Отпуск, поездка к морю или в горы, в экскурсионное турне или просто к близким в другой город. Очень часто для того, чтобы добраться в нужное место, используется авиаперелет, который требует не только финансовых затрат на покупку билета, но и знания определенных формальностей и новых правил посадки в самолет.
Билет куплен: предполетные процедуры
Любой авиаперелет предполагает обязательную регистрацию на рейс, что говорит о сохранении намерения пассажира лететь выбранным рейсом. Регистрация может проводиться в двух формах: онлайн и непосредственно в аэропорту.
Онлайн-регистрация
Данная форма предполагает дистанционную предварительную возможность получения посадочного талона. Как правило, каждой авиакомпанией установлен свой временной период, в течение которого начинается дистанционная регистрация. Обычно – за 48 часов до времени вылета. Завершается она тоже чуть раньше, чем обычная процедура в аэропорту – в среднем, за 3 часа до отлета.
Интересно! В зависимости от авиакомпании и выбранного тарифа во время онлайн-регистрации может предоставляться возможность выбора места в салоне. Однако при регистрации на рейсы лоукостеров данная услуга нередко тарифицируется отдельно.
Онлайн-регистрация не является обязательной, поэтому если для пассажира не столь важно место в салоне или нет возможности воспользоваться Интернетом в указанное время, то всегда можно сделать все процедуры непосредственно в аэропорту.
Посадочный талон
Результатом любой регистрации должно явиться получения посадочного талона. Тот, кто зарегистрировался онлайн, данный документ, снабженный штрих — и/или QR-кодом получает на тот ресурс, что был указан в процессе оформления. Это может быть номер телефоном, тогда вся необходимая информация поступит в СМС, другой вариант — электронная почта.
Что делать с электронным посадочным талоном?
До недавнего времени после получения талона у пассажира было несколько вариантов действий.
- Самостоятельная распечатка талона и предъявление его в аэропорту;
- Распечатка талона на стойках самообслуживания, находящихся в аэропортах крупных городов;
- Предъявление электронной версии талона на стойке регистрации, после чего на руки выдавался традиционный бумажный вариант.
И именно бумажный посадочный талон был основанием для прохода в санитарную зону и дальнейшей посадки в самолет.
Такая технология имела ряд недостатков, важнейшим из которых была дополнительная волокита в аэропорту. При этом если стойка самообслуживания не отнимает у человека много времени, то стояние в общей очереди на регистрацию делает электронный процесс практически бессмысленным, кроме подбора места, и требует заблаговременного прибытия в аэропорт.
Учитывая это, Минтрансом России были приняты новые правила посадки в самолет.
Правила посадки в самолет с 24 февраля 2022 года
Новшества, которые прописаны в Приказе Минтранса, зарегистрированном 14 февраля, имеют цель ухода от необходимости иметь бумажный вариант посадочного талона. Теперь для посадки в самолет достаточно предъявить электронный посадочный талон.
Таким образом, для посадки на рейс авиапассажир имеет право предъявить для прохождения предполетного досмотра:
- Обычный бумажный вариант талона или;
- Электронный посадочный талон или;
- Талон в виде штрих-кода.
Для вылета из любого российского аэропорта теперь можно предъявить электронный посадочный талон.
Однако стоит помнить, что для отлаженной работы любой, тем более технологически сложной системы требуется определенное время.
В случае с электронными посадочными талонами каждому аэропорту предстоит оборудовать свои выходы на посадку специальными электронными турникетами или новейшими считывателями, способными отсканировать предъявляемый штрих- или QR-код.
Сама процедура считывания предполагает создание виртуальной отметки о явке пассажира на рейс – аналог текущей печати на бумажном носителе.
Поэтому при регистрации стоит уточнить у авиакомпании-перевозчика, имеется ли в аэропорту вылета возможность предъявления электронной версии талона.
Обязанность информирования пассажиров о возможности посадки на рейс по новым правилам, через eGate, возложена на авиакомпанию.
Информировать пассажира перевозчик может либо на своем сайте, либо непосредственно в здании аэропорта.
Преимущества электронного посадочного талона
- Упрощение регистрационной процедуры
Отсутствие необходимости распечатывать талон позволит сэкономить время, требуемое на прохождение процедуры в аэропорту. Особенно оценят возможность в тех воздушных гаванях, где до сих пор отсутствуют стойки самообслуживания.
Однако не все смогут воспользоваться данным преимуществом. Если у пассажира имеется необходимость оформить багаж, т.е. сумка или чемодан, которая не подлежит перевозке в пассажирском салоне лайнера, тогда ему в любом случае придется пройти регистрационные процедуры в здании аэровокзала или специальных терминалах, оборудованных в крупных городах.
В числе тех, кому также потребуется бумажная версия, несмотря на новые правила посадки в самолет, — командировочные. К сожалению, для авансового отчета в большинстве компаний все еще требуется сдача посадочного талона с соответствующими печатями.
- Отсутствие дополнительных финансовых затрат
Ряд авиакомпаний-лоукостеров сегодня взимает дополнительный сбор за распечатку посадочного талона, новые правила позволят избежать подобной траты.
- Дополнительное спокойствие пассажира
У крупных аэропортах многим пассажирам, посещающим их впервые, приходится изрядно понервничать в поисках подходящей стойки регистрации или киоска самообслуживания. Другой фактор нервозности – риск утраты бумажного посадочного талона.
Недостатки электронного посадочного талона
- Необходимость поддерживать достаточный уровень заряда батареи
В случае посадки на рейс по новым правилам доказательством регистрации явится мобильное устройство, с экрана которого и предстоит считать код. Однако, если в момент посадки гаджет окажется разряжен, придется экстренно проследовать на обычную регистрацию, которая, как правило, завершается за 40 минут до вылета.
Какие аэропорты готовы принять пассажиров с электронным посадочным талоном
На момент написания статьи такую возможность декларирует аэропорты Сочи, Уфы, московские — Домодедово и Внуково. В ближайшем будущем планируется запуск подобного функционала в Шереметьево и Пулково
Нововведения, разработанные Министерством транспорта РФ, в перспективе значительно облегчат процесс предполетных формальностей преимущественно для тех граждан, кто при себе имеет исключительно ручную кладь.
Однако в связи с постепенным и не везде, думается, быстрым внедрением технологий электронного считывания мы рекомендуем в обязательном порядке предварительно уточнять у авиакомпании возможность посадки на рейс по электронному посадочному талону.
В чём разница между электронным билетом и маршрутной квитанцией
7 декабря 2021 Мы всё продумали: идеальная пара дней в Алматы Читать 26 ноября 2021 Читать 18 ноября 2021 Ещё, пожалуйста: как сэкономить в путешествиях Читать 16 ноября 2021 Россия возобновляет авиасообщение с пятью странами, в которые почти не летала раньше Читать 11 ноября 2021 Власти хотят ввести QR-коды для поездок по России. Как это будет работать? Читать 8 ноября 2021 Читать
Советы «собираясь в аэропорт, не забудьте билеты» многим кажутся какими-то нафталиновыми сказками, ведь сегодня забыть билет просто нельзя. Или можно? Ведь возим же мы зачем-то с собой какую-то распечатку. Маршрутная квитанция — это и есть наш электронный билет? Будем разбираться.
Электронный билет
Многие из нас даже не помнят те времена, когда авиабилеты были бумажными. Их можно было забыть под стеклом письменного стола, оставить на заднем сидении «Волги» на радость таксисту, их могла съесть на обед любимая болонка. Но постепенно мир двигался к внедрению электронных билетов, потерять или испортить которые невозможно.
Международная ассоциация воздушного транспорта полностью отказалась от бумажных билетов в 2008 году. На смену им пришли e-tickets: авиабилеты, вся информация по которым хранится в базе данных авиакомпании в электронном виде.
Благодаря этому следующий необходимый для перелёта документ — посадочный талон — вам дадут при предъявлении одного лишь паспорта.
Введя номер и фамилию в программу, сотрудник стойки регистрации увидит, что электронный билет у вас действительно есть и вы можете лететь.
Электронный билет на то и электронный, что в физической форме не существует. Осязаемой может стать только маршрутная квитанция.
Маршрутная квитанция
Маршрутная квитанция, или itinerary receipt по-английски, — это документ, который подтверждает, что вы купили билет. Также он выполняет роль памятки. В большинстве случаев она очень наглядно показывает, когда, в какое время, из какого аэропорта и какой авиакомпанией вы улетаете, куда и во сколько прилетаете, сколько можете взять с собой багажа и какой у вас тариф.
Маршрутная квитанция высылается вам на почту после покупки авиабилета. Распечатать её можно на любом принтере под рукой и сколько угодно раз. Никаких печатей, заверений и специальных бланков для неё не требуется.
На маршрутной квитанции указан номер электронного билета. Он может понадобиться вам, если нужно проходить процедуру self check-in и регистрироваться самостоятельно. Такое есть во многих европейских и американских аэропортах.
В специальном терминале могут потребовать ввести именно номер электронного билета.
Но многие терминалы умеют делать ровно то же, что и специалисты за стойкой регистрации, и расскажут о вашем рейсе всё, нужно только ввести свою фамилию.
Что указано в маршрутной квитанции
Фамилия, имя и номер паспорта пассажира
Номер брони/код бронирования, по которому можно проверить подлинность билета в системах бронирования, управлять бронированием на сайте авиакомпании или зарегистрироваться на рейс онлайн
Номер электронного билета
Номера всех рейсов по маршруту
Авиакомпании, выполняющие все эти рейсы
Все точки на маршруте: города вылетов и прилётов с кодом аэропорта
Дата и время каждого вылета и ориентировочное время прилёта — всегда по местному времени
Нормы провоза багажа на каждый перелёт
Цена и её составляющие: основной тариф, дополнительные сборы
Внешний вид у маршрутных квитанций очень разный, но набор сведений в них примерно одинаковый. Там указано всё, что вам нужно знать о вашем перелёте.
Нужно ли распечатывать маршрутную квитанцию
В целом никакого требования иметь при себе распечатанную маршрутную квитанцию во время путешествия нет. В большинстве случаев вы ни разу не достанете этот листок из папки с документами за всё время поездки. С функциями напоминалки отлично справляется сам файл из почты, который можно сохранить в телефоне, и совершенно не обязательно переводить бумагу на его распечатку.
Но есть несколько случаев, когда печатать квитанцию всё-таки стоит. Многие рекомендуют всегда носить с собой распечатку, а некоторые даже утверждают, что за границей иметь маршрутную квитанцию нужно всегда. Пусть это и не так, бумажная версия может вам пригодиться.
В каких случаях могут попросить маршрутную квитанцию
- При оформлении визы. Она подтверждает вашу бронь билетов и показывает, что у вас благие намерения. Вот тут скриншотом на телефоне точно не отделаешься.
- При входе в аэропорт. Если правила в аэропорту строгие или действуют какие-либо ограничения по безопасности, на входе будет стоять специальный человек, задача которого — удостовериться, что вы пришли не просто так. Маршрутная квитанция покажет, что вы правда улетаете и вам уже пора.
- На пограничном контроле. Особенно это касается тех стран, где находиться без визы можно не очень долго или при соблюдении ряда условий. Например, погулять 4 дня по Сингапуру вы можете без визы, но только в том случае, если летите в третью страну. Доказать, что вы тут именно проездом (из Дубая в Куала-Лумпур, к примеру), поможет маршрутная квитанция.
- Если всё сломалось. Электронный документооборот в любой сфере — это удобно, но компьютеры с базами данных могут и зависнуть.
- На работе. Маршрутная квитанция может понадобиться в бухгалтерии для оформления командировки, как и посадочные талоны. А если она на иностранном языке, то у вас ещё и заверенный перевод попросят.
Вот и вся разница
Электронный билет — это новая форма авиабилета, которая заменила бумажную и существует не физически, а в виде данных в базе перевозчика. Его нельзя оставить дома или потерять, потому что ответственность за его сохранность лежит на авиакомпании.
Маршрутная квитанция — это не билет, а документ с двумя основными функциями: подтвердить, что вы этот самый билет купили, и напомнить вам, когда, куда и как вы летите. Маршрутную квитанцию можно распечатать и взять с собой (что проще) или же сохранить в электронном виде на мобильном устройстве (что экологичнее).
Мнение ФНС об электронных посадочных талонах
Согласно приказу Минтранса, выпущенному в январе 2019 г., пассажир после прохождения электронной регистрации на сайте авиаперевозчика вполне официально получает электронный посадочный талон на мобильник. Подойдет ли такой формат командировочным?
В январе 2019 г. Минтранс выпустил приказ, согласно которому пассажир после прохождения электронной регистрации на сайте авиаперевозчика получает электронный посадочный талон на свой мобильный, указанный при бронировании. Подойдет ли такой формат документа для отчета за командировочные расходы?
Пассажиру предоставляется выбор:
- распечатать посадочный талон самостоятельно;
- получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
- использовать посадочный талон только в электронном виде.
- Важно!
- Авансовые отчеты сотрудники могут подписывать, используя простую электронную подпись или усиленную неквалифицированную подпись при введении соответствующего внутреннего регламента в организации.
- Подробнее: Электронные авансовые отчеты: а что, так можно?
Возможность использования последнего варианта появляется только при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде.
При прохождении предполетного досмотра сотрудник аэропорта может считать штрихкод с экрана смартфона пассажира, сверить документы пассажира с данными информационной системы, далее в случае успешного досмотра сделать отметку в электронной базе данных досмотра.
Если в дальнейшем пассажир покидает стерильную зону аэропорта, то сотрудник аэропорта снимает отметку.
Подойдет ли командированным?
Вариант использования электронных посадочных талонов удобен как минимум тем, что он не может потеряться в отличие от бумажного оригинала.
Для пассажиров, которые летят отдыхать или в гости, такой вариант будет удобен. Но для сотрудников компаний, направляющихся в командировку, такой вариант не подойдет.
Это связано с требованием наличия подтверждающих документов для авансовых отчетов.
Знаете ли вы? Сами авансовые отчеты уже давно можно вести в электронном виде. Об этом явно говорится в письме Минфина России от 12.04.2013 № 03-03-07/12250.
|
Минфин помимо авиабилета требует ещё оригинал посадочного талона на бумажном носителе с обязательной простановкой штампа о досмотре (письма Минфина России от 09.10.
2017 № 03-03-06/1/65743, от 06.06.2017 № 03-03-06/1/35214). После введения приказа ФНС выпустила письмо от 11.04.
2019 № СД-3-3/3409, в котором по-прежнему звучит требование о предоставлении бумажного оригинала талона.
Также остается доступным вариант предоставления справки от авиаперевозчика взамен посадочного талона со штампом. Но распечатать посадочный талон и проставить штамп легче, чем оформлять справку.
В письме ФНС указано: «В ситуации, когда ни один из указанных выше документов не может быть представлен, организация вправе обосновать потребление услуги воздушной перевозки любыми иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими факт использования приобретенных авиабилетов».
В итоге для подтверждения факта авиаперелета процесс предоставления отчетных документов остался без изменений — он «бумажный». |
Что интересно, в отношении железнодорожных перевозок ФНС разрешает предоставлять в качестве подтверждающих документов только контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный при покупке билета через интернет.
Возможна ситуация, когда сотрудник мог купить билет на поезд, никуда не уехать, но при этом приложить билет к авансовому отчету. Налоговая при проверке никак не может проверить факт свершения поездки и доверяет работодателям (надеясь на их добросовестность?).
Почему в отношении авиабилетов нет подобного «доверия» — споры на эту тему идут до сих пор, но воз и ныне там.
В отношении железнодорожных перевозок ФНС разрешает предоставлять в качестве подтверждающих документов только контрольный купон электронного проездного документа. |
Тем не менее, избежать бумажной волокиты вполне реально и в настоящих условиях. Каким образом? Читайте в статье «Отправляем в командировку — минимум бумаги и беготни».
Чтобы прочитать эту статью до конца, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
«Внуково» приостановило использование электронных посадочных талонов
Андрей Гордеев / Ведомости
«Внуково» временно откажется от использования электронных посадочных талонов. Аэропорт объясняет это неготовностью нормативно-правовой базы. Сейчас электронные посадочные талоны не позволяют пройти все этапы контроля без предъявления паспорта, поэтому внедрение этой технологии отложено, поясняет представитель «Внуково». Аэропорт начал принимать их с 1 июня на внутренних рейсах.
Электронные посадочные талоны не распечатываются, а хранятся в памяти мобильного устройства. И с него же предъявляются пассажирами для прохождения предполетного контроля и посадки на рейс. Эта услуга широко распространена в мире. В России она была разрешена в этом году. Первым аэропортом, обслужившим пассажиров с электронными посадочными талонами, в феврале стало «Домодедово».
«Внуково» и компания Zamar завершили пилотный проект тестирования автоматизированной системы обслуживания пассажиров с электронными посадочными талонами, рассказал представитель аэропорта: «Дано положительное заключение и подтверждена эффективность использования системы на всех этапах». Но, по его словам, действующая нормативно-правовая база не позволяет полностью отменить ручной контроль документов, удостоверяющих личность, и полностью перейти на автоматизированную технологию с установкой автоматизированных турникетов. Поэтому аэропорт решил отложить внедрение этой системы до изменения законодательства. «Пассажиры могут распечатать бумажную копию электронного посадочного талона самостоятельно с экрана мобильного устройства на специальных принтерах», – успокаивает представитель «Внуково».
Накануне ТАСС со ссылкой на базирующуюся во «Внуково» «Победу» сообщал, что аэропорт с 10 декабря прекратит принимать электронные посадочные талоны.
Российские аэропорты много лет добивались этого нововведения, которое позволит экономить на печати посадочных талонов и упростит пассажирам проход служб авиационной безопасности и выход на посадку. В начале 2019 г.
Минтранс издал соответствующий приказ, согласно ему для прохода в стерильную зону аэропорта и на посадку пассажиру достаточно предъявить электронный посадочный талон.
При этом сохраняется возможность пользоваться талоном, распечатанным самостоятельно или на стойке регистрации.
«В «Шереметьево» система работы с электронным посадочным продолжает стабильно функционировать», – сказал представитель аэропорта. В «Домодедово» электронный посадочный работает как на внутренних, так и на международных линиях, говорит представитель аэропорта.
Электронный посадочный талон в командировке
С 25 февраля 2019 года авиапассажиры могут пользоваться электронными посадочными
талонами наравне с обычными. Рассказываем, чем они отличаются,
как командированному отчитаться о расходах на электронный
авиабилет и что делать в случае потери посадочного
талона.
Какие документы подтверждают расходы на перелёт
Ст. 252 Налогового Кодекса РФ предписывает
экономически обосновывать и подтверждать документами расходы
на командировки.
В случае перелёта по электронному авиабилету
документами строгой отчётности признаются
маршрутная квитанция и полётный купон (посадочный талон).
Маршрутная квитанция — это выписка из глобальной
автоматизированной системы бронирования авиабилетов. Квитанция
приходит на электронную почту после покупки билета. В ней
есть код бронирования, тариф билета и сборы, маршрут, дата
и время полёта, фамилия и имя пассажира.
Маршрутная квитанция подтверждает только факт покупки. Можно
купить билет, но никуда не полететь или вернуть билет,
поэтому факт перелёта подтверждается дополнительным
документом — посадочным талоном.
Посадочный талон пассажир получает после регистрации
на рейс. В отличие от маршрутной квитанции, талон
содержит дополнительные детали: место в самолёте и номер
выхода на посадку. В талоне ставят отметки во время
предполётного контроля: прохождении регистрации на рейс,
досмотра в аэропорту и посадки на борт.
Электронный и бумажный посадочный талон: в чём
разница
Когда пассажир регистрируется на рейс в аэропорту,
он получает посадочный талон на руки — картонный
бланк с отрывной частью. При выходе на посадку правую
часть отрывают и отдают пассажиру, остальное остаётся
у представителя авиакомпании.
Если пассажир проходит онлайн-регистрацию, посадочный талон
приходит на его электронную почту. Электронный посадочный
пассажир может сохранить на смартфон или распечатать. Как
и в обычном талоне, на нём есть штрихкод или QR-код,
в котором зашифрована информация о перелёте.
В аэропорту путешественник показывает цифровой талон
с кодом на всех этапах предполётного контроля.
В некоторых аэропортах владельцы электронного посадочного
регистрируются на рейс и сдают багаж вообще без участия
персонала — с помощью терминалов самообслуживания.
Плюсы электронного посадочного:
- всегда под рукой в телефоне, нельзя потерять;
- не нужно стоять в очереди в аэропорту, чтобы
зарегистрироваться на рейс, если только не требуется
сдать багаж; - использование электронных документов экономит бумагу.
Минусы тоже есть. Во-первых, в России посадочный талон
в электронном виде принимают пока не везде — для
этого в аэропорту должно быть специальное оборудование
и электронная база данных досмотра. Российские авиакомпании
и аэропорты обязаны размещать на своих сайтах эту
информацию.
Пассажиру лучше заранее узнавать, используют ли
в аэропорту электронный посадочный талон. Некоторые
авиакомпании, например Ryanair и Wizz Air, берут плату
за распечатку посадочных на стойке регистрации.
Во-вторых, когда пассажир использует в аэропорту
электронный посадочный, отметка о прохождении досмотра
и посадке на борт ставится в электронной базе
данных. Это не подходит бухгалтерии, которой для отчётности
о командировочных расходах необходимо иметь подтверждающий
документ на бумаге.
Минфин в письме от 23.09.2019
№03-03-06/1/772906 и ФНС в письме от 11.04.2019
№СД-3-3/3409 считают: посадочный талон должен иметь
реквизиты, подтверждающие факт перелёта, и, как правило, таким
реквизитом является штамп о досмотре.
Поскольку штамп о досмотре физически ставится только
на бумаге, командированному необходимо распечатать электронный
посадочный. Это можно сделать как на домашнем принтере, так
и в аэропорту, в терминале самообслуживания или
на стойке регистрации.
Авансовый отчет по командировке: правила
заполнения
Что делать, если посадочный утерян
В ситуации, когда получить штамп о досмотре
на посадочный талон невозможно, Минфин России разрешает подтвердить расходы справкой
о перелёте, выданной авиакомпанией.
Чтобы получить справку, пассажир или его законный представитель
должен обратиться в авиакомпанию. Это платная услуга.
Информация о стоимости и сроках выдачи справки обычно
публикуется на сайте перевозчика.
На сайтах некоторых
авиакомпаний есть онлайн-форма для подачи и оплаты заявки.
Документ могут прислать как обычной почтой, так и в виде
скана на электронную почту.
Но для бухгалтерской
отчётности лучше заказать бумажный оригинал.
В справке должны быть указаны ФИО сотрудника, номер заказа,
маршрут, номер рейса, посадочное место, стоимость билета, дата
полёта.
Для примера, «Аэрофлот» делает справку о перелёте
за 1000 ₽ и 30 дней. Такие же расценки
у «Уральских авиалиний», а если заплатить 1500 ₽,
справку выдадут за 5 рабочих дней.
Образец справки о перелёте «Уральских авиалиний». Источник
Из писем Минфина следует, что компания вправе предоставить
и любые другие документы, которые прямо или косвенно
подтверждают факт использования приобретенного авиабилета. При этом
Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень этих
документов и не ограничивает в этом вопросе
компанию. Однако на деле всё не так просто.
Письма Минфина: от 15.01.2021 № 03-03-06/1/1448,
от 28.01.2020 № 03-03-06/1/4908
Ольга Великанова, бухгалтер Yusen Logistics Rus: Прибегать к иным документам для подтверждения расходов стоит с осторожностью. В моей практике не было таких случаев, но это может привести к спорам с налоговыми органами. При налоговых проверках письма Минфина никакой роли не играют, потому что это письма, а не нормативный документ. Логика инспектора в том, что всё должно быть подтверждено документом. Не косвенным, а конкретным. Посадочный талон — неотъемлемая часть электронного билета по закону. Значит, он и должен подтверждать, что по этому купленному билету пассажир улетел. Если талона нет, то сведения об использовании этого билета есть только у авиакомпании, поэтому полноценной заменой талону является справка от авиакомпании. Можно рассуждать про косвенные документы, но вероятность что-то доказать будет уже только в суде и только после наложения санкций от налоговой. А это дополнительные затраты для компании. |
Если сотрудник не принесёт никаких подтверждающих
документов, то работодатель вправе не возмещать расходы
на авиабилеты. Или он может компенсировать расходы
частично — выплатить определённую сумму, которая прописана
во внутреннем положении о командировках.
Важно помнить, что локальные нормативные акты компании
не должны ухудшать положение работников, установленное
законодательством. Например, пп. «в» п.
1 постановления Правительства РФ от 02.10.
2002 №729
разрешает возмещать сотрудникам федеральных учреждений
неподтверждённые расходы в размере минимальной стоимости
проезда.
Поэтому положение, в котором запрещено компенсировать
неподтверждённые командировочные затраты, суд может признать
недействующим на основании ст. 8 Трудового кодекса РФ.
Если расходы работника решено возместить или если билеты покупал
работодатель, то такие затраты нельзя списать на расходы,
чтобы уменьшить налог на прибыль. С сотрудника при этом
нужно удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.
В этом
случае фактические целевые расходы на проезд до места
командировки и обратно документально не подтверждены.
Поэтому они будут считаться доходом в виде оплаты организацией
за работника стоимости услуг по перевозке. Это следует
из положений 12 абз. п. 1 ст. 217, п. 2 ст.
422 Налогового кодекса РФ
и п. 2 ст. 20.2 закона от 24.07.1998
№125-ФЗ.
Если так не сделать, то при налоговой проверке
компания должна будет перечислить в бюджет все доначисленные
налоги, взносы, пени и штрафы.
Запомнить
- Бумажный и электронный посадочные талоны имеют одинаковую
силу. - Электронный посадочный принимают в тех аэропортах, где
есть специальное оборудование. Информацию об этом надо искать
на сайтах авиакомпаний и аэропортов. - Для отчёта о командировочных расходах всегда
распечатывайте посадочный талон, чтобы поставить штамп
о досмотре. - Если командированный не распечатывал посадочный или
потерял талон, придётся получать платную справку
в авиакомпании или подтверждать расходы другим способом. - Работодатель вправе удержать НДФЛ или не компенсировать
сотруднику стоимость авиабилетов, если тот не подтвердил
расходы документами.
* Статья носит информационный характер и может
не совпадать с мнением государственных органов
и мнением читателей статьи.
ООО «НТТ» не несет
ответственность за решения, принятые на основе
информации, представленной в статье.
ИЗМЕНЕНИЯ,
ВНОСИМЫЕ В НЕКОТОРЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ МИНИСТЕРСТВА
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОСАДОЧНОГО ТАЛОНА, ОФОРМЛЕННОГО В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
- Приложение
- к приказу Минтранса России
- от 14 января 2019 г. N 7
1.
В Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г.
, регистрационный N 10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 г. N 165 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2008 г., регистрационный N 12964), от 25 октября 2010 г. N 231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 г., регистрационный N 19174), от 2 апреля 2012 г.
N 88 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2012 г., регистрационный N 24083), от 30 апреля 2014 г. N 114 (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32421), от 16 июля 2014 г. N 187 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный N 33780), от 15 февраля 2016 г.
N 25 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2016 г., регистрационный N 41479), от 24 ноября 2016 г. N 363 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2016 г., регистрационный N 44878), от 5 октября 2017 г. N 409 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2017 г., регистрационный N 48651):
- 1) абзац третий пункта 14 изложить в следующей редакции:
- «Пассажир при бронировании указывает номер мобильного телефона или иной способ связи для его информирования.»;
- 2) пункт 77 дополнить абзацем вторым в следующей редакции:
- «Регистрация пассажиров может проводиться на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет-сайт перевозчика), позволяющем пассажиру самостоятельно осуществить регистрацию с предоставлением пассажиру посадочного талона в электронном виде (далее — регистрация в электронной форме), в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта.»;
- 3) абзац первый пункта 84 изложить в следующей редакции:
«84. При регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон.
- При регистрации пассажира на интернет-сайте перевозчика в электронной форме посадочный талон пассажира оформляется в электронном виде и направляется пассажиру посредством способа связи, указанного пассажиром в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
- При регистрации пассажира в электронной форме пассажиру по его выбору перевозчиком предоставляется право:
- распечатать посадочный талон самостоятельно;
- получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта;
- использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.
Посадочный талон содержит инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Посадочный талон, оформленный в электронном виде, используется при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру информацию о возможности использования в аэропорту посадочного талона, оформленного в электронном виде, и (или) разместить указанную информацию на интернет-сайте перевозчика.
Информация о возможности использования в аэропорту посадочного талона, оформленного в электронном виде, предоставляется обслуживающей организацией в аэропорту, а также на официальном сайте аэропорта (при его наличии).».
2. В Правилах проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 июля 2007 г. N 104 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2007 г.
, регистрационный N 9975), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 267 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2011 г., регистрационный N 19962), от 16 апреля 2012 г. N 96 (зарегистрирован Минюстом России 20 апреля 2012 г.
, регистрационный N 23895), от 23 июля 2015 г. N 227 (зарегистрирован Минюстом России 24 марта 2016 г., регистрационный N 41529), от 6 июля 2016 г. N 183 (зарегистрирован Минюстом России 4 августа 2016 г., регистрационный N 43103), от 13 июня 2017 г. N 223 (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2017 г.
, регистрационный N 47335), от 30 марта 2018 г. N 120 (зарегистрирован Минюстом России 23 апреля 2018 г., регистрационный N 50860):
- 1) в пункте 45:
- а) абзац третий изложить в следующей редакции:
- «при входе пассажиров в пункт досмотра проверяет билеты и/или посадочные талоны, оформленные в установленном порядке , сканирует содержащийся в посадочном талоне штриховой код (при его наличии), сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира и данными билета и посадочного талона, содержащимися в том числе в штриховом коде. При необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их данному пассажиру сообщает об этом старшему пункта досмотра; принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра
- ———————————
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 ноября 2006 г.
N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (зарегистрирован Минюстом России 24 января 2007 г., регистрационный N 8835), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 18 мая 2010 г.
N 117 (зарегистрирован Минюстом России 9 июня 2010 г., регистрационный N 17533), от 15 февраля 2016 г. N 25 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2016 г.
, регистрационный N 41479); Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г.
, регистрационный N 10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 г. N 165 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2008 г., регистрационный N 12964), от 25 октября 2010 г. N 231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 г., регистрационный N 19174), от 2 апреля 2012 г.
N 88 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2012 г., регистрационный N 24083), от 30 апреля 2014 г. N 114 (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32421), от 16 июля 2014 г. N 187 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2014 г., регистрационный N 33780), от 15 февраля 2016 г.
N 25 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2016 г., регистрационный N 41479), от 24 ноября 2016 г. N 363 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2016 г., регистрационный N 44878), от 5 октября 2017 г. N 409 (зарегистрирован Минюстом России 24 октября 2017 г., регистрационный N 48651); приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2008 г.
N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации» (зарегистрирован Минюстом России 3 апреля 2008 г., регистрационный N 11466), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 25 (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2016 г., регистрационный N 41479).»;
б) абзац пятый изложить в следующей редакции:
«проставляет отметку в билете и (или) посадочном талоне (за исключением случаев оформления билетов и (или) посадочных талонов в электронном виде) о прохождении предполетного досмотра, а также аннулирует ее, если пассажир покидает зону контроля.
При наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, специалист по досмотру N 1 вносит информацию о прохождении предполетного досмотра в эту систему.
В случае если пассажир покидает стерильную зону, в информационной системе, включающей в себя электронную базу данных досмотра, делается соответствующая отметка.»;
- 2) абзац второй пункта 50 изложить в следующей редакции:
- «производится проверка билета и/или посадочного талона, оформленных в установленном порядке , сканирование содержащегося в посадочном талоне штрихового кода (при его наличии), сверка документа с личностью пассажира и данными билета и посадочного талона, содержащимися в том числе в штриховом коде, при входе в пункт досмотра
- ———————————
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 ноября 2006 г.
N 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»; Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82; приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 января 2008 г. N 15 «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации».»;
3) пункт 77 изложить в следующей редакции:
«77. При проведении предполетного досмотра пассажира и его ручной клади в билете и (или) посадочном талоне (за исключением случаев оформления билета и (или) посадочного талона в электронном виде) ставится отметка о прохождении предполетного досмотра и пассажир направляется в стерильную зону.
В случае если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра.»;
7) пункт 78 изложить в следующей редакции:
«78.
Контроль за пассажирами в стерильной зоне, а также проверка отметок на билетах и (или) посадочных талонах (за исключением случаев оформления билетов и (или) посадочных талонов в электронном виде) о прохождении предполетного досмотра пассажирами, в том числе транзитными, у выхода на посадку из терминала или у трапа воздушного судна осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.
В случае если посадочный талон оформлен в электронном виде, работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта проверяется информация о прохождении пассажиром предполетного досмотра на основании сведений, содержащихся в информационной системе, включающей в себя электронную базу данных досмотра.».