на территории можно, но не везде: обращайте внимание на указатели (на английском языке). Съемки внутри храмов требуют особого разрешения.
Общее время осмотра храмового комплекса – около 2 часов. Для посещения рекомендуется одежда с длинными рукавами, колени также должны быть закрыты. При посещении храмов необходимо снять обувь.
Снаружи монастырь напоминает тибетскую крепость: маленькая дверь, отсутствие окон, крыша из разноцветной черепицы и фигуры ужасных стражей. Попадая внутрь, вы переноситесь в другой мир, где даже время течет по-иному.
В конце главной тропы при входе находится белый Мэгджид-Джанрайсэг, главная достопримечательность монастыря. Стены храма выложены сотнями изображений Будды долголетия. Внутри скрывается 26-метровая позолоченная статуя Будды. К востоку находится небольшой храм, посвященный Калачакре, гневному буддийскому божеству.
В сувенирном магазине слева от входа продаются нетуристические религиозные артефакты, в том числе миниатюрные медные чаши, картины, благовония и свитки, а также предметы обихода: монгольские фетровые шляпы и носки из верблюжьей шерсти.
Координаты монастыря
Официальный сайт монастыря: http://www.gandan.mn/ (возможно переключение на английский язык).
Точный адрес: Монастырь Гандантегченлин, 16 Хороо, Баянгольский район, Улан-Батор, Монголия. ZIP 16040.
Контактный телефон: 976-11-360-354.
Электронная почта: mbcgandan.info@gmail.com.
Если вы бронируете экскурсию заранее, к вам будет прикреплен персональный гид-переводчик из числа монахов. Упускать такую возможность или нет – решайте сами.
Ставьте лайк и подписывайтесь, если статья была интересна!
Источник: https://zen.yandex.com/media/migrantvisa/buddiiskii-monastyr-gandan-serdce-ulanbatora-5d3300ad998ed600ac6132c0?from=feed&rid=3087216851.511.1572415169425.60811&integration=site_desktop&place=layout
Монастырь Гандан
Монастырский храм бодхисаттвы Авалокитешвары
Еще около века назад иноверцев здесь принимали неохотно, особенно во время богослужений. Сегодня же монастырь гостеприимно приветствует гостей из разных уголков планеты. В обители постоянно и время от времени проживают более 600 монахов, некоторые из них владеют русским языком и могут подсказать, как правильно совершать ритуалы.
Гандантэгченлин традиционно был местом проживания ламской элиты, тут же располагался ламский университет, предмет гордости монголов. Здесь получали образование дети из бурятских, калмыцких семей, представители других районов Азии, в которых исповедовали буддизм.
Только Гандан был наделен правом присуждать ученое звание монахам, изучавшим философию, врачевание, астрологию, искусство заклинания.
Именно в Гандане в 1904-1905 годах обрел пристанище Далай-лама XIII, вынужденный покинуть Лхасу после того, как британцы оккупировали Тибет.
Застраивать монастырский комплекс капитальными зданиями начали с 1809 года. К 1913 г. он представлял собой огороженные, сообщающиеся между собой храмовые комплексы, построенные в разных стилях, в некоторых из которых отчасти проявились элементы китайской планировки.
Ступа в Гандане
Что посмотреть
Каменный лев
У Святых ворот монастыря вас встретят изваяния двух каменных львов. Они расположились на высоких постаментах и выглядят фантасмагорически, походя скорее на свирепых собак. Скаля пасть, выпучив глаза и гневно раздувая ноздри, львы исполняют свое предназначение – охраняют монастырь от темных демонов зла.
Монументальные выбеленные Святые ворота венчает «летящая» крыша, украшенная мистической символикой буддизма. На обеих половинках врат в монастырь можно увидеть весьма колоритные ручки из меди с изображением монстров.
Сквозь их ноздри продеты массивные кольца, к которым привязаны длинные пестрые ленты с начертанными молитвами (дарцоги) – они тоже призваны ограждать святое место от зла.
За оградой монастырского комплекса расположена его административная часть и гостевая юрта, где в праздничные дни на низких расписных столиках ламы расставляют блюда с традиционными лакомствами.
Гандантэгченлин в 1972 году
Главный храм Гандана (гол-сум) расположен в северной части двора монастыря. Он возведен на высоком каменном фундаменте. Храм выглядит очень нарядно благодаря крыше с изогнутыми скатами.
Секрет ее эффектности – в многослойности и броско декорированной «оборке» карниза.
В гол-суме находится одна из главных святынь храмового комплекса – фигура Очирдара, отлитая самим Ундэр-гэгэном Дзанабадзаром.
Очирдар (Ваджратара) является квинтэссенцией всех богов буддийского пантеона.
Его корона украшена миниатюрными медальонами, на которых изображены пять дхияни-будд (главных будд созерцания, постоянно обитающих на небесах и не воплощающихся в людях).
Фигурка Очирдара, отлитая в бронзе, достаточно миниатюрна (ее высота 73 см), однако в ней воплощено величие духа божества, его гармония и совершенство. Серьги и браслеты Очирдара украшены тонко выполненными национальными орнаментами.
Вдоль одной из фасадных стен храма под непритязательным навесом из дерева выстроились в ряд молитвенные цилиндры (хурдэ), в которые вкладывают листки с текстами молитв (мани).
Согласно ритуалу, сколько раз повернете хурдэ – столько молитв и прочтете, и такое же количество грехов вам будет отпущено.
Когда-то эти хурдэ буквально опоясывали Ургу, являясь яркой деталью феодальной Монголии, где основная часть населения была набожной, но неграмотной.
Молитвенные цилиндры
Недалеко от гол-сума расположен соборный храм Гандана – цогчин, в архитектуре которого переплелись китайские и монгольские традиции. Среди окружающих его монастырских построек цогчин выделяется своей кровлей.
Занимая большую часть пространства храма, она на самом верху срезана, а на квадратной площадке, окаймленной перилами, построен гонхон – башенка с крышей, имеющей изогнутую форму, покрытой листовой позолоченной медью. Ее венчает золоченый шпиль (ганжир).
В праздничные дни с крыши храма ламы, трубя в ритуальные раковины, созывают прихожан.
Внутреннее пространство цогчина выглядит очень нарядно и типично для ламаистских культовых сооружений, в которых просматривается традиционный для монголов символ круга.
Как и в других ламаистских храмах, колонны здесь созданы из дерева красного цвета, декорированные, интерьер украшен тканями из парчи и шелка. В сумраке цогчина завораживает взор мерцающий алтарь, посреди которого расположено впечатляющее изваяние Будды-Учителя.
Он окружен скульптурными и живописными изображениями божеств – медными, позолоченными, бронзовыми, серебряными. У каждого из них можно увидеть дымящиеся курильницы.
Справа от входа, за колоннами, тянется ряд бурэ – труб, звуки которых сопровождают службу и схожи с ревом слонов. Длина их стволов около трех метров.
Храм Мижид Жанрайсиг
Самую именитую достопримечательность монастырского комплекса, храм Мижид Жанрайсиг, опоясывает собственная высокая ограда.
Его монументальное побеленное здание в форме трапеции, с узкими проемами окон-бойниц и воздушным шатром кровли, которую высоко в небесах традиционно венчает золотой ганжир, является символом старой столицы.
Этот храм был построен в 1911-1913 годах, после выдворения из страны маньчжуро-китайских правителей. Он посвящен Жанрайсигу (Будде Авалокитешваре – Великомилосердному). Это высшее существо также называют «Видящий глазами».
Посвящение не было случайным, а было рассчитано на то, что Великомилосердный, которому приписывали дар исцелять слепых, вернет зрение повелителю державы и главе монгольских буддистских монахов – Богдо-гэгэну VIII, практически ослепшему к тому времени.
Храм Мижид Жанрайсиг – самое высокое культовое сооружение в истории монгольского зодчества. Его высота составляет 42 метра.
В архитектуре храма гармонично дополняют друг друга кирпич и дерево, его деревянные колонны, покрытые красным лаком, украшает орнаментальная резьба и роспись, а их капители декорированы нанесенным золотом традиционным национальным узором.
Массивная кирпичная часть храма Мижид Жанрайсиг контрастирует с легким ажурным коричнево-красным деревянным верхом – двухъярусным, с «летящими» крышами.
Главное сокровище храма – статуя бодхисаттвы Авалокитешвары. Ее высота 26 м, она создана из меди и покрыта сусальным золотом, добытым в Монголии. Изваяние украшают 2228 драгоценных камней, 186 из которых были найдены на территории страны.
По центру его полости установлен одиннадцатиметровый ствол лиственного дерева, срубленного на священной горе Богд-Хан-Уул.
В постаменте, имеющем форму лотоса, находится юрта, а также военная амуниция, целительные травы, драгоценные украшения, религиозная литература, подаренная Далай-ламой XIV и другими известными священнослужителями.
Эта статуя украсила храм в 1996 году, и она является восстановленной копией изваяния, созданного в начале ХХ века. По неподтвержденным сведениям, в начале Второй мировой войны, постамент и большая часть оригинальной статуи были вывезены в Советский Союз, где их переплавили на снаряды.
Красивый и стройный храм удачно расположен на холме, и венчающий его ганжир, который отличается отчетливой архитектурной формой, виден с любой точки Улан-Батора.
Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары
Посетителям
При входе в монастырь Гандантэгченлин туристы покупают билеты, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно. В общей сложности это обойдется в сумму от 8000 MNT (монгольских тугриков), а что составляет около 200 рублей.
Постарайтесь попасть сюда во время проведения религиозных церемоний (они, как правило, начинаются около 9 утра). На экскурсию лучше отправляться в сопровождении гида, иначе многие интересные объекты и детали можно пропустить.
Стоит сказать, что ваше впечатление от монастыря могут омрачить карманные воры, которые «работают» здесь с высоким профессионализмом. Так что будьте внимательны и не берите с собой крупные суммы денег.
В качестве сувенира приобретите, например, «поющую вазу». По форме продающиеся ритуальные сосуды схожи, но звучат по-разному.
Источник: https://wikiway.com/mongolia/ulan-bator/monastyr-gandan/
МОНГОЛИЯ: ЧЕРЕЗ ПУСТЫНЮ ГОБИ И МОНГОЛЬСКИЙ АЛТАЙ — анонс путешествия
?
Category:
- Двадцатая юбилейная программа.
- С 29 августа по 25 сентября 2015 года
- Руководитель группы / проводник: Вячеслав Киплюкс
Маршрут этого путешествия проходит по незаселенной, самой пустынной и девственной части планеты. Эти места овеяны легендами и былями. Именно здесь редкие экспедиции и местные жители встречали снежного человека. Здесь водится гобийский медведь мазалай, снежные барсы, а горные озера кишат рыбой. Эти места полны артефактов, оставленных древними цивилизациями. На земле можно найти сердолики, а под землей – ископаемые кости динозавров.
ПРОГРАММА:
1 день29.08 | Улан-Батор | Улан-Батор — начало экспедиции. Выезд в центральный храм Улан-Батора Гандан.Музей естественной истории Улан-Батора, изучение палеонтологической экспозиции музея.Выезд на автомобилях к горному хребту Зоргол Хайрхан Уул, где находится место осеннего стойбища Чингисхана. Рядом с пещерой прямо из скалы струится святой источник с кристально чистой водой. |
2 день30.08 | Бага Газрын Чулуун, аймак Дундговь, Их-Газрын-Чулуун | Доезжаем до природного заказника Бага Газрын Чулуун, где в уникальных природных ландшафтах водятся разнообразные дикие животные.Едем по пустыне Гоби через аймак Дундговь. Ночуем в пустыне, в природном заказнике Их-Газрын-Чулуун среди необычных живописных гор с зубчатыми вершинами.Размещение — палаточный лагерь |
3 день31.08 | Улгий Хийд | Приезжаем в затерянный город-монастырь Улгий Хийд. Путь к Улгий Хийду разнообразен: обилие рощ, развесистых тополей (оазисов), полное отсутствие монгольских юрт и машин. За последние 3 года из российских экспедиций эту местность посещали только наши группы.Здесь живет семья хранителей-смотрителей монастыря. Они нас встретят, проведут по роще окаменевших деревьев, покажут монастырь, а затем проведут тайной тропой к обо Чистого Сердца.Размещение — палаточный лагерь. |
4 день1.09 | Дэмчигийн Хийд в горах Хан-Богд-Уул | Монастырь Дэмчигийн Хийд в горах Хан-Богд-Уул – энергетический центр Земли. Руины монастыря эффектным амфитеатром расположились у подножия монолитной скалы, одиноко возвышающейся в центре долины.Монастырь Дэмчигийн Хийд представляет собой мандалу буддистского божества Чакрасамвары — божества медитации. Правильная духовная практика приводит человека к внутреннему блаженству от протекания жизненных элементов по энергетическим каналам.Размещение — палаточный лагерь. |
5 день2.09 | Заповедник Ёлын-Ам | Уникальное творение природы заповедник Ёлын-Ам.Падь Ёлын-Ам находится на высоте 2109 м. По дну её несется шумный горный поток, который, низвергаясь со скалы, образует живописный водопад. В срединной части ущелья Ёлын-Ам высится двухсотметровая вершина, с которой дождевая вода падает четырьмя эффектными водопадами после дождей.Размещение – палаточный лагерь |
6 день3.09 | Хонгорын Элс | Пересекаем хребет Гоби-Алтай. Шестой день путешествия откроет перед нами чарующие пески Хонгорын Элс.Утром мы совершим подъем на песчаные барханы (максимальная высота — 300 м), простирающиеся на 200 км в длину. Здесь мы будем искать фантастического червя олгон-хорхоя – не только героя легенд и преданий, но и, возможно, реально существующего животного.Размещение — юрточный кемпинг |
7-8 дни4-5.09 | Нэмэгэту | Этот день приведет нас в Нэмэгэтинскую впадину, долину динозавров – дно древнего водного бассейна.В 1946 году палеонтологическая экспедиция Академии наук СССР открыла здесь богатейшее местонахождение этих древних гигантских животных.В экспедиции 2006 года участники экспедиции нашли здесь череп тираннозавра. В 2009 году Вячеслав Киплюкс нашел здесь фрагменты скелета бронтозавра.Размещение — палаточный лагерь |
|
Источник: https://tasmania-gal.livejournal.com/406774.html
Монастырь Гандан (Gandantegchinlen Monastery)
Монастырь Гандан (полное название Гандантэгчэнлин Хийд, что в переводе с монгольского означает «Остров совершенной радости») – буддийский монастырь в Улан-Баторе, один из самых почитаемых монастырей Монголии. В период социализма (1944-1990гг.) оставался единственным действующим местом отправления религиозного культа в стране.
Монастырь был основан в 1835г. (по другой информации – в 1838г.) для монахов буддийской школы «Гандан», названной так в честь тибетского монастыря Гаден.
Надо отметить, что монгольский буддизм взял многое из тибетской школы «жёлтых шапок» (так называемая Гелугпа), которая считает, что буддой можно стать при жизни.
Особое значение придаётся монашеской дисциплине и изучению философских составляющих буддизма (цанид), фактически монгольский буддизм «заточен» под монастырское бытиё. Поэтому, монастыри в Монголии значат очень и очень многое для истинно верующих.
В период 1938-1944гг., монастырь был закрыт – в это время шли масштабные репрессии в отношении монгольского духовенства со стороны коммунистического правительства Чойбалсана, с 1944г. Гандан вновь открыт по просьбам верующих.
Сейчас в монастыре проживают около 150 монахов, хотя в начале XX века их число достигало 14 тысяч человек.
При этом монастырь остаётся важным паломническим центром не только для буддистов Монголии, но и для всего буддистского сообщества.
Монастырской святыней является 26-метровая статуя бодхисатвы Авалокитешвары – «Взирающего господа». Статуя была построена в 1911-1913гг. по инициативе Далай-ламы XIII, под личным контролем Богдо-гэгэна VIII (третье лицо в иерархии тибетских буддистов). Внутри статуя была заполнена томами Тибетского канона, мантрами, целебными травами и драгоценными камнями. В 1938г.
статуя была демонтирована по приказу Чойбалсана и, согласно легенде, отправлена в СССР (однако никаких следов статуи или её частей на советской территории до сих пор не найдено). В 1996г. статуя Авалокитешвары была восстановлена на пожертвования верующих, сейчас она вся покрыта сусальным золотом и украшена огромным количеством драгоценных камней.
Поклониться ей приезжают тысячи паломников со всей буддистской Азии.
В монастыре есть небольшая комната, в которую всегда стоит очередь из самых разных людей (причём в очереди можно увидеть не только монголов).
Это комната астрологов-предсказателей (сами монголы называют их шаманами), которые видят будущее. Люди обращаются к ним по самым разным вопросам, но, в основном, конечно, просят совета.
Говорят, что советы шаманов весьма точны, хотя и рассчитаны только на ближайшее будущее.
Зарегистрируйтесь или Войдите, чтобы оставить комментарий
Источник: http://www.exomapia.ru/places/281688