Твёрдые бытовые отходы (ТБО) относятся к побочному продукту повседневной деятельности человека. Природоохранные законодательные нормы обязывают граждан соблюдать санитарный порядок, не нарушая экологическое состояние территорий вокруг жилых домов.
Договор на вывоз мусора оформляются на условиях публичной оферты, благодаря которому учреждения, вывозящие ТБО, должны заключать соглашение с каждым желающим жителем.
Файлы для скачивания:
Кто обязан его заключать договор на вывоз мусора
Нормами жилищного кодекса (ЖК) принят регламент, на основании которого все владельцы жилья в многоэтажных домах должны соблюдать санитарный порядок, контролируя состояние имущества, находящегося в общем владении.
- Поэтому, для обеспечения санитарных норм, жители многоэтажных домов и собственники бизнес-помещений обязаны следить за дворовыми территориями и вывозом ТБО со специальных площадок, где расположены мусорные контейнеры. Обычно, от имени жителей, договор на вывоз ТБО оформляется управляющей компанией (УК) или уполномоченным представителем ТСЖ.
- А вот собственники помещений в этих зданиях обязаны заключать такой договор самостоятельно.
- Также должны оформлять договора на вывоз ТБО с РО жители личных домовладений, если они не вывозят ТБО собственными силами на полигон, а пользуются общими контейнерами для выноса мусора.
- Соблюдение санитарных норм касается также субъектов бизнеса, не зависимо от организационно-правовых форм.
В законодательных нормах прямо отмечено, что договор на вывоз ТБО для ИП является обязательным требованием и наличие такого договора контролируется государственными ведомствами. Альтернативой договору по вывозу ТБО для ИП может стать приобретение лицензии по утилизации мусора.
(Видео: “Договор на вывоз мусора”)
С кем можно заключить соглашение на вывоз мусора в 2021 году
Предоставлять такие услуги допускается лишь юр. лицам, получившим конкурсный отбор и статус регионального оператора. С физлицом допускается заключение соглашения, если требуется вывезти ТБО на полигон – со своей частной территории мусор пятой, неопасной категории.
Исходя из вышеизложенного, оформить договор о вывозе ТБО можно с:
- Юр. лицом, обладающим лицензией.
- Физлицом, имеющего лицензию.
- ИП, получившим лицензию.
С юр. лицом
При заключении договора требуется приготовить следующие документы:
- Свидетельство об учете в налоговой инспекции.
- Выписку, удостоверяющую гос. регистрацию.
- Свидетельство о изменениях в ЕГРЮЛ.
При оформлении документов, необходимо:
- Составить график вывоза ТБО.
- Предоставить схему проезда ТС, вывозящих мусор.
С физлицом
Согласно законодательных норм, физлица вправе вывозить мусор только 5-й категории опасности. Остальной мусор им вывозить запрещается. Заказчиком, желающим заключить договор на вывоз мусора физлицом, могут выступать:
- Юр. лица.
- Физлица.
- ИП.
- Собственники многоэтажных домов.
- Собственники частных усадьб.
Как выбрать подрядчика
При выборе подрядчика, необходимо обращать внимание на следующие основные параметры:
- Оказание оператором комплексного обслуживания – сбор, вывоз, утилизация ТБО.
- Наличие документов, которые могут понадобиться для контролирующих структур.
- Наличие лицензии на вывоз мусора, соответствующие сертификаты на спецтехнику и т. д.
- Ориентироваться на наличие у РО собственной спецтехники и обученных работников.
Заключая договор с оператором по вывозу ТБО, между участниками соглашения появляются финансовые отношения и договор с подрядчиком становиться основанием для выполнения расчетов.
Как правильно составить договор на вывоз мусора в 2021 году
- Договор, обычно, составляется в письменном виде в 2-х экземплярах.
- Учреждение, возложившее на себя обязанность по вывозу ТБО, выполняет данный объем работы в соответствии с полученной лицензией, утилизируя мусор различных категорий.
- Оформление договора по вывозу ТБО осуществляется на основании законодательных актов Правительства РФ:
- С 1.01.2018 года установлены аукционы, по итогам которых формируются тарифы на вывоз мусора.
- С 2019 года стартовала модернизация полигонов для хранения мусора. Старые свалки, которые не соответствуют современным санитарным нормам по переработке ТБО, обязаны модернизироваться до 2023 года, иначе будут закрыты.
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО
Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
Пп 1156 и договор с региональным оператором тко
Подписать договор с региональным оператором по вывозу мусора обязаны собственники жилых и нежилых строений.
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на
осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник
многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца
накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
- Своими
действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям; - У
него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного
выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он
подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в
помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать
причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит
доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного
лица этого нет. Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное
место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р.
(и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.
Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
А как же принцип
свободы договорных отношений?
Действительно, нормами гражданского законодательства (ст.421 ГК РФ) предусмотрен принцип свободы при заключении соглашений. Запрещено принуждать граждан к подписанию договоров – это недопустимые действия!
Но тут же содержаться исключения, которые делают эту норму не
применимой. В частности, это касается обязанностей вступать в договорные
отношение в соответствие:
- С
требованиями закона, в том числе и ГК РФ; - С
обязательствами, которые граждане принимают добровольно.
Гражданское законодательство, предусмотрев принцип свободы заключения договора, другой нормой его же и ограничивает. Так, им предусмотрено, что если лицо уклоняется от обязанности вступать в договорные отношения, предусмотренной законом, заинтересованная сторона может в судебном порядке принудить отказника заключить соглашение (п.4 ст.445 ГК РФ).
Промежуточный вывод следующий: владельцы квартир и дом, которые
являются собственниками мусора, не имеют права отказаться от заключения
договора с региональным оператором ТКО. Последний может в принудительном
порядке, через суд, заставить их подписать соглашение и выполнять его условия.
Порядок заключения договора на вывоз мусора с региональным оператором
Новая система организации обращения с ТКО вступила в действие с 01.01.2019.
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО
заключается в том, что потребителю необходимо:
К заявке нужно приложить следующее:
- Паспорт
или другое удостоверение личности заявителя; - Правоустанавливающие
документы; - Технический
паспорт недвижимости; - Справку
о количестве проживающих лиц.
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают
договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в
многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор
заключают:
- Управляющая
компания (УК); - Товарищество
собственников жилья (ТСЖ); - Жилищный
кооператив (ЖК).
Эти организации к заявке должны приложить:
- Договор
с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО; - Лицензии,
на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по
управлению многоквартирным домом; - Документы,
в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество
жильцов.
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг
по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом
заключения договора занимается доверенное лицо.
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
В каких случаях
сроки рассмотрения продлеваются?
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке
дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он
обязан:
- Выявить
недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения; - Направить
письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения; - Приостановить
рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.
После получения письма от регионального оператора, потребитель
обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано,
заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по
которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора
на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного
владельца.
С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10
рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.
В
документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена.
Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Отсутствие заявки от потребителя
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по
организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора
с региональным оператором ТКО:
- Он
размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения; - С
этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать
заявку; - Если
они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз
ТКО региональным оператором.
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Что должно
содержать соглашение?
Законом предусмотрена только письменная форма договора с региональным оператором ТКО.
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
- Месторасположение дома, для которого требуется
услуга; - Ее содержание: требование, периодичность,
порядок и размер расчета; - Порядок решения спорных вопросов, в том числе и
по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий
договора; - Права и обязанности сторон;
- Случаи, в которых услуга не предоставляется или
ограничивается; - Основания для изменения условия или расторжения
соглашения; - Срок его действия.
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении
прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь,
осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них
граждан.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет
или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например,
региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с
110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
- Обращение
в суд с иском о перерасчете стоимости; - Истребование
от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности
граждан дома; - На
основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый
период, когда менялась численность граждан.
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика
переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и
судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого
определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется
решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует
финансовые потери.
Типовая форма договора с региональным оператором.
Образец договора с региональным оператором ТКО (19 Загрузок)
Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором
За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора
с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном
порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к
административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм (). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО
подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения
договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм.
Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и
другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований
или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность
предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а
юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф
за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а
индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора,
его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р.
То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны
привлекаются к административной ответственности.
Рекомендации эксперта по переходу на прямые договоры с Регоператором по обращению с ТКО
Договор на утилизацию отходов (ТБО) и вывоз мусора: бланк-образец на 2021 год
Для обслуживания объекта оператором требуется оформить договор. При этом учитывают перечень функций исполнителя. Но для выполнения ряда операций требуется подтверждение безопасности применения отходов, для чего составляется паспорт.
Кроме того, учитывают тип мусора: коммунальный, строительный, промышленный и др. От этого будут зависеть требования, предъявляемые к транспортному средству. Дополнительно при составлении договора на утилизацию отходов определяется порядок обращения с отработанными материалами, веществами.
Существуют и другие правила оформления взаимоотношений между заказчиком, исполнителем.
Содержание статьи показать
5 Структура договора на утилизацию. Скачать бланк (фото образца) 6 Срок действия договора и условия его расторжения 8 Договор по утилизации отходов: бланк-образец
Договор на утилизацию отходов: предмет договора в связке с вывозом и размещением
Главные задачи, которые позволяет решить заключение договора: транспортировка отходов от места их образования до объекта, где будет выполняться утилизация/захоронение. Причем есть 2 возможности реализации поставленных целей:
- предоставление услуг на постоянной основе в течение некоторого периода – при этом оператор обязуется регулярно вывозить отработанные компоненты, изделия, вплоть до окончания срока действия договора;
- разовое предоставление услуг.
Предмет договора определяется до его составления, подписания – это может быть вывоз и размещение, а также утилизация мусора.Сбор и транспортировка отходов
Дополнительная опция – уборка места сбора мусора
Уход за территорией, на которой установлены баки или контейнеры для накопления ТБО/ТКО, является зоной ответственности управляющей компании или другой организации, имеющей полномочия по обслуживанию объекта.
Однако к числу обязанностей оператора, выполняющего вывоз, отправку мусора на хранение, относится поддержание рабочей площадки (где установлены контейнеры) в чистоте, если в процессе вывоза отходы высыпались.За порядок в местах накопления отходов отвечает УК, ТСЖ
Трехсторонний договор при отсутствии у оператора своего полигона для размещения отходов
Не все операторы имеют возможность самостоятельно заниматься утилизацией, захоронением. Для этого существуют другие организации. Они отмечают за хранение отработанных материалов.
Но, чтобы обеспечить возможность свободно перемещать мусор между объектами, нужно составить трехсторонний договор на вывоз и утилизацию ТБО, определяющий порядок действий, обязанности каждого участника соглашения.
Нормативные акты, регламентирующие договорные отношения участников
Механизм реализации процесса вывоза отработанных материалов, а также прием их на хранение, определяется на законодательном уровне. Для составления соглашения, которое будет учитывать интересы каждой стороны, изучаются нормативные акты:
- Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г: определяет наказание за невыполнение условий, прописанных в договоре;
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
С 1 января 2022 года в Санкт‑Петербурге начнет работу региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Организации, обслуживающие городской жилой фонд, готовятся к договорной кампании.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами будет оказываться по новым правилам.
Полный цикл обращения с бытовым мусором войдет в зону ответственности регионального оператора: вывоз, транспортирование, обработка, обезвреживание и размещение неутилизируемых остатков.
При этом ответственность за организацию накопления отходов на контейнерных площадках и их содержание в надлежащем санитарном состоянии сохраняется за компаниями, управляющими многоквартирным жилым фондом.
В соответствии с требованиями законодательства в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу региональный оператор размещает в средствах массовой информации и на своем официальном сайте предложение (оферту) о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Управляющая компания в течение 15 рабочих дней должна направить в адрес регионального оператора заявку на заключение договора и приложить необходимые документы, подтверждающие право собственности или право пользования помещениями, наличие лицензии, сведения о характеристиках жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также доверенности от собственников.
С подробной информацией порядке заключения договоров с региональным оператором можно ознакомиться по телефонам: +7 (812) 305-06-65 (для юридических лиц) и +7 (812) 303-80-90 (для физических лиц) и на сайте Комитета по природопользованию в разделе: «Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: вопросы и ответы».
Форма заявки, прилагаемые к ней документы, порядок ее заполнения и перечень каналов для направления заявки на заключение письменного договора будут размещены на сайте регионального оператора www.spb-neo.ru.
Также законодательство допускает возможность заключения прямого договора между жильцами и региональным оператором при условии, что такое решение принято на общем собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ право на заключение прямого договора с региональным оператором возникает в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно жильцами, либо способ управления не выбран, либо управляющая компания не заключила в положенные сроки договор с региональным оператором. Причем заявку в адрес регионального оператора можно и не направлять. Договор будет считаться заключенным автоматически на 16-й день после размещения региональным оператором предложения (оферты), если собственник жилья не направит свою заявку.
Это означает, что услуга будет оказываться вне зависимости от того, есть ли у гражданина договор с синей печатью, – мусор с контейнерных площадок будет вывозиться регулярно. А потребитель будет обязан своевременно оплачивать эту услугу.
«Важно войти в реформу максимально подготовленными. Ответственное обращение с отходами и, в первую очередь, своевременное заключение договоров с региональным оператором – обязанность каждого отходообразователя, то есть каждого жителя нашего города.
Такой договор от лица граждан может заключить и управляющая компания.
Комитет по природопользованию уже направил разъясняющие материалы в адрес организаций, осуществляющих управление многоквартирным жилым фондом и профильные комитеты», — рассказал заместитель председателя Комитета по природопользованию Иван Казаков.
Порядок и образец заполнения формы 2-ТП отходы (нюансы)
Новая форма 2-ТП отходы объединяет данные о возникших в деятельности юрлиц и ИП отходах производства и потребления и является отчетом, представляемым в органы Росприроднадзора. Рассмотрим нюансы составления и представления этого документа за 2021 год в 2022 году.
Отчет формы 2-ТП отходы — отраженный в табличном виде результат организованного на систематической основе учета отходов, полученных в результате производства, обработки и утилизации.
Зачем учитывать эти подлежащие удалению предметы и вещества? Ответ содержится в законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в котором выделены 2 группы принципов государственной политики в сфере обращения с отходами:
- внутренние (как сохранить здоровье населения и биологическое разнообразие, состояние окружающей среды, достичь равновесного сочетания экологических и экономических интересов общества и др.);
- внешние (международное сотрудничество России с другими государствами в экологической сфере).
Указанный нормативный документ предусматривает обязанность ведения учета отходов, хранения данных этого учета и составление отчетности по ним:
- Учету подлежат все виды отходов (образовавшиеся, утилизированные, обезвреженные и др.). Порядок его ведения утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
- Хранение материалов учета отходов должно обеспечиваться в течение 5-летнего срока (п. 21 приказа № 721).
На респондентов возложена обязанность отчитываться об отходах. Отчетным документом служит форма 2-ТП «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
ВНИМАНИЕ! По итогам 2021 года подавайте отчет на бланке, утв. приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.
Как заполнить форму N 2-ТП (отходы), детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Организовывать учет и хранить собранные данные нужно вне зависимости от того:
- каким видом деятельности занимается юрлицо или ИП;
- каков годовой объем образовавшихся отходов.
Отчет по отходам составляют с учетом того, что он:
- предназначен для подачи в орган Росприроднадзора по месту деятельности отчитывающегося лица;
- сдается в указанный на самом бланке формы 2-ТП отходы срок — до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. В 2022 году это рабочий вторник, поэтому переносов не будет. То есть, отчитаться за 2021 год нужно до 01.02.2022.
Отражению в отчете формы 2-ТП отходы подлежат данные по каждому виду находящихся у респондента отходов (за исключением радиоактивных).
О том, какие виды экологических платежей действуют в РФ и чем они различаются, читайте в этой статье.
Из каких граф состоит отчет формы 2-ТП и какие понадобятся данные?
Чтобы заполнить отчет формы 2-ТП отходы, понадобятся сведения:
- информационного характера (наименование и адрес респондента, а также закодированная информация о нем: ОКАТО, ОКВЭД2 и др.);
- учетно-классификационного свойства (данные об объемах отходов в зависимости от класса опасности).
В табличном разделе отчета графы обозначены:
- буквами (А-Г): № строки, наименование отходов и классификация;
- цифрами: количественные показатели отходов.
Количественные данные детализируют:
- данные об отходах на начало и конец отчетного года;
- движение отходов в течение указанного временного промежутка (поступление, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение и др.).
Также в отчете приводятся сведения об эксплуатируемых объектах захоронения отходов (раздел III).
Бланк для заполнения формы 2-ТП отходы вы найдете в начале нашей статьи.
См. также «Декларация по НВОС — ставки платы».
Образец заполнения 2-ТП отходы за 2021 год можно скачать в КонсультантПлюс, получив пробный бесплатный демо-доступ к системе К+:
Скачать бесплатно образец заполнения в К+
Итоги
Форма 2-ТП отходы представляет собой свод сведений об отходах производства и потребления, подаваемый в органы Росстата. Содержащаяся в этом отчете информация позволяет получить необходимые данные для анализа и оценки ситуации в области обращения с отходами, а также для разработки мероприятий в сфере экологии, охраны природы и здоровья населения.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Как заключить договор на вывоз мусора?
Заключить такой договор обязаны все граждане. За жильцов многоквартирных домов это сделает управляющая компания. А как быть предпринимателю, арендующему помещение? Сколько придется платить за вывоз отходов и что будет, если договор на оказание этой услуги не заключить?
Не всем приходится заботиться о таких договорах. Скажем, договор на вывоз мусора жильцов многоквартирных домов обычно заключает управляющая компания, после чего в их квитанциях появляется отдельная строка: «Оплата ТБО».
А как быть, если речь идет о бизнесе и помещение арендуется? В этом случае договор заключает арендатор – при условии, что иное не предусмотрено в договоре аренды.
Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз твердых коммунальных отходов заключает арендодатель (Письмо Минприроды России от 9 июля 2020 г. № 25-47/17005).
В этом случае в договор аренды включается примерно такая формулировка: «Арендодатель обязан заключить с региональным оператором договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам».
Да, заключение договора на вывоз твердых коммунальных отходов обязательно.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с этими отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого ТКО образуются и находятся места их накопления.
К твердым коммунальным отходам относятся:
- отходы из жилых помещений;
- товары, утратившие свои потребительские свойства в результате их использования физическими лицами;
- некоторые виды мусора, образующегося в результате деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном законом и постановлением.
В каждом регионе избран свой региональный оператор, например:
- региональным оператором по обращению с ТКО в Тюменской области утверждено ООО «Тюменское экологическое объединение» (ООО «ТЭО»);
- региональным оператором в Челябинской области утверждено ООО «Центр коммунального сервиса» (ООО «ЦКС»);
- региональным оператором в Москве с 1 января 2022 г. утверждено ГУП «Экотехпром» (на 1 июля 2021 г. – ООО «МСК-НТ» в районах ЮВАО и ЗелАО, ООО «Хартия» в районах СВАО и ВАО);
- перечень операторов Московской области доступен на сайте Правительства Московской области.
Порядок заключения такого договора урегулирован Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Упрощенно он выглядит так:
- в течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услуги по обращению с ТКО региональный оператор размещает в печатных СМИ и на своем сайте предложение для потребителей о заключении договора на оказание этих услуг и текст типового договора;
- потребителям в течение 15 рабочих дней со дня размещения данной информации нужно направить региональному оператору заявку на заключение договора.
Перечень документов, необходимых для заключения договора, можно найти на сайте регионального оператора (например, перечень документов с сайта регоператора ООО «ЦКС»).
Обычно это: регистрационные документы, в том числе свидетельство о постановке предприятия на учет; документы, подтверждающие внесение данных в ЕГРЮЛ; план участка организации с указанием места под контейнеры и схема путей; заявление (заявка) на заключение договора.
В случае если заявка не направлена, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором на своем сайте предложения о заключении указанного договора.
Заключение с регоператором договора на вывоз ТКО становится обязательным для всех граждан после утверждения единого тарифа для регионального оператора.
Для юрлиц и ИП плата за вывоз ТКО рассчитывается двумя способами: исходя из нормативов накопления или по фактическому образованию отходов. По нормативу платят те, кто не подал заявку на заключение договора с региональным оператором или не может подтвердить реальные объемы отходов.
Данный вопрос урегулирован п. 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505, согласно которому коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
- расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления отходов;
- исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Плата рассчитывается следующим образом: расчетная единица (количество посадочных мест, машино-мест, квадратных метров и т.д.) * единый тариф регоператора * норматив накопления/12 месяцев = ежемесячная плата.
Полномочиями по установлению нормативов накопления ТКО наделены субъекты РФ. Нормы и тарифы утверждает региональная служба по тарифам. Единицей для расчета в зависимости от вида деятельности организации будет являться «сотрудник», «квадратный метр», «машино-место» или «домовладение».
Например, Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 31 августа 2017 г. № 47/1 утверждены нормативы для Челябинской области.
Для организации, оказывающей консультационные услуги, норматив рассчитывается исходя из количества работающих сотрудников и составляет 1,466 куб. м на человека в год.
Следовательно, при штате в 10 человек норматив накопления за год составит 14,66 куб. м.
Величина предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на период с 1 июля по 31 декабря 2021 г. составляет 530,21 руб. за кубометр (НДС не облагается), согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики от 17 декабря 2020 г. № 63/130 (действует для юрлиц и собственников нежилых помещений).
Итого: (14,66 * 530,21) / 12 = 647,74 руб. в месяц.
Плата за вывоз отходов по фактическому объему может осуществляться исходя из количества контейнеров, их объема и графика вывоза.
Например: 2 контейнера * 1,1 куб. м (их объем) * 156 (вывоз ТКО – трижды в неделю) = 343,2 куб. м будет вывезено за год. Дальше расчет такой же: умножаем на тариф и делим на 12.
Расчет платы по фактическому объему отходов возможен только в том случае, если на полигоне установлены средства измерения, а складирование ТКО осуществляется в специально отведенные баки, которые используются исключительно этим юрлицом. Возможность такого учета, его порядок и перечень необходимых документов рекомендуем обсудить с региональным оператором.