Правительство РФ предусмотрело ряд изменений в законодательстве, касающихся авансирования. Авансирование контракта — это хорошая финансовая поддержка поставщикам, выигравшим торги. В связи с пандемией, которая нарушила работу малого и среднего бизнеса,
Заказчики могут прописывать данное условие в контракте, но с соблюдением определенного порядка для некоторых видов закупок. Главное, что нужно понять: предварительная оплата работ — это не обязанность заказчика, а его добровольное решение. Предоплата рассчитывается в виде процентного соотношения от НМЦК или цены контракта.
Что такое предоплата
Форма расчетов предоплаты, заключается в том, что продавец предоставляет товары или оказывает услуги только после получения на свой счет заранее оговоренной фиксированной суммы денег или процента от сделки.
Предоплата бывает трех видов:
- полная составляет полную стоимость сделки;
- частичная это заранее оговеренная фиксированная сумма или процент;
- револьверная осуществляется при более или менее длительных операциях под регулярно (переодически) предоставляемые товары или услуги.
Использование предоплаты позволяет стабилизировать отношения контрагентов, гарантировать интересы товаровладельца при неустойчивой экономической конъюнктуре, инфляции, замедлении скорости оборота и кризисе платежеспособности.
Устанавливать или нет условие о предоплате контракта по 44-ФЗ — заказчик решает сам. Законодательство не обязывает его это делать, а только дает возможность выбора. На практике же заказчики неохотно прописывают это условие в договоре, но это уже отдельная тема для разговора.
Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.
Согласно гражданскому законодательству предоплата по договору может быть выплачена исполнителю как в 100% размере, так и частями (ст. 487, 711, 781 ГК РФ). В зависимости от конкретной закупки размер аванса может составлять от 50 до 100 %.
При частичном погашении предоплаты последний платеж заказчик совершает после того как поставщик успешно сдаст работу.
Аванс по 44-ФЗ
Ввиду того, что авансирование применяется на усмотрение заказчика, он должен принимать решение, исходя из его целесообразности и ограничений, которые накладывает на него бюджет.
Раньше минимальный размер предварительной оплаты составлял 30% от НМЦК, теперь минимальный порог этой суммы не может быть менее 50%.
Это стало плюсом для поставщиков, так как многие из них при поиске закупок ориентируются на этот критерий.
В связи с коронавирусом продажи мелкого и среднего бизнеса значительно просели, а выиграть контракт и еще до начала его исполнения получить деньги — хорошая поддержка со стороны государства.
Сейчас даже не у всех бизнесменов есть деньги, чтобы начать какой-то проект. А авансирование, как стартовые деньги, сильно помогают при исполнении контракта.
От суммы аванса напрямую зависит размер обеспечения исполнения контракта. ОИК не может быть ниже предоплаты, поэтому обеспечительная мера повышается до суммы аванса, если до этого была ниже его.
Если заказчик посчитал необходимым применить в закупке условие о предоплате, то свое решение он должен прописать в контракте, а также сумму предоплаты и сроки по ее выплате в соответствии с ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Если в договоре заказчик не указал сроки выплаты, то это будет считаться нарушением.
Рекомендации заказчикам
Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:
- Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
Изменения в авансировании по госконтракту 44 ФЗ 2022 г
Содержание
Авансы по госконтрактам представляют собой одно из обязательных условий. В основном заказчики не могут предусмотреть всех условий. Со стороны правительства поступили изменения при которых был изменен порядок расчетов.
1. Изменения в порядке авансирования по контракту
Авансирование представляет собой выплату денежных средств поставщику до начала исполнения требований установленных по госконтракту. Будет выявлено в зависимости от решения заказчика будет ли предусматриваться госконтракт.
Для того чтобы он был принят, для этого заказчику необходимо будет предположить все возможные последствия своих действий, но и действий со стороны поставщика.
30 ноября 2018 года на сайте правительства было опубликовано Постановление под номером 1430 от 28 ноября этого же года.
В связи с данным Постановлением были введены корректировки в положениях о мерах по исполнению федерального бюджета в области и внесения корректировок в порядок расчетов по госконтрактам.
Предоставляем комплексное тендерное сопровождение на всех этапах!
Обратитесь к нам и мы окажем комплексное сопровождение, от поиска закупок, до выигрыша и исполнения контракта!
Обратиться Проводим анализ для субъектов среднего и малого предпринимательства, прогнозируем шансы на победу, оцениваем уровень конкуренции и коррупционные составляющие. Все подробности о данной услуге смотрите по этой ссылке.
Весной 2018 года Правительством был утвержден план мероприятий по увеличению качества по регулированию дебиторской задолженности, которая будет касаться расходов федерального бюджета. Новый план мероприятий носит название “Дорожная карта”, которая регламентирует новый процедуру проведения по калькуляции по госконтрактам.
При данном госконтракте следующие после того как произойдет выплата аванса, то после этого платежи осуществляются в таком размере, который не будет больше разницы между фактической стоимостью поставляемых товаров и суммой, она может быть рассчитана по следующей формуле.
Берется произведение авансирования (он измеряется в процентах) и совокупной цене фактически поставленных товаров. Но только при условии того, что в состав контракта будут содержаться этапы по исполнению данного контракта, а также сроки исполнения которых должны совпадать частично или же в полном размере.
ПП под номером 1705 от 30.12.2017 г данный порядок был определен для гос контрактов, которые были заключены в 2018 году. Постановление под номером 1430 данный порядок утверждается в постоянной форме.
Помогаем в оформлении ЭЦП в Удостоверяющем центре для возможности принятия участия в тендерах и торгах.
3. Пример расчета аванса по стоимости контракта
Ниже будет представлен пример по расчету цены авансирования
Приведем пример, если цена контракта будет составлять 1 млн руб, размер авансирования будет составлять 10 процентов, поставка, которая следует после оплаты аванса будет составлять 300 тыс руб.
Далее представлен расчет суммы, которую поставщик может получить после поставки Нужно будет от 300 тыс руб отнять разницу 10 процентов и умножить на 300 тыс руб. В итоге поставщик сможет получить сумму 270 тыс руб.
4. Видео-инструкция оплата по контракту 44 ФЗ: когда и какие финансовые средства вам понадобятся
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
С 30 марта 2022г. изменены правила выплаты авансов по госконтрактам
С 30 марта 2022г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 505, которым установлены новые правила авансирования контрактов в части повышения лимитов выплаты авансов, казначейского сопровождения.
Постановление принято, как антикризисная мера поддержки поставщиков для пополнения оборотных средств на цели исполнения контрактов. Полагаем, это должно улучшить положение поставщиков.
Что изменилось:
– заказчики – получатели федерального бюджета вправе выплачивать в качестве аванса до 90% от цены госконтракта, ранее это были 30%
– авансовые платежи в размере от 50% до 90% проводятся с казначейским сопровождением, а авансы до 50% от него освобождаются
– разрешено увеличить авансы в уже заключенных госконтрактах (по соглашению сторон и при соблюдении требований п. 65.1. ст. 112 Закона о контрактной системе)
Что не изменилось:
– для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70%
– если заказчик является получателем бюджета субъекта РФ (региональные и муниципальные заказчики), то правила авансирования для них носят рекомендательный (не обязательный) характер
Ответы на частые вопросы:
Постановление обязательно для всех заказчиков?
Нет. Постановление обязательно только для заказчиков- получателей федерального бюджета. Обычно это можно понять из названия заказчика или из контракта, в котором указывается за счет каких денег финансируется закупка.
Заказчики теперь обязаны указывать аванс?
Из дословного толкования текста постановления, полагаю, что да, после 30 марта обязаны в новых закупках указывать авансы. Вместе с тем, с учетом того, что постановление новое, на местах могут возникать проблемы, а также разное толкование текста.
Какую сумму аванса заказчик должен указать в моем контракте?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели, и условий контракта.
В уже заключенные контракты заказчик сам должен внести изменения об авансе?
К сожалению, нет, такой обязанности не установлено. Естественно, со стороны Заказчика может исходить такая инициатива, но в реальности такие случаи редки.
Внести изменения об авансе в уже действующие контракты – не обязанность, а право Заказчика. Такое изменение вносится по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения по правилам п. 65.1. ст.
112 Закона о контрактной системе.
Поставщику при этом нужно доказать, что возникли независящих от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, представить необходимое обеспечение контракта.
Как юристы КГ ЭТАЛОН могут сейчас Вам помочь?
- 1 Провести анализ представленных документов (контракта), предоставить устную или письменную консультацию по порядку изменения контракта.
- 2 Представить комментарии к положениям документации закупки, подготовить запрос разъяснений.
- 3 Провести анализ представленных документов (контракта), подготовить проект обращения к Заказчику и проект дополнительного соглашения к договору.
Предоплата по госконтрактам в 2022 году: на что обратить внимание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предоплата по госконтрактам в 2022 году: на что обратить внимание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст.
30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников — 10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять.
В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб.
и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст.
31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г.
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
- Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 679.6 КБ
Авансирование по 44-ФЗ в 2022 году: в каких закупках предусмотрен аванс?
Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:
- Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ предусмотрена возможность авансирования контракта.
То есть при желании заказчик может авансом (частично или полностью) оплатить исполнителю поставку товара, выполнение работ или оказание услуги.
В статье мы расскажем, как регулируется авансирование, какие у него плюсы и минусы, в каких случаях возможны ограничения по предоплате, а также рассмотрим другие важные вопросы.
Как авансирование по 44-ФЗ регулируется законодательством
Условие об авансировании контракта заказчик устанавливает на своё усмотрение — предварительная оплата не является обязательной частью контракта, закон позволяет определиться с этим вопросом самостоятельно.
Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.
В соответствии с ст. 487, 711, 781 ГК РФ, предоплата выплачивается в полном размере или частями. Размер аванса может составлять от 50 до 100 процентов от НМЦК.
При выплате полного аванса заказчик совершает 100% предоплаты по 44-ФЗ до того, как поставщик начнёт исполнять соглашения по контракту.
Если предоплата частичная, исполнитель получает от заказчика первый платёж перед выполнением контрактных обязательств, а последний — после того, как успешно выполнит все условия контракта по 44-ФЗ (поставка товара, выполнение работ, оказание услуги).
Авансирование по 44-ФЗ
Поскольку заказчик применяет авансирование по 44-ФЗ на своё усмотрение, решение о предоплате следует принимать исходя из её целесообразности, а также из ограничений бюджета. Если заказчик готов выплатить аванс, то он должен разместить информацию об авансировании в извещении о закупке (ч. 12 ст. 42 Федерального закона № 44-ФЗ).
Величина предоплаты влияет на размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) — чем больше аванс, тем больше ОИК. Меньше суммы аванса ОИК быть не должен.
Согласно ч.13 ст.34 Федерального закона № 44-ФЗ, условия об авансировании, включая сумму и сроки выплаты, должны быть прописаны в контракте.
Отсутствие сроков выплаты аванса в договоре будет нарушением. Чтобы не допустить такой ошибки, необходимо заранее подготовиться к торгам.
Можно обратиться к специалистам, которые помогут в участии на всех этапах тендера. Это позволит избежать спорных ситуаций.
На что следует обратить внимание
Прописывая предоплату в договоре по 44-ФЗ, необходимо точно указывать сумму аванса — использовать минимальные и максимальные интервалы при определении суммы не нужно.
Кроме того, не следует соотносить требования с целями применения авансового платежа — это может расцениваться как нарушение 44-ФЗ. Об этом говорится в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19 мая 2015 года.
Если по контракту подрядчик должен выполнить работ поэтапно, в договоре нужно указать сумму аванса в виде процента от общей стоимости работ (товаров) для каждого этапа. Об этом сказано в п. 1 ч. 13 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ.
Сформулировать условия авансирования можно в свободной форме. Пример формулировки по полной предоплате:
Пример формулировки по частичной предоплате:
Преимущества и отрицательные стороны
Предоплата — неоспоримый плюс для исполнителей. Для некоторых из них наличие аванса может стать определяющим фактором при поиске закупок, поскольку предоплата нередко становится стартовым капиталом, который используется поставщиком в целях исполнения контракта.
Кроме того, аванс позволяет исполнителю без траты личных средств подготовиться к работам, найти субподрядчика организовать поставку необходимых материалов и тому подобное. В поисках субподряда поможет Астрал.Поставщик.
Также сервис позволит найти выгодные предложения (в том числе по такому критерию, как авансирование), собрать и проанализировать информацию о заказчике.
Однако при этом существует высокий риск неисполнения контракта. Так, получив предоплату в полном размере, недобросовестный подрядчик может не выполнить контрактные обязательства.
Поскольку работы или товар оплачены полностью, исполнитель может нарушить условия контракта, уйдя таким образом от ответственности.
Для нарушителей законодательством предусмотрены различные меры: пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков и др.
Ограничения при определении размера предоплаты
Предел начисления предоплаты для отдельных категорий товаров установлен в Постановлении Правительства РФ №1496 от 9 декабря 2017 года.
Постановлением Правительства РФ № 1289 от 26 августа 2020 года в пункты 18, 26.4 и 26.
8 были внесены поправки, в соответствии с которыми для некоторых групп был увеличен размер предоплаты, а также прописаны условия её предоставления. Изменения начали действовать с начала 2021 года.
Так для работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту некоторых объектов авансирование увеличили до 90%, но с условием, что предоплата сопровождается Казначейством.
Новые размеры предоплаты по 44-ФЗ в 2021 году:
Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- и железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д. | До 100% |
В любой закупке с казначейским сопровождением аванса. | До 90% |
НИОКР для импортозамещения технической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения. | До 80% |
До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др. | Обязательный аванс не менее 80% |
До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт. | До 50% |
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета. | Обязательный аванс не менее 50% |
Изменения по предоплате
С 1 июля 2020 года вступили в силу поправки в закон о контрактной системе, внесённые Федеральным законом 124-ФЗ от 24 апреля 2020 года, который упростил процедуру госзакупок для предприятий и изменил порядок их проведения. Если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением, ОИК рассчитывается исходя из начальной максимальной цены контракта (НМЦК). При этом НМЦК уменьшается на сумму аванса.
По новым правилам в торгах для субъектов малого и среднего бизнеса цена контракта в случае авансирования уменьшается на сумму предварительной выплаты (п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ).
Аванс по госконтрактам до конца года будет составлять до 90%
Правительство утвердило постановление, согласно которому в 2022 году участники закупок смогут получать аванс до 90 процентов от цены контракта. Документ действует с 30 марта 2022 года. Рассмотрим, по каким контрактам будет применим повышенный аванс, какой размер аванса установить заказчикам и как его изменить.
По каким контрактам действует повышенный аванс
Эта норма распространяется на госконтракты, финансируемые из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применить это же правило к контрактам, финансируемых из их бюджетов.
Кроме того, до конца 2022 года федеральные заказчики вправе предусмотреть предоплату в контрактах на товары и услуги с запретом на авансирование. Это продукция массового потребления: белье постельное и столовое, ноутбуки и планшеты, автомобили легковые, средства автотранспортные грузовые, ручки и карандаши.
А также услуги: по ремонту компьютеров и периферийного оборудования, ремонту мебели и т. д. Запрет на авансирование такой продукции приостановлен до 31 декабря 2022 года.
Какой размер аванса установить
Заказчики смогут установить аванс от 50% до 90% от суммы контракта, но не более ЛБО. Норму о предельном размере аванса до 30% приостановили до 31 декабря 2022 года.
Поэтому правила по авансу будут такими. Если аванс не подлежит казначейскому сопровождению, то устанавливать аванс нужно в пределах до 50% от цены контракта. При казначейском сопровождении — от 50% до 90%.
Как изменить размер аванса
Стороны вправе увеличить аванс в уже заключенных контрактах по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ до новых предельных размеров. Для того чтобы изменить размер аванса, заказчику необходимо получить решение Правительства, а поставщику — предоставить дополнительное обеспечение. Подробно о том, как изменить контракт, читайте в рекомендации.
Казначейское сопровождение
Также постановление корректирует норму о казначейском сопровождении авансовых платежей. Теперь под казначейское сопровождение будут подпадать авансовые платежи в размере от 50% до 90% от цены контракта. Авансирование госконтрактов в размере до 50% от цены контракта освобождены от казначейского сопровождения.
Деньги будут сразу поступать на банковские счета организаций. Это ускорит проведение платежей по заключаемым контрактам, позволит бизнесу отказаться от промежуточных кредитов и не отвлекать из оборота собственные средства.
Кроме того, в правительственном постановлении оговаривается, что госзаказчики и их поставщики, заключившие контракты до принятия этого документа, могут по соглашению сторон внести изменения в подписанные контракты — в части увеличения предусмотренных контрактами размеров авансовых платежей
С 8 марта начали действовать новые меры, направленные на поддержку поставщиков по гос. и муниципальным контрактам в условиях санкций
Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о внесении в законодательство ряда изменений, направленных, в том числе на оптимизацию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд, а также процедур по осуществлению госконтроля.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), разработанный в целях защиты национальных интересов России в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Подготовка Закона была обусловлена необходимостью реализации комплекса мер социально-экономического характера в отношении граждан РФ и российских юридических лиц. С этой же целью Законом предусмотрен ряд положений направленных, в том числе на расширение полномочий Правительства Российской Федерации.
Закон вступил в силу в день его подписания – 8 марта 2022 г.
Рассмотрим принятые нововведения.
1. Мораторий на проверки малого бизнеса
Напомним, что, согласно ч. 1 ст. 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки, в том числе в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий.
Принятым Законом до конца 2022 г. введен мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий[1].
Поскольку положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, распространяются и на деятельность по осуществлению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, то введенный мораторий также распространяется на плановые проверки, проводимые антимонопольным органом.
Исключениями из данных положений являются только случаи, когда существуют риски для жизни и здоровья граждан (например, в области использования атомной энергии, обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны и т. д.).
При этом плановые проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, не будут проводиться в период по 31 декабря 2024 г.
2. Изменение существенных условий по заключенным гос. контрактам
Закон допускает возможность по соглашению сторон изменять существенные условия (предмет, цена, срок, порядок оплаты и пр.) контрактов в сфере государственных и муниципальных закупок, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Согласно Закону, такие изменения возможны на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации.
Напомним, что указанные изменения дополняют уже имеющиеся в ч. 65 ст. 112 Федерального закона от 05.04.
2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) положения о возможности изменения существенных условий гос.
контрактов по соглашению сторон, если при их исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения.
3. Иные полномочия Правительства РФ в части закупок товаров для государственных и муниципальных нужд
Законом также предусматривается, что Правительство вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Правительство РФ также наделяется правом принимать решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.
Кроме того, Правительство теперь вправе устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также порядок их осуществления в период до 31.12.2022 включительно (аналогичное право предоставлено высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ).
4. Изменения в части закупок лекарственных средств и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд
4.1. Изменения в Законе № 44-ФЗ
Согласно Закону, ст. 93 Закона № 44-ФЗ дополняется положениями, уточняющими порядок осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий у единственного поставщика.
Так, заказчики наделяются правом на осуществление закупки у единственного поставщика лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным производителем на территории России или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн руб. в отношении лекарственных препаратов и расходных материалов и 250 млн руб. в отношении медицинских изделий.
- Кроме того, лекарства и медицинские изделия, не имеющие российского аналога, можно закупать у единственного поставщика при условии, что единственный производитель не из страны, которая ввела санкции.
- Законом также предусматривается возможность для Фонда социального страхования приобретать технические средства реабилитации и услуги путем закупки у единственного поставщика (указанная продукция или услуги должны быть произведены (оказаны) на территории России или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера).
- Новые основания закупки у единственного поставщика будут действовать в течение двух лет со дня официального опубликования Закона.
- Кроме того, Законом предусматривается, что максимальная сумма закупки лекарств у единственного поставщика для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии повышается с 1 млн до 1,5 млн руб.
4.2. Дополнительные меры Правительства РФ по поддержанию стабильности рынка Упрощение процедур закупок медицинских изделий
Правительство РФ продолжает принимать дополнительные меры по повышению стабильности рынка социально значимых товаров, оказавшегося под влиянием последствий внешних санкций.
Обеспечение закупок: требования в 2022 году | Контур.Закупки
Требование предоставить обеспечение в закупках не новое. ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ обновляет требования для участников закупок с 2022 года.
Первый вид обеспечения: обеспечение заявки (ОЗ)
ОЗ – гарантия того, что участник подпишет контракт, если победит в закупке. Подобное обеспечение должны предоставить все участники на этапе подачи заявки (есть ряд исключений).
Участник предоставляет ОЗ:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- в виде денежных средств – их необходимо внести заранее на специальный счёт, открытый в уполномоченном банке (по Распоряжению Правительства РФ от 13.07.2018 № 1451-р)
- в виде независимой гарантии, до конца 2021 года — в виде банковской гарантии
Обеспечение, предоставляемое в виде денежных средств на специальном счёте, заблокируют на этапе участия в закупке. После завершения торгов, если участник не победил, денежные средства разблокируют в полном объёме; если победил, спишут сумму в размере 1% от НМЦК закупки (максимум — 5 тыс. руб.), а остаток от обеспечения разблокируют.
С 2022 года участник сможет подать заявку, только если у него есть установленное заказчиком обеспечение. До конца 2021 года участник сразу направляет заявку, и потом, до окончания срока подачи заявок, денежные средства зачисляются на специальный счёт (либо выпускается банковская гарантия), а затем она включается в реестр.
В Законе № 44-ФЗ прописаны требования к размеру ОЗ: от 0,5% до 5% от НМЦК. В этом диапазоне заказчик самостоятельно устанавливает точный размер обеспечения в конкретной закупке.
Если НМЦК не превышает 1 млн рублей, заказчик может не устанавливать обеспечение заявки. Если ранее данное основание было закреплено в отдельном нормативном правовом акте, то с 2022 года оно указано в Законе № 44-ФЗ.
ОЗ, если НМЦК не превышает 20 млн рублей:
- 0,5% — 1% от НМЦК (в закупках для СМП, СОНКО может быть установлен только такой размер обеспечения)
- ОЗ, если НМЦК свыше 20 млн рублей:
- С 2022 года обеспечение заявки составит:
- Подача заявки с предоставлением обеспечения в виде денежных средств автоматически подтверждает согласие участника закупки на блокировку денежных средств на специальном счёте в размере обеспечения заявки.
Если участник закупки для обеспечения заявки выбрал независимую гарантию, ему нужно учесть особенности её получения. С 2022 года можно использовать только независимую гарантию: банковская гарантия упраздняется.
Процесс получения и использования независимой гарантии отличается от порядка работы с банковской гарантией. Рассмотрим особенности независимой гарантии:
- Независимые гарантии выдают уполномоченные организации (их перечень шире, чем при выдаче банковской гарантии):
- банки, соответствующие требованиям, установленным Правительством РФ (банк должен быть обязательно включён в перечень банков на сайте Минфина)
- государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»
- фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), которые являются участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса по ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и соответствуют установленным Правительством РФ требованиям
- Евразийский банк развития (если участник закупки — юрлицо, зарегистрированное на территории государства — члена ЕЭС, кроме РФ, или физлицо, являющееся гражданином государства — члена ЕЭС, кроме РФ)
Российский участник закупки, чтобы получить независимую гарантию, может обратиться организации 3-ёх типов. Иностранный (евразийский) участник – в Евразийский банк развития.
Чтобы получить независимую гарантию, необходимы дополнительные расходы, чтобы организовать работу комиссии уполномоченной организации и оплатить выдачу гарантии. Такие расходы участнику закупки не возместят. Но, если поставщик вносит денежное обеспечение на специальный счёт и становится победителем закупки, эта сумма будет полностью разблокирована.
- Для независимой гарантии, которую предоставляет участник закупки, устанавливаются специальные требования:
- она должна содержать обязательные реквизиты, включая идентификационный код закупки
- срок действия независимой гарантии, предоставляемой в качестве ОЗ, составляет не менее 1-го месяца с даты окончания срока подачи заявок
Участник должен самостоятельно проверять информацию, необходимую для включения в независимую гарантию, ещё на этапе проекта. Если обнаружены несоответствия информации требованиям ст. 44 Закона № 44-ФЗ, исполнителю нужно обратиться в организацию, которая занималась выпуском гарантии.
Обратите внимание: сведения о независимых гарантиях включаются в закрытый реестр независимых гарантий. Информация будет доступна участнику в личном кабинете ЕИС.
Возврат и утрата обеспечения заявки
Заказчик не осуществляет возврат независимой гарантии, предоставленной, чтобы обеспечить заявку на участие, лицу или гаранту.
Взыскание по независимой гарантии производят, если:
- Отклонена заявка на участие в закупке (исключение – троекратное отклонение заявки на одной ЭТП в течение 1-го календарного квартала), участник не может быть определён как поставщик по Закону № 44-ФЗ.
Если в закупках, проводимых в течение 1-го календарного квартала на одной электронной площадке по 3-ём и более заявкам одного участника закупки, комиссии по закупам решили, что заявки не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки, отдельным основаниям, указанным в итоговом протоколе (непредоставление документов, несоответствие участника закупки требованиям), то:
- осуществляется перечисление в бюджет заблокированных на спецсчёте участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой 3-ей такой заявки
- или предъявляется требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой 3-й такой заявки
Фактически участники уже работают в таком порядке, но требования закона теперь распространяются на 3-кратное отклонение по 2-м частям заявок в течение 1-го квартала на одной ЭТП.
- Участник закупки отозвал заявку.
- С участником закупки заключён контракт.
- Отменена закупка.
- Получено решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком от контрольного органа в сфере закупок.
- Получено решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения контракта. По ст. 104 Закона № 44-ФЗ при включении информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков из-за его уклонения от заключения контракта, заказчик должен предъявить ему требование уплатить денежную сумму по независимой гарантии, которая была предоставлена участником для обеспечения заявки.
Второй вид обеспечения: обеспечение исполнения контракта (ОИК)
На этапе заключения контракта от участника могут потребовать предоставить ОИК – гарант того, что участник закупки, ставший победителем, исполнит условия контракта.
ОИК предоставляется так же, как и ОЗ, — на выбор: в виде денежных средств или в виде независимой гарантии (в виде банковской гарантии до 2022 года). Размер ОИК устанавливается в диапазоне 0,5% — 30% от НМЦК (стандартный вариант), но, если закупка проводится среди СМП и СОНКО, обеспечение устанавливается не от НМЦК, а от цены, по которой заключается контракт.
Если участники из числа СМП, СОНКО подтвердят свою добросовестность (даже если по закупке применяются антидемпинговые меры), они вправе не предоставлять ОИК и обеспечение гарантийных обязательств.
Подтверждение добросовестности участника закупки – наличие информации в реестре контрактов, заключённых заказчиками, которая подтверждает исполнение данным участником в течение 3-ёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке 3-ёх контрактов (с учётом правопреемства), исполненных без применения к нему неустоек (штрафов, пени). При этом цена 1-го из таких контрактов должна быть не менее чем 20% от НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В остальных случаях участники предоставляют ОИК, если оно установлено, денежными средствами или независимой (банковской) гарантией.
При выборе обеспечения:
- в виде денежных средств участник должен до подписания контракта перечислить необходимую сумму на счёт заказчика. Рекомендуем перечислять сумму заранее, выделяя на операцию 1 банковский и 1 рабочий день
- в виде гарантии убедитесь, что гарантия включена в реестр на момент подписания контракта. Срок действия гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, обеспечиваемых такой банковской (независимой) гарантией, не менее чем на 1 месяц.
ОИК, перечисленное в виде денежных средств, заказчику необходимо вернуть в срок:
- не позднее 15-ти дней при закупке для СМП и СОНКО
- не позднее 30-ти дней при закупке на общих основаниях с момента исполнения поставщиком своих обязательств по договору
В процессе исполнения контракта поставщик вправе изменить способ ОИК и/или предоставить заказчику взамен ранее предоставленного новое меньшего размера, если он уже исполнил часть своих обязательств. Зачастую участнику актуально заменить денежное обеспечение на гарантию.
Третий вид обеспечения: гарантийные обязательства
Гарантийные обязательства фактически являются частью ОИК.
Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) устанавливается в размере до 10% от НМЦК закупки. Участник предоставляет ОГО на выбор:
- в виде денежных средств на счёт заказчика
- в виде независимой гарантии до проведения приёмки по контракту или до проведения приёмки по конкретному этапу контракта
ОИК, включая положения о предоставлении данного обеспечения с учётом положений ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и ОГО не применяются в случае:
- Заключения контракта с казённым учреждением.
- Осуществления закупки услуги по предоставлению кредита.
- Заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием контракта, предмет которого — выдача независимой банковской гарантии.
Участник закупки должен ориентироваться в требованиях, указанных в извещении, проекте контракта и своевременно предоставлять все обеспечения, которые предусмотрены закупочной процедурой.