Что именно будет контролировать ФНС при проверках в области ККТ?

Будьте готовы к проверке ФНС. Мы расскажем, на что смотрят налоговики при проверке онлайн-касс и как избежать штрафов. Расскажем больше о правах и обязанностях сотрудников налоговой службы

Хоть владельцы онлайн-кассы освобождены от ежегодной проверки в ФНС, сотрудники налоговой службы могут инициировать выездную проверку, чтобы удостовериться в наличии оборудования и правильности его использования. Мы расскажем, каким образом ФНС проверяет кассу в 2020 году и как подготовиться к этой проверке.

Чек-лист: что проверяет налоговая?

Налоговики инициируют плановые и внеплановые проверки кассовых операций. На внеплановую проверку можно попасть при совершении подозрительных действий или жалобе клиента (например, если кассир забыл выдать кому-то чек). При проверке сотрудники федеральной налоговой службы обращают внимание на:

  • корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов;
  • корректность работы с оператором фискальных данных;
  • соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ;
  • правильность ведения учета по кассовым операциям (бухгалтерию).

В процессе сотрудники налоговой службы могут подключать кассу, рассматривать договор с ОФД, подсылать тайных покупателей и т. д. Если в ходе такой инспекции были выявлены нарушения, налоговая вправе инициировать комплексную проверку документов с инвентаризацией. Она может длиться от 2 месяцев до полугода.

Требования ФНС к онлайн-кассе

Налоговая требует, чтобы онлайн-кассы были зарегистрированы в ФНС, имели нанесенный на корпус заводской номер, часы и устройство для печати фискальных документов. Это устройство обязательно должно быть встроенным в корпус, если только расчеты не производятся по интернету.

Обратите внимание! Касса не обязана иметь встроенный принтер чеков еще и в том случае, если вы продаете транспортные услуги или торгуете с помощью автомата с отсутствующей функцией печати чека (например, кофейные автоматы).

Кроме того, касса должна иметь встроенный фискальный накопитель (зарегистрированный в реестре фискальных накопителей), передавать в него данные и 1 раз в сутки отправлять их оператору.

Не забудьте, что ФНС выдвигает специфические требования к кассам, если вы занимаетесь реализацией подакцизной продукции — алкогольсодержащими напитками, сигаретами, топливом, машинным маслом и т. д. Полный список требований к онлайн-кассе можно изучить, ознакомившись со статьей 4.3 закона 54-ФЗ.

Что именно будет контролировать ФНС при проверках в области ККТ? Эвотор 5i Устройство работает без необходимости подзарядки до 12 часов, оно простое в использовании и легко помещается в ладони. Чтобы принять оплату по карте, имеется встроенный модуль эквайринга. Эвотор 5i станет отличным помощником для тех, кому важны компактность и автономность устройства, например для торговли в павильонах, такси, курьерской доставки, выездной торговли и т. д. Bluetooth / GSM / USB / Wi-fi / слот для SIM (опция) Подробнее

Проверка кассовых чеков производится на основании требований к реквизитам, что регламентируются статьей 4.7 закона 54-ФЗ. На чеке должны числиться:

  • название документа — «кассовый чек» или «бланк строгой отчетности»;
  • номер чека и номер смены;
  • номер чека за действующую смену;
  • номер, под которым зарегистрирована ваша касса;
  • номер ФН;
  • дата, время, место расчета (при интернет-покупках указывается адрес сайта компании);
  • полное название компании и ИНН;
  • Ф. И. О. кассира (если покупка не была осуществлена в интернете или с помощью кассы самообслуживания);
  • название системы налогообложения, на которой функционирует бизнес;
  • название, код и цены товаров в рублях;
  • тип транзакции — «получение средств от покупателя», «возврат средств» и т. д.;
  • способ оплаты (наличный/безналичный расчет);
  • QR-код.

Если вы индивидуальный предприниматель на патенте, УСН, ЕСВД, можно повременить с печатью наименования товара на фискальном чеке. Эти ИП получили отсрочку вплоть до 1 февраля 2021 года. Остальные компании (ОАО, ООО, ЗАО и т. д.) обязаны печатать чек с названием товара с момента установки онлайн-кассы.

Обратите внимание! Вы можете дополнить чек другими реквизитами, если того требует сфера вашего бизнеса. Главное, чтобы все вышеперечисленные пункты были на месте во время проверки кассового аппарата налоговиком. Они должны быть четкими и хорошо читаться даже спустя 6 месяцев с момента печати.

Права и обязанности сотрудника налоговой службы при инспекции

Помните о том, что налоговый сотрудник обязан предоставить постановление о кассовой проверке директору организации, и оно должно содержать список задаваемых вопросов. В полномочия инспекторов входят:

  • детальное изучение кассы и фискального накопителя;
  • требование объяснения проблем, связанных с работой ККТ;
  • запрос и изучение документов, связанных с кассовым аппаратом;
  • запрос договора с ОФД;
  • привлечение к ответственности как руководителя, так и сотрудников предприятия.

Если вы будете препятствовать тому, что входит в полномочия налоговиков, они вправе привлечь правоохранительные органы. Руководитель имеет право лично присутствовать при проведении проверки кассовой дисциплины. Вы можете не согласиться с итогами экспертизы и обжаловать решение налоговиков в суде.

Что именно будет контролировать ФНС при проверках в области ККТ? АТОЛ 91Ф Это мощный функционал в компактном размере, возможность автономной работы за счет встроенных аккумуляторов, возможность подключения сканера штрих кода и весов — все это делает кассовый аппарат АТОЛ 91Ф очень выгодным приобретением. Подробнее

Самые большие санкции налоговая дает за полное игнорирование закона. Индивидуальные предприниматели, которые все еще не перешли на онлайн-кассы, получат штраф в размере от 25 до 50 % всей прибыли, полученной без ее использования (но не менее 10 000 рублей).

Приведем пример. За время отсутствия онлайн-кассы вы заработали 15 000 рублей. Налоговая должна была бы выписать штраф на сумму 3750 рублей (25 % от прибыли), но выпишет на 10 000, так как это минимальный размер штрафа за эту провинность.

Санкции за нарушение тех же правил ООО выше. Вы получите штраф в размере 75-100 % чистой прибыли, но не менее 30 000 рублей. При повторном нарушении этого закона директор лишается права занимать должность в течение 1-2 лет, а бизнес приостанавливает деятельность на 90 дней.

Если же вы используете онлайн-кассу, но в процессе проверки кассы были выявлены нарушения, ИП получают штраф в размере от 1500 до 3000 рублей. ООО за ту же провинность платят от 5000 до 10 000 рублей.

Обратите внимание! В зависимости от серьезности нарушения инспектор налоговой может выписать вам обычное предупреждение и дать время на решение проблемы.

Как застраховаться от санкций со стороны налоговой

Чтобы свести риски от проверок ФНС к минимуму, воспользуйтесь этими советами:

  • распечатайте чек и проверьте наличие всех необходимых реквизитов по пунктам;
  • отошлите тайного покупателя, чтобы заранее проконтролировать кассира;
  • проведите разъяснительную работу с кассиром (при выявлении нарушений налоговый сотрудник попросит его дать письменные пояснения относительно сложившейся ситуации);
  • подготовьтесь к проверке кассовых документов — храните их в доступности;
  • подайте в налоговую уточняющие данные, если расположение кассы не совпадает с ранее заявленным;
  • Проверьте онлайн-кассу на соответствие нормам 54-ФЗ.

Если онлайн-касса покупалась в интернет-магазине «ККТ Астрал», вы можете быть уверены в соответствии оборудования нормам 54-ФЗ.

«Калуга Астрал» — это аккредитованный оператор фискальных данных, который не только предлагает ККТ от проверенных производителей, но и осуществляет бесплатные консультации.

Вы можете перейти в каталог готовых решений, где размещены предложения для специфических типов бизнеса (например, фармацевтических компаний или курьеров). Там же вы найдете лучшие предложения для ИП и ООО.

Если все же не смогли определиться, свяжитесь с менеджером по телефону или заполните заявку онлайн. Сотрудник подскажет лучшее решение.

Что и как проверяет налоговая по поводу онлайн-касс? — Оператор фискальных данных Первый ОФД

Инспекторы проверяют: корректность применения ККТ, соблюдение закона 54-ФЗ и требований оприходования выручки.

Контролировать исполнение норм закона о применении онлайн-касс налоговая может с помощью:

  • анализа расчетов через автоматизированную систему ФНС. Она же позволяет анализировать приходящие фискальные данные;
  • удаленной проверки работы ККТ, полноты учета выручки, проверки деятельности ОФД по месту нахождения налоговых органов и запроса пояснений, справок, сведений и документов;
  • наблюдения за применением ККТ при продаже товаров, услуг, работ покупателям с привлечением свидетелей;
  • контрольной закупки, для проверки оформления и выдачи кассовых чеков и иных документов, которые подтверждают оплату. Закупку проводят инспекторы. Они покупают товар, приобретают услугу или работу, совершают платеж наличными и электронными деньгами.
Читайте также:  Когда выдавать чеки ККТ пассажирам при ночных рейсах

5 этапов проверки

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями регистрации и применения проходит 5 этапов.

  1. Проверка выдачи чеков и БСО, а также квитанции, электронного чека и любого другого документа по требованию покупателя, который подтверждает оплату.
  2. Предъявление организации или ИП поручения на исполнение проверки за соблюдением требований к ККТ.
  3. Анализ необходимых для проверки документов инспекторами.
  4. Проверка соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения.
  5. Оформление результатов проверки.

При проверке онлайн-касс инспекторы смотрят на выдачу клиентам фискальных документов, наличие обязательных реквизитов.

Они обращают внимание на соблюдение правил передачи данных в ФНС, на соответствие кассового оборудования техническим требованиям и закону.

Инспекция может вести удаленный контроль, анализируя сведения из ОФД. Таким образом можно найти подозрительные факты и нарушения и направить проверку.

Проверка на объекте

При посещении предприятия инспекторы должны предъявить решение о проверке, подписанное первым руководителем. Решение должно содержать полный перечень вопросов, которые подлежат проверке.

Полномочия налоговых инспекторов:

  1. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к ККТ, хранимым использованным лентам, накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в ККТ.
  2. Инспекторы имеют беспрепятственный доступ к автоматизированным системам, формирующим БСО и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам.
  3. Инспекторы для проверки могут запрашивать документацию от проверяемого объекта, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ, ходом регистрации ККТ, информации о платежах и ее хранением.
  4. Инспекторы должны получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки.
  5. Инспекторы имеют право проводить проверки выдачи кассовых чеков, БСО, выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар работу или услугу.
  6. Инспекторы имеют право получать информацию о сформированных автоматизированными системами БСО, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах).
  7. Инспекторы могут взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации и привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.
  8. Инспекторы обязаны соблюдать положения, изложенные в Приказе Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н.

Сотрудники проверяемого предприятия не имеют права препятствовать налоговикам в выполнении законных полномочий. Лучшее поведение в таких ситуациях – сразу исправлять выявленные недочеты.

Полномочия предпринимателей

  1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам инспекторов.
  2. Получать от инспекторов информацию, предоставление которой предусмотрено регламентом N 132н.

  3. Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки об ознакомлении с ними.
  4. Соглашаться или не соглашаться с результатами проверки и действиями или бездействием инспекторов.

  5. Обжаловать действия или бездействие инспекторов при проведении проверки, в досудебном или судебном порядке.

При нарушении прав, не стоит бояться отстаивать их, если на то есть основания. Мешать действиям инспекторов тоже не стоит.

С жалобой можно обратиться в ФНС через сайт. Предприниматель получит ответ по обращению. Обжаловать выводы проверки можно в течение 10 дней в суде.

В конце проверки инспекторы составляют два экземпляра актов. Один из них остается у предпринимателя. Любое исправление в акте должно быть заверено подписью и печатью. Там же указываются нарушения и штрафы.

Если штрафы наложены справедливо, то следует их оплатить и в минимальные сроки исправить все выявленные недочеты. Через несколько недель инспекторы могут прийти с проверкой снова, чтобы убедиться в исправлении описанных в акте замечаний.

назад к Новостям

Оперативные проверки (контроль) ККТ по НК РФ с 2021 года: проект изменений

Также смотрите:

Что такое оперативный налоговый контроль

По мнению чиновников Минфина, существующая на 2020 год система налоговых проверок несовершенна.

Основное несовершенство – в отсутствии достаточной оперативности при реализации контрольных мероприятий: ведь камеральные и выездные налоговые проверки проводят только после завершения налогового (отчетного) периода. После того, как налогоплательщик представил свою версию событий в сданной декларации или расчете.

При этом чиновники считают, что отдельные сферы контроля можно сделать гораздо более оперативными и эффективными. В частности, это относится к проверкам фиксации расчётов и полноты учета выручки.

В результате, в Минфине решили помочь налоговикам с повышением скорости и эффективности проверок и разработали законопроект, который вводит в НК РФ новое понятие – «оперативный контроль».

Предполагается, что оперативный контроль будет выражаться во внезапных проверках фиксации расчетов и полноты учета выручки.

Уполномоченные на проведение оперативных проверок налоговики будут вправе проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемого лица.

Также инспекторы смогут вести наблюдение для проверки соблюдения проверяемым лицом обязанности фиксации расчетов. Под наблюдением понимается «визуальное восприятие сотрудником налогового органа действий проверяемого лица за фиксацией расчетов».

Что изменится в НК РФ

Чтобы оперативные действия налоговиков не выбивались за рамки основного рабочего документа – Налогового кодекса РФ – в Минфине разработали комплекс поправок, которые следует внести в Кодекс.

Если этот законопроект пройдет, то в НК РФ появится новый раздел или глава, посвященные оперативному контролю в части кассовых проверок.

Поскольку в указанном разделе речь идет в первую очередь о “фиксации расчетов” (кстати, это тоже новый термин из законопроекта), а такая фиксация чаще всего происходит посредством использования ККТ, для верности в Минфине решили переписать туда же в НК  все основные аспекты Закона о применении ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

  • Например, в версии Минфина именно в НК РФ должно быть установлено, что организации и ИП обязаны фиксировать расчеты и выдавать (направлять) покупателю (клиенту, заказчику) кассовый или расчетный чек.
  • Одновременно в новом разделе НК РФ определяют случаи, когда организации и ИП вправе не фиксировать расчеты (не применять контрольно-кассовую технику).
  • Также новый раздел НК в редакции финансового ведомства будет регулировать:
  • правила регистрации ККТ;
  • состав реквизитов кассового и расчетных чеков;
  • требования к кассовой технике, фискальным накопителям, фискальным документам и операторам фискальных данных.

И главное: штрафные санкции за нарушения в фиксации расчетов тоже будет устанавливать НК РФ.

По замыслу Минфина, новая редакция НК РФ с этими изменениями должна вступить в силу уже с 01.01.2021.

Оперативный налоговый контроль за применением ККТ

Одной из обязанностей налоговых инспекторов является проверка ККТ — начиная с порядка регистрации кассы и заканчивая выдачей чека покупателю. Но регламент проведения таких проверок пока четко не урегулирован. В связи с этим в НК РФ планируется внести поправки, устанавливающие новый вид налогового контроля — оперативный. Разберем, что он из себя представдяет и для чего вводится.

В чем заключается налоговый контроль ккт

В настоящий момент НК РФ предусматривает только 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. В скором времени возможно появится новый вид проверок — оперативные. Затрагивать они будут только контрольно-кассовую технику.

Проверки ККТ существуют и сейчас, но регулируются они не НК РФ, а Административным регламентом, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н.

Однако в этом документе не прописываются четко полномочия проверяющих, перечень контрольных действий, порядок привлечения к ответственности, штрафные санкции и т. д.

Законодатели решили устранить этот пробел и подготовили законопроект о внесении поправок в НК РФ.

Кроме этого, в НК РФ планируется включить:

  • Санкции за нарушения обязанности по фиксации расчетов.

Сейчас ответственность за нарушения в сфере применения ККТ прописана в ст. 14.5 КоАП РФ.

  • Полезная информация от КонсультантПлюс
  • Для тех, кто не фиксирует расчеты, предусмотрены ограничительные меры:
  • – приостановление операций по счетам в банке;
  • – ограничение доступа к информационным системам и программам (в отношении тех, кто ведет деятельность через интернет). Контролеры смогут блокировать, например, сайты в интернете, мобильные приложения, соцсети, блоги;
  • – приостановка деятельности (в отношении тех, кто работает через стационарные торговые объекты). Читать далее…

Подробнее о новых поправках в НК РФ и о санкциях за нарушение порядка применения ККТ можно узнать в этой статье.

  • Положения об оперативном контроле и его формах.
Читайте также:  Роструд о том, когда считать работника опоздавшим

То есть теперь порядок и особенности проведения проверок ККТ будут официально закреплены в НК РФ.

Рассмотрим подробнее, что из себя представляет оперативный налоговый контроль.

Оперативный контроль ККТ

Оперативному контролю в новой редакции НК РФ отведен целый раздел — V3.

Первые его несколько глав будут содержать положения, перенесенные из Закона № 54-ФЗ, а именно:

  • основные понятия и определения из Закона № 54-ФЗ;
  • перечень тех, кто вправе не применять ККТ;
  • особенности формирования и состав реквизитов кассового и расчетного чеков;
  • требования к ККТ и порядок ее регистрации и перерегистрации;
  • требования к фискальным накопителям, фискальным документам, операторам фискальных данных.

Само же понятие оперативного контроля, его формы и особенности проведения проверок будут изложены в главе 1410 «Общие положения об оперативном контроле. Оперативная проверка. Мероприятия налогового контроля, связанные с исполнением обязанности по фиксации расчетов».

Оперативный контроль — деятельность налоговых органов за соблюдением организациями и ИП обязанности по фиксации расчетов и учету полноты выручки.

Термин «фиксация расчетов» тоже новый, он пришел на смену понятию ««применение контрольно-кассовой техники». Под фиксацией расчетов понимаются действия организации и ИП по формированию чека через ККТ или информационный ресурс на сайте ФНС (о котором пока ничего не известно).

Новая редакция НК РФ называет 2 формы оперативного контроля:

  • оперативная проверка;
  • мониторинг.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных выше форм.

Оперативная налоговая проверка

Какую цель преследует проверка Проверка полноты фиксации расчетов и учета выручки
Что может послужить основанием для назначения проверки
  • неисполнение предписания ИФНС об устранении нарушений в сфере применения ККТ;
  • обращение граждан, организаций и ИП;
  • иные основания, установленные НК РФ
На основании какого документа проводится проверка На основании решения руководителя ИФНС, содержащего:

  • полное и сокращенное наименование организации или ФИО ИП;
  • предмет проверки (проверка правильности фиксации расчетов и (или) полнота учета выручки);
  • проверяемый период;
  • должности и ФИО сотрудников ИФНС, проводящих проверку.
Где проводится проверка По месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) или по месту жительства ИП
Максимальный период времени, который может затронуть проверка 3 года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки
Периодичность и число проверок Не ограничено. Налоговики могут проверять один и тот же период несколько раз:

  • при жалобе граждан или организаций;
  • по результатам проведенного мониторинга
Максимальный срок проверки 20 дней
Возможность продления срока проверки Да. Максимум на 20 дней
Возможность приостановления срока проверки
Итого общий срок проверки 40 или 60 дней. Из текста законопроекта пока непонятно, включается ли в срок продления (до 40 дней) время приостановки проверки. Возможно, в дальнейшем эту неточность устранят
Основания для приостановления проверки
  • истребование документов;
  • отсутствие проверяемой организации по месту нахождения (месту жительства ИП)
Основные мероприятия, проводимые в ходе проверки
  • контрольная закупка;
  • наблюдение;
  • фото- и киносъемка;
  • видеозапись и аудио фиксация;
  • опрос свидетелей;
  • доступ в помещение организации или ИП;
  • осмотр;
  • истребование документов;
  • выемка документов и предметов;
  • экспертиза;
  • привлечение эксперта, переводчика, понятых
Что такое контрольная закупка Создание проверяющими ситуации для проведения расчета. Простыми словами: сотрудник ИФНС купит товар (закажет услугу) и посмотрит, выдадут ли ему чек или нет. Предупреждать о проведении закупки, конечно, не будут. Решение о проведении проверки сотруднику организации или ИП предъявят уже после расчета. По окончании закупки деньги проверяющим потребуется вернуть даже если оплата прошла по безналу
Что подразумевается под наблюдением Визуальное восприятие сотрудником ИФНС действий организации или ИП по фиксации расчетов. То есть проверяющий со стороны будет наблюдать за сотрудником организации или ИП, а именно следить за тем, выдает он чек покупателям или нет
Какими документами оформляется завершение проверки По окончании проверки проверяющими будет составлен акт, в котором они укажут:

  • дату подписания акта;
  • наименование проверяемой организации или ИП, ИНН и КПП;
  • адрес места нахождения организации или места жительства ИП;
  • ФИО, должности должностных лиц, проводивших проверку;
  • реквизиты решения руководителя ИФНС, на основании которого назначалась проверка;
  • перечень полученных в ходе проверки документов;
  • перечень проведенных мероприятий;
  • даты начала и окончания проверки;
  • выявленные нарушения или указание на их отсутствие

Мониторинг ККТ

Мониторинг ККТ представляет собой сбор, обобщение, систематизацию и оценку информации о применении организацией (ИП) ККТ, поступающую в ИФНС из разных источников.

Если в ходе мониторинга проверяющие выявят несоответствия между данными, содержащимися в ИФНС и поступившими из других источников, они направят организации или ИП требование о представлении пояснений. Дать объяснения или исправить ошибку нужно в 5-дневный срок. Если это сделано не будет, в отношении компании или предпринимателя инициируют оперативную проверку.

Подводим итоги

  • Закон № 54-ФЗ планируется отменить, а основные его положения перенести в НК РФ.
  • Проверки ККТ будут регулироваться НК РФ и получат официальное название — оперативные.
  • Кроме оперативных проверок налоговые органы будут проводить мониторинг информации о ККТ, поступающей в ИФНС.
  • Проверяющие получат широкий перечень полномочий на проведение контрольных мероприятий в ходе проверки.

24 Ноября 2016Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Н. В. Александрова эксперт журнала «Налоговая проверка»

Налоговые органы осуществляют свои полномочия по контролю за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 22.05.

2003 № 54‑ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54‑ФЗ), Законом РФ от 21.03.

1991 № 943‑1 «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Закон № 943‑1), а также Положением о Федеральной налоговой службе[1]. При этом порядок их действий прописан в административных регламентах, утвержденных приказами Минфина России от 17.10.2011 № 132н, 133н (далее – Административный регламент № 132н, 133н).

Налоговики могут проконтролировать применение ККТ одновременно с проведением выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 05.07.2013 № 03‑02‑08/26094).

С 15.07.2016 Федеральным законом от 03.07.2016 № 290‑ФЗ изменены большинство положений Федерального закона № 54‑ФЗ и Закона № 943‑1.

Какими новыми правами и обязанностями наделены в связи с этим налоговики при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ? Изменилась ли административная ответственность пользователя ККТ? Что необходимо учесть организациям при проведении в отношении них соответствующих проверок?

Новшества законодательства о ККТ

С 15.07.

2016 Федеральным законом № 54‑ФЗ, в частности, установлены:

  • – передача информации о расчетах в ФНС через оператора фискальных данных[2] (далее – ОФД);
  • – возможность осуществления регистрационных действий с ККТ через личный кабинет на сайте ФНС;
  • – изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности (далее – БСО) исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя (БСО приравнен к кассовому чеку);
  • – обязанность применения ККТ при оказании услуг, а также плательщиками, осуществляющими «вмененную» и «патентную» деятельность;
  • – применение фискального накопителя;
  • – новые формы контрольных мероприятий.

Таким образом, законодатели стремятся к созданию современной прозрачной автоматизированной системы полного учета выручки и контроля за применением ККТ (письма Минфина России от 01.09.2016 № 03‑01‑12/ВН-38831, от 14.09.2016 № 03‑01‑15/53640).

Переход на новый порядок работы

Столь масштабные изменения требуют времени. Для этого Федеральным законом № 290‑ФЗ организован плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ:

– с 15.07.2016 предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок;

– с 01.02.2017 регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку;

Фнс конкретизировала, какие нормы будет проверять в рамках контроля в сфере ккт – акг «деловой профиль»

В новом списке указано 27 проверяемых норм. В том числе в нем появились приказы ФНС и определенные статьи закона 54-ФЗ (в прежнем списке приказов не было, а закон был указан весь).

ФНС изложила в новой редакции перечень норм, соблюдение которых проверяется в рамках контроля в сфере ККТ. В предыдущий раз этот перечень обновлялся в 2017 году.

Теперь список выглядит совсем иначе – в таблицу собраны нормы, по каждой заполнены графы о субъектах, которые должны ее соблюдать (физлица, ИП, юрлица, иные категории лиц – видимо, речь идет о должностных лицах), виды деятельности, нормы КоАП, в которых установлен штраф за несоблюдение именно этой нормы.

Например, статья 4 закона 54-ФЗ (устанавливающая требования к ККТ) обязательна для юрлиц и ИП, а ее несоблюдение штрафуется по части 4 статьи 14.5 КоАП.

Состав этого нарушения такой: применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо с нарушением порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.

Читайте также:  С 2022 года компании из IT-сферы смогут использовать новые льготы

Наказание положено в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц 1,5-3 тысячи рублей; на юрлиц – предупреждение или штраф 5-10 тысяч рублей.

В этот раз список не разбит на две части, как раньше (федзаконы и подзаконные акты). Из тех норм, что относятся к закону 54-ФЗ, проверяемыми являются 13.

Правда, многие из них очень общие (например, статьи 1.2 и 2 закона – сфера и правила применения ККТ и особенности применения ККТ).

Но и это более конкретно, чем в предыдущем списке – тогда был указан просто весь 54-ФЗ, без отсылок на его статьи.

Кроме того, выделено 5 норм закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», которые налоговики также будут контролировать в рамках проверок ККТ. Закон о национальной платежной системе внесен в список, как и раньше, полностью, без указания статей.

Среди подзаконных актов в старом списке было только одно постановление кабмина (положение о наличных расчетах), а внесение туда приказов даже и не предполагалось.

Теперь же в списке есть ряд приказов ФНС, относящихся к сфере действия ККТ. Например – которым установлены перечни допреквизитов фискальных документов и их форматы.

Кстати, за его несоблюдение грозит все та же часть 4 статьи 14.5 КоАП.

Всего ФНС отнесла к проверяемым 27 норм (приказ от 5 марта 2021 г. № ЕД-7-20/174@).

Источник: Audit-it.ru

Как проводится проверка применения контрольно-кассовой техники

  • требования к ККТ;
  • порядок регистрации ККТ;
  • порядок применения ККТ.

Проверка применения контрольно-кассовой техники

Об этом – в пункте 1 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 № 943-1, пункте 1 статьи 7 и статье 9 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

ККТ с функцией передачи фискальных данных в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно. Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Важно: регламент, утвержденный приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 132н, планируют отменить. Вместо него разработают новый порядок контроля ККТ в соответствии с положениями Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ в новой редакции.

Налоговые инспекции в рамках проверки кассовых операций вправе взаимодействовать не только с МВД России, но и с ФСБ России (п. 5 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ).

Что проверяет инспектор

В рамках проверки правильности применения ККТ инспекторы применяют следующие административные процедуры:

  • проводят мониторинг расчетов с применением ККТ;
  • наблюдают за применением ККТ;
  • проверяют полноту учета выручки, правильность учета наличных денежных средств;
  • проверяют деятельность операторов фискальных данных;
  • проверяют оформление и выдачу кассовых чеков и БСО. Факт выдачи (невыдачи) покупателям кассовых чеков инспекторы проверяют на основании жалоб покупателей. Кроме того, налоговые инспекторы могут проводить контрольные закупки;
  • запрашивают пояснения и справки, в том числе через кабинет ККТ. Дата получения запроса через кабинет ККТ – день его размещения;
  • получают доступ к данным в базе оператора фискальных данных и доступ к ККТ. Инспекция вправе считывать информацию с фискального накопителя. Его данные сверят с информацией оператора фискальных данных. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.

Об этом – в пункте 2 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ.

Количество проверок

Ситуация: могут ли налоговые инспекции проводить проверки правильности применения ККТ в отношении одной организации (предпринимателя) несколько раз в год?

Да, могут.

При планировании проверок полноты учета выручки налоговые инспекторы применяют риск-ориентированный подход. Для этого деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей относят к определенной категории риска. Критерии, по которым деятельность относят к определенной категории риска, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 № 197.

Если организация или предприниматель в высокой группе риска, то ИФНС может проводить проверки несколько раз в год. Такой вывод следует из пункта 58 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н. Правомерность этого вывода подтверждается письмом ФНС России от 12 сентября 2012 № АС-4-2/15195.

Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ и фискальные накопители включены в реестры

Реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ведет ФНС России (ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены статьей 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Актуальный реестр ККТ и реестр фискальных накопителей ФНС России размещает на сайте www.nalog.ru.

Оформление результатов проверки

Результаты проверки соблюдения требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения инспекторы оформят актом в двух экземплярах (п.

44, 46 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями сторон (п.

47 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Если проверяемая организация (предприниматель) уклоняется от подписания акта, акт направят по почте заказным письмом по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) (п. 50 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

В случае выявления нарушений инспекторы составляют протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ).

На основании протокола будет оформлено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ, п. 54 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Это постановление организация (предприниматель) может обжаловать в региональном налоговом управлении (УФНС России) или в арбитражном суде (п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, п.

11 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 № 2).

Срок и порядок обжалования должны быть указаны в самом постановлении по делу об административном правонарушении (п. 7 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Жалобу на постановление по делу об административном правонарушении можно подать в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Обжалование постановления о правонарушении

Если организация (предприниматель) не согласна с действиями (бездействием) инспекторов (не связанными с вынесенным постановлением об административном правонарушении), она вправе их обжаловать в досудебном порядке (п.

67 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). Организация (предприниматель) может обратиться в региональное налоговое управление (УФНС России) (п.

68 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Унифицированной формы жалобы законодательство не предусматривает, однако есть реквизиты, которые обязательно нужно указать:

  • наименование налогового ведомства, в которое направлена жалоба (либо фамилию, имя, отчество или должность соответствующего должностного лица);
  • наименование заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации жалобы;
  • суть жалобы;
  • подпись и дату.

При необходимости заявитель может приложить к жалобе документы (либо их копии) в подтверждение своих доводов.

Такой порядок предусмотрен пунктами 70 и 71 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н.

Срок подачи жалобы в УФНС России составляет три месяца с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации (п. 72 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н). В исключительных случаях этот срок могут продлить не более чем на 30 дней (п. 73 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 17 октября 2011 № 133н).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector