Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

ГлавнаяТрудовой кодекс РФ

Статья 357 ТК перечисляет ключевые полномочия государственных инспекторов труда. Этот список носит закрытый характер.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

Полный текст статьи, путеводители, дополнительная информация – в КонсультантПлюс

Структура ст. 357 ТК

Данная статья состоит из перечня полномочий, которыми располагают государственные инспектора труда при общефедеральном надзоре за соблюдением законов и других актов, регулирующих трудовые взаимоотношения. Они вправе:

  • в порядке, прописанном в источниках, регулирующих аспекты трудовых взаимоотношений, беспрепятственно в любое время при наличии соответствующих удостоверений посещать в целях контроля организации всех разновидностей и нанимателей-физических лиц;
  • запрашивать и безвозмездно получать у нанимателей, учреждений исполнительной власти и местного самоуправления, других структур нужные документы, включая материалы съёмок и записей, объяснения, другие источники сведений, нужных для выполнения своих профильных функций;
  • изымать для проведения анализа образцы соответствующих материалов в порядке, прописанном в законах и других источниках, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, с уведомлением об этом нанимателя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в положенном порядке производственные ЧП;
  • предъявлять нанимателям обязательные для выполнения предписания о ликвидации нарушений законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, о восстановлении прав сотрудников, привлечении нарушителей к ответственности или об их отстранении от должности;
  • отправлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении функционирования их подразделений из-за нарушений критериев охраны труда;
  • отстранять от работы сотрудников, не прошедших в должном порядке обучение безопасным методикам выполнения работ, инструктаж или проверку уровня знаний по охране труда, соответствующую стажировку;
  • запрещать применение разнообразных средств защиты сотрудников, если они не отвечают критериям, закреплённым профильными законами и нормативами;
  • протоколировать и разбирать дела об административных правонарушениях в границах своих полномочий, готовить и отправлять в правоохранительные и судебные структуры нужные материалы о привлечении нарушителей к ответственности в соответствии с законами и другими актами РФ;
  • высказывать в суде своё экспертное мнение по искам, затрагивающим нарушение законов и других актов, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, а также по нюансам возмещения вреда, причинённого сотрудникам;
  • предъявлять организации, специализирующейся на оценке условий труда, предписания обязательного характера о ликвидации нарушений законов, регулирующих данную область;
  • принимать решение по принуждению нанимателя к выплате начисленных, но не выданных в положенный срок зарплаты и/или других выплат (в границах трудовых взаимоотношений), в соответствии со ст. 360.1 ТК.

Подчёркнуто, что при обращении сотрудника, профсоюза, другого лица в госинспекцию труда по вопросу, разбираемому органом по рассмотрению трудовых споров (за исключением исков, разбирающихся судом или по которым вынесено его решение), госинспектор труда при идентификации явного нарушения положений источников, регулирующих сферу трудовых взаимоотношений, вправе выдать нанимателю обязательное к исполнению предписание. Этому нанимателю даётся десятидневный срок с момента получения данного предписания для попытки его обжалования в суде.

Рассмотренная статья включает перечень полномочий, которыми наделены госинспекторы труда при выполнении своих функций. Нужно отметить, что этот список носит закрытый характер – он не упоминает иных полномочий, помимо прямо предусмотренных статьёй.

Основные вопросы по использованию ст. 357 ТК

Какие источники определяют порядок расследования производственных ЧП?

Действия госинспектора труда определяются следующими источниками:

  • Ст. 229.2 ТК – она закрепляет базовые принципы, которые соблюдаются в РФ при расследовании производственных ЧП. Также в ней перечислены разновидности документов, обязательных к заполнению при этом расследовании, и описан формат вынесения соответствующего решения.
  • Ст. 229.3 ТК – в ней рассмотрен порядок действий именно госинспектора труда при расследовании ЧП.
  • Постановление Минтруда № 73 от 24.10.02 – в нём содержатся типовые формы документов, обязательных к заполнению при расследовании производственных ЧП с сотрудниками. В нём же обозначены нюансы, которые нужно принимать во внимание, если данное ЧП произошло в отраслях или организациях со значительной спецификой.

Нужно отметить, что важные нюансы расследований ЧП на производстве содержатся и в статьях 227-229.1 и 230-231 ТК.

Как регулируется упомянутое в статье право на рассмотрение дел по административным нарушениям в области трудовых взаимоотношений?

Данной теме отведена отдельная ст. 23.12 КоАП. В ней приведён список вопросов, которыми вправе заниматься госинспекторы труда разного уровня. В этот список входит порядка десяти ситуаций, которым посвящены свои отдельные статьи КоАП. Их примеры:

  • попытка сокрытия страхового случая;
  • пренебрежение нормативами безопасности труда;
  • неправомерное увольнение сотрудников;
  • невыполнение нанимателем соглашения и пр.

Упомянутые в ст. 23.12 КоАП нарушения караются штрафами, предупреждениями, а в особо тяжких ситуациях и временной дисквалификацией.

Скопировать урл

Распечатать

Порядок отстранения от работы по ТК РФ (нюансы)

Отстранение от работы ТК РФ предусматривает в случаях, перечисленных в ст. 76 этого законодательного акта.

При этом такая мера является одним из самых частых поводов для обращений сотрудников в трудовую инспекцию или суд. О том, как работодателю правильно оформить подобную процедуру, мы рассказали в нашей статье.

И конечно, мы не могли обойти вниманием ситуацию с отстранениями за отказ сделать прививку против COVID-19.

Отстранение сотрудника от работы – это временное его недопущение к выполнению прямых должностных обязанностей. Случаи, когда работодатель имеет полное право не допустить сотрудника на его рабочее место, можно увидеть в ст. 76 ТК РФ:

  • нахождение человека под действием алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • отсутствие у сотрудника медицинского и психиатрического допуска до его профессиональной деятельности;
  • медицинские противопоказания, выявленные по результатам очередного медицинского освидетельствования и несовместимые с его рабочей деятельностью;
  • требования государственных органов или должностных лиц, уполномоченных на это согласно законодательству РФ. 

Во время отстранения от работы сотруднику не начисляется положенная ему заработная плата.

На практике нередки ситуации, когда отстранение работника было признано судебным органом незаконным. Поэтому работодателю следует внимательно относиться к данной процедуре и не нарушать требований ст. 76 ТК РФ. В противном случае, если подобное отстранение сочтут незаконным, оно будет признано вынужденным прогулом, а работодатель понесет материальную ответственность за свои действия.

Все рабочие дни вынужденного прогула должны будут оплачены сотруднику. Работник имеет право на выплату неполученного заработка, который ему мог бы быть начислен, если бы он находился на рабочем месте и выполнял свои трудовые функции. При вынужденном прогуле сотрудник также может рассчитывать и на денежное возмещение причиненного морального вреда. 

Каждое отстранение работника от его работы, а также его отсутствие на рабочем месте, следует зафиксировать актом. Для составления такого документа необходимо создать комиссию, в которую можно также включить членов отдела по охране труда. В дальнейшем это поможет подтвердить законность действий работодателя.

Как правильно составить акт об отсутствии сотрудника на работе, вы узнаете из нашей статьи «Акт об отсутствии работника на рабочем месте – образец».

Отстранение работника от работы по медицинским показаниям

Ряд профессий и должностей предусматривает прохождение первичного и последующего медицинского освидетельствования.

К примеру, работники сферы общепита и продуктов питания: продавцы, бармены, повара, официанты, подсобные рабочие и другие.

Обязательному прохождению психиатрической комиссии подлежат работники учебных заведений: воспитатели детских садов, преподаватели средних и высших учебных заведений, учителя в школах.

Если сотрудник не прошел необходимую комиссию и не получил должного медицинского заключения о допуске его к работе, то он может быть отстранен от рабочей деятельности. В случае, когда во время очередной медицинской комиссии он не получил допуска до работы, он также отстраняется от работы до получения соответствующего положительного медицинского заключения.

При этом, если сотрудник, был признан инвалидом 1 группы согласно медико-социальной экспертизе и является нетрудоспособным, то работодатель может расторгнуть с ним трудовой договор. Если не установлена инвалидность 2 или 3 группы, и человек не желает больше работать, то он может уволиться по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).

Узнайте о процедуре увольнения сотрудника по собственному желанию из нашей статьи «Порядок увольнения по собственному желанию».

Если работник пожелает остаться на работе, то работодатель обязан создать рабочие условия, пригодные для его дальнейшей трудовой деятельности согласно индивидуальной программе реабилитации.

Образец приказа об отстранении от работы

Отстранение сотрудника от работы оформляется соответствующим приказом руководителя организации. В нем следует отразить причины, по которым работник не допускается до рабочей деятельности. Приказ будет служить основанием для бухгалтера-расчетчика о приостановлении начисления заработной платы.

Образец приказа об отстранении работника от работы вы можете бесплатно скачать на нашем сайте по ссылке ниже:

Статья 357 ТК РФ. Основные права государственных инспекторов труда

 Скачать образец приказа об отстранении от работы

Помимо приказа подтвердить законность действий работодателя может также объяснительная работника об отказе пройти медицинскую комиссию, медицинское заключение, полученное сотрудником, докладная записка и другие.

Отстранение от работы из-за отказа вакцинироваться от коронавируса

Сотрудника нужно отстранить от работы, если он отказывается делать прививку от коронавируса без медицинских противопоказаний, на весь период неблагоприятной эпидемиологической обстановки или до того, как он все-таки пройдет вакцинацию.

Отстранять нужно при условии, что сотрудник включен в перечень лиц, обязанных сделать прививку, утвержденный постановлением главного санитарного врача региона (письмо см. Роструда от 13.07.2021 № 1811-ТЗ).

Причем перевод сотрудника на удаленку не является альтернативой отстранению.

Найти НПА о вакцинации своего региона и посмотреть подробности можно здесь.

Какие документы подготовить для оформления обязательной вакцинации сотрудников, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.

См. также «Новое основание для отстранения от работы и другие изменения по охране труда с 2022 года».

Обратите внимание! За время отстранения антипрививочнику зарплата не начисляется и не выплачивается.

Очевидно, что данный факт не устраивает работников. И уже есть случаи их обращения в суд за защитой своих прав.

Статья 357. ТК РФ Основные права государственных инспекторов труда | ГАРАНТ

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

Читайте также:  Образец профстандарта инженера-метролога в 2021-2022 году

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац седьмой утратил силу;

См. текст абзаца седьмого части первой статьи 357

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзац одиннадцатый утратил силу;

См. текст абзаца одиннадцатого части первой статьи 357

абзац двенадцатый утратил силу;

См. текст абзаца двенадцатого части первой статьи 357

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда (ТК РФ)

Государственные инспекторы труда при осуществлении
федерального государственного надзора за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, имеют право (в ред.

Федерального закона от
30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля
2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2011, N 30, ст.

4590):

в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации,
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений
установленного образца посещать в целях проведения проверки
организации всех организационно-правовых форм и форм собственности,
работодателей — физических лиц (в ред. Федерального закона от 30
июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля
2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2011, N 30, ст. 4590);

запрашивать у работодателей и их представителей, органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных
организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения,
информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных
функций (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ
— Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.
6986);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с
уведомлением об этом работодателя или его представителя и
составлять соответствующий акт (в ред. Федерального закона от 30
июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на
производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для
исполнения предписания об устранении нарушений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников,
привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной
ответственности или об отстранении их от должности в установленном
порядке;

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 9 мая
2005 г. N 45-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2005, N 19, ст. 1752)

направлять в суды требования о ликвидации организаций или
прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие
нарушения требований охраны труда (в ред. Федерального закона от 28
декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не
прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и
приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на
рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (в ред.
Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной
защиты работников, если такие средства не соответствуют
обязательным требованиям, установленным в соответствии с
законодательством Российской Федерации о техническом регулировании,
и государственным нормативным требованиям охраны труда (в ред.
Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596);

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 30
июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 30
июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных
правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять
в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о
привлечении виновных к ответственности в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г.
N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N
27, ст. 2878);

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного
здоровью работников на производстве (в ред. Федерального закона от
30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий
труда, обязательные для исполнения предписания об устранении
нарушений требований законодательства о специальной оценке условий
труда (абзац введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N
421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N
52, ст. 6986).

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного
лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на
рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению
индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением
исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым
имеется решение суда), государственный инспектор труда при
выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет
право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному
исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем
в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или
его представителем (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N
90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27,
ст. 2878).

открыть раздел в документе найти материалы

#28023 09.06.2018 (22:50)

Я работаю водителем в компании , и у нас работодатель организовал систему удержания денежных средств работников. Сначала об условиях работы. Когда я устраивался в декабре 2017 г на работу, расход топлива на автомобиль Камаз 5490 S5 НЕО составлял 31,8 л/100 км гружёный и 25,5/100 км пустой.

В апреле 2018 норма была изменена работодателем на 30,5/100 и 24,5/100 соответственно. Нормы занижены, мы это понимаем, но сделать что-то мы не в силах. Работодатель сам их устанавливает, нас просто знакомят с новыми условиями труда.

При устройстве так-же обговариваются условия-550 руб в день командировочные,1 р 47 коп /км оплачивают пустой пробег,5 р 90 коп гружёный пробег автомобиля и 1160 руб за каждую выгрузку автомобиля. Работа представляет собой разъездной характер работ, перевозка продуктов питания по России.

При закрытии путевого листа, обычно раз в 14 дней, диспетчер вводит в программу километраж, рейсы, количество разгрузок и программа показывает, сколько должно остаться топлива в баке. Разница с тем, что выдала программа и что есть фактически в баке, считается перерасходом топлива, мы называем его «пережог».

Пережог покрывается полностью за счёт водителя вычетом с заработной платы. Плюсом к этому, если возник пережог, лишают премии ещё на 10%. Сумму вычитают сразу, не дробя на части. А сумма эта может быть от ноля до 30000 руб и более. Лично у меня произвели вычет за февраль-март 7400 и 9600 руб.

Сумму вычета узнать можно двумя способами-когда дают ознакомительные бумаги с требованием подписать, и у экономиста. В расчётных листках сумма вычета отсутствует. И вообще, при вышеописанных мною условиях труда, в расчётных листках присутствует всего два пункта-«сдельная оплата» и «премия».

Таким образом все вычеты из заработной платы работодатель называет «уменьшением премиальной части оплаты труда».

Перерасход топлива может происходить по разным причинам-это и повышенный расход у нового двигателя, движение по горной местности, неисправность топливной аппаратуры, это и расход автономного отопителя кабины, который нигде не учитывается, и просто установленные нормы расхода топлива не соответствующие реальным, рекомендуемые минтрансом. Считаю все вычеты за перерасход топлива незаконными, так как вина работника никак не устанавливается, не проводится никаких разбирательств. Скажите, усматривается ли здесь нарушение прав работника, куда мне обращаться? Здесь вычеты в виде уменьшения премиальной части зарплаты, законно ли это? Или решающим аргументом будет все-же трудовой договор. Должна устанавливаться вина работника каким-то образом при лишении премиальной части, составлятся какой-то документ?

Сергей Ответов: 1 Подробнее

Основные права трудовых инспекторов

Основные права инспекторов труда изложены в ст.357 ТК РФ.

Читайте также:  Справка о ранее выданных паспортах в 2020 году: образец

Государственные инспекторы труда имеют право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей-индивидуальных предпринимателей.

Это право трудовых инспекторов также закреплено подп. «а» п.1 ст.12 Конвенции МОТ № 81 (1947 г.).

При этом проверки должны осуществляться в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами РФ. В настоящее время таким законом является Закон № 294-ФЗ

В том случае, если визит трудового инспектора связан с расследованием несчастного случая на производстве, следует также руководствоваться Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным Постановлением Минздравсоцразвития России от 24.10.2002 № 73;

  • 2) запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • 3) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • 4) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве.

Порядок проведения расследования несчастных случаев на производстве установлен ст.229.2 ТК РФ;

5) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания:

  • об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
  • о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

6) направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

7) выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.

  1. 8) запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  2. 9) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
  3. Обратите внимание!
  4. Трудовые инспекторы вправе самостоятельно привлекать работодателей к ответственности в виде административного штрафа. Обращение в суд для привлечения работодателя к ответственности требуется только в определенных, установленных законом случаях;
  5. 10) выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  6. 11) предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  7. 12) если трудовой инспектор выявит очевидное нарушение трудового законодательства или иных нормативных правовых норм, содержащих нормы трудового права, и этот вопрос уже передан на рассмотрение в соответствующий орган (например, в комиссию по рассмотрению трудовых споров), он выдает работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.
  8. Это предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения.
  9. Обращаем внимание работодателей на специальный 10-дневный срок обжалования такого предписания.
  10. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (представителем работодателя) предписания (копии предписания).

Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия предписания передается работодателю.

  • Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.
  • Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?
  • В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа.

Именно эта дата и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 № 1805).

  1. Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.
  2. Первый Консалтинговый Центр оказывает полный перечень услуг по кадровому аудиту (подробнее…)
  3. Обратите внимание!

Трудовой инспектор не вправе выдавать предписание в том случае, если вопрос принят на рассмотрение судом или уже имеется решение суда по данному вопросу (ч,2 ст.357 ТК РФ).

  • Теперь остановимся на том, какие действия трудовые инспекторы осуществлять не вправе.
  • Итак, трудовые инспекторы не вправе (ст. 15 Закона № 294-ФЗ):
  • 1) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
  • Исключение из этого правила — причинение вреда жизни и здоровью граждан.
  • Здесь надо иметь в виду следующее.
  • Данная норма направлена на обеспечение участия руководителя организации (индивидуального предпринимателя) в проверке, и она не может быть формальным поводом для отказа в осуществлении проверки.
  • Например, трудовой инспектор может прийти с внеплановой проверкой, а руководитель организации (предприниматель) с целью воспрепятствования проведения проверки решит покинуть территорию организации.
  • Формально трудовой инспектор не вправе осуществлять проверку в отсутствие руководителя организации (индивидуального предпринимателя).
  • Однако фактически такая ситуация не будет являться препятствием для проведения проверки, поскольку:
  • во-первых, право на участие руководителя организации (предпринимателя) было обеспечено;
  • во-вторых, присутствие руководителя при начале проверки должно быть зафиксировано в акте проверки.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

  • Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

  1. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  3. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарий к ст. 357 TК РФ

Закрепленные настоящей статьей основные права государственных инспекторов труда исходят из положений Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), предусматривающей необходимость предоставления инспекторам труда соответствующих полномочий для эффективного осуществления функций инспекционной службы.

Судебная практика по статье 357 TК РФ

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 29.11.2006

Вопрос 1: Какой из сроков — установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации — подлежит применению при оспаривании работодателем в суд предписания государственного инспектора труда?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст.

357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Ответственность за нарушения требований охраны труда

Когда вы заключаете трудовой договор и устраиваетесь на работу, обязанности появляются не только у вас, но и у работодателя. Одна из них — обеспечивать безопасность и создавать необходимые условия труда.

Читайте также:  Как получить гражданство вьетнама гражданину россии в 2020 году: доступные россиянам способы и порядок процедуры

Профиль автора

Нормативная база. Некоторые требования охраны труда перечислены в главе 34 ТК РФ. Например, работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда и проводить обязательные медосмотры.

Кроме трудового кодекса, требования охраны труда содержатся еще в нескольких федеральных законах, вот основные:

Руководителям организаций совсем необязательно знать абсолютно все требования охраны труда. Важно помнить:

  1. О специальной оценке условий труда.
  2. О службе охраны труда или должности специалиста по охране труда.
  3. Об обучении по охране труда.
  • Здесь могут помочь акты Минтруда:
  • Правила обычно применяют напрямую, а на основе типовых инструкций по охране труда каждая организация разрабатывает свою собственную.
  • Все зависит от количества работников в организации и сферы ее деятельности.

При подборе сотрудника работодатель может использовать профстандарт «Специалист в области охраны труда». Но это не обязательно — так говорят суды.

Если профстандарт работодателю не нравится, он может установить любые требования к соискателю, какие считает нужным. Но в таком случае он все-таки рискует привлечь внимание проверяющих органов, пусть и не всегда обоснованно.

Функции специалиста по охране труда. В разных компаниях функции могут отличаться, но примерно они перечислены в п. 7 рекомендаций по организации работы службы охраны труда.

Все функции можно условно разделить на три группы:

  1. Обучение сотрудников, разработка и обновление обучающих материалов.
  2. Текущая деятельность, в том числе анализ причин травматизма, расследование несчастных случаев.
  3. Контроль, например, за выдачей и правильным применением средств индивидуальной защиты и в целом за соблюдением законодательства в организации.

И специалист по охране труда, и руководитель, и все работники организации обязаны соблюдать требования охраны труда.

Предпринимателям: рассылка о бизнесеГлавное о бизнесе: как вести дела по закону, избегать штрафов и зарабатывать на своем деле больше

За нарушение требований охраны труда могут привлечь к ответственности как работодателя, так и руководителя организации, а также ответственного сотрудника или любого другого работника. Вот какая ответственность может наступить за разные нарушения.

Дисциплинарная. Дисциплинарное взыскание применяется к работнику, который по своей вине не выполнил или ненадлежащим образом выполнил свои обязанности в сфере охраны труда.

Мы уже подробно писали о дисциплинарных взысканиях, поэтому кратко перечислю основные моменты.

Работник должен знать свои обязанности, доказательство этого — подпись работника.

Например, в обязанности специалиста по охране труда входит организация расследования несчастных случаев на производстве. При этом в трудовом договоре это не прописано — есть только в должностной инструкции.

Работника ни при трудоустройстве, ни позже с инструкцией не ознакомили. Потом работодатель сделал работнику выговор за то, что он не организовал расследование перелома руки инженера, когда тот работал со станком. Это незаконно.

Материальная. Это обязанность одной стороны трудового договора возместить другой причиненный ущерб. Даже если договор расторгли, обязанность возместить ущерб не исчезает.

Например, работник энергетической компании проверял линии электропередач и был уверен, что напряжение отключено. Оказалось, что линию не отключили, работник потерял равновесие от порыва ветра, коснулся рукой линии и получил тяжелые ожоги. Руку впоследствии ампутировали, а работника уволили как неспособного к трудовой деятельности.

Уже после увольнения работник подал в суд. Суд подтвердил, что травму работник получил, потому что работодатель не соблюдал правила охраны труда, и обязал последнего возместить расходы на лечение и моральный вред.

Нести материальную ответственность может и работник, и работодатель. Например, работодатель может возместить работнику моральный вред, причиненный небезопасными условиями труда.

Металлургический районный суд Челябинска указал, что профессиональное заболевание работника возникло из-за конструктивных недостатков оборудования. Вины работника при этом не было.

Работник заболел, утратил трудоспособность на 10% и испытывал нравственные страдания. А все из-за того, что работодатель не соблюдал обязанности по охране труда. В итоге суд взыскал с работодателя 75 тысяч рублей морального вреда в пользу работника.

Ответственность в размере прямого действительного ущерба. Работник заплатит только за порчу имущества, а, например, штрафы, которые работодатель платит в инспекцию труда или в налоговый орган, возмещать не должен.

Так, Новосибирский областной суд указал, что уплата штрафов — обязанность организации, которую привлекли к ответственности. Поэтому взыскать с работника сумму штрафа не получится, даже если его действия косвенно привели к нарушению компанией законодательства.

Противоправность поведения. У каждого работника, в соответствии с ч. 2 ст. 21 ТК РФ, есть несколько обязанностей перед работодателем, одна из них — соблюдать требования по охране и безопасности труда. Поэтому, если поведение любого работника привело к нарушению безопасности труда и к ущербу работодателю, этот работник понесет материальную ответственность.

Причинная связь между поведением работника и причиненным работодателю ущербом. Если ущерб причинен не работником, а, допустим, его подчиненным, причинная связь между поведением начальника и ущербом есть.

Например, это подтвердил Свердловский областной суд. Истец отвечал за охрану труда в организации и за безопасность погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с должностной инструкцией.

Он поручил другому работнику такие работы, но не проконтролировал их. Во время работ из-за нарушения техники безопасности сломался кран.

Суд установил связь между поведением ответственного лица и поломкой крана и, соответственно, ущербом имуществу работодателя.

Вина работника в причинении ущерба. Вина включает в себя прямой и косвенный умысел, легкомыслие и небрежность. Прямой умысел — это когда работник точно знал, что хотел сделать, и сделал это.

А если он не знал точно, к чему приведет его поведение, но предполагал что-то негативное, — это косвенный умысел. Легкомыслие работника — когда он подозревает, что его действия приведут к чему-то плохому, но надеется, что этого не случится, хотя оснований для такой надежды нет.

А небрежно работник себя ведет, когда не предвидит никакого негатива, хотя должен.

Отдельно кодекс охраняет труд водителей.

Однако в приказе, должностной инструкции или трудовом договоре со специалистом по охране труда работодатель может обязать его, например, не допускать к работе лиц, которые не прошли обучение.

Или обязать назначать дисциплинарные взыскания за нарушения требований охраны труда. В таком случае специалист по охране труда может быть признан должностным лицом — тогда его можно привлечь к административной ответственности.

Суды подтверждают обе точки зрения.

Уголовная. Если работник нарушил инструкцию по охране труда предприятия, к уголовной ответственности его привлечь нельзя. Но если последствия нарушения значительные, например тяжкий вред здоровью, а работник — ответственный за соблюдение правил охраны труда в компании, его могут привлечь к уголовной ответственности.

Для работника. Работника за нарушение правил охраны труда могут привлечь к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности, в редких случаях — к административной, если его можно признать должностным лицом.

Суды относят к тяжким последствиям разные события. Например, когда работник посетил чужой цех на заводе и оставил свой участок производства без присмотра. Или когда имел место групповой несчастный случай со смертельным исходом.

Но работник несет полную материальную ответственность, то есть возмещает ущерб в полном объеме вне зависимости от размера заработка, если:

  1. Полная материальная ответственность предусмотрена законом, например ответственность руководителя.
  2. Работник причинил ущерб умышленно.
  3. Работник причинил ущерб в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
  4. Работник причинил ущерб в результате административного правонарушения или преступления, и это установлено приговором суда либо актом органа власти.
  5. Ущерб причинен не во время исполнения трудовых обязанностей.

В этих случаях работодатель вправе взыскать и не весь ущерб, но на это не стоит рассчитывать.

В качестве дополнительного наказания могут лишить права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, например должность специалиста по охране труда, на срок до 3 лет. Но суд не обязан назначать дополнительное наказание — все зависит от обстоятельств преступления.

Для работодателя. Работодателю грозят два вида ответственности: в большинстве случаев — административная и иногда — материальная.

Материальная ответственность работодателя заключается в возмещении ущерба работникам из-за того, что он некачественно или недостаточно охранял их труд.

При повторном нарушении должностных лиц могут оштрафовать и на 40 тысяч рублей, а компанию — на 200 тысяч. Плюс к штрафу суд может назначить дополнительные наказания:

  1. дисквалификацию от 1 года до 3 лет — для должностных лиц;
  2. приостановление деятельности до 90 суток — для организаций.

Когда наступает. Главная статья, по которой нарушителей требований охраны труда привлекают к уголовной ответственности, — ст. 143 УК РФ. Уголовное наказание грозит, если по неосторожности были причинены:

  1. тяжкий вред здоровью;
  2. смерть одного человека;
  3. смерть двух и более лиц.

Для определения тяжести вреда здоровью человека правительство РФ разработало специальные правила. Вот признаки, которые могут быть связаны с нарушением требований охраны труда:

  1. Опасность для жизни.
  2. Потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа или утрата его функций.
  3. Прерывание беременности.
  4. Психическое расстройство.
  5. Неизгладимое обезображивание лица.
  6. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть.
  7. Полная утрата профессиональной трудоспособности.

Помимо общих нарушений требований охраны труда, уголовный кодекс отдельно описывает особые нарушения:

  1. Правил безопасности при проведении строительных и иных работ — ст. 216 УК РФ.
  2. Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов — ст. 217 УК РФ.
  3. Правил безопасности объектов топливно-энергетического комплекса — ст. 217.1 УК РФ.
  4. Правил пожарной безопасности — ст. 219 УК РФ.

Для квалификации нарушений по всем этим статьям, кроме последней, имеет значение не только вред здоровью пострадавшего, но и ущерб предприятию.

Это могут быть:

  1. Руководители организаций, их заместители.
  2. Руководители филиалов и представительств.
  3. Специалисты по охране труда.
  4. Представители организаций, которые специализируются на оказании услуг по охране труда.
  5. Лица, которые по гражданско-правовому договору обеспечивают охрану труда в организации.
  6. Любые другие лица с описанными функциями.

Поведение потерпевшего играет роль при привлечении к уголовной ответственности. Если потерпевший пострадал и из-за собственной небрежности, и из-за действия или бездействия ответственного за охрану труда в организации, суд может учесть это при назначении наказания.

Когда могут освободить от уголовной ответственности.

Нарушение требований охраны труда — это преступление небольшой или средней тяжести в зависимости от того, остался ли в живых потерпевший.

Поэтому нарушителю доступно сразу несколько способов освободиться от уголовной ответственности. Все они, кроме истечения сроков давности, действуют только для тех, кто совершил преступление впервые.

Нарушение правил охраны труда оформляется разными способами в зависимости от того, кто его обнаружил.

Работодатель. Если нарушение обнаружил работодатель и решил привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности, он должен составить акт о нарушении трудовой дисциплины.

Дисциплинарное или материальное. Мы уже подробно об этом писали, поэтому вспомним основные правила.

В инспекцию имеет смысл обращаться, только если работодатель неправильно оформил наложение взыскания. Если работник не согласен по сути, придется идти в суд или КТС, если она создана в организации.

При этом если сотрудника уволили за нарушение правил охраны труда и он хочет восстановиться на работе, поможет только суд.

Если сотрудник считает, что он не нарушал правила охраны труда, он может обратиться в КТС.

От этого зависит и порядок обжалования. Если к ответственности привлек орган, то обжаловать акт можно в вышестоящий орган или в районный суд. Если привлек суд — то только в вышестоящий суд. О том, как обжаловать решения судов, Т—Ж уже подробно писал.

  1. Требования охраны труда определяют, какие условия труда можно назвать безопасными и пригодными для работы. Они устанавливают правила, которыми должны руководствоваться работодатели, чтобы сохранить жизнь и здоровье работников.
  2. Работодатель обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, если в организации больше 50 работников и организация ведет производственную деятельность.
  3. Если сотрудников меньше 50, индивидуальный предприниматель может сам исполнять функции специалиста по охране труда. Работодатель также может заключить договор со специализированной организацией по охране труда или назначить ответственного за охрану труда.
  4. Если руководитель никому не поручил выполнять функцию по охране труда, в штате нет отдельного специалиста и нет договора со специализированной организацией, ответственное лицо — сам руководитель фирмы.
  5. За нарушение требований охраны труда могут привлечь к ответственности как работодателя, так и руководителя организации, а также ответственного сотрудника или любого другого работника.
  6. К дисциплинарной ответственности привлекают работников. По общему правилу мер дисциплинарной ответственности всего три: замечание, выговор и увольнение.
  7. Нести материальную ответственность за нарушения требований охраны труда может и работник, и работодатель. Это обязанность одной стороны трудового договора возместить другой причиненный ущерб.
  8. Привлечь к административной ответственности можно либо организацию или ИП, либо должностное лицо. Административные штрафы за нарушение в отношении одного работника достигают 30 тысяч рублей для должностных лиц, 150 тысяч — для организаций. Но если работников много, штрафы назначат за каждого, и тогда их максимальная сумма не ограничена.
  9. К уголовной ответственности привлекаются те, кто обязан по закону, должностной инструкции, трудовому или иному договору обеспечить соблюдение требований охраны труда в организации. Санкции: штраф до 400 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев, обязательные работы от 180 до 240 часов, исправительные работы до 2 лет, принудительные работы до 5 лет или лишение свободы до 5 лет.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector