03.08.2021
Положения, закрепленные в рамках статьи 368 Гражданского кодекса, предусматривают возможность оформления письменного обязательства со стороны банка, выступающего гарантом по отношению к бенефициару. По сути, речь идет об эквиваленте денежных средств, которые, при наступлении определенных обстоятельств, а также подаче письменного требования, будут обязательно выплачены стороне кредитора. Согласно 44-ФЗ, подобная процедура рассматривается в качестве обеспечения обязательств субъектов, участвующих в госзакупках и получающих право на исполнение контракта на основании выигранного тендера. Как получить банковскую гарантию (БГ), какие требования существуют, и что еще нужно знать при подаче заявки? Давайте разбираться.
Назначение услуги
Гарантийные соглашения оформляются при заключении сделки между исполнителем, клиентом кредитной организации, и заказчиком, в роли которого обычно выступает государственное или муниципальное учреждение.
Документ представляет собой подтверждение обязанности по выплате определенной суммы, исключающее риски бенефициара.
В соответствии с действующими нормами, установленными законодательными положениями, банковская гарантия на исполнение обязательств по договору может быть выдана в следующих случаях:
- Обеспечение госзаказа.
- Подтверждение коммерческой сделки с участием госструктур.
- Оформление соглашения между предпринимателями.
Стоит подчеркнуть, что в данной ситуации речь идет о невозвратном инструменте, в тех случаях, когда условия были выполнены полностью и необходимости в перечислении заявленных средств в пользу заказчика не возникло, то есть возместить расходы по уже уплаченным процентам не получится.
При этом нормы ГК предусматривают возможность прекращения действия гарантийного договора на основании соответствующего заявления, поступившего со стороны бенефициара.
Снятие с баланса автоматически обнуляет лимит, что открывает возможность повторного использования рассматриваемой опции для будущих контрактов.
Как выглядит банковская гарантия
Закон не устанавливает единой формы для этой категории документов, однако, в соответствии с общепринятой практикой, стандартное содержание договора включает в себя:
- сведения о назначении заключаемой сделки,
- информацию о потенциальном получателе выплаты,
- контрактные реквизиты,
- сумму и срок действия,
- обязательства участников,
- регистрационные данные и дату выдачи.
Обязательным аспектом выступает отражение оформленного соглашения (либо внесенных корректировок) в официальном реестре, на которое отводится не более двух рабочих дней.
Условия предоставления банковской гарантии
Специфика гарантийного обязательства обуславливается поручительством кредитной организации, подтверждающей, что в случае недобросовестного исполнения положений контракта бенефициар вправе обратиться к ней за получением денежного возмещения, компенсирующего возникшие убытки.
Оплата может осуществляться как самим банком, так и дочерней финансовой структурой, и после ее проведения поставщик обязан вернуть израсходованную сумму в пользу гаранта.
Фактически этот финансовый механизм можно рассматривать в качестве защитной меры, призванной предотвратить мошенничество со стороны третьих лиц, а также гарантировать соответствующее выполнение заключаемых соглашений.
Дополнительные критерии
Стоит отметить, что условия выдачи банком и получения исполнителем банковской гарантии предусматривают комиссионный сбор за обслуживание.
Размер вознаграждения, как правило, зависит от суммы сделки, а также учитывает текущее финансовое состояние принципала.
В соответствии с 44-ФЗ, величина комиссии определяется в качестве процента от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но при этом не может быть меньше размера авансовой выплаты. Средний показатель на сегодня варьируется в диапазоне 2-5%.
Специфика госзакупок
К числу принципов, с учетом которых составлялся федеральный закон, регламентирующий закупочную деятельность государственных и муниципальных ведомств, в первую очередь относятся ответственность и эффективность.
Это значит, что заказчики нуждаются в определенных гарантиях, подтверждающих подписание договора субъектом, выигравшим тендер на общих основаниях, а также исполнение им заявленных условий и критериев в полном объеме.
В данном случае рассматриваются две формы — обеспечение заявки и выполнения, для которых предприниматель или организация вправе воспользоваться одним из следующих методов:
- Внесение в качестве залога собственных денег на специальный и расчетный счета, с заморозкой их до момента определения победителя торгов, либо до реализации контрактных обязательств.
- Предоставление подтверждения состоятельности намерений от кредитного учреждения. Вне зависимости от того, кто и кому выдает банковскую гарантию, подписание сторонами документов исключает вероятность отказа в компенсации за срыв намеченных сроков или несоответствие качества выполненных работ.
Выбор между указанными обеспечительными формами зависит от пожеланий самого поставщика. Стоит отметить, что в большинстве случаев более выгодным вариантом, несмотря на наличие комиссии, является обращение в профильную финансовую организацию.
Изъятие из оборота и временная блокировка значительной суммы собственных денежных средств в конечном счете обходятся для бизнеса дороже, чем выплата сбора за обслуживание.
Кроме того, постоянные клиенты крупных учреждений всегда могут рассчитывать на лояльные условия.
МОРСКОЙ БАНК предлагает выгодные опции получения экспресс- и индивидуальных банковских гарантий, соответствующих требованиям 44-ФЗ.
Порядок оформления
Стандартная практика предусматривает простой алгоритм действий:
- Выбор сервиса по ключевым критериям.
- Заполнение формы заявки на официальном сайте.
- Уточнение нюансов в процессе общения с менеджером.
- Подготовка и подача документации (в том числе онлайн).
- Подписание соглашения (лично или с помощью электронной подписи).
- Оплата комиссии.
Оригинальный экземпляр гарантийного документа выдается в отделении, либо отправляется почтой или курьерской службой. Цифровая версия высылается на email, указанный клиентом.
МОРСКОЙ БАНК предлагает открыть счет для бизнеса и получить до 6% на остаток.
Кто может выдавать БГ
Одним из обязательных условий в рамках процедуры получения банковской гарантии является присутствие кредитной организации в официальном реестре, утвержденном Министерством финансов.
Не каждое действующее учреждение имеет право оказывать услуги обеспечения, поэтому следует заранее проверить соответствие указанному стандарту, а также обратить внимание на сопутствующие аспекты, такие как статус, оценка надежности и т.д.
Кроме того, важным фактором являются предлагаемые опции — срок действия, величина комиссии, устанавливаемые лимиты и требования к потенциальным клиентам.
В МОРСКОМ БАНКЕ можно подать экспресс-заявку на банковскую гарантию — это значит, что все необходимые мероприятия проводятся в течение одного дня, и позволяют рассчитывать на сумму до 9 миллионов рублей, с минимальной платой за годовое обслуживание в размере 2,99%.
Какие документы понадобятся
Стандартный перечень включает в себя:
- Заявление, соответствующее образцу, используемому выбранной организацией.
- Комплект уставной и учредительной документации юридического лица.
- Приказы, подтверждающие назначение руководящих субъектов.
- Доверенность с указанием полномочий официального представителя, действующего в интересах компании.
- Актуальную отчетность по бухгалтерским операциям и налоговым отчислениям.
- Проект контракта, выступающего предметом обеспечительного соглашения.
- Лицензию на осуществление деятельности, соответствующей типу заявляемых работ.
Уточнить, какие документы нужно предоставить для получения и подтверждения банковской гарантии, обычно можно на сайте, либо обратившись к менеджерам кредитного учреждения.
Порядок рассмотрения заявок
Алгоритм выдачи гарантийного подтверждения предусматривает следующую последовательность:
-
Обращение и проведение проверки на основании представленной первичной идентификационной анкеты или заявления, заполненных онлайн или в филиале банка.
-
Принятие решения по итогам анализа — в случае возникновения вопросов возможен запрос дополнительных сведений, позволяющих уточнить благонадежность заявителя.
-
Оформление соглашения. При положительном исходе проектные формы документов и реквизиты для оплаты комиссионного сбора направляются по электронной почте, либо через курьерскую службу.
Подход к ценообразованию у каждой организации разный, однако средний показатель редко превышает 6% в год. Согласование, подписание и оплата счета — основание для выпуска гарантии, размещаемой в официальном реестре.
Требования к клиентам
К числу критериев, используемых в рамках комплексной оценки, относятся:
- Стабильность финансового положения компании или предпринимателя.
- Соотношение оборотов с начальной минимальной ценой контракта.
- Наличие возможности предоставления залога или привлечения поручителей.
Кроме того, важным фактором выступает отсутствие неурегулированных правовых споров, в том числе связанных с блокировками расчетных счетов по 115-ФЗ.
Как показывает практика, самый простой вариант — обращение к услугам организации, клиентом которой вы уже являетесь или планируете стать.
Подключение расчетно-кассового обслуживания или международной корпоративной карты Visa Business в МОРСКОМ БАНКЕ позволяет сократить перечень документов для получения, и упростить порядок выдачи банковской гарантии.
Юридическое регулирование
Условия предоставления и действия гарантийного обеспечения определяются в рамках положений 44-ФЗ. Законодательная норма регламентирует всю специфику правоотношений, возникающих между участниками госзакупок, поскольку основывается на подробном анализе контрактных сделок, заключаемых между коммерческими предприятиями и государственными ведомствами.
В соответствии с законом, рассматриваемые обязательства должны носить безотзывный характер, и включать:
- Сумму денежной компенсации, подлежащей выплате в пользу заказчика гарантом при наступлении оговоренных случаев.
- Перечень обязанностей принципала, выступающих предметом обеспечительного соглашения.
- Гарантию выплаты неустойки, равной 0,1% от суммы за каждый день просрочки перевода возмещения.
- Условия, в соответствии с которыми реализацией гарантийного договора считается фактическое зачисление средств на счет заказчика.
- Продолжительность действия обеспечения, охватывающая период выполнения контракта плюс один месяц, либо двухмесячный срок с момента завершения этапа подачи тендерных заявок. Дополнительные временные интервалы отводятся для проведения проверки соответствия качества выполненных работ или услуг заявленным критериям.
Перечень документов, предоставляемых стороной заказчика совместно с требованием исполнения, определен в рамках правительственного постановления №1005 в закрытой форме, и не может быть изменен ни одним из участников сделки.
Сумма банковской гарантии
Обязательства охватывают все аспекты, включая штрафные санкции и пени. Покрытие как номинала, так и дополнительных убытков, исключается только в тех случаях, когда иной порядок предусмотрен условиями закупочной документации.
Размер обеспечительной компенсации указывается в проекте тендерного контракта в открытом доступе, без учета демпинга (то есть снижения стартовой стоимости более чем на четверть), при выявлении которого применяются меры противодействия, влияющие на итоговую величину обеспечения.
Преимущества оформления
К числу положительных аспектов, обуславливающих целесообразность использования рассматриваемого финансового инструмента, относят:
- Возможность участия в крупных госконтрактах.
- Отсутствие необходимости изъятия из оборота предприятия значительных сумм.
- Минимальные временные затраты на подачу документов.
- Лояльные комиссионные сборы за обслуживание.
Алгоритм получения гарантии во многом напоминает обычную кредитную заявку, что позволяет даже начинающим предпринимателям без труда разобраться в нюансах процедуры.
Почему могут отказать
Как уже было сказано ранее, соответствие гарантийного обязательства законодательным требованиям — фактор, значимый для всех участников планируемой сделки. Так, сторона заказчика вправе отклонить предоставляемое обеспечение в ситуациях, когда:
- Сведения не были внесены в официальный реестр.
- Содержание не соответствует правовым нормативам или проектной документации.
В ситуациях, когда отказ выносится на обеспечительной стадии (Обеспечение исполнения контракта (ОИК) по 44-ФЗ), поставщик может быть признан уклонившимся от заключения контракта, что автоматически приводит к включению в список недобросовестных контрагентов.
Даже в тех случаях, когда обе стороны последовательно приняли некорректную банковскую гарантию, возможность признания недействительности сохраняется.
Регулятор сохраняет за заказчиками право на отклонение тендерных заявок в связи с неисполнением требований, предъявляемых к гарантийному обеспечению, подкрепляя свою позицию в рамках Информационного письма Министерства финансов №24-05-05/57198 от 2019 года.
Еще один немаловажный фактор — отсутствие у субъектов гражданского оборота возможности компенсировать негативные последствия, связанные с признанием его в качестве уклонившегося, сопутствующим включением в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), а также упущением выгоды, обусловленным отменой контракта ввиду несоответствия представленной гарантии. Анализ судебной практики показывает, что при разрешении подобных споров суды в первую очередь указывают на нормативные правила, определяющие, что обязанность по соответствующему оформлению возлагается непосредственно на участника тендера, тогда как банк не несет аналогичной ответственности. В связи с этим особую важность приобретают выбор надежных партнеров и тщательная проверка гарантийных соглашений на предмет соответствия не только положениям 44-ФЗ, но и требованиям, определенным в рамках закупочной документации.
Заключение
Грамотный подход к ведению бизнеса выражается в том числе в аккуратном и своевременном использовании существующих финансовых инструментов, позволяющих получить прибыль без лишних вложений.
Понимание того, как предоставляется банковская гарантия на обеспечение исполнения договоров подряда или поставки, позволяет избежать ненужных расходов, и способствует достижению желаемого результата.
Заявка на оформление банковской гарантии
С 13 августа – новый порядок сохранения заработка при сокращении и ликвидации организации
![]() |
В законодательство РФ внесены изменения, направленные на обеспечение права уволенных в связи с ликвидацией работников на получение предусмотренных законодательством гарантий. В частности, корректировке подверглись ст. 178 Трудового кодекса, ст. 318 ТК РФ и ст. 21 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Федеральные законы от 13 июля 2020 г. № 203-ФЗ «О внесении изменения в статью 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и № 210-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации»).
История этих поправок берет свое начало в 2018 году, когда Конституционный Суд Российской Федерации признал ст.
178 ТК РФ противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она лишает возможности уволенных в связи с ликвидацией работников воспользоваться гарантией в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, если право на эту гарантию они приобрели уже после прекращения организации-работодателя.
Проблема, выявленная КС РФ, была широко известна: закон устанавливает гарантию уволенным в связи с ликвидацией работникам в виде сохранения за ними среднего заработка на период трудоустройства.
Но право на такую выплату у работников появляется лишь после увольнения, если они не найдут другую работу.
Однако к этому моменту процесс ликвидации организации может быть уже завершен и, соответственно, обращаться за реализацией этого своего права работникам будет уже не к кому.
После постановления КС РФ правительство начало работать над поправками, которые должны были решить эту проблему.
Вначале был представлен пакет поправок в ТК РФ и ГК РФ, который, в частности, устанавливал необходимость выплачивать выходное пособие при ликвидации в размере двукратного среднего заработка, однако он развития не получил.
Искать выход решили через корректировку вместе с ТК РФ Закона о регистрации юрлиц), что в итоге и вылилось в новые законы.
Суть изменений в следующем: организациям фактически запретили завершать процедуру ликвидации, пока не будут произведены все связанные с ликвидацией выплаты работникам. Согласно новой норме ст.
178 ТК РФ при ликвидации организации выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации в соответствии с гражданским законодательством.
В свою очередь, по Закону о регистрации юрлиц в заявлении о ликвидации теперь необходимо будет подтверждать, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.
Работникам, со своей стороны, больше нельзя будет тянуть с обращением к работодателям за выплатой среднего заработка на период трудоустройства: такое обращение в отношении каждого отдельного месяца периода трудоустройства работник может подать в письменной форме не позднее 15 рабочих дней с момента окончания соответствующего месяца. Причем эта норма касается уволенных как в связи с ликвидацией, так и в связи с сокращением. У работодателя будет 15 календарных дней с момента обращения работника на то, чтобы осуществить выплату.
Напомним, что ранее работник не был ограничен по срокам обращения за выплатой среднего заработка на период трудоустройства. А выплата среднего заработка на основании п.
12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций осуществлялась работодателем в дни выплаты зарплаты.
После внесения рассматриваемых изменений в ТК РФ эта норма, очевидно, применяться не должна.
Работодателям также предоставлена возможность ускорить расчеты с работником и не ждать, пока он получит право на средний заработок за период трудоустройства и обратится за соответствующей выплатой.
Взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства работодатель вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка, а на Крайнем Севере и в приравненных к нему местностях – пятикратного месячного заработка.
Если работнику уже была произведена выплата среднего месячного заработка за второй или последующие месяцы со дня увольнения, единовременная компенсация выплачивается ему с зачетом указанной выплаты.
Такой путь, конечно, потребует от работодателя увеличения расходов, ведь в реальности далеко не все работники получили бы компенсацию по максимуму: кто-то нашел бы работу раньше окончания периода сохранения среднего заработка, кто-то не стал бы обращаться в службу занятости, а чей-то случай невозможности трудоустроиться сама служба занятости не признала бы исключительным, зато позволит сэкономить время.
Принятые поправки, очевидно, потребуют корректировки позиции судов по вопросу о дате увольнения в связи с ликвидацией. Так, в некоторых случаях суды указывали на невозможность увольнения работника в связи с ликвидацией ранее окончания самой процедуры ликвидации.
Не вполне ясно, почему законодатель обошел своим вниманием Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», п. 4 ст.
7 которого устанавливает повышенный уровень гарантий для работников ликвидирующихся организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях.
Поправок, аналогичных тем, которые были внесены в ст. 318 ТК РФ, для этого закона предусмотрено не было.
Изменения вступят в силу 13 августа 2020 года.
Выплаты при сокращении в 2021 году — новый порядок и расчет пособия
Автор
Гузалия Витвинова
Ведущий эксперт
В зависимости от текущей ситуации работодатель всегда вправе увеличить или сократить количество работников. Чаще всего, это связано с перестройкой производственного процесса, но в любом случае объяснять причины работодатель не обязан.
При сокращении штата от работодателя требуется только дополнительные финансовых вложения.
Под сокращением официально понимается расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения штата или численности работников (Статья 81 часть 2 ТК РФ).
В первом случае уменьшается количество работников одной должности. К примеру, в отделении банка уменьшают количество операционистов, вместо пяти окон будут работать три. Основной поток клиентов планируется направить на самообслуживание в терминалах.
Во втором случае — при сокращении штата — определенные должности или подразделения вообще исключаются из штатного расписания. Например, в магазине или торговом центре могут сократить штатных уборщиц — будет работать клининговая организация со стороны.
Некоторые работодатели пользуются этой статьей в трудовом кодексе, чтобы увольнять сотрудников без объективных причин.
Приказом меняют штатное расписание, просто вместо уволенного нежеланного сотрудника в одном отделе, нанимают в другой отдел сотрудника, который им больше нравится. Обычно это должности с одинаковыми обязанностями.
Были случаи, когда таким образом увольняли беременных, женщин в декрете или матерей-одиночек. Если это Ваша ситуация, можете отстоять свои права в суде, так как суд в таких случаях чаще встает на сторону работника.
Кого нельзя уволить при сокращении штата
Некоторым сотрудникам предоставляется преимущественное право оставления на работе, а кого-то вообще нельзя уволить даже при сокращении штата.
При сокращении численности или штата работников согласно статье 178 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. На практике, конечно же определить квалификацию и производительность труда сложно.
Нужно проводить официальную оценку работников, аттестацию, создавать комиссию и т. п. Поэтому чаще всего при сокращении работодатели исходят из того, что у отдельных категорий работников есть гарантии.
Очень важно при сокращении проверить семейное положение, количество и возраст детей сотрудников.
Предпочтение отдается: семейным — при наличии двух или более детей; лицам, в семье которых нет других работников с заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Не допускается увольнение по сокращению беременных женщин. Их можно уволить только в случае полной ликвидации организации. Также нельзя сократить следующие категории:
- женщина, имеющая ребенка в возрасте до трех лет
- одинокая мать, воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до четырнадцати лет
- родитель, являющийся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье
- мама, воспитывающая трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях.
К одиноким матерям может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности. То есть воспитывающая их без отца, в том числе, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, отбывает наказание в спец. учреждениях и иных ситуациях (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1)
Если работник находится на больничном или в отпуске, такого работника можно сократить только после выхода его на работу (Статья 81 ТК РФ).
Порядок увольнения по сокращению
Главное правило при увольнении по сокращению — работник должен быть извещен о сокращении штата не менее чем за два месяца. Уведомление должно быть подписано лично работником. В течение этих двух месяцев работодатель может предложить перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу.
Это может быть как должность, соответствующая квалификации работника, так и нижестоящая или нижеоплачиваемую работа. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором или трудовым договором.
Если работника согласен, то можно расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в уведомлении.
В этом случае необходимо оформить письменное согласие, а также выплатить работнику дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, пропорционально времени до истечения срока предупреждения.
Получение компенсации за досрочное сокращение не лишает работника права на выходное пособие, а также на выплату среднего заработка на период трудоустройства.
Если работодатель — физическое лицо, то сроки предупреждения об увольнении, а также случаи и размеры выплачиваемого выходного пособия и других выплат определяются в трудовом договоре.
Выплаты при сокращении штата в 2021 году
Российское законодательство при сокращении работников на стороне увольняемых. Сумма всех положенных выплат и компенсаций, при условии что Вы работаете с «белой» зарплатой, при сокращении может оказаться довольно существенной.
Кроме того, данные выплаты растянуты во времени. По сути, уже не работающему человеку надо еще два, а то и все три месяца платить зарплату.
По общему правилу при сокращении организация-работодатель должна выплатить увольняемому работнику:
- заработную плату за время, которое он успел отработать в месяце увольнения;
- компенсацию за неиспользованный отпуск;
- выходное пособие — в общем случае в размере среднего месячного заработка (ст. 178 ТК РФ).
Рассчитаться с работником, в том числе и в отношении перечисленных выше сумм, в день его увольнения (ст. 84.1, ст. 140 ТК РФ).
Кроме того, сокращенному работнику положен средний месячный заработок на период трудоустройства. Ранее среднемесячный заработок выплачивался за 2 и 3 месяц отдельно по заявлению работника.
С 13 августа 2021 года вместо выплаты среднего заработка за второй и третий месяцы закон позволяет выплатить работнику единовременную компенсацию. Ее размер — двукратный средний месячный заработок.
Если работник не смог трудоустроиться в течение 2-го месяца со дня сокращения, для получения выплаты работник можно предъявить только трудовую книжку. В ней не должно быть новых записей — о приеме на новое место работы или сведений о трудовой деятельности в электронной трудовой книжке.
Если работник нашел новое место в течение 2-го месяца после сокращения, то он также вправе получить выплату за те дни этого месяца, пока работы не было.
Чтобы получить выплату за 3 месяц, работнику нужно получить решение службы занятости о сохранении среднего заработка. Встать на учет в службу занятости лучше сразу после увольнения, но не позднее 14 рабочих дней.
Выплаты при сокращении для отдельных категорий работников
Свои правила по выплате выходного пособия установлены для следующих категорий:
- сезонные работники и лица, принятых на работу на срок до 2 месяцев (ст. 296, 292 ТК РФ):
Работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие при увольнении не выплачивается. Сезонным работникам выходное пособие выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка. - совместители:
Заработная плата, компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие выплачиваются на общих основаниях. Вопрос в выплатах за 2 и 3 месяц. Трудовая книжка совместителя (если она ведется в бумажном виде) должна находиться у его основного работодателя (ст. 66 ТК РФ). Значит, и после сокращения совместитель остается трудоустроенным и поэтому в обычной ситуации совместитель не может претендовать на получение среднего заработка за второй, и тем более за третий месяц после увольнения. Если же у совместителя нет другой основной работы, то при сокращении он становится безработным и претендует на все компенсации. - работники Крайнего Севера:
В соответствии с ст. 318 ТК РФ работники в районах Крайнего Севера вправе получить пособие за 4-6 месяцы со дня сокращения. Выплата за второй и третий месяцы производится бывшем работодателем на основании трудовой книжки и паспорта сотрудника. Подтверждение службы занятости требуется только в том случае, если уволенный хочет получить средний заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы.
Порядок расчета выходного пособия при сокращении
В общем случае размер выходного пособия за месяц равен среднемесячному заработку, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.
Средний заработок для случаев, предусмотренных статьей 178 ТК РФ, в том числе при сокращении следует определять путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате.
Это важное отличие от обычного расчета. (Письмо Минтруда РФ от 11 марта 2021 г. № 14-1/ООГ-2069)
Далее рассмотрим порядок расчета среднедневного заработка. Он общий, в том числе для выплаты выходного пособия, установлен статьей 139 ТК РФ и Положением о порядке исчисления средней зарплаты N 922.
Расчетным периодом являются 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
- Средний дневной заработок получается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
- Для расчета среднего заработка учитываются все виды выплат:
- заработная плата
- оплачиваемые отпуска
- денежное содержание
- надбавки и доплаты: за выслугу лет, стаж работы, совмещение
- выплаты за особые условия труда: ночное время, вредное производство, премии и вознаграждения
Не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда — это материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие (п.3. Положения 933)
Пример расчета
- В итоге формула расчета выходного пособия выглядит так:
- Выходное пособие = Количество дней в 1-м месяце после увольнения*Среднедневной заработок
Количество дней — сумма рабочих и нерабочих праздничных дней в периоде, подлежащем оплате. - Среднедневной заработок — средний заработок, рассчитанный исходя из количества фактически отработанных дней
Пример:Зарплата продавца Семенова — 30 000 руб. 17 февраля 2021 его уволили по сокращению штата. Рассчитаем сумму выходного пособия.
За расчетный период для определения суммы пособия берем месяцы с февраля 2020 года по январь 2021 года, то есть 12 месяцев перед месяцем, в котором работника исключили из штата.
Заработок Семенова со всеми выплатами за этот период составил:
12*30000= 360 000 руб..
За расчетный период он отработал 237 дней — смотрим табель учета.
Среднедневной заработок: 360 000 руб. / 237 дн. = 1518,98 руб./дн.
Считаем количество рабочих дней в первом месяце после увольнения с 18.02.2021 по 17.03.2021 — это 18 рабочих дней, можно использовать производственный календарь. Обязательно включаем в расчет 23 февраля и 8 марта — праздничные нерабочие дни.
Выходное пособие составит: 1518,98 руб. * (18+2) дн..= 30379,60.
Как видим, выходное пособие может быть больше обычной зарплаты.
Таким же образом, рассчитывают пособие за 2 и 3 месяц на период трудоустройства.
Предположим, что Семенов из нашего примера выйдет на новую работу с 12 апреля 2021 года. Значит, он вправе получить пособие от бывшего работодателя за период с 18.03.2021 по 09.04.2021. В этом периоде 17 рабочих дней. Праздничных дней нет.
Сумма пособия составит: 1518,98 руб..* 17 дн = 25 822,66 руб.
Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении
Размер компенсации при увольнении по сокращению рассчитывается по стандартному алгоритму. Для целей расчета данной выплаты причина расторжения трудового договора значения не имеет.
Компенсация за неиспользованный отпуск=Средний дневной заработок*Количество дней неиспользованного отпуска
Отличия от выплаты выходного пособия в расчете среднего дневного заработка. Нужно учитывать, что средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска рассчитывается за последние 12 календарных месяцев. (п.
4 Положения 922) путем деления всей суммы начисленной заработной платы на 12 и на среднемесячное число календарных дней — 29,3.
В случае если один или несколько месяцев отработаны не полностью, средний дневной заработок считают путем деления суммы зарплаты за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Кажется сложно, поэтому тоже разберем на примере:
Как получить госвыплату в 250 тысяч: пошаговая инструкция
depositphotos.comdepositphotos.com
Соцконтракт с государством могут заключить малоимущие граждане, среднемесячный доход которых ниже величины прожиточного минимума. Господдержка предоставляется на следующие цели: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательства, ведение личного подсобного хозяйства и других мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
При поиске работы контракт предоставляется не более чем на 9 месяцев в размере до 30 000 рублей в месяц. Период предоставления для осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – до 12 месяцев. Размер максимальной выплаты — 250 000 рублей.
На ведение личного подсобного хозяйства помощь могут предоставить максимум на 12 месяцев при максимальной выплате 100 000 рублей (12298 рублей в месяц).
Для других целей поддержка по соцконтракту не может превыщать 12 298 рублей в месяц с максимальным сроком в 6 месяцев. К таким целям относится приобретение товаров первой необходимости, одежды, лекарств, товаров для ведения подсобного хозяйства. Также сюда входим лечение и услугах дошкольного и школьного образования.
Заявитель должен предоставить в управление социальной защиты населения ряд документов: заявление с указанием состава семьи, их доходов за последние 3 месяца, согласия всех совершеннолетних трудоспособных членов семьи на заключение контракта и на проверку представленных сведений. Также необходимо подготовить документ, удостоверяющий личность, подтверждающий место жительства и место пребывания на территории Краснодарского края.
В зависимости от цели, на которые заявитель намерен потратить госпомощь, нужно предоставить также дополнительные документы.
Для осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности или ведение личного подсобного хозяйства – план расходов денежной выплаты с указанием планируемых мероприятий, сроков их реализации и расчета финансовых затрат, требуемых для их выполнения.
На иные мероприятия понадобятся документы, подтверждающие наступление обстоятельств (медицинская справка (заключение) и листок нетрудоспособности, документ из специализированного реабилитационного центра, документ, подтверждающий наличие чрезвычайной ситуации и понесенный материальный ущерб), которые объективно привели к трудной жизненной ситуации.
После регистрации заявления Управление социальной защиты населения в течение 10 дней принимает решение о назначении или отказе в назначении госпомощи.