Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Счетная палата назвала причины рекордного за десятилетие недорасходования госсредств

Непотраченные расходы федерального бюджета в 2019 году превысили 1,1 трлн руб., отчиталась Счетная палата. Исполнение оказалось самым низким за 11 лет. Еще один антирекорд — перекос в тратах: на IV квартал пришлась треть расходов

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Алексей Кудрин ( Михаил Джапаридзе / ТАСС)

Низкая дисциплина чиновников и проблемы в системе госуправления привели к тому, что непотраченные расходы федерального бюджета по итогам 2019 года достигли 1,122 трлн руб., заявил журналистам председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Разумная сумма неизрасходованных средств для переноса на следующий год не должна превышать 200–300 млрд руб., считает он.

Счетная палата представила в четверг, 20 февраля, отчет об исполнении бюджета за прошлый год, РБК ознакомился с документом. В целом за 2019 год бюджетные расходы были исполнены на рекордно низком уровне за последние 11 лет.

«Мы сегодня должны констатировать низкую дисциплину исполнения федерального бюджета. Нужно очень серьезно и глубоко разбираться в причинах», — сказал Кудрин.

Из-за того что правительство не может преодолеть свои же административные процедуры, экономика может недополучить 1 трлн руб., предупреждал он в ноябре прошлого года.

В то же время глава Счетной палаты не считает необходимым законодательно ограничивать возможный объем неизрасходованных бюджетных средств, поскольку «у всех министерств и ведомств очень разная структура расходов».

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Пробуксовка на старте нацпроектов

Одна из причин низкого уровня исполнения бюджета, по словам Кудрина, — проблемы в финансировании национальных проектов, стартовавших в 2019 году: их поздняя подготовка и утверждение, внесение изменений в их паспорта в течение года. «Все процедуры оказываются очень забюрокраченны», — подчеркнул он.

Счетная палата в своем отчете указывает на недостатки, связанные с неисполнением или низким уровнем освоения средств на реализацию национальных и федеральных проектов, нарушением сроков и недостижением результатов, большим количеством запросов на изменение их паспортов, предусматривающих корректировку целевых показателей и перераспределение финансового обеспечения. Ряд результатов федеральных проектов вообще не оказывает влияния на достижение какого-либо целевого показателя национальных проектов, отмечают аудиторы.

На реализацию нацпроектов в 2019 году из федерального бюджета было выделено 1,75 трлн руб. Они были освоены на 91%, на 2020 год перенесли непотраченные 150 млрд руб.

Хуже всего были освоены средства на нацпроект «Экология» (66%), например по входящему в него федеральному проекту «Внедрение наилучших доступных технологий» расходы вообще не осуществлялись.

Наибольшие объемы бюджетных средств не освоили Минпросвещения, Росавтодор, Минкомсвязь, Минстрой и Минэкономразвития. Подробно об исполнении бюджета на нацпроекты РБК писал в январе.

Кудрин отметил, что премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение разобраться в причинах неполного исполнения бюджета и «даже назвать виновников».

За месяц, который прошел с формирования нового правительства, провести работу над ошибками было невозможно, подчеркнул глава Счетной палаты. «Для этого потребуется месяц-два.

Думаю, решения будут приняты к середине апреля, к моменту отчета правительства в Госдуме. К этому моменту правительство уже разберется в причинах и виновных», — рассчитывает он.

Пока смена правительства освоение бюджетных средств «несколько подтормаживает», признал Кудрин. Однако, по его мнению, это серьезно не скажется на графике исполнения федерального бюджета, он будет близок к обычному и лучше, чем в прошлом году.

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Кто освоил бюджет хуже всех

Более чем на 100% исполнил расходы только один главный распорядитель бюджетных средств — ФСИН России (почти 110%), следует из отчета Счетной палаты. 13 ведомств полностью освоили выделенные средства, у большинства — 61 ведомство — освоение было на уровне 91–100%. Еще 18 — израсходовали бюджетные деньги на 60–89% от запланированного.

Хуже всего обстояло дело с исполнением расходов в:

  • Минприроды (освоено 60%);
  • Федеральном агентстве по делам национальностей (76%);
  • Минкомсвязи, Росавиации и Росархиве (по 77%);
  • Росморречфлоте (78,5%).

По категориям бюджетных расходов больше всего средств остались не потраченными в разделе «Национальная экономика» (254 млрд руб.).

По словам Кудрина, это главным образом расходы на субсидии предприятиям, инвестиции.

Кроме того, большие объемы неисполненных бюджетных назначений аудиторы зафиксировали по разделам «Национальная оборона» (236 млрд руб.) и «Общегосударственные вопросы» (233 млрд руб.).

Исполнение расходов на госпрограммы Счетная палата также считает слишком низким (94%, что на 1,5 п.п. хуже, чем годом ранее). Не в полном объеме исполнены расходы по 41 из 42 госпрограмм. Общий объем неосвоенных средств составил около 700 млрд руб. (или 5,9%). Это в 1,7 раза больше, чем не было освоено в рамках госпрограмм в 2018 году.

Лидеры среди госпрограмм по неизрасходованным средствам:

  • «Космическая деятельность» (не освоено 29%);
  • «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя» (28%);
  • «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (17%).

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Деньги тратили неравномерно

Еще один «антирекорд» — неравномерное использование бюджетных средств в течение прошлого года. В последнем квартале было освоено 32% всех расходов, то есть почти треть. При этом на декабрь пришлось 18% всех трат, или 3,3 трлн руб.

Тенденция по наращиванию расходов к концу года носит ежегодный характер, но в минувшем году этот тренд усилился. В 2018 году в четвертом квартале было освоено 30,5% бюджета, в 2017 году — 30,7%.

«Эта неравномерность беспокоит. Это связано не только с введением инвестиционных объектов, которые, как правило, оплачиваются в конце года.

Это и нацпроекты многие, текущие расходы, закупки оборудования», — прокомментировал проблему Кудрин. По его словам, в 2019 году была «долгая раскачка по нацпроектам и очень сложные процедуры».

«Если чуть-чуть проспал в начале года, процедуры по закупкам растягиваются до конца года», — заметил глава Счетной палаты.

Резкое увеличение бюджетных расходов в конце года — многолетняя практика, говорит руководитель направления фискальной политики Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Какие-то расходы на национальную экономику, расходы, связанные с реальным сектором, строительством, инфраструктурой, в принципе не могут быть равномерны», — поясняет она.

Суслина в целом считает, что оценка Счетной палаты неисполнения расходов выглядит несколько формальной, поскольку не дает ответ на вопрос, насколько эффективно были потрачены средства. Она согласна, что проблема низкой дисциплины чиновников есть.

«Но то, что деньги не выделяют без должного обоснования, на мой взгляд, характеризует больше ответственность чиновников, чем их безалаберность. Деньги не выделяются, потому что за ними должным образом не пришли, нет обоснований», — отмечает Суслина.

По многим инфраструктурным проектам в рамках нацпроектов предполагалось осуществлять финансирование в рамках государственно-частного партнерства, продолжает главный экономист БКС Владимир Тихомиров: «Со стороны частного сектора запланированных средств не было, поэтому Минфин не выделял средства из бюджета». Итоговая, столь крупная сумма бюджетных средств, не поступивших в экономику, — логическое продолжение жесткой бюджетной политики, которую проводит Минфин в плане контроля над тратами, заключает он.

У бюджета обнаружились непредвиденные доходы

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

В Счетной палате полагают, что причиной отклонений от прогнозных показателей стало недостаточно качественное планирование / Максим Стулов / Ведомости

Объем реально поступающих доходов в федеральный бюджет существенно расходится с прогнозными показателями, прописанными в законе о бюджете, выяснили специалисты Счетной палаты.

Об этом свидетельствуют как поступления в течение финансового года не учтенных в прогнозе доходов, так и существенные объемы недоисполнения или перевыполнения установленных прогнозных значений, отмечается в заключении Счетной палаты (СП) о результатах проверки исполнения федерального бюджета за 2019 г.

«В федеральный бюджет в 2019 г. поступило 52 вида доходов, не учтенных в прогнозе, на общую сумму 11,2 млрд руб. и не поступило 15 видов доходов, учтенных в прогнозе, на общую сумму 1,4 млрд руб.», – сообщили «Ведомостям» в СП. Представители ведомства уточняют, что в 2019 г.

по 35 главным администраторам доходов федерального бюджета (из 85) отклонения от прогноза исполнения по доходам составили более целевого показателя в 15%: от недоисполнения на 88,3% и до перевыполнения в 4 раза. «Все ведомства перевыполнили план по доходам, – подчеркивается в отчете Счетной палаты.

– Минэкономразвития превысило прогноз на 23,6%, исполнив доходы в сумме 2,4 млрд руб.

Почти 99% составили поступления от возврата остатков субсидий юрлиц и межбюджетных трансфертов. Минфин перевыполнил план по доходам на 11,4% (393,4 млрд руб.). Причем министерство в утвержденном перечне не указало семь источников доходов, что не соответствует установленным правилам».

Перевыполнение показателей в основном было связано с получением дополнительных доходов от использования имущества, штрафов, платы за госуслуги, с возвратом в казну неосвоенных остатков межбюджетных трансфертов.

Лидером по возвратам в прошлом году стало Минвостокразвития, которое в 4 раза превысило прогнозные показатели по доходам в бюджет.

Основными причинами недоисполнения доходов стали неполные возвраты в бюджет начисленных в предыдущие годы штрафов и остатков не использованных ранее субсидий и межбюджетных трансфертов.

Больше всех недоплатил бюджету Минкавказ, который исполнил прогноз лишь на 88,3%, так как не вернул бюджету остатки субсидий, субвенций и трансфертов, не освоенные в предыдущие годы. Тем не менее поступление доходов федерального бюджета за 2019 г.

превысило прогнозируемый общий объем доходов на 218,5 млрд руб.

В Счетной палате полагают, что причиной отклонений от прогнозных показателей стало недостаточно качественное планирование. По многим доходам – от аренды или продажи госимущества до предоставления платных госуслуг – прогнозируются некие усредненные показатели, которые часто сильно расходятся с фактическими.

«Доработка методик прогнозирования и улучшение качества администрирования доходов (министерствами) должны привести к повышению качества прогнозирования доходов федерального бюджета: снижению объема не учтенных в прогнозе доходов и объемов недоисполнения или перевыполнения установленных прогнозных значений», – утверждают в ведомстве.

Читайте также:  Как правильно уволить сотрудника при банкротстве организации

Член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов считает, что причина неточного планирования в его большой отдаленности от момента реализации.

«В основу формирования федерального бюджета ложатся трехлетние прогнозы Минэкономразвития, и учесть в таких прогнозах все доходы и их точный размер просто нереально, – отмечает он.

– Доходы, не учтенные в прогнозе, как правило, формируются за счет обстоятельств, которые могут не подпадать под контроль, – это могут быть переходящие средства из прошлого отчетного периода.

В качестве примера можно привести реорганизацию Минобрнауки на два новых ведомства, которая была проведена с заметной задержкой – вместо полного разделения их балансов до конца 2018 г. она была закрыта по факту уже в 2020 г., что оказало большое влияние на исполнение бюджета».

«По факту можно более-менее точно спрогнозировать только 70% всех доходов, – соглашается старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. – Отдельные статьи пополнения бюджета основаны на ожиданиях от продажи тех или иных объектов в регионах, а здесь что-то прогнозировать очень сложно – как по цене, так и по возможности самой продажи.

Есть проблемы с поступлением бюджетных средств в рамках целевых программ и возвратом не израсходованных вовремя финансов – эти деньги или зависают в межрегиональном пространстве и «теряются» бюджетом, или поступают как неидентифицированные.

Неповоротливая государственная машина не в состоянии быстро реагировать на денежные потоки – если бы она была более мобильной, проблемы идентификации не возникало бы».

Следствием непредсказуемых доходов, по мнению Бодровой, становятся очень скромные расходы. «В отличие от доходов расходы можно предусмотреть от и до, и их необходимо реализовать, – отмечает эксперт. – Невнятная перспектива с доходами ставит часть расходов под вопрос, а это может влиять на реализацию целевых программ или развитие экономики в целом».

Для того чтобы сделать работу по прогнозированию расходов более четкой, нужно сужать сроки отчетов по финансированию и на месте проверять источники поступления средств, считает Бодрова. «Кроме того, очень важно перезапустить этот механизм в регионах, потому что все сбои идут именно оттуда. Это задача очень масштабная», – заключает эксперт.

В Минфине России в ответе на запрос «Ведомостей» отметили, что поступление доходов, администрируемых Минфином России, за 2019 г. составило 393,4 млрд руб., что на 40,2 млрд руб. (на 11,4%) больше суммы, предусмотренной в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 г.

и на плановый период 2020 и 2021 гг.».

«Превышение прогноза произошло в основном за счет роста поступления доходов от управления средствами ФНБ в результате увеличения объемов размещаемых средств и роста доходности их размещения на счетах в Банке России», – пояснила пресс-служба Министерства финансов.

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Сроки зачисления денег на банковский счет

Денежные переводы стали частью нашей жизни и используются не только предпринимателями, но и частными лицами. В некоторых случаях очень важно, чтобы средства поступили на счет во время, поэтому нужно учитывать сведения о сроках зачисления.

Сроки зачисления денег на банковский счет

За какой срок средства поступают от одного банка другому, сколько времени занимает перевод денег с момента их отправления до зачисления, важно знать не только предпринимателям, но и частным лицам.

Для первых это вопрос доверия между партнерами: своевременности отгрузок, соблюдения графика поставок.

Для вторых — возможность распоряжаться своими средствами: оплачивать кредиты, интернет и мобильную связь, переводить деньги между своими и чужими счетами.

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Платеж на расчетный счет партнера, банка, выдавшего кредит, или карту родственника, произведенный за день-два до положенной даты, не гарантирует, что деньги поступят в срок.

Почему же на самом деле эти положения не соблюдаются, а сроки прохождения денег с расчетного счета на карту или банковский счет разнятся и могут занимать от нескольких минут до недели?

Что влияет на сроки переводов

Насколько быстро поступят деньги на расчетный счет или карту, зависит от множества факторов, основные из которых приведены ниже:

  1. Начнем с самого определения понятия «операционный день», от длительности которого зависит скорость обработки поступивших поручений на отправление платежей и зачисление поступивших денежных средств.

    Для сравнения: операционный день в Альфа-Банке длится с 01:00 до 19:50, в Тинькофф — с 01:00 до 20:00, в Сбербанке — в основном с 9:00 до 16:00, в Точка Банк — с 0:00 до 21:00.

    Но и здесь есть исключения — для поступления и зачисления денег на счета в некоторых из банков, как, например, в Тинькофф, нет ограничения во времени, если транзакции проводятся внутри банковских организаций.

  2. В пределах одного банка или его регионального представительства определенные законом сроки зачисления средств на счет, как правило, выдерживаются. Также при этих условиях в соответствии с законодательством выдерживается срок отправления платежей по поручениям клиентов.
  3. В межбанковских операциях в качестве посредника и гаранта участвует также Центробанк России. Он проводит две промежуточные операции — списание средств с корсчета банка-отправителя и зачисление на корсчет банка-получателя. По этой причине деньги по межбанковским платежам идут дольше, чем при внутрибанковских операциях.
  4. ЦБ РФ для межбанковских переводов установлены банковские рейсы. В 2019 году таких рублевых рейсов — пять, для которых четко определено время приема и отправки (списания и зачисления на корсчета). Но не все кредитные организации используют все пять рейсов, вследствие чего обработка платежей и перечислений занимает гораздо больше времени, чем операционный день.
  5. Время перевода с карты на карту во многом зависит от их типа и платежной системы. В единой системе платежи проходят быстро, а в разных — могут быть задержки. То же касается и перечислений с кредитной карты на кредитную или дебетовую. В первом случае поступление на счет происходит быстро, во втором — может задерживаться.
  6. Крупные суммы межбанковских переводов (от 50 000 рублей) подлежат проверке Центробанка, что продлевает время их зачисление на счет получателя. При перемещении таких сумм в пределах одного банка проблем обычно не возникает, поскольку кредитная организация знает своих крупных плательщиков.
  7. Ведущие кредитные организации России — Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Росбанк, Точка Банк, Московский кредитный банк, Росбанк и др. — заключили партнерские соглашения о взаимном использовании клиентами банкоматов. Такая договоренность расширяет возможности держателей пластиковых карт, экономит их время на поиски банкомата от единственного кредитного учреждения. Но иногда это становится причиной задержки перевода.

Основные причины нарушения сроков

Резюмируя вышесказанное, можно выделить следующие причины превышения сроков банковских операций, связанных с расчетными счетами и картами клиентов, являются:

  • различная длительность операционного дня для внутрибанковских операций и операций с другими банками;
  • поступление платежного поручения в конце операционного дня — в этом случае обработка и перечисление средств переносится на следующий день;
  • проблемы с региональными отделениями одного и того же банка, которые находятся в разных населенных пунктах;
  • наличие третьих организаций между банками-получателями и банками-отправителями;
  • пропуск кредитными организациями нескольких банковских рейсов при межбанковских операциях;
  • транзакция между различными типами карт — с кредитной на дебетовую;
  • транзакция между картами различных платежных систем — с карты Мир — на «Маэстро» и т. п.;
  • превышение лимитированных к переводу средств;
  • перевод свыше 50 тысяч рублей по межбанковской транзакции;
  • нарушения в оформлении платежного поручения;
  • технические проблемы и сбои в программах банковских систем;
  • технические проблемы с картой клиента;
  • снятие средств с карты через банкомат другой кредитной организации.

Как быстро поступают деньги на счет Сбербанка

Время поступления средств на счета Сбербанка зависит от характеристик банка-плательщика. При внутрибанковских операциях процесс занимает несколько часов, если поручение или перечисление произведены в течение операционного дня.

На время поступления средств также влияет сумма перевода, которая может стать причиной проверки Центробанка.

В случае отсутствия претензий со стороны Центробанка средства зачисляются на следующий день после поступления.

Эта информация касается сумм в рублях. Срок зачислений валютных средств может затянуться на более длительный срок в связи с особенностями законодательства по внешнеэкономической деятельности.

Как видим, далеко не всегда в увеличении сроков виновато банковское учреждение.

Сколько времени идут деньги в других банках

Изложенная выше информация об особенностях поступления средств на счета клиентов Сбербанка справедлива и для других крупных кредитных организаций, которые имеют региональные отделения и обслуживают крупных плательщиков. К таким учреждениям относятся Газпромбанк, МКБ, Альфа-Банк, Росбанк, ВТБ, Точка Банк, Райффайзенбанк и др.

Законодательством определен крайний срок проведения транзакции — 5 дней.

Перевод наличных средств

Наличные средства для перевода с платежным поручением предоставляются в кассу кредитно-финансового учреждения. В большинстве банков установлен лимит на сумму перевода. Комиссионные зависят от типа перевода – обычного или срочного.

Пополнение счетов

Время прохождения средств на расчетный счет зависит от варианта перевода. Виды безналичного расчета включают перечисления с банковского счета или карты, наличные средства могут быть внесены на расчетный счет через отделение банка или банкомат. Комиссионные на все операции устанавливаются кредитной организацией самостоятельно.

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Перечисления онлайн

Популярность этого вида обслуживания клиентов растет из года в год, поскольку предоставляет клиенту использовать услуги банкинга в любой точке страны и мира. Онлайн-переводы в разных банках предоставляют следующие услуги по переводу:

  • с карты на карту внутри одной или между разными финансовыми организациями;
  • со счета карту и наоборот одного банка или разных;
  • между картами и счетами собственными или сторонних лиц;
  • по номеру телефона (в том числе и в страны ближнего и дальнего зарубежья);
  • заранее настроенные автопереводы (за коммунальные услуги, обучение и т. п.)

Если деньги не поступили

Все зависит от того, сколько дней прошло со дня отправки средств. Задержка поступления на 5 дней со дня их перечисления укладывается в рамки законодательства. Но есть опасность, что к тому времени наступит срок невозвратности перевода. Поэтому заявление в банк на возврат денежных средств следует подать как можно раньше.

Если деньги ошибочно переведены не тому получателю, ответственность несет тот, кто виновен в ошибке – клиент, неправильно указавший реквизиты, или кредитная организация.

Блог

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают Источник фото: https://www.pexels.com/

Почти год назад мы начали освещать вопросы распределения оплаты. Сегодня рассмотрим казус о том, как управляющая организация разносила оплаты должника и что из этого вышло.

Читайте также:  Статья 12 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов во времени

Управляющая организация обратилась в Норильский городской суд Красноярского края с иском к собственнику помещения (квартиры) о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за два с половиной года (с октября 2016 г. по февраль 2019 г. включительно) в размере 194 683 руб. 99 коп. и пени за соответствующий период в размере 92 939 руб. 82 коп.

Ответчик иск не признал, указав, что вносил ежемесячные платежи по той части квитанций, в которой указывалось начисление за расчётный период, при оплате он уточнял, что производит оплату за прошедший месяц, однако оплата в 2017 и в 2018 годах зачислялась в счёт оплаты долга, то есть за 2014-2016 годы; с включённым в платежный документ долгом не согласен.

В подтверждение произведенных оплат ответчик представил суду платежные документы и кассовые чеки (платежи принимались через платёжного агента) за период с февраля 2016 г. по ноябрь 2018 г.

В расчёте исковых требований все платежи, произведенные ответчиком в указанный период истцом были учтены, но зачислены в счет оплаты услуг за период с марта 2014 г. по сентябрь 2017 г., соответственно задолженность истец взыскивал именно за период с октября 2016 г. по февраль 2019 г. включительно.

Судом доводы ответчика отклонены, поскольку доказательств, подтверждающих обращение к истцу с просьбой о зачислении вносимых денежных средств в счёт оплаты за прошедший месяц, не представлено; а в платёжных документах, представленных ответчиком, отсутствует указание, за какой период оплачены услуги.

Сославшись на п.3 ст.319.

1 ГК РФ, суд указал, что между сторонами отсутствовало соглашение об определении периодов и порядка распределения сумм в погашение задолженности, а ответчиком при оплате не указывался конкретный период, за который он вносит платеж, следовательно, данные платежи должны были поступать в счёт погашения ранее образовавшейся задолженности в соответствии с очерёдностью её образования.

Обратное, по мнению суда, противоречило бы интересам не только кредитора, но и должника, поскольку такой расчёт способствовал существенному увеличению неустойки.

Опираясь на это обстоятельство, суд взыскал всю сумму основного долга. А пени (неустойку) суд по заявлению ответчика снизил, посчитав, что соразмерной будет являться неустойка в сумме 40 000 руб. (вдвое меньше взыскиваемой).

Обоснованием снижения неустойки суд указал определение КС РФ от 21.12.2000 г. № 263-О и то обстоятельство, что «ответчик в период с февраля 2016 года по ноябрь 2018 года практически ежемесячно (за некоторым исключением) вносил платежи в размере начислений за расчетный месяц».

Собственник подал апелляционную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда…

Четыре причины, по которым банк не исполнит платежное поручение

По законодательству банк вправе отказать клиенту в исполнении его платежного поручения. Чтобы оперативно отреагировать на возврат платежки, клиент должен понимать, что не так. Дело в том, что банк не обязан объяснять причины своего отказа. И далеко не всегда в законе прописан четкий алгоритм действий. Разберемся, когда банк может не принять платежку и чем это грозит предпринимателю.

Деньги, не поступившие в бюджет, не засчитают

Условия приема банком к исполнению платежного поручения установлены в статье 864 ГК РФ. Банк не примет платежное поручение при таких обстоятельствах:

  • у клиента нет права распоряжаться деньгами на счете;
  • платежное поручение не соответствует требованиям;
  • на счете не хватает денег для платежа;
  • приостановлены операции по банковскому счету предпринимателя – в этом случае банк руководствуется Федеральным законом от 7 августа 2001 № 115-ФЗ ( далее – Закон № 115-ФЗ).

Причина 1. У клиента нет права распоряжаться деньгами на счете

Банк обязан убедиться, что плательщик вправе распоряжаться деньгами на счете.

Для этого в случае с электронной платежкой банк проверяет наличие электронной подписи – аналога собственноручной подписи, а также что платежка удостоверена кодами, паролями, средствами, подтверждающими полномочия лица на право распоряжаться денежными средствами (это требование пункта 1.24 Положения ЦБ РФ от 19.06.2012 № 383-П ).

  • Если платежное поручение сформировано в бумажном виде, то банк проверит:
  • — наличие и соответствие собственноручной подписи лиц, которые указаны в банковской карточке с образцами подписей;
  • — соответствие оттиска печати (если она есть) образцу, заявленному в карточке при открытии счета в банке.

При приеме платежного поручения без открытия банковского счета проверят собственноручную подпись предпринимателем, если платежка бумажная. Если электронная, то номер, код или иной идентификатор электронного средства платежа.

Если банк заподозрит, что транзакция проводится без согласия владельца счета, то операцию по зачислению денежных средств могут приостановить на срок до 2 дней. Это правило появилось в сентябре 2018 года (поправка внесена в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»), оно распространяется на счета как юридических, так и физических лиц.

Не всегда банк может распознать несанкционированный доступ третьего лица к расчетному счету несмотря на то, что корректность электронной подписи проверяется банком с применением специальных технических средств. Позаботиться о защите собственных компьютеров и сохранности сертификатов электронной подписи должен сам предприниматель.

Суды могут встать на сторону банка. Так, ФАС Волго-Вятского округа рассматривал случай несанкционированного списания средств со счета компании, которая потребовала вернуть 1 млн. 25 тыс. рублей. Банк отказался возмещать денежные средства, и суд его поддержал.

Проведенная банком техническая экспертиза подтвердила, что спорные электронные платежные поручения содержали корректную ЭП клиента: предъявленная электронная подпись принадлежала генеральному директору клиента.

Судьи пришли к выводу, что клиент обязан хранить в тайне ключ ЭП, немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи, если есть подозрения, что он использован без ведома владельца.

Так как владелец электронной подписи не соблюдал эти правила, то вина и возмещение убытков возлагается на него. Банк не несет ответственности за последствия исполнения электронного платежного документа, защищенного корректной ЭП клиента.

Суд признал, что виновником возникновения убытков считается сама компания-клиент (постановление ФАС ВВО от 25.07.2014 № А43-17091/2011).

Причина 2. Реквизиты платежного документа не соответствуют банковским требованиям

Реквизиты платежного поручения должны соответствовать требованиям законодательства и банковским правилам (п. 1 ст. 864 ГК РФ). Если это не так, банк может уточнить содержание платежного поручения. Запрос сделают сразу, как только банк получит платежку от клиента. Если ответа в заданный банком срок не будет, платеж не проведут, а поручение вернут плательщику.

Допустим, что все требования к платежке выполнены, но допущена ошибка в одном единственном реквизите, например, ИНН. Значит ли это, что платежка не соответствует банковскими правилам? С одной стороны, не выполнены требования п. 1 ст.

864 ГК РФ, так как неверно заполнен один из реквизитов. С другой стороны, платежное поручение составлено в корректной форме, ошибка только в одном реквизите. Законодательно вопрос не урегулирован, поэтому обратимся к судебной практике.

На расчетный счет пришли чужие деньги | «Гарант-Сервис» г. Красноярск

В ходе ведения бизнеса любая организация может столкнуться с ситуацией, когда на ее расчетный счет ошибочно зачисляются чужие деньги. Такой «подарок» может доставить бухгалтеру компании много хлопот.

Чужие деньги могут поступить на расчетный счет фирмы, если плательщик ошибся при заполнении реквизитов платежного поручения или оператор банка допустил ошибку при обработке входящих документов.

В любом случае компания должна обратиться в банк и сообщить о чужих деньгах сразу после получения банковской выписки, в которой отражено ошибочное поступление. Сделать это нужно в течение 10 дней с момента получения выписки*(1), составив в произвольной форме письменное обращение в банк.

Разумный срок возврата

.

Гражданский кодекс расценивает чужие деньги как неосновательное обогащение, которое нужно вернуть*(2). Срок возврата законодательно не установлен. Если обязательство не содержит срока исполнения, оно должно быть исполнено в разумный срок*(3).

Но какой срок считать таковым? Количество дней для возврата не определено нормативными актами, поэтому компания сама должна ориентироваться в ситуации с чужими деньгами на своем расчетном счете и при первой же возможности сообщить о них в банк.

В противном случае придется доказывать в суде, что распознать ошибочные деньги по банковской выписке фирма смогла не сразу, в связи с чем срок их возврата увеличился. Например, компания не заметила в банковской выписке ошибочный платеж по причине большого количества операций и покупателей. Это значит, что информация о чужих деньгах в момент получения выписки не поступила*(4).

Если чужие деньги не вернуть вовремя

Фирма может узнать о чужих деньгах, получив письмо от плательщика с просьбой о возврате.

В таком письме может быть указан срок возврата денег, который нужно соблюсти, иначе плательщик имеет право подать на компанию в суд за использование своих средств и необоснованное обогащение.

Проценты за пользование чужими деньгами будут начислены за весь период (от момента выявления платежа до дня его возврата) на всю сумму ошибочного платежа*(5). Величина процента определяется ставкой рефинансирования на день возврата средств*(6).

Налоговые последствия

На расчет налога на прибыль поступление ошибочных платежей не влияет*(7). Компания не имеет экономической выгоды от таких денег.

Зато с НДС может сложиться неприятная ситуация.

Налоговые органы могут квалифицировать данный платеж как аванс и потребовать уплаты налога на добавленную стоимость. Моментом определения налоговой базы будет день поступления чужих денег на расчетный счет компании*(8). Такая перспектива вряд ли обрадует налогоплательщика.

Читайте также:  17 кубинских отелей, куда не пускают детей

Разберемся, насколько правомерным в такой ситуации является требование о начислении НДС. Налоговый кодекс обязывает определять налоговую базу по НДС только при получении денежных средств, которые предназначены для предварительной платы или аванса под предстоящие поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Ошибочно зачисленные на расчетный счет деньги, поступившие от неизвестного партнера, никак не связаны с оплатой товаров, работ или услуг, и квалифицировать их в качестве аванса или предварительной оплаты нельзя. Значит, при получении таких сумм у плательщика отсутствует и обязанность по начислению и уплате налога.

Чтобы доказать правомерность неначисления налога, нужно предпринять некоторые действия. В первую очередь в бухгалтерском учете компании данную сумму следует отнести на счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», к которому имеет смысл открыть субсчет «Расчеты по невыясненным платежам».

Затем нужно связаться с кредитором, ошибочно перечислившим денежные средства не по назначению, и запросить реквизиты для возврата денег. Также нужно запастись документами, из которых явно вытекает, что между получателем денег и плательщиком нет действующих договорных обязательств и намерений о будущем сотрудничестве. Это можно оформить специальной пояснительной запиской.

Таким образом, оснований для начисления НДС нет, пока не доказано, что перечисленные деньги являются оплатой по договору*(9).

Если НДС перечислен в бюджет

Иногда компания не сразу понимает, что платеж ошибочный, и перечисляет с таких сумм НДС в бюджет. После выяснения природы платежа деньги возвращаются их собственнику и НДС предъявляется к вычету. Здесь начинается самое неприятное. Такой вычет НДС не предусмотрен Налоговым кодексом, то есть вернуть уплаченные суммы налога из бюджета компания не сможет.

Напомним, что вычет можно применять, если аванс получен, но после расторжения или изменения договора возвращен контрагенту*(10). Так как ошибочно зачисленные деньги не считаются авансом, налоговая инспекция откажет компании в вычете.

Ошибку придется исправлять иначе. Нужно внести корректировки в книгу продаж, а также подать уточненную декларацию по НДС. После этого возникнет недоимка по налогу, которую нужно перечислить в бюджет. Также нужно начислить и уплатить пени.

В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

  • Экспертиза статьи:
    В. Пименов,
  • служба Правового консалтинга ГАРАНТ, налоговый консультант

Примечание. Банк не имеет права списывать ошибочный платеж

Сергей Кумпан, начальник операционного отдела филиала ОАО «ВТБ» (г. Омск)

В силу Положения от 3 октября 2002 года N 2-П (Общая часть) списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и (или) договором между банком и клиентом.

Договором банковского счета может быть предусмотрена обязанность клиента уведомлять банк (в течение, как правило, 10 дней) после получения выписки из счета об ошибочно списанных (зачисленных) суммах и давать распоряжение Банку о списании неправильно зачисленных на счет клиента суммах. При этом если денежные средства зачислены на счет получателя и прошли по выписке из лицевого счета, то единственный способ их возврата — поручение получателя на возврат средств. То есть нужно получить разрешение от держателя счета на списание с него чужих денег. Банк не вправе списывать в безакцептном порядке зачисленные денежные средства на основании распоряжения плательщика средств. Претензии, возникающие при неверном зачислении средств на счета получателей, должны регулироваться непосредственно плательщиком и получателем.

При внесении платы в УК или РСО погашается текущая задолженность, а не ранее возникшая — КС Цитадель

Нередко потребители жилищно-коммунальных услуг при внесении платы сталкиваются с ситуацией, когда текущая плата управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией (РСО) засчитывается в счет погашения ранее возникшего долга многолетней давности, в том числе сторонним организациям, с которыми исполнитель заключил договоры по взысканию задолженности.

Однако такие действия управляющей компании или РСО неправомерны. Плата за ЖКУ должна засчитываться именно за тот период, который указан в квитанции. Если такого указания в квитанции нет, то плата засчитывается за период, указанный самим потребителем.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 319.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если исполненного должником недостаточно для погашения всех однородных обязательств должника перед кредитором, исполненное засчитывается в счёт обязательства, указанного должником при исполнении или без промедления после исполнения. Если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счёт какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г.

№ 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства, внесённые на основании данного платёжного документа, засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (статья 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  • В соответствии с пунктом 41 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
  • Следовательно, при обращении УК или РСО в суд с иском о взыскании долга за ЖКУ и при наличии заявления должника о пропуске срока исковой давности исполненное добровольно должником обязательство не может быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности.
  • Определение Верховного суда РФ от 17 сентября 2019 г. № 4-КГ19-40

Уплату налога через проблемный банк могут не засчитать

Обязанность по уплате налога через банк, на коррсчету которого недостаточно средств, независимо от наличия платежных поручений на уплату налога, могут посчитать неисполненной, если деньги не дошли до бюджета. Так решил суд.

ООО направило в банк, через который осуществляло расчеты по налоговым платежам, платежные поручения на перечисление налога.

По части платежных поручений деньги были списаны и зачислены на балансовый счет банка, однако по корреспондентскому счету они не прошли из-за недостаточности средств на этом счете. Денежные средства не поступили в бюджет по причине финансовой несостоятельности банка.

МИФНС признало обязанность общества по уплате налога не выполненной. ООО обратилось в суд. Суд первой инстанции согласился с доводами компании и удовлетворил ее требования о признании уплаты налога.

Суд апелляционной инстанции решение нижестоящего суда отменил. Решением АС Московского округа от 17 ноября 2016 г. по делу № А40-240971/2015 отмена признана законной.

Суды указали на постановление Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 №24-П, согласно которому конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты налогов в бюджет, фактически произошло, то есть в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налогов. Однако суды указали, что это относится только к добросовестным налогоплательщикам. Это вытекает из другого определения КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О.

Учитывая данные решения, а также положения статьи 45 НК РФ, налог может быть признан уплаченным, если в результате предпринятых мер налогоплательщиком существовала реальная возможность по поступлению соответствующих денежных средств в бюджет, то есть когда направленные на уплату налога действия налогоплательщика носили добросовестный характер. В данном случае действия налогоплательщика нельзя признать добросовестными, так как налоговые платежи были направлены в бюджет 9 октября 2015 г. на сумму 400 млн руб. при наличии на расчетном счете налогоплательщика остатка в размере более 746 млн руб. и при отсутствии достаточного денежного остатка на корреспондентском счете банка.

Достаточный денежный остаток на расчетном счете создан искусственно. На начало дня 9 октября 2015 года остаток денежных средств на расчетном счете составлял 38 695 119,43 руб.

Кроме того, налогоплательщик мог и должен был знать на момент направления в банк спорных платежных поручений о сложной финансовой ситуации банка, так как информация о понижении рейтинга банка была доступна широкому кругу уже 8 октября 2015 года.

Также доказан факт того, что ООО за историю своей деятельности, произвел уплату налога досрочно впервые и в большем размере. На основе указанных обстоятельств действия ООО признаны недобросовестными, а обязанность по уплате налога неисполненной.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector