Профстандарт менеджера по продажам — один из многих сотен документов такого рода, разработанных после 2013 года и призванных обеспечить надлежащий уровень квалификации работников во многих сферах деятельности. Попробуем же разобраться, что представляет собой этот документ и где данный профстандарт может применяться.
Зачем нужен профессиональный стандарт для менеджера?
С 2013 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, которые описывают официальные требования к уровню квалификации и исполняемым трудовым функциям для разных категорий работников. Первоначально профстандарты были документами, носящими рекомендательный характер, однако с 1 июля 2016 года началось их использование уже в качестве обязательных актов.
Причем существуют и стандарты, касающиеся таких сфер, для которых ранее стандартизация не имела особого значения. В частности, сейчас действует стандарт, касающийся такой, казалось бы, чисто коммерческой должности, как менеджер по продажам определенных видов продукции. Зачем здесь нужны эти документы?
Причин для введения таких профстандартов несколько:
- Российское государство с 2012 года взяло курс на установление единых правил игры на всем рынке труда. Стандартизация — это один из способов добиться того, чтобы равные по уровню квалификации работники могли претендовать на равные должности, защитить свои права и исключить произвол. Должности менеджера это касается в полной мере, т. к. сейчас, к сожалению, под словом «менеджер» понимается кто угодно — от специалистов младшего звена до фактических заместителей руководства в компаниях.
- Единые стандарты позволят обеспечить должную профессиональную подготовку молодых специалистов. Сейчас учебные заведения ориентируются на рынки труда, однако этого недостаточно. С введением же профстандартов программы обучения будут нужным образом скорректированы.
- Некоторые области, в которых осуществляется коммерческая деятельность и работают менеджеры по продажам, имеют особое значение для государства. Именно там и вводятся профстандарты в первую очередь.
Какие профстандарты для менеджеров по продажам существуют?
По состоянию на июнь 2016 года приняты следующие профессиональные стандарты, в которых описывается работа менеджеров по продажам:
- «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем».
- «Специалист по продажам в автомобилестроении».
- «Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ».
- «Специалист по страхованию».
- «Специалист по кредитному брокериджу».
- «Менеджер продуктов в области информационных технологий». В этом профстандарте, правда, должность именно менеджера по продажам не предусмотрена, однако в числе профессиональных функций многократно упоминается необходимость работать в области продажи информационных продуктов.
Примечание: перечень нельзя считать завершенным, т. к. работа над профессиональными стандартами продолжается постоянно. Актуальный реестр профстандартов можно найти на специализированных ресурсах (в частности, сайте, поддерживаемом Минтрудом РФ).
Что включают в себя профстандарты для менеджеров по продажам?
Все профстандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ в 2013 году. Согласно этому шаблону, любой профстандарт для менеджера по продажам, независимо от области его работы, должен включать в себя следующие разделы:
- Общие положения. Здесь дается официальное название вида трудовой деятельности, классификация по ОКЗ (группы занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
- Функциональная карта. В этом разделе перечисляются обобщенные функции, которые осуществляет работник. Под обобщенными понимаются те, которые могут быть разложены на ряд более простых и конкретных. Также здесь указывается уровень квалификации по принятой для профстандартов классификации (от 1 до 9). В зависимости от сферы работы менеджер по продажам может иметь квалификацию 3–5 уровня, в редких случаях (например, при работе в области информационных технологий) — 6.
- Характеристика трудовых функций. В этом разделе описываются функции, входящие в состав обобщенных, с указанием конкретных названий должностей и требований к образованию и опыту работы.
- Информация об организациях, разрабатывавших профстандарт. Среди них встречаются как научно-образовательные учреждения, так и коммерческие компании или некоммерческие объединения, в которые входят организации, работающие в той области, для которой составлялся профстандарт.
Трудовые функции менеджера по продажам и требуемая квалификация
Поскольку деятельность менеджера по продажам описывается множеством профстандартов, в том числе и еще не принятых, но разработанных, перечислить все исполняемые ими функции крайне трудно. Однако есть ряд общих, характерных для каждого из профессиональных стандартов. К таким функциям будут относиться следующие:
- Вспомогательная деятельность по поиску клиентов и подготовке продуктов к продаже.
- Продажа типовых продуктов, заключение договоров.
- Продажа нетиповых или комплексных продуктов, подготовленных по заказу конкретных клиентов. Эта функция относится к наиболее сложным (уровень квалификации — 7), обычно ее осуществляют старшие менеджеры и начальники отдела продаж.
- Обеспечение мер, необходимых для выполнения плана по продажам.
- Организация взаимодействия между поставщиками продуктов или услуг и клиентами.
Более точно эти трудовые функции описываются уже в конкретных профстандартах, учитывающих особенности сферы деятельности менеджера.
Что же касается требуемой квалификации, то в большинстве случаев требуется среднее профессиональное образование в той сфере, в которой работает компания. В некоторых случаях дополнительно требуется и опыт работы: например, менеджер по продажам в кредитной сфере должен предварительно минимум год проработать в финансовой сфере.
Где должны применяться профстандарты для менеджеров?
Согласно трудовому законодательству, профстандарты обязательны к применению лишь тогда, когда ТК РФ или иные нормативные акты устанавливают обязательность требований к квалификации для работника на определенной должности. При этом применение профстандарта касается не только государственных или муниципальных предприятий, как ошибочно считают многие, но и коммерческих.
Применительно к менеджерам по продажам разработанные стандарты должны обязательно быть введены, в частности:
- в кредитно-финансовой сфере (на основании ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
- в СМИ и иных информационных или коммуникационных областях (на основании ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Для тех сфер деятельности, где нормативные акты не устанавливают обязательных требований к квалификации, профстандарты для менеджеров могут использоваться руководством добровольно в качестве основы для разработки локальных актов организации (должностных инструкций, штатных расписаний и т. д.).
Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год
Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
- обеспечение и проведение;
- экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
- контроль.
- Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.
Код | Наименование | Уровень квалификации | Наименование | Код | Уровень (подуровень) квалификации |
A | Обеспечение госзакупок | 6 | Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав | А/01.6 | 6 |
Подготовка закупочной документации | А/02.6 | 6 | |||
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) | А/03.6 | 6 | |||
B | Проведение госзакупок | 6 | Составление планов и обоснование закупок | В/01.6 | 6 |
Осуществление процедур закупок | В/02.6 | 6 | |||
C | Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) | 7 | Проверка соблюдений условий контракта (договора) | С/01.7 | 7 |
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) | С/02.7 | 7 | |||
D | Контроль в сфере госзакупок | 7 | Мониторинг | D/01.7 | 7 |
Аудит и контроль | D/02.7 | 7 |
Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.
Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:
- Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
- Подготовка закупочной документации.
- Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).
В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):
- специалист по закупкам;
- агент по закупкам;
- закупщик;
- работник контрактной службы;
- специалист контрактной службы.
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ | Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы) | |
Требования к опыту практической работы | Не предъявляются | |
Особые условия допуска к работе | Нет | |
Другие характеристики | Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок | |
Дополнительные характеристики | ||
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) | 3323 | Закупщики |
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) | — | Агент по закупкам |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) | 20015 | Агент по закупкам |
А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:
- Трудовые действия
- Умения.
- Знания.
- Другие характеристики.
Собрали их в таблицу для примера.
Трудовые действия |
|
Умения |
|
Знания |
|
Другие характеристики | Необходимые этические нормы:
|
Другие трудовые функции для специалистов раскрыты по аналогии с этой.
Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок
08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:
- Общие сведения.
- Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
- Характеристика обобщенных трудовых функций:
- консультирование в сфере госзакупок;
- экспертиза в сфере госзакупок;
- организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
- Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.
Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
Как сейчас работают профстандарты
Пошаговая инструкция по внедрению профессиональных стандартов! | Уральский союз
Процедуру внедрения профессиональных стандартов можно разделить на следующие этапы:
- Этап 1 — создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.
Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.
В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.
Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом (Приложение 1). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
На этом этапе разрабатывается Положение о рабочей группе (Приложение 2). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
Заседания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов оформляются протоколом.
- Этап 2 – изучение нормативно-правовых документов, касающихся профессиональных стандартов.
Члены рабочей группы изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней, касающиеся профессиональных стандартов.
Примеры нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы, связанные с применением профессиональных стандартов, а также разъясняющих документов:
— статьи 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;
— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
— Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г.
N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
— письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 и т. д.
- Этап 3 — определение обязательности применения организацией профессиональных стандартов.
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя:
— согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
— согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Кроме того, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности,, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, обязаны внедрить профессиональные стандарты поэтапно до 1 января 2020 года.
- Этап 4 – разработка Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
- Планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации разрабатываются участниками рабочей группы и содержат сведения:
- а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
- б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
- в) этапы применения профессиональных стандартов;
- г) перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
- В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения.
- Этап 5 — реализация мероприятий, установленных в Плане мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
Этот этап работы включает в себя следующие подэтапы:
Подэтап 1. Составление Перечня должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.
Члены рабочей группы разрабатывают Перечень должностей и профессий организации, по которым профстандарты обязательны.
Для этого члены рабочей группы изучают нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения.
Подэтап 2. Поиск информации об утвержденных на настоящий момент профессиональных стандартах по должностям и профессиям организации, указанных в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.
Члены рабочей группы на этом подэтапе выясняют, разработан ли по должности и профессии, указанной в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов, профессиональный стандарт.
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru (http://profstandart.rosmintrud.ru/)) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru (http://vet-bc.ru/)). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.
Подэтап 3. Проведение функционального анализа должностей.
По мнению специалистов Минтруда России, подборка профстандартов просто по названиям должностей является грубой ошибкой.
Так работодатель придет к некорректным выводам.
Сначала нужно посмотреть, чем занимаются работники организации. Затем соотнести цели работы по должности и цели профессии по профстандарту, т.е. необходимо провести функциональный анализ должностей.
Цель вида профессиональной деятельности указана в начале любого профстандарта. Например, специалист по управлению персоналом обеспечивает, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно и помогала достигнуть целей организации.
Чтобы правильно соотнести должность с профстандартом, необходимо смотреть на цели, ради чего создана должность в компании. Затем необходимо сравнить с целями профессии по профстандарту.
Если цели совпадают, по отношению к должности (профессии) можно применять профессиональный стандарт.
Подэтап 4. Приведение наименований должностей в соответствие с теми, которые указаны в профессиональных стандартах.
Согласно статьи 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливается тождественность тех наименований профессий и специальностей, которые указаны в профессиональных стандартах, тем наименованиям, которые эти же профессии и специальности имеют в единых квалификационных справочниках.
Если в компании нет таких должностей, профессий и специальностей, которые предполагают предоставление компенсаций и льгот или же наличие каких-то ограничений, их наименование в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции может не совпадать с тем, которое указано в профстандарте или ЕКС.
Но когда выполнение работ по той или иной должности, профессии или специальности согласно Трудового кодекса Российской Федерации или иным федеральным законам связано с компенсациями и льготами, обусловленными условиями труда, наименования таких должностей, профессий и специальностей должны соответствовать указанным в профстандарте, ЕКТС или ЕКС. Это же относится и к квалификационным требованиям, установленным для таких должностей, профессий и специальностей.
Из сказанного выше следует, что если в компании есть работники, получающие льготы и компенсации, связанные с условиями труда и установленные для конкретной должности, специальности, профессии, необходимо привести в соответствие их наименование с теми наименованиями, которые установлены в профстандартах, ЕКТС или ЕКС. Это требование касается всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности.
Подэтап 5. Сопоставление действующего функционала по должности, специальности, профессии с тем, что установлен профессиональным стандартом.
На этом подэтапе необходимо провести аудит всех должностных инструкций, кадровых и иных документов в которых прописан функционал по каждой должности, профессии и специальности, в отношении которой внедряется профессиональный стандарт. Действующие функциональные требования необходимо сопоставить с теми, что указаны в трудовом договоре, должностной инструкции и скорректировать их в соответствии с тем функционалом, который описывает профстандарт.
Подэтап 6. Сверка квалификационных требований к работнику, установленных в организации, с требованиями профстандарта.
На этом подэтапе необходимо сопоставить квалификационные требования, установленные работникам организации, с квалификационными требованиями профстандарта.
Необходимых квалификационных требований профстандартами не установлено только для должностей, имеющих уровень квалификации от 1 до 3. В этом случае ориентироваться следует на конкретные требования, обусловленные спецификой производственной деятельности организации, ее организационной структурой.
Начиная с 4 уровня квалификации, во всех профстандартах указываются конкретные условия и требования, которым должен соответствовать работник.
Подэтап 7. Издание приказа о внедрении профстандарта и уведомление работников об изменении условий трудового договора.
- Члены рабочей группы готовят проект приказа о внедрении профстандарта, а работники кадровой службы уведомляют работников об изменении условий трудового договора.
- В связи с изменением наименований должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовой договор, личную карточку работника, должностную инструкцию и в другие документы.
- В связи с корректировкой функциональных обязанностей по должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор, должностную инструкцию и в другие документы.
Подэтап 8.Проведение аттестации работников на соответствие требованиям профстандартов.
Аттестация поможет определить существующие расхождения между тем уровнем квалификации, который имеет каждый работник и тем, который определен профстандартом.
Увольнять работников за несоответствие требованиям профессионального стандарта нельзя — нужно повышать их квалификацию до необходимого уровня.
Поэтому результаты аттестации должны быть учтены при разработке индивидуальных программ обучения и повышения квалификации работников.
- Для проведения аттестации приказом руководителя организации создается аттестационная комиссия.
- Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.
- Приложение 1
- Образец:
- Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов
- в [наименование организации]
г. [место издания приказа] | [число, месяц, год] |
- В целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов,
- приказываю:
- 1. Создать рабочую группу по адаптации и внедрению профессиональных стандартов в составе:
Председатель — [должность, Ф. И. О.];
Члены группы — [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.].
2. Рабочей группе в своей деятельности руководствоваться Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов (Приложение N 1).
3. Утвердить План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации (Приложение N 2).
4. Руководителю отдела кадров [Ф. И. О. полностью] в срок до [число, месяц, год] ознакомить [Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О.] с данным приказом под роспись.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение:
1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.
2. План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
- Руководитель организации [подпись, инициалы, фамилия]
- С приказом ознакомлены:
- [должность, подпись, инициалы, фамилия]
- [число, месяц, год]
- [должность, подпись, инициалы, фамилия]
- [число, месяц, год]
- [должность, подпись, инициалы, фамилия]
- [число, месяц, год]
- Приложение 2
- Образец:
- Утверждено приказом генерального директора
от 00.00.0000 № ________
- о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов
- Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов
- 1. Общие положения
1.1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации] (далее — положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее — Рабочая группа) является временно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов.
1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, актами исполнительных органов власти Российской Федерации, законами [наименование субъекта РФ], а также настоящим Положением, Планом мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.
2. Порядок образования рабочей группы
2.1. Рабочая группа состоит из [значение] постоянных членов. Возглавляет Рабочую группу Председатель.
2.2. Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом руководителя Организации.
2.3. В состав Рабочей группы включаются [наименование должностей, например, руководитель отдела кадров, представитель юридического управления, представитель финансово-экономического управления].
3. Основные функции рабочей группы
Рабочая группа осуществляет следующие функции:
3.1. Формирует и координирует работу по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации].
3.2. Обеспечивает контроль за реализацией Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.
3.3. Проводит разъяснительную работу среди работников Организации по вопросам применения профессиональных стандартов.
3.4. Взаимодействует с органами власти различных уровней по вопросам внедрения профстандартов, запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.
3.5. Организует и проводит совещания, встречи и иные мероприятия для достижения цели, указанной в пункте 1.2 настоящего Положения.
3.6. [Указать иные функции рабочей группы].
4. Регламент работы
4.1. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет Председатель Рабочей группы.
4.2. Председатель Рабочей группы:
- — открывает и ведет заседания Рабочей группы;
Обязательные профессиональные стандарты с 2021 года
В июле 2016 года в законную силу вступила ст. 195.3 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, регламентирующая схему применения профстандартов, использование которых стало обязательным в установленных законом случаях. Подробнее читайте в статье Какие организации обязаны применять профстандарты?
Таким образом, если федеральным законодательством (в т. ч.
ТК РФ) будут определены требования к квалификации и образованию работника, которые необходимы ему для ведения трудовой деятельности, профстандарты-2021 в этой части обязательны к применению работодателями-организациями бюджетной сферы.
Если утвержденные профессиональные стандарты обязательны, их неприменение может повлечь для работодателя негативные последствия в форме административных санкций по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Где найти реестр утвержденных Министерством труда России профстандартов
Реестр профессиональных стандартов — 2021 размещен на специальном сайте Роструда РФ.
Реестр профстандартов ведется в алфавитном порядке. Для каждого из них установлены наименование должности, профессии, а также конкретный вид поручаемой трудящемуся работы.
В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ, если каким-то нормативным актом установлены требования к квалификации работника, то в части этих требований профстандарт обязателен. В отношении иных характеристик обязательность профстандарт устанавливается на самом предприятии, причем руководствоваться следует целесообразностью и реальнов ыполняемыми обязанностмяи по должности.
Важно! Любая организация обязана применять профессиональные стандарты в отношении должностей, пребывание на которых влечет получение льгот и компенсаций либо связано с определенными ограничениями. Данное требование установлено не напрямую, а через обязательство составлять на основе указанных стандартов трудовые договоры (ст. 57 ТК РФ).
Разработанные Минтрудом профстандарты, зарегистрированные Минюстом
Нужно учесть, что реестр профстандартов содержит не список названий должностей или профессий, а требования к той или иной сфере трудовой деятельности.
Структура профессионального стандарта регламентирована приказом Минтруда России «Об утверждении макета профстандарта» от 12.04.2013 № 147н и отражает:
- функционал, который может выполнять работник, занятый в той или иной сфере деятельности;
- то, какую квалификацию он должен иметь;
- требуемый уровень образования и опыт работы;
- наименование должности, в рамках которой работник может выполнять данную трудовую деятельность.
Таким образом, профстандарты разрабатываются Минтрудом России, а их регистрацию производит Минюст. Только после этого профстандарт вступает в силу.
Перечень утвержденных профессиональных стандартов: что делать, если работник не соответствует установленным требованиям
Уволить сотрудника в связи с его несоответствием профессиональному стандарту невозможно, поскольку ТК РФ в принципе не предусматривает такого основания для прекращения трудовых отношений.
Не стоит путать это с ситуацией, когда работник не отвечает занимаемой должности или не справляется с поручаемой работой в связи с недостаточным уровнем квалификации. В этом случае, если работодатель считает возможным уволить сотрудника, необходимо официально подтвердить его несоответствие посредством проведения аттестации (см. абз. 4 ст. 81 ТК РФ).
Если работодатель выявляет несоответствие уровня образования требованиям утвержденного профстандарта, он должен организовать для такого сотрудника соответствующее обучение. Работодатели, которые не провели для своих работников предусмотренное профстандартом обучение, могут быть привлечены к ответственности (см., например, постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014).
***
Итак, профессиональные стандарты в 2020 году обязательны к применению государственными органами и организациями с госучастием. Для юридических лиц с частной формой собственности применение данных правил носит рекомендательный характер, за исключением должностей, пребывание на которых дает работнику право на гарантии и компенсации или влечет некие ограничения.
Уволить сотрудника за несоответствие профессиональному стандарту работодатель не правомочен.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Профстандарт специалиста по закупкам 2022: кто он, современный менеджер по закупкам?
Проверьте, подходите ли вы и ваши коллеги, занимающиеся закупками, требованиям данной должности!
В 2022 году по-прежнему обязательным остается требование государства нанимать на работу и доверять задачи по организации закупочной деятельности только тем специалистам, знания и опыт которых соответствуют требованиям профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Данный документ закрепляет принцип профессионализма заказчика.
От завхоза до руководителя
1. Распространяется на:
- руководителей федеральных, региональных и муниципальных сфер управления;
- руководителей бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц;
- управляющих финансово-экономической и административной деятельностью;
- руководителей и специалистов бухгалтерии, служащих по бухгалтерским операциям и учету.
2. Применим к таким должностям, как:
- юристы;
- финансисты и экономисты;
- специалисты и сотрудники, связанные с закупочной деятельностью;
- специалисты органов государственной власти.
3. Описывает четыре обобщенные трудовые функции:
- обеспечение закупок;
- осуществление закупок;
- экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
- мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.
Подробнее о специалистах по закупкам, о должностях, требованиях к ним в соответствии с Профстандартом рассказала эксперт Татьяна Руцинская на вебинаре Контур.
Школы «Профессионализм заказчика по 44-ФЗ, 223-ФЗ в сфере закупок».
Должности и функции
Все трудовые функции для специалистов в сфере закупок Профстандарт делит на четыре уровня квалификации. Каждый из них описывает свои должности, требования к образованию специалиста и к его профессиональным навыкам.
Уровень квалификации 5
Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий. Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.
Трудовые функции:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов закупки и заключение контракта.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Уровень квалификации 6
Должность: старший специалист в сфере закупок, консультант по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий. Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже бакалавриата.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее трех лет.
Трудовые функции:
- составление планов и обоснование закупок;
- осуществление процедур закупок.
Уровень квалификации 7
Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.
Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования. Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет. Трудовые функции:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества представленных товаров, работ, услуг.
Уровень квалификации 8
Должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, советники. Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее пяти лет, а также не менее двух лет на руководящих должностях. Трудовые функции:
- мониторинг в сфере закупок;
- аудит и контроль в сфере закупок.
Обратите внимание на то, что все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно должны отражаться в должностной инструкции и других внутренних документах организации!