НДФЛ на оплату участия в представительском мероприятиях

Опубликовано 21.12.2019 16:34 Administrator Просмотров: 7131

В преддверии новогодних и рождественских праздников очень остро встаёт вопрос о бухгалтерском и налоговом учёте корпоративных мероприятий.

Мы так все трудились и хотим отметить окончание очередного рабочего года. Но на деле такое мероприятие становится «головной болью» бухгалтера в части отражения расходов в учёте.

Рассмотрим подробнее этот вопрос на примере программы 1С: Бухгалтерия предприятия редакции 3.0. 

К сожалению, в налоговом учёте принять расходы, связанные с банкетом, можно только в том случае, если помимо сотрудников компании на мероприятии присутствуют и представители клиентов. Тогда можно сказать, что это уже не расходы на корпоратив, а представительские расходы, принимаемые в налоговом учёте с соблюдением норматива – 4 процента от фонда оплаты труда.

В бухгалтерском же учёте отражаются все факты хозяйственной деятельности фирмы, и отражение корпоративного мероприятия не является исключением.

Следует отметить, что возможности учесть представительские расходы нет у организаций, находящихся на УСН. Так как перечень принимаемых расходов, указанный в статье 346.16 НК РФ, является закрытым.

Ещё один вопрос, не дающий спать спокойно: нужно ли из зарплаты сотрудников удерживать подоходный налог с сумм, потраченных на корпоративное мероприятие?

Согласно статье 211 НК РФ, работодателю следует удерживать НДФЛ со всех материальных благ, предоставленных работникам и прямо не связанных с исполнением ими служебных обязанностей. Получается, что налог удержать необходимо. Но есть и исключение. Если перечень гостей мероприятия был открытым, и количество посетителей точно не известно, то и выгоду каждого сотрудника определить не удастся.

Рассмотрим отражение затрат на корпоратив в программе 1С: Бухгалтерия 8.

Расходы для принятия их в учёте должны быть обязательно документально подтверждены. Это могут быть акты выполненных работ, полученные от поставщиков, а также чеки и бланки строгой отчётности в случае назначения ответственного лица и выдачи ему подотчётных денежных средств.

При принятии решения оформить корпоратив как представительские расходы вам поможет наша статья Представительские расходы и их учет в 1С: Бухгалтерии

Для отражения поступивших актов и счетов-фактур необходимо ввести в программу документ «Поступление (акты, накладные)» в разделе «Покупки».

Нажав на кнопку «Поступление», из выпадающего меню нужно выбрать «Услуги (акт)». В созданном документе вводим номер и дату акта, контрагента, договор, наименование услуги и её стоимость.

Счёт учёта при этом используется 91.02, субконто «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения». 

НДФЛ на оплату участия в представительском мероприятиях

НДС, к сожалению, принять к вычету не получится. Так как в статье 171 НК РФ сказано, что вычет возможен только по товарам и услугам, которые были приобретены для осуществления основной деятельности организации, облагаемой НДС. Соответственно, при вводе акта в программу необходимо установить флаг «НДС включать в стоимость».

Проведённый документ создаст движения по дебету счета 91.02 и кредиту счета 60.01. НДС будет включён в сумму. Также программа отразит сумму, не принимаемую к налоговому учету, на счёте НЕ.03 «Доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения». Данная проводка носит информативный характер.

Представительские расходы: как избежать проблем с налоговой?

  • Представительские расходы: налоговый учет
  • Судебная практика, связанная с налогообложением представительских расходов
  • Документальное подтверждение представительских расходов

Налоговый учет

НДФЛ на оплату участия в представительском мероприятиях

Компании нередко пытаются «закамуфлировать» траты, которые необходимо покрывать за счет прибыли, под представительские расходы. Чтобы минимизировать риски злоупотреблений со стороны налогоплательщика в подобных ситуациях, в Налоговом кодексе РФ (далее — НК РФ) установлены достаточно жесткие требования для того, чтобы такие расходы можно было учесть в затратах.

Для компаний на ОСНО представительские расходы нормируются. Предельный размер представительских расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли, составляет 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период (подп. 22 п. 1, п. 2 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, в НК РФ дан ограниченный перечень расходов, которые могут быть квалифицированы как представительские:

  • расходы на официальный прием, обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления, поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий;
  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
  • транспортное обеспечение доставки лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Расходы на организацию развлечений и отдыха прямо запрещено относить к представительским (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Рассмотрим пример из судебной практики, иллюстрирующий, что расходы, которые можно отнести к расходам на организацию отдыха и развлечений (например, расходы, понесенные организацией на банкет с контрагентами уже после проведения переговоров), учесть как представительские не получится — их придется покрывать за счет чистой прибыли.

Оплата физлицу проезда и проживания в месте проведения мероприятия облагается ндфл

НДФЛ на оплату участия в представительском мероприятиях

Сегодня рассмотрим тему: «оплата физлицу проезда и проживания в месте проведения мероприятия облагается ндфл» и разберем основываясь на примерах. Все вопросы вы можете задать в х к статье.

Вопрос: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее – Университет) в ходе осуществления своей уставной деятельности при выполнении госзаказа и при осуществлении программ дополнительного образования проводит обучение слушателей по различным программам, в том числе и международным. С целью совершенствования учебного процесса Университета из других Университетов (в том числе иностранных) и Институтов приглашаются преподаватели и специалисты для чтения курса лекций, участия в диссертационных советах, в государственных аттестационных комиссиях, в научно-практических конференциях.

Часто приглашенным специалистам не производится начисление и выплата вознаграждений за чтение курса лекций, за участие в конференциях, советах и комиссиях.

Вместе с тем, специалистам, приглашенным в интересах Университета, производится оплата стоимости проезда (от места жительства или работы и обратно), проживания в общежитии Университета или в гостинице.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Будет ли являться оплата стоимости проезда и проживания преподавателям и специалистам, приглашенным в интересах Университета, их доходом в натуральной форме по ст. 211 НК РФ?

2.

Если оплата проезда и проживания будет являться доходом в натуральной форме, то возможно ли внесение преподавателем или специалистом суммы начисленного налога непосредственно в кассу Университета? Можно ли будет не производить удержание НДФЛ у иностранных преподавателей и специалистов при наличии соглашения об избежании двойного налогообложения доходов физических лиц между РФ и иностранным государством, какими документами подтверждается право (возможность) Университета не удерживать НДФЛ?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФГАОУ ВПО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией за физических лиц, принимающих участие в различных мероприятиях на территории Российской Федерации, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) разъясняет следующее.

  • В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
  • Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
  • Таким образом, по общему правилу, оплата за физических лиц, участвующих в различных мероприятиях, проводимых организацией, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения является их доходом, полученным в натуральной форме.
  • С учетом пункта 1 статьи 211 Кодекса суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
Читайте также:  Нельзя не платить налог из-за ошибки в номере здания

В соответствии с пунктом 2 статьи 226 Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса.

Из изложенного следует, что при оплате организацией за физических лиц, приглашенных для участия в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения, указанная организация признается налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов статьями 226 и 230 Кодекса, в том числе по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации и по предоставлению сведений о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно пункту 4 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, если организация, помимо оплаты за физических лиц, приглашенных для участия в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения, производит выплату указанным лицам каких-либо доходов, то налог с доходов, полученных физическими лицами в натуральной форме, должен удерживаться организацией из доходов, полученных в денежной форме, с учетом ограничения, установленного пунктом 4 статьи 226 Кодекса.

Читайте так же:  Увольнение беременной на испытательном сроке

  1. Если никаких доходов в денежной форме организация указанным лицам не выплачивает, применяются положения пункта 5 статьи 226 Кодекса, согласно которым при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.
  2. В этом случае исчисление, декларирование и уплата налога на доходы физических лиц с указанных доходов производятся физическими лицами – получателями доходов самостоятельно по итогам налогового периода.
  3. Налогообложение доходов преподавателей – резидентов иностранных государств зависит от конкретных положений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией и указанными государствами.
  4. Вуз приглашает из других университетов (в том числе иностранных) и институтов преподавателей и специалистов для чтения курса лекций, участия в диссертационных советах, в государственных аттестационных комиссиях, в научно-практических конференциях в России.
  5. Этим лицам оплачивается стоимость проезда (от места жительства или работы и обратно), проживания в общежитии или гостинице.
  6. В связи с этим Минфин России пояснил следующее.
  7. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
  8. По общему правилу оплата за физлиц, участвующих в различных мероприятиях организации, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания там является их доходом, полученным в натуральной форме.

При этом указанная организация признается налоговым агентом и обязана исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в бюджетную систему России. Она также представляет сведения о доходах физлиц в налоговый орган.

Согласно НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, если организация, помимо оплаты стоимости проезда и проживания, выплачивает указанным лицам какие-либо доходы, то налог с доходов в натуральной форме должен удерживаться из доходов, полученных в денежной (но не более 50% от суммы выплаты).

Если никаких доходов в денежной форме организация указанным лицам не выплачивает, применяются другие положения НК РФ. Так, при невозможности удержать исчисленную сумму налога налоговый агент обязан письменно сообщить об этом и о размере налога налогоплательщику и налоговому органу.

  • В этом случае исчислить, задекларировать и уплатить НДФЛ с указанных доходов должны сами физлица по итогам налогового периода.
  • Налогообложение доходов преподавателей – резидентов иностранных государств зависит от конкретных положений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией и указанными странами.
  • Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Облагается ли НДФЛ оплата проезда и проживания физлиц в месте проведения мероприятий?

  1. Об НДФЛ при оплате организацией за физлиц стоимости проезда к месту проведения мероприятий, проживания в месте их проведения и иных расходов
  2. Сделано в Санкт-Петербурге
  3. © 1997 – 2019 PPT.

    RU Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании

  4. ссылка на ресурс обязательна
  5. Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных.

    Если вы не согласны,

  6. пожалуйста, покиньте сайт.
  7. Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]).

В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

  • Вы уверены, что хотите выйти?
  • Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней
  • Вы уверены, что хотите удалить закладку“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Оплата физлицу проезда и проживания в месте проведения мероприятия облагается НДФЛ

Налоговый учет представительских расходов

Представительские расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и им посвящены две нормы – пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ, в которых раскрывается понятие таких расходов, дается их перечень.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание:

  • представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
  • участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

В данной норме приведен перечень расходов, относимых к представительским:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
  • расходы на транспортную доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
  • расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

При этом конкретный состав расходов на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) положениями НК РФ не регламентирован (см. Письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 03‑03‑06/1/3120).

Отметим, что п. 2 ст. 264 НК РФ не устанавливает и количество участников, и их состав, а также место проведения мероприятия (это может быть территория учреждения или иное удобное для проведения встречи место, в том числе место, где работник учреждения находится в командировке).

По мнению Минфина, к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации (Письмо от 05.06.2015 № 03‑03‑06/2/32859).

В каких случаях расходы не относятся к представительским?

Пунктом 2 ст.

 264 НК РФ прямо предусмотрено, что не признаются представительскими расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Например, если после официальной части приема учреждение проводит развлекательную программу для участников (прогулка на теплоходе, выступление артистов, фуршет), то понесенные расходы нельзя включать в базу по налогу на прибыль (Письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03‑03‑06/1/796).

В случаях, когда официальные приемы делегаций продолжаются несколько дней, в течение которых учреждение несет расходы по обеспечению делегации завтраками, обедами и ужинами, не носящие официального характера, такие расходы не относятся к представительским и должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выплачиваемых при командировании сотрудников (Письмо Минфина РФ от 05.04.2005 № 03‑03‑01‑04/1/157).

Следует заметить, что расходы должны быть связаны с организацией переговоров с представителями других компаний, поэтому не следует учитывать для целей налогообложения затраты на переговоры с представителями (должностными лицами) своих же филиалов и подразделений. Такой вывод сделан в Постановлении ФАС ВСО от 11.08.2006 по делу № А33-26560/04‑С3‑Ф02-3935/06‑С1, А33-26560/04‑С3‑Ф02-4272/06‑С1.

Какими документами учреждение может подтвердить представительские расходы?

Расходы учитываются в составе представительских согласно п. 2 ст.

 264 НК РФ при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе с потенциальными, во время служебных командировок, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (см. Письмо Минфина РФ от 01.11.2010 № 03‑03‑06/1/675).

  • Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться:
  • 1) приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
  • 2) смета представительских расходов;
  • 3) первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких‑либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
  • 4) отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются:
  • цель представительских мероприятий, результаты их проведения;
  • иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели.

При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами.

Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли.

В случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом подтверждающими документами будут являться первичные документы, выданные соответствующими организациями подотчетному лицу (например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и т. д., а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм).

При этом налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень представленных документов поименного списка представителей организаций – участников переговоров, программы проведения деловой встречи.

Например, ФАС ПО в Постановлении от 29.03.

2006 по делу № А55-17406/05‑51 признал несостоятельным довод налогового органа относительно обязательности документального подтверждения налогоплательщиком прибытия участников и гостей на встречу.

Можно ли учитывать представительские расходы, если встреча оказалась безрезультатной?

Официальных разъяснений по данному вопросу нет. В арбитражной практике есть примеры, где судьи соглашаются с тем, что могут относиться к представительским расходам затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, в результате которых соглашения не были подписаны (см., например, постановления ФАС ЦО от 27.08.

2009 по делу № А48-2871/08‑18, ФАС УО от 23.12.2008 № Ф09-8529/08‑С2 по делу № А07-6263/08). Достижение каких‑либо конкретных результатов в виде заключенных договоров в процессе проведения или по окончании встречи не является обязательным условием признания произведенных расходов представительскими (Постановление ФАС ПО от 29.03.2005 № А12-18384/04‑С36).

В ситуациях, когда встреча оказалась безрезультатной и никаких бумаг стороны не подписали, для минимизации налоговых рисков рекомендуем учреждению составить отчет, где будет указано, что вопросы обсуждались, но соглашение не было достигнуто.

Можно ли в состав представительских расходов включать стоимость спиртных напитков?

В связи с тем, что конкретный состав расходов на проведение официального приема положениями НК РФ не регламентирован, Минфин считает, что в перечне продуктов питания, приобретаемых для проведения официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), могут присутствовать в том числе спиртные напитки. При этом представительские расходы должны соответствовать критериям, установленным ст. 252 НК РФ, а именно должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (письма Минфина РФ от 22.01.2019 № 03‑03‑06/1/3120, от 25.03.2010 № 03‑03‑06/1/176, от 16.08.2006 № 03‑03‑04/4/136).

Аналогичное мнение можно найти в арбитражной практике. Так, в постановлениях ФАС ПО от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012, ФАС УО от 10.11.2010 № Ф09-7088/10‑С2 по делу № А60-2408/2010‑С6 судьи поддержали налогоплательщика, отметив, что ст.

 264 НК РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов.

Указанные расходы связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, значит, могут быть учтены при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Можно ли учесть в составе представительских расходов затраты на оплату проезда и проживания деловых партнеров?

Пунктом 2 ст.

 264 НК РФ установлено, что к представительским относятся расходы на транспортную доставку официальных лиц, участвующих в переговорах, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно. На основании данной нормы представительским расходом считается оплата проезда к месту проведения официального мероприятия от места нахождения принимающей организации или гостиницы.

По мнению налоговых органов, оплата проезда участников переговоров из других городов или стран в город, в котором организуется официальное мероприятие, под действие названного пункта не подпадает (см. письма УФНС по г. Москве от 14.07.2006 № 28‑11/62271, от 11.11.2004 № 26‑12/73173).

Учитывая закрытый характер перечня нормы представительских расходов, контролирующие органы выступают и против признания в их составе затрат, связанных с проживанием прибывших для участия в официальных мероприятиях иногородних гостей – деловых и потенциальных партнеров организации (см. письма Минфина РФ от 01.12.2011 № 03‑03‑06/1/796, от 16.04.2007 № 03‑03‑06/1/235, УФНС по г. Москве от 12.04.2007 № 20‑12/034115).

В арбитражной практике можно найти примеры, где судьи занимают иную позицию: обеспечение проживания представителей контрагентов – участников переговоров относится к их обслуживанию. Значит, расходы, понесенные в этих целях, являются представительскими (см. постановления ФАС ВСО от 16.05.2013 по делу № А58-1363/2012, ФАС МО от 26.04.2010 № КА-А40/3669‑10 по делу № А40-91039/09‑127‑518).

Интересным представляется мнение ФАС МО, изложенное в Постановлении от 23.05.2011 № КА-А40/4584‑11 по делу № А40-99409/10‑13‑522: расходы на размещение участников официальных мероприятий не могут быть квалифицированы в качестве представительских.

Указанный в п. 2 ст. 264 НК РФ перечень учет представительских расходов является закрытым, а спорные затраты в него не включены. Однако они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в качестве других прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст.

 264 НК РФ.

В каком порядке производится нормирование представительских расходов?

В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Отметим, что сумма расходов на оплату труда при исчислении указанной нормы устанавливается исходя из состава расходов на такие цели, определенные на основании ст. 255 «Расходы на оплату труда» НК РФ.

При этом следует обратить внимание на то, что перечень расходов на оплату труда в данной статье намного шире, чем состав расходов, отражаемый в бухгалтерском учете по счету 302 11 000 «Расчеты по заработной плате».

В частности, в состав расходов на оплату труда в целях исчисления налога на прибыль включены все суммы, начисленные работникам, в том числе не состоящим в штате организации, за работы по гражданско-правовому договору в денежной и (или) натуральной форме, начисления стимулирующего характера, начисления компенсационного характера, вознаграждения, надбавки, единовременные поощрительные начисления, другие расходы, предусмотренные ст. 255 НК РФ, в том числе суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования.

  1. Для расчета норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года.
  2. Таким образом, норма расходов окончательно рассчитывается только по итогам года, и при расчете налога на прибыль за год налогоплательщик вправе списать представительские расходы в размере 4 % от годовой суммы затрат на оплату труда.
  3. Возможны ситуации, когда по итогам отчетных периодов представительские расходы превысили 4 % от заработной платы, однако по итогам налогового периода вся сумма представительских расходов уложилась в норматив.

Имейте в виду, что согласно п. 42 ст. 270 НК РФ представительские расходы в части, превышающей их предельную величину за календарный год, в целях налогообложения не учитываются.

Иными словами, остаток представительских расходов (расходов, превысивших 4 %-й норматив), не учтенных в том налоговом периоде, в котором эти расходы были осуществлены, не переносится на следующий налоговый период (следующий год).

Учреждение в I квартале 2019 года провело ряд встреч с партнерами. Представительские расходы (без учета НДС) составили 400 000 руб. Расходы на оплату труда за I квартал 2019 года – 8 000 000 руб.

В II квартале 2019 года представительские расходы составили 100 000 руб. Расходы на оплату труда за полугодие 2019 года – 15 000 000 руб.

При уплате налога на прибыль за I квартал 2019 года для целей налого­обложения можно учесть только часть представительских расходов в размере 320 000 руб. (8 000 000 руб. x 4 %).

При расчете налогооблагаемой базы за полугодие предельный размер представительских расходов составит 600 000 руб. (15 000 000 руб. x 4 %). То есть при уплате налога на прибыль за полугодие можно учесть всю сумму представительских расходов в размере 500 000 руб. (400 000 + 100 000).

Как правильно рассчитать сумму принимаемого к вычету «входного» НДС по представительским расходам?

Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль.

Иными словами, принять к вычету «входной» НДС по представительским расходам можно только в отношении той части расходов, которая «уложилась» в норматив.

При регистрации счета-фактуры в книге покупок отражается НДС в пределах суммы, принимаемой к вычету.

В связи с тем, что при расчете 4 %-го норматива суммы представительских расходов и расходов на оплату труда берутся нарастающим итогом с начала года, возможна ситуация, что в следующем отчетном периоде[1] вся сумма представительских расходов будет учтена при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

В этом случае тот «входной» НДС, который не был принят к вычету из‑за превышения норматива в одном отчетном периоде, может быть принят в следующем, когда норматив будет соблюден.

При этом следует помнить, что нельзя принять к вычету «входной» НДС, относящийся к сумме представительских расходов, превысивших норматив по итогам года.

Воспользуемся данными примера 1. «Входной» НДС по представительским расходам, понесенным в I квартале 2019 года, составил 80 000 руб. (400 000 руб. х 20 %), в II квартале – 20 000 руб. (100 000 руб. х 20 %).

В I квартале 2019 года из 400 000 руб. представительских расходов по нормативу можно учесть только 320 000 руб. К вычету можно принять только часть «входного» НДС в размере 64 000 руб. (320 000 руб. x 20 %).

По итогам полугодия вся сумма представительских расходов может быть учтена для целей исчисления налога на прибыль. Следовательно, в II квартале можно принять к вычету НДС в размере остатка 16 000 руб. (80 000 ‑ 64 000) плюс «входной» налог в сумме 20 000 руб. 

[1] Напомним, что согласно п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2019 год

Представительские расходы: как правильно обосновать, подтвердить и не иметь последствий

Представительские расходы – это та статья затрат, к проверке которой налоговики подходят с особой тщательностью. Для них не секрет, что по данной статье компании часто списывают расходы, которые проблематично, а то и невозможно признать в налоговом учете.

Поэтому, чтобы свести к минимуму претензии проверяющих, необходимо подготовить безупречный комплект подтверждающих документов. Как это сделать, рассказал автор.

В статье изложены расходящиеся позиции ­фискальных ведомств и судов по вопросу обоснования представительских расходов.

Налоговый аспект представительских расходов

От правильного оформления, подтверждения и обоснования расходов зависит не только уменьшение налоговой нагрузки на организацию, но и минимизация рисков предъявления претензий со стороны инспекций в необоснованности занижения «прибыльной» базы. Избежать их можно только в том случае, если грамотно организовать систему документального подтверждения расходов и правильно оформлять соответствующие документы.

Налоговая сущность представительских расходов

Представительские расходы являются одной из категорий затрат, которые в обязательном порядке производят организации при осуществлении хозяйственной деятельности.

К ним относятся издержки на официальный прием и обслуживание представителей других предприятий, ведущих переговоры с целью установить и поддержать взаимное сотрудничество и деловые контакты, а также участников, прибывших на заседание Совета директоров (Правления) или иного руководящего органа ­налогоплательщика (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Пункт 2 статьи 264 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль к представительским относит следующие категории расходов:

  • затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
  • издержки на транспортное обеспечение, но только на доставку к месту проведения представительского мероприятия;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчика, не состоящего в штате организации, на период проведения представительского мероприятия.

Таким образом, законодатель ограничивает перечень представительских расходов, делая его «закрытым».

Проведение официального приема может потребовать еще целого ряда расходов, которые не перечислены в пункте 2 статьи 264 НК РФ:

  • затраты на посещение культурно-зрелищных мероприятий;
  • стоимость буфетного обслуживания во время культурно-зрелищного мероприятия;
  • расходы на оплату профилактики и лечения заболеваний, ­организации отдыха;
  • издержки на приобретение букетов и подарков для деловых партнеров.

Такие расходы, являясь с экономической точки зрения представительскими, не уменьшают базу налога на прибыль. Компании вправе производить подобные траты только за счет чистой прибыли. Согласно пунктам 5 и 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в бухгалтерском учете предприятий представительские расходы будут относиться к обычным видам деятельности.

Компания понесла расходы на организацию представительского меро­приятия в размере 200 000 руб. Из них на проведение официального меро­приятия – 80 000 руб., на буфетное обслуживание во время официального мероприятия – 20 000 руб., на транспортное обслуживание – 15 000 руб.

; на проведение культурно-массового мероприятия – 15 000 руб.; на организацию экскурсии – 5 000 руб.; на буфетное обслуживание во время культурно-массового мероприятия – 25 000 руб.; на приобретение букетов, подарков и сувениров – 40 000 руб.

Из общей суммы издержек в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, компания отнесет только 115 000 руб., затраченных на проведение официального мероприятия, а также буфетное и транспортное обслуживание партнеров. Оставшаяся сумма расходов в 85 000 руб.

будет осуществлена только за счет чистой прибыли.

Однако ряд организаций ошибочно трактует в свою пользу термин «обслуживание» и следующее решение арбитражного суда.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению ФАС ЗСО от 01.03.2007 г. № Ф04-9370/2006(30552-А81-27) понятие «обслуживание» в смысле пункта 2 статьи 264 НК РФ имеет широкий аспект, куда, в соответствии со статьей 11 НК РФ, можно отнести и обеспечение жильем как необходимое условие для существования человека, прибывшего из другого населенного пункта.

Ссылки на вышеуказанное постановление ФАС ЗСО несут для организации налоговые риски. Инспекторы могут оштрафовать компанию ­за неправомерное уменьшение базы по налогу на прибыль по следующим основаниям.

Во-первых, данное решение может быть применено только ­на территории Западно-Сибирского арбитражного округа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector