Образец профстандарта менеджера по продажам в 2021-2022 году

Профстандарт менеджера по продажам — один из многих сотен документов такого рода, разработанных после 2013 года и призванных обеспечить надлежащий уровень квалификации работников во многих сферах деятельности. Попробуем же разобраться, что представляет собой этот документ и где данный профстандарт может применяться. 

Зачем нужен профессиональный стандарт для менеджера?

С 2013 года в России началось введение профессиональных стандартов — документов, которые описывают официальные требования к уровню квалификации и исполняемым трудовым функциям для разных категорий работников. Первоначально профстандарты были документами, носящими рекомендательный характер, однако с 1 июля 2016 года началось их использование уже в качестве обязательных актов.

Причем существуют и стандарты, касающиеся таких сфер, для которых ранее стандартизация не имела особого значения. В частности, сейчас действует стандарт, касающийся такой, казалось бы, чисто коммерческой должности, как менеджер по продажам определенных видов продукции. Зачем здесь нужны эти документы?

Причин для введения таких профстандартов несколько:

Образец профстандарта менеджера по продажам в 2021-2022 году

  1. Российское государство с 2012 года взяло курс на установление единых правил игры на всем рынке труда. Стандартизация — это один из способов добиться того, чтобы равные по уровню квалификации работники могли претендовать на равные должности, защитить свои права и исключить произвол. Должности менеджера это касается в полной мере, т. к. сейчас, к сожалению, под словом «менеджер» понимается кто угодно — от специалистов младшего звена до фактических заместителей руководства в компаниях.
  2. Единые стандарты позволят обеспечить должную профессиональную подготовку молодых специалистов. Сейчас учебные заведения ориентируются на рынки труда, однако этого недостаточно. С введением же профстандартов программы обучения будут нужным образом скорректированы.
  3. Некоторые области, в которых осуществляется коммерческая деятельность и работают менеджеры по продажам, имеют особое значение для государства. Именно там и вводятся профстандарты в первую очередь.

Какие профстандарты для менеджеров по продажам существуют?

По состоянию на июнь 2016 года приняты следующие профессиональные стандарты, в которых описывается работа менеджеров по продажам:

  1. «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем».
  2. «Специалист по продажам в автомобилестроении».
  3. «Специалист по продвижению и распространению продукции СМИ».
  4. «Специалист по страхованию».
  5. «Специалист по кредитному брокериджу».
  6. «Менеджер продуктов в области информационных технологий». В этом профстандарте, правда, должность именно менеджера по продажам не предусмотрена, однако в числе профессиональных функций многократно упоминается необходимость работать в области продажи информационных продуктов.

Примечание: перечень нельзя считать завершенным, т. к. работа над профессиональными стандартами продолжается постоянно. Актуальный реестр профстандартов можно найти на специализированных ресурсах (в частности, сайте, поддерживаемом Минтрудом РФ).

Что включают в себя профстандарты для менеджеров по продажам?

Все профстандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному Минтрудом РФ в 2013 году. Согласно этому шаблону, любой профстандарт для менеджера по продажам, независимо от области его работы, должен включать в себя следующие разделы:

  1. Общие положения. Здесь дается официальное название вида трудовой деятельности, классификация по ОКЗ (группы занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
  2. Функциональная карта. В этом разделе перечисляются обобщенные функции, которые осуществляет работник. Под обобщенными понимаются те, которые могут быть разложены на ряд более простых и конкретных. Также здесь указывается уровень квалификации по принятой для профстандартов классификации (от 1 до 9). В зависимости от сферы работы менеджер по продажам может иметь квалификацию 3–5 уровня, в редких случаях (например, при работе в области информационных технологий) — 6.
  3. Характеристика трудовых функций. В этом разделе описываются функции, входящие в состав обобщенных, с указанием конкретных названий должностей и требований к образованию и опыту работы.
  4. Информация об организациях, разрабатывавших профстандарт. Среди них встречаются как научно-образовательные учреждения, так и коммерческие компании или некоммерческие объединения, в которые входят организации, работающие в той области, для которой составлялся профстандарт.

Трудовые функции менеджера по продажам и требуемая квалификация

Поскольку деятельность менеджера по продажам описывается множеством профстандартов, в том числе и еще не принятых, но разработанных, перечислить все исполняемые ими функции крайне трудно. Однако есть ряд общих, характерных для каждого из профессиональных стандартов. К таким функциям будут относиться следующие:

  1. Вспомогательная деятельность по поиску клиентов и подготовке продуктов к продаже.
  2. Продажа типовых продуктов, заключение договоров.
  3. Продажа нетиповых или комплексных продуктов, подготовленных по заказу конкретных клиентов. Эта функция относится к наиболее сложным (уровень квалификации — 7), обычно ее осуществляют старшие менеджеры и начальники отдела продаж.
  4. Обеспечение мер, необходимых для выполнения плана по продажам.
  5. Организация взаимодействия между поставщиками продуктов или услуг и клиентами.

Более точно эти трудовые функции описываются уже в конкретных профстандартах, учитывающих особенности сферы деятельности менеджера.

Что же касается требуемой квалификации, то в большинстве случаев требуется среднее профессиональное образование в той сфере, в которой работает компания. В некоторых случаях дополнительно требуется и опыт работы: например, менеджер по продажам в кредитной сфере должен предварительно минимум год проработать в финансовой сфере.

Где должны применяться профстандарты для менеджеров?

Согласно трудовому законодательству, профстандарты обязательны к применению лишь тогда, когда ТК РФ или иные нормативные акты устанавливают обязательность требований к квалификации для работника на определенной должности. При этом применение профстандарта касается не только государственных или муниципальных предприятий, как ошибочно считают многие, но и коммерческих.

Применительно к менеджерам по продажам разработанные стандарты должны обязательно быть введены, в частности:

  • в кредитно-финансовой сфере (на основании ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
  • в СМИ и иных информационных или коммуникационных областях (на основании ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Для тех сфер деятельности, где нормативные акты не устанавливают обязательных требований к квалификации, профстандарты для менеджеров могут использоваться руководством добровольно в качестве основы для разработки локальных актов организации (должностных инструкций, штатных расписаний и т. д.).

Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год

Профстандарт специалиста в сфере закупок — это характеристика уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, которые необходимы для деятельности по контролю и управлению госзакупками.

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд опубликовал проект Приказа об утверждении профстандарта для специалиста в сфере закупок. Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций специалиста, входящих в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций специалиста в сфере госзакупок:
    • обеспечение и проведение;
    • экспертиза результатов, приемка контракта (договора);
    • контроль.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Вот функциональная карта вида профессиональной деятельности из 2-го раздела профстандарта для специалиста в закупочной сфере.

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Код Наименование Уровень квалификации Наименование Код Уровень (подуровень) квалификации
A Обеспечение госзакупок 6 Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав А/01.6 6
Подготовка закупочной документации А/02.6 6
Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора) А/03.6 6
B Проведение госзакупок 6 Составление планов и обоснование закупок В/01.6 6
Осуществление процедур закупок В/02.6 6
C Экспертиза результатов госзакупок, приемка контракта (договора) 7 Проверка соблюдений условий контракта (договора) С/01.7 7
Проверка качества, своевременности, комплектности представленных товаров, работ, услуг, иных объектов гражданских прав, соответствие иным условиям контракта (договора) С/02.7 7
D Контроль в сфере госзакупок 7 Мониторинг D/01.7 7
Аудит и контроль D/02.7 7

Третий раздел профстандарта раскрывает содержание обобщенных трудовых функций специалиста и трудовых функций, которые входят в них.

Рассмотрим обобщенную трудовую функцию специалиста «Обеспечение госзакупок», в нее входят 3 функции:

  1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав.
  2. Подготовка закупочной документации.
  3. Обработка результатов закупки и заключение контракта (договора).

В профстандарте для этой обобщенной функции прописаны возможные наименования должностей (профессий):

  • специалист по закупкам;
  • агент по закупкам;
  • закупщик;
  • работник контрактной службы;
  • специалист контрактной службы.
Читайте также:  Какую материальную ответственность несут водители при перевозке грузов
Требования к образованию специалиста по закупкам по 44-ФЗ Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы)
Требования к опыту практической работы Не предъявляются
Особые условия допуска к работе Нет
Другие характеристики Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок
Дополнительные характеристики
Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) 3323 Закупщики
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) Агент по закупкам
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) 20015 Агент по закупкам

А для трудовой функции предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав для специалистов прописали:

  1. Трудовые действия
  2. Умения.
  3. Знания.
  4. Другие характеристики.

Собрали их в таблицу для примера.

Трудовые действия
  • обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав;
  • обработка и анализ информации и данных о складских запасах, стратегии и иных планах деятельности организации, потребностях подразделений, об отраслевых рынках, включая информацию о поставщиках;
  • подготовка и направление приглашений к определению поставщиков различными способами;
  • обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков.
Умения
  • использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;
  • создавать и вести информационную базу данных;
  • изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;
  • исследовать складские запасы, прогнозные планы деятельности, отраслевые особенности организации;
  • исследовать рынок поставщиков и производителей укрупненно по категориям товаров, услуг и более подробно по конкретным лотам, включая их загрузку, сезонные и региональные особенности производства и поставки, ценообразование;
  • обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги и иные объекты имущественных прав, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;
  • выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит к конфликту интересов.
Знания
  • требования законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в части применения к закупкам;
  • антимонопольное законодательство;
  • требования антикоррупционного законодательства Российской Федерации и ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
  • основные меры по предупреждению коррупции в организации;
  • бухгалтерский учет в части применения к закупкам;
  • особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
  • отраслевые особенности деятельности организации;
  • методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта (договора);
  • основы информатики в части применения к закупкам;
  • этика делового общения и правила ведения переговоров.
Другие характеристики Необходимые этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность информации;
  • соблюдать этику делового общения;
  • проявлять честность и порядочность в профессиональных и деловых отношениях;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

Другие трудовые функции для специалистов раскрыты по аналогии с этой.

Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок

08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:

  1. Общие сведения.
  2. Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
  3. Характеристика обобщенных трудовых функций:
    • консультирование в сфере госзакупок;
    • экспертиза в сфере госзакупок;
    • организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
  4. Сведения об организациях — разработчиках профстандарта.

Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.

Как сейчас работают профстандарты

Пошаговая инструкция по внедрению профессиональных стандартов! | Уральский союз

Процедуру внедрения профессиональных стандартов можно разделить на следующие этапы:

  • Этап 1 — создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.

Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.

В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.

Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом (Приложение 1).  Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

На этом этапе разрабатывается Положение о рабочей группе (Приложение 2). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.

Заседания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов оформляются протоколом.

  • Этап 2 – изучение нормативно-правовых документов, касающихся профессиональных стандартов.

Члены рабочей группы изучают необходимые нормативно-правовые документы  всех уровней, касающиеся профессиональных стандартов.

Примеры нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы, связанные с применением  профессиональных стандартов, а также разъясняющих документов:

— статьи 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;

— Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;

— Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г.

N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;

— письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 и т. д.

  • Этап 3         — определение обязательности применения организацией профессиональных стандартов.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя:

— согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

— согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Кроме того, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности,, в силу  Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584,  обязаны  внедрить профессиональные стандарты поэтапно до 1 января 2020 года. 

  • Этап 4 – разработка Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
  • Планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации разрабатываются участниками рабочей группы и содержат сведения:
  •  а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
  • б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
  • в) этапы применения профессиональных стандартов;
  • г) перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
  • В плане  указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения.
  • Этап 5         — реализация мероприятий, установленных в Плане мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
Читайте также:  Изменения в учете лизинговых платежей по договору

Этот этап работы включает в себя следующие подэтапы:

Подэтап 1. Составление  Перечня должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

Члены рабочей группы разрабатывают Перечень должностей и профессий организации, по которым профстандарты обязательны.

Для этого члены рабочей группы изучают нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения.

Подэтап 2. Поиск  информации об утвержденных на настоящий момент профессиональных стандартах по должностям и профессиям организации, указанных в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.

Члены рабочей группы на этом подэтапе выясняют, разработан ли по должности и профессии, указанной в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов, профессиональный стандарт.

 Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru (http://profstandart.rosmintrud.ru/)) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru (http://vet-bc.ru/)). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

Подэтап 3. Проведение функционального анализа должностей.

По мнению специалистов Минтруда России, подборка профстандартов  просто по названиям должностей является грубой ошибкой.

Так работодатель придет к некорректным выводам.

 Сначала нужно посмотреть, чем занимаются работники организации. Затем соотнести цели работы по должности и цели профессии по профстандарту, т.е. необходимо провести функциональный анализ должностей.

Цель вида профессиональной деятельности указана в начале любого профстандарта. Например, специалист по управлению персоналом обеспечивает, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно и помогала достигнуть целей организации.

Чтобы правильно соотнести должность с профстандартом, необходимо смотреть на цели, ради чего создана должность в компании. Затем необходимо  сравнить с целями профессии по профстандарту.

Если цели совпадают, по отношению к должности (профессии) можно применять профессиональный стандарт.

Подэтап 4. Приведение наименований должностей в соответствие с теми, которые указаны в профессиональных стандартах.

 Согласно статьи 195.2 Трудового кодекса  Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливается тождественность тех наименований профессий и специальностей, которые указаны в профессиональных стандартах, тем наименованиям, которые эти же профессии и специальности имеют в единых квалификационных справочниках.

 Если в компании нет таких должностей, профессий и специальностей, которые предполагают предоставление компенсаций и льгот или же наличие каких-то ограничений, их наименование  в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции может не совпадать с тем, которое указано в профстандарте или ЕКС.

Но когда выполнение работ по той или иной должности, профессии или специальности согласно Трудового кодекса  Российской Федерации или иным федеральным законам связано с компенсациями и льготами, обусловленными условиями труда, наименования таких должностей, профессий и специальностей должны соответствовать указанным в профстандарте, ЕКТС или ЕКС. Это же относится и к квалификационным требованиям, установленным для таких должностей, профессий и специальностей.

Из сказанного выше следует, что если в компании есть работники, получающие льготы и компенсации, связанные с условиями труда и установленные для конкретной должности, специальности, профессии, необходимо привести в соответствие их наименование с теми наименованиями, которые установлены в профстандартах, ЕКТС или ЕКС. Это требование касается всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности.

Подэтап 5. Сопоставление действующего функционала по должности, специальности,  профессии с тем, что установлен профессиональным стандартом.

 На этом подэтапе необходимо провести аудит всех должностных инструкций, кадровых и иных документов в которых прописан функционал по каждой должности, профессии и специальности, в отношении которой внедряется профессиональный стандарт. Действующие функциональные требования необходимо сопоставить с теми, что указаны в трудовом договоре, должностной инструкции и скорректировать их в соответствии с тем функционалом, который описывает профстандарт.

Подэтап 6. Сверка квалификационных требований к работнику, установленных в  организации, с требованиями профстандарта.

На этом подэтапе необходимо сопоставить квалификационные требования, установленные  работникам организации, с квалификационными требованиями профстандарта.

 Необходимых квалификационных требований профстандартами не установлено только для должностей, имеющих уровень квалификации от 1 до 3. В этом случае ориентироваться следует на конкретные требования, обусловленные спецификой производственной деятельности организации, ее организационной структурой.

 Начиная с 4 уровня квалификации, во всех профстандартах указываются конкретные условия и требования, которым должен соответствовать работник.

Подэтап 7. Издание приказа о внедрении профстандарта и уведомление работников об изменении условий трудового договора.

  1. Члены рабочей группы  готовят проект приказа о внедрении профстандарта, а работники кадровой службы уведомляют работников об изменении условий трудового договора.
  2. В связи с изменением наименований должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовой договор, личную карточку работника, должностную инструкцию  и в другие документы.
  3. В связи с корректировкой функциональных обязанностей по должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор, должностную инструкцию  и в другие документы.

Подэтап 8.Проведение аттестации работников на соответствие требованиям профстандартов.

Аттестация поможет определить существующие расхождения между тем уровнем квалификации, который имеет каждый работник и тем, который определен профстандартом.

Увольнять работников за несоответствие требованиям профессионального стандарта нельзя — нужно повышать их квалификацию до необходимого уровня.

Поэтому результаты аттестации должны быть учтены при разработке индивидуальных  программ обучения и повышения квалификации работников.

  • Для проведения аттестации приказом руководителя организации создается аттестационная комиссия.
  • Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.
  • Приложение 1
  • Образец:
  • Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов
  • в [наименование организации]
г. [место издания приказа] [число, месяц, год]
  1. В целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов,
  2. приказываю:
  3. 1. Создать рабочую группу по адаптации и внедрению профессиональных стандартов в составе:

Председатель — [должность, Ф. И. О.];

Члены группы — [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.].

2. Рабочей группе в своей деятельности руководствоваться Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов (Приложение N 1).

3. Утвердить План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации (Приложение N 2).

4. Руководителю отдела кадров [Ф. И. О. полностью] в срок до [число, месяц, год] ознакомить [Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О.] с данным приказом под роспись.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приложение:

1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.

2. План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.

  • Руководитель организации [подпись, инициалы, фамилия]
  • С приказом ознакомлены:
  • [должность, подпись, инициалы, фамилия]
  • [число, месяц, год]
  • [должность, подпись, инициалы, фамилия]
  • [число, месяц, год]
  • [должность, подпись, инициалы, фамилия]
  • [число, месяц, год]
  • Приложение 2
  • Образец:
  • Утверждено              приказом генерального директора

от 00.00.0000 № ________    

  1.  о    создании  рабочей группы по внедрению     профессиональных стандартов
  2. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов
  3. 1. Общие положения

1.1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации] (далее — положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее — Рабочая группа) является временно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов.

1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, актами исполнительных органов власти Российской Федерации, законами [наименование субъекта РФ], а также настоящим Положением, Планом мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

2. Порядок образования рабочей группы

2.1. Рабочая группа состоит из [значение] постоянных членов. Возглавляет Рабочую группу Председатель.

2.2. Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом руководителя Организации.

Читайте также:  Сопроводительное письмо к документам. Бланк и образец 2021-2022 года

2.3. В состав Рабочей группы включаются [наименование должностей, например, руководитель отдела кадров, представитель юридического управления, представитель финансово-экономического управления].

3. Основные функции рабочей группы

Рабочая группа осуществляет следующие функции:

3.1. Формирует и координирует работу по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации].

3.2. Обеспечивает контроль за реализацией Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.

3.3. Проводит разъяснительную работу среди работников Организации по вопросам применения профессиональных стандартов.

3.4. Взаимодействует с органами власти различных уровней по вопросам внедрения профстандартов, запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.

3.5. Организует и проводит совещания, встречи и иные мероприятия для достижения цели, указанной в пункте 1.2 настоящего Положения.

3.6. [Указать иные функции рабочей группы].

4. Регламент работы

4.1. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет Председатель Рабочей группы.

4.2. Председатель Рабочей группы:

  • — открывает и ведет заседания Рабочей группы;

Обязательные профессиональные стандарты с 2021 года

В июле 2016 года в законную силу вступила ст. 195.3 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, регламентирующая схему применения профстандартов, использование которых стало обязательным в установленных законом случаях. Подробнее читайте в статье Какие организации обязаны применять профстандарты?

Таким образом, если федеральным законодательством (в т. ч.

ТК РФ) будут определены требования к квалификации и образованию работника, которые необходимы ему для ведения трудовой деятельности, профстандарты-2021 в этой части обязательны к применению работодателями-организациями бюджетной сферы.

  Если утвержденные профессиональные стандарты обязательны, их неприменение может повлечь для работодателя негативные последствия в форме административных санкций по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. 

Где найти реестр утвержденных Министерством труда России профстандартов 

Реестр профессиональных стандартов — 2021 размещен на специальном сайте Роструда РФ.

Реестр профстандартов ведется в алфавитном порядке. Для каждого из них установлены наименование должности, профессии, а также конкретный вид поручаемой трудящемуся работы.

В соответствии со ст. 195.3 ТК РФ, если каким-то нормативным актом установлены требования к квалификации работника, то в части этих требований профстандарт обязателен. В отношении иных характеристик обязательность профстандарт устанавливается на самом предприятии, причем руководствоваться следует целесообразностью и реальнов ыполняемыми обязанностмяи по должности.

Важно! Любая организация обязана применять профессиональные стандарты в отношении должностей, пребывание на которых влечет получение льгот и компенсаций либо связано с определенными ограничениями. Данное требование установлено не напрямую, а через обязательство составлять на основе указанных стандартов трудовые договоры (ст. 57 ТК РФ). 

Разработанные Минтрудом профстандарты, зарегистрированные Минюстом 

Нужно учесть, что реестр профстандартов содержит не список названий должностей или профессий, а требования к той или иной сфере трудовой деятельности.

Структура профессионального стандарта регламентирована приказом Минтруда России «Об утверждении макета профстандарта» от 12.04.2013 № 147н и отражает:

  • функционал, который может выполнять работник, занятый в той или иной сфере деятельности;
  • то, какую квалификацию он должен иметь;
  • требуемый уровень образования и опыт работы;
  • наименование должности, в рамках которой работник может выполнять данную трудовую деятельность. 

Таким образом, профстандарты разрабатываются Минтрудом России, а их регистрацию производит Минюст. Только после этого профстандарт вступает в силу. 

Перечень утвержденных профессиональных стандартов: что делать, если работник не соответствует установленным требованиям 

Уволить сотрудника в связи с его несоответствием профессиональному стандарту невозможно, поскольку ТК РФ в принципе не предусматривает такого основания для прекращения трудовых отношений.

Не стоит путать это с ситуацией, когда работник не отвечает занимаемой должности или не справляется с поручаемой работой в связи с недостаточным уровнем квалификации. В этом случае, если работодатель считает возможным уволить сотрудника, необходимо официально подтвердить его несоответствие посредством проведения аттестации (см. абз. 4 ст. 81 ТК РФ).

Если работодатель выявляет несоответствие уровня образования требованиям утвержденного профстандарта, он должен организовать для такого сотрудника соответствующее обучение. Работодатели, которые не провели для своих работников предусмотренное профстандартом обучение, могут быть привлечены к ответственности (см., например, постановление 13-го ААС от 30.10.2014 по делу № А56-26857/2014). 

***

Итак, профессиональные стандарты в 2020 году обязательны к применению государственными органами и организациями с госучастием. Для юридических лиц с частной формой собственности применение данных правил носит рекомендательный характер, за исключением должностей, пребывание на которых дает работнику право на гарантии и компенсации или влечет некие ограничения.

Уволить сотрудника за несоответствие профессиональному стандарту работодатель не правомочен.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Профстандарт специалиста по закупкам 2022: кто он, современный менеджер по закупкам?

Проверьте, подходите ли вы и ваши коллеги, занимающиеся закупками, требованиям данной должности!

В 2022 году по-прежнему обязательным остается требование государства нанимать на работу и доверять задачи по организации закупочной деятельности только тем специалистам, знания и опыт которых соответствуют требованиям профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Данный документ закрепляет принцип профессионализма заказчика.

От завхоза до руководителя

1. Распространяется на:

  • руководителей федеральных, региональных и муниципальных сфер управления;
  • руководителей бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц;
  • управляющих финансово-экономической и административной деятельностью;
  • руководителей и специалистов бухгалтерии, служащих по бухгалтерским операциям и учету.

2. Применим к таким должностям, как:

  • юристы;
  • финансисты и экономисты;
  • специалисты и сотрудники, связанные с закупочной деятельностью;
  • специалисты органов государственной власти.

3. Описывает четыре обобщенные трудовые функции:

  • обеспечение закупок;
  • осуществление закупок;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок.

Подробнее о специалистах по закупкам, о должностях, требованиях к ним в соответствии с Профстандартом рассказала эксперт Татьяна Руцинская на вебинаре Контур.

Школы «Профессионализм заказчика по 44-ФЗ, 223-ФЗ в сфере закупок». 

Должности и функции

Все трудовые функции для специалистов в сфере закупок Профстандарт делит на четыре уровня квалификации. Каждый из них описывает свои должности, требования к образованию специалиста и к его профессиональным навыкам.

Уровень квалификации 5

Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий. Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.

Трудовые функции:

  • предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
  • подготовка закупочной документации;
  • обработка результатов закупки и заключение контракта.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Уровень квалификации 6

Должность: старший специалист в сфере закупок, консультант по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий. Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже бакалавриата.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее трех лет.

Трудовые функции:

  • составление планов и обоснование закупок;
  • осуществление процедур закупок.

Уровень квалификации 7

Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.

Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования. Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет. Трудовые функции:

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества представленных товаров, работ, услуг.

Уровень квалификации 8

Должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, советники. Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.

Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.

Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее пяти лет, а также не менее двух лет на руководящих должностях. Трудовые функции:

  • мониторинг в сфере закупок;
  • аудит и контроль в сфере закупок.

Обратите внимание на то, что все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно должны отражаться в должностной инструкции и других внутренних документах организации!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector