![]() |
Минфин России продолжает рассказывать об изменениях в аудиторском законодательстве, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ (Информационное сообщение от 7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2). Напомним, ранее, Министерство сообщало об изменениях в терминологии законодательства об аудиторской деятельности, а также правовых основах регулирования аудиторской деятельности (Информационное сообщение от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1). С этими письмами, а также с другими разъяснениями Минфина России можно ознакомиться на его официальном сайте в подразделе с общей информацией раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».
Так, рассмотрены изменения в части уточнения требований о минимальной численности аудиторов в аудиторской организации.
Одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров.
С 1 июля 2022 года вступит в силу новое требование – аудиторы должны быть работниками такой аудиторской организации по основному месту работы. Как поясняет Минфин России, под основным местом работы будет считаться то место работы работника, где хранится его трудовая книжка.
В случае оказания услуги общественно значимым организациям требования еще строже – с 1 января 2023 года в аудиторской организации должно быть не менее пяти работников, трудящихся там по основному месту работы.
Если же услуги оказываются общественно значимой организации на финансовом рынке, то численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, а с 1 января 2023 года не менее 12.
Также законом вводятся новые обязанности аудиторских организаций.
Так, например, при оказании услуг общественно значимым организациям аудиторы должны предоставлять информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, но только по требованию аудируемого лица. Также она должны обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него.
Все без исключения аудиторские организации должны иметь свой Интернет-сайт и раскрывать на нем информацию о своей деятельности.
Расширен и предмет аудита. Теперь в него включены также бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными нормативными актами Банка России, а также консолидированная финансовая отчетность.
Скорректированы и правила предоставления аудиторской организацией информации, являющейся аудиторской тайной третьим лицам.
Теперь аудитор не вправе предоставлять такую информацию, составляющую аудиторскую тайну, и полученные документы, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Также вводится обязанность назначать руководителей аудита. Им является аудитор, отвечающий за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.
При этом, допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, — разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации.
Кроме того, уточнены права и обязанности аудируемых лиц .
Так, например, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных установленных обязанностей.
Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году
Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.
Кто подлежит обязательному аудиту?
В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).
Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита
Нормативно-правовая основа | Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту |
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ) | Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам |
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй | |
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб. | |
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб. | |
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88 | Акционерные общества |
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42 | Кредитные организации |
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29 | Страховые организации |
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22 | Общества взаимного страхования |
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5 | Организации — организаторы торговли |
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5 | Клиринговые организации |
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 | Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда |
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54 | Жилищные накопительные кооперативы |
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 | Застройщики |
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33 | Кредитные потребительские кооперативы |
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 | Микрофинансовые компании |
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22 | Негосударственные пенсионные фонды |
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 | Политические партии |
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5 | Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность |
Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.
ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб.
, а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.
2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.
https://www.youtube.com/watch?v=Q0PwLd8PZzc
Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст.
5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах.
Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.
В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.
Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего.
Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор.
Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.
Представление аудиторского заключения в ГИР БО
Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.
Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:
- если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
- если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;
Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.
Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.
Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе
Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).
В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).
Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно.
А вот размещение сведений является платным.
При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.
За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %.
Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.
) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.
Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):
- нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
- непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
- повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.
Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.
Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?
В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.
2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.
2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.
ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.
Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.
Налог на крипту 13%? А какие гарантии от государст… Спасибо, за отзыв, Иван ) Лайфхак: как взять ипотеку при серой зарплате Налоговые меры поддержки бизнеса из-за санкций-202… Запас финансовой прочности: как и зачем считать
Образец должностной инструкции аудитора в 2021-2022 году
В должностной инструкции аудитора содержатся сведения по задачам, за которые отвечает специалист, его права и другие базовые аспекты профессии. Поскольку она обладает правовой силой и может использоваться как в суде, так и в административных разбирательствах в трудовой сфере, то необходимо тщательно подходить к качеству создания этого документа.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции аудитора .doc
Образец должностной инструкции аудитора
- Аудитор принимается на позицию и освобождается от неё указом руководителя компании.
- Аудитор подчиняется главе компании.
- При временном отсутствии специалиста (заболевание, повышение квалификации и пр.) его обязанности выполняет другой специалист, назначенный главой компании.
- Аудитор обязан подходить под следующие требования:
- высшее экономическое образование;
- успешно пройденный квалификационный экзамен (по ст. 11 307-ФЗ);
- опыт работы в бухгалтерской сфере от 3-х лет.
- От аудитора требуется знать:
- законодательство и нормативные акты, регулирующие сферу аудита и финансовой отчётности;
- особенности отчетности по МСФО и РСБУ;
- параметры проведения анализа достоверности и качества внутренней и внешней отчетности юридических лиц, а также их подразделений;
- отраслевые и организационно-правовые особенности ведения отчётности;
- методы проведения проверок и инвентаризации;
- основные приемы обнаружения скрытия и мошенничества в области бухгалтерской отчётности;
- основные принципы финансово-экономических расчетов;
- разрешенные методы налоговой оптимизации;
- особенности деятельности проверяемых организаций;
- теорию финансового менеджмента, налогообложения, экономики, управления рисками;
- передовой опыт в сфере проведения аудита и анализа отчетности;
- параметры ведения соответствующего документооборота;
- принципы взаимодействия с другими аудиторами, а также с бухгалтерами и юристами;
- обязательные к применению стандарты компании-работодателя;
- основы работы с профильными Интернет-ресурсами, прессой и справочно-правовыми системами;
- правила эксплуатации оргтехники и специальных компьютерных программ.
- Аудитор руководствуется:
- положениями законодательства;
- отраслевыми правилами;
- документами компании;
- данной инструкцией.
Аудитор отвечает за следующие вопросы:
- Проведение аудита экономической деятельности юридического лица и его подразделений.
- Анализ корректности документов и показателей бухгалтерской отчетности.
- Рассмотрение и учет факторов, влияющих на анализируемые финансовые показатели.
- Взаимодействие с другими специалистами в ходе проведения аудита.
- Написание итоговых отчетов по результатам аудита.
- Подготовка рекомендаций по устранению и профилактике ошибок в сфере бухгалтерской отчетности.
- Экспертиза аудиторских заключений, выполненных третьими лицами.
- Участие в подготовке профильной документации для юридических процессов.
- Отслеживание нормативной активности, могущей повлиять на сферу профессиональной деятельности.
- Ведение необходимой профильной документации.
- Поддержание стандартов компании в части обеспечения порядка, своего внешнего вида и пр.
- Участие в обучении лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, а также в проверке их квалификации.
3. Ответственность
Аудитор отвечает за:
- Ущерб, полученный компанией-работодателем из-за его непрофессиональных действий, — в соответствии с положениями актуального законодательства.
- Разглашение или передачу третьим лицам конфиденциальной информации — в соответствии с разделами актуального законодательства.
- Невыполнение своих профессиональных функций — в пределах, данных в трудовом законодательстве.
- Нарушения действующих законов — в соответствии с принципами трудового, административного или уголовного права.
4. Права
Аудитор имеет следующие возможности:
- Вносить предложения по усовершенствованиям в сфере своей профессиональной ответственности.
- Принимать участие в предварительном обсуждении заданий по аудиту.
- Требовать от служащих доступа к необходимой в своей работе информации.
- Участвовать в совещаниях сотрудников, на которых затрагиваются вопросы его компетенции.
- Требовать от руководства поддержания условий, необходимых для качественного ведения своей профессиональной деятельности.
- Повышать квалификацию за счет организации не реже чем раз в два года на условиях, оговоренных в соответствующей внутренней документации.
Параметры должностной инструкции
Наниматели придерживаются определенных принципов составления должностной инструкции. В первую очередь это относится к структуре документа. В нем обязательно должны присутствовать следующие части:
- Общий раздел.
- Профессиональные функции.
- Должностные возможности.
- Потенциальная ответственность.
Эти обязательные разделы можно дополнить ещё несколькими, в зависимости от пожеланий работодателя. Часто добавляют:
- Параметры изменений инструкции.
- Должностные взаимоотношения.
- Условия работы.
- Оценку результативности сотрудника (KPI).
Внимание! Должностная инструкция может писаться в расчете на ценного специалиста, с учетом его пожеланий. Другой вариант — типовая инструкция, пригодная для любого работника на конкретной позиции.
Общий раздел
В этом начальном разделе указаны базовые аспекты должности:
- Порядок руководства и подчинения.
- Основы кадровых перемещений (наём, увольнение, замена).
- Список положений, на которые опирается специалист.
- Квалификационные стандарты, которым он обязан соответствовать.
- Иные параметры общего характера.
Для аудитора, в связи со спецификой различных работодателей, квалификационные стандарты также могут отличаться. Так, при работе в международных аудиторских компаниях обязательно знание делового английского, а также тонкостей МСФО.
Внимание! Для создания этого раздела может использоваться профстандарт аудитора 08.023, утвержденный в 2015 году. Также нужно учитывать и применять положения ФЗ-307, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.
Функции
Помимо прямых обязанностей, продиктованных профессией, в разделе могут быть записаны и некоторые дополнительные. Обычно к ним относятся функции по ведению документооборота, работе с компьютерными программами, поддержанию стандартов компании по внешнему виду, безопасности и пр.
Внимание! В работе аудитора различается внешний и внутренний аудит. В первом случае аудитор трудится в специализированной организации и отвечает за проверку других бизнесов.
Во втором случае он работает в составе отдела внутреннего контроля в крупной компании, отвечая за отслеживание корректности её финансовой отчетности.
Различие функций по этим направлениям должно быть отражено в разделе.
Ответственность
В этой части инструкции не прописывают конкретные меры наказания для сотрудника за его проступки. Речь идет про общее описание нарушений и их последствий для работника. Причина — наказание сотрудника определяется на основе действующих норм и законов, сложность и объем которых не позволяют поместить их в инструкцию.
Внимание! Для некоторых должностей этот раздел дополняется пунктом про ответственность за передачу внутренней информации третьим лицам.
Права
Эта часть посвящена возможностям, которые даны сотруднику его работодателям. Они дополняют права, гарантированные статьей 21 ТК. Чем значительнее задачи, поставленные перед сотрудником, тем больше у него должно присутствовать прав, достаточных для их решения.
Дополнительно в этой части можно документировать льготы, предоставленные специалисту: право на компенсацию каких-то рабочих расходов или на повышение квалификации за счет нанимателя.
Аудитор играет ключевую роль в проверке достоверности финансовых данных компании. Поэтому его должностная инструкция создается с учётом:
- отраслевых профессиональных стандартов;
- положений ФЗ-307 и нормативных актов по аудиторской деятельности;
- внутренних правил компании-работодателя;
- общих принципов делопроизводства.
Для проверки на соответствие всем этим положениям инструкция должна быть согласована с:
- Главным бухгалтером.
- Специалистом по делопроизводству.
- Юристом, разбирающимся в кадровых вопросах.
- Главой отдела персонала.
Только после учета в тексте документа полученных от них замечаний можно создавать чистовик инструкции. Этот чистовик должен быть заверен подписями ответственных лиц, принимавших участие в его создании. На заключительном этапе инструкцию подписывают глава компании и сам аудитор. Печатью можно пренебречь.
Скачать документна сайте Ассистентус
Обязательный аудит за 2021 год в 2022 году — критерии
Обязательный аудит — проверка ведения бухучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности юридических лиц и предпринимателей.
Есть категории предприятий, которые в силу закона обязаны проходить такие проверки, а в подтверждение прикладывать к отчетности аудиторское заключение.
Кому придется пригласить аудитора для проверки годовой отчетности, а кто получил освобождение, читайте в нашей статье.
Кого должны проверять аудиторы за 2021 год
Обязательный аудит проводится ежегодно. Обязательному аудиту подлежат организации, которые (ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008):
- за предшествующий год заработали 800 млн руб.;
- по бухгалтерскому балансу на конец прошлого года владеют активами на сумму более 400 млн руб.;
- продают свои ценные бумаги на организационных торгах;
- являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- работают в качестве бюро кредитных историй;
- имеют организационно-правовую форму фонда, а поступление имущества и денег за год превышает 3 млн руб.
Полезная информация от КонсультантПлюс
На сайте Минфина размещаются рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам, как проверять годовую бухотчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность. Последние рекомендации на дату подготовки статьи приведены за 2020 год, но скоро должны появиться и за 2021-й.
В законе об аудиторской деятельности упомянуты не все предприятия, которые должны пройти обязательную проверку. Есть категории организаций, для которых необходимость обязательного аудита закреплена другими актами:
С 2021 года представители малого и среднего бизнеса автоматически освободились от обязанности проводить ежегодные аудиторские проверки потому, что порог доходов и величины активов существенно повысили. Так, если в 2020 году размер доходов, подпадающих под аудит составлял 400 млн руб. в год, то теперь уже 800 млн руб. Величина активов была 60 млн руб., тогда как сейчас 400 млн руб.
Порядок проведение обязательного аудита
Конкретные сроки, в которые предприятие обязано провести аудит, нормативно не установлены.
Однако аудиторское заключение нужно представить в ИФНС вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней после даты выдачи заключения аудитором, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011).
Так, предприятия подпадающие под обязательный аудит отчетности за 2020 год, должны провести проверку и иметь на руках отчет аудитора до 31 декабря 2022 года.
Вы можете выбрать любую аудиторскую компанию и заключить с ней договор на проведение обязательного аудита, но с учетом следующего.
Проверки могут проводить аудиторские организации или частные аудиторы, внесенные в реестр Минфина. При этом некоторые предприятия (банки, страховщики, НПФ и т. д.
) могут проверять именно аудиторские организации, а не индивидуальные аудиторы (п. 3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ от 30.12.2008).
Отвечаем на основные вопросы
Что должна сделать организация, подпадающая под обязательный аудит?
Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.
Распространяется ли обязательный аудит на МСП?
С января 2021 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса в 2021-2022 годах автоматически от него освободились.
Где посмотреть критерии обязательного аудита?
Критерии, в соответствии с которыми компания подпадает под обязательный аудит, приведены в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательный аудит 2022: кто должен сдать аудиторское заключение по итогам 2021 г., изменения в законе. | «Правовест Аудит»
В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ).
При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним.
Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.
Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е.
в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям.
Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:
- организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также эмитентов эмиссионных ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с отчетности за 2021 год)
- организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг; бюро кредитных историй;
- фонды (за исключением государственного внебюджетного фонда, специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда), если к ним за предшествующий отчетному период, пришло имущества больше, чем на 3 млн руб.
- юридические лица с доходом более 800 млн руб. за год, который был перед отчетным, или если в указанном году балансовые активы на 31 декабря составляли более 400 млн руб. (кроме органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов и МУПов, с/х кооперативов, организаций потребкооперации).
Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.
Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.
2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства.
С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)).
Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.
Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.
Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.
Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.
Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.
Подробнее >>
При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.
В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.
У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2021 год «доход» рассчитывается по итогам 2020 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год.
Но обратите внимание, финансовые показатели — это лишь пункт из списка условий обязательного аудита. Поэтому будет ли подпадать организация (в т.ч. СМП) под обязательный аудит в 2022 году по отчетности за 2021 год, зависит от того: нет ли обязанности провести аудит для этого юрлица исходя из каких-то других критериев?
Ранее достаточно было заглянуть в ст. 5 Закона № 307-ФЗ и узнать, нужен ли аудит? Теперь ничего не упустить сложнее. С 2021 года помимо корректировок в условиях по доходам и активам баланса, скорректирован сам состав ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Прежде она содержала закрытый список случаев, когда будет обязательный аудит.
Сегодня в статье нет условий, которые присутствуют в иных нормативных правовых актах + в наличии прямая отсылка, что применяются правила об обязательном аудите, прописанные в законах федерального уровня.
Обязательный аудит
- акционерных обществ регламентируется п. 3 ст. 88 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
- банков, их групп и холдингов регламентируется ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
- страховщиков регламентируется ст. 29 Закона об организации страхового дела в РФ и др.
Итак, аудит приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Пример 2: Акционерное общество подходит под СМП (доход за прошлый период — 60 млн руб., а средняя численность персонала — 92 человека), но ему все равно придется заказывать обязательный аудит, т.к проведение аудита АО предусмотрено федеральным законом (Информационное сообщение Минфина РФ от 11 января 2021 г. № ИС-аудит-37).
Для удобства получения ответа на вопрос: есть ли у вашей организации обязанность организовывать аудит в непреложном порядке, рекомендуем обратиться к списку случаев, в которых он требуется. Этот список публикует Минфин РФ ежегодно.
Перечень видов компаний, подпадающих под обязательный аудит, размещается в подразделе сайта Министерства финансов «Обязательный аудит» (раздел «Общая информация»).
Перечень по обязательному аудиту отчетности за 2020 год включает 75 позиций; в предыдущем было 73 позиции (Информационное сообщение Минфина 20.01.2021 № ИС-аудит-39).
»Новички» обязательного аудита:
- организации по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 60);
- специальные фонды, созданные в качестве юридических лиц организацией по управлению правами на коллективной основе, получившие государственную аккредитацию (пункт 61).
Если сомневаетесь, правильно ли решили, что аудит для вас обязателен/не обязателен, волнуетесь не закреплен ли в каком-то законодательном акте новый критерий как раз «под вашу компанию» — обратитесь к аудиторам. Они помогут сориентироваться.
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?
Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.
Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.
«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:
- существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
- новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.
Разве после отмены обязательного аудита все это потеряет актуальность?
Кроме того, даже если не требуется обязательный аудит, аудиторское заключение дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:
- как и ранее, отчетность, по которой есть аудиторское заключение (АЗ) имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом (многие крупные партнеры требуют от более мелких АЗ по бухгалтерской отчетности в качестве подтверждения их благонадежности);
- в тяжелой ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, там всегда требуется АЗ к отчетности;
- не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило при участии в тендерах требуется АЗ.
Таким образом, даже если законодательство больше не требует от вашей компании проведение аудита, имеет смысл заказать инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию. Кстати, не обязательно ограничиваться только проверкой бухгалтерского учета и отчетности. Чтобы получить больше пользы, можно поставить и иные задачи: проверка налогов и многое другое.
Кейсы покажут на конкретных примерах реальную выгоду расширенного аудита для бизнеса.
Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.
Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2021 год может быть отправлено до 31 декабря 2022 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года.
Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя.
Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.
Защитите себя и свою компанию уже сейчас! «Правовест Аудит» рекомендует начинать проведение аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Заказать аудит
Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:
- для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
- для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:
- если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
- если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.
Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:
- от 2000 до 4000 руб. для граждан;
- от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
- от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.
Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.
Многие компании используют аудит для отчета, в то время как другие — уже давно осознали, что аудит — это не бестолковая формальность, а новые возможности. Как одна и та же услуга может быть такой разной? Ответ в подходе заказчиков к аудиторским услугам.
Ряд компаний, заказывая аудит, ожидают всего лишь получить аудиторское заключение, которое требует закон. И, соответственно, его получают. Только его.
В то время как другие ставят задачу глубокой и качественной проверки с выявлением рисков и резервов, чтобы потом можно было не бояться прихода контролирующих органов и извлечь дополнительную выгоду.
Последняя позиция, как никогда, соответствует сегодняшним реалиям: «растущим аппетитам» налоговиков и непростой экономической обстановке в стране, вызванной пандемией.
За 6 месяцев 2021 года по Москве проведено 4,1 млн проверок с общей суммой доначислений 4,5 млрд руб., в т.ч. налогов — 1,7 млрд руб., а по РФ проведено 44,7 млн проверок с общей суммой доначислений 34,4 млрд. руб., в т.ч. по налогам — 21,3 млрд руб.
«Стандартный» аудит бухучета и отчетности в 2022 году в плане пользы для бизнеса существенно уступает системному комплексному аудиту. Последний предполагает:
- выполнение расширенного техзадания: скрупулезная проверка не только бухучета, но и налогов;
- широкую выборку документов для проверки: 85% (при «стандартном» аудите, как правило, менее 50%);
- поэтапное проведение проверки в течение года — позволяет устранить ошибки «в моменте», не дожидаясь претензий контролирующих органов;
- защиту от претензий налоговых органов — налоговые юристы в течение 3-х лет с момента окончания проверяемого периода будут представлять интересы по вопросам, возникающим у ИФНС по этому периоду, в т.ч. в суде;
- страховку от налоговых рисков (рекомендации экспертов и риски невыявления налоговых ошибок застрахованы Ингосстрах) — мало кто из аудиторских компаний готов предложить страховку от налоговых претензий. Это могут сделать только те, кто уверен в качестве проверки и профессионализме своих сотрудников. Более того, в этом должна быть уверена и страховая компания, предоставляющая страховку.
Да, системный комплексный аудит несколько дороже «стандартного». Но он обеспечивает порядок в финансово-хозяйственной деятельности компании, оптимальную работу бухгалтерии с выявленными резервами и защитой от финансовых потерь.
При проведении аудита и устранении налоговых рисков его стоимость окупится в разы.
Компания не будет привлекать внимание налоговых органов наличием ошибок в отчетности, а собственники и руководители будут уверены, что им не грозит субсидиарная и уголовная ответственность за налоговые долги юридического лица.