Коэффициент усреднения обязательных резервов

В данной статье мы рассмотрим практику использования обязательного резервирования, которая считается одним из традиционных инструментов при проведении денежно-кредитной политики.

Что понимается под обязательным резервированием?

Обязательные резервные требования (англ.

– «Reserve requirements») – считаются традиционным инструментом денежно-кредитной политики разработанным Федеральной Резервной Системой США (Federal Reserve System) в 1863 году с целью влияния на ликвидность банковской системы страны1. Сегодня во многих развитых и развивающихся странах мира (США, Швейцария, Китай, Россия, Индия, Бразилия и др.), применяются требования по обязательным резервам.

Центральным банком Республики Узбекистан также на практике реализуются обязательные резервные требования как важное и эффективное средство регулирования денежной массы и воздействия на ликвидность банковской системы страны. Данная практика осуществляется коммерческими банками путем перечисления денежных средств в обязательном порядке на счет, открытый отдельно в Центральном банке2.

То есть обязательные резервы означают денежные средства, которые должны быть переведены на специальный счет в Центральном банке, исходя из установленных норм в отношении депозитных средств в национальной и иностранной валюте, привлеченных коммерческими банками. В частности, данный инструмент используется Центральным банком в следующих целях:

  • оказание влияния на кредитную деятельность коммерческих банков, посредством координации объемов их ликвидных средств;
  • расчет по обязательствам коммерческого банка в случае банкротства;
  • непосредственное влияние на мультипликативное увеличение денежной массы при регулировании темпов роста денежной массы.

В соответствии с Положением «Об обязательных резервах коммерческих банков, депонируемых в Центральном банке Республики Узбекистан», зарегистрированное Министерством юстиции 25 апреля 2018 года за номером 3002, Центральный банк устанавливает объем обязательных резервов (нормативная сумма), который должен быть перечислен коммерческими банками в Центральный банк, а также порядок депонирования.

Коэффициент усреднения обязательных резервов

В свою очередь, при расчете нормативной суммы обязательных резервов, в отношении обязательств коммерческих банков по формированию резерва, Центральным банком, для обоих валют (национальной и иностранной),  с 1 июля 2019 года установлены нормативы обязательного резерва в следующем порядке:

  • для депозитов в национальной валюте — 4%;
  • для депозитов в иностранной валюте — 14%3.

Нормативная сумма обязательных резервов — объем обязательных резервов, подлежащих перечислению банками в Центральный банк.

Нормативная сумма обязательных резервов рассчитывается путем умножения норматива обязательных резервов на среднюю сумму обязательств, по которой формируется резерв в отчетном периоде.

Если вы хотите ознакомиться с точной информацией по расчетам, пожалуйста, перейдите по следующей ссылке.

Необходимо упомянуть такие понятия, как коэффициент усреднения и усредненная сумма обязательных резервов, а также о конечных целях их использования на практике. 

  • коэффициент усреднения — коэффициент нормативной суммы обязательных резервов от 0 до 1 используется при определении усредненной суммы, хранящихся на корреспондентском счете Центрального банка.
  • усредненная сумма обязательных резервов — это минимальная средняя сумма денежных средств, высчитываемая с помощью коэффициента усреднения в отношении нормативной суммы обязательных резевров банков, подлежащая хранению на корреспондеском счету в Центральном банке.

Коэффициент усреднения обязательных резервов

Что означает, что с помощью  определения усредненного коэффициента по отношению к нормативной сумме обязательных резервов, разрешается оставлять на корреспондентском счету банков 75 процентов от суммы обязательных резервов подлежащих переводу в Центральный банк.

Данная ликвидность, предоставленная банковской системе, прежде всего, обеспечивает непрерывность платежей.

Так как она будет использоваться в качестве ресурсной базы для кредитов, выделяемых коммерческими банками.

В свою очередь, дальнейшая активизация денежного рынка с помощью трансмиссионных механизмов, способствует снижению краткосрочных и среднесрочных процентных ставок в банковской системе.

Центральный банк в дальнейшем может изменять коэффициент усреднения, исходя из анализа текущего состояния ликвидности в банковской системе.

В заключение можно сказать, что инструмент обязательного резервирования является одним из основных факторов, обеспечивающих минимальный уровень ликвидности, что является необходимым условием обеспечения финансовой устойчивости коммерческих банков при проведении денежно-кредитной политики Центрального банка, и широко используется при управлении уровнем ликвидности в банковской системе и тем самым регулирует денежное предложение в экономике.

1 https://www.federalreserve.gov/monetarypolicy/0693lead.pdf

2 Положение «Об обязательных резервах коммерческих банков, депонируемых в Центральном банке Республики Узбекистан» (зарегистрировано Министерством юстиции 25 апреля 2018 года за номером 3002), 1-глава: Общие правила.

3 www.cbu.uz

Обязательные резервные требования

Обязательные (минимальные) резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном банке. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным показателям пассивных или активных операций.

  • Особенности обязательного резервирования в РФ
  • Фонды обязательных резервов создаются коммерческими банками в Банке России для поддержания ликвидности банковской системы и в качестве инструмента денежно-кредитного регулирования в соответствии с Положением Банка России от 7 августа 2009 года № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изменениями).
  • Кредитные организации, осуществляющие резервирование: все кредитные организации за исключением небанковских кредитных организаций — организаций инкассации.
  • Депонирование обязательных резервов производится:
  • — денежными средствами в валюте РФ (перечисление в безналичном порядке);
  • — на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентском счете кредитной организации в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).
  • Три случая возможного уменьшения остатков на счетах обязательных резервов:
  • — в результате регулирования размера обязательных резервов (при снижении величины обязательств либо снижении нормативов обязательных резервов);
  • — при предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов;
  • — после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами).
  • Резервируемые обязательства кредитных организаций сгруппированы в следующие категории:
  • — обязательства кредитной организации перед юридическими лицами-нерезидентами;
  • — обязательства кредитной организации перед физическими лицами;
  • — иные обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте.
  1. Не включаются в состав резервируемых обязательств:
  2. — денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет;
  3. — облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
  4. — обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг);
  5. — обязательства перед другой кредитной организацией;
  6. — задолженность, возникающая между обособленными подразделениями кредитной организации.
  7. Корректировочный коэффициент — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России в целях определения суммы обязательств кредитной организации перед другими кредитными организациями-резидентами по выпущенным долговым ценным бумагам, подлежащих исключению из состава резервируемых обязательств.
  8. Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25 % величины обязательных резервов по обязательствам в валюте РФ.
Регулирование размера обязательных резервов
  • Регулирование размера обязательных резервов – комплекс мероприятий, осуществляемых уполномоченным учреждением Банка России (УУБР) в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, расчетной величине обязательных резервов (POP), в том числе:
  • — проведение перерасчета по обязательным резервам за отчетный период и по результатам проверок;
  • — контроль исполнения кредитной организацией обязанности по поддержанию усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете в предыдущем периоде усреднения (то есть обязанности по усреднению обязательных резервов).

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Расчет размера обязательных резервов составляется за отчетный период с 1 числа отчетного месяца по 1 число месяца, следующего за отчетным месяцем, включительно.

  1. Период регулирования обязательных резервов равен трем рабочим дням, начиная с рабочего дня, установленного кредитной организации для представления расчета, либо со дня утверждения акта проверки выполнения нормативов обязательных резервов.
  2. Цели механизма усреднения:
  3. — регулирование текущей ликвидности кредитной организации;
  4. — замена механизма внутримесячного снижения нормативов обязательных резервов из-за сложности и невостребованности со стороны кредитных организаций;
  5. — приближение к мировой практике применения резервных требований центральными банками (полное усреднение).
  6. Условия усреднения обязательных резервов:
  7. — право на усреднение предоставляется стабильной кредитной организации, отвечающей установленным Банком России критериям;
  8. — многофилиальная кредитная организация не вправе пользоваться усреднением обязательных резервов;
  9. — усреднение обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации, открытом ей в Банке России по месту нахождения головного офиса кредитной организации;
  10. — в целях расчета величины обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском счете, Советом директоров Банка России установлен коэффициент усреднения — числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1.
  11. Период усреднения: с десятого числа месяца, следующего за отчетным, по десятое число второго месяца, следующего за отчетным, включительно; при проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов – период, устанавливаемый Банком России.
  12. Нормативная величина обязательных резервов (НОР)— размер обязательных резервов, подлежащий депонированию в Банке России:
  13. НОР = средняя хронологическая величина резервируемых обязательств за отчетный период (Ld) (формула 12) ´ норматив обязательных резервов, установленный Банком России — наличные денежные средства в валюте РФ в кассе кредитной организации.
Читайте также:  Начисление НДС на обеспечительный платеж по аренде

Коэффициент усреднения обязательных резервов

  • где L1, L2, L3 — значение показателя на первую, вторую, третью дату отчетного периода (периода усреднения);
  • Ln — значение показателя на последнюю дату отчетного периода (периода усреднения);
  • n — фактическое число календарных дат в отчетном периоде (периоде усреднения).

Усредненная величина обязательных резервов (УОР)— обязательный резерв, подлежащий поддержанию на корреспондентском счете в течение периода усреднения: УОР = НОР ´ К усреднения. Усредненная величина обязательных резервов меньше либо равна средней хронологической величине остатков на корреспондентском счете, открытом в Банке России головному офису, рассчитанной за период усреднения.

  1. Расчетная величина обязательных резервов (РОР)- размер обязательных резервов, подлежащий депонированию на счетах по учету обязательных резервов: POP = НОР — УОР
  2. Критерии допуска к механизму усреднения:
  3. — кредитная организация не допускала недовзноса, не имела штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов, непредставленного расчета в период начиная с даты, установленной для представления расчета за предыдущий отчетный период, по дату, установленную для представления расчета за последний отчетный период (недовзнос в течение периода регулирования обязательных резервов не рассматривается как невыполнение критерия);
  4. — выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения (в случае, если кредитная организация пользовалась правом усреднения);
  5. — не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.
  6. Порядок получения права на усреднение обязательных резервов, предоставляемого кредитной организации (КО) уполномоченным учреждение Банка России (УУБР) представлен на рисунке 5.
  7. Нарушения нормативов обязательных резервов:
  8. недовзнос, не перечисленный на счета по учету обязательных резервов в период регулирования обязательных резервов (за исключением недовзноса, установленного по результатам проверки);
  9. — недовзнос, установленный по результатам проверки;
  10. — невыполнение обязанности по усреднению обязательных резервов.
  11. Коэффициент усреднения обязательных резервов

Рис. 5. Порядок получения права кредитными организациями

Поиск на сайте:

Цб считает целесообразным повысить коэффициент усреднения по обязательным резервам до 1 с 0,7

Коэффициент усреднения обязательных резервов

3 июня. ФИНМАРКЕТ — ЦБ РФ считает целесообразным прописать в законе «О Центральном банке» возможность повышения коэффициента усреднения по обязательным резервам до 1 с 0,7, сообщила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева на заседании рабочей группы Госдумы по рассмотрению отчета ЦБ за 2013 год.

Она пояснила, что сейчас «установлен единый норматив обязательных резервов 4,25», но ЦБ «постепенно переходит к международной принятой практике, когда резервы держатся не на специальном счете, а у банков есть требования по усреднению резервов, которые держатся на их корреспондентском счете».

К.Юдаева напомнила, что 10 декабря прошлого года «коэффициент усреднения для тех банков, которые могут его выполнить, повышен с 0,6 до 0,7».

«Повысить его (коэффициент усреднения — прим. ИФ) до единицы по закону мы не можем. Поэтому если мы хотим двигаться в направлении того, чтобы и дальше использовать механизм усреднения для банков, нужно задуматься, не предоставить ли такую возможность Банку России по закону», — пояснила представитель регулятора.

«Это те небольшие уточняющие поправки, которые могли бы Госдумой быть сделаны в 38-ю статью (закона «О Центральном банке»). Хотя бы ввести понятие «усреднение». Сейчас коэффициент усреднения устанавливается советом директоров (Банка России — прим.

ИФ) и механизм усреднения уже давным-давно действует, но это отражено в нормативных документах Банка России, которые на основе закона о Центральном банке принимаются и регистрируются в Минюсте.

Но если бы там некие уточнения были внесены, это было бы более тонко и аккуратно», — пояснила зампред ЦБ Надежда Иванова, которая также принимала участие в заседании.

«Формирование обязательных резервов идет как через средства, которые хранятся на специально открытом счете в Центральном банке, так и через поддержание определенных величин на корреспондентском счете в рамках того коэффициента усреднения, максимальный уровень которого у нас сейчас установлен для банков на уровне 0,7. Но каждый банк определяет сам, способен ли он поддерживать усредненную величину на уровне 0,7 или ему достаточно 0,6, или 0,5», — пояснила действующий механизм формирования обязательных резервов Н.Иванова.

Поддерживать средства на корреспондентском счете в момент регулировки означает, что «либо у тебя действительно средства сформированы в соответствии с нормативом 4,25 или есть недовзнос средств, и банки тогда используют этот коэффициент усреднения», добавила Н.Иванова. По ее словам, «более проблематично восполнить этот недостаток, потому что нужно сформировать свободные остатки на корсчете и реально перечислить эти средства на специальный счет, открытый в Банке России для обязательных резервов».

При этом меры по повышению коэффициента усреднения предпринимаются с целью дать банкам большую свободу в управлении ликвидностью, подчеркнула К.Юдаева.

«Повышение коэффициента усреднения высвобождает ликвидность, дает большую свободу банкам в перераспределении ликвидности в течение месяца или другого периода усреднения», — отметила она.

«Это как раз с точки зрения высвобождения ликвидности делается, чтобы банки не в ежедневном режиме выполняли норматив, а могли в какие-то дни его недовыполнять, когда у них недостаток ликвидности, в какие-то перевыполнять, чтобы просто выполнять его в среднем за некоторый период», — также пояснила первый зампред ЦБ.

«Если коэффициент 0,7, то те банки, которые участвуют в усреднении (…) — то примерно 0,7 от норматива они держат на корсчете и могут усреднять, 0,3 они постоянно держат на этом специальном счете», — пояснила К.Юдаева.

По ее словам, все наиболее крупные и развитые банки применяют механизм усреднения. Однако некоторые банки, которым разрешено усреднение, не используют данный механизм — «видимо, считают, что им так сложнее казначейские функции настроить, чтобы заниматься усреднением», отметила К.Юдаева.

Согласно статье 38 закона о «Центральном банке» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Статья 38

Статья 38. Размер обязательных резервных требований (норматив обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) и порядок выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований, включая порядок депонирования обязательных резервов в Банке России, устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций.

В этом случае нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с универсальной лицензией, должны быть едиными для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, должны быть едиными для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемые для небанковских кредитных организаций, должны быть едиными для всех небанковских кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов, устанавливаемые для банков с базовой лицензией, не могут быть выше нормативов обязательных резервов, устанавливаемых для банков с универсальной лицензией.

(часть третья в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов.

Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть дифференцированным для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций.

В этом случае максимальная величина коэффициента усреднения обязательных резервов, устанавливаемого для банков с универсальной лицензией, должна быть единой для всех банков с универсальной лицензией, устанавливаемого для банков с базовой лицензией, должна быть единой для всех банков с базовой лицензией, устанавливаемого для небанковских кредитных организаций, должна быть единой для всех небанковских кредитных организаций.

(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 92-ФЗ)

Читайте также:  Закрывается обособленное подразделение: как сдавать отчетность

(см. текст в предыдущей редакции)

Банк России имеет право установить порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и (или) путем поддержания на корреспондентском счете, открытом в Банке России, усредненной величины обязательных резервов, рассчитываемой исходя из размера коэффициента усреднения обязательных резервов.

При нарушении обязательных резервных требований Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных на счета для хранения обязательных резервов денежных средств (недовзнос в обязательные резервы) и при невыполнении обязанности по усреднению обязательных резервов сумму денежных средств, рассчитываемую исходя из величины невыполнения усреднения обязательных резервов, определяемой как разница между предоставленной кредитной организации и фактически поддержанной кредитной организацией усредненными величинами обязательных резервов, в размере и порядке, установленных Банком России.

Банк России также имеет право взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф за нарушение обязательных резервных требований в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 484-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  • На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, взыскания не обращаются.
  • После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, перечисляются на счет кредитной организации и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
  • При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

(статья 38 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Обязательные резервы банка, коммерческого банка, кредитных организаций, обязательные банковские резервы

Обязательные резервы коммерческих банков – средства кредитных организаций, которые они должны хранить в качестве обязательного резерва на корреспондентском счете в центральных банках. Система обязательного резервирования вводится для обеспечения обязательств банков по размещенным депозитам, а также для регулирования объема денежной массы, находящейся в обращении.

Когда физическое или юридическое лицо вносит денежные средства в банк, определенный процент от этой суммы должен быть переведен на специальный счет в ЦБ в качестве резерва и сохраняться там до тех пор, пока деньги не будут выведены из банка.

Обязательное резервирование решает две задачи.

Во-первых, финансовые учреждения имеют право использовать денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, для предоставления кредитов. Из суммы резервов центробанки предоставляют займы для поддержания ликвидности, то есть они используются в случае, если потребуется срочный возврат денег.

Во-вторых, банковская система в целом (но не один банк) создает безналичные деньги с помощью так называемого банковского мультипликатора. При обязательном резервировании регулирующие органы получают возможность контролировать этот процесс и объем денежной массы, находящийся в обращении. Таким образом, обязательное резервирование используется как инструмент денежно-кредитной политики.

В России норматив обязательного резервирования для финансовых организаций, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном банке РФ (Банке России)», определяет ЦБ.

Обязанность по депонированию средств возникает для всех кредитных учреждений со дня получения лицензии. Взносы делаются в безналичных рублях, проценты на обязательные резервы не выплачиваются, на эти суммы не могут быть обращены взыскания. В случае ликвидации банка зарезервированные средства передаются ликвидационной комиссии.

  • При этом от резервирования освобождены следующие виды обязательств банков перед клиентами:
  • — денежные средства, привлеченные от юридических лиц на срок не менее 3 лет;
  • — облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет;
  • — обязательства, выраженные в неденежной форме (например, в драгоценных металлах или заем ценных бумаг);
  • — обязательства перед другими кредитными организациями.

Размер обязательных резервов определяется Советом директоров Центрального банка и публикуется в «Вестнике Банка России».

При этом ЦБ для определенной категории кредитных организаций предоставляет право на использование механизма усреднения обязательных резервов.

То есть для крупных банков в расчет берется средний показатель суммы денежных средств, на которые должен депонироваться резерв, за предыдущий месяц.

Кроме того, Совет директоров определяет два коэффициента, каждый из которых может принимать значение от 0 до 1.

Корректировочный коэффициент, уменьшающий размер резерва по долговым ценным бумагам, выпущенным кредитной организацией.

Коэффициент усреднения, определяющий долю резерва, которой банк распоряжаться не может. При этом общий размер резерва должен соблюдаться в среднем за месяц.

На лето 2011 года действуют следующие нормативы резервирования: по обязательствам перед иностранными юридическими лицами – 5,5%, перед российскими физлицами и по другим обязательствам – 4%.

Коэффициент усреднения для банков равен 0,6, а для небанковских кредитных организаций – 1. Корректировочный коэффициент – 0,2. При этом общий объем банковских резервов в ЦБ составил 341,6 млрд рублей.

Политика резервирования банка россии

Обязательные резервные требования используются центральными банками во многих странах мира. В Российской Федерации уровень нормативов обязательных резервов регулируется на законодательном уровне. Согласно ст.

38 Закона о Банке России размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов) устанавливается Советом директоров Банка России.

Законом наложено офаничение на применение нормативов обязательных резервов, которые:

  • • не могут превышать 20% обязательств кредитной организации;
  • • могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций;
  • • не могут быть единовременно изменены более чем на 5 процентных пунктов.

В Законе о банках и банковской деятельности зафиксирована обязанность банков выполнять нормативы обязательного резервирования, установленные Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.

В Положении об обязательных резервах кредитных организаций, утвержденном Банком России 01.12.2015 № 507-П, указано, что резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

В состав резервируемых обязательств включаются:

  • • подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов (не включаются лишь срочные депозиты и иные привлеченные средства от Банка России);
  • • определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков (не включается значительная часть кредиторской задолженности банков);
  • • незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются только кредиты, полученные от банков-нерезидентов).

Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств нс включаются.

В структуре денежной базы (в широком определении) обязательные резервы на начало 2017 г. составили 4,1%, или 484,7 млрд руб. (табл. 10.4).

В России нормативы обязательных резервов впервые стали применяться в 1991 г., максимальное значение которых было установлено с 1 февраля 1995 г. по 30 апреля 1995 г. в размере 22 % для счетов до востребования и срочных обязательств до 30 дней включительно.

Обязательные резервные требования

Важное значение для осуществления Банком России денежно- кредитной политики имеет предоставленное ему право определять размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России, устанавливаемые Советом директоров.

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке РФ» нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Порядок применения Банком России обязательных резервов помимо вышеуказанного Федерального закона регулируется Положением «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации». 

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно- кредитной политики Банка России, представляющим собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора (коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода), устанавливаемого в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Банка России в зависимости от сроков и видов привлечения кредитными организациями денежных средств юридических лиц.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

  •  Положение от 29 марта 2004 г. №255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования;
  •  решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов. Исходной экономической составляющей системы обязательного резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.
Читайте также:  Статья 422 ТК РФ. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные.

Депозитные источники – это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей.

Основные недепозитные источники образования привлеченных ресурсов – это межбанковские кредиты и кредиты Банка России.

Состав резервируемых обязательств

Назначению обязательных резервов как инструменту денежно- кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников. В Российской Федерации состав резервируемых обязательств охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

  • депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;
  • средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;
  • средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте; — средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);
  • кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним; — депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;
  • депозиты (до востребования и срочные) Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней; -депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);
  • депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;
  • остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Министерством финансов России и т.д.;
  • выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);
  • остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитивные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются.

Норма резервирования

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования. Норма резервирования непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования. Уровень норматива обязательного резервирования в России периодически пересматривается.

Нормативы обязательных резервов, установленных Банком России, с 01.03.2013г. по настоящее время: перед банками – нерезидентами 4,25%; перед физическими лицами 4,25%; по иным обязательствам 4,25%.

В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

Способ расчета обязательных резервов

Важным элементом системы обязательного резервирования является способ расчета обязательных резервов и их поддержания на определенном уровне.

Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета. Период, за который определяется необходимый объем резервов, называется расчетным периодом.

Чем короче расчетный период, тем ближе сумма обязательных резервов к реальному состоянию привлеченных ресурсов.

Вместе с тем частое проведение расчетов создает определенные технические трудности в условиях увеличения объемов и развития форм привлечения банками средств, поскольку требуется частый пересмотр состава привлеченных ресурсов. Для российских банков расчетный период составляет 1 месяц, например, для банков США – 2 недели.

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

  • 1) Расчет нормативной величины обязательных резервов
  • Схема расчета нормативной величины обязательных резервов в России выглядит следующим образом.
  • 2) Определение среднехронологической величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам: юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, юридических и физических лиц в иностранной валюте.
  • Определение среднехронологической величины средств в кассе, имея в виду остатки денежных средств в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения банков; в банкоматах и в пути.
  • 3) Определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов: по привлеченным средствам юридических лиц в рублях, физических лиц в рублях, по привлеченным средствам в иностранной валюте.
  • 4) Определение величины обязательных резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в рублях минус среднехронологическая величина средств в кассе (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

В последние годы (Положение Банка России от 29 марта 2004 г. №255-П) наряду с расчетом нормативной величины обязательных резервов определяется расчетная их величина как составная часть нормативной величины. Расчетная величина обязательных резервов есть нормативная сумма обязательных резервов за вычетом усредненной их величины.

Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит в том, что определенной группе кредитных организаций Банк России предоставляет право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей.

В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усредненной суммой).

Указанное право кредитных организаций сопровождается их обязанностью обеспечить в течение периода усреднения среднехронологический остаток средств на корреспондентском счете в размере не ниже усредненной величины обязательных резервов. Эта величина рассчитывается исходя из применения коэффициента усреднения (в настоящее время он установлен в размере 0,2 нормативной величины обязательных резервов). Право на усреднение в соответствии с нормативными документами Банка России предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиальных), которые отвечают таким критериям, как:

  • соблюдение правила обязательного резервирования, т.е. не допускают недовзноса, не имеют штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов и своевременно представляют расчеты размера обязательных резервов;
  • выполнение обязанности по усреднению в предыдущие периоды (если кредитная организация пользовалась таким правом);
  • отсутствие просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

В случае, если кредитная организация не имела права на усреднение, расчетная величина равнялась нормативной. Расчетная величина обязательных резервов предназначена для регулирования размера обязательных резервов каждой кредитной организации.

Регулирование представляет собой комплекс мер, осуществляемый уполномоченным учреждением Банка России (территориальным учреждением Банка России или РКЦ Банка России), по обеспечению соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдельных счетах в Банке России их расчетной величине.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector