Обеспечение промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (ПБОТОС) – приоритетная задача для ПАО «НК «Роснефть» во всех сферах ее деятельности.
Являясь лидером нефтяной отрасли России и одной изрупнейших Компаний топливно-энергетического комплекса в мире, ПАО «НК «Роснефть» осознает характер и масштабы влияния своего бизнеса, и считает своим долгом поддерживать безопасные условия труда для сотрудников и партнеров, обеспечивать безаварийность производства и минимизировать воздействие на окружающую среду.
ОПЫТ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПЕРСОНАЛА ПАО «НК «РОСНЕФТЬ»
Обеспечение промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды (ПБОТОС) – приоритетная задача для ПАО «НК «Роснефть» во всех сферах ее деятельности.
Являясь лидером нефтяной отрасли России и одной из крупнейших Компаний топливно-энергетического комплекса в мире, ПАО «НК «Роснефть» осознает характер и масштабы влияния своего бизнеса, и считает своим долгом поддерживать безопасные условия труда для сотрудников и партнеров, обеспечивать безаварийность производства и минимизировать воздействие на окружающую среду.
Источник фото: www.rosneft.ru. Основная стратегическая цель ПАО «НК «Роснефть» в области ПБОТОС – к концу 2022 года войти в первую четверть рейтинга нефтегазовых Компаний мира по сопоставимым показателям в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, включая показатели травматизма с потерей рабочего времени (LTIF), показатели крупных происшествий в сфере производственной безопасности (PSER-1), удельные показатели по выбросам парниковых газов. На официальном сайте ПАО «НК «Роснефть» говорится о том, что Политика в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды Компании и ежегодно устанавливаемые цели в области ПБОТОС лежат в основе действующей в Компании Интегрированной системы управления ПБОТОС (ИСУ ПБОТОС), объединяющей ресурсы и процедуры для их реализации и достижения. Основным методом реализации Политики и достижения поставленных целей в части ПБ и ОТ является использование всех инструментов ИСУ ПБОТОС, в частности, выполнение требований законодательства в области ПБ и ОТ; управление рисками; выявление и эффективное использование всех имеющихся возможностей для дальнейшего улучшения результатов в этой сфере. Источник фото: www.rosneft.ru. Стремление ПАО «НК «Роснефть» обеспечить защищенность окружающей среды и общества от рисков в области промышленной безопасности, сохранение жизни и здоровья людей, работающих на объектах Компании, безопасность населения, проживающего в регионах ее деятельности, диктует необходимость результативного системного управления деятельностью в области ПБОТОС, пожарной и фонтанной безопасности, безопасной эксплуатации транспортных средств, менеджмента происшествий, предупреждения и реагирования на аварийные ситуации, и т.д. на основе современных методов. Эту задачу решает применение Интегрированной системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды (ИСУ ПБОТОС), являющейся частью общей системы управления ПАО «НК «Роснефть».
ИСУ ПБОТОС внедрена и успешно функционирует в Компании с 2006 года. Ее соответствие требованиям международных стандартов серии ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» и OHSAS 18001 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования» неизменно подтверждается в ходе сертификационных, надзорных и ре-сертификационных аудитов, проводимых аккредитованными органами по сертификации международного уровня. ПАО «НК «Роснефть» управляет рисками в области ПБОТОС, а именно, рисками: – аварий, инцидентов, пожаров и других происшествий, связанных с повреждением эксплуатируемых производственных объектов и оборудования, отклонением от установленных параметров технологического процесса; – причинения вреда здоровью работников, контрагентов или посетителей, а также населения прилегающих территорий; – воздействия на окружающую среду при осуществлении производственнохозяйственной деятельности; – предъявления штрафных санкций и приостановки деятельности производственных объектов, а также ухудшения деловой репутации и снижения уровня доверия со стороны заинтересованных сторон при несоблюдении применимых законодательных требований в области ПБОТОС.
Источник фото: www.rosneft.ru.
По результатам оценки и приоритезации рисков выполняются мероприятия, способствующие предупреждению различных нештатных ситуаций, а также обеспечивается готовность к быстрому и эффективному реагированию в случае их возникновения. Процесс управления рисками ПБОТОС синхронизирован с процессом планирования финансово-хозяйственной деятельности Компании для обеспечения финансирования установленных мер снижения рисков.
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
В целях сохранения жизни и здоровья работников ПАО «НК «Роснефть» определило следующие подходы: – распространение базовых правил безопасности труда до каждого рабочего места (корпоративная ответственность); – обязанность каждого работника ПАО «НК «Роснефть» и подрядных организаций знать и применять базовые правила (личная ответственность); – остановка рабочего процесса в случае невыполнения базовых правил; – незамедлительное сообщение об опасных ситуациях (личная ответственность). Источник фото: www.rosneft.ru. «Золотые правила безопасности труда» – это краткая и наглядная инструкция по десяти наиболее распространенным и опасным видам работ. Правила внедрены в ПАО «НК «Роснефть» с 2014 года и помогают обеспечить безопасность работников во всех процессах производственной деятельности. Разработан специальный курс внутреннего обучения по «Золотым правилам безопасности труда», его успешно освоили внутренние тренеры ПБОТ, которые в свою очередь обучают исполнителей и руководителей работ. Обсуждение вопросов безопасности труда также проводится в формате «прямого диалога» – открытой дискуссии руководителей и работников.
- ЛИДЕРСТВО И КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ
ПАО «НК «Роснефть» является крупнейшей публичной нефтяной Компанией мира, работники Компании и подрядных организаций ежедневно выполняют сложные и потенциально опасные работы почти во всех регионах России, а также за ее пределами. Безопасность людей в ходе деятельности ПАО «НК «Роснефть» является наивысшим приоритетом вне зависимости от места и вида работ. Руководство Компании считает, что любой несчастный случай можно предотвратить. Исходя из этого принципа ПАО «НК «Роснефть» выстраивает превентивные мероприятия и программы, вовлекая в процесс весь коллектив, от рядовых сотрудников до топ-менеджмента. Основой для реализации стратегических целей по обеспечению безопасных условий труда в ПАО «НК «Роснефть является лидерство и поддержание высокой культуры безопасности. Все руководители в Компании несут личную ответственность за достижение целей в области ПБОТ в том числе путем демонстрации надлежащего безопасного поведения и лидерства в области ПБОТ. Главные задачи лидера в области ПБОТ – применять на практике, демонстрировать важность соблюдения требований по ПБОТ, вдохновлять работников ПАО «НК «Роснефть соблюдать требования ПБОТОС и следовать принципам ПБОТОС, установленным в Политике Компании в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды, а также контролировать их исполнение. Источник фото: www.rosneft.ru. Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» является ориентиром в формировании и развитии лидерства в области ПБОТОС. В 2018 году, в соответствии с приказом Компании, генеральные директоры 170 Обществ Группы утвердили у топ-менеджеров – кураторов данных Обществ Группы личные обязательства в области ПБОТОС. Личные обязательства лидера-руководителя включают в себя критерии лидерства с учетом четырех принципов: – убеждение («пятиминутки безопасности» на производственных совещаниях, участие в поведенческом аудите безопасности работников Общества и подрядных организаций); – авторитет (участие в комиссиях при подготовке работ повышенной опасности, личный пример соблюдения правил безопасности («Золотых правил безопасности труда») при проведении проверок и участии в комиссии производственного контроля); – действия (проведение встреч с трудовыми коллективами и коллективами подрядных организаций с обсуждением вопросов промышленной безопасности и охраны труда, экспресс-опросов об информированности работников о реализуемых мероприятиях в области ПБОТ); – поддержка (личные встречи и поощрение работников, предотвративших происшествие, остановивших опасные работы, добившихся значительных результатов в области ПБОТ). ПАО «НК «Роснефть» установило базовый ориентир по уровню культуры безопасности в Компании, проведя годовой опрос на предмет изучения уровня культуры, в котором приняли участие 17 тыс. сотрудников. Обучение в области ПБОТ Знания и компетенции работников в области промышленной безопасности и охраны труда необходимы для обеспечения безопасности работ. Компания организует и строго контролирует процесс обязательного обучения работников в области ПБОТ: прохождение курса «Охрана труда», аттестация Ростехнадзора в области промышленной безопасности. Источник фото: www.rosneft.ru. Во всех Обществах Группы с учетом филиалов и представительств было проведено обязательное обучение персонала. В Компании активно реализуются программы дополнительного обучения в области ПБОТ. Внедрена практика обучения силами внутренних тренеров из числа работников Компании, которые разрабатывают курсы по актуальным тематикам в области ПБОТ. Безопасность на транспорте ПАО «НК «Роснефть» на постоянной основе организует и проводит мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, а также реализует инициативы по профилактике дорожно-транспортных происшествий. В Компании действует Положение «Система управления безопасной эксплуатацией транспортных средств», которое устанавливает требования к транспортным средствам, оборудованию и водителям, и распространяет свое действие на Компанию, а также подрядные и субподрядные организации. Компания внедряет активный подход по распространению и контролю требований в области транспортной безопасности. На предприятиях Компании работают постоянно действующие комиссии по предупреждению ДТП в Обществах Группы и подрядных организациях, эксплуатирующих транспортные средства, осуществляется контроль соблюдения требований Положения Компании «Система управления безопасной эксплуатацией транспортных средств».
Проводятся учебные тренировки по практическим действиям персонала в аварийных ситуациях (утопление техники при выполнении работ на ледовых поверхностях рек, озер, болот; движение по зимникам и ледовым переправам; остановка транспортных средств на проезжей части в темное время суток; тушение возгораний транспортных средств, перевозящих опасные грузы и аварийные расцепки; покидание транспортного средства при угрозе жизни и здоровью).
Проводятся целевые инструктажи для водителей/машинистов грузовых транспортных средств, специальной и тракторной техники, выполняющих работы в охранных зонах ЛЭП на территории лицензионных участков Обществ Группы. Установлен запрет на использование передних пассажирских мест как работниками Обществ Группы, так и работниками подрядных/субподрядных организаций для снижения тяжести последствий в результате ДТП при перевозке работников микроавтобусами. При проведении контрольных мероприятий в Обществах Группы привлекаются сотрудники ГИБДД. В связи с тем, что половина регистрируемых ДТП происходит по вине третьих лиц, Компанией организована работа с администрациями регионов присутствия по вопросам повышения транспортной безопасности. В 2018 году аспекты повышения безопасности дорожного движения включены в действующие соглашения с региональными администрациями Красноярского края, Приморского края и Чеченской республики. Результаты деятельности Компании в области ПБОТ Компания в своей деятельности учитывает все несчастные случаи, произошедшие как с работниками Компании, так и с работниками подрядных и субподрядных организаций. Включение в периметр учета подрядных и субподрядных организаций позволяет повысить контроль на местах производства работ, сформировать более эффективную систему обеспечения производственной безопасности. По итогам расследования каждого происшествия формируются информационные материалы «Уроки, извлеченные из происшествий», содержащие описание непосредственных и системных причин, инструкции по надлежащим действиям для исключения подобных случаев, которые направляются во все Общества Группы. В целях усиления контроля за недопущением подобных происшествий в Компании были оперативно разработаны и реализованы следующие мероприятия: – внедрена многоуровневая система контроля авиационного обеспечения Компании, включающая авиационно-технический аудит подрядных авиакомпаний; – организовано аэронавигационное обслуживание непосредственно на посадочной площадке «Ванкор», заключен договор на организацию полетно-информационного обслуживания.
ЛИТЕРАУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
По открытым данным сайта www.rosneft.ru.
- БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА
- Отборная и актуальная информация на электронную почту
Оценка профессиональных рисков в 2021 году
Наступил 2021 год, которые уже принес и еще принесет нам много изменений в нормативные требования охраны труда.
Вступившие в силу новые правила по охране труда, в зависимости от уровня оценки профессиональных рисков, возлагают на работодателя права в обеспечении дополнительных мер по обеспечению безопасности при выполнении работ, а в целях дополнительного контроля за производством работ применять дополнительное оборудование, обеспечивающие фото, видео или аудио фиксацию.
Помимо новых правил по охране труда, обязанность по оценке и управлению профессиональными рисками в 2021 году предусмотрена ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ.
Важно: абзац 15 ст. 212 ТК РФ
Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Оценка профессиональных рисков в типовом положение по охране труда
В соответствии с при Приказом Минтруда России от 19.08.
2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» (далее – Положение) одним из основных компонентов Системы управления охраны труда является внедрение процедуры Системы управления профессиональных рисков При не проведении оценки профессиональных рисков в организации, ГИТ признает функционирование Системы управления охрану труда не в полном объеме.
Конкретных требований, правил или методик к порядку проведения оценки профессиональных рисков в действующем законодательстве не представлено, но более подробно порядок проведения процедуры оценки профессиональных рисков изложен в пункте 33 Положения:
В соответствии с пунктом 36 Положения N 438н работодатель самостоятельно устанавливает порядок выявления, оценки и управления профессиональными рисками.
При выявлении опасностей можно руководствоваться пунктом 35 Положения, в данном представлен типовой перечень опасностей, которые работодатель может использовать в зависимости от специфики своей деятельности.
Оценка профессиональных рисков в новых правилах по охране труда
Новые правила по охране труда прямо нам говорят о том, что работодателям необходимо проводить оценку профессиональных рисков. Если посмотреть на раздел I «Общие требования» то в большинстве новых правилах мы увидим:
Новые правила по охране труда при работе на высоте (Приказ Минтруда России № 782н от 16 ноября 2020 г.) прямо указывают на то, что работодатель должен провести оценку профессиональных рисков.
п. 4 ПОТ при работе на высоте:
«Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда (далее — СУОТ) провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты в соответствии с классификацией работ на высоте, указанной в пункте 3 Правил».
На основании результатов проведенной оценки профрисков работодателю необходимо будет разработать мероприятия, направленные на снижение уровня профессиональных рисков.
Проверочные листы Роструда
В утвержденных проверочных листах Приказа Роструда от 10.11.2017 N 655, которыми руководствуется государственная инспекция труда, при контроле за соблюдение трудового законодательства работодателям так же упоминается о проверке информирования работников и риске повреждения здоровья.
При выполнении вышеуказанного требования информирования работников и риске повреждения здоровья рекомендуем проводить под подпись.
Как провести оценку профриска самостоятельно
Для проведения процедуры по выявлению опасностей и управление профессиональными рисками работодателю необходимо провести комплекс последовательных мероприятий:
- Идентифицировать опасности на рабочих местах. Тут главное ответить на вопрос «С каким риском может столкнуться работник?», в следствии наступления которого может наступить несчастный случай». При выявлении опасностей необходимо учесть применяемое оборудование и материалы, условия окружающей среды, состояние производственных помещений, виды выполняемых операций, технологический процесс. Особое внимание стоит обратить требования новых правил по охране труда, например в новых ПОТ при работе в ОЗП, процедуре выявление риска посвящен целый раздел.
- Провести процедуру оценки уровня профессиональных рисков. В настоящий момент в Российском законодательстве не установлены единые требования к правилам оценки выявленных опасностей, поэтому работодатель может использовать методы из ГОСТов или разработать свою методику оценки рисков. Каждый выявленный риск необходимо описать, с указанием вероятности его возникновения и возможных последствий.
Пример карты оценки риска:
- Разработка плана мероприятий по оценки рисков. Реализуемые мероприятия должны быть направлены на снижения выявленных профрисков. После его реализации необходимо повторно провести процедуру оценки рисков.
Пример плана мероприятий:
- Внедрить процедуру оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда (утвердить формы документов, назначить ответственных исполнителей, разработать положение, приказы).
Какие нормативные документы использовать
Для оценки профессиональных рисков работодатель вправе применять имеющиеся методики оценки или разработанные самостоятельно. Среди имеющихся документов, которые помогут в реализации процедуры стоит выделить:
- Приказ Минтруда России (Министерство труда и социальной защиты РФ) от 19 августа 2016 г. №438Н «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». Данный приказ описывает общие требования к процедуре оценки профессиональных рисков. В нем так же можно найти типовой перечень опасностей.
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков. В данном ГОСТе представлены описаны способы оценки рисков, которые можно применять в различных отраслях экономике и на рабочих местах.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска». Стандарт утвержден еще в 2011 году, в нем представлены методы оценки риска и даны ссылки на другие международные стандарты, в которых более подробно описано применение конкретных методов оценки риска.
- Р 2.2.1766-03 Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководством определяются санитарно-эпидемиологические требования при проведении оценки профессионального риска.
Штрафные санкции за непроведение оценки профессиональных рисков
За непроведение оценки профессиональных рисков, работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:
- На должностных лиц – от 2000 до 5000 рублей;
- На индивидуальных предпринимателей — от 2000 до 5000 рублей;
- На юридические лица – от 50000 до 80000 рублей.
Оценка профессиональных рисков сторонней организацией
Наша компания является лидером на рынке услуг по оценке профессиональных рисков. Основное наше преимущество в том, что мы оцениваем риски не только по типовому положению системы управления охраны труда, но и в зависимости от деятельности организации и видов выполняемых работ.
Специалисты нашей компании:
- Совершат выезд в Вашу организацию;
- Обследую рабочие места и помещения на наличие потенциальных опасностей;
- Оценят функционирование системы управления охраны труда;
- Подготовят отчет и разработают мероприятия по управлению рисками;
- Проведут консультации по применению результатов оценки;
- Окажут консультации и поддержку в течение всего срока действия отчета.
Если у Вас остались вопросы Вы можете заполнить форму ниже или связаться с нами по телефону, указанному на сайте.
Иркутской области
В 2019 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма.
По оперативным данным, количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповые, с тяжелым и смертельным исходом) снизилось: за 11 месяцев 2019 года произошло 4 078 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что на 9 % ниже, чем за аналогичный период 2018 года (4 479 случаев).
В 2019 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве: за 11 месяцев 2019 года погибло работников на 12 % меньше, чем за аналогичный период 2018 года (1 018 и 1 158 человек соответственно).
Количество погибших традиционно остается наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, в сфере транспорта, в сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых.
Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников
С целью сохранения достигнутой динамики снижения показателей производственного травматизма и доведения ее до уровня экономически развитых стран реализуется Комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года № 833-р.
Комплекс мер состоит из четырех разделов:
- Совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
- Стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников.
- Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни.
- Мониторинговые мероприятия.
Раздел, посвященный совершенствованию механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включает первоочередные меры законодательного и нормативно-правового регулирования, направленные на модернизацию системы управления охраной труда, а также обязательного социального страхования, обеспечивающих решение задачи по внедрению предупредительной модели управления охраной труда и повышению эффективности профилактических мероприятий в системе обязательного социального страхования, в том числе посредством своевременного выявления ранних признаков профессиональных заболеваний и принятия необходимых профилактических мер. Второй раздел, направленный на стимулирование работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, включает меры законодательного и нормативно-правового регулирования с целью повышения заинтересованности работодателей к улучшению условий труда на находящихся в их ведении рабочих местах. Третий раздел предусматривает мероприятия по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни, реализация которых будет способствовать повышению эффективности мероприятий в рамках национального проекта «Демография» и входящего в него федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», а также достижению отдельных целевых показателей указанных проектов. Четвертый раздел включает в себя мониторинговые мероприятия, обеспечивающие достижение целей принятия комплекса мер.
Специальная оценка условий труда
Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах. По состоянию на 26 декабря 2019 года специальная оценка условий труда проведена у 764,5 тыс. работодателей на 32,5 млн рабочих мест. Количество работников, занятых на этих рабочих местах, составляет 43 млн человек. Минтруд России подготовил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»» с целью совершенствования механизмов формирования и использования данных Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Чтобы минимизировать риски нарушения социально-трудовых прав работников, законопроектом предлагается:
- установить требование, согласно которому сведения о планируемой спецоценке должны быть внесены оценщиком в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении (до начала ее проведения);
- связать момент вступления в силу результатов спецоценки с внесением сведений о ней в государственную информационную систему.
Законопроект предусматривает превентивный механизм защиты прав работников: мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда, позволяет обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки и повысить ответственность работодателя и оценочной организации за ее результаты.
Совершенствование законодательства в сфере охраны труда
На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений поддержан законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)», подготовленный Минтрудом России совместно со сторонами социального партнерства. Главные цели законопроекта – повышение эффективности профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, усиление динамики сокращения группового, тяжелого и смертельного травматизма, повышение уровня культуры безопасного труда.
Основные изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом:
- внедрение базового принципа предупреждения и профилактики, основанного на постоянном выявлении опасностей на рабочих местах, анализе и устранении причин этих опасностей для улучшения условий труда;
- личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах;
- введение учета микротравм, полученных работниками, и анализ их причин;
- наделение работодателя правом вести документооборот по вопросам охраны труда в электронной форме;
- изменение подхода к обеспечению работников средствами индивидуальной защиты посредством перехода от списочного принципа обеспечения к обеспечению в зависимости от условий труда на рабочих местах;
- введение запрета на работу в опасных условиях труда;
- внедрение института самостоятельной оценки работодателем соблюдения требований трудового законодательства, которая будет проводиться по заранее сформированному Рострудом перечню вопросов.
Принятие законопроекта позволит:
- придать новый импульс улучшению условий труда на рабочих местах;
- сохранить положительную динамику сокращения смертности и травматизма вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечить снижение административной нагрузки и бОльшую гибкость для работодателя в построении современной системы управления охраной труда, основанной на систематическом анализе, оценке и снижении существующих профессиональных рисков;
- повысить информированность работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих профессиональных рисках, о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, а также обеспечить вовлеченность работников в обеспечение надлежащих условий труда.
Актуализация перечня работ, на которых ограничено применение труда женщин Минтруд России принял приказ № 512н от 18 июля 2019 года «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» взамен действующего постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 года № 162, которым определен Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. Данная работа проводилась в рамках Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 669-р, и Плана мероприятий по реализации в 2018 году I этапа Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2018 года № 420-р. По итогам проведенной актуализации перечень сокращен более чем в четыре раза: вместо 456 позиций новым приказом Минтруда России утверждено сто. Критериями при пересмотре и актуализации перечня явились факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Перечень исключает произвольное ограничение использования труда женщин, что является гарантией их права на справедливые условия труда, и позволяет расширить возможности женщин на трудоустройство. Приказ вступит в силу с 1 января 2021 года.
Подпрограмма «Безопасный труд»
Подпрограмма «Безопасный труд» реализуется в рамках госпрограммы «Содействие занятости населения».
Основные направления, реализуемые в рамках подпрограммы в 2019 году:
- разработка методологии организации проведения внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- разработка методологии дистанционного проведения инструктажей по охране труда;
- разработка методических документов для работодателей в целях выявления опасностей, оценки профессиональных рисков и снижения их уровня на основе лучших мировых практик для наиболее травмоопасных видов экономической деятельности. Разработанные методики будут использоваться работодателями в целях профилактики травматизма и профзаболеваемости, что будет способствовать снижению экономических издержек и потерь на предприятиях;
- разработка концепции проведения общественно-просветительской кампании, направленной на популяризацию охраны труда и сохранения здоровья работников.
Профилактика ВИЧ/СПИДа на рабочих местах В рамках выполнения Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда Минтрудом России проведен ряд обучающих семинаров «Усиление программ по ВИЧ/СПИДу на рабочих местах», в том числе в Волгоградской области, Алтайском крае, Московской области. В 2019 году в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») Минтруда России по реализации программ по профилактике ВИЧ/СПИДа на рабочих местах и недопущению дискриминации и стигматизации в трудовых коллективах лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией на 2019 год, разработаны информационно-методические материалы по профилактике ВИЧ и СПИДа на рабочих местах, включающие в себя информационные стенды для размещения на предприятиях и информационные листовки для работников.
Всероссийская неделя охраны труда
С 22 по 26 апреля 2019 года в Главном медиацентре г. Сочи состоялась V Всероссийская неделя охраны труда (ВНОТ), которая проходит накануне Всемирного дня охраны труда с целью содействия предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Мероприятие проводится по инициативе Минтруда России и при поддержке Правительства России. Всероссийская неделя охраны труда – глобальная дискуссионная площадка, посвященная новейшим тенденциям и перспективам развития деятельности в области охраны труда, повышения производительности труда, создания достойных условий труда и улучшения качества жизни каждого работника. В рамках Недели проведено 84 мероприятия (конференции, технические сессии, симпозиумы, круглые столы, лекции, мастер-классы). В связи с тем, что 2019 год является годом столетия Международной организации труда, мероприятия ВНОТ были приурочены к столетней инициативе МОТ «Будущее сферы труда».
Деловая программа Недели была построена на основе стратегической темы и включала четыре тематических раздела, посвященных обсуждению стратегических вопросов и новаций в области охраны труда:
- регулирование в сфере охраны труда: вызовы и стратегия;
- новации в управлении охраной труда: вызовы эпохи «Индустрия 4.0»;
- культура безопасного труда – создание условий для предотвращения травматизма и заболеваемости;
- современный специалист и руководитель по охране труда.
Фсс планирует создать систему для обмена данными о здоровье сотрудников компаний
Фонд социального страхования объявил тендер на разработку концепции системы по обмену информацией с компаниями о здоровье их работников и мерах по охране труда, сообщил РБК. Закупка была размещена 1 апреля. Проект оценили в 21,6 млн руб.
Новая информационная система позволит получать «достоверную информацию о состоянии здоровья работников предприятий», говорится в документах.
Организации смогут передавать через систему данные о здоровье сотрудников и мерах по охране труда в ЕИС «Соцстрах».
Внедрение системы должно помочь профилактике и раннему выявлению профзаболеваний, сформировать систему комплексной профилактики для укрепления здоровья на производстве, говорится в ТЗ.
В пресс-службе ФСС изданию пояснили, что сейчас сведения о мерах по охране труда и здоровье работников, которые работодатели направляют в фонд, ограничены и поступают по разным каналам. Данные о больничных, о пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваниях передаются через систему электронного документооборота ФСС, однако большую часть информации передают страхователи в бумажном виде.
В фонде отметили, что прототип информационной системы, который должен будет сделать подрядчик, облегчит предоставление информации и позволит расширить набор данных, которые компания сможет предоставлять ФСС для обоснования компенсаций.
Главная задача проекта — это предупреждение и сокращение страховых случаев и, следовательно, страховых выплат. ФСС планирует достичь этого с помощью более достоверной и полной информации о состоянии здоровья работников, которую в фонд будут передавать компании.
ФСС будет анализировать полученные данные, чтобы найти узкие места в работе компаний, которые приносят наибольший ущерб здоровью сотрудников.
Фонд сможет адресно финансировать мероприятия по таким направлениям, чтобы сократить травматизм, количество профзаболеваний, случаев и дней временной нетрудоспособности и сэкономить бюджетные деньги.
В ТЗ говорится, что на первом этапе исполнитель контракта должен будет опросить минимум три компании с штатом в более 500 работников о результатах внедрения корпоративных программ по сохранению здоровья. Закончить работу нужно будет в марте 2023 г.
Ранее Минтруд сообщил, что с 1 января 2023 г. Пенсионный фонд и Фонд социального страхования будут объединены в единой Фонд пенсионного и социального страхования, или Социальный фонд России. Объединение ПФР и ФСС к 2023 г. обсуждали члены РТК в декабре прошлого года. Тогда сообщалось, что для этого в рамках комиссии будет создана рабочая группа. В 2018 г.
вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что рассматривается вопрос об объединении ПФР, ФСС и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), однако впоследствии от этой идеи отказались.
В ФОМС заявили, что это может привести к нарушению целостности системы здравоохранения, поскольку социальные фонды имеют разные принципы организации, функционирования и финансового обеспечения.
Охрана труда с 1 марта 2022 года: как изменятся обязанности работодателей и работников
С 1 марта 2022 года вступают в действие многочисленные нормы, регламентирующие правила охраны труда на предприятиях. Рассказываем, что конкретно изменится для работодателей и их работников в сфере охраны труда.
Запрет на работу в опасных условиях
С 1 марта 2022 года вводится в действие запрет на работу в опасных условиях труда (Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ). В соответствии с новой ст. 214.
1 ТК РФ работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда были отнесены к опасному классу (4-й класс).
Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.
На время приостановки работ за сотрудниками сохраняется место работы и средний заработок.
На это время сотрудник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ст. 216.1 ТК РФ).
Возобновление деятельности на опасных рабочих местах допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.
При этом в ряде случаев запрет на работу в опасных условиях труда применяться не будет. Правительство уже утвердило перечень опасных работ, на которые не распространяется запрет. Согласно распоряжению Правительства РФ от 04.12.2021 № 3455-р, работодателям разрешается не приостанавливать:
- аварийно-спасательные работы;
- неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- работы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- работы по ликвидации последствий происшествий в Антарктике;
- подводные работы особого назначения и водолазные работы;
- авиационно-спасательные и специальные авиационные работы.
Новые требования к организации безопасных рабочих мест
Одновременно с 1 марта 2022 года вводятся в действие новые требования к организации безопасных рабочих мест, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 № 774н. Так, на каждом рабочем месте должны быть приняты меры по снижению до предельно допустимых значений воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов.
Рабочее место и его оснащение должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при обязательном применении ими СИЗ. На рабочих местах должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы.
Рабочая поза работника в положении «сидя» является более предпочтительной.
Поэтому если основной рабочей позой работника является положение «стоя», его рабочее место обязательно должно быть оснащено местом для сидения в перерывах между работой.
Работодателями должна быть снижена до минимума продолжительность времени выполнения работы в вынужденных рабочих позах «лежа», «на коленях», «на корточках», а также в вызывающих повышенную утомляемость неудобных рабочих позах. К таковым относятся позы, связанные:
- с наклоном или поворотом туловища;
- поднятыми выше уровня плеч руками;
- неудобным (стесненным) размещением ног;
- необходимостью удержания рук на весу;
- наличием в поле зрения работника объектов, препятствующих наблюдению за обслуживаемым объектом или процессом.
Участки и зоны, где выявлена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены сигнальной разметкой или знаками безопасности. Рабочее место при осуществлении на нем работ по подъему и перемещению людей и грузов должно оснащаться вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием.
Обязательность использования СИЗ
С 1 марта 2022 года для работников вводится обязательное использование средств индивидуальной защиты (СИЗ) на работах с вредными или опасными условиями труда. В случае невыполнения данной обязанности работника не допустят до выполнения работ.
По новым правилам работодатель обязан отстранить от работы любого сотрудника, не применяющего выданные ему в установленном порядке СИЗ, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях (новая редакция ст. 76 ТК РФ).
Причем за период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику начисляться не будет.
Новый порядок обеспечения работников СИЗ
С 1 января 2025 года для работодателей меняется порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами.
Напомним, в настоящее время при выдаче работникам СИЗ и смывающих/обезвреживающих средств работодатели обязаны руководствоваться типовыми нормами, действующими в отдельных отраслях экономики.
Данные типовые нормы будут действовать до 31 декабря 2024 года включительно.
Затем работодатели должны самостоятельно разработать и утвердить специальный локальный акт, устанавливающий нормы бесплатной выдачи СИЗ (новая редакция ст. 221 ТК РФ).
Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам должны быть установлены на основании единых Типовых норм выдачи с учетом результатов специальной оценки условий труда на предприятии.
При этом работодатели должны руководствоваться Правилами обеспечения работников СИЗ, утв. приказом Минтруда от 29.10.2021 № 766н.
Разработать и ввести в действие нормы бесплатной выдачи СИЗ работодатели могут уже в текущем году, не дожидаясь 2025 года.
Обязательный учет микротравм
С 1 марта 2022 года для работодателей вводится обязанность по ведению учета всех получаемых работниками микротравм (Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ). Под микротравмами понимаются ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие незначительные повреждения, полученные работниками в процессе работы.
Для предупреждения производственного травматизма работодатель обязан самостоятельно осуществлять учет, а также рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микротравм работников. Основанием для регистрации микротравм работника является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю (новая редакция ст. 226 ТК РФ).
В целях исполнения новых обязанностей работодателям рекомендовано разработать и утвердить локальным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) и информировать всех работников под подпись о действиях при получении микротравм.
После получения информации о микроповреждении работодатель должен убедиться в том, что пострадавшему оказана необходимая первая помощь, а также незамедлительно информировать о травме специалиста по охране труда.
Сведения о полученных травмах и обстоятельствах, которые повлекли их возникновение, подлежат отражению в журнале учета микроповреждений (микротравм) работников. Внеся в журнал соответствующие сведения, работодатель с участием специалиста по охране труда должен рассмотреть причины и обстоятельства, приведшие к возникновению микротравмы работника.
По итогам рассмотрения причин и обстоятельств, работодатель составляет справку, в которую вносит предложения по устранению причин, приведших к травмированию работника. Справка составляется в течение трех календарных дней с момента получения травмы. Далее на предприятии должны быть проведены мероприятия по устранению причин, приведших к возникновению микротравмы.
Рекомендованные формы журнала учета полученных микротравм и справки о рассмотрении причин и обстоятельств, приведших к их возникновению, приводятся в приложениях к приказу Минтруда от 15.09.2021 № 632н.