Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Как торговать маркированным табаком и сигаретами

Законы · 23 April

В России с 2019 года действует обязательная маркировка табака. Разбираемся, как она работает и что изменилось для розницы, как магазину законно принять и продать пачку сигарет и что грозит нарушителям.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Обязательная маркировка молочных продуктов: что и когда делать предпринимателям

Законы · 23 April

В этом году государство вводит обязательную маркировку молочных продуктов. К концу 2021 года на всех молочных товарах появятся коды маркировки, а в 2022 году предприниматели будут обязаны отмечать в системе маркировки все поступления и продажи. Рассказываем, кого коснутся новые правила и что делать.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Как понять, какие духи, фототехнику и шины с вашего склада нужно маркировать

Законы · 23 April

Уже в этом году продавцам духов, фототехники и шин придётся работать с маркировкой. Но как понять, касается ли маркировка конкретных товаров, которые лежат на складе или полках магазина? Как быть с дезодорантом? А с покрышками для велосипедов? Чтобы узнать, понадобятся документы на товар.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года ЭДО для маркировки: кому обязательно подключиться до конца 2021 года

Законы · 23 April

Скоро продавцы маркированных товаров не смогут обойтись без электронного документооборота. С 1 июля 2020 года принимать товар по электронным накладным начнут обувные магазины и продавцы сигарет. За ними потянутся остальные. Рассказываем, как подключиться к ЭДО.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Маркировка в 2019 году: что делать

Законы · 23 April

В 2019 году в России начнут маркировать сигареты, одежду, обувь и сотни других товаров. Заводам, перевозчикам, посредникам и розничным магазинам придётся работать с маркировкой, но всем по-разному. Рассказываем, как.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года Как продавать маркированную обувь

Законы · 23 April

С 1 июля 2019 года стартовала маркировка обуви. Всем, кто производит или продаёт обувь, придётся работать по новым правилам. Рассказываем, что изменится для розницы.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Акт списания продуктов питания – образец, бланк 2021 года

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Существует большое количество организаций и учреждений, деятельность которых непосредственно связана с продуктами питания. Как известно, они обладают небольшим сроком годности. И в том случае, если он закончился, а сами продукты пришли в негодность, они подлежат списанию. Но их нельзя просто так выкинуть. В такой ситуации необходимо оформлять соответствующий акт.

Файлы для скачивания:

Форма акта

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Где он применяется

Как правило, данный акт используется на предприятиях, которые занимаются производством и транспортировкой продуктов, их продажей и хранением.

Соответственно, к этой категории относятся различные магазины, склады, торговые центры, пищевкусовые предприятия. Если продукты не продались в период действия срока годности, они подлежат списанию.

Эта процедура сопровождается оформлением специального акта.

Как можно догадаться, продажа такого товара станет причиной серьезных проблем с законом. Самое незначительное наказание, которое грозит организации, предусматривает достаточно крупный штраф.

Именно поэтому непотребные продукты списываются. По сути, они возвращаются менеджерам и другим представителям поставщиков и производителей. Именно они и определяют дальнейшую судьбу продуктов.

Такие действия имеют массу преимуществ:

  • положительное влияние на экологическую обстановку;
  • возможность отправить неликвид на переработку;
  • уменьшение мусора на свалках, так как списанный товар не выбрасывается в мусорные баки;
  • снижение риска распространения опасных инфекций.

(Видео: «Утилизация просроченных продуктов питания»)

Возможные причины для утилизации

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

  • обнаружен производственный брак;
  • герметичность упаковки была нарушена;
  • испорченная упаковка;
  • продукты хранились в ненадлежащих условиях;
  • внешний вид продукта вызывает сомнения в его качестве;
  • товар является потенциально опасным для здоровья;
  • продукция считается запрещенной на территории РФ.

На завершающем

Когда происходит списание, необходимо определить причину. Например, если товар не продан до окончания срока его действия, это будет считаться убытком, который несет данная организация.

По сути, это естественная убыль. Если выявится, что товар поврежден, например, по вине перевозчика, то претензии будут предъявляться к нему. Нередко выявляется, что товар имеет заводской брак.

Такую продукцию производитель заменяет.

Кто и когда составляет акт

Один человек не может принять решение о том, что продукты необходимо списать. Ведь на некоторых товарах, например на овощах, нет срока годности. Соответственно, определять качество товара приходится при помощи визуального осмотра.

Для этого создается специальная комиссия. В ее составе обычно находится бухгалтер, руководитель организации, товаровед. Не исключена возможность привлечения сторонних экспертов.

Например, если есть подозрения в заводском браке, производитель присылает своего представителя.

Также имеются надзорные органы, которые проводят независимую оценку, выдавая письменное заключение. Еще до того, как продукты будут утилизированы, проводится их досрочная инвентаризация.

Этим также занимаются специалисты, входящие в состав комиссии. Как можно догадаться, товар подлежит списанию, если он становится непригодным для употребления.

Но при этом обязательно нужно выявить причину, по которой продукцию нужно списывать. Ведь именно это будет влиять на порядок учета.

Как правильно составить акт

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Как уже было сказано, для оформления акта имеется две формы. Но ТОРГ-16 является более подходящей. Этот бланк ориентирован не на конкретную ситуацию, а на общее списание товара. Здесь имеются графы для необходимых реквизитов. Поэтому с заполнением не должно возникнуть никаких проблем. Достаточно лишь внести нужную информацию в соответствующие поля.

Правила оформления, обязательные пункты

Составлять акт необходимо в трех экземплярах. Один отправляется в общий архив учреждения, второй находится в бухгалтерском отделе. Третья копия выдается на руки сотруднику, который был ответственным за данную продукцию. При определенных обстоятельствах Роспотребнадзор может потребовать провести списание продуктов. В этом случае данная структура также должна получить копию акта.

Конечно, в зависимости от конкретной ситуации в бланк могут вноситься некоторые изменения. На усмотрение комиссии здесь могут добавляться различные графы, или удаляться ненужные. Но при этом нужно помнить, существуют основные пункты, которые обязательно должны присутствовать в этом документе:

  • дата прибытия товара;
  • дата списания;
  • сведения о накладных;
  • что стало причиной списания;
  • наименования всех продуктов;
  • стоимость неликвидного товара;
  • общая сумма ущерба;
  • ФИО членов комиссии и их должности.

Инструкция по заполнению

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Начиная с 2013 года, бланк ТОРГ-16, предназначенный для списания продуктов, перестал быть единственно правильным. Для этих целей можно использовать и другую удобную форму. Главное, чтобы в документе были отображены все важные сведения. Но в большинстве случаев используется привычная форма ТОРГ-16. Ее использование никогда не вызовет вопросов у контролирующих органов. Обычно бланк состоит из двух листов, на каждом из которых имеется таблица. Если возникает необходимость вносить дополнительные строки в таблицы, то количество листов будет увеличено.

Первая страница акта

В правом верхнем углу находится таблица, в которую вносятся коды. Обычно бланк уже содержит код ОКПО, который является стандартным. Также здесь указывается код ОКДП, код операции.

По центру расположены строки, где прописывается название компании, ее структурное подразделение, конкретный склад. Кроме этого, сюда вносятся сведения о документе, который и стал основанием для списания.

Это может быть распоряжение, приказ или какой-то другой аналогичный документ. Прописывается дата его оформления и номер.

Ниже, где указано название документа, нужно проставить номер, который присвоен акту. Здесь имеется отдельная графа, предназначенная для указания даты оформления акта. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудники компании мошенничают. Заключается это в том, что в акт о списании вносятся вполне пригодные для употребления продукты, чтобы потом незаконно их реализовать.

Для предотвращения таких ситуаций в бланке предусмотрена графа, в которой указываются данные руководителя: его ФИО, должность, подпись с расшифровкой. По сути, именно этот человек является ответственным за списание, и будет отвечать за неправомерные действия своих подчиненных.

Читайте также:  Эмиграция в новую зеландию: как переехать на пмж из россии, способы иммиграции, условия переезда

Первая таблица

После внесения информации в «шапку», можно приступать к заполнению первой таблицы. Здесь указывается информация о товаре. В соответствующих графах проставляются даты поступления и списания продуктов, сведения накладных, причины списания и признаки, свидетельствующие о плохом качестве продукции.

Наиболее часто указывается окончание срока годности. Однако существуют и другие причины, например, нарушена герметичность упаковки, заводской брак. Не исключена и порча товара. В этом случае необходимо назначить материально ответственного сотрудника.

Списанию подлежит товар и в том случае, если организация прекращает свою деятельность.

Вторая страница

Вторая страница бланка также содержит таблицу. Она предназначена для указания максимально подробной информации о товаре. Сначала прописывается его полное название и код. Также указываются единицы измерения, количество, масса, нетто, стоимость.

Последняя графа предназначена для примечаний. Как правило, здесь также указываются причины, по которым возникла необходимость списать данный продукт. В эту таблицу поочередно вносятся все товары, подлежащие списанию.

Внизу указывается общая масса и стоимость.

Под таблицей прописью необходимо указать сумму, на которую происходит списание. Ниже перечисляются все члены комиссии, которые проводили инвентаризацию. Своими подписями они утверждают, что указанная выше продукция действительно подлежит списанию. Также здесь указываются материально ответственный сотрудник и председатель проверяющей группы.

На завершающем этапе нужно указать решение, которое принимает руководитель. А именно, он определяет, к чему именно относится данное списание. Если речь идет о недостаче, то ответственное лицо возмещает материальный ущерб.

Образец акта утилизации продуктов питания

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года
Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Способы утилизации продуктов питания

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Продукты, которые считаются непригодными к употреблению, нельзя просто выбрасывать в мусорный контейнер. Такой товар подлежит утилизации по всем правилам. Продукты питания, у которых срок годности подходит к концу, разрешается продавать с соответствующей пометкой. Обычно такой товар продается со скидкой. Если продукт испорчен, его нужно утилизировать. Обычно этим занимаются поставщики и производители. Существует несколько основных способов утилизации продуктов питания:

  1. Захоронение. Испорченный товар вывозится на специальные свалки или полигоны. Но нужно понимать, далеко не каждый товар подлежит такой утилизации. При гниении определенной продукции в землю попадают вредные микроорганизмы. Внимание обращают и на упаковку, разложение которой негативно сказывается на окружающей среде. Наиболее часто такой способ используется при утилизации овощей, фруктов и других органических товаров.
  2. Сжигание. Здесь все понятно, неликвидные продукты помещаются в огнеупорные баки, где и происходит сжигание. Нередко золу, полученную таким способом, используют для изготовления удобрений.
  3. Биопереработка. Используется преимущественно для уничтожения органических продуктов. Здесь используется специальная компостная яма. В ней создаются особые условия, ускоряющие процесс разложения. Затем полученный перегной используется для удобрения почвы.
  4. Перемалывание. Существуют заводы, на которых применяется специальное оборудование. Оно способно измельчить не только товар, но и любую упаковку. В итоге получается своеобразная стружка. После добавления связующих веществ, эта масса используется для производства стройматериалов.
  5. Производство кормов. Кормить животных можно далеко не всеми отходами. Список таких продуктов строго регламентирован.

Скачать бланк и образец

0 0 голоса

Рейтинг статьи

Акт ???? Списания Продуктов Питания ???????? Образец и Бланк 2022

Акт списания продуктов питания — образец этого документа важно правильно составлять фирмам, занимающимся общественным питанием и торговлей продовольствием. Но их нельзя просто так выкинуть. В такой ситуации необходимо оформлять соответствующий акт.

Файлы для скачивания:

Составляем документ

Унифицированной формы такого акта нет. Компания может разработать собственный бланк и закрепить его специальным приказом в своей учетной политике. Заполнять бланк можно от руки или на компьютере. Обязательное условие — чтобы подписи на акте были «живые», то есть набранный на компьютере документ обязателен к распечатыванию и подписанию.

Чтобы акт утилизации продуктов питания имел юридическую значимость, он должен содержать стандартные для такого документа реквизиты и информацию:

  1. Наименование организации.
  2. Наименование документа и его номер.
  3. Дату и место составления акта.Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года
  4. Данные о составе комиссии. Перечисляют должности и ФИО членов комиссии.
  5. Информацию о проведенной процедуре утилизации. Здесь указывают дату ее проведения и место при желании.
  6. Сведения о продуктах питания: наименование, причину утилизации, количество или массу товара, цену, общую стоимость по каждому наименованию и по всем вместе. Этот пункт обычно оформляют в виде таблицы.
  7. Указание на то, что продукция была испорчена либо вышел срок годности и т.д. Комиссия подтверждает это факт, а также то, что товар был утилизирован должным образом. Кроме того, можно указать способ, которым был уничтожен товар.
  8. Подписи членов комиссии с расшифровками.

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Внимание!

Некоторые категории продуктов после окончания срока годности могут нести угрозу здоровью и жизни человека. В этом случае необходимо, чтобы процедура утилизации была согласована с Роспотребнадзором.

Кроме того, в ведомство нужно будет направить один экземпляр акта или его заверенную по всем правилам законодательства копию. Это нужно для подтверждения факта уничтожения потенциально опасных продуктов.

Правильный образец

Приказ о выводе продукта из ассортимента. Бланк и образец 2021-2022 года

Где он применяется

Как правило, данный акт используется на предприятиях, которые занимаются производством и транспортировкой продуктов, их продажей и хранением. Соответственно, к этой категории относятся различные магазины, склады, торговые центры, пищевкусовые предприятия.

Если продукты не продались в период действия срока годности, они подлежат списанию. Эта процедура сопровождается оформлением специального акта.

Как можно догадаться, продажа такого товара станет причиной серьезных проблем с законом. Самое незначительное наказание, которое грозит организации, предусматривает достаточно крупный штраф. Именно поэтому непотребные продукты списываются. По сути, они возвращаются менеджерам и другим представителям поставщиков и производителей. Именно они и определяют дальнейшую судьбу продуктов.

Такие действия имеют массу преимуществ:

  • положительное влияние на экологическую обстановку;
  • возможность отправить неликвид на переработку;
  • уменьшение мусора на свалках, так как списанный товар не выбрасывается в мусорные баки;
  • снижение риска распространения опасных инфекций.

При каких обстоятельствах фирме следует формировать акт списания продуктов питания?

Любой организации, занимающейся деятельностью, связанной с продажей и переработкой продовольственных товаров, приходится иногда сталкиваться с ситуацией, когда:

  • она не успевает распродать некоторую часть закупленного товара до истечения срока годности;
  • продукты питания могут испортиться по чьей-либо вине либо из-за воздействия внешних факторов.

В любом случае, если продовольственный товар не пригоден для последующего употребления, у фирмы возникает необходимость списать его.

Компании следует помнить, что при списании продуктов обязательно нужно выяснить, из-за чего произошла порча. Ведь от этого зависит порядок учета в налоговых расходах стоимости списываемых товаров, а также порядок бухучета.

Так, если срок годности продукта подошел к концу или если товар испортился в результате чрезвычайной ситуации, то его стоимость при списании можно целиком отнести к расходам: как прочие расходы списываются просроченные товары (подп. 49 п. 1 ст. 264), а испорченные в результате чрезвычайной ситуации — как внереализационные расходы (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК).

Читайте также:  Образец должностной инструкции бухгалтера по расчету заработной платы в 2021-2022 году

Изменение в фармацевтическом законодательстве в 2021 году

Вместе с наступлением  2021 года произошли значительные изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих работу аптеки. Требования  некоторых из них фармработники знали почти наизусть, т.к.

работали  по ним уже десять или более лет. Конечно, все новое часто пугает, а когда еще и в таком количестве, то бывает очень сложно сориентироваться.

Именно для того, чтобы не потеряться и не упустить основные изменения был подготовлен этот обзор. 

Уничтожение ЛС

Утратили силу 31.12.2020:

1.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» 

2.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2016 г. N 8 «О внесении изменений в Правила уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств” 

Вступило в силу: Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1447 «Об утверждении Правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств».

  • Комментарий: Согласно Постановлению при вынесении уполномоченным органом решения об изъятии и уничтожении фальсифицированных ЛС и (или) недоброкачественных ЛС владелец таких ЛС обязан:
  • ✔изъять эти ЛС из обращения, изолировать и разместить их в специально выделенном помещении (зоне) либо сообщить о несогласии с указанным решением уполномоченному органу в течение 30 дней со дня вынесения решения;✔уничтожить изъятые лекарственные средства в течение 6 месяцев со дня вынесения решения.
  • Уничтожение фальсифицированных, недоброкачественных лекарственных и контрафактных ЛС проводит организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
  • Владелец недоброкачественных ЛС или организация, осуществляющая уничтожение, составляют акт об уничтожении, в котором указываются:
  • -дата и место уничтожения ЛС;-ФИО лиц, принимавших участие в уничтожении, место работы и должность;-обоснование уничтожения ЛС;-сведения об уничтоженных средствах (наименование, лекарственная форма, дозировка, единицы измерения, серия) и их количестве, а также о таре или упаковке;-наименование производителя ЛС;-сведения о владельце ЛС;-способ уничтожения ЛС.

Акт об уничтожении составляется в день уничтожения ЛС. Количество экземпляров акта определяется по числу сторон, принимавших участие в уничтожении ЛС. Акт подписывают все лица, принимавшие участие в уничтожении ЛС, и заверяется печатью организации, осуществившей уничтожение.

Копия акта об уничтожении ЛС, заверенная в установленном порядке, представляется в течение 5 рабочих дней со дня его составления или в течение 5 рабочих дней со дня его получения владельцем уничтоженных лекарственных средств в уполномоченный орган с использованием электронных средств связи.

Виды аптечных организаций 

Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 553н «Об утверждении видов аптечных организаций».

Вступил в силу: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2020 г. № 780н «Об утверждении видов аптечных организаций».

Комментарий: Утверждены четыре вида аптечных организаций:

1.Аптеки, осуществляющие розничную торговлю (отпуск) лекарственных препаратов населению. Непроизводственные и производственные с правом изготовления 

  • лекарственных препаратов;
  • изготовления асептических лекарственных препаратов;

2️.Аптеки в структуре медицинских организаций. Непроизводственные и производственные с правом изготовления 

  • лекарственных препаратов;
  • изготовления асептических лекарственных препаратов;
  • радиофармацевтических лекарственных препаратов.

3️.Аптечные пункты, в том числе в структуре медицинской организации.

4️.Аптечные киоски.

Тара, упаковка и комплектность ЛП

Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 979н «Об утверждении требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения».

Вступил в силу: Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 779н «Об утверждении требований к объему тары, упаковке и комплектности лекарственных препаратов для медицинского применения».

Комментарий: Производство ЛП, предназначенных для внутреннего применения, а также их продажа и передача производители ЛС осуществляют в таре, содержащей объем лекарственного препарата:

-не более 25 мл при объемной доле спирта свыше 50% и курсовой дозе ЛП не более 75 мл включительно;-не более 50 мл при объемной доле спирта от 30% до 50% и курсовой дозе ЛП не более 100 мл включительно;-не более 100 мл при объемной доле спирта до 30% и курсовой дозе ЛП не более 200 мл включительно.

На первичной и вторичной (при наличии) упаковке указывается концентрация спирта, входящего в состав лекарственного препарата. Производители при продаже и передаче ЛП комплектуют в соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата.

Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 47н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности».

Вступил в силу: Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 778н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в отношении которых устанавливаются требования к объему тары, упаковке и комплектности».

Комментарий: Утверждён перечень спиртосодержащих настоек, капель, экстрактов и эликсиров, в отношении которых устанавливаются требования Приказа 779н.

Санитарный режим в аптеках

Утратил силу 31.12.2020: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 октября 1997 г. N 309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)».

Вступило в силу 01.01.2021:

Новый санитарный режим в аптеке: версия 2022 года

Изучаем новые проверочные листы Роспотребнадзора с 74 вопросами, а также казусы контрольно-надзорной деятельности в этой сфере

В числе контрольно-надзорных органов, «стоящих над душой» у работников аптек, Роспотребнадзор занимает одно из почётных мест, ведь соблюдение санитарного режима является важнейшим условием для осуществления фармацевтической деятельности. По этой теме ведомство справедливо претендует на роль «первой скрипки».

Разумеется, Роспотребнадзор, так же, как и Росздравнадзор, утверждает свои проверочные листы (ПЛ) с контрольными вопросами. Очередной приказ Роспотребнадзора посвящённый теме проверочных листов для аптек, в случае утверждения, вступит в силу 1 марта 2022 г. Изучим его подробнее.

Скачать текст приказа и проверочных листов вы можете, кликнув по ссылке на полях справа от материала.

О Приказе № 860

Прежде чем пролистать финальную версию проекта нового приказа, ненадолго вернёмся к ещё одному нормативно-правовому акту. Имеется в виду действующий Приказ Роспотребнадзора от 18.09.

2017 № 860, утвердивший формы ПЛ, используемые должностными лицами территориальных органов Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального госсанэпиднадзора.

Следует отметить, что новый приказ этот документ не отменяет, как это бывает в большинстве случаев публикации новых нормативных правовых актов.

В Приказе № 860 есть Приложение № 2, содержащее список контрольных вопросов для плановой проверки на предприятиях торговли.

Напомним, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), деятельность аптечных организаций и, в частности отпуск лекарственных препаратов, классифицируются как «торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)».

В связи с этим необходимо понять, нужно ли фармработникам быть готовыми к ответам и на те контрольные вопросы, которые созержатся в Приказе № 860. Этот и другие вопросы настоящей статьи комментирует доцент кафедры управления и экономики фармации СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель правления Профессиональной Ассоциации фармацевтических работников Лариса Гарбузова.

«Проверочные листы, утверждённые Приказом № 860, разработаны в соответствии с ранее действующими требованиями и нормами, многие из которых уже утратили свою силу, — подчёркивает Лариса Гарбузова, — поэтому они, по моему мнению, уже не применимы». Лариса Гарбузова также напоминает, что госконтроль (надзор) осуществляется в соответствии с законом от 31.07.

Читайте также:  Что такое коллективный договор и соглашения и для чего они нужны

2020 № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Проверочные листы должны быть разработаны и утверждены, продолжает Лариса Гарбузова, в соответствии с пунктом 2 статьи 53 этого закона и с Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844.

Напомним, что последнее содержит требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм ПЛ, их утверждению, применению и т. д.

Эксперт завершает свой комментарий на эту тему важной ремаркой: «Я думаю, что нас (аптеки), помимо проекта нового приказа, который мы обсуждаем, ещё ждут новые ПЛ Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей (которые, вероятно, придут на смену тех, что содержатся в Приказе № 860). В итоге мы будем иметь два приказа с ПЛ и контрольными вопросами, покрывающими две сферы контроля этой федеральной службы: один охватит санитарно-эпидемиологические требования при оказании услуг, другой — сферу защиты прав потребителей».

Под двумя контролёрами

Последняя фраза цитаты означает, что в фокусе контроля Роспотребнадзора находятся также разные «несанитарные» стороны фармацевтической деятельности — в частности отпуск лекарственных препаратов. А это, в свою очередь, напоминает нам о проблеме разграничения сфер контроля (надзора) двух ведомств — Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

Лариса Гарбузова указывает в связи с этим на пункт 2 статьи 7 Закона от 31.07.2020 № 247 «Об обязательных требованиях», который уместно процитировать:

«Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними».

Если сопоставить санитарную часть проверочных листов Росздравнадзора и проверочные листы для аптек из проекта приказа Роспотребнадзора, то можно прийти к выводу, что дублирование имеет место.

«Насколько я вижу, данные контрольно-надзорные органы и не пытаются разграничить сферы контроля и, конечно, их требования дублируются, и проверки соблюдения этих требований также дублируются. По-моему, это противоречит норме пункта 2 статьи 7 закона «Об обязательных требованиях», — полагает Лариса Гарбузова.

Действительно, «Закон об обязательных требованиях» действует уже больше года, и при разработке новых приказов упомянутые ведомства могли бы скоординировать свою работу по принципу «это проверяем мы, а то — вы» и отразить это разграничение в ПЛ.

Пока же мы видим в основном только то, что в строках контрольных вопросов каждое из этих ведомств ссылается большей частью на свои нормативные правовые акты: первое — на Правила надлежащих практик и прочие приказы Минздрава, второе — на Санитарные правила. Вот и всё разграничение.

А после появления ПЛ на тему защиты прав потребителей дублирования контроля обязательных требований, по всей видимости, станет больше — ведь этот приказ совершенно точно распространится также и на аптечные организации.

Приложение № 3 проекта нового приказа

Справедливости ради следует заметить, что санитарная тема в контрольных вопросах нового приказа Роспотребнадзора отражена значительно подробнее, чем в проверочных листах Росздравнадзора — со ссылкой на те или иные пункты Санитарных правил, а также других законов.

Пару слов о структуре этого документа. Он включает 18 приложений. Нас интересует Приложение № 3. Это проверочные листы Роспотребнадзора и его территориальных органов, предназначенные для проведения плановых контрольных мероприятий (выездная проверка, рейдовый осмотр) в аптеках.

Следует обратить внимание на сноску, сделанную к заголовку Приложения № 3. В ней отмечено, что контрольное мероприятие не ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, отражённых в контрольных вопросах данного приложения.

Это можно трактовать следующим образом: Роспотребнадзор указывает на то, что проверка, проводимая его должностными лицами, может не ограничится содержанием ПЛ, а распространится на любые детали и стороны фармдеятельности, которые данное ведомство считает сферой своей компетенции.

74 вопроса

Проверочные листы Приложения № 3 проекта нового приказа содержат 74 вопроса, представленных в виде таблицы.

Её структура нам хорошо знакома по ПЛ Росздравнадзора: четыре столбца — порядковый номер, формулировка контрольного вопроса, отражающего одно из обязательных требований, ответы на него, реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц (пункт, часть, статья и т. п.).

При этом третий столбец разделён на четыре подстолбца. Три из них предназначены для вариантов односложного ответа на контрольный вопрос («да», «нет», «неприменимо»).

Четвёртый подстолбец озаглавлен «Примечание» — он подлежит заполнению в случае ответа «неприменимо», для его пояснения.

Этим структура таблицы проекта приказа Роспотребнадзора отличается от таблицы ПЛ Росздравнадзора. В последней — графы «Примечание» нет.

Из 74 вопросов 35 охватывают общие требования к санитарному режиму в аптеке, а остальные — требования специальные. Первый вопрос таблицы ПЛ вызывает некоторое недоумение. Он о том, имеется ли у проверяемого объекта лицензия на осуществление фармдеятельности.

Все‑таки, представители госоргана, пришедшие по конкретному адресу на плановую проверку, обязаны по своим каналам предварительно навести справки о её наличии, тем более что лицензию аптечным организациям выдаёт не Роспотребнадзор, и вряд ли логично, чтобы он её упоминал в таблице контрольных вопросов.

Ибо если лицензии нет, тогда о чем вообще разговор — это не аптечная организация, а гнездо мошенников, и мероприятие изначально должно осуществляться под совершенно иным углом.

Сведения о лицензии вообще лучше вынести из таблицы в шапку ПЛ, содержащую данные проверяемых и проверяющих. Туда же можно отправить информацию о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на фармдеятельность, чему и посвящён второй контрольный вопрос. Общий принцип таков — таблица не должна содержать вопросы, ответ на которые уже известен проверяющим.

Самопроверка

Подробно останавливаться на каждом контрольном вопросе не имеет смысла. Однако важно подчеркнуть следующее обстоятельство. В совокупности эти 74 вопроса охватывают подавляющее большинство требований к санитарному режиму аптечных организаций.

Можно без всякой проверки самим пройтись по таблице от третьего до последнего вопроса — устроив таким образом «самопроверку» — и получить представление о том, насколько вы готовы к визиту должностных лиц Роспотребнадзора.

Последний, кстати, может быть не только плановым.

Чем хороши проверочные листы? Фактически контрольно-надзорный орган систематизировал для вас обязательные требования и указал структурные единицы законов, приказов и постановлений, в которых они содержатся.

Подготовил для вас некое подобие «Санитарного кодекса» в вопросах.

Аптечному работнику остаётся только «погуглить» эти нормативные правовые акты (если он ещё не собрал их в своём архиве), перечитать нормы соответствующих пунктов и внедрить их в свою работу.

Основные нормативные правовые акты по санрежиму

Напомним основные документы, соблюдение норм которых проверяет Роспотребнадзор:

  • Закон от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
  • Закон от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Закон от 23.02.2013 № 15‑ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Вспомним в связи с данной темой также Приказ Минздрава РФ от 20.02.2021 г. № 129н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения табака…».
  • Закон от 17.09.1998 № 157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача (ГГСВ) РФ от 24.12.2020 № 44, утвердившее Санитарные правила 2.1.3678–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». В этом СП нас особенно интересует Раздел V «Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями».
  • Постановление ГГСВ РФ от 28.01.2021 № 3, утвердившее «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (СанПиН 2.1.3684–21).
  • Постановление ГГСВ РФ от 28.01.2021 № 4, утвердившее «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (СанПиН 3.3686–21).
  • Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников… перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры». В связи с этой темой можно также упомянуть совместный Приказ Минтруда № 988н и Минздрава № 1420н от 31.12.2020.

Конечно, ссылки на СП 2.1.3678–20 в Приложении № 3 проекта приказа Роспотребнадзора превалируют, раздел V этих сравнительно недавно утверждённых Санитарных правил необходимо знать досконально.

Остальные законы, приказы и постановления из этого списка следует постичь в той мере, в какой на них ссылаются 74 контрольных вопроса рассмотренного приказа, а также другие требования фармзаконодательства.

Так что просматриваем новые проверочные листы для аптек по санрежиму, освежаем в памяти требования СП 2.1.3678–20 и ждём появления новых проверочных листов Роспотребнадзора — на этот раз по теме защиты прав потребителей. И да минует вас плановая, и особенно, внеплановая проверка!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector