Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие

Выездные проверки наводят ужас абсолютно на всех налогоплательщиков. Однако о камеральных проверках, с которыми сталкиваются абсолютно все компании и предприниматели и гораздо чаще, большинство руководителей компаний и собственников бизнеса знают лишь понаслышке.

Между тем от того, насколько качественно компания подготовилась к проверке, зависит ее финансовое благополучие и отсутствие необходимости вести оправдательную переписку с ИФНС, давать пояснения на налоговых комиссиях и сдавать уточненные декларации после акта камеральной проверки.

В данной публикации мы расскажем все о камеральной налоговой проверке.

Общая информация о камеральной проверке

Вы сдали в инспекцию налоговую декларацию – все, камералка началась.

Камеральная проверка – что это?

Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и других документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются в распоряжении ИФНС.

Другими словами, камеральная проверка – это проверка налоговой отчетности компаний, ИП и физлиц. Камералка начинается сразу после того, как организация, предприниматель или физлицо представили в ИФНС налоговую декларацию.

Камеральная проверка ИП и компании проводится исключительно за тот налоговый период, который охватывает сданная декларация.

В отличие от выездной налоговой проверки, для «камералки» не требуется какого-либо решения руководителя ИФНС. Проверка начинается по факту сдачи налоговой декларации. Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику также не направляется.

Периодичность камеральных проверок зависит от частоты сдачи отчетности.

Важно!

Для каждого налога Налоговым кодексом установлены свои сроки сдачи отчетности. При задержке подачи декларации на камеральную проверку на 10 дней и более налоговая инспекция вправе заблокировать компании банковские счета. ИФНС снимет блокировку только на следующий день после предоставления налоговой отчетности.

  • «Блокировка счета: причины, последствия и руководство к действию»
  • Диаграмма 1
  • Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие
  • Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

Где проходит проверка

Камералка проводится по месту нахождения налогового органа, то есть непосредственно в инспекции. Такие проверки проводит отдел камеральных проверок в ИФНС.

Этапы камеральных проверок

Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие

Основные этапы камеральной проверки следующие:

  1. Проверка правильности исчисления налоговой базы. На этом этапе проводится анализ, который включает в себя:
    • проверку логической связи между отдельными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
    • проверку сопоставимости данных декларации с аналогичными показателями предыдущего периода;
    • взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
    • оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в ИФНС данным о финансово-хозяйственной деятельности компании.
  2. Проверка правильности арифметического подсчета данных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой.
  3. Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов.
  4. Проверка правильности примененных ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
  1. Диаграмма 2
  2. Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие
  3. Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

Как проходит камеральная проверка, правила и порядок

Регламент проведения камеральной проверки подробно прописан в статье 88 Налогового кодекса РФ.

Ход камеральной проверки можно коротко описать следующим образом.

  1. Налогоплательщик (компания или ИП) сдает декларацию.
  2. Данные сданного отчета регистрируются в автоматизированной информационной системе ИФНС.
  3. Показатели декларации проверяются по контрольным соотношениям – для каждого налога они свои.
  4. Показатели текущего периода анализируются в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.
  5. Показателей представленной декларации сравниваются с показателями в иной отчетности, в частности, с отчетами по другим налогам – с целью выявления явных расхождений.
  6. Если после вышеназванных действий налоговики не выявили ошибок. Противоречий или нарушений – у инспекции нет оснований для проведения углубленной камеральной проверки. На этом «камералка» успешно заканчивается.
  7. Если в декларации по тому или иному налогу выявлены противоречия, ошибки, нарушения – высылают требование о представлении документов либо пояснений, а уже потом, если из документов или пояснений не удается установить причину противоречий либо если подтверждены ошибки и нарушения, составляется акт камеральной налоговой проверки.

В отличие от выездных налоговых проверок, на камеральных проверках инспекторы ограничены в своих правах по истребованию документов и запросу пояснений.

Инспекторы вправе требовать документы и пояснения не на каждой камеральной проверке, а только в определенных случаях.

  1. Ошибки и противоречия в декларациях Инспекторы вправе запрашивать пояснения, если найдут ошибки или противоречия в отчетности. В случае выявления технической (счетной) ошибки либо явных несоответствий финансовых показателей в декларации налоговики потребуют предоставить пояснения либо корректировку (сдать уточненную налоговую декларацию). Зачастую расхождения вполне закономерны, но проверяющие все равно просят их пояснить. Например, при выявлении расхождения выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС, инспекторы просят его пояснить. Вместе с тем, расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются. В данном случае вправе требовать только пояснения. Представление каких-то дополнительных документов – по желанию компании.

    Диаграмма 3

    Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

  2. Подача уточненной декларации Если подается «уточненка», в которой увеличена сумма убытка либо уменьшен налог к уплате, – налоговики вправе требовать «первичку», счета-фактуры, регистры налогового учета и др.
  3. Льготы в налоговых декларациях Если компания воспользовалась какими-либо льготами, то налоговики вправе запросить документы и пояснения, подтверждающие данную льготу.
  4. Декларация по прибыли с убытком В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль ИФНС вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.
  5. Возмещение НДС В ходе камералки по НДС, где налог заявлен к возмещению из бюджета, как правило, документы запрашивают всегда, а не только когда есть противоречия и расхождения.

Требование о представлении документов на камеральной проверке по НДС

Важно!

Подробнее о ситуациях, когда на камеральной проверке ИФНС вправе затребовать пояснения, читайте в публикации нашего блога «Какие документы вправе затребовать инспекция на камералке».

Какие пояснения требуют инспекторы на камеральных проверках

Когда инспекторы просят поясненияЧто делать компании
Нестыковки Расхождение выручки в декларациях компании по налогу на прибыль и в декларации по НДС Расхождения между этими отчетами – это не ошибки или противоречия. Просто по некоторым операциям надо признать доход по налогу на прибыль, а НДС они не облагаются. Компания сама вправе решать, отвечать на запрос или отказать.
Не стыкуются данные в декларациях по НДС поставщика и покупателя. На требование ИФНС надо сдать пояснения или уточненную декларацию. Иначе инспекторы оштрафуют на 5 тыс. (а то и 20 тыс. рублей) по статье 129.1 Налогового кодекса.
Льготы Инспекторы запрашивают документы, если компания использует льготы. Например, по налогу на имущество. Тогда инспекторы требуют акты приема-передачи, накладные на покупку льготных основных средств. Представить документы или пояснения. Если ИФНС запросила документы – на ответ дается 10 рабочих дней. Если пояснения – представить их в ИФНС надо в течение 5 рабочих дней.
Динамика расходов У проверяющих возникнут вопросы, если расходы компании растут быстрее доходов. Инспекторы заподозрят компанию в завышении расходов и попросят предоставить расчет затрат на материалы по каждому товару. Делать такие расчеты компания не обязана, но если не выполнить просьбу ИФНС, директора /company/blog/vyzvali-na-nalogovuyu-komissiyu-5200/компании могут пригласить для дачи пояснений в налоговую. Подробнее о налоговых комиссиях читайте в публикации блога 1С-WiseAdvice «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?».

Итак, если во время камеральной проверки ИФНС находит в сданной декларации ошибки, расхождения либо несоответствие сведений, она сообщает об этом компании или ИП и присылает требование представить пояснения или внести исправления в налоговую декларацию (т.е. представить уточненную декларацию по тому или иному налогу).

Пояснения можно представить в письменном виде лично, по почте либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи.

Срок на дачу пояснений – 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений. На представление документов отводится 10 рабочих дней.

Важно!

С января 2017 г. представлять пояснения для камеральной проверки по НДС нужно будет только в электронном виде по ТКС по установленному ФНС формату.

Бумажные будут считаться несданными, а значит, наступит ответственность по ст. 129.1 НК РФ. Сумма штрафа – 5 тыс. руб. за первичный проступок и 20 тыс. – за повторный. Таковы положения п. 3 ст. 88 и п.

1 ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

В любом случае, если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, речь идет уже об углубленной камеральной проверке. Процедура такой проверки зависит от ее оснований.

  • Во время углубленной камеральной проверки налоговики изучают и оценивают представленные документы и пояснения, а также проводят дополнительные мероприятия налогового контроля.
  • Диаграмма 4
  • Данные из деклараций ФНС может сообщить, если налогоплательщик дал согласие
  • Источник: отчеты 2-НК на сайте ФНС России за 9 месяцев 2015–2017 годов

Какие контрольные мероприятия проводит ИФНС на камеральной проверке

Во время камеральной налоговой проверки инспекторы вправе проводить следующие мероприятия:

Мероприятие налогового контроля Ссылка на Налоговый кодекс
Вызов в ИФНС для дачи поясненийВ ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется уведомление о вызове для дачи пояснений. В нем подробно указывается цель вызова организации. Вызов может быть направлен по телекоммуникационным каналам связи. Статья 31
  1. Требование дачи пояснений
  2. В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС вправе потребовать пояснения от организации. Для этого в компанию направляется требование о даче необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений
п. 3 статьи 88
Истребование документов у проверяемой компанииЧтобы получить необходимые документы, инспекция должна направить в организацию требование. Запрашивать документы по телефону ИФНС не вправе. В требовании о представлении документов должно быть указано:

  • в соответствии с какой статьей ИФНС требует документы;
  • в какой срок они должны быть представлены;
  • наименование и реквизиты документов, а также период, к которому они относятся;
  • полное и сокращенное наименование проверяемой компании, ее ИНН, КПП;
  • конкретное мероприятие налогового контроля, в ходе которого ИФНС требует документы (например, камеральная проверка по НДС за II квартал 2017 года).

Образец требования можно скачать в тексте статьи (под таблицей).

Статья 93
  • Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц
  • В рамках камеральной проверки ИФНС вправе запросить документы или информацию о проверяемой компании у контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков).
Статья 93.1
Допрос свидетелейНалоговое законодательство не содержит запрета на проведение допросов свидетелей в рамках камеральных проверок. Протоколы допросов свидетелей ИФНС вправе использовать в качестве доказательств при принятии решения по итогам камеральной проверки. Статья 90
Проведение экспертизыИнспекция вправе назначить проведение экспертизы в рамках камеральной проверки. Например, почерковедческую экспертизу подписей счетов-фактур, которые затребованы в ходе камеральной проверки. Статья 95
Привлечение специалиста, переводчикаНК РФ предусматривает возможность привлечения специалиста или переводчика для участия в проведении тех или иных конкретных действий, неразрывно связанных с налоговым контролем и вызванных необходимостью привлечения специалиста. Допускается лишь в той мере, в какой не хватает навыков, знаний и умений должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль. Статьи 96, cтатья 97
  1. Осмотр документов и предметов
  2. В ходе камеральной проверки ИФНС осматривать помещения организации:
  • если организация подала декларацию по НДС с возмещением;
  • если в декларациях по НДС компании и ее контрагента ИФНС обнаружила расхождения, которые свидетельствуют о занижении налоговой базы или завышении вычета.

Кроме того, имеются судебные решения, которые подтверждают проведением осмотров на камеральных проверках по другим налогам.

Статья 91, статья 92

Срок проведения камеральной налоговой проверки

Камерная проверка в налоговой проводится в течение 3-х месяцев со дня подачи декларации в ИФНС. При этом ИФНС может завершить камеральную проверку раньше, чем истекут отведенные на это три месяца, если успеет провести полный комплекс требуемых мероприятий налогового контроля (письмо ФНС от 27.11.2014 № ЕД-4-15/24606).

В то же время в ходе камеральной проверки инспекторы могут начать проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, а это еще один месяц. Порядок назначения и проведения дополнительных мероприятий налогового контроля определен п. 6 ст. 101 НК РФ.

Конечно, инспекторам нельзя выходить за 3 месяца, но бывает, что ИФНС допускает нарушение сроков. Это по факту ничем не грозит, т.е. если решение по камеральной проверке вынесено за сроками проверки, то это не будет являться основанием для его отмены.

Что такое камеральная проверка

Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.

Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.

Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.

ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.

Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.

Камеральная проверка может быть общей и углубленной.

Общая проверка показателей и расчетов. Данные отчетности, которая пришла онлайн, автоматически загружаются в ведомственную программу АИС «Налог-3», которая их анализирует. Если отчетность принесли на бумажном носителе, сотрудник налоговой вводит данные в АИС вручную.

Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.

Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.

Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:

  1. Потребовать дополнительные документы с нужной ему информацией, например все договоры поставки сырья.
  2. Допросить свидетелей, например начальника какого-либо отдела компании.
  3. Назначить экспертизу: документов, бланков, оттисков печатей и штампов, почерковедческую и др.
  4. Привлечь специалиста, например переводчика для перевода документов на иностранном языке.
  5. Выехать по месту нахождения налогоплательщика, чтобы убедиться, что деятельность реальная: одежду шьют, хлеб пекут, кроликов выращивают.

Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.

Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.

Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.

На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.

  • По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
  • Компания, которая подала декларацию по НДС, должна представить затребованные налоговой счета-фактуры, договоры и другие первичные документы, пропустить на территорию или помещение налогового инспектора, показать ему имущество.
  • Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
  • Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.

Как вести бизнес по законуПодпишитесь на нашу рассылку для предпринимателей, чтобы быть в курсе

Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.

Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.

Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.

Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.

Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.

Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры.

Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу.

Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.

Если с документами все в порядке, инспектор не составляет никаких документов.

Сроки проведения. Общий срок камеральной проверки — 3 месяца со дня представления декларации или расчета налога в ФНС.

Для проверки декларации по НДС действует более короткий срок — 2 месяца. Если в ней обнаружат ошибки, проверку могут продлить еще на 3 месяца.

Если инспектор в ходе камеральной проверки обнаружит нарушения, он потребует пояснить или исправить отчетность.

Когда ФНС требует пояснения. Ситуации могут быть разные. Например, если в отчетности одни сведения, а в документах, которые находятся в ФНС, другие, придется объяснить, как в декларации получилась указанная сумма налога.

Однозначно налоговая заинтересуется, почему в уточненной декларации налог указан в меньшей сумме, чем в ранее представленной отчетности. Или почему по итогам отчетного периода в декларации по налогу на прибыль отражен убыток. В этих случаях бюджет не получает или недополучает деньги.

  1. Уточненную декларацию нужно подавать в той же форме, в которой была составлена первоначальная декларация.
  2. Если ошибку обнаружил сам налогоплательщик, то отправить уточненку он может в любое время — срок подачи уточненной декларации в этом случае законодательно не установлен.
  3. Если по результатам уточненной декларации налог нужно доплатить, перечислить в бюджет доплату и соответствующую пеню нужно до подачи уточненки — тогда штрафа не будет.
  4. Подача уточненной декларации по НДС происходит так же, как и любой другой декларации.

Налогоплательщик обязан подать уточненку, если он занизил сумму налога, которая подлежит уплате. Если он заплатил больше, чем нужно, то подача уточненной декларации считается правом налогоплательщика.

Подача уточненной декларации, если налог платит налоговый агент. Налоговый агент подает уточненку как налогоплательщик, хотя им не является и не становится.

К общим ошибкам относятся такие:

  1. Неверное указание налогового или отчетного периода и места представления декларации. В налоговых декларациях и расчетах периоды и место представления обозначаются цифровыми кодами, для разных видов отчета они могут отличаться. Например, в декларациях по НДС и по налогу на прибыль код, который обозначает первый квартал, одинаковый — 21. А вот при подаче отчетности за полугодие в декларации по НДС нужно указать код 22 — второй квартал, а в декларации по прибыли — 31, то есть полугодие.
  2. Налогоплательщик забывает доплатить налог и пеню, когда подает уточненную налоговую декларацию в связи с занижением налога. За это грозит штраф.

В декларациях по НДС налогоплательщики часто допускают много ошибок. Большинство из них связано с разделами 8 и 9, в которые вносятся данные из книг продаж и покупок. Например, налогоплательщики часто неверно указывают номера счетов-фактур, данные контрагента — ИНН и КПП, дублируют один и тот же счет-фактуру, указывают некорректный код вида операции.

В декларации по налогу на прибыль также можно допустить много ошибок. Например, если компания получила убыток и планирует перенести его на будущее, ей необходимо заполнить приложение № 4 к листу 02. Это приложение подается только в составе налоговой декларации за первый квартал налогового периода и по итогам года, о чем часто забывают налогоплательщики.

Организации, которые уплачивают ежеквартальные и ежемесячные платежи, часто допускают ошибки при заполнении строк 210—230, 290—310 листа 02.

Большое количество ошибок инспекторы выявляют и в расчетах по форме 6-НДФЛ. Например, налогоплательщики отражают в расчете все доходы физлиц, в том числе и те, что не подлежат налогообложению. Или в строке 070 отражают суммы налога, которые начислены, но еще не удержаны.

Акт о нарушениях по результатам камеральной проверки налоговой инспектор составляет в течение 10 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней акт вручают налогоплательщику под подпись либо отправляют заказной почтой.

Если проводилась выездная проверка, то в последний день налогоплательщику выдают справку о ее проведении. В течение двух месяцев после этого налоговая должна составить акт. На вручение акта налогоплательщику отводятся еще 5 рабочих дней.

Далее у налогоплательщика есть месяц, чтобы представить свои возражения на акт. Их необходимо подать в налоговую, которая проводила проверку, лично, по почте или электронно.

После истечения месяца на возражения налоговая рассматривает материалы проверки. О дате и времени рассмотрения извещают налогоплательщика, но его присутствие необязательно.

После рассмотрения материалов проверки налоговая выносит решение: привлечь налогоплательщика к ответственности или нет. Оно вступает в силу через месяц после получения его налогоплательщиком.

  1. Камеральная проверка — это когда отчетность налогоплательщиков проверяют в самой налоговой.
  2. Через общую камеральную проверку проходят все документы от налогоплательщиков.
  3. Для углубленной камеральной проверки должны быть причины. Например, возмещение НДС, неувязка в показателях в отчетности или разрыв в цепочке начисления налогов.
  4. Во время камералки ФНС может проводить контрольные мероприятия: запрашивать данные о налогоплательщике в госорганах, допрашивать свидетелей, требовать дополнительные документы.
  5. Если в результате проверки выяснилось, что налогоплательщик не уплатил или недоплатил налог, ФНС может оштрафовать его.
  6. Решение ФНС по результатам камералки можно оспорить: сначала через вышестоящий налоговый орган, потом через суд.

Требование налоговой о предоставлении документов: что делать, за какой период может запросить и как отказать

Налоговые органы обладают большим объемом информации, которая поступает из внешних источников и от самих налогоплательщиков. Сведения аккумулируются в информационных системах и автоматически обрабатываются, что позволяет анализировать отчетность и выявлять факты уклонения от уплаты налогов, не выходя к налогоплательщику.

Распространена практика, когда ИФНС проводит налоговый контроль удаленно: через интернет запрашивает пояснения по выявленным фактам, истребует необходимые документы, предлагает налогоплательщикам самостоятельно исправить ошибки и представить уточненную декларацию.

Со временем количество требований в адрес налогоплательщиков будет расти:

  • развивается дистанционный контроль деятельности налогоплательщиков;
  • ФНС хочет ввести в автоматизированные системы контроля данных онлайн-касс и сведений, получаемых из банков;
  • автоматизировано будут обрабатываться дополнительные данные, получаемые из других органов. 

В каких случаях налоговая инспекция может направить требование

Все права налоговых органов по направлению требований представить документы и пояснения регламентирует Налоговый кодекс. Это в полной мере относится не только к налогам, но и к страховым взносам (п. 2.1 ст. 31 НК РФ).

Случаи, когда налоговая направляет требования представить пояснения, информацию и документы, регламентируют ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ.

Ситуация 1. При камеральной проверке налоговая выявила противоречия и предполагает, что налогоплательщик занизил налог

Это один из самых распространенных случаев.

Что может налоговая инспекция: запросить пояснения либо предложить налогоплательщику самостоятельно исправить ошибку и представить уточненную декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).

По какой форме налоговая представит требование: «Требование о представлении пояснений» — форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Важно: налоговая может потребовать только дать пояснения либо представить уточненную декларацию, а не документы.Что делать налогоплательщику, который получил такое требование:

  • Обязанность: представить в пятидневный срок пояснения либо признать, что допустил ошибку и представить уточненную налоговую декларацию.
  • Право, но не обязанность: приложить к пояснениям документы.

Ситуация 2. Налоговая проводит камеральную проверку налоговой декларации и ей нужны от налогоплательщика дополнительные документы

Что может налоговая инспекция: при камеральной проверке налоговая вправе потребовать не только пояснения, а именно документы. Но только в случаях, указанных в ст. 88 НК РФ:

  • в декларации заявлены льготы — налоговая вправе истребовать документы, подтверждающие их;
  • представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
  • в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
  • представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
  • выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия;
  • проводится проверка налогов, связанных с использованием природных ресурсов — запрашиваются документы, связанные с исчислением этих налогов;
  • установлены противоречия сведений деклараций по НДС (единой, УСН, ЕСХН) и данных по прослеживаемым товарам — можно истребовать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.

По какой форме налоговая представит требование: «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.

Способы вручения требования (п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 31 НК РФ):

Способ вручения требованияСрок, когда налогоплательщик получил требование
1. Лично налогоплательщику или его представителю под расписку День вручения требования
2. По почте заказным письмом Шестой день с даты отправки
3. Через интернет:

  • по ТКС; 
  • через личный кабинет налогоплательщика
  • Особый срок для ТКС: плательщик обязан направить квитанцию о приеме документа. Дата в квитанции считается днем вручения.
  • Следующий рабочий день после размещения
4. Через МФЦ Следующий рабочий день после получения его МФЦ

Важно правильно определить дату получения требования, чтобы рассчитать крайний срок представления документов.Правила направления требования одинаковы для выездной и камеральной проверок:

  • при выездной проверке могут истребовать все необходимые для проверки документы (п. 12 ст. 89 НК РФ).
  • при камеральной действуют ограничения, о которых мы рассказывали выше.  

Обратите внимание, что указано в требовании: в требовании о представлении документов в связи камеральной проверкой декларации по налогам должна быть ссылка только на ст.  93 НК РФ Она указывается всегда, так как в ней установлены общие правила по истребованию документов.

Если в требовании указана только ст. 93 и из требования видно, что документы нужны в связи с проверкой декларации самого налогоплательщика, а не его контрагентов, то права налогового органа ограничены:

  • временным периодом, так как можно запрашивать только документы за период, за который сдана декларация, ведь проверяется именно это декларация;
  • перечнем документов, ограниченным ст. 88 НК РФ.

Если есть еще и ссылка на ст. 93.1 НК РФ, то требование направлено по другой причине: налоговой нужна информация в отношении контрагента налогоплательщика или по конкретной сделке.

Что делать налогоплательщику, который получил такое требование: представить истребуемые документы в течение 10 дней.

Специальные сроки представления документов по требованиям:

  • для консолидированной группы налогоплательщиков — 20 дней;
  • для иностранных организаций, оказывающих электронные услуги — 30 дней;
  • по декларации, в которой заявлена ставка НДС 0% — 30 дней (кроме услуг tax-free, по которым установлен срок — 20 дней). 

Если налогоплательщик не может представить документы в срок: уведомьте об этом налоговый орган не позднее следующего дня за днем получения требования. К сожалению, это не гарантирует, что вам продлят сроки. Налоговики могут вынести решение о продлении срока или отказать вам. Это правило действует и в нижеприведенных случаях.

Ситуация 3. Налоговая проверяет другого налогоплательщика, а у вас запрашивает документы, так как вы его контрагент или обладаете информацией, связанной с проверяемым

Что может налоговая инспекция: истребовать документы по п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

По какой форме налоговая представит требование: как в случае 2, по форме приложения № 17. Требование направляет налоговая инспекция, в которой организация состоит на учете. Она действует по поручению той инспекции, которая проводит проверку плательщика, по которому и запрашиваются документы.

Особенность: в требовании будет две ссылки — на ст. 93 НК, где установлены общие правила истребования документов, и на п. 1 ст. 93.1 НК РФ. Ссылка должна быть именно на п. 1 ст. 93, а не на п. 1.1, 2 и 2.1 ст. 93 НК, так как они устанавливают иные основания для запроса документов.

Форма требования предполагает, что налоговая должна указать, по какой конкретно проверке запрашиваются документы или информация. Заполнять эту строку требования налоговики не обязаны.

По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 19.09.2018 № 307-КГ18-14038 по делу № А42-7751/2017), отсутствие в требовании указания на конкретное контрольное мероприятия носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования инспекции. Об этом напомнил и Минфин России в Письме от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.

Что делать налогоплательщику, который получил такое требование: исполнить требование в пять дней. Если направите уведомление, что невозможно исполнить требование в установленные сроки, его могут продлить,.

Ситуация 4: налоговая запрашивает документы и информацию без какой-либо проверки

Этот случай предусмотрен п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Формулировка в этом пункте расплывчатая. Можно запрашивать документы, когда «возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки». Поэтому налоговые органы запрашивают практически любые нужные им документы или информацию.

Они добавляют ссылку на этот пункт дополнительно, когда истребуют документы в связи с проверкой контрагента на основании п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Особенность: порядок истребования документов, информации по сделке такой же, как и при проверке контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Но есть отличие по срокам, когда надо представить документы: в течение 10, а не 5 дней.

Пункты 1.1 и 2.1 ст. 93.1 НК РФ предусматривают еще два основания, по которым налоговые органы вправе потребовать документы:

  1. Проверка деклараций (расчетов) инвестиционного товарищества и его участников.
  2. Истребование документов в отношения имущества, если на это имущество обращено взыскание и задолженность по налогам составляет более 1 млн руб.

Эти случаи не так распространены для большинства компаний, поэтому в этой статье мы их не рассматриваем.

Пришло требования от налоговой инспекции. Что делать?

Определите основание, по которому направлено требование.Если налоговая требует пояснений (форма приложения № 4 к Приказу № ММВ-7-2/628@), направляйте в налоговую именно пояснения, а не документы. Документы прилагайте, только если это в ваших интересах. Если видите, что действительно допустили по декларации ошибку, представьте уточненную декларацию.

Если налоговый орган проводит камеральную проверку вашей декларации, он должен указать в требовании только ст. 93 НК. В этом случае проверьте соответствие перечня запрашиваемых документов положениям ст. 88 НК РФ:

  • Пример 1. Запрашивают документы, поскольку вы направили декларацию по НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ). В этом случае вы обязаны представить только документы, связанные с налоговыми вычетами: счета-фактуры, первичку по оприходованию товаров, принятию к учету работ, услуг и пр. Возможно, налоговый орган потребовал представить документы из-за того, что выявил противоречия по операциям НДС в вашей декларации или в связи со сверкой данных деклараций других плательщиков НДС. Тогда вы обязаны представить только документы, относящиеся именно к этим операциям.
  • Пример 2. Запрашивают документы в связи с выездной или камеральной проверкой вашего контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговики должны запросить только документы по взаимоотношениям с этим контрагентом и не более.

Важно: если запросили документы по сделке, то объем запрашиваемых документов должен ограничиваться одной сделкой.

Представлять или нет документы, если налоговики превысили свои полномочия

Рекомендация: прямо не отказывайте в представлении документов. Налоговая может оштрафовать за отказ:

  • 200 руб. за один непредставленный документ, если документы запрошены в отношении вас (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • 10 000 руб. за сам факт непредставления документов, если документы запрошены в отношении вашего контрагента или по сделке (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Придется доказывать свою правоту в суде, а судебная практика по таким спорам противоречива.

1. Определитесь, есть ли возможность вообще представить запрошенные документы. Вы не обязаны составлять и, соответственно, представлять документы, не предусмотренные законодательством. Например, налоговая инспекция запросила журнал учета въезда и выезда автотранспорта. Ведение такого журнала законодательством не установлено, и у вас его просто может не быть. Тогда сообщите, что его нет.

2. Если местная налоговая инспекция превышает полномочия, вы можете сразу по получению требования:

  • запросить у этой инспекции пояснения по действиям;
  • обжаловать их в вышестоящий налоговый орган — управление ФНС по субъекту РФ.

Наиболее эффективное действие — официально направить жалобу в порядке ст. 139 НК РФ.

Бесплатные вебинары в Контур.Школе

Изменения в учете. Практические ситуации. Судебная практика

Расписание вебинаров

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговую, требование которой обжалуется (п. 1 ст. 139 НК РФ).

По сути, местная налоговая обязана принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу, то есть в отношении самой себя (п. 1 ст. 139 НК РФ).

Налоговые инспекции, зачастую, понимая, что их действия нарушают права налогоплательщика, корректируют их и предлагают плательщику отозвать жалобу, чтобы не портить показатели своей деятельности.

3. Если после получения жалобы местная налоговая не изменила свои действия и все же пришлось представить все запрошенные документы, вам все равно пригодится решение вышестоящего налогового органа, чтобы понимать его позицию. Будет понятно, по каким моментам можно отстоять свои права в налоговой, а по каким придется обращаться в суд.

Права налогоплательщика при камеральной проверке

  • Комментирует Юлия Шиляева, налоговый юрист, руководитель налогово-правового направления АБ «ЮРКОМПЭКС», ведущая программы повышения квалификации в Контур.Школе по теме «Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС»:
  • Ниже в разделе «Шпаргалка» вы найдете полезную подборку — выводы, которые сделали Минфин и ФНС России в своих письмах, а также судебные разбирательства по вопросам представления налогоплательщиками истребуемых документов.
  • Эта подборка поможет вам принять правильное решение по представлению документов, также ее можно использовать в качестве аргументов при обжаловании действий налоговиков.
  • Учитывайте, что судебная практика по вопросам истребования широка и есть противоречивые судебные решения.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Истребование документов. Подборка судебных решений и писем 664.6 КБ

Скачать

Согласие на раскрытие налоговой тайны: когда это оправдано

Согласие на раскрытие налоговой тайны компания подает в налоговую, чтобы обнародовать закрытые сведения или их часть. Зачем это делают?

Раскрытие налоговой тайны — это право, а не обязанность налогоплательщика. Но иногда такая откровенность в интересах их владельца.

Зачем раскрывать налоговую тайну

Проявление осмотрительности — обязательный пункт при выборе контрагента. Нужно убедиться, что он работает легально и не игнорирует уплату налогов. Иначе налоговый орган откажет в вычете НДС и не признает расходы компании.

Будущий партнер может перед сделкой запросить у компании устав и лицензии на осуществление деятельности.

Согласие на раскрытие тайных данных также актуально для заемщиков. Только так банк проверит достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности, которую предоставила фирма.

Тайна может подлежать раскрытию при обмене документами, без которых нельзя подписать договор при проведении некоторых аукционов, тендеров и торгов.

Контрагент может запросить сведения, которые составляют налоговую тайну и у самой компании. Это является доказательством проявления осмотрительности.

Кто может запросить данные и какие именно

В ФНС можно запросить сведения о контрагентах, в отношении которых не действует режим налоговой тайны: узнать, соблюдает ли контрагент налоговое законодательство и какой режим налогообложения применяет.

Запросить информацию, которая относится к налоговой тайне, могут:

  • государственные органы и их сотрудники для исполнения служебных обязанностей;
  • контрагенты налогоплательщика (поставщики, покупатели, кредитные организации и другие).

Можно запросить:

  • персональные данные физического лица;
  • данные о финансовом положении налогоплательщика, его активах и т.д.;
  • маркетинговые исследования, технологии, стратегические планы развития — то, что может относиться к коммерческой тайне;
  • информация о банковских операциях, кредитах, вкладах, выписки с расчетного счета — то есть сведения, составляющие банковскую тайну.

Налогоплательщик может не дать согласия на раскрытие данных. Однако банки, организаторы тендеров и госзакупок, а также потенциальные контрагенты могут посчитать отказ признаком нечестной игры.

Как оформить согласие на раскрытие налоговой тайны

Согласие на раскрытие налоговой тайны составляют по форме из приложения № 1 к приказу ФНС № ММВ-7-17/615@. Заявление предоставляют в ИФНС лично или в электронной форме через кабинет на сайте nalog.ru.

Чтобы не допустить разглашения важных сведений, действие согласия на раскрытие тайны можно прекратить после заключения контракта. Для этого нужно составить отзыв на согласие в произвольной форме.

Важно четко сформулировать, что компания просит закрыть конкретные сведения о себе и охранять их в режиме налоговой тайны. За разглашение таких данных последует ответственность, о которой мы писали в прошлой статье о налоговой тайне.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции.

Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета.

В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Принципы проведения камеральных проверок в отношении граждан

Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание гражданину

Камеральная проверка является одним из видов налогового контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов (ст. 87 НК РФ). Камеральная проверка проводится как в отношении юридических, так и в отношении физических лиц.

Особенно это касается граждан при подаче документов на получение налоговых вычетов.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции на основе налоговых деклараций и подтверждающих документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с даты представления налогоплательщиком налоговой декларации и прилагающихся к ней документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов. Согласно информационному письму ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г.

камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня подачи налогоплательщиком необходимых документов; не позднее дня, следующего за окончанием проверки, налогоплательщик извещается о результатах.

Если во время проверки не было найдено расхождений и несоответствий, то налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное сообщение о проведенной проверке и о предоставлении налогового вычета и о порядке его получения.

На практике встречаются случаи, когда налоговые инспекторы самовольно определяют дату ее начала – не с даты подачи документов, а с даты получения документов на проверку. Такая практика является неправомерной, так как определенный налоговым законодательством трехмесячный срок начинает течь именно с даты подачи документов.

Также в ряде случаев налоговые инспекции самовольно трактуют налоговое законодательство, отсчитывая срок начала проверки со дня вынесения решения о ее проведении.

В этом случае налоговые инспекторы путают понятия «вынесение решения» (которого для камеральных проверок не нужно) и «дату передачи документов инспектору для проверки и исполнения».

Судебно-арбитражная практика

Судьи ФАС Московского округа в постановлении от 10.01.2002 г. № КА-А41/7839-01 отметили, что нельзя считать началом камеральной проверки ни дату вынесения решения о ее проведении, ни момент, когда инспектор приступил к исследованию представленных на проверку документов.

Таким образом, трехмесячный срок исчисляется с даты подачи документов в налоговый орган. Для подтверждения факта передачи документов налогоплательщику необходимо на втором экземпляре заявления на получение налогового вычета поставить отметку инспекции о принятии декларации и прилагаемых к ней документов.

Другим важнейшим моментом является представление документов, подтверждающих понесенные налогоплательщиком – физическим лицом затраты. Перечень документов, необходимых для получения каждой из категорий налоговых вычетов, налогоплательщику надо получить в налоговой инспекции по месту своей регистрации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector