В данной статье ответим на актуальные вопросы, связанные с закупками через запрос котировок в электронной форме.
Этот фактически новый способ закупки вызывает массу вопросов у Участников закупок. Изменения в госзакупки вносятся Федеральном законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начали действовать с 1 апреля 2021 года.
Закупки через запрос котировок в электронной форме регламентируются статьёй 82.1 Федерального закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме описаны в отдельной статье регламентируются частью 12 статьи 93 того же закона 44-ФЗ.
Подробнее о новых способах закупок в 44-ФЗ смотрите в наших вебинарах, а также на курсах повышение квалификации и профпереподготовки. Обучение в Школе Закупок для заказчиков и в Школе Закупок для поставщиков.
Статистика новых форм закупки
По статистике площадки Сбербанк-АСТ на 25 мая 2021 года, 653 организатора провел почти 2300 процедур нового запроса котировок в электронной форме на общую сумму 620 млн. рублей.
Статистика закупки через запрос котировок в электронной форме на Сбер А
Запрос котировок в электронной форме
Информация о закупке размещается в ЕИС (zakupki.gov.ru) путем публикации извещения для неограниченного круга лиц. Очень удобно искать, подбирать закупки по типу торгов в сервисе Контур.Закупки (читатели нашей статьи могут получить на 3 дня абсолютно бесплатный доступ к сервису).
В данном виде закупок победителем признаётся тот, кто предложил наиболее низкую цену контракта или наименьшую сумму цены единицы товара, работы, услуги. Второй критерий – соответствие требованиям, которые установил заказчик в извещении.
Условия проведения запроса котировок
Закупку путем запроса котировок в электронной форме заказчик вправе провести при соблюдении двух условий:
- Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей,
- Годовой объём закупок путём запроса котировок в электронной форме не должен превышать 10% совокупного годового объёма закупок (СГОЗ) заказчика.
Следует отметить, что совместные закупки посредством запроса котировок в электронной форме не предусмотрены, но централизация таких закупок возможна и нет ограничений по предмету закупок.
Алгоритм проведения запроса котировок в электронной форме
Схема проведения запроса котировок в электронной форме
- Первоначально заказчик размещает извещение в единой информационной системе (ЕИС) и на подачу заявок даёт не менее 4 рабочих дней, которые отсчитываются со следующего дня после даты публикации заявки. При этом дата окончания подачи заявок, как и дата размещения извещения, не входит в эти четыре рабочих дня. Больше времени отвести на подачу заявок допускается, меньше – нет.
- Заказчик не вправе изменить извещение после размещения в ЕИС, но законодательство предусматривает возможность отмены запроса котировок – не позднее, чем за 1 час до срока окончания подачи заявок. Таким образом, при обнаружении ошибки в уже поданной заявке, заказчик может отменить эту закупку, чтобы позднее сформировать и подать новое извещение.
- Ответственность за ненадлежащее извещение, не соответствующее закону, возлагается на контрактного управляющего или на руководителя организации. Следовательно, полномочия внутри организации обязательно должны быть утверждены приказом.
- Участники подают свои заявки для участия в торгах до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок. Участники, которые подают заявки на запрос котировок, в течении часа получают идентификационные номера. Важно понимать — это не порядковые номера заявок! Идентификационные номера присваиваются случайным образом. Если у участника номер заявки равен 55, то это не означает, что ранее было подано 54 заявки.
- После истечения времени на подачу заявок комиссия заказчика проводят заседание и определяют победителя. На это отводится 1 рабочий день. Члены комиссии проводят заседание очно, но работают на электронной площадке и каждый подписывает протокол своей электронной подписью.
- После этого ответственное лицо заказчика размещает протоколы на электронной площадке, и в течении 3 часов после их размещения обязуется направить победителю этой закупки проект контракта.
- У победителя – 1 рабочий день (следующий после получения) на подписание контракта.
- Далее – у заказчика также 1 рабочий день на подписание контракта, но при этом контракт не может быть заключён ранее, чем через два рабочих дня после размещения протокола.
Ещё раз отметим, что в закупке через запрос котировок действуют ограничения:
- не допускается внесение изменений в извещение,
- не предусмотрена подача запросов на разъяснения со стороны участника в адрес заказчика,
- не предусматривается обеспечение заявки.
Извещение о проведении запроса котировок
Состав извещения о проведении закупки путём запроса котировок в электронной форме:
- Адрес электронной площадки;
- Сведения о заказчике, специализированной организации;
- Краткое изложение условий контракта, содержащее:
- Наименование и описание объекта закупки;
- Информацию о количестве;
- Информацию месте поставки;
- Сроках доставки товара, выполнения работы или оказания услуги,
- НМЦК;
- Источнике финансирования;
- В случаях, установленных Правительством по ч.2 ст.34, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
- В случае ч.24 ст. 22 закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги и начальная сумма цен единиц и максимальное значение цены контракта.
- Идентификационный код закупки;
- Используемый способ определения поставщика;
- Размер обеспечения исполнения контракта, требования и порядок предоставления (при наличии).
В случае, если начальная цена указана в диапазоне от 500 тыс. до 3 млн. рублей, то обеспечение исполнения контракта должно быть установлено.
Ограничения в определении поставщика. В запросе котировок устанавливается информация о запретах и ограничениях допуска, об условиях допуска иностранных государств.
Необходимо помнить о том, что часть номенклатуры товаров входит в нормативные акты по национальному режиму.
Стоит отдельно отметить, что на закрытой площадке Гособоронзаказа АСТ ГОЗ запросы котировок по 44-ФЗ не проводятся.
Заказчик имеет право установить возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
Требования к участникам. Согласно ст.31 ч.1, заказчик с 1 апреля 2021 года вправе требовать в составе заявки от участника предоставления лицензии, подтверждающей возможность этого участника оказывать услуги, которые на территории Российской Федерации требуют лицензирования.
К извещению заказчиком прикладывается проект контракта и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заявка поставщика
Участники закупки должны подавать заявку через электронную площадку (требуется регистрация в ЕИС и аккредитация на площадке) до установленных в извещении даты и времени окончания срока подачи заявок.
В заявку включаются отдельные блоки:
- Сведения об участнике — наименование, юр.адрес, номер телефона, ИНН, ФИО и адрес (для ИП и физлица);
- Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 (не банкрот, не ликвидация, нет приостановление деятельности, нет судимостей по экономическим статьям, нет недоимки по налогам и т.д.)
- Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении;
- Наименование страны происхождения товара в соответствии с ОКСМ;
- Предложение участника о цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги и сумме цен указанных единиц.
Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки на поставку товара (выполнение работы, оказание услуг) на условиях, установленных заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в эл.форме.
Оператор электронной площадки, на которой совершается закупка, после получения такой заявки присваивает ей идентификационный номер или возвращает её участнику при выявлении нарушений.
Существуют три основания, по которым оператор может не принять заявку:
- заявка подана без электронной подписи;
- заявка подана после окончания срока подачи заявок;
- заявка подана во второй раз одним и тем же участником.
При приёме заявки оператор проверяет наличие действующей аккредитации (при оставшемся сроке действия аккредитации менее 3 месяцев заявка отклоняется). Также оператор проверяет информацию в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), если заказчиком установлено такое требование.
В заявке поставщику необходимо указать характеристики предлагаемого товара в соответствии с теми показателями, которые установил заказчик (товарный знак (при наличии) и страну происхождения по классификатору стран мира). Если предметом закупки являются работы, услуги, то никакие характеристики или товарный знак поставщик не указывает.
У поставщика есть выбор, либо в структурированной форме на площадке указать страну происхождения, воспользовавшись справочником и выпадающим списком стран, по классификатору стран мира, либо внутри вложенного файла указать описание своего товара и в том числе указать страну происхождения.
В заявке предоставление документов, которые подтверждают соответствие товара, работы, услуги не предусмотрено в случае, если они предоставляются заказчику вместе с товаром.
В дополнение к тому, что участник сам приложит в состав заявки, оператор добавляет информацию путём взаимодействия с сайтом zakupki.gov.ru – это документы, которые участник загружает при своей регистрации, аккредитации, и должен следить за актуальностью указанных документов.
Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии
В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.
Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.
Основания для отклонения заявки участника:
- в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
- документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
- сам участник не соответствует требованиям;
- не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
- отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.
Совместное подписание протокола членами комиссии
На стороне заказчика должен быть ответственный сотрудник, ответственное лицо, за которым закреплено полномочие по размещению протокола на электронной площадке. Данное лицо может входить в состав комиссии, а может быть секретарём без права подписи этого протокола.
Ответственное лицо заказчика уполномочено добавляет сертификаты электронных подписей членов комиссии, которые присутствуют на заседании. Далее уполномоченное лицо формирует протокол, в этом протоколе отмечает решение членов комиссии по каждому из участников закупки («допущен/не допущен», «соответствует/не соответствует») и отправляет протокол для подписания каждому члену комиссии.
Ответственное лицо в своём личном кабинете может отслеживать действия других членов комиссии (подписали, не подписали, у кого на подписи).
При этом, именно ответственное лицо перед размещением протокола проверяет, есть ли кворум.
Заключение контракта в электронной форме
Схема заключение контракта в электронной форме
После размещения протокола на площадке, заказчик в течение 3 часов вносит в проект контракта всю необходимую информацию и направляет победителю.
Победитель имеет в распоряжении 1 рабочий день для подписания контракта. В момент подписания необходимо приложить обеспечение исполнения контракта (в виде банковской гарантии либо платежки), если это требовалось в извещении.
У заказчика также 1 рабочий день для подписания контракта со своей стороны. Заказчику важно помнить, что контракт включается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней.
Признание запроса котировок несостоявшимися
Основания для признания запроса котировок несостоявшимся:
- не подано ни одной заявки;
- подана только одна заявка;
- все поданные заявки были отклонены комиссией;
- в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим.
Несостоявшейся будет у нас закупка, если в итоговом протоколе только один участник признан соответствующим. Не имеет значения — он один принял участие в котировках или участвовало несколько, но их отклонили. В этом случае к заказчика обязанность заключить контракт с победителем по п.25 ч.1 ст.93, как с единственным поставщиком.
Если не подано ни одной заявки или всех отклонили, то заказчик вправе осуществить новую закупку, если у него такая потребность осталась.
Пять ошибок в извещениях: как их исправил Верховный суд — новости Право.ру
Иллюстрация: Право.Ru/Оксана Острогорская Недописанный протокол, неотправленные письма, неоформленные телефонограммы – все это может помочь истцу или ответчику отменить судебное решение, которое принято не в его пользу. Ведь закон содержит строгие правила уведомления участников дела о предстоящем разбирательстве. В одном из дел секретарь судьи отправил СМС-извещение на номер, который юрист сам указал в апелляционной жалобе, но Верховный суд объяснил, почему это не считается. Также он рассказал, если в деле указаны две разные даты уведомления.
Александра Малыгина* спорила с госорганами о границах земельных участков. Истица проиграла дело в апелляции в 2017 году, ей удалось отменить это решение в Верховном суде. Решающую роль сыграли ошибки в извещении и протоколе заседания.
Дело разбирали в нескольких слушаниях. Изначально на процесс в краевой суд явилась юрист Малыгиной, но, как следует из протокола, дело решили переназначить, чтобы известить всех участников.
На этом событии протокол заседания прервался. Неизвестно, чем все закончилось, узнала ли новую дату юрист Малыгиной.
Мало того, что протокол неполный, так на нем нет подписи председательствующего и секретаря, отмечается в определении ВС № 18-КГ18-74.
Судя по другим материалам дела, краевой суд известил о новой дате заседания ответчиков. Про саму Малыгину забыли: извещение в ее адрес в материалах дела отсутствует. Это привело Верховный суд к выводу, что апелляция должна провести процесс заново, и дело было направлено на пересмотр (подробнее см. «ВС уточнил, как правильно извещать стороны о деле»).
Краевой суд сначала запланировал заседание на одну дату, а потом перенес еще на два дня. Об этом по телефону сообщили Николаю Петровичу, адвокату ответчицы Валерии Колесовой*. На заседание апелляции никто не пришел, и она приняла решение не в пользу Колесовой. Но Верховный суд отменил ее решение, потому что счел, что ответчицу не уведомляли.
«Представитель гражданина не участвует в деле сам по себе», – говорится в определении № 53-КГ18-5. Даже если у человека есть юрист, суд по-прежнему обязан известить самого участника дела о времени и месте слушания, «если сторона не отказалась от личного участия в порядке согласно закону».
В данном же деле нет подтверждений, что адвокат Колесовой передал ей информацию, которую ему сообщили по телефону. В итоге неизвещение ответчицы стало одной из причин отправить дело на пересмотр.
Юрист Натальи Шухиной* оспорил ее административный штраф сначала в первой, а затем во второй инстанции. Областной суд не принял жалобу со ссылкой на отсутствие полномочий. Представитель решил оспорить отказное определение в Верховном суде и одновременно попросил восстановить ему пропущенный срок на подачу жалобы.
В пользу Шухиной «сыграли» противоречивые сведения о том, когда именно она получила определение областного суда. Согласно уведомлению о вручении, его доставили 10 мая 2018 года, а на сайте «Почты России» значилось 12 мая.
Сама она подтвердила более позднюю дату. Поскольку неустранимые сомнения, согласно КоАП, надо толковать в пользу лица, которое привлекается к ответственности, судья Верховного суда согласился вести отсчет срока с 12 мая.
Решением № 9-ААД18-5 он направил дело для рассмотрения в областной суд.
В Верховный суд обратился Виктор Жаринов*, которого признали виновным в повторном выезде на встречную полосу (за это наказывают лишением прав на год). Он пожаловался, что не был извещен о заседании суда.
Верховный суд подтвердил, что заявитель прав. Извещение, которое отправили Жаринову по адресу жительства, вернулось с пометкой «Истек срок хранения» 16 января 2017 года. Само заседание состоялось на пять дней раньше, 11 января.
Кроме того, Жаринову сообщили о разбирательстве по телефону, но сделали это слишком поздно. В 10:15 11 января он получил звонок, что в 15:00 этого же дня ему надо явиться в суд.
Это нельзя назвать заблаговременным извещением, отметил ВС. Также он обратил внимание, что в телефонограмме не указан номер телефона.
Это не дает возможности «проконтролировать получение информации лицом, которому она направлена», следует из определения № 41-АД17-18.
Николай Радулов* обжаловал судебный акт о том, что его дом на самом деле принадлежит другому человеку. Апелляция прошла безуспешно, но ее решение удалось отменить.
Юрист Радулова В. Гриненко пожаловался в Верховный суд, что ни его, ни Радулова не известили о заседании. Действительно, судя по материалам дела, краевой суд не пытался выйти на связь с его участником, согласился ВС. Что касается юриста, его известили письмом и СМС-кой по адресу и номеру телефона, которые он указал в апелляционной жалобе.
Но в деле не было доказательств, что корреспонденция дошла до Гриненко, да и сам он отрицал, что получал письмо, отмечено в определении № 18-КГ 13-52. СМС-уведомление о заседании тоже не считается: чтобы их посылать, надо сначала получить согласие человека на такое извещение (п. 36 постановления Пленума ВС от 24 июня 2008 г.
№ 11 в редакции от 9 февраля 2012 г.).
* – имя и фамилия изменены редакцией.
Поговорим об извещении налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки
«НДС: проблемы и решения», 2016, N 10
Камеральная проверка по НДС закончена. Акт, в котором отражены выявленные ею нарушения, готов. Что теперь? Казалось бы, не надо ничего выдумывать: действия проверяющих и проверяемых лиц детально прописаны в ст. ст. 100 и 101 НК РФ.
Однако, как показывает практика, есть процедурные моменты, которые налоговыми нормами до сих пор не урегулированы. Один из таких моментов — извещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения результатов проверки.
Все знают, что это обязательно (иначе решение инспекции будет отменено по формальным основаниям), но как правильно пригласить плательщика в инспекцию для участия в рассмотрении итогов контрольных мероприятий, так до конца и не ясно.
А неясности законодательства зачастую приводят к спорам, разрешать которые приходится судьям. При вынесении вердикта они оценивают имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению. Иногда это внутреннее убеждение, на наш взгляд, бывает очень странным…
Статья 101 НК РФ об извещении проверяемого лица
Как следует из пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщику гарантировано право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки. В абз. 2 п. 2 ст. 101 НК РФ уточнено, что данное право он может реализовать как лично, так и через своего представителя.
Согласно п. 14 ст. 101 НК РФ необеспечение налогоплательщику возможности присутствовать на рассмотрении результатов проверки является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения инспекции, вынесенного по итогам такого рассмотрения.
Дело в том, что в названной норме обозначенное процедурное нарушение прямо квалифицировано как существенное.
Это значит, что выявление лишь одного факта неизвещения налогоплательщика, в отношении которого проведена проверка, о времени и месте рассмотрения ее материалов (то есть без разбирательства по существу) достаточно для признания ненормативного акта налогового органа недействительным.
Ведь должностное лицо инспекции, вынесшее подобный акт, возможно, не располагало всей информацией (она могла быть озвучена плательщиком в случае его участия в процессе рассмотрения), которая необходима для принятия правильного и обоснованного решения. А раз так, нет 100%-ной уверенности в том, что в таком решении учтены все обстоятельства дела. Значит, оно подлежит отмене.
Примечание. Необеспечение налогоплательщику возможности присутствовать на рассмотрении результатов проверки является безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения инспекции, вынесенного по итогам такого рассмотрения.
С правом налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов проверки корреспондирует обязанность контролеров известить проверяемое лицо о том, где и когда состоится это рассмотрение (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Причем данная обязанность вменяется не проверяющему инспектору, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, то есть лицу, которому придется выносить решение по проверке.
Процессуальные действия, которые ему нужно осуществить до рассмотрения материалов дела по существу, прописаны в п. 3 той же статьи.
Нормой определено: в случае неявки налогоплательщика в инспекцию в назначенное время ее руководитель (заместитель руководителя) должен выяснить, извещены ли участники производства по делу о рассмотрении в установленном порядке (пп. 2).
Если руководство инспекции сочтет, что данный порядок соблюден, а присутствие проверяемого налогоплательщика необязательно, то рассмотрение может состояться в отсутствие последнего (абз. 4 п. 2 ст. 101 НК РФ).
В противном случае принимается решение о перенесении заседания на иную дату (пп. 2 п. 3 ст. 101 НК РФ).
Об этом налогоплательщик, полагаем, должен быть уведомлен в том же порядке, в котором производится первичное извещение.
Как видим, нормы ст.
101 НК РФ подразумевают, что информирование налогоплательщика о времени и месте рассмотрения итогов проверки должно производиться налоговым органом в соответствии с неким порядком, от соблюдения или несоблюдения которого зависит дальнейшая судьба решения инспекции (точнее, сделанных ею доначислений). А поскольку данному процессуальному действию придается такое большое значение, напрашивается вывод: порядок должен быть четко регламентирован законом. Но так ли это?
Из содержания ст. 101 НК РФ следует, что нормой не установлены ни форма извещения (письменная или устная), ни порядок вручения соответствующего документа-уведомления (лично, по почте, ТКС), ни конкретные процедурные сроки.
Получается: законодатель обязал налоговиков довести до налогоплательщика информацию о рассмотрении материалов проверки, а то, как они это сделают, решать им самим.
Главное — данная информация должна быть доведена до надлежащего лица, причем заблаговременно.
Казалось бы, такие выводы справедливы. Но! Они следуют только из положений ст. 101 НК РФ.
Между тем в НК РФ есть общие нормы, регламентирующие порядок вручения документов, используемых контролерами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Полагаем, эти нормы можно и нужно применять и к извещению налогоплательщика о рассмотрении материалов налоговой проверки.
О способах уведомления
Пригласить налогоплательщика в инспекцию для участия в процессе рассмотрения результатов проверки можно и по телефону (ведь законом это не запрещено). Высшие арбитры разделяют такой подход. В п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 они отметили, что в ст.
101 НК РФ не содержится оговорок о необходимости извещения проверяемого лица исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Поэтому допустимо уведомлять налогоплательщика о назначении рассмотрения на определенную дату посредством телефонограммы.
Но смогут ли налоговики впоследствии (в случае оспаривания налогоплательщиком процедурных моментов) доказать, что подобным образом извещено именно то лицо, которое правомочно представлять законные права и интересы проверяемого плательщика?
В советские времена большинство организаций вели журналы телефонограмм, в которых фиксировались официальные звонки, адресованные в том числе руководству.
Вряд ли такие журналы повсеместно оформляются сейчас.
А при их отсутствии (а возможно, и сокрытии) контролерам проблематично подтвердить факт уведомления налогоплательщика о времени и месте рассмотрения результатов проверки путем телефонного звонка.
По мнению некоторых судей , записи в журнале телефонограмм инспекции или детализация телефонных переговоров не позволяют доказать сам факт разговора и его содержание, а также идентифицировать лицо, с которым этот разговор состоялся.
Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
Что делать, если предприятие уведомили о сроках и месте рассмотрения материалов налоговой проверки накануне этого мероприятия?
Является ли это нарушением?
Может ли суд на основании данного факта признать решение по результатам проверки недействительным, и какого мнения придерживаются суды? Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, сроки, порядок и судебная практика по этому вопросу — тема нашей статьи.
Если организация получает извещение в день рассмотрения решения или прямо накануне, то решение по итогам проверки теряет свою силу, поскольку такое действие является противоправным.
Однако арбитражная практика пестрит примерами, из которых следует, что подобный подход не нарушает права и интересы налогоплательщика.
То есть, единого мнения у судов на этот счет нет. Зато в НК РФ есть четкие требования.
Ст. 101 НК РФ устанавливает обязанность начальника ИФНС (или его зама) сообщать хозяйствующим субъектам, когда и во сколько состоится рассмотрение материалов проверки в отношении него. В этой же статье прописано, что если должностные лица не соблюдают требования НК РФ, то судебный орган или вышестоящая ФНС вполне могут отменить решение ИФНС.
Что здесь понимается под несоблюдением налоговых требований? Нарушение существенных условий изучения результатов проверки. Существенные условия — это комплекс определенных правил. Инспекторы должны дать налогоплательщику или его представителю возможность находиться на рассмотрении итогов проверки.
Это нужно для того, чтобы хозяйствующий субъект мог пояснить моменты, по которым у инспекторов возникли вопросы, защитить себя и свой бизнес от возможных санкций.
Высшая ФНС или суд могут признать решение ИНФС недействительным и в том случае, если инспекция незаконно действовала в других вопросах, и из-за этих действий руководитель (замруководителя) налоговой принял неправомерное решение.
То есть, по закону извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки является не просто одной из составляющих мероприятия по изучению итогов аудита, но и обязанностью ИФНС. Нарушив ее, налоговики затрагивают и права компании, в которой велась проверка.
В законе РФ нет информации о минимальном сроке сообщения налогоплательщику о предстоящем рассмотрении решения. По мнению судов, этот срок должен быть разумным, то есть не накануне и не в день изучения результатов проверки, то есть, достаточным для того, чтобы налогоплательщик мог подготовиться к рассмотрению.
Налогоплательщик может лично принимать участие в данном мероприятии, если хочет. Также может участвовать его представитель. Присутствовать на рассмотрении налогоплательщик вправе, но не обязан делать этого.
Оформление результата рассмотрения материалов налоговой проверки (принятие решения). Процедура, порядок, последовательность
Как правило, акты проверок изучают в течение 10 дней. Это стандартный срок. Если же нужно установить дополнительные факты, провести иные процедуры, например, допросить нового свидетеля или изучить документацию контрагентов компании, то к указанному сроку могут добавить еще месяц. Полномочиями в рамках производства по делу закон наделяет лишь руководителя ИФНС и его заместителя.
Рассматривая материалы дела, инспекторы ведут протокол. В рамках данной процедуры руководитель ИФНС определяет:
- Нарушило ли проверяемое предприятие положения НК РФ.
- Если да, то можно ли расценивать эти нарушения как налоговое преступление.
- Можно ли привлечь проверяемое лицо к ответственности.
- Есть ли смягчающие обстоятельства или факты, на основе которых исключается вина данного лица в рамках рассматриваемого дела.
По итогам проверочных мероприятий налоговики, по правилам налогового законодательства, всегда выносят соответствующее решение. Специалисты устанавливают, будет проверяемый субъект или группа налогоплательщиков привлечены к ответственности или нет.
Решение представители ИФНС могут направить 3 способами:
- Лично.
- По почте.
- Иными путями, на свое усмотрение.
По окончании проверки формируют акт — если выявляют нарушения. Если же нарушений нет, никакой документации не составляют.
Вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки
Решение начинает действовать не сразу. В течение 1 месяца вы, как проверяемое лицо, вправе его обжаловать. Для этого нужно подать жалобу в инстанцию, которая приняла такое решение. Жалобу могут как удовлетворить, так и отказать в этом, или удовлетворить частично.
Если ваша инициатива по оспариванию не увенчалась успехом, есть еще вариант — подать иск в суд. Возможно, там улыбнется удача.
Порядок и сроки проведения камеральной проверки
Особого решения главы ИФНС или разрешения налогоплательщика для камеральной проверки не нужно. О грядущем аудите проверяемой организации не сообщают, а проводят его прямо в ИФНС, без выезда. Цель такого контроля — проверить, не нарушаете ли вы НК РФ, нет ли у вас задолженностей.
Проводят камеральную проверку в течение 3 месяцев с даты сдачи декларации в ИФНС. Длиться данное мероприятие может максимум 3 месяца с того момента, как подана декларация.
Камеральная проверка включает в себя ряд мероприятий.
Налоговики:
- Изучают документы и получают сведения о предприятии.
- Допрашивает свидетелей.
- Проводит различные экспертизы (чаще всего — почерковедческие).
К проверочным мероприятиям обычно привлекают экспертов и переводчиков.
Вам, как налогоплательщику, нужно помнить о своих правах в рамках такой проверки. Они довольно обширные:
- Участие в контрольных мероприятиях — лично или через своего представителя.
- Изучение материалов, которые находятся в производстве (вы можете их читать, копировать, делать выписки). Чтобы получить это право, вы просто подаете ходатайство. Срок его удовлетворения равен 2 дням.
- Возражать против итогов проверки (оспаривать решения можно в течение 1 месяца со дня получения акта самого аудита и 10 дней с момента вручения акта, составленного по результатам дополнительных мероприятий). В качестве доказательств своей правоты вы можете предоставлять документы, а также привлекать свидетелей, специалистов, экспертов.
По результатам аудита начальник проверяемой фирмы также вправе ходатайствовать о наложении иных санкций, в качестве альтернативы.
Например, возложенные на налогоплательщика ограничения можно заменить банковской гарантией с полным покрытием, заложением акций или других ценностей, а также поручительством иных лиц.
Как уже было отмечено, в спорах между инспекторами и компаниями, поздно уведомленные о времени и месте изучения итогов аудита, суды обычно принимают позицию вторых. Исходя из ситуаций, когда налогоплательщик получил уведомление за час, несколько часов, за день до проверки, суды считают, что налоговики нарушили его права.
Но есть и другие примеры, когда судьи поясняют, что ознакомление с материалами не требует много времени, и изучить все сведения налогоплательщик или его представитель могли в процессе рассмотрения дела.
Если заявитель не представляет доказательств нарушения его прав поздним уведомлением о рассмотрении материалов, то суд считает, что налоговая его интересы никак не ущемила, и игнорирует требования.
Новые правила казначейского контроля: что меняется в 2020 году
С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:
- планы-графики;
- извещения о закупках;
- протоколы определения поставщиков;
- условия проектов контрактов.
Эти документы проверяются по двум показателям:
- непревышение объема финансового обеспечения для проведения закупок;
- соответствие ИКЗ.
В новых правилах контроль казначейства разделяется на:
- ручной (глазной), выполняемый органами контроля (ч. 5 ст. 99);
- автоматический, который осуществляет казначейство посредством ЕИС (ч. 5.1 ст. 99).
Кого контролируют
Все субъекты контроля остаются прежними.
Территориальные органы казначейства | Федеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения |
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований | Региональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения |
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС) | Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им |
В какой форме проводят казначейскую проверку
Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.
Это касается:
- извещений;
- протоколов определения поставщика;
- проектов контрактов.
В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.
В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.
В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.
В каком порядке проверяют
Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.
Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика.
Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить.
При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.
Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.
В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.
Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.