Госдума хочет внести изменения в «антиотмывочный» законопроект

Регулятор намерен изменить основной антиотмывочный закон и запустить с банками единую платформу — вместе они смогут распределять клиентов по зонам риска. Те, кто попадет в красную зону, будут фактически отрезаны от обслуживания

Госдума хочет внести изменения в

Илья Наймушин / Reuters

Банк России рассчитывает расширить свои функции и подключиться к проверкам банковских клиентов на риски обналичивания или отмывания денег, следует из проекта поправок в антиотмывочное законодательство, который разработал ЦБ.

РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили два источника на финансовом рынке. По словам одного из них, Госдума сейчас собирает отзывы участников рынка на законопроект.

В Банке России подтвердили разработку документа, уточнив, что он готовился совместно с Росфинмониторингом.

Поправки в законодательство необходимы для внедрения единой межбанковской платформы Банка России по проверке клиентов, которую регулятор рассчитывает запустить в конце 2021 года — начале 2022 года.

Платформа ЗСК, или KYC (know your client — «знай своего клиента»), в перспективе позволит кредитным организациям оценивать благонадежность российских компаний, которые будут распределены между тремя зонами с точки зрения риска проведения сомнительных операций: красную, желтую и зеленую.

Как следует из законопроекта, Банк России рассчитывает принимать активное участие в этом распределении.

«Законопроект позволит снизить нагрузку на добросовестных предпринимателей, в первую очередь на малый и микробизнес. Сократится количество дублирующих запросов одной и той же информации от разных кредитных организаций», — пояснил представитель ЦБ.

Какую функцию получит ЦБ

Банк России должен быть наделен правом оценивать уровень риска юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), которые обслуживаются в российских банках, говорится в документе. Соответствующие изменения будут внесены в ст. 4 закона «О Центральном банке» (86-ФЗ), где описываются функции регулятора.

Банк России может и должен подключиться к проверке банковских клиентов на сомнительность, поскольку имеет много разной информации о характере их операций, говорил осенью прошлого года глава департамента финмониторинга валютного контроля ЦБ Илья Ясинский: «Мы контактируем с платежными системами, кредитными финансовыми организациями, некредитными финансовыми организациями, с федеральными органами исполнительной власти, с Росфинмониторингом, с правоохранительными органами». По словам Ясинского, платформа облегчит борьбу банков с отмыванием и обналичиванием.

Как следует из проекта закона, поправки потребуются и в основной антиотмывочный закон (115-ФЗ), чтобы изменить регламент взаимодействия ЦБ с банками при выявлении подозрительных клиентов.

Предполагается, что банки продолжат передавать сведения о сомнительных операциях клиентов в Банк России и Росфинмониторинг. Регулятор в свою очередь будет относить клиентов к одной из трех групп в зависимости от уровня риска. Ясинский сравнивал механизм работы платформы со светофором.

  • Группа с высоким риском вовлеченности в сомнительные операции, или красная зона.
  • Группа со средним риском, или желтая зона.
  • Группа с низким риском, или зеленая зона.

Аналогичное распределение будут проводить и кредитные организации, причем на разных этапах работы с клиентом: при приеме на обслуживание, при получении от него требований провести ту или иную операцию, а также при снятии средств или переводе их в другой банк в случае расторжения договора. Информация также будет направляться в Банк России.

Если ЦБ понизит статус юрлица или переведет его в самую рисковую группу, кредитная организация в течение пяти рабочих дней может направить регулятору собственные оценки по этому клиенту. Если же банк согласится с решением ЦБ, новый подход должен применяться к компании уже на следующий рабочий день.

Сейчас, по оценке ЦБ, доля клиентов в зеленой зоне составляет порядка 99%, в желтой — 0,3%, в красной — 0,7%, говорится в пояснительной записке к законопроекту (физлица в этой статистике не учитываются). По данным регулятора, его оценки риска клиентов совпадают с банковскими в 95% случаев.

Последствия для разных клиентов

Законопроект модернизирует правила, на основании которых кредитные организации смогут отказывать юридическим лицам и ИП в проведении операций.

Сейчас это возможно, если у специалистов финансового мониторинга просто возникли подозрения в обналичивании или отмывании и если клиент не смог предоставить документы для подтверждения экономического смысла транзакции. Теперь предлагается связывать отказ со статусом клиентов.

  • Для клиентов из красной зоны устанавливается запрет на открытие новых банковских счетов, проведение любых операций, использование системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и Системы быстрых платежей (СБП).
  • Ограничения возможны, даже если компания не будет считаться высокорисковой, но захочет перевести средства контрагенту из красной зоны. Она может столкнуться с отказом банка или блокировкой доступа к системам дистанционного банковского обслуживания. Однако таким юрлицам предлагается оставить доступ к СБП.
  • За низкорисковыми клиентами из зеленой зоны банки, наоборот, смогут следить не так пристально. Отказы по переводам между «зелеными» клиентами не допускаются.
  • Желтая зона клиентов — промежуточная. Если специалисты финмониторинга заметят в их деятельности признаки сомнительности, это по-прежнему может стать основанием для остановки операций. На особом контроле также останутся ИП и юрлица зеленой зоны, работающие с клиентами из желтой.

При попадании клиента в красную зону банк будет обязан проинформировать его об этом.

Причем если такая компания дважды за год столкнется с запретом на проведение тех или иных операций, любой из банков будет вправе расторгнуть с ней договор и отказать в снятии или переводе средств при закрытии счетов.

Банки также получат право не принимать новых клиентов из красной зоны на обслуживание. Если компания, наоборот, считается низкорисковой (зеленая группа), банк будет не вправе сразу же отказаться от заключения с ней договора обслуживания.

Можно ли оспорить попадание в красную зону

Предполагается, что компании зеленой и желтой зон будут иметь возможность узнавать свой статус в банке по запросу. Частота запросов не регламентируется. Клиент, отнесенный в красную зону, сможет в течение полугода оспорить это, предоставив документы и пояснения в банк.

За ним также сохранится право на обращение в межведомственную комиссию при Банке России — эта структура и сейчас занимается реабилитацией клиентов из так называемого черного списка (попасть в него можно по нескольким критериям: например, компания слишком много использует наличные и при этом существует меньше двух лет, клиент не платит или почти не платит налоги, наличные снимаются регулярно и т.д.; в ЦБ действует механизм реабилитации юрлиц, попавших в такие списки).

Отказы банков в обслуживании или проведении операций при этом не будут считаться основанием для гражданско-правовой ответственности.

Какие риски видят участники рынка

Подключение ЦБ к оценке рисков клиентов и создание централизованного сервиса позволило бы существенно снизить процент необоснованных блокировок счетов предпринимателей, считает член генерального совета «Деловой России» Алексей Мишин.

По его словам, сотрудники банков сейчас работают в условиях жесткого регулирования и не всегда имеют достаточно компетенций и сведений для принятия решений по отдельным клиентам. Вместе с тем Мишин видит значительные риски попадания многих компаний в красную зону: «Клиент может попасть в красную категорию из-за подозрительных операций в других банках.

В этом случае банку потребуется дополнительная информация для принятия решения, и если ее не окажется в системе, предлагаемой Банком России, бумажная волокита может возрасти».

Об этом же предупреждает замруководителя некоммерческого партнерства «Национальный совет финансового рынка» (НСФР) Александр Наумов: «Банк России не видит всей информации о клиенте, которая есть у банков, и возможны ложные оценки. Это может привести к росту числа клиентов, попадающих в красный уровень». Однако благодаря новому механизму ЦБ поможет банкам автоматизировать оценку рисков и тем самым снизить их издержки, добавляет он.

Собеседник в одной из кредитных организаций отмечает, что проект ЗСК надо вводить на рынок в более простом режиме, а не на уровне закона. «Единственный плюс, который мы видим в этой инициативе, в том, что банкам по закону разрешат сообщать клиентам, что это не мы их в красный цвет покрасили, а ЦБ, чтобы клиенты не предъявляли претензии нам», — сказал он.

Пока неясно, действительно ли у ЦБ есть достаточно ресурсов для анализа такого объема операций и клиентов, а риски для бизнеса при принятии поправок сильно возрастут, предупреждает партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов.

По его словам, отнесение фирмы в красную зону может означать полную остановку бизнеса до момента реабилитации.

«Новых механизмов реабилитации законопроект не предусматривает, а эффективность межведомственной комиссии ЦБ до сих неизвестна: статистика не публикуется, при этом рассмотрение заявлений клиентов происходит без их участия», — подчеркивает юрист.

Большинство крупных банков не ответили на запросы РБК, ВТБ отказался от комментариев.

Читайте также:  Электронные посадочные талоны не отменяют подтверждения авиаперевозки на бумажном носителе

«Антиотмывочный» закон: как не сесть за наличку в 2021 году

Добрый день. Меня зовут Юлия Баранова, я партнер ЮК «Туров и партнеры».

Сегодня мы поговорим об ужесточении контроля за оборотом наличных денег. В 2020 году Владимир Путин утвердил Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 208-ФЗ, который вносит изменения в «антиотмывочный» Федеральный закон от 07 августа 2001 № 115-ФЗ. Давайте разберем чего коснутся эти изменения.

Это очень актуальная тема, поскольку у многих граждан есть депозитные счета, вклады и т. д.

«Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее».

Такое изменение поставило в ступор многих россиян, так как они решили, что абсолютно все операции по лизингу должны проходить обязательный контроль. Это не так. Требование касается лишь операций, сумма по которым превышает 600 тысяч рублей.

«В соответствии с п.1.7 208-ФЗ обязательному контролю будут подлежать суммы почтовых переводов от 100 тыс. руб. и выше».

То есть, когда вы отправляете перевод, сотрудники почты могут запросить источник формирования вашего дохода.

Сейчас популярна схема обнала, когда нарушители отправляют деньги на счет телефона, далее переводят их на дебетовую карту и снимают. Теперь контроль за такими махинациями усилят:

«В соответствии с п.1.8 208-ФЗ перевод неиспользованного аванса за телефонные услуги будет подлежать обязательному контролю при сумме 100 тыс. руб. и выше».

Можно подумать, что при переводе до 100 тысяч рублей на вас не будут обращать внимание.

Раньше обязательному контролю подлежали операции с недвижимостью, которые превышали 3 млн рублей. Это касалось сделок с переходом права собственности. Стоит понимать, что список подобных операций намного шире: аренда, залог, управление и другие.

Теперь нотариусы и риэлторы должны в обязательном порядке контролировать операции на суммы от 3 млн рублей. Обратите внимание, раньше это требование касалось только реализации, а теперь всего спектра услуг с недвижимостью.

Теперь ставки от 600 тысяч рублей в букмекерских конторах и лотереях подлежат обязательному контролю.

«В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона».

Теперь банк, почта, риелтор или нотариус могут оценивать несколько операций в совокупности. Например, сумма почтовых переводов не должна превышать 100 тысяч рублей. Если вы совершите 5 платежей по 20 тысяч рублей, то на пятом платеже у вас могут поинтересоваться происхождением денег.

«В законе не указан период времени, в течение которого может совершаться этот перечень операций. Таким нововведением операторам денежных средств представляются очень широкие полномочия по контролю и блокировке средств».

За вашими переводами могут следить даже в течение года. Соответственно, нужно готовить подтверждающие документы на переводы и платежи, превышающие 100 тысяч рублей.

Несмотря на все ужесточения в борьбе с обналом, многие бизнесмены утверждают, что он по-прежнему процветает. Как показывает практика, из-за подобных ограничений многие предприниматели возвращаются к наличным деньгам, идут на новые рискованные схемы и рискуют попасть под уголовную ответственность.

Если вы не хотите рисковать своим бизнесом и свободой, но хотите легально экономить на налогах и получать законную наличность, то записывайтесь на наши онлайн-интенсивы:

  • «Управляющий ИП»;
  • «Агенты»;
  • «Производственный кооператив».

Госдума хочет внести изменения в

Инвестируйте в свои знания. Спасибо за внимание, удачи!

Забудьте про наличные! Антиотмывочный закон станет жестче

Новые поправки в «антиотмывочный» закон (№ 115-ФЗ от 7 августа 2001 г.) ужесточают контроль над оборотом наличности. Они вступят в силу с 10 января 2021 года. Рассказываем, чем это грозит обычным предпринимателям и смогут ли они работать с наличными, как раньше.

Что изменится после вступления закона в силу?

До недавнего времени банки отправляли в Росфинмониторинг отчеты по операциям с наличными в двух случаях:

  • деньги снимались или зачислялись на счет для нужд, не связанных напрямую с деятельностью компании;
  • сумма операции превышала 600 тыс. руб.

В новой версии закона про хозяйственную деятельность речь и вовсе не идет. То есть, теперь банкам придется отчитываться перед Росфинмониторингом за любые действия с наличными, если сумма операции превышает установленный законом лимит. Под контроль попадают внесение выручки на р/с, снятие денег для выплаты заработной платы или оплаты командировок и многое другое. 

Законодатели предусмотрели и другие изменения:

  • С 1 марта 2022 года банки будут сообщать не только об операциях с наличными, но и любых сопутствующих действиях клиента, бенефициарах денежных переводов или сделок. Под действие закона попадают юридические лица, МФО, страховые организации, владельцы ломбардов и инвестиционных платформ, профессиональные участники рынков ценных бумаг и иные организации.
  • Отслеживать предполагается и почтовые переводы свыше 100 тыс. руб. (либо эквивалент в валюте иных государств).
  • Усиливается контроль операций со счетами иностранных структур без образования юридического лица (сейчас же подобная мера действует исключительно в отношении юрлиц).
  • Особое внимание уделяется выплатам страхового возмещения в адрес юрлица, получение от компаний страховых премий.
  • Планируется контролировать и сделки с недвижимостью (с любой формой оплаты), если их сумма превышает 3 млн руб. Исключение возможно для государственных корпораций, ТСЖ, потребкооперативов, а также некоторых НКО.

Зато информировать об обмене денег (например, размен крупных купюр или, наоборот, обмен мелких на крупные) не нужно – этот пункт исключен из текста закона, равно как и переводы некредитным организациям. 

Какие проблемы решают данные поправки?

Отчет Росфинмониторинга за 2019 год демонстрирует снижение объемов обналичивания средств: если еще несколько лет этот показатель достигал 1,2 трлн руб., то в 2019 году сумма снизилась до 326 млрд руб.

Законодатели уверены, что что большая часть наличных денег выводится по «серым» схемам.

Вывести бизнес из тени — вот главная задача новых поправок, по мнению председателя комитета ГД по финансовому рынку Анатолия Аксакова.

Политик уверен, что улучшение механизмов контроля, приведение их к общемировой практике позволит оперативно получать информацию не только о разовых операциях, но и «подозрительной совокупности» подобных финансовых процедур. При этом в Госдуме считают, что честным предпринимателям, ведущим «прозрачный бизнес», бояться изменений не стоит.

Аксаков также подчеркнул, что государство не ставит знак равенства между подозрительными операциями и теми, что попадают под контроль.

Причиной блокировки снятие крупной суммы наличных не станет, если банк или контролирующие органы не заподозрят отмывание доходов или финансирование террористических организаций.

А чтобы этого не произошло, чиновник рекомендует плотнее общаться с банком и при необходимости предоставлять финансовому учреждению обоснования любых операций с наличностью.

Что думают про изменения эксперты?

Деловое сообщество пока что высказывается осторожно. Так, член генсовета «Деловой России» Павел Гагарин заявил, что проблема незаконных операций, связанных с обналичиванием, в нашей стране стоит достаточно остро.

Однако новая редакция закона может доставить проблем честным предпринимателям.

В частности, наверняка увеличится объем документов, необходимых для обоснования банковских операций, а также возрастет число блокировок счетов в случае малейших подозрений.

Председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам Павел Самиев, наоборот, отмечает снижение популярности «теневых» схем за последние годы, а принятые поправки считает важными и своевременными. Во всем мире, по его мнению, происходит ужесточение «антиотмывочных» законов, поэтому России не нужно отставать от общих тенденций. 

Важно, чтобы банки в рамках этого нормативного документа не только передавали информацию, но и активно работали с предпринимателями, разъясняя им причины появления подозрений в том или ином случае. По мнению эксперта, нужно досконально разбираться в каждой неоднозначной операции, чтобы исключить блокировку честных бизнесменов. 

Советник бизнес-омбудсмена при президенте РФ Антон Свириденко и вовсе искреннее не понимает, почему принятые поправки кому-то кажутся избыточными, ведь они изначально выстроены в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Политик предлагает считать их дополнительной точкой контроля, которая позволит выявить «нелегальные деньги» и попытки легализовать теневые доходы.

Читайте также:  ФНС напоминает, что организациям целесообразно сверить данные об участках и транспорте

«Антиотмывочный» закон: с бизнеса снимут презумпцию виновности — Газета.Ru

Правительство России направило в Госдуму проект изменений в так называемый «антиотмывочный» закон 115-ФЗ. Если парламентарии его одобрят, банки больше не смогут без объяснения причин блокировать счета предпринимателей из-за подозрений в легализации преступных доходов. В беседе с «Газетой.Ru» депутат Валерий Гартунг поддержал инициативу, но всех претензий к закону пока не снимает.

В России могут внести изменения в законодательство, которые не позволят банкам блокировать счета предпринимателей из-за подозрения в легализации преступных доходов без объяснения причин. Это должно облегчить жизнь добросовестному бизнесу. Предложение об изменении норм антиотмывочного законодательства обсуждалось 23 апреля на заседании российского правительства.

По словам премьера Михаила Мишустина, ключевая задача власти сегодня — обеспечение стабильной работы крупнейших предприятий, сотрудниками которых являются миллионы людей. И в этом смысле мало только выделять деньги: нужно думать и о том, какие законодательные меры следует принимать, чтобы снизить регуляторную нагрузку на бизнес, который оказался в непростой ситуации.

Поэтому Мишустин обратил внимание кабмина на сложившуюся в банковской среде практику, когда добросовестных предпринимателей подозревают в отмывании доходов и лишают их доступа к своим деньгам.

«Сейчас банк имеет право отказаться выполнять распоряжения клиента и даже заблокировать его счет, если у последнего не хватает какого-то документа, подтверждающего его добросовестность, — сказал Мишустин в ходе заседания.

— Причем банк вправе делать это без объяснения причин.

В результате могут пострадать граждане, которые лишатся доступа к своим деньгам, и добросовестный бизнес, который не сможет расплатиться с поставщиками или контрагентами, выплатить зарплату сотрудникам и совершать другие операции».

Дамоклов меч

Отмывание нелегальных доходов — уголовное преступление, за которое в России по статье 174 УК можно получить до семи лет лишения свободы. Как показывает практика, далеко не всегда перспектива тюремного заключения останавливает злоумышленников. Поэтому кроме статей в УК существуют законы, призванные усложнить сам процесс совершения преступлений.

С преступными деньгами роль такого барьера выполняет 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». И несмотря на благую цель, этот закон давно стал настоящей головной болью для множества российских предпринимателей.

Бизнес-сообщество неоднократно обращалось к властям с просьбой скорректировать его параметры. Но, по всей видимости, только нынешняя пандемия коронавируса оказалась способна обратить внимание чиновников на эту проблему.

Дело в том, что

в соответствии с седьмой статьей этого закона, исправить которую и предложил кабмин, российским банкам достаточно заподозрить клиента в отмывании денег, чтобы остановить все транзакции по его счету на неопределенный срок. Само собой, эта мера убийственна для любого бизнеса.

Предприниматель лишается возможности вести операционную деятельность, в том числе перечислять деньги по договорам с поставщиками.

«Чаще всего банк требует документы, подтверждающие законность полученных денежных средств, и сам сбор таких документов иногда является достаточно масштабной задачей, — объясняет управляющий партнер юридической группы «NOVATOR» адвокат Вячеслав Косаков. — Другая проблема в расплывчатых сроках такой блокировки, причем за этот период клиент может понести убытки, компенсировать которые практически нереально».

На эту проблему обратил внимание и депутат Госдумы Валерий Гартунг. В разговоре с «Газетой.Ru» он рассказал об одной из таких историй, случившихся недавно.

«У меня масса таких жалоб. Буквально на прошлой неделе я направлял в ЦБ обращение от частных предпринимателей, которым блокируют счета за закупку медицинских масок за рубежом, — негодует депутат.

— Они пытались привезти их из Китая, им банки блокируют переводы на неделю, на две, и в итоге срывают контракты.

И это в ситуации, когда маски срочно нужны, а за две недели ситуация может кардинально поменяться».

Юристы по собственному опыту знают, что судебные споры по таким делам порой длятся и более трех месяцев, что само по себе приводит к негативным последствиям для бизнеса.

По словам адвоката Вячеслава Косакова, нередко блокировка счета происходит, если у компании проблемы с действительностью данных, отраженных в ЕГРЮЛ, или суммы поступлений несоразмерны обычной деятельности компаний. Юрист уточнил, что чаще всего он и его клиенты решают такие проблемы в досудебном порядке: предоставляют документы банку и через пять дней пишут жалобу в ЦБ.

«Если почитать статью 7, там столько разных ситуаций описано, столько полномочий банкам дано — практически все отдается на их усмотрение. Их полномочия должны описываться исчерпывающим перечнем причин, по которым могут блокироваться счета», — считает парламентарий Гартунг.

Еще одна мера, которая должна быть внесена в качестве поправки, уверен Гартунг, — о том, что информация, которую могут запрашивать банки в таких ситуациях, тоже должна быть строго ограничена, а ее непредоставление или отсутствие не должны использоваться в качестве повода для полной блокировки счетов.

Индульгенция решает все

На данном этапе правительство предлагает обязать банкиров уведомлять своих клиентов о причинах блокировки счетов. Адвокат Вячеслав Косаков считает, что это позволит пресечь негативную практику, когда сотрудник финансового мониторинга банка сомневается в операции и формально запрашивает по ней документы только для того, чтобы избежать возможных претензий к своим действиям.

С другой стороны, знание точной причины блокировки счетов упростит процесс обжалования действий банка в суде для самого клиента. Но на практике финансовые организации часто прибегают к другому способу «отговорить» бизнес от якобы заведомо нелегальных операций — взимают с таких платежей комиссии до 10-12%.

Решить эту проблему еще в конце прошлого года взялся депутат Госдумы Владислав Резник. Тогда, по данным издания «Коммерсантъ», он пожаловался на «дискриминационные условия обслуживания» в ФАС. А уже в январе 2020-го Резник и его коллеги внесли в нижнюю палату парламента законопроект, который должен запретить устанавливать дополнительные или повышенные комиссии в качестве антиотмывочных мер.

«Сложившаяся практика установления банками различных комиссий не имеет иного экономического обоснования как способ увеличения собственных комиссионных доходов банка», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Будущее этой поправки пока неясно. По данным Системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД), документ был включен в примерную программу рассмотрения в апреле, но пока что дата события в системе не определена.

Предпринимателям остается надеяться, что заинтересованность правительства в поддержке отечественного бизнеса приведет к тому, что оба законопроекта оперативно будут рассмотрены депутатами в совокупности.

«Презумпция невиновности должна все-таки действовать, а у нас пока в этом законе — презумпция виновности предпринимателя. Поэтому статья должна быть переписана.

В любом случае это хорошо, что правительство вышло в Госдуму с таким проектом.

Даже если предлагаемых кабмином мер недостаточно для того, чтобы пресечь такого рода ситуации, мы можем поправить это во втором чтении», — подытожил депутат Валерий Гартунг в беседе с «Газетой.Ru».

Антиотмывочный закон пойдет на ужесточение

Уже в будущем году банкам потребуется тщательнее выявлять бенефициаров своих клиентов и «политически значимых лиц», а ЦБ — проводить выездные проверки кредитных организаций. И все потому, что FATF был выявлен излишний либерализм в работе России по данным направлениям. И теперь будет готовиться «дорожная карта» с целью устранения данных недостатков.

Сегодня на XV ежегодной конференции «Регулирование деятельности кредитных организаций Банком России» заместитель директора Росфинмониторинга Павел Ливадный сообщил об итогах проверки России FATF (межправительственная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Он отметил, что сам отчет будет опубликован только в декабре, но уже сейчас можно говорить о высоком уровне соответствия, на который указали в FATF. По его словам, лишь восемь стран FATF имеют столь же высокую оценку.

  • Однако есть ряд моментов, которые были отмечены как замечания.
  • По словам Павла Ливадного, в FATF указали на необходимость выявления банками среди своих клиентов «политически значимых лиц», то есть тех, кто может быть задействован в различных коррупционных схемах в связи с высокими рисками таких схем в стране.
  • Кроме того, FATF отметила недостаточное качество работы банков по выявлению бенефициаров компаний—банковских клиентов, неиспользование альтернативных ЕГРЮЛ источников информации, излишнее доверие представленной клиентам информации о бенефициарах.
  • Как пояснил Павел Ливадный, подход ЦБ в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма был признан излишне либеральным.

В частности, FATF раскритиковала мегарегулятора за отход от выездных проверок кредитных организаций в пользу камеральных. Кроме того, было рекомендовано выделить отдельным пунктом в проверках банков соответствие ими сфере ПОД/ФТ.

Читайте также:  Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей 2021-2022 года, образец

По словам господина Ливадного, после официальной публикации документа FATF будет проработана «дорожная карта» по устранению недостатков, которая будет реализовываться уже в следующем году.

Вероника Горячева

Банк России хочет увеличить пороговую сумму сделок, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, до 1 млн руб. Текущий порог в 600 тыс. руб. был установлен почти 20 лет назад.

Идею ЦБ поддерживает и Минфин, указывая на международную практику, регулируемую FATF.

Однако, по мнению финансовой разведки, изменению должна подлежать не сама сумма, а номенклатура подлежащих контролю операций.

Читать далее

Цб предложил запретить предпринимателям из «зоны риска» три года создавать новые компании — право на vc.ru

В июле регулятор запустит платформу по проверке юрлиц и разделит компании по уровню риска.

  • Регулятор хочет внести поправки в антиотмывочный законопроект, пишет РБК со ссылкой на главу департамента финмониторинга ЦБ Илью Ясинского. Компании и предприниматели с высоким уровнем риска не смогут создавать новые юрлица и становиться гендиректорами в существующих организациях.
  • ЦБ будет определять уровень риска клиентов банков и оценивать их причастность к сомнительным операциям на платформе «Знай своего клиента». Её планируют запустить 1 июля 2022 года.
  • Регулятор будет распределять юрлица по трём зонам: красная зона с высоким риском, жёлтая со средним и зелёная с низким. Компании из красной зоны столкнутся с ограничениями от банков — например, им могут запретить проводить некоторые операции или совсем отказать в обслуживании.
  • По словам Ясинского, действующее законодательство касается только предпринимателей, которые были исключены из ЕГРИП и ЕГРЮЛ по информации ЦБ. Регулятор предложил распространить ограничения на тех, кто сам ликвидировал бизнес.
  • В ноябре 2020 года ЦБ предложил разделять компании по уровням риска, а в декабре 2021 года Госдума приняла законопроект.

{«contentId»:350794,»count»:0,»isReposted»:false,»gtm»:null}

{«id»:350794,»gtm»:null}

Хинкалятор. Куда приводят pet-проекты

Pet-проекты помогают сотрудникам прокачивать скиллы, узнавать новое, экспериментировать и пробовать себя в разных форматах и направлениях. Мы в MobileUp поддерживаем такие инициативы. Ребята делятся идеями и результатами с коллегами, получают обратную связь, обсуждают варианты решений, помогают друг другу. Так что это работает и как тимбилдинг.…

{«id»:403609,»gtm»:»Feed Item u2014 Share u2014 Click»}

Доработан законопроект о цифровой валюте

Минфин РФ доработал законопроект «О цифровой валюте», который призван урегулировать процесс майнинга, а также дать нормативно-правовое определение цифровой валюте.

{«id»:403580,»gtm»:»Feed Item u2014 Share u2014 Click»}

Крипто

Агрессивный Инвестор

9 часов

Разбор: что за NFT-игра STEPN, которая даёт зарабатывать на ходьбе, чего опасаться и можно ли на ней заработать

Последнюю неделю отовсюду слышу о STEPN, которая позиционирует себя как приложение, позволяющее зарабатывать буквально на ходьбе и беге. Чувствуете знакомый аромат? Не правда ли, отдаёт немного финансовой пирамидой?

Интерфейс приложения Stepn

{
«lastComments»: [
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/a2c3274b-2871-564f-b284-c152c131426c/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/7bf3212d-38c1-539d-861d-fbc5efc8d522/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/3d4f53cf-1f39-864e-66ef-ed0281e1c546/»
}
]
}

{«id»:401206,»gtm»:»Feed Item u2014 Share u2014 Click»}

Транспорт

Маша Цепелева

2 часа

«Ситимобил» не закрылся 15 апреля, как планировал — выпустил обновление для приложения, оно работает Статьи редакции

Накануне появилась информация о переговорах сервиса с «Таксовичкоф» о продаже части активов.

{
«lastComments»: [
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/ad749427-8e20-5deb-aad3-2383e991063a/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/1746740c-d66d-534e-b032-258a8e977c79/»
},
{
«photo»: «https://leonardo.osnova.io/5098be8e-cb3b-5558-8a8c-10baba249c1c/»
}
]
}

{«id»:403627,»gtm»:»Feed Item u2014 Share u2014 Click»}

Мнения

Никита Лихачёв

Кого коснется новый закон по обороту наличных денег с 2021 года, и о чем предупредили россиян эксперты

С 10 января 2021 года в России вступили в силу изменения в так называемый «антиотмывочный» закон. Чиновники решили усилить контроль над оборотом наличных и безналичных расчетов.

Российские эксперты отмечают, что новшество ориентировано на борьбу с коррупционерами, а также с гражданами, всячески стремящимися уклониться от уплаты налогов.

Поправки внесены в федеральный закон №115. Речь идет об ужесточении контроля над финансовыми операциями с наличными деньгами на общую сумму от 600 тысяч рублей. Подробнее – в материале информационного портала «Пронедра».

Кого коснется новый закон по обороту наличных денег с 2021 года

Под обязательным контролем будут в России отныне почтовые переводы, а также снятия наличных денежных средств с балансов мобильных телефонов, если это свыше 100 000 рублей.

В перспективе под жесткий контроль подпадут также наличные и безналичные расчеты по сделкам с объектами недвижимости при суммах, превышающих отметку в три миллиона рублей, уточнили авторы инициативы.

Закон по обороту наличных денег прокомментировали эксперты

Аналитик банка БКФ Максим Осадчий подчеркнул, что внесение таких поправок в «антиотмывочный» закон – это реакция российского правительства на то, что «теневая» экономика продемонстрировала за последнее время весьма заметный рост на фоне возобновившегося дефицита госбюджета.

Из комментариев адвоката Виктории Рыбалко следует, что закон, о котором идет речь, к минимуму сводит возможности россиян, предпочитающих вести «черную» и «серую» бухгалтерию. «Обналичка» для них – крайне дорогое удовольствие, пояснила эксперт.

Добросовестный бизнес изменений не ощутит

Изменения «антиотмывочного» закона не ощутят на себе россияне, ведущие бизнес добросовестно. Более того, таким предпринимателям в каких-то моментах будет работать отныне даже проще, убеждены аналитики.

Комментируя введение обязательного контроля над всеми сделками с недвижимостью на сумму свыше трех миллионов, адвокат предупредила: работать не будут больше «схемы» риелторов, направленные на снижение налоговой нагрузки.

Поправки в «антиотмывочный» закон изменят работу российских банков

В конце минувшего 2020 года Центральный банк России опубликовал разъяснения, из которых следует, что банковским организациям нашей страны предстоит теперь внимательно следить за дроблениями цен на объекты недвижимости, обращая пристальное внимание на стоимость неотделимых улучшений.

Если у специалистов банков возникнут какие-либо сомнения, они будут обращаться с соответствующими уведомлениями к контролирующим органам, констатировали аналитики.

Кроме того, в функции российских банков входят теперь проверки сумм, хранящихся в ячейках. Сведения будут поступать в Росфинмониторинг в тех случаях, когда покупатели выдают продавцам недвижимости средства из ячеек на основании зарегистрированных договоров купли-продажи объектов.

Россияне массово забирают из банков наличные

В цб уточнили, кого коснутся поправки к «антиотмывочному» закону

Вступившие в силу 10 января новые правила контроля за операциями с наличными не несут в себе революционных изменений с точки зрения контроля наличных расчетов. Они призваны облегчить отчетность для банков.

Об этом РИА Новости рассказали в пресс-службе Центробанка РФ, поправки в «антиотмывочный» закон предусматривают уточняющий порядок контроля за операциями с наличностью и безналичных расчетов.

То есть, теперь станет обязательным контроль почтовых переводов и снятия наличных, начисленных на баланс мобильного телефона на сумму более 100 тыс. руб.

Также это распространяется на расчеты наличными деньгами и безналичные переводы по сделкам с недвижимостью от трех млн руб.

— никаких революционных изменений указанные поправки не привносят.

Так, не изменилась ни сама обязанность финансовых организаций – субъектов исполнения «противолегализационных» требований представлять в финансовую разведку (Росфинмониторинг) сведения об исчерпывающем перечне операций, не изменились также и пороговые суммы самих операций, которые подлежат такому контролю, — это, как и прежде, 600 тысяч рублей и выше (или расчетная операция по сделке с недвижимым имуществом на сумму от 3 миллионов рублей), — объяснили в Банке России.

Представители регулятора добавили, что целью изменений стало снижение нагрузки на финансовые институты при информировании финансовой разведки об операциях, которые подлежат обязательному контролю.

— Все операции, подлежащие обязательному контролю, теперь распределены между ними с учетом характера и специфики их деятельности, — заметили в ЦБ.

Например, банки начнут выявлять и сообщать в финразведку только о расчетных операциях клиентов. Также внесенные изменения приведут к отказу от избыточной нагрузки на клиентов финансовых организаций по запросу у них дополнительного пакета документов и данных по операциям, выявленных финансовым организациями, но совершавшихся при этом клиентами в других финорганизациях.

По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, вступление в силу таких поправок — реакция со стороны государства на рост теневой экономики в условиях экономического кризиса и возобновившегося дефицита федерального бюджета.

Адвокат Виктория Рыбалко, партнер адвокатского бюро Москвы «Щеглов и партнеры», отметила, что нововведения создадут проблемы для «серой» и «черной» бухгалтерии — они сделают обналичивание «крайне дорогим удовольствием».

Старые «схемы риелторов» для снижения налоговой нагрузки также перестанут фунционировать. Но бизнес, работающий «по-белому», пострадать не должен. Более того — ему от этих поправок даже в некотором плане станет проще работать.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector