В условиях кризисных мер 2022 года предполагается дефицит кассовой ленты, возможны перебои с поставками. Это связано с прекращением поставок, ростом курсов валют и нарушением транспортной логистики.
В связи с этим наиболее актуально встаёт вопрос о переходе на электронный формат передачи кассовых чеков. Каждый покупатель может получить кассовый чек в электронном виде, предоставив продавцу до момента расчёта свой номер телефона либо адрес электронной почты.
В своей статье эксперт «Что делать Консалт» подробно рассматривает условия по использованию электронных чеков при расчётах.
Многие представители крупного бизнеса продуктовых сетей начали переходить на электронный формат передачи чеков ещё в начале 2021 года. Для этого покупателю предлагалось зарегистрироваться в приложении торгового магазина и указать в нём согласие и свои данные для передачи электронного чека покупателю. Полагаем, к переходу на электронный чеки придёт и малый бизнес и ИП.
Переход на электронные чеки выгоден, так как сокращаются затраты на кассовую ленту у продавца, формируется маркетинговая база потенциального портфеля продаж на основании представленных контактных данных покупателей, при этом также сокращается количество отходов бумаги чековой ленты.
Типовые ситуации в СПС КонсультантПлюс позволят бухгалтеру быстро решать вопросы, с которыми он сталкивается ежедневно.Типовые ситуации в СПС КонсультантПлюс позволят бухгалтеру быстро решать вопросы, с которыми он сталкивается ежедневно.
Использование электронного чека ККТ
Контрольно-кассовая техника, включённая в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» (п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Электронный формат чеков имеют ту же юридическую силу, что и бумажный.
Электронный кассовый чек представляется покупателю (клиенту), если он до момента расчёта сообщил пользователю ККТ абонентский номер или адрес электронной почты, либо в отдельных случаях такой чек может быть получен покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса ФНС России путём считывания QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), а также через мессенджер.
Электронный формат чека организации необходимо направить не позднее срока, указанного в п. 5.4 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ. При осуществлении расчётов, указанных в п. 5.3 настоящей статьи, кассовый чек (бланк строгой отчётности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днём осуществления расчёта, но не позднее момента передачи товара.
Преимущества электронного чека в том, что он не выцветает и его можно в любое время распечатать. Электронный чек легко загрузить через компьютер или другое устройство, его можно направить покупателю на большое расстояние.
С помощью СПС КонсультантПлюс вы будете легко ориентироваться в законодательстве, вовремя отслеживать все изменения.
Порядок направления электронного кассового чека
В общем порядке электронный кассовый чек представляется при расчётах покупателя в безналичном порядке в сети Интернет с использованием электронных средств платежа (банковской картой, банковским переводом, с использованием электронного кошелька и т. п.). При этом обязательно должна обеспечиваться передача фискальных документов покупателям в электронной форме (п. 5 ст. 1.2, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ).
Также покупатель может получить электронный кассовый чек при двух условиях, если:
1) он сообщил пользователю абонентский номер или адрес электронной почты, на который хочет получить кассовый чек в электронной форме (абз. 1 п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
2) информация сообщена пользователю до момента раснчета (п. 3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
При этом направление кассового чека в электронной форме на адрес электронной почты возможно только при наличии технической возможности для передачи информации покупателю в электронной форме на адрес электронной почты, то есть если функционал кассового аппарата поддерживает такое направление.
Вместе с тем согласно п. 5.6 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ (за исключением ККТ, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), расположенную вне места совершения расчётов, в следующих случаях:
- при осуществлении расчётов (за исключением расчетнов в безналичном порядке в сети Интернет) за реализуемый товар при разносной торговле и дистанционном способе продажи товаров (кроме случаев, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ);
- при осуществлении расчётов по месту выполнения работы и (или) оказания услуги, которые выполняются (оказываются) пользователем вне торгового объекта, торгового места, здания, строения, сооружения и их частей и (или) земельного участка, используемых пользователем для выполнения работ и (или) оказания услуг на правах собственности, аренды или иных законных основаниях;
- при осуществлении расчентов в случаях, предусмотренных пп. 5.8 — 10 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ.
При этом в указанных случаях обязанность по выдаче (направлению) покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчётности) может быть исполнена пользователем в том числе путём обеспечения покупателю (клиенту) возможности в момент расчёта считать с дисплея мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства QR-код (п. 5.7 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
В случае если обязанность по представлению кассового чека (бланка строгой отчётности) обеспечивается путём отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчётности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчёта, порядковый номер фискального документа, признак расчёта, сумму расчёта, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа, на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных Законом № 54-ФЗ, получение кассового чека (бланка строгой отчётности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства путенм считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Кассовый чек (бланк строгой отчётности), полученный покупателем (клиентом) таким образом, в том числе распечатанный им на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчётности), полученному на бумажном носителе или в электронной форме (п. 3.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Таким образом, в предусмотренных Законом № 54-ФЗ случаях кассовый чек в электронной форме может быть получен покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса ФНС России путём считывания QR-кода с использованием мобильного телефона смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента).
Также продавец может направить кассовый чек на абонентский номер покупателя с помощью сервиса обмена сообщениями через мессенджер, если покупатель (клиент) предоставил данную информацию.
Направленный таким образом чек может отображаться в виде картинки, pdf-документа, ссылки с указанием даты, времени и суммы покупки (Информация ФНС России «Чек с онлайн-кассы теперь можно получить через мессенджер»).
С помощью СПС КонсультантПлюс вы сможете уверенно взаимодействовать с надзорными органами, органами государственной и муниципальной власти.
Реквизиты кассового чека в электронной форме
Реквизиты кассового чека в электронной форме в целом идентичны реквизитам кассового чека на бумажном носителе и поименованы в п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ.
При этом в случае передачи кассового чека в электронной форме среди реквизитов чека также указываются (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, теги 1008, 1117 таблицы 4, пп. 7 — 9 примечания к таблице 20, пп. 7 — 9 примечания к таблице 58, пп. 6 — 8 примечания к таблице 96 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@):
С 1 марта 2022 года ккт будут контролировать по новым правилам
ФНС России письмом от 14 января 2022 г. № АБ-4-20/265@ предупреждает свои территориальные инспекции, что с 1 марта 2022 года контролировать онлайн кассы нужно по новым правилам. Новшества существенные, и о них нужно знать не только проверяющим, но и тем, кого будут проверять.
С 1 марта 2022 года меняются правила и нормативная база для проведения проверок ККТ. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ внес поправки в статью 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Установлено, что организацию и контроль за соблюдением законодательства о ККТ будет регулировать Федеральный закон о государственном и муниципальном контроле от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ.
Предметом контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ остаются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в России, полнота учета выручки, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Создали единый реестр контрольных мероприятий
В соответствии с Законом № 248-ФЗ создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. В нем аккумулируется информация о (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 248-ФЗ):
- проводимых профилактических мероприятиях (предостережение, профилактический визит);
- контрольных (надзорных) мероприятиях (контрольная и мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка).
Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, которые на момент их начала отсутствуют в реестре, запрещено (ч. 4 ст. 19 Закона № 248-ФЗ).
Виды контроля
Отдельно прописано, что при осуществлении контроля и надзора за ККТ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся (пп. «б» п. 1 ст. 60 Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ). Это значит, что налоговые органы будут проводить только внеплановые проверки ККТ, о которых контролируемое лицо не уведомляется.
Контрольные (надзорные) мероприятия налоговые органы смогут проводить по месту нахождения налогоплательщика или месту установки онлайн-кассы (в том числе в жилых помещениях) (пп. «б» п. 1, пп. «а» п. 2, п. 3 ст. 60 Закона № 170-ФЗ).
Новое положение о контроле и надзоре в сфере ККТ должно утвердить Правительство.
Согласно проекту, возможны следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
- контрольная закупка,
- документарная проверка,
- наблюдение за соблюдением обязательных требований,
- выездное обследование.
Контрольная закупка
- В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- 1) осмотр;
- 2) эксперимент.
- Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
- Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) проводится в присутствии двух инспекторов.
Документарная проверка
- В ходе документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- 1)получение письменных объяснений;
- 2)истребование документов;
- 3)экспертиза.
- Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор и анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые:
- поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия;
- предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований;
- содержатся в государственных и муниципальных информационных системах;
- размещены в сети «Интернет»;
- получены с автоматических камер фиксации правонарушений.
- Если в ходе наблюдения выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований или о готовящихся нарушениях обязательных требований, инспекция может принять решение:
- 1) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
- 2) решение об объявлении предостережения;
- 3) иные решения, которые не повлекут взаимодействия с контролируемым лицом.
Выездное обследование
- В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) площадях могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
- 1) осмотр;
- 2) отбор проб (образцов).
- Выездное обследование проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо вправе незамедлительно провести контрольную закупку.
Контрольная закупка проводится без принятия решения и без согласования с органами прокуратуры.
Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Порядок проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи
- Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации.
- Фотосъемка при необходимости используется для фиксации нарушения обязательных требований при проведении осмотра.
- Видеозапись при необходимости используется в случаях:
- проведения осмотра;
- невозможности однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке.
Видеозапись, а также и аудиозапись используются в случаях:
- проведения опроса;
- отказа контролируемого лица или его уполномоченного представителя, в отношении которого проводится проверка, от дачи письменного объяснения.
Аудио- и видеозапись устных пояснений контролируемого лица или его уполномоченного представителя проводятся при условии предварительного уведомления контролируемого лица (его представителя) и наличии его письменного согласия.
Проект нового положения о проверках ККТ уже имеется и размещен на Официальном сайте для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения (regulation.gov.ru).
Регистрация через личный кабинет ККТ станет обязательной — Контур.НДС+
ФНС приказом от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ ввела новый порядок отправления сведений в налоговую через личный кабинет контрольно-кассовой техники. Предполагается, что налоговые инспекции больше не будут принимать на бумажном носителе документы для регистрации ККТ.
Приказ вступает в силу 1 марта 2022-го и отменяет ныне действующий Приказ ФНС от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@.
Чтобы подать заявление на регистрацию, перерегистрацию или снятие кассы с учёта, владельцам онлайн-касс нужно будет использовать личный кабинет ККТ или ОФД.
Однако в Законе № 54-ФЗ (ст. 4.2 п. 1) указано, что бумажное заявление можно подать наряду с электронным: «Заявление подаётся организацией или ИП на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган». Поэтому для полной отмены данного права нужно внести поправки в закон о ККТ до 1 марта 2022-го.
Функции личного кабинета ККТ
Кабинет ККТ расположен на официальном сайте налоговой – nalog.ru.
Пользователи онлайн-касс могут воспользоваться кабинетом для:
- Регистрации либо перерегистрации кассы.
- Снятия с учёта ККТ.
- Подачи отчётов, сформированных на ККТ в момент регистрации, изменения параметров регистрации или закрытия фискального накопителя (ФН).
- Направления иной информации по запросу налоговой.
Производители кассовой техники используют кабинет, чтобы отправить сведения, необходимые для включения онлайн-кассы или ФН в соответствующие реестры.
Особенности передачи электронных документов
Плюс электронного документооборота – экономия времени, так как налоговую посещать для данных целей не нужно.
Особенности передачи данных через кабинет ККТ:
- Отправляемые документы должны быть подписаны квалифицированной электронной подписью.
- Дата предоставления документов – это дата их размещения в личном кабинете ККТ (если иное не предусмотрено приказом).
- Принятие документа налоговой подтверждается квитанцией о его приёме, которая отражается в кабинете ККТ.
- Если выявлено несоответствие документа требованиям о применении ККТ, в личном кабинете размещается уведомление об отказе в приёме данного документа. Это значит, что документ не принят налоговой.
В Приказе ФНС от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ более подробно описаны новые правила и сроки подачи документов через кабинет ККТ.
Новая форма декларации по налогу на имущество организаций
Изменения налогового контроля в 2022 году: единый налоговый платеж, проверки ккт и другие
- С 1 июля 2022 года компании при желании смогут платить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы и проценты одним платежным поручением без уточнения вида платежа и срока его уплаты (новая статья 452 НК РФ).
- Но для этого необходимо учесть следующие условия и изменения налогового контроля: особый порядок уплаты (перечисления) вправе применять организации, которые осуществили совместную сверку расчетов и по результатам которой не имеется разногласий, и подали заявление о применении особого порядка уплаты (перечисления).
- При этом надо будет представлять в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, взносам не позднее чем за 5 дней до установленного срока их уплаты:
- перечисление денежных средств в качестве единого налогового платежа (ЕНП) может быть произведено за компанию-налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов, налогового агента) иным лицом. Но оно лишено права требовать возврата из бюджета, уплаченного за компанию ЕНП;
- зачет денежных средств, признаваемых в качестве ЕНП компании, осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате:
- недоимки — начиная с наиболее ранней даты ее выявления;
- налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов — с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов;
- пеней;
- процентов;
- штрафов.
- компания имеет право на возврат денежных средств ЕНП, по которым налоговым органом не произведен зачет, для чего необходимо подать в инспекцию соответствующее заявление.
Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.
С 1 января 2022 года излишне уплаченные налоги можно зачесть в счет уплаты страховых взносов и наоборот.
Обновленный п. 1 ст. 78 НК РФ предусматривает возможность зачета суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей или погашения недоимки не только по налогам, но и по сборам, страховым взносам , включая пени и штрафы.
Основание — Федеральный закон от 29.11.2021 года № 379-ФЗ.
С 1 января 2022 года руководитель компании (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности) может получить квалифицированный сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) для нужд юридического лица только в Удостоверяющем центре ФНС.
С указанной даты владельцем сертификата ключа проверки указывают компанию и ее руководителя, т.е. того, кто действует от ее имени без доверенности. «Рядовые» работники также могут подписывать электронные документы компании личными электронными подписями (УКЭП) на основании электронной доверенности, подписанной УКЭП руководителя компании.
Основание — Федеральный закон от 27.12.2019 года № 476-ФЗ.
С 1 марта 2022 года меняется порядок проведения проверок ККТ:
- проверки ККТ будут именоваться контролем и надзором за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, и регулироваться Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Положение о контроле и надзоре за ККТ утвердит Правительство РФ. Проводить проверки, как и ранее, будут налоговые органы;
- плановые контрольные (надзорные) проверки по ККТ проводиться не будут, предусмотрены только внеплановые мероприятия;
- о проведении внеплановой выездной проверки ККТ контролируемое лицо не уведомляется;
- контрольные (надзорные) мероприятия в отношении применения ККТ, полноты учета выручки компаниями и ИП будут проводиться также по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.
Основание — Федеральный закон от 11.06.2021 года № 170-ФЗ
С 1 марта 2022 года будет действовать новый порядок представления документов через кабинет ККТ.
Все документы компании будут обязаны представлять в инспекцию только в электронном виде через кабинет ККТ (например, заявления о регистрации (перерегистрации), снятии с учета ККТ, отчеты об изменении параметров регистрации, о закрытии фискального накопителя и пр.).
Основание — Приказ ФНС от 19.07.2021 года № ЕД-7-20/673@.
Субъекты малого и среднего предпринимательства из соответствующего единого реестра МСП освобождены от плановых неналоговых проверок (трудовой инспекции, пожарных и пр.) до конца 2021 года (Федеральные законы от 13.07.2015 № 246-ФЗ, от 25.12.2018 № 480-ФЗ, Постановление Правительства от 30.11.2020 № 1969).
Этот мораторий продлен по 31 декабря 2022 года. При этом есть исключения из правил, согласно которым запрет не распространяется на:
- организации и ИП, в отношении которых за последние 3 года приняты постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо наказаний в виде дисквалификации или приостановления деятельности, либо принято решение о приостановлении действия лицензии или аннулировании лицензии;
- лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля;
- лиц, в отношении которых проводится лицензионный контроль, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, федеральный надзор в области использования атомной энергии.
Основание — Постановление Правительства от 08.09.2021 года № 1520.
С 1 апреля 2022 года будет отменена унифицированная форма для оформления карточки подписей (форма № 0401026). Банк сможет использовать собственную форму с необходимыми ему сведениями, но при сохранении сокращенного ряда обязательных сведений:
- наименование юрлица;
- ФИО лиц, наделенных правом подписи;
- оттиск печати (при наличии).
Новая инструкция не затрагивает уже существующие счета, так, компаниям не надо оформлять заново карточки с образцами подписей. Кроме того, до 1 октября 2022 года действует переходный период, в течение которого банки обязаны принимать карточки старого образца.
С 1 апреля 2022 года при изменении сведений о компании, указанных при открытии счета (например, наименование юрлица, адреса регистрации), компания представляет подтверждающие документы только по требованию банка. Сейчас такие документы компании обязаны самостоятельно (без требования) представить в банк.
Основание — Инструкция Банка России от 30.06.2021 года № 204-И.
В 2022 году можно отменить доверенность, выданную в простой письменной форме, путем внесения сведений об этом в реестр распоряжений об отмене доверенностей, являющийся составной частью единой информационной системы нотариата (ЕИСН) (обновленный п.1 ст. 189 ГК РФ). Фактически данная возможность появилась с 29.12.2021 года, но с учетом новогодних каникул в «полную силу» это нововведение заработает только в 2022 году.
Для этой цели на базе ЕИСН заработает новый реестр — Реестр распоряжений об отмене доверенностей, выданных в простой письменной форме.
С его помощью можно будет оперативно отменить доверенность в простой письменной форме и известить об этом всех заинтересованных лиц буквально за 1 день.
Причем без посещения нотариальной конторы, направив соответствующие сведения на портале Федеральной нотариальной палаты.
Распоряжение об отмене документа нужно будет подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.
Факт извещения всех заинтересованных лиц об отмене доверенности будет признаваться автоматически — уже на следующий день после внесения сведений в реестр нотариата. В качестве подтверждения о размещении данной информации в реестре доверитель получит электронное уведомление.
Кстати, доступ к сведениям реестра распоряжений об отмене доверенностей в простой письменной форме будет свободный, круглосуточный и бесплатный для всех — через официальный портал — notariat.ru.
Основание — Федеральный закон от 06.12. 2021 года № 402-ФЗ.
С 1 января 2022 года начали действовать изменения, касающиеся правового режима результатов интеллектуальной деятельности (РИД), созданных при выполнении государственного или муниципального контракта. Отметим некоторые из них:
- право на получение патента и исключительное право на РИД, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта для государственных и муниципальных нужд, принадлежат исполнителю контракта, кроме случаев, прямо предусмотренных законом. Исключительные права на РИД, непосредственно связанные с обороной и безопасностью, принадлежат РФ, но в ряде случаев права могут закрепляться за исполнителем (ст. 1240.1 ГК РФ);
- в случае, если работодатель, получивший патент на служебное изобретение или другой объект патентного права, решит прекратить его действие досрочно, он будет обязан уведомить об этом работника (автора) и по его требованию передать ему патент безвозмездно. Если работодатель не уведомил автора о досрочном прекращении действия патента, автор вправе обратиться в суд с иском к работодателю о понуждении к подаче ходатайства о восстановлении действия патента за счет последнего (ст. 1370 ГК РФ)
Основание — Федеральный закон от 22.12.2020 года № 456-ФЗ.
С 1 января 2022 года некоторые компании — работодатели обязаны размещать информацию об имеющихся у них вакансиях на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, соответствующих определенным требованиям. Надо будет указывать информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Эта обязанность, в частности, распространяется на следующих работодателей- юридических лиц:
- в уставном капитале которых, имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
- у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел.
Основание: Федеральный закон от 28.06.2021 года № 219-ФЗ
Напомним, что за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, возможно привлечение к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ, предусматривающей предупреждение или штраф для юридических лиц — от 3 000 до 5 000 руб.
С 1 сентября 2022 года компании-распространители рекламы и рекламодатели обязаны передавать в Роскомнадзор сведения о рекламе, размещаемой в сети «Интернет».
На основе представленных сведений Роскомнадзор планирует создать единую базу интернет-рекламы для усиления контроля за рекламой, рекламодателями и ее распространителями. Данное требование не касается распространителей социальной рекламы.
Сведения можно передавать самим либо через операторов рекламных данных, уполномоченных Роскомнадзором и включенных в соответствующий реестр операторов. Порядок передачи информации и состав передаваемых сведений должно определить Правительство. Ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о рекламе пока не предусмотрена.
Основание — Федеральный закон от 02.07.2021 года № 347-ФЗ.
Новелл немало: произошли изменения налогового контроля, вводятся новые правила проверки ККТ, единый налоговый платеж, возможен зачет излишне уплаченных страховых взносов и др. Есть изменения в налоговом законодательстве.
НК РФ обновляется каждый год.
О самых важных поправках по НДС, налогу на прибыль, страховым взносам, НДФЛ и налогу на имущество организаций вы можете прочитать в Шпаргалке от аудиторов и экспертов «Самые важные изменения по налогам и взносам с 1 января 2022 года».
Разбор новостей в СМИ на основе комментариев ЦБ и банка
27 декабря РБК со ссылкой на источники на платежном рынке предупредил о каком-то новом отчете банков с данными о переводах с карты на карту. Вроде бы ЦБ будет запрашивать у банков информацию обо всех транзакциях от физлица физлицу.
Все это похоже на тотальный контроль за переводами: с передачей персональных данных, проверкой назначения платежа и суммы по каждому зачислению.
Получается, что Банк России установит слежку за всеми переводами, а потом, возможно, и налоговая доберется до каждого, кто подрабатывает без оформления бизнеса.
Инфоповод быстро растиражировали другие СМИ.
Но вот какова на самом деле ситуация с отчетами банков перед ЦБ. Это разбор с ми главных действующих лиц и опорой на действующие документы.
Контроль за переводами осуществляется в рамках закона № 115-ФЗ — о противодействии отмыванию денег и терроризму. По этому закону банки обязаны сами выявлять подозрительные операции и передавать в Росфинмониторинг сведения, если платеж попадает под обязательный контроль. Такая обязанность есть не только у банков, но даже у бухгалтеров, юристов и риелторов.
Обычно этот контроль проходит незаметно для клиентов — автоматически или вручную. Он был и три года назад, и год назад. Меняются только правила и инструкции.
В сентябре 2021 года ЦБ подготовил очередную методичку для банков: какие операции нужно считать подозрительными и что делать с такими переводами. Она применяется уже несколько месяцев, даже если вы про это не знали.
Эти рекомендации ориентированы на выявление расчетов незаконных онлайн-казино, форекс-дилеров, организаторов финансовых пирамид и криптовалютных обменников.
С учетом этого документа банки должны были настроить системы мониторинга так, чтобы выявлять незаконные переводы с карты на карту, с абонентского номера на карту, через подставных лиц и с помощью электронных кошельков.
Ничего кардинально не изменится. Банки и дальше будут следить за операциями с учетом требований закона, как делают это уже много лет.
Пресс-служба Банка России в ответ на запрос Тинькофф Журнала сообщила, что тотальный контроль за переводами физлиц не вводится. Новых отчетов с данными о каждом переводе от банков не требуют. Вот что на самом деле будет делать Банк России с переводами в 2022 году:
- Консультировать банки насчет выявления нелегальных онлайн-казино и финансовых пирамид.
- Собирать обезличенные данные по переводам в тех банках, где выявлен высокий риск нелегальных операций.
- Запрашивать у этих банков обезличенные реестры переводов физлиц с подозрительными признаками — но без персональных данных.
Если у клиента есть счет, на который приходят деньги от деятельности онлайн-казино или большие объемы зачислений в рамках финансовой пирамиды, при этом с такого же устройства интернет-банком для вывода денег пользуются еще по 10 картам, у этих людей могут быть проблемы. Но они могли быть и в 2020 году, и в 2021.
Репетитора, сантехника, домашнего кондитера или блогера эти меры не коснутся. Это не значит, что можно сколько угодно вести бизнес без уплаты налогов. Налоговый инспектор может хитростью обнаружить такую деятельность даже через «Инстаграм». И банк тут будет вообще ни при чем. У налоговиков достаточно своих методов и систем контроля.
О специальном всеобщем контроле — с отчетами о каждом платеже независимо от суммы, частоты и назначения — речи не идет. Обычные клиенты банков вообще ничего не заметят. Контроль и так есть, он проходит в рамках давно действующего закона, зачастую вообще без участия владельца счета.
ЦБ в любом случае не занимается проверкой уплаты налогов и не следит, за что вы получили 1000 Р: это подруга вернула долг, бабушка перевела подарок на день рождения или клиент заплатил за стрижку.
В налоговую банки сообщают только об открытии и закрытии счета. А дальше — работа налоговиков.
Если будут подозрения в неуплате налогов с предпринимательской деятельности, ФНС может инициировать проверку и запросить в банке информацию о движениях по счету.
Независимо от политики ЦБ, методичек и критериев подозрительных операций. Это тоже не происходит автоматически: для проверки нужны основания и разрешение начальства.
- А нарушение еще нужно доказать: денежные подарки от физлиц и возврат долга налогами не облагаются.
- ФНС хотела получить автоматический контроль за переводами еще в 2018 году, но пока в этом плане никаких движений нет.
- Если получаете периодические денежные переводы, пользуетесь деньгами для текущих платежей и не занимаетесь обналом, ничего делать не нужно.