ФНС напоминает, что организациям целесообразно сверить данные об участках и транспорте

Для начисления налогов на транспорт и земельные участки будут использоваться данные госреестров, и если эти данные окажутся неактуальными, то и начисления могут отличаться от ожидаемых.

Что и где нужно сверить

  • На сайте ФНС появилось сообщение о том, что налоговые органы проводят сверку сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) о принадлежащих компаниям земельных участках и транспортных средствах.
  • Поскольку предоставлять налоговую отчетность по транспортному и земельному налогам за 2020 и последующие периоды больше не нужно, и ФНС сама будет производить начисления и уведомлять налогоплательщиков о сумме налога специальными сообщением, некорректные сведения в госреестрах могут обернуться для организаций дополнительными суммами налоговых выплат.
  • Безусловно, предусмотрен протокол разрешения разногласий, однако значительно менее затратно будет заранее проверить корректность сведений о своем имуществе, которые содержатся в государственных базах данных.
  • «Если по мнению налогоплательщика, сведения ЕГРН не совпадают с информацией в официальных ресурсах ГИБДД МВД России, органов гостехнадзора, ГИМС МЧС России, органов Росморречфлота, Росавиации, Росреестра, рекомендуется сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства или земельного участка», – говорится в сообщении. 

Почему корректность данных об имуществе становится критически важной

Федеральная налоговая служба неоднократно заявляла о том, что стремится оптимизировать процессы налогового администрирования и уменьшить нагрузку на бизнес в части его обязательств по сдаче налоговой отчетности.

Так, с 2021 года отменена обязанность юридических лиц по представлению в налоговые органы деклараций по транспортному и земельному налогам за 2020 и следующие годы, и введен порядок, согласно которому налогоплательщики будут получать сообщения об исчисленных суммах налогов на транспорт и земельные участки от ФНС.

ФНС напоминает, что организациям целесообразно сверить данные об участках и транспорте

Такие уведомления будут приходить налогоплательщикам вместо деклараций: табличная часть формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога. Источник: www.nalog.ru

Если сведения в государственных реестрах будут отличаться от представлений налогоплательщика, как минимум, возникнет необходимость оспорить начисленные суммы, в противном случае придется платить больше, чем это установлено Налоговым кодексом. Поэтому, чтобы не создавать дополнительных трудозатрат, правильно будет проверить корректность сведений в госреестрах, не дожидаясь налоговых начислений. 

Как подготовиться к новым правилам игры

Прежде всего, как и рекомендует ФНС, необходимо проверить данные в государственных реестрах о том, какое имущество числится за организацией.

Также следует внимательно ознакомиться с регламентом разрешения разногласий с налоговиками и проверить технические возможности получения уведомлений по телекоммуникационным каналам связи, например, с использованием сервисов 1С или личного кабинета налогоплательщика.

Сверка по транспортному и земельному налогам с 2020 года

С 2020 года введён заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам организаций. Кроме того, с 2021 года действует бездекларационный порядок налогообложения транспортных средств и земельных участков организаций.

В связи с этими изменениями объясняем, зачем нужна сверка с налоговой сведений об объектах налогообложения по этим налогам и как её сделать.

С 2021 года вступают в силу новые положения Налогового кодекса РФ, отменяющие сдачу в налоговые органы деклараций по транспортному налогу и земельному налогу за период 2020 года и последующие налоговые периоды (пп. 16, 17, 25 и 26 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Одновременно вводится порядок направления организациям (их обособленным подразделениям) сообщений от ИФНС об исчисленной сумме указанных налогов.

Зачем нужна сверка

Для подготовки ко вступлению в силу этих изменений компании, имеющие объекты обложения по транспортному и/или земельному налогам, могут по своему усмотрению обратиться в ИФНС по месту нахождения указанных объектов за проведением сверки сведений о них, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

Как провести сверку с налоговой

Для проведения сверки нужно запросить (письменно или электронно) в ИФНС выписку из ЕГРН о своей организации с указанием всех учтенных транспортных средств и земельных участков. Такую выписку предоставляют бесплатно.

В случае выявления расхождений сведений в ЕГРН со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, государственный кадастровый учет и госрегистрацию прав на недвижимое имущество, нужно сообщить об этом в ИФНС по месту нахождения недвижимости (земельного участка) и транспортного средства с указанием данных, по которым есть расхождения

К такому сообщению желательно приложить документы-основания о характеристиках соответствующих объектов.

После проверки (сверки) представленной информации налоговая примет меры по актуализации сведений Единого государственного реестра налогоплательщиков. Если на то будут основания, предусмотренные ст. 83 и 84 НК РФ. Причём организацию об этом проинформируют.

Выписка из ЕГРН должны предоставить не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (пп. 19, 34 Административного регламента ФНС представления выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. приказом Минфина от 30.12.2014 № 178н). Ее направят тем способом, который указан в запросе.

Чем руководствоваться

Использованы материалы: сайт ФНС.

Образцы ответов на требования налоговой инспекции. — ЭнтерФин

23.08.2020

ИФНС может запросить при проверке документы либо пояснить или уточнить расхождения в отчете. Сроки ответа на эти требования свои. Если запросили документы — ответьте в течение 10 рабочих дней.

Не успеете подготовить документы — у вас есть только один день, чтобы отправить в инспекцию уведомление. В нем укажите причину опоздания и конкретную дату, когда исполните требование.

Если инспекторы требуют пояснения или уточненку — ответить надо в течение пяти  дней. Возможности получить отсрочку, как по требованиям документов, нет (абз. 2 п. 3 ст. 93 НК). Если опоздаете — штраф 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК).

За повторное нарушение в течение календарного года — еще 20 000 руб., а за каждый непредставленный документ — по 200 руб. (п. 2 ст. 129.1, п. 1 ст. 126 НК). Чтобы в срок ответить на запросы, используйте готовые образцы. Как составить пояснение по каждому налогу, читайте в рекомендации.

Отвечаем на все требования без вашего участия.

Узнать больше

Enterfin.ru

Особенность пояснений по НДС в том, что ответить на требование надо в электронном виде (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК). Электронные пояснения к декларации по НДС составьте в специальном формате. Готовые формулировки для ответов можете взять из образцов ниже.

  • Пояснение в налоговую: отсутствует реализация за квартал (НДС)
  • Пояснение в налоговую  по декларации НДС: неверный номер счета-фактуры поставщика (код ошибки 4)
  • Пояснение в налоговую по декларации НДС, код ошибки 1: продавец не отразил счет-фактуру.
  • Пояснение в налоговую, по вопросу восстановления НДС при переходе на УСН.
  • Пояснение в налоговую: большой вычет по НДС.
  • Организация заявила НДС к возмещению.
  • Пояснение в налоговую, о причинах расхождения данных по выручке в декларации по НДС с данными бухгалтерского учета.
  • Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухгалтерского учета (выдача займа).
  • Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными бухучета (экспорт).
  • Выручка в декларации по НДС не совпадает с данными по расчетному счету.
  • Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (внереализационный доход).
  • Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (реализация металлолома).
  • Суммы НДС в разделе 3 не соответствуют суммам налога в разделах 8 и 9.
  • Вычет НДС в связи с возвратом покупателем товаров.
  • Организация заявила вычет с аванса.
  • Расхождения из-за переноса вычета НДС на более поздние периоды.

Отвечаем на все требования без вашего участия.

Узнать больше

Enterfin.ru

Пояснения к декларации по налогу на прибыль

Инспекторов заинтересует убыток в отчетности. Они также сравнивают данные декларации по налогу на прибыль с декларацией по НДС, бухгалтерской отчетностью, выписками по расчетным счетам и другими документами.Данные часто не сопоставимы, но безопаснее ответить на требование, чтобы избежать штрафа.

  1. Налог на прибыль за отчетный период снизился из-за сезонного снижения спроса на продукцию.
  2. Отразили убыток в декларации.
  3. Отразили убытки в нескольких периодах.
  4. Доходы в декларации расходятся с данными отчета о финансовых результатах.
  5. Расходы отличаются от данных отчета о финансовых результатах.
  6. Выручка по НДС и налогу на прибыль отличается (внереализационный доход).
  7. Доходы в декларации отличаются от поступлений на расчетный счет.
  8. Прибыль в декларации отличается от той, что в бухотчетности.
  9. Прямые расходы больше, чем выручка от реализации.
  10. Амортизационную премию отразили, а стоимость основных средств в балансе уменьшилась.
  11. Амортизацию отразили, а отчет по налогу на имущество не подали.
  12. Высокая доля косвенных расходов в отчетном периоде.
  13. В декларации не указали внереализационные доходы.
  14. Организация уменьшила сумму начисленного налога на авансовые платежи.
  15. В составе косвенных расходов указаны налоги, которые организация уплачивает в другой регион.
Читайте также:  Паспорт гражданина мира в 2020 году: условия получения

Отвечаем на все требования без вашего участия.

Узнать больше

Enterfin.ru

Пояснения к декларации по налогу на упрощенке

Инспекторы сверяют показатели декларации по единому налогу с бухгалтерской отчетностью и выписками по расчетному счету. При расхождениях будьте готовы их пояснить.

  • Доходы в декларации не совпадают с выпиской из расчетного счета.
  • Данные в декларации не совпадают с данными бухгалтерской отчетности.
  • Пояснение в налоговую в случае если по итогам налогового периода образовались убытки на УСН.
  • Пояснения в налоговую: отсутствие авансовых платежей на УСН: объект «Доходы»
  • Пояснение в налоговую по авансам на УСН, объект «Доходы минус расходы»
  • Пояснение в налоговую, если восстановленный НДС не соотносится со стоимостью ОС и запасов, при переходе на УСН.

Пояснения по 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Инспекторы проверяют 6-НДФЛ по контрольным соотношениям. Расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ инспекторы также сверяют с данными отчетов по страховым взносам. Если обнаружат расхождения, потребуют уточненку или пояснения.

  1. Доходы в 6-НДФЛ и расчете страховых взносов отличаются (дивиденды).
  2. В расчете 6-НДФЛ отражены доходы, но не показана сумма удержанного НДФЛ.
  3. Доходы в 6-НДФЛ не совпадают с оплатой труда по Отчету о движении денежных средств.
  4. Доходы в 6-НДФЛ и в РСВ не совпадают
  5. Доходы в 6-НДФЛ и в РСВ не совпадают. Организация выплатила дивиденды учредителю — физическому лицу

Доходы в 6-НДФЛ и в РСВ не совпадают. Организация выплачивала пособия.

Доходы в 6-НДФЛ и в РСВ не совпадают. Организация применила стандартные налоговые вычеты по НДФЛ.

Бухгалтерское сопровождение уже включает ответы на все требования налоговой.

Узнать больше

Пояснения о низкой зарплате

Зарплата сотрудников не должна быть меньше МРОТ и отраслевых минимумов. Если получили из ИФНС требование о представлении пояснений о причинах низкой зарплаты, подготовьте ответ.

  • Зарплата меньше среднеотраслевой. Увеличились затраты, и спрос на продукцию упал
  • Зарплата ниже средней по отрасли. Часть сотрудников на неполной ставке
  • Снижение зарплаты. Изменились условия труда
  • Пояснение в налоговую: заработная плата начислялась, а выручки не было.
  • Пояснение в налоговую о снижении численности сотрудников.

Бухгалтерское сопровождение уже включает ответы на все требования налоговой.

Узнать больше

Enterfin.ru

Дополнительные пояснения в ИФНС

Инспекторы иногда требуют прогноз налоговых платежей или пояснить, почему вы платите налоги и взносы раньше срока. Требования не связаны с расхождениями в отчетности, поэтому вы вправе на них не отвечать.

Но, чтобы избежать штрафа, безопаснее представить информацию или уведомить, что не обязаны ее представлять.

Пояснение в налоговую о подтверждении реальности адреса в ЕГРЮЛ.

Бухгалтерское сопровождение уже включает ответы на все требования налоговой.

Узнать больше

«Ведомости» узнали детали используемой ФНС системы выявления налоговых уклонистов

Федеральная налоговая служба (ФНС) принимает решения о проверке компаний на возможное уклонение от налогов на основе непубличной балльной системы, пишут «Ведомости» со ссылкой на непубличные документы службы. Инспекторы оценивают целесообразность проведения проверки, исходя из количества баллов, то есть из шансов получить от компании дополнительную сумму в бюджет, отмечает газета.

  • Баллы присваиваются по следующим критериям: 
  • • ‎достоверность данных о компании: cведения о «прописке» юрлица недостоверны — минус 5 баллов, в отношении учредителя — минус 10 баллов, гендиректора — минус 20 баллов; при отсутствии подозрений — 0 баллов;
  • •‎ количество сотрудников: менее 10 человек — присваивается 0 баллов, от 10 до 30 работников — 5 баллов, больше 30  работников — 10 баллов;
  • •‎ доля вычетов по НДС: менее 90% — 10 баллов, от 90% до 95% — 5 баллов, свыше 95% — 0 баллов;
  • • наличие имущества — 15 баллов;
  • •‎ сумма внеоборотных активов за два года до проведения проверки: более 5 млн рублей — 10 баллов, от 100 000 до 1 млн рублей — 5 баллов, менее 100 000 рублей — 0 баллов.

По «методичке» ФНС компании делятся на три типа. Первый и второй — это фактические и потенциальные «выгодоприобретатели» — конечные бенефициары уклонения от налогов. К ним относятся организации, набравшие от 50 баллов, с реальным имуществом, госконтрактами и уведомлениями о контролируемых сделках. Потенциальными «выгодоприобретателями» считаются организации с 20–49 баллами.

Третий тип — «технические компании», которые работают как инструмент занижения налоговой базы. К ним относятся компании с 19 баллами и ниже.

При этом для попадания в этот список они должны отразить в декларации по НДС значительные обороты по операциям, уплатить минимальные суммы налогов, доля вычетов по НДС должны быть выше 98%, штат менее 10 человек.

  Если у компании недостоверные данные о «прописке» юрлица и учредителях, то компания признается «технической». Попытки изъять у нее недоплаченные налоги считаются бесполезными, отмечает газета.

Описанная методика — часть предпроверочного анализа бизнеса. Система позволяет в онлайн-режиме определить разрывы между продажами и закупками, а также налоговыми декларациями компании, пишет газета.

«Методичка» ФНС открывает возможности для перекладывания ответственности за «грехи» контрагентов на добросовестный бизнес, тогда как реальные выгодоприобретатели фактически освобождаются и от налогов, и от наказания, заявил  руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

На самом деле настоящие выгодоприобретатели — это создатели фирм-однодневок и схем ухода от налогов, прокомментировал «методичку», сказал Зарипов. По его словам, не всегда организаторы уклонения и бизнес, поставщики которого участвуют в недобросовестных схемах, — это одна и та же сущность.

Под описание «выгодоприобретателя» чаще всего подпадает средний бизнес, считает партнер консалтинговой компании «Номен» Иван Яголович. Малые и микрокомпании признаются «техническими звеньями», поскольку с них «нечего взять», сказал он. 

Представитель ФНС не ответил на запрос «Ведомостей».

Налоговая «просит» предоставить документы и информацию о вашей компании. Что необходимо знать | Rusbase

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

О таком способе оперативного получения налоговыми органами информации, как допрос директора или бухгалтера компании уже было рассказано в нашем предыдущем материале «Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать».

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Некоторые случаи неправильного толкования действующего налогового законодательства выглядят не только странно, но и могут вызвать глубокое недоумение, так как фактически направлены не на проверку фактов хозяйственной деятельности компании, а напоминают сбор «компромата».

  • Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).
  • Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.
  • Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:
  1. При проведении в отношении компании камеральной или выездной проверки (на основании статей 88, 89, 93 Налогового кодекса РФ);
  2. Вне рамок проверки (на основании статьи 93.1 Налогового кодекса РФ). Дополнительно (за «скобками») выделим «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам, так как за последнее время это стало новым трендом налогового контроля и отдельно обратим на них внимание с позиции причин появления таких требований в практике.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Однако вышеуказанная позиция не абсолютна. В последнее время суды чаще всего стают на сторону налоговых органов, в силу «табуированности» темы налогов в нашем государстве. О последствиях следования такой позиции далее.

Читайте также:  6 необычных музеев лондона

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

  1. Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.
  2. Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:
  3. Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

  • Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.
  • Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.
  • К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.
  • Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.
  • Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Как и в случае с истребованием документов при выездной проверке, при камералках проверяющие налоговые инспекторы ограничены только своим усмотрением. Но и в том, и в другом случае при истребвании документов необходимо знать одну истину, а именно — что такое «документ» в нормативном понимании этого термина.

  1. Здесь нам могут помочь позиции из свежей арбитражной практики (Арбитражные дела №№ А28-8268/2020, А56-38742/2020).
  2. Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:
  3. Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.
  4. Они являются регистрами бухгалтерского учета и предназначены в соответствии со статьей 10 ФЗ «О бухгалтерском учете» для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах и представляет собой аналитическую информацию, а не документ в нормативном понимании данного термина.

«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам

Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

  • Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.
  • На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.
  • Вот примеры некоторых из них:
  1. При нахождении разрыва в цепочке контрагентов одного из ваших партнеров и подозрениях в использовании так называемых «бумажных» схем пытаются понудить к добровольной уплате налогов (через «устрашающие» требования по аналогии с вызовом для дачи пояснений по проблемным контрагентам);
  2. Поиск потенциальных источников для закрытия разрывов (например, через поиск платежеспособных компаний, которые используют налоговые оговорки в отношениях со своими подрядчиками и поставщиками).
Читайте также:  Формат нескольких уведомлений от ФНС будет обновлен

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

«Параналоговые» риски при отказе от представления документов или информации, связанные с последствиями возможного назначения тематической проверки, никуда не исчезают.

Фото на обложке: unsplash.com

Требования ФНС вне проверок: правила и штрафы

Налоговая инспекция вправе требовать, чтобы организация предоставила какие либо документы и информацию вне рамок проверки в двух случаях:

  • инспекция ведет налоговую проверку контрагента организации;
  • инспекции для осуществления налогового контроля нужна информация по конкретной сделке.

Рассмотрим оба случая и разберемся, какими должны быть требования ФНС по закону.

Требования при проверке контрагента

Как налоговая направляет требование

Порядок запроса информации у налогоплательщика при проверке его контрагента указан в статье 93.1 НК.

Когда контрагент и организация, у которой запрашивают документы, учтены в одной и той же инспекции, ИФНС напрямую требует нужные документы у организации.

Если в разных — инициатор проверки контрагента сперва направляет поручение в инспекцию по месту учета организации. Последняя направляет требование самой организации. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции, которая инициировала запрос.

В копии поручения указывают, при проведении какого именно мероприятия налоговикам потребовались документы и информация. Также она позволяет проверить, соответствуют ли сведения поручению инспекции-инициатора запроса.

Требование составляется на основании поручения от инспекции контрагента и не может выходить за его рамки. Если налоговая запрашивает другие документы, такое требования является незаконным.

Но если инспекция вовсе не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым нарушением. Поэтому отсутствие копии — не повод игнорировать требование. А вот обжаловать его в таком случае можно. И если налогоплательщик выиграет суд, то сможет потребовать возмещения расходов на исполнение требования согласно статье 35 НК.

Что налоговая может потребовать

В НК нет ограничений по составу запрашиваемых документов или по тем , у кого можно их потребовать. Это значит, что ИФНС может направить требование контрагентам проверяемой организации первого, второго, третьего и последующего звена.

Налоговая вправе запросить не только документы по налогам и сборам, но и другие документы и информацию по проверяемому налогоплательщику. При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что сведения необходимы при проверке контрагента.

Налоговики вправе потребовать штатное расписание, приказы о направлении работников в командировки и другие документы, которые содержат персональные данные работников организации или других людей.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право обрабатывать персональные данные без согласия их субъекта.

Но только при условии, что это необходимо для исполнения полномочий, на основании статьи 6 закона «О персональных данных».

Нет ограничений и по периоду проверки контрагента. Если инспекция запросила документы за период, который не охвачен проверкой, организация должна отреагировать на требование.

Требования по конкретной сделке

Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК по требованию ИФНС налогоплательщик должен представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами, даже если он не являться стороной договора. Но только если сделка совершена в рамках договора.

Налоговая не может запросить данные в отношении операций:

  • по получению бюджетных субсидий;
  • по выплате дивидендов;
  • по внесению вкладов в имущество организации;
  • по внесению вкладов в уставный капитал организации.

Других ограничений по составу запрашиваемых документов или информации нет. Адресатом требования может быть участник сделки или другие лица, у которых есть нужные для проверки данные по сделке. Налоговая вправе требовать документы или информацию по нескольким сделкам.

В то же время нельзя запросить документы или информацию, которые не относятся к конкретной сделке. Налоговая должна указать в требовании сведения, которые позволяют идентифицировать сделку, согласно приказу ФНС № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 года.

Судебная практика показывает, что инспекция не обязана указывать в требовании реквизиты договора или сделки, достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование признают обоснованным, если по перечню запрашиваемых документов налогоплательщик может сам определить, какая сделка заинтересовала налоговую.

Штрафы за неисполнение требования

Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным.

Как реагировать:

  • известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов;
  • исполнить требование в установленный срок;
  • обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов.

Если налоговый агент не отреагирует на требование представить документы за 10 рабочих дней со дня его получения, ИФНС может оштрафовать на 10 000 рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК .

Если вовремя не выполнить требование по запросу документов и информации, налогоплательщика могут оштрафовать за неисполнение каждой части запроса. За непредставление документов оштрафуют на 10 000 рублей, информации — на 5 000 рублей по статье 129.1 НК.

Более того, согласно статье 138 НК срок на исполнение требования не приостанавливается, когда его обжалуют в вышестоящем управлении ФНС. Приостановить требование, которое обжалуют, может только суд.

Вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок мы подробно обсудили в статье «ИФНС требует документы: что делать?».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector