Фнс собирается изменить правила сверки расчетов

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов

Расчеты с бюджетом целесообразно время от времени контролировать. Для этого существует такая процедура, как сверка. Изъявить желание свериться с ИФНС может любой налогоплательщик. Сегодня расскажем о том, как это сделать.

О важности сверки

И крупной компании, и микробизнесу важно следить за тем, чтобы все налоги и прочие необходимые платежи были осуществлены в срок. Пренебрежение этим грозит ответственностью вплоть до уголовной. Правда, столь суровая мера может быть применена при весьма существенных размерах задолженности. Но и при прочих долгах грозят санкции — штрафы и пени за несвоевременную уплату.

Чтобы не пускать этот вопрос на самотек, рекомендуется проводить сверку расчетов с бюджетом. Делать ее нужно даже если вы исправно платите все полагающиеся платежи. Нередко бывает, что в реквизитах допускаются ошибки, и в итоге платеж не зачисляется или уходит «не туда».

Обратите внимание! Весьма распространенной является ошибка в КБК. Если указать неверный код, платеж не дойдет или будет зачислен на другой счет бюджета. При этом у субъекта возникнет задолженность, на которую со временем набегут пени.

Что будет, если у налогоплательщика возникнет долг по налогам? Последствия могут быть весьма печальными:

  • списание суммы долга с расчетного счета компании или предпринимателя;
  • блокировка действующих расчетных счетов, невозможность открыть новые;
  • приостановка деятельности;
  • обращение налогового органа в суд.

Избежать этого поможет своевременная сверка с ИФНС.

Внимание! В некоторых случаях при невозможности произвести уплату налогов вовремя налогоплательщик может получить отсрочку.

Варианты подачи заявления на сверку

Проведение сверки расчет налогоплательщика по налогам проводится согласно пункту 3 Регламента из приказа ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @.

Обратиться в ИФНС по вопросу проведения сверки можно по-разному:

  1. При личном визите или направив представителя. Необязательно ехать в «свою» налоговую — можно посетить любой территориальный орган ФНС. Если направляете представителя, не забудьте дать ему доверенность — оригинал и копию.
  2. Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Этот вариант подойдет зарегистрированным пользователям. Чтобы стать таковым, придется все же посетить ИФНС. Однако при наличии доступа к порталу «Госуслуг» этого можно избежать.
  3. В электронном виде по ТКС. Подходит тем, кто подключил электронный документооборот с Налоговой службой.

Личное обращение

Сразу отметим, что никакого специального бланка для заявления на проведение сверки не утверждено. Можно составить обращение в произвольной форме, в обязательном порядке указав все важные параметры:

  • наименование компании или ФИО предпринимателя;
  • все коды — ОГРН/ОГРНИП, ИНН, КПП;
  • контактные данные — адрес, телефон;
  • список налогов, которые необходимо проверить;
  • наименование «своего» налогового органа;
  • дата, на которую осуществляется сверка;
  • способ получения акта сверки (лично, по почте).

Обратите внимание! Если выбран вариант получения акта сверки по почте, следует указать почтовый адрес. Иначе документы будут отправлены на юридический.

Налоговый орган в течение 5 дней должен рассмотреть обращение и направить акт сверки налогоплательщику в 2-х экземплярах.

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов» data-medium-file=»https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav-300×230.jpg» data-large-file=»https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav.jpg» loading=»lazy» class=»wp-image-7493 size-full» title=»Бумажная форма» src=»https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav.jpg» alt=»Зявление» width=»664″ height=»508″ srcset=»https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav.jpg 664w, https://kontursverka.ru/wp-content/uploads/2018/09/zayav-300×230.jpg 300w» sizes=»(max-width: 664px) 100vw, 664px» /> Образец заявления на сверку с бюджетом

Особенности электронного обращения

При обращении по ТКС заявление будет сформировано автоматически. Пользователю нужно будет лишь выбрать налоги и периоды сверки. Однако вариант получения акта выбору не подлежит — он придет в электронной форме (письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если заявление подается через ЛК на сайте https://www.nalog.ru, то оно также формируется автоматически. Варианты получения акта на выбор — лично или по почте.

Обратите внимание! Электронный акт сверки не может быть возвращен в налоговую инспекцию при наличии разногласий. Если они обнаружены, придется обращаться в ИФНС повторно.

Когда получен акт сверки

Теперь пришло время сверить данные своего учета и информацию, которой располагает налоговый орган. Она представлена в акте сверки.

Документ состоит из титульного листа и двух разделов. Титульный лист содержит информацию о налогоплательщике и налоговом органе, а также период, по которому происходит сверка.

Разделы 1 и 2 заполняются по каждому налогу или сбору в отдельности.

ФНС собирается изменить правила сверки расчетовФорма Акта сверки с бюджетом по налогам, раздел 1

После проведения сверки действия зависят от ее итого:

  1. Разногласий нет. На последнем листе раздела 1 налогоплательщик ставит подпись и отметку «Согласовано без разногласий».
  2. Разногласия есть. Заполняется графа 4 раздела 1 по тем строкам, по которым выявлены расхождения. Рядом с суммами, указанными в акте, ставятся суммы по данным учета налогоплательщика. Акт подписывается на последней странице раздела 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями».

Подписанный акт передается в ИФНС. Специалисты настоятельно рекомендуют в любом случае возвратить акт в налоговую. Есть мнение, что если его не вернуть, в следующий раз сверки можно не дождаться.

Расхождения

Если в акте выявлены расхождения, инспекция проведет проверку своих информационных систем и запросит у налогоплательщика документы. Будьте готовы представить платежные поручения, подтверждающие уплату спорных сумм.

Далее в зависимости от того, кто ошибся, события развиваются по-разному:

  1. Ошибка на стороне налоговой инспекции. Ошибка должна быть устранена специалистами ИФНС. Делается это на основании служебной записки в течение 5 рабочих дней.
  2. Ошибка налогоплательщика. Выявляется, какая именно ошибка была допущена. В зависимости от этого нужно будет подать уточненную декларацию, уточнить платеж или заплатить налог. Что именно сделать — об этом проинформирует инспектор по телефону или направив уведомление.

Когда все расхождения устранены, ИФНС согласует с налогоплательщиком подписание нового акта. Следует еще раз все проверить и удостовериться, что расхождений нет. Если все в порядке, акт подписывается с соответствующей пометкой, а в разделе 2 указывается информация о том, что разногласия устранены.

Если же по-прежнему имеют место какие-то расхождения, акт подписывается с пометкой «Согласовано с разногласиями». При этом в разделе 2 налогоплательщик может указать, почему расхождения до сих пор не устранены, и что, по его мнению, следует предпринять.

Согласно правилам, если разногласий нет, то весь процесс сверки должен занимать не более 10, а если есть — не более 15 рабочих дней. В этот срок не включаются периоды почтовой доставки.

Как сверить расчеты с ИФНС в 2021 году

Акт совместной сверки по налогам и сборам. Срок предоставления акта сверки ИФНС. Что делать после получения акта сверки от ИФНС

Прикрепленные документы

↑К началу страницы

Регламент проведения сверки расчетов с бюджетом по налогам

Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика.

 Основным документом, который регулирует порядок сверки, является приказ ФНС России от 9.09.

2005 № САЭ-3-01/444 @  «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами», Раздел 3 (далее — Регламент ФНС).

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

В этом документе сказано, что сверка расчетов проводится обязательно в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками. Для этого до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, составляется график;
  • при снятии компании с учета, при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при ликвидации (реорганизации) компании;
  • по инициативе налогоплательщика — чаще всего это бывает в конце года, когда организация готовится к составлению годового отчета, — для подтверждения остатков по счетам учета расчетов с бюджетом. Налогоплательщик должен подать заявление (запрос) о сверке расчетов в произвольной форме. 

Также инспекция может предложить сверить расчеты, если она обнаружила возможную переплату налогов в бюджет (3 ст. 78 Налогового кодекса РФ).

Совет: если сверку инициирует налоговый орган, то рекомендуем вам принять предложение налогового органа о проведении сверки. Хотя участие в ней является вашим правом, а не обязанностью (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Сверка позволяет своевременно выявить переплату, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных.

В перечисленных случаях налогоплательщикам рассылаются письменные уведомления о датах проведения проверок. Если налогоплательщик не явится для оформления результатов сверки в срок, указанный в уведомлении, акт сверки расчетов в двух экземплярах отправляется ему по почте. В уведомлении сообщается о необходимости возврата подписанного экземпляра акта сверки.

Куда обратиться для проведения сверки

Для того, чтобы провести сверку расчетов по налогам, сборам и страховым взносам, обратиться потребуется в налоговый орган. Такую сверку вправе проводить организации и ИП.

Важно! Администрирование страховых взносов (исключение взносы на травматизм) находится в ведении налоговой с 2017 года. Поэтому сверка сведений по страховым взносам может с ИФНС может проводиться только за периоды начиная с 2017 года.

Если компании или предпринимателю нужно провести сверку по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года, то обратиться они должны в Пенсионный фонд, а не в ИФНС ( статью ⇒ Карточка расчетов с бюджетом).

Зачем это нужно

Согласно российскому законодательству, все налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать фискальные сборы в государственный бюджет. В противном случае компанию или индивидуального предпринимателя накажут рублем: выставят штрафы и пени. А за особо крупные налоговые преступления грозит уголовная ответственность.

Чтобы избежать проблем, налоговики настоятельно рекомендуют систематически контролировать текущее состояние взаиморасчетов с бюджетом. Чиновники напоминают, что даже незначительная ошибка в платежном поручении может привести к плачевным последствиям.

Например, неверно указан код бюджетной классификации в платежке — и денежные средства не дойдут по назначению. Следовательно, налог не будет считаться уплаченным, и инспекторы применят штрафные санкции. Напомним, что наказанием за несвоевременную уплату обязательств являются не только штрафы. Представители ФНС вправе:

  • самостоятельно списать деньги с расчетного счета налогоплательщика;
  • заморозить расчетные счета компании;
  • приостановить деятельность организации или предпринимателя;
  • инициировать судебное разбирательство.
Читайте также:  Образец должностной инструкции массажиста в 2021-2022 году

Систематический контроль взаиморасчетов позволит избежать таких последствий. Провести проверку довольно просто: достаточно подать заявление на сверку с налоговой в ближайшее территориальное отделение ФНС. Но есть и другие способы.

Когда проводят сверку

Ситуаций, когда должна быть проведена сверка расчетов с ФНС, несколько (п. 3 Регламента, утв. приказом налоговой от 9 сентября 2005 года №САЭ-3-01/444@):

  • когда компания или индивидуальный предприниматель меняет ИФНС;
  • когда налогоплательщик снимается с учета в ФНС по причине ликвидации и реорганизации;
  • каждый квартал, если компания крупная;
  • если сотрудниками налоговой обнаружены переплаты или недоимки (п. 3 ст. 78 НК РФ);
  • по желанию компании или предпринимателя (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В результате процедуры сотрудники ФНС составляют акт сверки и отправляют или передают его лично налогоплательщику.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата. 

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Для чего проводится сверка расчетов

В качестве основных сведений при проведении сверки расчетов можно выделить следующие:

  • подтверждение того факта, что компания уплатила излишние средства;
  • выявление излишне взысканных налоговым органом сумм;
  • выявление платежей, по которым требуется подача уточнения;
  • проверка итоговых данных по обязательствам перед ИФНС.

Кто проводит сверку

Проведение сверок регулируется разделом 3 Приказа ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444. Начать сверку может налоговая или плательщик. Обычно сверку делают добровольно, но есть ситуации, когда она обязательна:

  • сверку проводят ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками, для этого составляют специальный график сверок;
  • сверка нужна при снятии компании с учета в ИФНС, когда фирма переходит в другую инспекцию;
  • при ликвидации предприятия.

Налоговая может самостоятельно запросить сверку, если у плательщика есть переплата по налогам и взносам.

При организации сверки ФНС направляет налогоплательщикам уведомление о дате проверки. Если представитель компании в налоговую для сверки не явится, то ФНС вышлет две копии акта по почте. Их нужно подписать и один экземпляр отправить почтой.

Плательщик может запросить сверку в любой момент. Обычно бухгалтерия делает это перед закрытием периода или при подаче заявки на кредит, так как банки часто запрашивают справку о состоянии расчетов с бюджетом.

Как получить акт сверки от налоговой инспекции

Акт сверки формирует налоговая инспекция. Налогоплательщику, чтобы его получить, необходимо сделать следующее: 

Шаг 1: подать в свою ИФНС (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 3 Регламента ФНС):

  • или заявление на бумаге в произвольной форме с просьбой о проведении сверки;
  • или запрос с помощью размещенного на сайте ФНС сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица»;
  • или запрос в электронном виде по ТКС. На запрос по ТКС ИФНС предоставит акт в электронном виде (Письмо ФНС от 30.10.2015 № СД-3-3/4090@).

Если вы не согласны с данными в электронном акте, то для устранения разногласий надо будет подать заявление о сверке в бумажном виде.

Получив ваше заявление, ИФНС не позднее пяти рабочих дней должна сформировать (распечатать) акт сверки со своими данными и пригласить представителя организации для вручения акта (либо направить акт по почте) (п. 3.4.3 Регламента ФНС).

Шаг 2: получить акт и сверить его данные со своими. При этом возможны два варианта развития событий.

  • Если расхождений нет, то подписать акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». Первый экземпляр акта оставить у вас, второй — в ИФНС (п. 3.1.3 Регламента ФНС).
  • Если обнаружены расхождения с данными ИФНС, то:
  1. в графе 4 разд. 1 акта рядом с указанными ИФНС суммами, с которыми вы не согласны, указать суммы по вашим данным;
  2. подписать акт на последней странице разд. 1 с пометкой «Согласовано с разногласиями»;
  3. передать подписанный экземпляр акта в ИФНС.

Получив акт с разногласиями, ИФНС проверит свои данные по внутренним информационным ресурсам и предложит вам представить документы, подтверждающие данные вашего учета (например, платежные поручения на уплату налога).

  • Если ошибку допустили налоговики, то они должны ее устранить (п. п. 3.1.5, 3.1.6 Регламента ФНС). Сверяются первичные документы компании и данные информационных систем в инспекции. В тот же день готовится служебная записка. В течение 5 рабочих дней на основании записки ошибка исправляется.
  • Если причина расхождений — ваши ошибки, допущенные, например, при заполнении декларации или платежного поручения, то ИФНС известит вас о том, какая именно ошибка повлекла за собой расхождение данных (инспектор позвонит или направит вам уведомление) (п. 3.4.6 Регламента ФНС). Устранить допущенные вами ошибки можно, подав уточненную декларацию, уточнив налоговые платежи, доплатив налог и т.п.

После анализа расхождений и их устранения ИФНС подготовит и передаст вам новый акт сверки и согласует дату его подписания (п. п. 3.1.6, 3.1.7 Регламента ФНС).

  • Если расхождения устранены полностью — представитель организации и инспектор подписывают акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано без разногласий». В разд. 2 акта будет запись, что в результате совместной сверки расхождения устранены.
  • Если расхождения не устранены — представитель организации подписывает акт с пометкой на последнем листе разд. 1 «Согласовано с разногласиями». В разд. 2 акта вы можете указать причины разногласий и свои предложения по их устранению.

Совет: всегда возвращайте подписанный акт сверки в ИФНС. В инспекциях есть негласное правило о том, что новый акт компаниям не выдается до тех пор, пока они не сдадут подписанный предыдущий. 

Срок проведения сверки и подписания итогового акта не должен превышать 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления о сверке (п. 3.1.2 Регламента ФНС). Однако на практике редко удается завершить сверку в этот срок.

Если сверка проводится при реорганизации или ликвидации компании, то акт составляется в двух экземплярах — один для компании, другой для ИФНС. Причем налоговая не примет окончательного решения, пока не получит акт сверки. Если же сверка нужна для перехода в другую инспекцию, то актов три — для компании, для «старой» и «новой» инспекции.

Форма заявления на выдачу акта сверки

Согласно письму ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644, заявление на предоставление акта сверки с налоговой на бумаге занимает один лист и выглядит довольно стандартно следующим образом:

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов

Как видно, бланк заявление на получение акта сверки с налоговой содержит привычные поля и не должен вызвать сложностей при заполнении.

Далее с нашего сайта можно бесплатно скачать образец 2020 заявления на выдачу бумажного акта сверки с налоговой:

Информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом

Но есть и еще один документ, который регламентирует сверку — это приказ Минфина России от 18 января 2008 г.

№ 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию».

В нем раздел 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам».

В соответствии с приказом № 9н компания может получить из инспекции не акт сверки, а справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

Она выдается по письменному запросу в срок 5 рабочих дней. Причем как запрос, так и сама справка могут быть представлены лично, по почте или по электронным каналам связи.

 Таким образом, мы видим, что есть два документа, которые являются итогом сверки.

Справку могут не выдать только в двух случаях:

  •  если компания обратилась не в «свою» инспекцию, если в запросе забыла написать свое полное наименование, ИНН, подпись руководителя, печать компании, если запрос составлен не на фирменном бланке, если уполномоченный представитель подал запрос, но не приложил доверенность, или если в запросе присутствуют нецензурные или оскорбительные выражения.
  • если компания не исполнила свои налоговые обязательства. Когда налогоплательщик встает на учет, то в его карточке прописываются его налоговые обязательства. Например, ежеквартальная отчетность по налогу на прибыль, ежемесячная отчетность по НДС и т д. И если декларация не была сдана вовремя, то информирование невозможно. Тогда компании выдадут не справку, а письмо о неисполнении государственной функции.

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

По каким КБК проведут сверку

  • Если в заявлении не обозначен перечень КБК, по которым нужно провести сверку, то будут предоставлены сведения в отношении всех КБК, по которым у налогоплательщика имеется обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов в данном налоговом органе.
  • Бесплатно заполнить платежку в сервисе, где действующие КБК и другие реквизиты подставляются автоматически
  • Если налогоплательщик не обязан перечислять налоги, сборы, взносы, пени, штрафы, проценты по всем указанным в заявлении КБК за запрашиваемый период, инспекция сформирует уведомление о невозможности провести сверку.

Сверка по инициативе инспекции

Если налогоплательщик является участником электронного документооборота (то есть сдает отчетность в ИФНС через интернет), то инспектор формирует акт сверки расчетов, подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет его налогоплательщику через интернет. Если налогоплательщик не является участником ЭДО, то акт сверки будет направлен по почте.

Подключитесь к веб‑сервису для ИП, чтобы вести учет и сдавать отчетность через интернет Подать заявку

Автоматизация сверки с ИФНС в БП 8 — получение Акта сверки расчетов в рамках сервиса 1С-Отчетность и сверка налогов с ИФНС

     Сверка с контрагентами и контролирующими органами – неотъемлемая часть работы бухгалтера.

Программа 1С «Бухгалтерия 8» позволяет это сделать с помощью сервиса 1С-Отчетность, т.е. Вы можете не только сдавать отчетность с помощью этого сервиса, но и запрашивать/получать акты сверки и Вам не придется ездить в налоговые органы для запроса акта сверки.      Чтобы сделать запрос на сверку, необходимо в программе 1С «Бухгалтерия 8» в сервисе 1С-Отчетность зайти в раздел «Сверки» и нажать кнопку «Запросить сверку».      Появится Запрос на сверку, в котором необходимо заполнить поля:

     1. От кого (заполняется по умолчанию основной организацией).

     2. Формат ответа (по умолчанию формат XML, который позволяет сформировать документ в удобной форме для просмотра).

     3. Кому (контролирующий орган).

     4. Период сверки.

     5. Налоги и сборы, по которым проводится сверка (по ссылке предоставляется выбор на сверку по всем КБК или по списку определенных КБК).

Читайте также:  Как получить рабочую визу в великобританию (англию) для россиян в 2020 году

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов

     Далее нажимаем кнопку «Отправить». Статус запроса примет значение – «Отправлено». После того, как сверка поступит, статус запроса акта сверки изменится на «Готово». 

     Если Вы сделали запрос по КБК, по которому не было движений, то ответ от налогового органа придет в виде «Уведомления об отказе».

     В программе «1С: Бухгалтерия 8», а также в сервисе 1С: Fresh «1С:Бухгалтерия 8» начиная с версии 3.0.68 есть возможность проверки состояния налогового платежа для проверки: все ли платежи поступили на счет ФНС и избежания начисления пени и штрафов.

     Помощник «Сверка налогов с ФНС» автоматически сверяет данные по взаиморасчетам из учетной системы ФНС с учетными данными программы «1С: Бухгалтерия 8» и отражает результат сверки по каждому уплаченному налоговому платежу. Для работы данного помощника необходимо подключить сервис 1С-Отчетность.

     Как это работает:       открываем помощник (раздел Отчеты – Сервис Сверка налогов с ФНС);       нажимаем кнопку «Запросить сверку»;       в ФНС отправляется запрос в формате XML.

     Ответ поступит через сервис 1С-Отчетность, а результат, после обработки, отражается в помощнике «Сверка налогов с ФНС». Состояние платежа может принимать следующие значения:

      Зачислен.

      Ожидается зачисление (если еще не прошел 10-ти дневный срок, в течение которого происходит зачисление платежа и сверку нужно будет провести позже еще раз).

      Не найден (если платеж не найден, то перейдя по гиперссылке «Не найден» открывается форма «Состояние платежа» с рекомендациями, что делать дальше.

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

ФНС собирается изменить правила сверки расчетов

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика  совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику  в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

  • Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».
  • Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.
  • Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.
  • Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.
  • Первый этап (подготовительный): перед началом сверки должен быть согласован «объект» — причём не только сам конкретных налог, но и все параметры исследуемого налогового обязательства применительно к п. 1 ст. 17 НК РФ (главное: сверяемый налоговый период). В противном случае стороны представят друг другу не сопоставимые данные.
  • Второй этап: Налоговый орган выдаёт налогоплательщику проект Акта сверки со своими учётными данными. Налогоплательщик сличает их со своими, в случае полной идентичности — подписывает Акт. И сверка на этом завершена. Если же есть расхождения, то процесс сверки продолжается.
  • Третий этап: Налогоплательщик предъявляет в налоговый орган первичные документы и расчёты, опровергающие (по его субъективному мнению) учётные данные налогового органа. Каждая сторона проверяет правильность своего учета; выявляются и исправляются ошибки в учетных регистрах — после чего стороны оформляют Акт сверки (в котором также полный «консенсус»). Если же и после этого стороны не смогли прийти к «единому знаменателю», то —
  • Четвертый этап: оформляется Акт сверки, в который каждая сторона вносит свой вариант сальдированных остатков за налоговый период. Исходя из специфики налоговых правоотношений (подотрасль административного права), именно налоговый орган уполномочен найти выход из такого «клинча»:
  1. 1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);
  2. 2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.
  3. К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.

Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

  • Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).
  • Самое главное: полностью проигнорирована кардинальная объективная разница в учетной политике сторон.
  • Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет).

Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны.

Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме.

По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика.

А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода.

Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России.

При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

  1. Проектом вообще не предусмотрена сверка в разрезе налоговых периодов.
  2. В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.
  3. Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Читайте также:  Больничные выплаты будут не ниже МРОТ на постоянной основе

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов (Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036) указало следующее:

Начисленные налоговые платежи (в том числе авансовые) с привязкой к конкретным датам, как и произведенные налогоплательщиком налоговые платежи с привязкой к конкретному налогового/отчетному периоду — отражаются в акте сверки.

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

Выводы.

Законный «интерес» налогоплательщика заключается в проведении реальной сверки расчётов с налоговым органом в разрезе конкретного налогового периода с сопоставлением данных по всем начислениям и платежам.

Сверка по такой методике позволяет выявлять не только сами несоответствия, но их источник.

Коими, например, не редко являются неправомерные действия налоговых органов по «зачету переплат» в счёт «задавненных» (и невозможных к взысканию в рамках установленных НК РФ процедур) налоговых долгов.

  • К сожалению, действующая (по факту) в настоящее время процедура взаимной сверки расчётов «системно» нарушает закреплённое в НК РФ право налогоплательщиков на реализацию данной процедуры.
  • Рекомендации налогоплательщикам.
  • Пока методисты-правоведы ФНС России «думают», советую поступать примерно так (при проведении сверки расчётов).

В заявление указать конкретный налоговый период, по которому будет проводиться сверка расчётов. Здесь следует иметь ввиду, что форма Заявления — чисто «рекомендуемая». То есть налогоплательщик вправе подать заявление в «свободной» форме, или внести дополнительную информацию в предложенный к заполнению бланк.

При получении Акта с явно некорректными данными, письменно предложить провести детализированную сверку расчётов, приложив к возражениям свой расчет (с перечнем начислений и их оплаты) и платежные документы. Ссылаясь при этом на указанное выше письмо ФНС России (прикреплено к статье).

Продолжение темы, начатой в статьях:«Переплата — фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!»Правовая природа недоимки: позиция Минфина России

Налоговая сверка: советы от ФНС

Вряд ли найдется компания, которой не пришлось хоть раз пройти сверку расчетов с налоговой инспекцией. Налоговики отмечают, что необходимо знать компании, решившей уточнить расчеты с налоговой.

В некоторых случаях эта процедура проводится в обязательном порядке. Например, при переходе из одной инспекции в другую. Иногда сверку инициирует и сама компания. Чаще всего чтобы убедиться, что у нее нет налоговых долгов перед бюджетом. При всей популярности данной процедуры о том, как она должна проходить, знают немногие.

К тому же и само налоговое ведомство, похоже, до сих пор не определилось с ее правилами. Как результат — отмененный Регламент проведения совместной сверки расчетов, который «прожил» меньше месяца, а также вышедшее по этому поводу разъяснение налоговой службы «О рекомендациях при поведении совместной сверки расчетов».

Итак, самое время разобраться, что необходимо знать компании, решившей уточнить расчеты с налоговой.

История с регламентами

Не так давно был утвержден Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам*. Указанный документ, в частности, отменял раздел 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками**. Этот раздел устанавливал порядок проведения сверки. Также были признаны недействующими акты сверки: форма 23 (полная), 23-а (краткая) и методические указания по их заполнению.

В новом Регламенте специалисты налоговой службы расписали несколько измененный алгоритм проведения сверки, а также привели в соответствие с поправками в Налоговый кодекс порядок оформления ее результатов. Рассмотрим основные отличия данного Регламента от прежнего.

Во-первых, в нем, помимо общих сроков, указано время, которое отведено на выполнение инспекторами и организациями отдельных действий в ходе сверки. К примеру, получив от фирмы заявление о сверке расчетов, инспекция была обязана в течение пяти рабочих дней составить краткий акт.

На формирование полного акта отводилось семь рабочих дней с даты получения налоговой краткого акта с разногласиями. Компании на изучении полученных от инспекции актов давалось пять рабочих дней. Во-вторых, новый Регламент закрепил, что сверкой могут быть охвачены только три календарных года, предшествующие ее проведению.

В-третьих, был изменен алгоритм проведения сверки. По Регламенту сверка по инициативе фирмы происходит так. Инспекция, получив от компании заявление, составляет краткий акт сверки. Фирма вправе с ним согласиться. Тогда акт возвращается инспекции с пометкой «Согласовано без разногласий». Или же не согласиться.

В таком случае на акте ставится пометка «Согласовано с разногласиями». Если краткий акт согласован с разногласиями, формируется полный акт, на котором организация либо ставит пометку «Разногласия устранены», либо приходит на личную встречу с налоговой.

Новый Регламент сверки вступил в силу с 1 апреля 2007 года. Однако уже 25 апреля он был отменен приказом ФНС России от 25.04.2007 № ММ-3-25/261.

Одна из главных причин — инспекции не укладывались в установленные Регламентом сроки по каждому этапу сверки и по всей процедуре в целом.

Результатом отмены стало то, что не осталось ни одного официально действующего документа, которым необходимо руководствоваться при проведении сверки. Устранить образовавшийся пробел поспешила ФНС. Об этом далее.

Письмо вместо Регламента?

Сверка расчетов с налоговыми органами

В данной статье в краткой форме вы узнаете:

  • о процедуре проведения сверки расчетов с бюджетом;
  • о справках, предоставляемых налоговыми органами и случаях, когда они нужны самому налогоплательщику;
  • о сроках, на которые следует обратить внимание;
  • о документах контролирующих органов, которые следует взять на заметку.

Итак, приступим к рассмотрению вопроса сверки участников налоговых правоотношений.

Права и обязанности

Налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику по его запросу:

  • справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  • справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);

Налоговые органы обязаны:

  • осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право:

  • на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Основания для проведения сверки

Основания со стороны налогоплательщика:

  • реорганизация юридического лица;
  • участие в конкурсах или торгах;
  • получение лицензии, кредита;
  • процедура банкротства.

Основания со стороны налоговых органов:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации);
  • по инициативе налогоплательщика;
  • или в иных случаях, установленных налоговым законодательством.

Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами утвержден Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее – Регламент).

Для чего нужны упомянутые справки и акт сверки?

Разумеется, чтобы выявить и устранить расхождения в сведениях о состоянии расчетов с бюджетом, которые имеются у налогоплательщика и инспекторов (ведь от ошибок не застрахована ни одна из сторон). Ведь сверка позволяет своевременно выявить переплату и распорядиться ею, а также обнаружить ошибки и несовпадения данных, которые иначе могут остаться незамеченными.

Более того, целесообразно проводить сверку ежегодно — по завершении очередного года.

В регулярном проведении подобной «чистки» заинтересованы обе стороны, поскольку такие действия позволят в дальнейшем избежать (не нужных никому) споров, связанных, например, с взысканием с организации налоговой недоимки.

Акт совместной сверки расчетов с бюджетом

Инициатором проведения сверки расчетов в равной степени могут быть как налогоплательщик, так и налоговые органы.

Если проверку инициирует инспекция, то она формирует акт, основываясь на своих сведениях, и направляет его для согласования налогоплательщику.

Если — налогоплательщик, то он подает в инспекцию соответствующее заявление в произвольной форме. Такое заявление может быть подано лично, по почте, а также по ТКС.

Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в обязательном порядке.

Способы вручения акта в течение следующего дня после дня составления:

  • по почте заказным письмом;
  • нарочным;
  • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Акт сверки по налогам является двусторонним документом, так как в нем отражается информация каждой из сторон. Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@. Excel

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector