Что могут истребовать в ходе камеральной проверки?

Если результаты камеральной проверки будут негативными, бизнес может лишиться права на льготы и вычеты и получить штрафы. Рассказываем, как этого не допустить.

Что проверяет налоговая

Камеральная проверка — это проверка деклараций по всем налогам: например, по НДC, налогу на прибыль, налогу при УСН, НДФЛ.

Ее автоматически проходят все физлица, предприниматели и компании, когда сдают декларации в налоговую.

Цель камеральной проверки — убедиться, что бизнес или физлицо не допустили ошибок и ничего не должны государству. Дальше будем говорить только про ИП и компании.

Во время камеральной проверки проверяют:

  • все ли нужные документы предоставлены;
  • соблюдены ли сроки подачи документов;
  • есть ли ошибки в документах;
  • правильно ли рассчитана налоговая база;
  • правильно ли рассчитаны суммы налогов;
  • имеете ли вы право на выбранную налоговую ставку и льготы.

Если все будет в порядке, проверка будет пройдена. Обычно в таких случаях предприниматели даже не подозревают, что их проверяли, потому что налоговая ничего не сообщает.

А вот если инспектор найдет несоответствия, предпринимателю пришлют акт налоговой проверки.

Виды камеральной проверки

Официально у камеральной проверки не бывает разновидностей, но по характеру проведения ее можно разделить на стандартную и углубленную.

Стандартная проверка. Это проверка в автоматическом режиме. Ее проходят все физлица, ИП и компании. Инспекторы вводят отчетность в специальную программу «Налог 3». Программа автоматически проверяет расчеты, сравнивает показатели с предыдущими отчетными периодами, находит ошибки и противоречия.

Если программа не находит противоречий, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная проверка. При такой проверке инспектор проверяет компанию самостоятельно. Она может начаться в двух основных случаях:

  • если программа найдет ошибки в расчетах при стандартной проверке;
  • если предприниматель или компания хочет получить льготы и вычеты.

При углубленной проверке инспектор собирает больше информации о бизнесе, анализирует данные и принимает решение, есть нарушения или нет.

Требовать объяснений от налогоплательщика. Налоговая может запросить уточненную декларацию и подтверждающие документы или вызвать налогоплательщика в ФНС.

Запрашивать у госучреждений, контрагентов и банков информацию о налогоплательщике. Например, об открытых счетах и оборотах на них, об имуществе, которое принадлежит бизнесу.

Допрашивать свидетелей. Например, бухгалтера компании или ее руководителя.

Привлекать специалистов. Например, переводчика, инженера или другого эксперта в бизнесе, который проверяют. Специалист поможет налоговой понять, все ли работает так, как говорит предприниматель.

Проводить экспертизу. Например, проверять соответствие подписей в счетах-фактурах и паспорте руководителя.

Этапы и сроки проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка начинается автоматически после подачи декларации: данные проверяют автоматически и если программа находит несоответствия, начинается углубленная проверка. Углубленная проверка может пройти незаметно для налогоплательщика или инспекторы могут найти несоответствия и попросить объяснений.

Представим этапы камеральной налоговой проверки на схеме:

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки? Камеральная налоговая проверка чаще всего проходит незаметно для налогоплательщика: как правило, он узнает о ней, если что-то идет не так

Налоговая не обязана уведомлять налогоплательщика о том, что он прошел камеральную проверку. Узнать, что проверка идет, можно по косвенным признакам: если налоговая запрашивает документы или вызывает бухгалтера для дачи показаний. Если ничего подобного не происходит, значит, скорее всего, проверка пройдена успешно.

Следить за ходом проверки можно в кабинете налогоплательщика.

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки? Так выглядит информация о камеральной проверке в кабинете налогоплательщика: стандартная проверка закончилась, 8 апреля началась углубленная — налоговая запросила пояснения расчетов

Камеральная налоговая проверка по закону занимает до трех месяцев, но может длиться дольше по настоянию ФНС. В таком случае инспекторы пришлют уведомление о продлении проверки.

Когда инспекторы могут запрашивать документы

При стандартной камеральной проверке инспекторы не имеют права запрашивать дополнительные документы о ведении бизнеса.

При углубленной проверке запросить документы могут только в некоторых случаях:

  1. Нестыковки в расчетах. Например, если программа посчитает одну сумму налога, а вы заплатили другую.
  2. Подача уточненной декларации. Если подать уточненную декларацию в налоговую, инспекторы в любой момент имеют право запросить первичную документацию, счета-фактуры, регистры.
  3. Льготы в налоговых декларациях. Если компания воспользовалась какими-либо льготами, инспекторы могут попросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу.
  4. Декларация по прибыли с убытком. Инспекторы могут попросить рассказать, почему бизнес работает в минус.
  5. Возмещение НДС. Если компания работает с НДС, возмещение выплачивают из бюджета. Поэтому налоговая может в любой момент запросить подтверждающие документы для возмещения НДС.

Если во время углубленной проверки пришел запрос документов, компания или ИП обязаны прислать их в течение 10 дней.

Какие документы запрашивают инспекторы

Перечень документов не ограничен — ниже примеры документов для разных систем налогообложения.

Патент. Инспекторы могут запросить книгу учета доходов и расходов, договоры с сотрудниками, товарные накладные, акты выполненных работ, платежные поручения.

УСН, ЕСХН. Выдержки из регистров налогового и бухгалтерского учета, обороты по счетам, первичные бухгалтерские документы.

ОСН с НДС. Счета-фактуры, акты, договоры с поставщиками, книги продаж, книги покупок.

Налоговые инспекторы при запросе должны указать точный список документов, которые нужно представить.

Частые ошибки и нарушения

При камеральной проверке инспекторы могут найти разные несоответствия — в оформлении документов, в расчетах, в динамике оборотов. При подаче декларации рекомендуем обращать внимание на эти моменты, чтобы избежать дополнительных вопросов налоговой.

Ошибки в оформлении документов. В декларациях отчетные периоды нужно указывать цифровыми кодами, в них легко ошибиться. Например, по налогу на прибыль код за первый квартал — 21, за второй квартал — 22, за полугодие — 31.

Налогоплательщик не заплатил пеню. Налоги и пени нужно перечислять на разные счета — чтобы их заплатить, нужно два платежных поручения. Если налогоплательщик просто заплатит больше налога, не оформляя еще одну платежку, автоматически пеня не покроется.

Расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы могут заподозрить компанию в завышении затрат — могут попросить подробных разъяснений.

Как налоговая сообщает о результатах проверки

Инспектор может сообщить о результатах проверки в кабинете налогоплательщика, в сервисах электронного документооборота или по почте.

Результаты стандартной проверки могут быть следующими.

Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка автоматически завершается. Инспектор не будет присылать никаких уведомлений — можно работать дальше.

Если есть несоответствия. Инспектор составляет акт, в котором фиксирует все нарушения и недочеты, и отправляет его в течение 10 дней после окончания проверки. С этого момента начинается углубленная проверка.

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки? Акт не имеет юридической силы в суде, но по нему можно понять, на что налоговая обратила внимание

Результаты углубленной проверки могут быть следующими.

Если все в порядке. Камеральная налоговая проверка завершается. Специальных уведомлений инспекторы не присылают — просто перестают запрашивать дополнительные документы.

Если есть несоответствия. Инспектор составляет решение, в котором описывает нарушения и сроки их исправления. В течение 10 дней он должен прислать решение налогоплательщику. После этого можно оспорить решение в суде или согласится с ним, обычно это означает оплату штрафа.

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки? Решение — официальный документ от налоговой, который можно использовать в суде

Если не пройти камеральную налоговую проверку, может начаться выездная, когда инспектор приедет в офис и начнет допрашивать сотрудников и проверять всю отчетность.

Как оспорить результаты проверки

Предприниматель или компания может не согласиться с решением камеральной налоговой проверки. К примеру, компания уверена, что правильно рассчитала налог, и хочет оспорить решение налоговой о доначислении. Тогда она может подать возражение в вышестоящую налоговую службу. Срок подачи — в течение года со дня вынесения решения.

Часто чтобы правильно составить возражение, нужна помощь бухгалтера. Рекомендуем обращаться к проверенным специалистам, которые грамотно подготовят документы. Это повысит вероятность, что налоговая признает вашу правоту.

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки?

  • До 4 месяцев бесплатного обслуживания
  • До 500 000 ₽ на сервисы партнеров
  • Бесплатная онлайн-бухгалтерия

Подробнее

Камеральная проверка в 2021 году | ГК ЛАД

Порядок, сроки, документы, полномочия налоговой службы, особенности камералки по НДС

В конце каждого отчетного периода налогоплательщик отправляет в контролирующие органы декларации и отчеты. Задача камеральной проверки – выявить, соблюдены ли законы РФ при их оформлении.

Чтобы не волноваться, все ли бумаги подготовлены правильно и вовремя, пользуйтесь проверенным софтом СБИС: он автоматически ведет график отчетности и обновляется в соответствии с современными требованиями законодательства.

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки?

Электронная отчетность

Сервис передачи отчетов в контролирующие органы через интернет. Скорость, конфиденциальность и защищенность, автоматическая проверка перед отправкой.

узнать подробнее

Как и когда проводится

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки?

​Эти вопросы регулируются Налоговым кодексом РФ (ст. 88).

Согласно правилам, проверка стартует после отправки в налоговую отчета или декларации и должна быть проведена в течение трех месяцев. Отдельное правило действует только для НДС: время зависит от сроков подачи отчета. Кроме того, проверка по НДС может затянуться до полугода, если речь идет об иностранной компании, предоставляющей услуги в электронном виде.

Когда последний день приходится на праздник или выходной, срок сдвигается на следующий рабочий день.

Специального уведомления или разрешения предпринимателя не нужно. Вы получите сообщение от ФНС, только если она найдет ошибки или несоответствия в ваших документах и потребует их исправить.

Кстати, за пределами камералки инспекторы не могут требовать данные по начислениям и вычетам.

Что может предпринять налоговая в ходе камеральной проверки

  • Истребовать документы у налогоплательщика
  • Истребовать информацию у контрагентов и других лиц
  • Допросить свидетелей
  • Провести экспертизу
  • Запросить переводчика (эксперта)
  • Осмотреть документы и вещи (с согласия налогоплательщика)

Когда налоговая может запросить дополнительную информацию

Это возможно, если:

  • в декларации по НДС есть несовпадения с отчетностью контрагента;
  • замечены расхождения со сведениями, которые уже есть у инспекторов;
  • не хватает обязательных документов;
  • заявлена сумма НДС к возврату;
  • есть заявка на льготы;
  • в расчете по взносам присутствуют суммы, которые не облагаются, или пониженные тарифы;
  • отчеты касаются налогов, которые связаны с использованием природных ресурсов;
  • декларация по налогу на прибыль или НДФЛ отправлена участником договора инвесттоварищества;
  • уточненка сдана больше чем через два года после первой декларации.

За каждый несданный документ грозит штраф в 200 руб.

Как предоставить пояснения и уточнения

Предположим, вы получили требование предоставить пояснение к декларации. Тогда у вас пять рабочих дней, чтобы прийти в отделение ФНС самостоятельно и подать их письменно, отправить по почте или через интернет. В последнем случае понадобится ЭП.

Возможно, придется подать уточненную декларацию.

Читайте также:  ПФР утвердил новую форму СЗВ-ТД

Итоги

Если ошибок и недочетов не найдено

Уведомлений вы не получите. Проверка просто автоматически заканчивается.

Если найдены нарушения

  • После окончания проверки, в течение десяти рабочих дней, будет составлен акт;
  • еще в течение пяти рабочих дней он должен быть доставлен проверяемому;
  • у налогоплательщика есть месяц, чтобы заявить о своем несогласии с актом;
  • и еще за десять рабочих дней глава отделения ФНС должен изучить все материалы и принять решение, привлекать ли налогоплательщика к ответственности. Если есть спорные вопросы, время могут продлить на месяц.

Если вы сдаете отчетность с нами, скорее всего, такой ситуации не возникнет: все будет подготовлено в полном объеме и точно в срок. Следить за правильностью отчетов проще всего с сервисом «Суперсверка» от СБИС.

Главное преимущество в том, что программа выполняет комплексную и тщательную проверку заранее, еще до отправки файла, а результаты сверок отображаются на одном экране. Стоимость — 5000 руб. в год.

За эти деньги вы получите уверенность, что все отчеты составлены со стопроцентной точностью. Подробнее об этой возможности рассказано в нашем видео.

В 2021 году

  • С 1 июля этого года у налоговиков будет в распоряжении еще одно основание, чтобы затребовать данные к отчетности, а также новые обстоятельства для приостановки и возобновления камералки.
  • ИФНС сможет требовать пояснения по действиям, не подлежащим или освобожденным от налогообложения.
  • Сейчас можно запрашивать дополнительные разъяснения по льготам, которых нет у других категорий налогоплательщиков.

Планируется, что в Налоговом кодексе будет уточнен перечень случаев, когда налоговая может не принять отчет.

Один из них – подпись деклараций лицом, которое не обладает такими полномочиями.

Также меняются правила проведения возобновленной проверки. Пока схема такая: если камералка не закончена, а уточненная декларация уже предоставлена, проверка переключается на второй вариант. Если налогоплательщик получит уведомление, что его отчеты не приняты, инспекция возобновит проверку первого.

Обновленная версия правил предполагает, что в срок проверки, которая возобновлена, не будет включаться время, потраченное на прекращенную камералку. Информация, которая появилась у ИФНС в процессе прекращенной проверки, может быть использована для налогового контроля.

Проверка декларации по налогу на добавленную стоимость

Отдельно рассмотрим этот вопрос, так как суд в начале текущего года четко определил, какие документы налоговая вправе истребовать, проводя камералку по НДС.

Компания подала декларацию, заявив в ней налог к возмещению. ИФНС дополнительно истребовала большой пакет документов, но организация решила, что эта информация напрямую не относится к вычетам, и обратилась в арбитражный суд Северо-Западного округа. Тот принял сторону компании, отметив, что налоговики могли потребовать лишь счета-фактуры и первичные документы.

При этом были также запрошены:

  • договоры;
  • акты сверки;
  • акты о зачете взаимных требований;
  • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • доверенности.

Инспекция сослалась на утверждение, что эти сведения подтверждают договорные отношения и выполнение взаимных обязательств, а они необходимы для проверки по ст. 54.1 НК РФ. Но, по мнению АС, данная статья не определяет схему камеральной проверки и, следовательно, не способна снять ограничения.

https://www.youtube.com/watch?v=wejhddL4nRY\u0026t=16s

Остались вопросы? Позвоните по номеру (831)2-333-666, и наши менеджеры расскажут подробности о системе, покажут, как она работает, и предоставят демоверсию.

Требование о предоставлении документов (информации) от ИФНС: инструкция по применению

Каждому предпринимателю, директору, главному бухгалтеру знакомо чувство легкой тревоги при получении требований налоговых органов о предоставлении документов (информации). Требование может касаться самого налогоплательщика, его контрагентов, знакомых и незнакомых третьих лиц.

Наряду с требованиями, нередко поступают уведомления о необходимости дать пояснения, в том числе письменные, которые мало отличаются от требований по содержанию. Требования могут прийти в рамках начавшейся проверки или на этапе предпроверочного анализа, обозначая интерес инспектора.

Попробуем разобраться, как сберечь время, нервы и бумагу в принтере, если требование пришло, и как при этом не нарваться на штрафы за его невыполнение.

В последние годы НК РФ дает инспекторам все новые и новые возможности для запроса документов, судебная практика отворачивается от налогоплательщиков, а налоговые инспектора входят во вкус, направляя все больше и больше требований и запрашивая пояснения. В результате количество требований, составляемых налоговыми органами, достигло апогея.

Для начала разберёмся, что и у кого может запрашивать инспектор:

По ст.ст. 88, 93 НК РФ в рамках камеральной проверки По ст.ст. 89, 93 НК РФ в рамках выездной проверки По ст. 93.1 НК РФ в рамках «встречной» проверки Вызов для дачи пояснений, в том числе письменных, на основании (подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ)
В отношении самого налого-плательщика  — Документы, которые подаются вместе с налоговой декларацией; — Документы, подтверждающие убыток (уменьшение суммы налога), заявленный в уточненной декларации, поданной спустя 2 года после подачи первичной декларации; — Иные документы, предусмотренные ст. 88 НК РФ, связанные с проверками применения льгот, уплатой НДС, инвестиционных товариществ, возвратов подакцизных товаров, услуг иностранных организаций, состоящих на учете в РФ, операций, освобожденных от обложения страховыми взносами, вычетов при продаже товаров по tax free, инвестиционных вычетов. Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов в проверяемом периоде.  Документы и информацию относительно конкретной сделки, при отсутствии камеральной или выездной проверки, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость их получения.  Пояснения о любых аспектах деятельности налогоплательщика, в том числе с обязанностью приложить подтверждающие документы. Сроки ответа устанавливаются инспектором произвольно. 
В отношении Вашего контрагента  Не запрашиваются. Не запрашиваются.  Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой налогов.  Пояснения о специфике взаимоотношений с контрагентом. 
В отношении третьего лица — то есть организаций/ИП, с которыми Вы как налого-плательщик напрямую не имеете договорных отношений  Не запрашиваются.  Не запрашиваются.  Любые имеющиеся документы и информацию, если проверяемое лицо связано с Вами «по цепочке» поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).   Не запрашиваются. 
Санкции за неисполнение  Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов. Непредоставление сведений, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ — штраф 5 000 рублей.  Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Возможна выемка документов.  Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ). Несообщение информации, — штраф 5 000 рублей.  Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица — штраф от 500 до 1 000 рублей для ф.л., и от 2 000 до 4000 рублей для должностных лиц (19.4 КоАП РФ) 

 

А теперь более подробно.

Что могут запросить при проверках?

Суровая реальность: все, что хоть как-то связано с исчислением уплатой проверяемых инспекцией налогов может быть истребовано у кого угодно.

Складывается стойкое впечатление, что скоро никого не удивит истребование, например, свидетельства о рождении главного бухгалтера, ведь именно главный бухгалтер отвечает за исчисление и уплату налогов в компании.

Обратной стороной медали выступает возможность злоупотребления должностными лицами налоговых органов своими полномочиями.

И именно из-за таких злоупотреблений, а вовсе не из-за желания налогоплательщика сокрыть компрометирующую его информацию, часто возникает нежелание отвечать на запросы налоговых органов. А иногда бывают и откровенные глупости.

Так, совсем недавно в Свердловской области и Челябинской областях налогоплательщикам приходили требования с просьбой представить «документы, подтверждающие выполнение работ непосредственно в космическом пространстве».

Скорее всего, данная формулировка была транслирована из ст. 164 Налогового кодекса РФ, предусматривающей применение ставки 0%, и бездумно скопирована из требований, выставленных какой-либо из структур Роскосмоса. Однако для бухгалтеров других компаний такие формулировки, дававшие повод задуматься о бескрайних просторах вселенной, вызывали недоумение и ухмылку.

В рамках выездной проверки могут запрашиваться любые документы

Пункт 12 статьи 89 НК РФ содержит лишь одно ограничение: они должны быть связаны с исчислением и уплатой налогов. В Письме ФНС России от 25.07.

2013 № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок», налоговая служба описывает то, какие документы и информация могут интересовать проверяющих, не намного подробнее: 

«в ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки».

Какого-либо исчерпывающего перечня таких документов нет, соответственно, объем и состав запрашиваемых документов и информации фактически не ограничен.

Требования в рамках «встречных проверок»

Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.

Читайте также:  Путевой лист автокрана. Бланк и образец 2021-2022 года

Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.

Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика.

Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик.

Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.

  • Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.
  • Эта связь не обязательно должна быть прямой.
  • В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.

Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.

Требования, выставленные в рамках предпроверочного анализа.

Если вы получили требование, в котором есть фраза «Вне рамок налоговых проверок», и вас просят представить документы, относящиеся к одному или нескольким налоговым периодам, то, «поздравляем» — с большой вероятностью вы являетесь претендентом на выездную налоговую проверку.

Приведем пример реального требования, полученного контрагентом одной группы компаний, подозреваемой налоговыми органами в искусственном дроблении бизнеса:

Что могут истребовать в ходе камеральной проверки?

Такие требования используются инспекторами очень широко, и информация о вас аналогичным требованием может быть запрошена у всех ваших контрагентов.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает среди мероприятий налогового контроля проведение предпроверочного анализа, однако отвечать на такие требование придется.

Что учесть при подготовке ответа на требование, выставленное вне рамок налоговых проверок?

Налоговый кодекс РФ содержит правило, согласно которому вне рамок налоговых проверок инспектор может запросить документы и информацию о конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если у налоговых органов возникла обоснованная необходимость их получения.

Из данного правила следует, что налоговый орган должен указать сведения, позволяющие определить ту самую конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, и налоговый орган должен обосновать необходимость их получения.

Сведениями, позволяющими конкретизировать сделку (сразу отметим, что это может быть сразу несколько сделок), могут быть реквизиты договора, счетов-фактур и так далее. И по такой конкретной сделке можно запрашивать любой объем документов, любую информацию.

Истребование документов при камеральной налоговой проверке

Камеральные проверки вполне привычны для любого налогоплательщика, так как они являются, по сути, основным мероприятием налогового контроля. Проводя камеральную проверку, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, получить объяснения и интересующие ее сведения.

Какие документы могут быть истребованы? Как быть, если их слишком много? Можно ли продлить срок представления документов? За что можно привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 126 Налогового кодекса РФ и как избежать такой ответственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье.

В первую очередь определим, какие документы и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке. В пункте 3 ст.

88 НК РФ указывается, что, если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

В соответствии с правилами ст. 88 НК РФ истребование документов допускается:

  • при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы (п. 6);
  • подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8);
  • проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9).

Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, а значит, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. На это указывает и Минфин России (см., например, письмо от 27 марта 2008 г. № 03-02-07/1-125).

Таким образом, налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, ссылаясь при этом на ст. 88 НК РФ.

В случаях, когда инспекторы превышают свои полномочия по истребованию документов, арбитражные суды встают на сторону налогоплательщиков.

Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 30 марта 2011 г.

№ КА-А40/1834-11 указано, что налоговый орган был не вправе истребовать у заявителя документы, касающиеся обоснованности отражения в налоговой декларации убытков от деятельности опытно-производственных хозяйств (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Глава 25 НК РФ также не предполагает обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога.

Приведем еще ряд эпизодов из решений судов:

  • НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган вместе с декларацией по названному налогу первичных документов в случае отражения в ней операций, местом реализации которых не является территория РФ (Определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-13393/10);
  • глава 25 НК РФ не устанавливает обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль первичные документы, подтверждающие суммы полученного дохода и произведенных расходов, а также документы, послужившие основанием для исчисления налогов в заявленном размере (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 октября 2011 г. № А27-17041/2010).

Что касается тех ситуаций, которые подпадают под случаи, предусмотренные ст. 88 НК РФ (п. 6, 8, 9), то возможности налоговых органов, на наш взгляд, здесь также небезграничны.

Что такое камеральная проверка. Объясняем простыми словами

Такие проверки проводят налоговая и таможенная службы, Счётная палата, Федеральное казначейство, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд и другие.

Например, налоговики обязательно проверяют налоговые декларации всех налогоплательщиков, а также другие документы, подтверждающие правильность этих бумаг; аудиторы Счётной палаты контролируют расходы бюджетных учреждений и т. п.

«По Таможенному кодексу ЕАЭС у таможенных органов есть право в течение трёх лет после выпуска декларации производить таможенный контроль. Это может быть камеральная таможенная проверка (когда у вас запрашивают документы по прошедшей поставке, включая документы о реализации) или выездная таможенная проверка».

(Президент «КВТ Сервис» Юлия Шлёнская — о том, почему везти контрабанду в Россию — опасная и глупая затея.)

«Выездную проверку назначают только после тщательного анализа, в процессе которого собирают крепкую доказательственную базу, подтверждающую, что у компании есть крупные налоговые нарушения.

За незначительными доначислениями не пойдут, — объясняет эксперт системы «Актион бухгалтерия» Светлана Ковалевская. — Основная масса проверок — камеральные. Их проводят автоматически по каждой сданной отчётности.

Вряд ли инспекторы отменят такие проверки».

(Из новости о первых антикоронавирусных мерах поддержки бизнеса.)

Как это работает (на примере налоговой проверки)

  • Проверяющий сначала изучает непосредственно отчётности и другие документы, предоставленные физическим или юридическим лицом. Также он может посмотреть дополнительные материалы — например, архивы предыдущих лет или данные других ведомств.
  • Если возникнут вопросы в правильности заполнения, подлинности документов, достоверности указанных сведений и т. п., проверяющий может затребовать письменные объяснения, дополнительные документы, уточняющую информацию и др. Но всё это должно относиться только к предмету проверки.
  • Пояснения в налоговый орган необходимо представить в течение 5 дней с момента получения такого требования. Если по итогам первого или второго этапов не будет выявлено нарушений, камеральная проверка автоматически завершается.
  • Если нарушения выявлены, то проверяемый может быть привлечён к ответственности или будет назначена выездная проверка. В таком случае налоговый орган выносит акт. Налогоплательщик имеет право обжаловать данный акт сначала в вышестоящий налоговой орган, а если получит отказ, также обжаловать в судебном порядке.
  • Камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев со дня поступления в налоговый орган декларации от налогоплательщика.

Для камеральной проверки, в отличии от выездной, не требуется особого основания, а если она внеплановая, то проводится без согласования с прокуратурой.

Читайте также:  Как работать с Общероссийским классификатором занятий

Что такое камеральная налоговая проверка и для чего она нужна

Камеральная проверка — проверка налогоплательщика внутри ФНС, без личных визитов. Налоговая проверяет ваши декларации, отчеты и другие данные о вашей деятельности, чтобы посмотреть, не нарушаете ли вы закон, и нет ли у вас ошибок в расчетах.

Проверку могут устроить в течение трех месяцев после сдачи декларации. Если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибки в декларации или противоречивые сведения в документах, налогоплательщик получит требование о предоставлении пояснений.

Как налоговая выбирает, кого проверять

Налоговый кодекс говорит, что проверять нужно, но не говорит, кого и когда. Главное налоговое ведомство полагает, что проверять следует каждую декларацию. Местные налоговые решают сами. Не исключено, что это делает программа.

Как проводят камеральную проверку

Вы сдаете декларацию и налоговые расчеты, программа в налоговой сверяет контрольные соотношения. Сданная отчетность сопоставляется с данными предыдущего отчетного периода, с движениями средств на расчетном счете и с показателями за этот же период, но по другим налогам.

Если ошибок нет, вы даже не узнаете, что проходили камеральную проверку. О таких проверках налоговая не сообщает.

Сверка может выявить три категории нарушений:

  • ошибки в налоговой отчетности;
  • противоречия между сведениями в предоставленных документах;
  • несоответствие между сведениями, которые предоставили вы, с теми, которые налоговая получила из других источников. Например, от банков или контрагентов.

Если у налоговой возникло подозрение на нарушение, вам об этом сообщат и потребуют исправить ошибки или уточнить сведения. За пять рабочих дней исправьте ошибки и подайте уточненную декларацию, отправьте устное или письменное пояснение в свободной форме. Если подадите позже, вас не накажут, но могут заблокировать счет.

Если нарушений нет, запрашивать у вас первичные документы или требовать объяснений налоговая не имеет права.

Уже проверенная отчетность второй раз не проверяется, даже в другом налоговом органе. Но налоговики могут повторно проверить тот же отчетный период, если вы подали уточненную декларацию.

Углубленная камеральная проверка

Камеральная проверка бывает углубленной. В этом случае, кроме сверки контрольных соотношений, налоговая может запросить копии первичных документов, связаться с контрагентами, допросить свидетелей или назначить экспертизу. Пугаться этого не следует. Внимание налоговой еще не означает, что у вас что-то не так.

Углубленную камеральную проверку проводят:

  • если вы пользуетесь налоговыми льготами;
  • в декларации заявлено возмещение НДС. Обычно предприниматели стараются избегать возмещения. С 2015 вычеты НДС можно переносить три года, чтобы уйти от возмещения и избежать углубленной камеральной проверки;
  • в декларации по НДС есть сведения об операциях, которые противоречат другим сведениям из этой же декларации или не соответствуют сведениям об этих же операциях из декларации по НДС, представленной другим лицом. Например, вас и вашего контрагента по одной сделке разный НДС. Раньше это служило основанием, если было заявлено возмещение НДС. Теперь возмещения не требуется;
  • через два года с последнего дня срока подачи декларации вы предоставили уточненную декларацию, в которой увеличен убыток или уменьшена сумма налога;
  • декларация подана по налогам на использование природных ресурсов.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, вы вправе отказать налоговой и ничего не предоставлять.

Что происходит после проверки

Если ошибок нет — ничего.

Если в декларации заявлены льготы или предъявлен НДС к возмещению из бюджета, налоговая может запросить подтверждающие документы.

Если выявлены нарушения, налоговая за 10 дней после окончания проверки составит акт, после чего за пять дней вручит его налогоплательщику. У него есть месяц, чтобы подать возражения на акт проверки.

Через месяц, когда срок подачи возражения пройдет, руководитель налоговой за 10 рабочих дней рассмотрит материалы проверки, возражения налогоплательщика, и решит, привлекать ли его к ответственности за налоговое правонарушение или нет.

Как оспорить результат камеральной проверки

Если вы не согласны с решением налоговой, есть два способа это решение обжаловать: подать жалобу в вышестоящий налоговый орган, а если его решение вас не устроит, обратиться в арбитражный суд.

Вышестоящий налоговый орган или чиновник рангом выше рассмотрит вашу жалобу на акт налоговой и сделает следующее:

  • ничего. Решение останется в силе, а жалоба — без удовлетворения;
  • отменит или изменит решение налоговой полностью или частично, примет по делу новое решение;
  • отменит решение налоговой полностью.

Жалоба рассматривается полтора месяца. Результаты налоговики сообщат в письме, которое вышлют через три дня после принятия решения.

Арбитражный суд. В суд есть смысл идти только после обжалования акта камеральной проверки в вышестоящем органе. На подачу иска у вас есть три месяца. Срок считают со дня, когда вы узнали о решении по жалобе, или со дня, когда кончился месяц на ответ вышестоящего органа.

Истребование документов при проведении налоговой проверки на основании положений ст. 93 НК РФ

Во время проведения любой проверки, не только камеральной или выездной, но и других, к примеру, проверки обстоятельств, связанных с заявленным вычетом, налоговые органы могут запрашивать документы. Это происходит в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ, или при передаче требования руководителю организации лично под расписку. Нормы об истребовании документов содержатся в ст. 93 НК РФ.

Правовая сущность истребования

В ней нет уточнения того, какие именно проверки могут являться основанием для истребования документов. Поэтому она применяется и в ходе проведения камеральных проверок, но в таком случае сотрудники налоговых органов должны действовать в рамках ст. 88 НК РФ. В ней имеется п.

7, который устанавливает правило о том, что в ходе камеральной проверки налоговый орган не может истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено самой статьёй или представление каких-то из запрашиваемых документов совместно с декларацией не предусмотрено другими статьями НК РФ.

Документы могут быть затребованы на предоставление и предоставленными в электронном формате. Метод подходит не всем налогоплательщикам, а только тем, кто имеет электронную цифровую подпись и сертификат её ключей, а налоговый орган должен обладать соответствующим программным обеспечением.

Пересылка документов, которые имеют юридическую силу, отличается от обычной отправки сканов электронной почтой. Подробнее об этом в законодательстве об ЭЦП.

Истребование документов может произойти не только в ходе любой проверки, но и у самых разных группы лиц, которые имеют отношение к делу.

Всё это вполне логично, к примеру, по налоговому законодательству РФ налоговыми агентами становятся работодатели. Разумеется, к ним и нужно обращаться за документами, поскольку работники никакой финансовой отчётности вести не обязаны и не ведут.

Всё, что у них есть, — это зарплатная карта и листки с информацией о начислениях и удержаниях, которые по ТК РФ работодатели должны выдавать всем работникам в день перечисления зарплаты на их счета. Налоговые же органы интересуют другие документы.

Запрещается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговую инспекцию, но с оговоркой о том, что иной порядок может быть предусмотрен законодательством РФ.

Сотрудникам налогового органа разрешается затребовать для ознакомления подлинники документов.

Они не изымаются, а нужны только для того, чтобы иметь полную уверенность в том, что копия соответствует оригиналу.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 10 дней с момента получения требования от налогового органа.

Однако в статье содержится оговорка: если налогоплательщик не может предоставить в налоговый орган нужных документов, то он обязан отправить о том уведомление, сделав это не позднее дня, следующего за днём получения требования на документы.

В уведомлении указываются причины и обстоятельства, являющиеся помехой для предоставления документов в установленный срок. Тогда налоговый орган должен продлить сроки, либо вынести по этой ситуации иное решение, о чём проинформировать налогоплательщика соответствующим образом.

Отказаться в предоставлении документов налогоплательщик тоже может, но в Кодексе прямо указано на то, что отказ является правонарушением. В случае, если налогоплательщик откажется от предоставления документов, либо выйдет за срок в 10 дней, то налоговый орган получает право провести выемку на основании положений ст. 94.

Пример судебной практики

В судебных актах статья чаще всего упоминается в силу того, что непредоставление или несвоевременное предоставление документов влечёт за собой ответственность по ст. 126 НК РФ, что и пытаются оспорить налогоплательщики.

Однако сделать это не так просто, даже при возникновении обстоятельств, которые могут быть истолкованными в качестве того, что они влекут за собой освобождение от ответственности. Примером можно назвать дело № 306-КГ16-2522, определение по которому было вынесено 12.04.

2016 г. СК по экономическим спорам ВС РФ.

Суть его в том, что налоговая инспекция для проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации № 1 по НДС за 4 квартал 2013 г. адресовало ему требование на различные документы, связанные с финансовой отчётностью, в общей сложности 17 штук. Получатель должен был их предоставить, однако этого не произошло.

До этого момента налоговый орган занимался камеральной проверкой первичной налоговой декларации, что с момента получения декларации № 2 делать перестал и начал камеральную налоговую проверку уточненной. В обществе сочли, что это достаточное основание для того, чтобы забыть про ответственность за непредоставление документов.

Однако налоговый орган всё же подверг его штрафу, что оно попыталось опротестовать. Суды же нашли, что прекращение камеральной налоговой проверки одной декларации и начало новой не является основанием для освобождения от ответственности. С ними согласился и высший суд, в результате чего не дал ход кассационной жалобе общества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector