Недавно у нас вышла новость по итогам последнего заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.
Заседание это состоялось через пять дней после встречи представителей органов управления Аудиторской ассоциации “Содружество” (ААС) и Российского союза аудиторов (РСА), на которой стороны предварительно согласились провести реорганизацию и сформировать одну-единственную СРО аудиторов вместо двух.
Судя по тому, что пишет пресс-служба Минфина об итогах заседания Совета по аудиторской деятельности, ее участники остались довольны таким исходом, отмечая, что скоро можно будет говорить об образовании единого профессионального института аудиторов в России.
Мы поинтересовались у экспертов, не кажется ли им, что затягивание принятия обновленного закона “Об аудиторской деятельности” – и, соответственно, изменения очень неудобных и трудновыполнимых количественных критериев к членству — отчасти было сделано сознательно, как будто регуляторы хотели монополизации рынка аудита.
Также попросили высказать свои прогнозы насчет того, как ситуация изменится после слияния ААС и РСА.
Михаил Брюханов, к.э.н., АССА, партнер БКГ “Информаудитсервис”:
Все мы помним то время, когда СРО не было вообще, потом когда было 5 СРО. Теперь станет 1 СРО. Конечно, это переход от саморегулирования к регулированию отрасли. Вопрос — кем и зачем? По сути слово “само” существовать перестает, а аудиторы, в отличии от лизинговых компаний, не смогли отстоять независимость своей профессии.
Как это скажется на профессии, сказать сложно. Сегодня профессия аудитора — одна из наиболее кризисных на рынке. Публичных компаний становится все меньше, в прошлом мечты об IPO для размещения облигаций.
Требования к качеству отчетности и раскрытию существенно меньше.
Государству как основному пользователю отчетности аудиторское заключение нужно лишь для расширения ответственности и перечня виновных лиц, в случае если что-то стряслось с аудируемым лицом, либо как источник новой информации при выемках, обысках и запросах.
Стоимость членства в СРО довольно высока — существенно выше, чем, например, членство в АССА. По-прежнему существует “обязаловка” в виде повышения квалификации в сертифицированных СРО центрах.
Конечно, нигде в мире такого нет.
Допустим, если человек написал в текущем году кандидатскую диссертацию, то это явно куда больше часов повышения квалификации, чем курсы, но законом такие опции не предусмотрены.
При проведении ВККР СРО все больше ориентируются не на поиск ошибок и улучшение качества контроля, а на то, чтобы не разойтись оценками с Росказначейством, поскольку, когда будут саму СРО проверять, опять же накажут за необъективность. СРО фактически пытается быть неким зонтиком для аудиторов, пытаясь разъяснить и как-то утвердить некие стандарты, защищающие аудиторов от регуляторного пресса.
Это, конечно, совсем не регулирование. Система подготовки новых аудиторов так и не отлажена, фактически отсутствуют публичные инструменты для подготовки к экзамену: нет системных учебных пособий, тестов. Каждый экзамен все “как заново” и отчасти секретно.
Аудиторов становится все меньше, как и аудиторских организаций. Настолько мало и слабо сообщество, что и на 2 СРО пассионарности не хватает.
Создание единой СРО – это заморозка стволовых клеток на будущее: вроде и есть инструмент саморегулирования, но он не востребован. Сохраним как есть — может когда-нибудь потребуется.
Когда-нибудь, пока на российском ландшафте не исчезнет последний аудитор.
Ирина Екимовских, директор АГ “Капитал”и АЦ “Основа Капитал”, эксперт в области налогов и финансов, сопредседатель “Деловая Россия-Урал”, член Общественного совета Минфина СО, эксперт при Министерстве экономики:
Механизм саморегулирования действует во многих отраслях, например в строительстве, оценочной деятельности, у арбитражных управляющих. Есть набор профессиональных объединений – СРО, которые с той или иной степенью успешности решают поставленные задачи.
Сейчас неоправданно жесткие критерии по численности СРО. Это заставляет укрупняться действующие СРО. Соответственно, в аудите будет иная модель, чем в других отраслях.
Ограничение выбора – это всегда плохо. Если будет только одна СРО аудиторов, то это уже чем-то напоминает лицензирование, которое было ранее. Только при лицензировании финансовая нагрузка была меньше.
А если будет одно СРО, финансовая нагрузка может увеличиться. Например, сейчас неоправданно дорогая процедура сдачи на единый аттестат аудитора, и процент сдачи около 2%.
Это очень мало, из-за этого нет достаточного притока “свежей крови” в аудиторскую профессию.
Одно СРО – это однозначно понижение уровня конкуренции.
С точки зрения “Большой четверки” выгода будет заключаться в том, что при одном СРО однозначно будут расти затраты аудиторов (это не только членские взносы, но и, скажем, оплата контроля качества, который периодически в отношении аудиторских организаций проводит СРО), и, соответственно, ряд “малых” аудиторских компаний финансово не сможет существовать. Но они и не являются конкурентами “Большой четверки”. С другой стороны, если предположить, что “Большая четверка” как-то влияет на СРО, как один из ее членов, то, безусловно, в ситуации с одним СРО это влияние усилится.
Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании “Уверенность”:
Не могу сказать, что подобный исход явился результатом некоего хитроумного замысла чиновников, но то, что создание одного и единственного СРО аудиторов, в общем, удовлетворяет не только Минфин, но и руководство самих нынешних саморегулируемых организаций — очевидно. Полное отсутствие конкуренции позволит делать с аудиторами все, что угодно. Можно предположить, что это вызовет дальнейшее сокращение числа аудиторских компаний и аудиторов-физических лиц.
Что же касается пресловутой “Большой четверки”, то положение этих компаний и сейчас очень и очень неплохо. Однако не приходится сомневаться, что в новой СРО аудиторов ключевые посты займут как раз их представители. Таким образом, идея саморегулирования окажется полностью выхолощена, а сама новая и единственная СРО станет просто инструментом для дальнейшего ограничения конкуренции в аудите.
Егор Чурин, генеральный директор ООО “Инвест-аудит”, председатель комиссии по обязательному аудиту Уральского отделения СРО “РСА”:
Скорее всего, слияние двух СРО аудиторов в одну – это не только задумка регулятора, но и объективная реальность, которая сегодня возникла на рынке, в т.ч. по причине непринятия закона, который никак не влиял на развитие аудита и численность аудиторов. РСА и ААС просто необходимо прийти к общему знаменателю для объединения.
Безусловно, текущему регулятору Минфину и, возможно, будущему регулятору Центробанку это выгодно. Ведь гораздо легче иметь дело с одной СРО, а не с несколькими. Самое главное, чтобы объединение двух СРО произошло с минимальными рисками для аудиторов и пользователей отчетности.
Конечно, существуют и более интересные варианты для самих аудиторов: несколько СРО, которые могут быть разбиты по отраслевому признаку, географии и т.д. Однако общий вектор выстраивания вертикали, концентрации рынка — понятен, поэтому все тенденции налицо.
Введены новые обязанности аудиторских организаций
![]() |
Минфин России продолжает рассказывать об изменениях в аудиторском законодательстве, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ (Информационное сообщение от 7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2). Напомним, ранее, Министерство сообщало об изменениях в терминологии законодательства об аудиторской деятельности, а также правовых основах регулирования аудиторской деятельности (Информационное сообщение от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1). С этими письмами, а также с другими разъяснениями Минфина России можно ознакомиться на его официальном сайте в подразделе с общей информацией раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».
Так, рассмотрены изменения в части уточнения требований о минимальной численности аудиторов в аудиторской организации.
Одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров.
С 1 июля 2022 года вступит в силу новое требование – аудиторы должны быть работниками такой аудиторской организации по основному месту работы. Как поясняет Минфин России, под основным местом работы будет считаться то место работы работника, где хранится его трудовая книжка.
В случае оказания услуги общественно значимым организациям требования еще строже – с 1 января 2023 года в аудиторской организации должно быть не менее пяти работников, трудящихся там по основному месту работы.
Если же услуги оказываются общественно значимой организации на финансовом рынке, то численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, а с 1 января 2023 года не менее 12.
Также законом вводятся новые обязанности аудиторских организаций.
Так, например, при оказании услуг общественно значимым организациям аудиторы должны предоставлять информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, но только по требованию аудируемого лица. Также она должны обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него.
Все без исключения аудиторские организации должны иметь свой Интернет-сайт и раскрывать на нем информацию о своей деятельности.
Расширен и предмет аудита. Теперь в него включены также бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными нормативными актами Банка России, а также консолидированная финансовая отчетность.
Скорректированы и правила предоставления аудиторской организацией информации, являющейся аудиторской тайной третьим лицам.
Теперь аудитор не вправе предоставлять такую информацию, составляющую аудиторскую тайну, и полученные документы, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Также вводится обязанность назначать руководителей аудита. Им является аудитор, отвечающий за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.
При этом, допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, — разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации.
Кроме того, уточнены права и обязанности аудируемых лиц .
Так, например, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных установленных обязанностей.
Сро аудиторов и проверки: что изменится с нового года, разъяснил минфин
Проверки станут более насыщенными — контроль качества работы превратится в контроль деятельности.
Минфин выпустил еще два информационных сообщения из серии «ИС-аудит» – 46/5 и 46/6, посвященных недавно подписанному закону 359-ФЗ, наделяющему, в частности, ЦБ функциями регулятора аудиторской отрасли.
СРО
В первом из этих сообщений говорится об изменениях, которые касаются СРО. При этом главное чиновники никак не прокомментировали. О том, что отменяется критерий по численности – конечно, сказали. О новом же критерии по доле рынка, который вызвал озабоченность среди аудиторов – ни слова.
Напомним, этот критерий будет актуален на случай, если некая НКО претендует на получение статуса СРО, и будет с нового года прописан в новой статье 21.1 закона об аудиторской деятельности:
объединение в своем составе в качестве членов аудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов, совокупная доля услуг, оказанных которыми в общем объеме аудиторских услуг, оказанных за календарный год, предшествующий году подачи заявления о присвоении статуса …, составляет более 50 процентов. Информация об объеме аудиторских услуг, оказанных за календарный год, рассчитывается на основании данных, содержащихся в формах соответствующего федерального статистического наблюдения
В остальном – Минфин констатировал, что СРО будет одна, перечислил новые функции СРО (например, экспертиза МСА применительно к РФ), новые обязанности (например, информировать федеральное казначейство (ФК) или ЦБ о выявленных в аудиторской организации нарушениях, если из-за них фирму могут выбросить из соответствующих реестров), и так далее (от 12.07.2021 № ИС-аудит-46/5).
Проверки
Следующее сообщение немного поинтереснее, так как касается проверок в отношении аудиторских фирм. Теперь это будет контроль деятельности вместо ВККР, и Минфин сделал оговорку по Фрейду:
в центре внимания контрольных органов – деятельность объектов контроля – аудиторских организаций, аудиторов (ранее – только качество работы объектов контроля)
Так что, как бы между срок, ведомство намекнуло, что проверки станут более насыщенными и многогранными. Дальше Минфин назвал глубину контрольных мероприятий. Для СРО это:
- деятельность аудиторской организации, индивидуального аудитора, включая систему внутреннего контроля и управления рисками
- деятельность аудитора
- конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание).
Для ФК это:
- деятельность аудиторской организации, включая систему внутреннего контроля и управления рисками
- конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание)
Для ЦБ это только конкретная оказанная аудиторская услуга (аудиторское задание).
СРО свои плановые проверки будет проводить не реже одного раза в 5 лет, а ФК – по уровням риска проверяемых:
- чрезвычайно высокий – один раз в год;
- высокий – один раз в два года;
- средний – один раз в три года.
ЦБ плановых проверок проводить не будет – только внеплановые. Толчком к этому, среди прочего, могут послужить обращения граждан или информация из СМИ.
Насчет проверок ЦБ и ФК будут взаимодействовать друг с другом и со СРО, в том числе, информировать о результатах (сообщение Минфина от 13.07.2021 № ИС-аудит-46/6).
Напомним, что по части контроля новшества уже введены и действуют – это продиктовано другим законами, связанными с реформированием сферы госконтроля и надзора в стране в целом.
В том числе, уже предусмотрен механизм зачета СРО результатов проверок, проведенных ФК.
Но, конечно, после вступления в силу с нового года 359-ФЗ недавно принятое положение о ВККР власти должны будет переделать в положение о ВКД.
Новые обязанности аудиторских организаций, членство в СРО
ГлавнаяАктуально
Изменения в законодательстве коснулись формата работы аудиторов.
Нововведения касаются, во-первых, минимально допустимой численности сотрудников-аудиторов для целей членства аудиторской организации в СРО. Закон устанавливает допустимую норму – минимум трое сотрудников. При этом каждый из них должен быть в обязательном порядке трудоустроен по трудовому договору.
Важно! Начиная с 1 июля 2021 года работа в аудиторской организации должна являться основной, т.е. в ней должна храниться трудовая книжка аудитора.
Если аудиторская организация работает с общественно значимыми юридическими лицами, то начиная с 1 января 2023 года обязана иметь в своем штате как минимум пятерых аудиторов, которые трудятся там как на основном месте.
Какие новые обязанности вменены аудиторским организациям
- Если аудиторская организация сотрудничает с категорией организаций, имеющих статус общественно значимых, она обязана при наличии требования от аудируемого лица предоставить ему информацию о том, что состоит в реестре аудиторских организаций, которые имеют право оказания услуг общественно значимым организациям, в том числе работающим с финансовым рынком.
- Обязательное наличие официального сайта в интернете для раскрытия сведений о текущей деятельности.
- В предмет аудита включили бухгалтерскую и консолидированную финансовую отчетность.
- Изменения в части аудиторской тайны: для передачи информации, составляющей аудиторскую тайну, третьему лицу, а также полученных документов либо разглашения содержащихся в них сведений, аудитор обязан получить письменное согласие аудируемого лица по форме Банка России.
- Ввели требование по назначению руководителя аудита, который несет ответственность за результат оказанной услуги. Он обязан ставить свою подпись на аудиторском заключении наравне с подписью руководителя организации. Руководителем аудита и сотрудником, возглавляющим аудиторскую группу, могут быть разные люди.
Помимо этого, у аудиторской организации должна быть возможность предоставления документов в электронном виде в Федеральное казначейство и получения сведений из него так же в электронном формате.
Требования для получения аттестата
Для того, чтобы получить квалификационный аттестат аудитора необходимо:
- сдать экзамен (вопросы для него разрабатываются специально созданной комиссией экспертов; сам экзамен является платным);
- иметь стаж работы аудитором либо бухгалтером от 3 лет. При этом как минимум два года нужно отработать аудитором;
- иметь диплом о высшем образовании.
Выданный аттестат по итогам экзамена срока не имеет. Если аттестационная комиссия отказывается выдать документ о сдаче экзамена, можно обратиться в суд.
Скопировать урл
Распечатать
Сро аудиторов предложила решение для сохранения большей части аудиторских компаний
СРО аудиторов планирует запустить программу, которая должна помочь сохранить значительную часть аудиторских компаний, пишет «Коммерсант», уточняя, что пока лишь треть рынка отвечает требованиям к штатной численности компаний, вступающим в силу через год. И СРО собирается помочь своим членам в поисках новых аудиторов в штат или партнеров для создания общего бизнеса.
Согласно исследованию СРО «Ассоциации аудиторов «Содружество» (ААС), на сегодняшний день лишь 36% аудиторских организаций отвечают установленному законом «Об аудиторской деятельности» критерию по численности аудиторов. Таким образом, более 2,2 тыс.
аудиторских организаций из почти 3,5 тыс. действующих к лету следующего года могут уйти с рынка. Требование о наличии в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов по основному месту работы содержалось в поправках в профильный закон, принятых Госдумой летом этого года.
Данная норма вступает в силу с 1 июля 2022 года, а до этого аудиторским компаниям необходимо привести свой численный состав в соответствие с требованиями закона или покинуть рынок.
Новое требование должно ограничить деятельность недобросовестных аудиторов, повысить ответственность и качество проведения аудита.
Требования к кадровому составу еще больше повышаются с 1 января 2023 года: компаниям необходимо будет иметь не менее пяти аудиторов в штате.
Компаниям, оказывающим услуги финансовым организациям, придется увеличить число сотрудников еще значительнее — им необходимо будет иметь в штате не менее семи аудиторов с 1 июля 2022 года, а с 1 января 2023 года — не менее 12.
В настоящее время аудиторская компания может иметь трех аудиторов-совместителей.
СРО ААС планирует скоординировать действия тех участников, которые хотят остаться на рынке и продолжить работу. По словам главы СРО Ольги Носовой, в ближайшее время будет проведено анкетирование, после чего запущена специальная программа, которая поможет аудиторским компаниям искать новых аудиторов в штат или партнеров для создания общего бизнеса.
Как показал опрос, проведенный среди небольших аудиторских фирм, многие планируют остаться на рынке. Глава АФ «Бизнес-Вариант» Евгений Богров отметил, что планирует объединяться с другой компанией. Летом на профильном форуме аудиторов начали появляться объявления типа «ищу тебя».
В середине августа АФ «Северная столица» направила участникам рынка обращение с предложением в целях соответствия критерию закона на базе вновь создаваемого АО «Аудиторы России» и далее работать под единым брендом (но каждый сам по себе). Однако есть и те, кто намерен покинуть рынок.
«Не вижу долгосрочных перспектив для развития своей фирмы», — заявили в другой компании.
При этом крупные игроки уверяют: если малые аудиторы вместо объединения решат переходить в штат других компаний, то без работы они не останутся.
«Сегодня на рынке существует ощутимый кадровый голод, специалисты с аттестатом очень востребованы, в том числе и крупнейшими участниками рынка.
Думаю, даже место жительства не станет препятствием», — отметила старший управляющий партнер ФБК Grand Tornton Елена Сарафанова.
Обязательный аудит 2022: кто должен сдать аудиторское заключение по итогам 2021 г., изменения в законе. | «Правовест Аудит»
В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ).
При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним.
Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.
Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е.
в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.
Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2021 год)
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
- фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
- юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).
Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.
Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.
2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства.
С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)).
Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.
Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.
Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.
Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.
Подробнее >>
При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.
В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.
У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2021 год «доход» рассчитывается по итогам 2020 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год.
Но обратите внимание, финансовые показатели — это лишь пункт из списка условий обязательного аудита. Поэтому будет ли подпадать организация (в т.ч. СМП) под обязательный аудит в 2022 году по отчетности за 2021 год, зависит от того: нет ли обязанности провести аудит для этого юрлица исходя из каких-то других критериев?
Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит.
Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.
Обязательный аудит
- акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
- банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
- страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.
Итак, аудит приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Пример 2: Акционерное общество подходит под СМП (доход за прошлый период — 60 млн руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется заказывать обязательный аудит, т.к проведение аудита АО предусмотрено федеральным законом (Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).
Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.
Перечень видов компаний, подпадающих под обязательный аудит, размещается в подразделе сайта Министерства финансов «Обязательный аудит» (раздел «Общая информация»).
Перечень по обязательному аудиту отчетности за 2020 год включает 75 позиций; в предыдущем было 73 позиции (Информационное сообщение Минфина 20.01.2021 № ИС-аудит-39).
»Новички» обязательного аудита:
- организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 60);
- специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 61).
Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?
Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.
Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.
«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:
- существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
- новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.
Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?
Кроме того, даже если не требуется обязательный аудит, аудиторское заключение дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);
- в тяжелой ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.
Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.
Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.
Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.
Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2021 год может быть отправлено до 31 декабря 2022 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года.
Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя.
Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.
Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Заказать аудит
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.
Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его.
В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду.
Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.
За 6 месяцев 2021 года по Москве проведено 4,1 млн проверок с общей суммой доначислений 4,5 млрд руб., в т.ч. налогов — 1,7 млрд руб., а по РФ проведено 44,7 млн проверок с общей суммой доначислений 34,4 млрд. руб., в т.ч. по налогам — 21,3 млрд руб.
«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2022 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:
- выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
- широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
- поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
- защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
- страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.
Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь.
При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы.
Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.