ИП освободят от штрафов за нарушение персучета по КоАП

ИП освободят от штрафов за нарушение персучета по КоАП

Евгений Разумный / Ведомости

В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэком и корпорацией МСП (копия есть у «Ведомостей», подлинность подтвердили два федеральных чиновника).

  • Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение – «в качестве единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.
  • Снижение размера штрафа для социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500-900%, по крайней мере, по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.
  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. По принципу: одна проверка – один штраф по статье КоАП. 
  • Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.

Согласно пояснительной записке, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.

3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других. Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 000 руб. для юрлиц, до 5000 – для ИП (п. 6 ст. 5.

27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 000 руб. (п. 2 ст. 6.3).

По словам одного из собеседников «Ведомостей», в ближайшее время проект поправок будет отправлен на рассмотрение правительственной комиссии, затем в случае одобрения – внесен в Госдуму.

Представители аппарата правительства и Минэка не ответили на запросы «Ведомостей». Представитель Минюста сообщил, что предложения КМСП были рассмотрены и не вызвали концептуальных возражений.

Представитель министерства добавил, что такой подход уже включен в проект новой редакции КоАП, разработка которой находится на завершающей стадии и скоро будет вынесена на общественное обсуждение.

Например, проект КоАП распространяет механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников, при условии, что нарушение было не грубым.

В декабре 2020 г. министр юстиции Константин Чуйченко в интервью ТАСС говорил, что по многим составам административных правонарушений в новой редакции КоАП будет предусмотрено наказание в виде предупреждения.

«Наша цель была уйти от репрессивности, а кодекс сделать именно регуляторным механизмом. Понятно, в определенных случаях наказание должно быть достаточно жестким.

Но эта жесткость должна соотноситься с той общественной опасностью, которое правонарушение в себе несет», – говорил министр.

Поправки в кодекс прорабатывались на площадке корпорации МСП (КМСП) вместе с предпринимателями – под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передала пресс-служба института развития слова гендиректора Александра Исаевича. Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса.

У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы, добавил он.

После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.

Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали, пояснил гендиректор КМСП. «Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.

Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания, отметил заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Артем Кирьянов. Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия, продолжил он.

Поправки к кодексу – это, по сути, продолжение линии «регуляторной гильотины», ключевая задача которой – простимулировать развитие предпринимательства, полагает депутат.

Гарантия защиты от административных наказаний значительно улучшает деловой климат в стране на уровне малого бизнеса: чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело, уверен он.

Смягчение КоАП злоупотреблений не вызовет, согласился завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. Например, дробление бизнеса налоговая достаточно хорошо отслеживает, констатировал он.

При этом изменения позитивны не только непосредственно для бизнеса, но и тех институтов, которые выступают в данном случае на противоположной стороне – для контрольных органов, судов и так далее, добавила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.

У них снизится нагрузка, спадет напряженность во взаимоотношениях с предпринимателями, уточнила она.

За принятие этих изменений «Опора России» выступала 6 лет, напомнил исполнительный директор делового объединения Андрей Шубин. Недавно инициативы были вновь направлены в адрес министра экономического развития Максима Решетникова, уточнил он.

 В действующей редакции санкции не учитывают размер бизнеса и зачастую предполагают крайне обременительные для микропредприятий и малого бизнеса наказания. В случае принятия поправок штрафы для МСП снизятся кратно.

Например, размер наказания за нарушение требований пожарной безопасности снизится в 7 раз: максимальный штраф (если не было жертв) упадет с 400 000 до 60 000 руб.

Можно прогнозировать, что вследствие данных поправок пойдет на убыль традиция, когда бизнес пытается договориться с проверяющими – то есть уменьшится коррупционный элемент, добавила вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) Елена Дыбова.

В целом, все эти изменения позитивные, отметил советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. Однако, по его словам, бизнес хотел бы большего – снижения размера штрафов, повышения ответственности контролирующих лиц за допущенные нарушения, дифференциации наказаний в зависимости от категории риска.

Малый бизнес могут освободить от штрафов за первое нарушение КоАП

В правительстве сформирован регуляторный пакет поддержки малого бизнеса – комплекс принципиальных изменений по снижению нагрузки на МСП в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). В перечень вошли инициативы по существенному снижению штрафов, следует из законопроекта, подготовленного Минэкономразвития РФ и «Корпорацией МСП».

ИП освободят от штрафов за нарушение персучета по КоАП

В список предложений вошли:

  • Отказ от денежных взысканий за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается выносить предупреждение в качестве «единственно допустимого административного наказания» за однократное несоблюдение кодекса.
  • Снижение размера штрафа для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к индивидуальным предпринимателям. В пояснительной записке такая мера аргументируется следующим образом. На данный момент около 96% всех субъектов МСП – это микропредприятия, еще 3,7% – малые и лишь 0,3% – средние. Среди первых двух категорий доля юридических лиц не достигает и половины – 39%, остальное – это бизнес в форме ИП, говорится в документе. При этом разница в размере штрафов для индивидуальных предпринимателей и организаций достигает 500–900%, по крайней мере по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса – даже если оборот у ИП существенно выше, чем у юрлица, ведущего аналогичную деятельность, первый заплатит гораздо меньше, следует из документа. Часто это приводит к взысканию, несоразмерному величине бизнеса. Такой подход неактуален, поэтому следует приравнять размер штрафа для микро- и малых предприятий, а также СОНКО к наказанию для ИП.
  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленные в ходе проверки. То есть если компания не выполнила ряд предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, то наказание накладывается за несоблюдение лишь одного пункта, а не всех. Одна проверка – один штраф по одной статье КоАП.
  • Отказ от дублирования наказаний для компании и ее должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физическое лицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из законопроекта.

Согласно пояснительной записке к проекту, чаще всего предприниматели допускают нарушения трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП), требований охраны труда (5.27.1), в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (6.

3), санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и транспорта (6.4) и ряд других. Например, за невыплату в срок заработной платы полагается штраф до 50 тыс. руб. для юрлиц, до 5 тыс. – для ИП (п. 6 ст. 5.

27), за нарушение правил карантина можно получить взыскание в размере до 500 тыс. руб. (п. 2 ст. 6.3).

Поправки в кодекс прорабатывались на площадке «Корпорации МСП» вместе с предпринимателями под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, сообщает пресс-служба КМСП по словам гендиректора Александра Исаевича.

Замена штрафа на предупреждение – это новый формат партнерских отношений государства и бизнеса.

У малых и микрокомпаний, как правило, небольшой штат сотрудников, зачастую таким предприятиям крайне сложно отследить все требования и нормативы.

После того как проверяющие органы укажут на нарушение, они его устранят – не нужно наказывать рублем за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив обязательных предписаний, продолжил Исаевич.

«Эти поправки наиболее востребованы у предпринимателей, поэтому важно, чтобы они как можно быстрее заработали. Надеемся, что они получат поддержку Госдумы», – резюмировал Исаевич.

Минюст предложил снизить штрафы для малого бизнеса — РБК

Наказания для малого бизнеса за различные нарушения нужно смягчить до такого уровня, как у индивидуальных предпринимателей, считают в Минюсте. Ранее бизнес-сообщество предупредило об угрозе деловому климату из-за изменений в КоАП

ИП освободят от штрафов за нарушение персучета по КоАП

Юрий Смитюк / ТАСС

Минюст предложил приравнять предприятия малого бизнеса к индивидуальным предпринимателям (ИП) в части административной ответственности, сообщается на сайте ведомства.

Читайте также:  Мотивационное письмо для учебы за границей в 2020 году: пример

«Организациям, относящимся к малым предприятиям, за совершение административных правонарушений предполагается назначать административный штраф в том же размере, что и индивидуальным предпринимателям, который существенно меньше, чем штраф для обычных юридических лиц. Эта мера позволит снизить нагрузку и поддержать малые предприятия», — заявил глава Минюста Константин Чуйченко на рабочем совещании по доработке будущего КоАП.

Инициативу предложили эксперты рабочей группы по проекту нового КоАП. Сейчас идет обсуждение, в том числе с профильными ведомствами, уточнили РБК в пресс-службе Минюста.

Первую версию проекта нового КоАП министерство опубликовало 30 января. После анализа документа уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов сообщил премьер-министру Михаилу Мишустину, что изменения угрожают деловому климату.

Проект предлагал поднять в несколько раз штрафы для ИП, компаний и должностных лиц по 27 видам нарушений. Наказание для чиновников оставалось на том же уровне или даже снижалось, обратил внимание бизнес-омбудсмен.

Торгово-промышленная палата также выступала за доработку проекта с учетом принципиальных для бизнеса вопросов.

Широкой критике подверглась и инициатива в несколько раз поднять штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил о риске создания «репрессивной машины или дополнительных штрафных поборов с населения». Против нового КоАП выступила и Госдума.

Повышенные штрафы непосильны и должны быть пересмотрены с учетом платежеспособности населения, заявил Мишустин.

В июне Минюст опубликовал доработанный проект для повторной процедуры публичного обсуждения. Документ предполагает, что изменения вступят в силу со следующего года.

Наказание для ИП существенно отличается от наказания для юрлиц, прокомментировал РБК партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Например, штраф за нарушение трудового законодательства предпринимателей для ИП составляет от 1 тыс. до 5 тыс. руб., а для юрлиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

За отказ от выдачи кассового чека штраф для юрлиц составляет 10 тыс. руб., для ИП — 2 тыс. руб., за привлечение к работе гражданина другого государства без квоты или патента юрлиц могут оштрафовать на сумму до 1 млн руб., ИП — на 7 тыс. руб. За утерю документов, подтверждающих хозяйственную деятельность, штраф для юрлиц составляет 500 тыс. руб.

, для ИП — 10 тыс. руб., привел примеры юрист.

«Инициатива вполне реализуема, и такое разграничение вполне реально установить на уровне кодекса», — считает Клеточкин. По его мнению, смягчение наказания не может спровоцировать массовые злоупотребления.

«Государство в последнее время научилось бороться с искусственным дроблением бизнеса, и в большинстве случаев лица, относящиеся к малому бизнесу по документам, таковыми же являются и фактически», — отметил юрист.

Поправки в административный кодекс: предупреждение за первое нарушение, снижение штрафов и другие послабления для малого бизнеса

Административная нагрузка на малый бизнес в России слишком высокая — это отмечали и предприниматели, и что радует, понимали сами чиновники. В 2019 году президент поручил смягчить штрафы для бизнеса.

В начале этого года Минэкономразвития совместно с Корпорацией МСП разработали проект поправок в КоАП, а 6 апреля уже вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70 «О внесении изменений в КоАП».

Поправки должны упростить ведение бизнеса за счёт снижения размеров административных штрафов, исключения «двойной» ответственности организации и работника, предупреждения за первое нарушение вместо материального взыскания.

Разобрались, какие изменения внесены в кодекс об административных правонарушениях, и как они помогут малому бизнесу сэкономить.

Снижение административной нагрузки для малых и средних предприятий и социально ориентированных НКО

Раньше. Разница в сумме штрафов для индивидуальных предпринимателей и компаний достигает 500-900%. И масштаб бизнеса не влияет на размер наказания: микропредприятие-юрлицо в любом случае заплатит гораздо больше, чем ИП.

Снижения размера штрафа можно добиться только в судебном порядке при наличии исключительных обстоятельств. Таким обстоятельством послужит тяжкое материальное положение фирмы, но его придётся доказать.

Случаев, когда суды уменьшали сумму штрафа, на практике немного.

Сейчас. Для малых и микропредприятий из реестра МСП, а также социально ориентированных некоммерческих организаций штраф назначается в размере, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей. Если соответствующая статья отдельно не выделяет правонарушителем ИП, то штраф составит:

  • от 50% минимального размера до 50% максимального размера штрафа, установленного для юридических лиц;
  • 50% штрафа, если его размер фиксированный.

При любом раскладе штраф не может быть меньше суммы, предназначенной для должностного лица.

Таким образом, штрафы для МСП дифференцируются в зависимости от масштаба бизнеса. По ФЗ № 209 «О развитии МСП в РФ» разделение на микро- и малые предприятия происходит по уровню дохода и численности персонала:

Доход Количество сотрудников
Микропредприятие до 120 млн. руб. до 15
Малое предприятие до 800 млн. руб. до 100

Чтобы убедиться в принадлежности бизнеса к малым предприятиям, введите свой ИНН или ОГРН в строку поиска реестра субъектов МСП. Если вас нет в реестре и вы хотите в него попасть, заполните форму заявления. Подробно об этом мы рассказывали в статье «Как предпринимателю попасть в реестр субъектов МСП, чтобы получить льготы».

Артём Кирьянов, зампред комитета по экономической политике: «Чем меньше масштаб бизнеса, тем чувствительнее для него административные наказания.

Если по многим видам штрафов крупным предприятиям легче постоянно их уплачивать, не устраняя нарушений, то небольшие компании, микробизнес во многих случаях оказываются на грани закрытия. Задача поправок — простимулировать развитие предпринимательства.

Чем безопаснее себя чувствует потенциальный предприниматель, тем скорее он откроет свое дело»

Пример. За нарушение требований пожарной безопасности, повлёкших пожар, порчу имущества или легкий вред здоровью людей, для юрлиц предусмотрен штраф в 400 тысяч. Благодаря поправкам в административный кодекс, штраф для субъектов МСП за это нарушение снизится до 60 тысяч (ст. 20.4 КоАП).

Одним из самых неподъёмных взысканий остаётся штраф за невыполнение требований Роспотребнадзора. Для компаний из реестра МСП он теперь составит не до 500 тысяч, а до 150 тысяч — как для ИП.

Исключение одновременной ответственности сотрудника и компании

Раньше. Назначение административного наказания юрлицу не освобождало от ответственности провинившегося сотрудника. И наоборот: если виновный работник уже привлечен к административной или уголовной ответственности, компания всё равно получит наказание. Такой принцип вводила ст. 2.1 КоАП. Аналогичной позиции придерживался Минфин.

Сейчас. Если правонарушение допущено должностным лицом и нет вины работодателя, ответственность ожидает только сотрудника. То есть, организация избежит штрафа, если:

  1. Предприняла все меры, чтобы нарушение не произошло.

  2. Работник не послушался, нарушил закон и получил за это административный штраф. 

Например, директор ООО принял на работу несколько иностранных граждан без разрешений на работу и патентов. Об этом узнали проверяющие из ФМС и наложили на директора штраф в 50 тысяч по ст. 18.15 кодекса об административных правонарушениях.

Эта же статья предусматривает наказание и для юридического лица: от 250 до 800 тысяч. Если юрлицо докажет, что всячески старалось не допустить нарушения, то сможет избежать ответственности. Но критерии вины и невиновности компании пока неизвестны.

Возможно, их в скором времени разработает Правительство, либо сложится практика по таким делам.

В рамках одной проверки штрафы не суммируются друг с другом

Раньше. Согласно ст. 4.4 КоАП, при совершении двух и более нарушений административное наказание назначается за каждое из них. Штрафы даже по однотипным правонарушениям складываются и выходит приличная сумма.

Сейчас. За однотипные нарушения, обнаруженные в ходе одной контрольной проверки, компанию оштрафуют только раз. Однотипность подразумевает, что ответственность за нарушения вводится одной статьёй КоАП или одной статьёй регионального закона.

Пример. Организация решила сэкономить на страховых взносах и заключила с тремя сотрудниками договоры гражданско-правового характера вместо трудовых. Это нарушение трудового законодательства грозит юрлицу штрафом от 50 до 100 тысяч. Но новым правилам проверяющие из трудовой инспекции возбудят только одно дело об административном правонарушении вместо трёх.

Если компания допустила несколько нарушений, наказания за которые установлены разными статьями административного кодекса, будет назначено самое строгое наказание из предусмотренных.

Важно. Положение об отмене одновременной ответственности организации и должностного лица и положение «одна проверка — одна санкция» распространяются на все компании и ИП. В сферу их действия попадает не только бизнес из реестра МСП и СОНКО, но и крупный бизнес, и бюджетные учреждения.

Предупреждение вместо штрафа за первое нарушение

Раньше. Предупреждение — это мера административного наказания, выраженная в порицании физлица или компании. На юридический адрес ИП или организации поступает письменный документ, в котором прописано нарушение и указаны сроки для его устранения. То есть, никаких материальных последствий для компании оно не влечет.

Статей, в которых в качестве наказания прописано предупреждение, в административном кодексе всего около 50. А штрафных статей больше тысячи. Согласно ст. 3.

4 КоАП, суд может заменить штраф предупреждением по собственной инициативе, даже если оно не предусмотрено соответствующей статьей. Но суды в редких случаях заменяют штрафы порицанием. Чаще предприниматели, особенно неопытные, попадают на штраф.

По статистике Индекса RSBI, за 2019 год с проверками госорганов столкнулись 55% опрошенных компаний. 32% из них оспаривали начисленные штрафы, и лишь 15% это удалось.

Сейчас. За впервые совершенное нарушение бизнес накажут предупреждением, а значит появится время, чтобы исправить ситуацию. Но при этом правонарушение не должно причинить вред:

  • жизни и здоровью людей;
  • окружающей среде;
  • объектам культурного наследия;
  • безопасности государства.

Если нарушение создало угрозу обществу, то ни о каких послаблениях речи быть не может.

Коротко о главном 

  1. С 6 апреля 2022 года вступают в силу поправки в административный кодекс. Это своего рода поддержка бизнеса, особенно в кризисное время. Поправки разработаны с учётом пожеланий предпринимателей и должны реально упростить работу.

  2. Размеры штрафов для малых и микропредприятий из реестра МСП и социально ориентированных НКО уменьшат вдвое — до уровня ИП.

  3. Отменяется принцип «двойной» ответственности, когда за нарушение должностного лица наказывается ещё и организация. Юрлицо сможет избежать материального взыскания, если докажет, что виновен только сотрудник.

  4. Штрафы за однотипные нарушения (по одной статье КоАП) в рамках одного контрольного мероприятия не будут суммироваться. Инспектор заведёт протокол об одном административном правонарушении, вместо нескольких.

  5. За первое нарушение административных требований компания сможет отделаться предупреждением. При этом нарушение не должно причинять вред здоровью других людей или окружающей среде.

Поправки в КоАП снизят административную нагрузку на бизнес

Президент подписал закон о внесении изменений в КоАП. Теперь неподъемные штрафы станут посильными для предпринимателей. Некоторые и вовсе начнут заменять предупреждениями. А еще нельзя будет привлечь к ответственности за одно и то же административное правонарушение одновременно организацию и ее должностное лицо

Читайте также:  Как изменился порядок досудебного обжалования налоговых споров

26 марта 2022 г.

президент подписал закон о внесении поправок в КоАП РФ, который изменит процедуру привлечения субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности и уменьшит размеры административных штрафов.

Новый закон направлен на решение таких проблем, как назначение непосильных штрафов, вынесение предупреждений только в исключительных случаях, одновременное привлечение к ответственности организации и ее должностного лица.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. В случае отсутствия в санкции статьи такого вида наказания суд при наличии оснований может заменить административный штраф предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Как было. Штраф заменяли предупреждением крайне редко, поскольку это было правом суда, а не обязанностью. Чаще суды выносили предупреждение, чтобы избежать обжалования судебного акта, когда при рассмотрении дела были допущены процессуальные нарушения.

Как будет. В ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ вместо «наказание в виде административного штрафа может быть заменено… на предупреждение» будет указано, что такое наказание «подлежит замене… на предупреждение».

То есть предупреждение станет единственно возможным наказанием в случаях, когда субъект малого или среднего предпринимательства привлекается к ответственности впервые и правонарушение не связано с причинением вреда или возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение не может быть вынесено в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. На практике это может стать камнем преткновения, поскольку такую угрозу можно усмотреть при совершении практически любого административного правонарушения.

Как было. Обычно приходилось сильно постараться, чтобы добиться уменьшения размера административного штрафа. В последнее время это было возможно в том случае, если организация осуществляет деятельность в отрасли, попавшей в перечень пострадавших из-за распространения коронавируса.

Как будет. Закон дополнит КоАП РФ новой ст. 4.1.2. В ней будет указано, что малому и среднему бизнесу должны назначаться штрафы как индивидуальным предпринимателям. Если же конкретная статья КоАП РФ не предусматривает штраф для индивидуального предпринимателя, берется за основу тот, что назначается по этой статье юрлицу.

Только размер его для малого и среднего бизнеса будет не более ½ максимального и не менее ½ минимального размера штрафа, указанного в санкции статьи. Если в этой статье дается фиксированный размер штрафа, субъекту малого или среднего предпринимательства нужно будет уплатить только его половину.

Отметим, что механизм назначения штрафа будет вырабатываться правоприменительной практикой.

Как было. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Также привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождало от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Из этого правила не было исключений. Поэтому за одно и то же административное правонарушение к ответственности привлекали одновременно юрлицо и его должностное лицо. Нередко за признанием вины должностным лицом следовало привлечение к ответственности организации.

Как будет. Закон дополнит ст. 2.1 КоАП РФ ч. 4 и 5.

Это позволит юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо и если юрлицо приняло предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В установленных случаях после привлечения к ответственности юрлица административная ответственность должностного лица будет исключена.

Пока трудно представить, как эти положения будут применяться на практике. Например, возникает вопрос о том, какие юрлицо должно представить доказательства, подтверждающие принятие им мер для соблюдения установленных правил и норм. Скорее всего, критерии будут вырабатываться правоприменительной практикой.

Отметим, что при внесении законопроекта в Госдуму данные положения распространялись только на малый, средний бизнес и социально ориентированные некоммерческие организации. А в Совет Федерации уже был направлен закон, который распространил эти положения на всех юридических лиц.

Как было. При совершении нескольких административных правонарушений наказание назначалось за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ).

Как будет. В ст. 4.4 КоАП РФ появится ч.

5 следующего содержания: если при проведении одного контрольного мероприятия выявлены несколько административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, наказание назначается как за совершение одного правонарушения. Данное положение распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности.

Однако для дел о незаконном привлечении к трудовой деятельности в России иностранных граждан вряд ли что-то изменится. Наказание за это правонарушение предусмотрено ст. 18.15 КоАП РФ.

В примечании к данной статье сказано: в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан административная ответственность наступает в отношении каждого из них в отдельности. Таким образом, несмотря на изменение законодательства, примечание к ст. 18.15 КоАП РФ не утратило силу.

А значит, эта статья будет применяться как прежде: если при проведении проверки было выявлено несколько нарушений, возбудят несколько дел об административном правонарушении.

Минэк и корпорация МСП предложили освободить малый бизнес от штрафов за первое нарушение КоАП — Финансы на vc.ru

Поправки должна рассмотреть правительственная комиссия, а в случае одобрения их внесут в Госдуму, рассказал источник.

{«id»:309621,»gtm»:null}

Меры поддержки малого бизнеса включают несколько изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). С копией законопроекта, подготовленного Минэком и корпорацией МСП, ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

  • Отказ от штрафов за нарушения, допущенные впервые. Вместо штрафа предлагается делать предупреждение.
  • Снижение размера штрафа для социально-ориентированных НКО, микро- и малого бизнеса до уровня наказаний, применяемых к ИП. Разница в размере штрафов для ИП и организаций достигает 500-900% по их максимальной планке. При этом сумма наказания не зависит от масштаба бизнеса, что часто приводит к взысканию, несоразмерному его величине, говорится в пояснительной записке.
  • Отмена суммирования штрафов за нарушения одного состава, выявленных в ходе проверки. То есть если компания не выполнила несколько предписаний КоАП, включенных в одну статью кодекса, наказание накладывается за несоблюдение одного пункта, а не всех.
  • Отказ от дублирования наказаний для компании и её должностного лица за одни и те же нарушения. Если есть виновное физлицо, юрлицо штрафовать не нужно, следует из документа.

В ближайшее время проект поправок передадут рассмотреть правительственной комиссии, а в случае одобрения его внесут в Госдуму, рассказал один из собеседников издания. В правительстве и Минэке не ответили на запросы.

Предложения корпорации МСП были рассмотрены и не вызвали концептуальных возражений, сообщил представитель Минюста. По его словам, такой подход уже включен в проект новой редакции КоАП, разработка которой находится на завершающей стадии.

Поправки прорабатывались на площадке корпорации МСП вместе с предпринимателями под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, передала пресс-служба корпорации слова гендиректора Александра Исаевича.

У малых и микрокомпаний обычно небольшой штат работников и часто им сложно отследить все требования и нормативы, добавил он. После того как проверка укажет на нарушение, а бизнес его устранит, не нужно наказывать рублём за ошибки, допущенные из-за объективной невозможности проанализировать весь массив предписаний, заключил Исаевич.

Глава Минюста Константин Чуйченко говорил ТАСС в декабре 2020 года, что в новой редакции КоАП по многим составам административных правонарушений предусмотрено наказание в виде предупреждения.

Наша цель была уйти от репрессивности, а кодекс сделать именно регуляторным механизмом. Понятно, в определенных случаях наказание должно быть достаточно жёстким. Но эта жесткость должна соотноситься с той общественной опасностью, которое правонарушение в себе несёт.

{«contentId»:309621,»count»:0,»isReposted»:false,»gtm»:null}

{«id»:309621,»gtm»:null}

Дайджест законов для предпринимателей и компаний

Профиль автора

В основном в апреле бизнес ждут очередные меры поддержки: уменьшаются административные штрафы, МВД временно откажется от плановых проверок, за каждого взятого на работу молодого специалиста работодателям дадут субсидию, а комиссия за эквайринг снизится до 1%, но не для всех. Есть и другие новости — расскажу о них подробнее.

Основные изменения

Подпишитесь, чтобы следить за разборами новых законов и анализом финансовой ситуации Подписаться

К примеру, в ч. 6 ст. 5.

27 КоАП РФ установлен штраф за невыплату или несвоевременную выплату зарплаты: для компаний — от 30 000 до 50 000 Р, а для ИП — от 1000 до 5000 Р.

Так как в норме есть специальный штраф для ИП, с 6 апреля малому предприятию назначат именно его, а не штраф для фирм.

Другой пример — ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Эта норма предусматривает штраф за нарушение кассовой дисциплины: для организаций от 40 000 до 50 000 Р и для должностных лиц — от 4000 до 5000 Р.

Специального штрафа для ИП нет, их по этой норме наказывают как должностных лиц. То есть с 6 апреля по ч. 1 ст. 15.

1 кодекса штраф для малого предприятия будет от 20 000 до 25 000 Р — это 50% стандартной «вилки» для компаний.

Во-первых, не могут быть оштрафованы по КоАП РФ одновременно компания и ее руководитель или иное должностное лицо. А если компания докажет, что сделала все возможное для соблюдения закона персоналом, то оштрафуют только должностное лицо. Раньше контролеры часто пользовались возможностью наказать и организацию, и директора.

В-третьих, если в ходе одной проверки найдут несколько нарушений, штрафы за которые установлены разными статьями КоАП РФ, то назначат одно, зато самое строгое наказание. Вот пример: за один визит в организацию трудинспекция выявила:

Благодаря поправкам штраф будет только по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.

Правительство на полгода продлило срок уплаты налога при УСН за 2021 год и аванса по нему за первый квартал 2022 года. Но продление коснулось лишь тех фирм и ИП, которые занимаются определенной деятельностью. Тинькофф Журнал уже написал подробно об этом.

А еще некоторые регионы стали переносить сроки уплаты налогов по спецрежимам в 2022 году. Такое право у субъектов РФ появилось с 9 марта. Так что компаниям и ИП, применяющим спецрежимы, надо следить за новостями в своем регионе. Вот несколько примеров.

Налог при УСН за 2021 год

30.06.2022

Авансовый платеж по УСН за 1 кв. 2022 г.

Как применить обратную силу закона, смягчающего административную ответственность

6 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим законом внесен ряд изменений в КоАП РФ, направленных на смягчение ответственности субъектов МСП:

  • 1) административный штраф должен быть заменен на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в рамках КНД;
  • 2) размер административного штрафа для ЮЛ – малых предприятий устанавливается по новым правилам;
  • 3) от административной ответственности должно быть освобождено ЮЛ, которое приняло все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, если к ней привлечено его должностное лицо или другой работник;
  • 4) за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в рамках КНД, которые охватываются одним составом, должно быть назначено одно административное наказание.
Читайте также:  9 необычных правил посещения немецкого ресторана

По правилу части 2 статьи 1.

7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, распространяется и на тех лиц, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу, при условии, что вынесенное в их отношении постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Чтобы воспользоваться этим правилом и изменить или отменить административную ответственность, исходя из последних изменений в КоАП РФ, сделайте 3 основных шага:

ШАГ 1. Определите, какой конкретной цели вы хотите достичь:

1) заменить административный штраф на предупреждение (часть 3 статьи 3.4, статья 4.11 КоАП РФ).

Для этого убедитесь в выполнении следующих условий:

  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правонарушение не связано с причинением (угрозой причинения) вреда или имущественным ущербом (если постановление по делу об административном правонарушении уже вынесено, и в нем приводятся фактические доводы, связанные с наличием вреда (реальной угрозой его причинения) или конкретного имущественного ущерба, замена штрафа на предупреждение маловероятна);
  • правонарушение не входит в перечень, указанный в части 2 статьи 4.11 КоАП РФ (правонарушение не предусмотрено статьями 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 14.56, 19.3, 19.5, 19.51, 19.6, 19.75-2, 19.8 — 19.82, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28);

2) пересчитать размер административного штрафа, назначенного ЮЛ – малому предприятию (микропредприятию), по новым максимальным значениям (статья 4.12 КоАП РФ).

  1. Проверьте, какое из следующих правил назначения административного штрафа применимо к вашему ЮЛ, исходя нормы КоАП РФ, содержащей состав правонарушения:
  2. – если санкцией предусмотрен штраф для ИП, то штраф будет назначаться в пределах границ штрафа для ИП;
  3. – если для ИП санкцией штраф не предусмотрен, то штраф будет назначаться в пределах границ ½ размера штрафа для ЮЛ.
  4. Одновременно проверьте, выполняются ли следующие условия:
  • размер назначенного вам штрафа – не меньше предусмотренного санкцией минимального размера штрафа для должностного лица;
  • нормой КоАП РФ, по которой вы привлечены к ответственности, санкция для ИП не приравнена к санкции для ЮЛ.

3) освободить от административной ответственности ЮЛ, которое привлечено к ней одновременно с должностным лицом (иным работником) (часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ).

Предварительно убедитесь в том, что выполняются следующие условия:

  • ЮЛ и должностное лицо (иной работник) ЮЛ привлечены к ответственности в рамках одного дела об административном правонарушении;
  • должностное лицо (иной работник) привлекается к ответственности в связи с невыполнением (нарушением) своих должностных обязанностей, закрепленных во внутренних документах ЮЛ/договоре;
  • ЮЛ в рассматриваемой ситуации приняло все предусмотренные законом меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность;

4) назначить одно наказание за совершение нескольких правонарушений, охватываемых одним составом, выявленных в рамках контрольно-надзорного мероприятия (в том числе уменьшить суммарный размер назначенного штрафа) (часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ).

Проверьте наличие следующих обязательных условий:

  • все административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия;
  • ответственность за все правонарушения предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) КоАП РФ.

 ! Возможно совмещение сразу нескольких целей: 1 и 4, 2 и 4.

  • ШАГ 2. Определите, на какой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении вы находитесь:
  • – дело в процессе рассмотрения;
  • постановление по делу вынесено, но еще не вступило в законную силу (не истекли 10 суток со дня вручения копии постановления);
  • постановление по делу вынесено и вступило в законную силу.
  • ! В любом случае важно, чтобы постановление по делу, если оно уже вынесено, не было исполнено (штраф не был уплачен в полном объеме, срок административного приостановления деятельности или лишения специального права либо дисквалификации не истек)

ШАГ 3. Действуйте!

Вариант 1. Если дело об административном правонарушении еще не рассмотрено и постановление по делу не вынесено, направьте в суд, в орган, должностному лицу, которые рассматривают дело, ходатайство в произвольной форме, в котором укажите:

  • право на применение закона, смягчающего ответственность, в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ;
  • конкретное требование о применении нормы КоАП РФ, которой ответственность смягчается, изменяется или исключается, исходя из обстоятельств дела и цели (целей), которые вы хотите достичь, со ссылкой на соответствующие нормы КоАП РФ.

!Если срок рассмотрения дела подходит к концу, и вы полагаете, что требуется дополнительное время для выяснения всех обстоятельств, связанных с вашим требованием, в ходатайстве укажите также о необходимости продления срока рассмотрения дела, ссылаясь на часть 2 статьи 29.6 КоАП РФ (продление срока допускается не более чем на 1 месяц).

! Важно: будьте готовы представить дополнительные доказательства, подтверждающие ваши доводы и выполнение условий для применения закона, смягчающего или изменяющего вашу ответственность.

Вариант 2. Если постановление по делу уже вынесено, но не вступило в законную силу, обжалуйте это постановление.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.1 КоАП РФ):

  • в районный суд, если постановление вынесено должностным лицом, коллегиальным органом или органом, созданным в соответствии с региональным законом;
  • в вышестоящий суд, если постановление вынесено судьей (постановление мирового судьи обжалуется в районный суд, а постановление районного судав областной или другой соответствующий ему суд субъекта РФ);
  • в арбитражный суд по правилам АПК РФ (глава 25), если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности ЮЛ или ИП.
  1.  Постановление может быть обжаловано также вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган, если оно вынесено должностным лицом.
  2. !Важно:
  3. – жалобу подавайте в суд, должностному лицу, в вышестоящий орган, юрисдикция которого распространяется на территорию, на которой совершено правонарушение;
  4. – если жалоба подана одновременно в суд и в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, то рассматривать ее будет суд;
  5. – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  6. – успейте подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения копии постановления по делу или получения ее иным способом. По истечении этого срока постановление, если оно не обжаловано, вступает в законную силу;

– постановления, вынесенные за совершение правонарушений, связанных с нарушением или невыполнением норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда, обжалуйте в суды общей юрисдикции.Такие правонарушения не относятся судами к связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, поэтому не могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 10 дней, если она подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган;
  • 2 месяца, если она подана в суд.

! Если обжалуется постановление, которым назначено наказание в виде административного приостановления деятельности, жалоба на него должна быть рассмотрена в 5-дневный срок со дня поступления в суд.

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Вариант 3. Если постановление по делу вынесено, вступило в законную силу (в том числе после обжалования), подайте жалобу о пересмотре постановления.

Образцы жалоб по 4 основным направлениям обжалования (см. ШАГ 2) с подсказками по их составлению приведены ниже.

Жалобу подавайте (статья 30.13 КоАП РФ):

  • в кассационный суд общей юрисдикции, если постановление до этого в таком суде не было обжаловано;
  • в Верховный Суд Российской Федерации, если постановление ранее обжаловалось в кассационном суде общей юрисдикции либо если исчерпаны все возможности обжалования в арбитражных судах (включая апелляционную и кассационную инстанции).

!В России создано 9 кассационных судов общей юрисдикции, которыми охвачены все регионы. Перечень этих судов с указанием территорий их юрисдикции, адресов и ссылок на их официальные сайты приведен здесь: https://www.vsrf.ru/press_center/news/28148/.

  • Важно:
  • – при подаче жалобы государственную пошлину не уплачивайте;
  • – подавайте жалобу в любой срок после вступления постановления в законную силу (главное, чтобы постановление не было исполнено в полном объеме);
  • – вместе с постановлением обжалуйте решение по жалобе на него, а также решение по последующей жалобе на постановление, если этими решениями постановление оставлено в силе полностью или в части;
  • – обязательно приложите к жалобе, подаваемой через почту или канцелярию суда, копию постановления, копии решений по жалобам, выданные вынесшими их судом, органом или должностным лицом.

Жалоба должна быть рассмотрена в следующие сроки:

  • 2 месяца со дня поступления в суд;
  • + 1 месяц со дня поступления дела об административном правонарушении в суд, если оно истребовано им у другого суда или органа (должностного лица).

По результатам рассмотрения жалобы:

  • может быть принято решение об изменении постановления, решения по результатам рассмотрения жалобы в части размера административного штрафа или в части замены такого штрафа на предупреждение, исходя из обстоятельств дела и применяемой смягчающей нормы (пункт 2 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу – в случае, если в жалобе содержится требование об отмене постановления, принятого в отношении юридического лица, которое привлечено к административной ответственности вместе со своим должностным лицом (иным работником) (пункт 4 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ);
  • может быть принято решение об отмене постановления и решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение (пункт 3 части 1 статьи 30.17 КоАП РФ).

Образцы материалов для обжалования актов по делам об административных правонарушениях

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector