Главная страница » Новый профстандарт рентгенолаборанта 02.070 от 31 июля 2020 г. № 480н
УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 480н. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 октября 2020 года, регистрационный N 60271.
Разработан в связи с переоснащением рентгенологических кабинетов и появлением новых методов КТ, МРТ, ПЭТ-КТ диагностики.
Профстандарт можно применять для аттестации сотрудников со средним профессиональным медицинским образованием и их отправки на переобучение, так же он описывает требования к образованию, условия допуска к работе, трудовые действия, умения и знания необходимые для работы.
Профессиональный стандарт «Рентгенолаборант»
Выполнение рентгенологического исследования и компьютерной томографии (далее — КТ) и магнитно-резонансной томографии (далее — МРТ) для сохранения и поддержания здоровья, улучшения качества жизни человека с использованием рентгенологического излучения, магнитного резонанса.
Выполнение рентгенологического и КТ-исследований пациентам
Возможные наименования должностей, профессий — Рентгенолаборант.
Необходимо среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Медико-профилактическое дело», «Лабораторная диагностика» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Рентгенология».
Условия допуска к работе:
— Сертификат специалиста по специальности «Рентгенология» и (или) свидетельство об аккредитации по специальности «Рентгенология»
— Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)
— Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью
- Трудовые действия при выполнении рентгенологических исследований и КТ-исследований:
— Расчет и регистрация в протоколе исследования дозы рентгеновского излучения, полученной пациентом
— Выполнение требований радиационной безопасности пациентов и персонала в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами при проведении рентгенологических исследований
— Разъяснение пациенту порядка и правил поведения во время проведения рентгенологических и КТ-исследований
— Сбор анамнеза у пациента (законного представителя) для выявления противопоказаний к проведению рентгенологических и КТ-исследований
— Выполнение КТ-исследований различных анатомических зон, органов и систем
— Наблюдение за пациентом во время проведения рентгенологических и КТ-исследований
— Создание цифровых и твердых копий результатов рентгенологических и КТ-исследований
— Архивирование результатов выполненных исследований в автоматизированной сетевой системе
— Определение физико-технических условий выполняемого рентгенологического исследования
— Эксплуатация рентгеновских аппаратов, компьютерного томографа (далее — КТ-аппарат) и дополнительного оборудования
— Подготовка медицинских изделий к проведению рентгенологических исследований
— Выполнение исследований с внутривенным болюсным введением рентгеноконтрастного препарата с автоматическим инжектором
— Обеспечение радиационной безопасности персонала и пациента при эксплуатации рентгеновского оборудования
— Расчет дозы рентгеновского излучения и регистрация в листе учета дозовых нагрузок
— Текущий контроль состояния оборудования, его своевременного ремонта и списания
— Выполнение сбора и сдачи серебросодержащих отходов - — Выполнение требований инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала, выполнение требований инфекционного контроля в рентгенодиагностическом отделении (кабинете)
- Трудовые действия при выполнении анализа медико-статистической информации, ведении медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала:
— Составление плана работы и отчета о своей работе
— Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа
— Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
— Контроль учета расходных материалов и медицинских изделий
— Проведение работы по организации дозиметрического контроля и анализ его результатов у медицинских работников
— Контроль предоставления пациентам средств индивидуальной защиты от рентгеновского излучения
— Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
— Использование информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - — Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну
- Трудовые действия при оказании медицинской помощи в экстренной форме:
— Проведение первичного осмотра пациента, оценка безопасности окружающей среды
— Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
— Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
— Выполнение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации
— Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
— Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме - — Проведение мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи
Курс обучения: Выполнение рентгенологических и КТ исследований пациентам 72 ч.
Возможные наименования должностей, профессий — Рентгенолаборант.
Необходимо среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело»,
дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Рентгенология» и дополнительное образование — программы повышение квалификации по технологиям МРТ-исследований.
- Условия допуска к работе:
- — Отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью
- Трудовые действия при выполнении МРТ-исследований:
— Интерпретация и анализ информации, полученной от пациента (его законных представителей), а также из медицинской документации
— Подготовка и использование МРТ-аппарата в соответствии с техническими требованиями
— Постоянный динамический контроль состояния МРТ-аппарата
— Выявление неисправностей МРТ-аппарата
— Выявление противопоказаний к проведению МРТ-исследования и информирование врача-рентгенолога
— Позиционирование пациента соответственно поставленной конкретной диагностической задаче при проведении МРТ-исследования
— Выполнение различных МРТ-исследований
— Создание цифровых и твердых копий МРТ-исследований - — Архивирование выполненных МРТ-исследований, в том числе в автоматизированной системе архивирования результатов исследования
- Трудовые действия при выполнении анализа медико-статистической информации, ведении медицинской документации, организации деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала:
— Составление плана работы и отчета о своей работе
— Ведение медицинской документации, в том числе в форме электронного документа
— Контроль выполнения должностных обязанностей находящимся в распоряжении медицинским персоналом
— Контроль учета расходных материалов и медицинских изделий
— Проведение работы по организации дозиметрического контроля и анализ его результатов у медицинских работников
— Контроль предоставления пациентам средств индивидуальной защиты от рентгеновского излучения
— Проведение работы по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности
— Использование информационных систем и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - — Использование в работе персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну
- Трудовые действия при оказании медицинской помощи в экстренной форме:
— Проведение первичного осмотра пациента, оценка безопасности окружающей среды
— Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
— Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
— Выполнение мероприятий базовой сердечно-легочной реанимации
— Оказание медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
— Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме - — Проведение мероприятий по поддержанию жизнедеятельности организма пациента (пострадавшего) до прибытия врача или бригады скорой помощи
— Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Рентгенология»
— Документ о повышении квалификации по технологиям МРТ-исследований
— Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований)
Курс обучения: Технологии МРТ исследований 72 ч.
Какие профстандарты примут в 2021 году — Академия СНТА
Профессиональные стандарты – это своего рода требования, которые предъявляются к квалификации сотрудника предприятия или организации. Под квалификацией понимают уровень знаний, умений, навыков и опыта специалиста, необходимый для эффективного выполнения трудовых обязанностей.
Значение профстандартов
Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.
Знать профстандарты нужно также и соискателям:
- Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
- Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
- Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.
К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.
Профстандарты и образовательные организации
Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой.
Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку.
Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.
Профстандарты в 2021 году
В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» запланирована работа по утверждению новых 25 стандартов и актуализации 89 стандартов. Заметные изменения коснутся педагогов.
Ранее компетентность этих специалистов определялась на основании выполнения должностных инструкций.
В будущем году для учителей введут профстандарты, а это значит, что они должны будут проходить определенную аттестацию на соответствие.
Новые требования к представителям образования охватывают три основные сферы. Педагог обязан работать сразу в нескольких направлениях:
- Обучать детей: передавать знания и опыт, используя интересные и эффективные способы и методики;
- Воспитывать детей: подавать пример поведения, находить подход к каждому ученику, не принимая во внимание его социальное положение, возраст, особенности развития;
- Всесторонне развивать детей: следить за физической подготовкой, эмоциональным и психологическим состоянием, оказывать помощь в решении проблем.
Как только профессиональный стандарт вступит в законную силу, учителю не удастся просто рассказывать материал урока. Он должен будет тратить много времени на поиск и выбор эффективных методик по изложению информации, психологической поддержке и воспитанию учеников.
В новом стандарте также будут изложены жесткие требования к учительскому коллективу. Специалист, желающий работать в школе, колледже, ВУЗе и т.д., должен уметь грамотно планировать свое время, разбираться в компьютерных технологиях, а также обладать такими личностными качествами, как толерантность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, стремление к самосовершенствованию.
Многих учителей пугают нововведения: что будет, если у них не получится подтвердить свою квалификацию по усовершенствованному профстандарту? Паниковать раньше времени не стоит.
Если не удастся справиться с аттестацией, можно пройти курсы повышения квалификации, которые помогут поднять уровень знаний.
Тем, кому не подходит такой вариант, возможно, предложат остаться в образовательной структуре, но занять при этом другую должность.
Планируется, что с введением нового профессионального стандарта для учителей, качество образования повысится: сам образовательный процесс будет идти в ногу со временем, а ученики получат качественные знания. Бесспорно, что некоторые правила будут приниматься очень сложно, но этого не избежать.
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
О профессиональном стандарте «рентгенлаборант»
18 октября 2020 года вступает в силу профессиональный стандарт «Рентгенлаборант». Профессиональный стандарт выделяет 2 обобщенные трудовые функции: А) выполнение рентгенологических и КТ-исследований пациентам и В) выполнение МРТ – пациентам. Обобщенные трудовые функции предусматривают различные требования к образованию и обучению. Так, при выполнении МРТ –пациентам рентгенлаборант должен иметь среднее профессиональное образование по специальности: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной подготовки по специальности «Рентгенология» и дополнительное образование по программе повышения квалификации по технологиям МРТ исследований., а для выполнения рентгенологических и КТ-исследований достаточно иметь среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Медико – профилактическое дело», «Лабораторная диагностика» и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности «Рентгенология». Кроме того, стало ясно в «чьих руках» находится введение контрастных препаратов при проведении рентгенологических исследований.
18 октября 2020 года вступает в силу новый профессиональный стандарт «Рентгенлаборант» (приказ Минтруда от 31.07.2020 № 480н).
В соответствии с принятым стандартом основной целью деятельности рентгенлаборанта является выполнение рентгенологического исследования, компьютерной томографии (далее — КТ) и магнитно-резонансной томографии (далее — МРТ) для сохранения и поддержания здоровья, улучшения качества жизни человека с использованием рентгенологического излучения, магнитного резонанса.
Профессиональный стандарт выделяет 2 обобщенные трудовые функции:
- выполнение рентгенологических и КТ-исследований пациентам;
- выполнение МРТ – пациентам.
- При этом обобщенные трудовые функции имеют различные требования к образованию и обучению.
- При выполнении рентгенологических и КТ — исследований пациентам требуется среднее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология профилактическая», «Медико – профилактическое дело», «Лабораторная диагностика» и дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной переподготовки по специальности «Рентгенология».
- В свою очередь, при выполнении МРТ – пациентам (В) рентгенлаборант должен иметь среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», дополнительное профессиональное образование – программы профессиональной подготовки по специальности «Рентгенология» и дополнительное образование — программы повышения квалификации по технологиям МРТ исследований.
Требования к опыту практической работы для всех обобщенных трудовых функций и должностей отсутствуют.
Среди особых условий допуска к работе выделены наличие сертификата специалиста по специальности «Рентгенология» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Рентгенология», прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации (здесь законодатель имеет в виду ст. 351.1 Трудового кодекса РФ).
- Кроме того, все обобщенные трудовые функции и должности предусматривают и другие характеристики: дополнительное образование с целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий, формирование профессиональных навыков через наставничество, стажировки, использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в конгрессных мероприятиях.
- Также профессиональный стандарт рассеял сомнения относительно вопроса осуществления рентгенлаборантом исследований с применением контрастных лекарственных препаратов.
- Так, при обобщенной трудовой функции «выполнение рентгенологического и КТ-исследований пациентам» к трудовым действиям рентгенлаборанта отнесено выполнение исследований с внутривенным болюсным введением рентгенконтрастного препарата с автоматическим инжектором, а при обобщенной трудовой функции «выполнение МРТ пациентам» рентгенлаборант должен уметь выполнять МРТ – исследования с применением контрастных лекарственных препаратов.
Новые профстандарты медицинских специальностей в 2021 году
В 2021 году в России были утверждены профстандарты ряда медицинских специальностей. Они содержат перечень трудовых функций, требования к уровню подготовки сотрудника и документам, на основании которых он может быть принят в штат лечебной организации и оказывать медпомощь в рамках компетенций.
- Профессиональный стандарт «Врач-косметолог», регистрационный номер 1384. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 2н (от 13 января 2021 г.), вступает в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Профессиональный стандарт «Фельдшер скорой медицинской помощи», регистрационный номер 1385. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 3н (так же от 13 января 2021 г.). Он вступит в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Стандарт «Врач – детский уролог-андролог», регистрационный номер 1386. Он утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 4н (так же от 13 января 2021 г.), вступает в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Стандарт «Врач-трансфузиолог», регистрационный номер 1387. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 5н (от 13 января 2021 г.), вступает в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Профессиональный стандарт «Акушерка (акушер)», регистрационный номер 1388. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социального развития № 6н (от 13.01.2021) и вступит в законную силу в сентябре 2021 года.
Документ определяет обязанности врача следующим образом: диагностика, коррекция и лечение нарушений покровных тканей организма, преждевременного и естественного старения, информирование о мерах профилактики, оказание экстренной медпомощи, заполнение документов. Работать косметологом можно на основании сертификата или свидетельства об аккредитации по специальности. Получить документ могут специалисты, прошедшие обучение, согласно требованиям: специалитет по направлению «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Дерматовенерология» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Косметология»; освоение образовательной программы ординатуры по специальности «Дерматовенерология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и В профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог», и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Косметология».
Фельдшер скорой помощи оказывает неотложную медпомощь вне лечебного учреждения. В нем указаны следующие требования к подготовке специалиста: средне-специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело» и профессиональная переподготовка по специальности «Скорая и неотложная помощь».
Детский уролог-андролог лечит заболевания мочеполовой системы у детей. Занимать эту должность в лечебных организациях могут только врачи с высшим медицинским образованием по направлению «Педиатрия» или «Лечебное дело» и окончившие ординатуру по направлению «Детская урология-андрология», или окончившие курсы профессиональной переподготовки по программе «Детская урология-андрология» на базе ординатуры/интернатуры по специальности «Детская хирургия» или «Урология». Для допуска к работе необходим один из двух документов: сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации.
Документ определяет трансфузиолога как врача-специалиста по заготовлению, хранению клиническому использованию крови и ее компонентов, в перечне трудовых функций указаны также применение методов экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии (за исключением заместительной почечной терапии), заготовка, обработка и хранение костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, оказание экстренной помощи. Работать по специальности можно на основании сертификата или свидетельства об аккредитации по специальности «Трансфузиология». Необходимый уровень образования включает вуз по направлению «Лечебное дело» или «Педиатрия», ординатуру по специальности «Трансфузиология» или переподготовку по этой специальности на базе оконченной ординатуры/интернатуры по направлениям «Акушерство и гинекология», «Анестезиология- реаниматология», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Гематология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия».
Акушерка или акушер оказывает помощь беременным женщинам, в том числе в экстренном порядке. В стандарте этой профессии содержится перечень обязанностей специалистов и требования к подготовке. Работать акушеркой или акушером может специалист, получивший средне-специальное образование по направлению «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование в рамках профессиональной переподготовки по специальности «Акушерское дело». Основанием для допуска к работе является наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации.
Должностная инструкция рентгенолаборанта
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции рентгенолаборанта, образец 2022 года. Должностная инструкция рентгенолаборанта должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности рентгенолаборанта, права рентгенолаборанта, ответственность рентгенолаборанта.
Должностная инструкция рентгенолаборанта относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения«.
В должностной инструкции рентгенолаборанта должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности рентгенолаборанта
1) Должностные обязанности. Осуществляет подготовку больных к рентгенологическим исследованиям. Оформляет документацию, подготавливает контрастные вещества к процедуре. Делает рентгенограммы, томограммы, проводит фотообработку, участвует в проведении рентгеноскопии.
Следит за дозой рентгеновского излучения, исправностью рентгеновского аппарата, за соблюдением чистоты и порядка в рентгенокабинете. Оказывает при необходимости первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока.
Осуществляет контроль за состоянием больного во время проведения исследования и текущий контроль за состоянием используемого оборудования, своевременным его ремонтом и списанием. Самостоятельно устраняет простейшие неисправности оборудования.
Проводит сбор и сдачу серебросодержащих отходов. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.
Рентгенолаборант должен знать
2) Рентгенолаборант при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся организации службы лучевой диагностики и лучевой терапии в Российской Федерации; методы оказания первичной медицинской помощи, работы с диагностической аппаратурой; порядок подготовки фотохимических растворов, контрастных веществ, обработки рентгенопленки; основы медицинской информатики, правила работы на персональном компьютере, правила работы в отделении лучевой диагностики; правила ведения учетно-отчетной документации; основы санитарно-эпидемиологического и санитарно-гигиенического режима; основы организации и деятельности военно-полевой рентгенологии; методы и средства санитарного просвещения; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы медицины катастроф; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации рентгенолаборанта
3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Стоматология», «Стоматология профилактическая», «Стоматология ортопедическая» и сертификат специалиста по специальности «Рентгенология» без предъявления требований к стажу работы.
Должностная инструкция рентгенолаборанта — образец 2022 года. Должностные обязанности рентгенолаборанта, права рентгенолаборанта, ответственность рентгенолаборанта.