Ответственность за махинации при заключении госконтрактов

Более серьёзное расследование проводит ФАС. Нередко проверки занимают несколько месяцев и затрагивают всех предполагаемых участников сговора, независимо от участия и побед в госзакупках.

Другие сговоры

Наиболее распространены следующие сговоры (соглашения):

  1. «Вертикальные» соглашения — между компаниями (предпринимателями) разного уровня в пределах цепочки «производитель — розничный потребитель». Цель — договориться о цене, жестко её урегулировать и не допустить на рынок конкурентов, в том числе потенциальных.
  2. Скоординированный сговор — любая схема, которая организована, управляется и контролируется со стороны, без непосредственного в ней участия. Координатор схемы — конечный выгодоприобретатель, а рядовые участники только выполняют конкретный набор задач, в том числе периодически сменяя друг друга, побеждают и проигрывают в госторгах.
  3. Сговоры с властью, которые создают предпосылки для победы конкретного участника торгов, или сговоры с заказчиком, когда победа конкретного участника предрешена.

Схемы

Картельные и другие антиконкурентные соглашения (сговоры) — фундамент, который создаёт условия и обеспечивает нужный результат. Но его достижение невозможно без применения конкретных схем — практических инструментов для решения задач. Может использоваться как одна, так и сразу несколько схем.

Большой объём работы по выявлению схем, их изучению и систематизации приходится на проект ОНФ «За честные закупки» (работает с сентября 2013 года). Любое заинтересованное лицо может сообщить о нарушении — оно будет проверено независимыми экспертами. На сайте проекта опубликована «Серая книга», в которой даны описания и примеры используемых в госзакупках серых схем (сейчас их 32).

Каждой из схем дано своё название: «Угадай-ка», «Ювелир», «Экстрасенс», «Таланты и поклонники», «Профессор», «Блат», «Ошибочка» и т.д.

Авторы творчески подошли к своей работе, но это не отменяет всю серьёзность проекта и главного — для каждой схемы дано описание и приведён пример её использования в жизни. Разумеется, не для применения, а для понимания — так делать нельзя.

Потому что схема уже известна и изучена, а её признаки заложены в систему мониторинга всех госзакупок. И потому что её применение — прямая угроза ответственности.

Приведём некоторые схемы:

  1. Схема «Промах». Заказчик устанавливает цену контракта по своему усмотрению и сильно её завышает. «Дружественный» участник предлагает относительно реальную цену, что и способствует его победе.
  2. Схема «Кто тут главный». Чтобы избежать обязательного общественного обсуждения закупки, заказчик разбивает её на несколько лотов — каждый по цене в пределах нужного уровня. В закупках побеждает «дружественный» участник.
  3. Схема «Таран». В аукционе участвуют минимум три договорившихся между собой компании. Две вступают в схему с самого начала и, чередуясь, сильно сбавляют цену — так, чтобы добросовестные участники не могли ей что-либо противопоставить. Перед самым закрытием аукциона появляется предложение третьего участника — с минимальным снижением начальной цены. Он в итоге и выигрывает аукцион, поскольку у компаний, предложивших самые низкие цены, «случайно» были допущены ошибки в документах.
  4. Схема «Близнецы». Одинаковая закупка проводится дважды. Первую закупку за счёт максимального демпинга выигрывает «дружественная» компания, но через какое-то время по соглашению сторон контракт расторгается. Далее, зная, что скоро будет вторая закупка, эта компания договаривается с потенциальными участниками о том, что они не будут подавать заявки или активно участвовать в торгах — за это они получат вознаграждение. Вторую закупку снова выигрывает та же самая компания, что и в первый раз. Только теперь цена максимальная и при этом завышена на сумму вознаграждения участникам сговора.

Первичную проверку сомнительных закупок проводит ФАС. Это может быть инициатива самого антимонопольного органа или обращение со стороны, в частности жалоба добросовестного участника торгов.

При выявлении нарушений возможны два вида ответственности:

  1. Административная – по ст. 14.32 КоАП РФ. Санкции варьируются в зависимости от характера правонарушения и статуса нарушителя. Должностным лицам грозит штраф в несколько десятков тысяч рублей или профессиональная дисквалификация на несколько лет. К юридическим лицам применяются штрафные санкции — подлежит уплате определённая доля от суммы выручки.
  2. Уголовная — по ст. 178 УК РФ. Ответственность наступает за действия, связанные с ограничением конкуренции, если они повлекли причинение крупного ущерба (свыше 10 млн рублей) или получение крупного дохода (свыше 50 млн рублей).

Участники торгов (поставщики) рискуют в случае нарушений антимонопольного законодательства попасть в реестр недобросовестных поставщиков, что блокирует их дальнейшее участие в госзакупках.

Поскольку серые схемы бывает сложно выявить и доказать, ФАС и правоохранительные органы могут воспользоваться предусмотренным КоАП и УК инструментом — предложить освобождение от ответственности для того, кто первым даст показания о сущности схемы и её участниках. Многие предприниматели и компании этим пользуются — в проблемных ситуациях о прошлых договоренностях забывают.

Любая схема опасна тем, что добросовестные участники, проигравшие в торгах, могут обратиться в ФАС и правоохранительные органы. И, как правило, пользуются таким правом.

Достаточно только подозрений — доказательства собираются в ходе проверки. Выявленная схема — не только наказание, но и отмена торгов.

Таким образом, добросовестные участники получают ещё один шанс для заключения интересующего их контракта.

Ужесточена ответственность за нарушения в госзакупках: что теперь будет за «откат»

Президент России подписал Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок как для работников заказчика, так и для должностных лиц коммерческих организаций, подкупающих таких работников или предлагающих «откат». Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок. В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения госнужд, квалифицируются по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. При этом многие нарушения в этой сфере не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг.

Поправки в целом направлены на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Согласно новой ст. 200.4 УК злоупотреблением в сфере госзакупок считается нарушение работником заказчика законодательства о контрактной системе, совершенное с корыстной целью или иной личной заинтересованностью и причинившее крупный ущерб.  За такое преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишения свободы на срок до 3 лет. Наказание увеличится, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или причинило особо крупный ущерб (штраф в размере до 1 млн. рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет). Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с госзакупкой. Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа. Для должностных лиц участников закупок, осуществивших подкуп, предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 6 месяцев до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 3 лет. Наказание увеличится, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору, в крупном или особо крупном размере.

Для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 400 тыс. до 1 млн.

рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 1 года до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет.

При этом наказание увеличится, если преступление совершено в крупном или особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или сопряжено с вымогательством предмета подкупа.

Внесена поправка в ст. 304 УК РФ, дополняющая норму положением о провокации подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для госнужд. Под такой провокацией понимается попытка передачи работникам заказчика без их согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания им услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа. За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишения свободы на срок до 5 лет. Поправками установлено, что крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн. рублей. В Законе предусмотрено положение, согласно которому лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа. Уголовные дела об указанных преступлениях правомочны рассматривать следователи Следственного комитета РФ. Закон вступил в силу 4 мая 2018 года. Гость, внимание! Скоро старт потока курса про все новые ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».

Читайте также:  Как получить лицензию на продажу алкоголя

На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.

Занятия с 20 апреля. Места в группе пока есть.

На Контур, похоже, была хакерская атака. Бухгалтер… Курс евро опустился ниже 80 рублей впервые за два … Российские аналоги зарубежным соцсетям и сервисам…. На Контур, похоже, была хакерская атака. Бухгалтер… На Контур, похоже, была хакерская атака. Бухгалтер…

Неаккуратное заключение и неисполнение госконтракта могут привести к уголовной ответственности

Что должен предусмотреть предприниматель, чтобы не стать фигурантом уголовного дела?

Выиграть тендер на исполнение госконтракта хотят многие предприниматели. Однако не все понимают, с какими сложностями они могут столкнуться.

Нужно иметь в виду, что нарушения со стороны исполнителя могут повлечь не только финансовую ответственность в рамках гражданско-правовых отношений, но и административную.

Возможна даже уголовная ответственность, которая будет сопровождаться заключением под стражу, обысками, обследованиями и выемками. Чтобы не потерять не только бизнес, но и свободу, необходимо быть предусмотрительным.

Существуют стандартные требования, которые предъявляются ко всем участникам конкурса. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ1.

Дополнительные требования заказчик может предъявить к участникам, если это:

  • конкурс с ограниченным участием, где участники проходят предквалификационный отбор;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа;
  • закрытый аукцион, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену.

К дополнительным относят требования:

  • к финансовым ресурсам, оборудованию и другим материальным ресурсам участника;
  • к специалистам, которые должны выполнять работу или быть сотрудниками участника;
  • к опыту выполнения аналогичных работ;
  • к деловой репутации.

Обычно стандартные условия участники соблюдают в полном объеме, а вот с дополнительными лишь ознакомляются для того, чтобы победить в конкурсе. Далеко не всегда предприниматели пытаются определить, отвечает ли их компания всем требованиям. Иногда преувеличивают, предоставляя сведения о ресурсах, возможностях, опыте и достижениях.

Порой не обращают внимания на то, что контракт необходимо выполнить только силами компании. Это означает, что привлечение субподрядчика нужно обязательно согласовывать. Некоторые снижают цену, чтобы выиграть.

В таких случаях участники не задумываются о том, что придется экономить, а это может повлечь выполнение работ, предоставление услуг или поставку товара ненадлежащего качества.

Следует помнить, что все это может привести не только к штрафным санкциям, а следовательно, существенным финансовым потерям предпринимателя, но и к уголовной ответственности. Почему это возможно – рассмотрим ниже.

Чтобы принять участие в конкурсе, нужно подать заявку. Но перед этим необходимо внести денежные средства на расчетный счет заказчика или предоставить в качестве обеспечения заявки банковскую гарантию.

Сведения о ней должны быть включены в реестр банковских гарантий – электронную базу данных, размещенную в Единой информационной системе. В противном случае заказчик может отказать в принятии гарантии (ст.

45 Закона № 44-ФЗ).

Заявка подается в запечатанном конверте для предотвращения просмотра ее содержания до вскрытия. Можно подать заявку в форме электронного документа, если это допускает конкурсная документация.

Участники или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов. Именно в этот момент комиссия оглашает и вносит в протокол информацию об участнике и условиях исполнения контракта, которые служат критериями оценки.

После вскрытия конвертов на определение победителя отводится не более 20 дней.

Если участник стал победителем конкурса, он должен внести обеспечение исполнения контракта перед его подписанием. Это может быть выполнено посредством перечисления денежных средств на счет заказчика или предоставления банковской гарантии.

В течение 10 календарных дней после размещения в Единой информационной системе протокола рассмотрения заявок победитель должен подписать проект контракта.

Заказчику нужно предоставить его экземпляры и документы, подтверждающие внесение денежных средств или оформление банковской гарантии.

Если эта обязанность не будет выполнена, компания попадет в реестр недобросовестных поставщиков как участник, уклонившийся от заключения контракта.

Этот реестр ведет Федеральная антимонопольная служба. Данные в него вносятся для того, чтобы предупредить участников госзакупок о недобросовестных контрагентах.

Предприниматели, попавшие в реестр, не смогут участвовать в конкурсах на право заключить госконтракт в течение двух лет2.

Причем этот вопрос нельзя будет решить открытием другого юридического лица, потому что в реестр заносятся данные не только о компании, но и об учредителях, руководителе и членах правления.

В реестре также оказываются участники, которые существенно нарушили условия контракта и с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке.

Контракт всегда предусматривает жесткие условия и значительные штрафы за их нарушение. Тем не менее изучению этих условий часто не уделяют достаточно внимания. В результате может последовать финансовая ответственность, если, например, нарушены сроки исполнения контракта.

Более того, если исполнитель допустил нарушение, у него не окажется подписанных актов, подтверждающих надлежащее выполнение работ или оказание услуг, что повлечет приостановление финансирования.

На данной стадии гражданско-правовые риски могут переходить в уголовно-правовые. Это случается, когда предпринимателю требуется дополнительное финансирование, но он не знает, где его найти, и потому возникают трудности с исполнением контракта.

Позже в основу обвинения может лечь вывод следствия о том, что лицо и не планировало исполнять контракт.

Часто на этой стадии руководство компании-исполнителя вступает в сговор с представителями заказчика. Его цель – подписание актов, подтверждающих надлежащее выполнение работ, несмотря на недочеты или частичное неисполнение.

Это делается, чтобы финансирование не было приостановлено. Однако такие действия еще более чреваты последствиями в виде привлечения к уголовной ответственности.

В данном случае будет иметь место обман с целью получения денежных средств.

Если будет сделан вывод об обмане со стороны исполнителя, т. е. его действия будут квалифицированы как мошеннические, то ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы до 10 лет (ст. 159 УК РФ).

Если же следствие придет к выводу о том, что действия осуществлялись организованной преступной группой, то при расследовании фигурантам дела, скорее всего, будет избирана мера пресечения в виде заключения под стражу, а наказанием может быть лишение свободы на срок до 20 лет.

Риски возникают при привлечении субподрядчиков, даже если это не нарушает условий контракта. Велика вероятность, что обязательства не исполнит привлеченная компания, а наказана будет организация, которая подписала контракт, потому что именно она несет ответственность перед заказчиком.

Поэтому так важно проверять контрагентов. Причем нельзя подходить к этому формально. Нужно узнать об их репутации; посмотреть, где находится офис, обратить внимание на обстановку; сделать подтверждающие фотографии.

Помните: в ходе осуществления уголовного преследования отсутствие должной осмотрительности усиливает позицию обвинения. Поэтому выбирать субподрядчика необходимо таким образом, чтобы этот выбор был логичными и обоснованным.

Нельзя отдавать предпочтение недавно зарегистрированным компаниям; тем, которые не выполняли аналогичные работы; организациям, где среднесписочная численность, которую теперь стала публиковать ИФНС в открытом доступе, свидетельствует о невозможности выполнения задач субподряда.

Если речь идет о поставке товаров, то поставщик должен быть крайне внимательным при их закупке. Нужно изучить все требования к товару, включая страну-производителя, сертификаты и иные важные характеристики.

В случае возбуждения уголовного дела в связи с недостатками поставленных товаров или оказанных услуг в качестве суммы, которую следствие будет считать похищенной, станет подразумеваться вся сумма контракта. Даже несмотря на то, что товаром или услугой воспользовались и на них были затрачены денежные средства3.

Обычно уголовное дело при нарушениях, описанных выше, возбуждается по ст. 159 УК РФ.

Причем чаще правоохранительные органы и суд считают, что такие действия были совершены не в сфере предпринимательской деятельности. Это приводит к невозможности применения гарантии, предусмотренной ч. 1.

1 ст. 108 УПК РФ, т. е. не действует запрет на избрание предпринимателю меры пресечения в виде заключения под стражу.

Возбуждение уголовного дела сопровождается многочисленными обысками как у подрядчика, так и у контрагентов. Это приводит к созданию негативного имиджа компании. Более того, заключенный под стражу предприниматель лишен возможности управлять бизнесом, что может привести к его потере.

Именно поэтому очень важно перед заключением госконтракта трезво оценить свои возможности, внимательно ознакомиться со всеми требованиями к участникам, убедиться в способности выполнить все условия в случае непредвиденных обстоятельств, а также крайне внимательно отнестись к выбору субподрядчиков.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Пункт 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

3 Пункт 30 Постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

Уголовно‑правовые риски при работе с госконтрактами | Контур.Закупки

Как показывает статистика Генпрокуратуры, за последний год 40 000 лиц были привлечены к ответственности за нарушения в госзакупках, прокуроры возбудили 1 500 уголовных дел после проверок. Рассмотрим, как снизить уголовно‑правовые риски бизнеса при заключении и исполнении госконтрактов.

Читайте также:  Образец доверенности на заверение копий документов в 2021-2022 году

Нормативно-правовая база

По каким статьям привлекают к уголовной ответственности:

  1. Статья 159. Мошенничество. Чаще всего участников госзакупок обвиняют именно по этой статье.
  2. Статья 160. Присвоение или растрата. Если имущество похищено лицами, которые имели к нему доступ по специальной доверенности либо благодаря своим полномочиям.
  3. Статья 165. Причинение ущерба. Урон имуществу – распространённый случай.
  4. Статья 178. Ответственность за ограничение конкуренции. Практика по этой статье выработалась не так давно. Антимонопольная служба выявляет картельные соглашения на аукционах, проводит проверки и привлекает нарушителей к ответственности, направляя решения в следственные органы, которые возбуждают уголовные дела.
  5. Статья 201. Злоупотребление полномочиями. Если лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой организации, злоупотребляет своими полномочиями.
  6. Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. Применяется, когда полномочиями злоупотребляет должностное лицо в государственной организации.
  7. Статья 291. Дача взятки.
  8. Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве.

Как уменьшить риски при работе с госконтрактами: 10 правил

Стадия заключения госконтракта: возможные риски

Сговор участников

Победа в конкурсе менее выгодного по цене предложения может привлечь внимание контрольно-надзорных и правоохранительных органов. Их заинтересует, соблюдались ли требования закона при проведении подобной закупки.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Нередко бизнесмены вступают в сговор с представителями госзаказчика ещё до участия в тендерных процедурах. Доказательствами сговора служат переписка, сообщения, записи в ежедневниках.

Если госорганы заинтересуются закупкой, общение, даже не связанное с закупками, могут истолковать негативно, поэтому рекомендуем избегать двусмысленных контактов и не пересылать документы вне электронных площадок.

Стадия исполнения госконтракта: возможные риски

Исполнение не всех работ

Если заказчик по госконтракту оплатил работы полностью, но они выполнены частично или не соответствуют требованиям к качеству либо техническому заданию, исполнителя могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ. Когда сумма контракта больше 1 млн руб., срок давности составляет 10 лет с момента перечисления денег. Наказание – лишение свободы до 10-ти лет.

Задержка сроков

Чтобы урегулировать эту ситуацию, в ГК РФ предусмотрены штрафы. Но за срыв сроков могут привлечь и к уголовной ответственности. Такая ситуация возникает, когда исполнитель получил аванс, предусмотренный контрактом, но не приступил к работе.

Для правоохранительных органов авансовые платежи – серьёзный сигнал. Следователь истолкует, что исполнитель взял деньги, заведомо зная, что в указанный срок не исполнит обязательство.

Как исполнить контракт, если нет денег

То, что подрядчик намеренно сорвал сроки, нужно ещё доказать. Обвинение подтвердится, если исполнитель подобрал неподходящих субподрядчиков, перевёл аванс на другие работы, не смог выполнить объём работы своими силами и т.д. Тогда он может быть привлечён к ответственности по ст. 159, 160 УК РФ.

Несоответствие даты выполнения работ по документам фактической дате

Порой нужно сдать объект к приезду высокопоставленного чиновника, чтобы тот перерезал ленточку. Заказчик просит подрядчика подписать все документы, так как работы можно выполнить и после проверки. Он обещает, что претензий к исполнителю не будет. Получается, что работы ещё не выполнены, а акт выполненных работ уже подписан.

Тогда сотрудники правоохранительных органов привлекают исполнителя к ответственности за несоответствие документов факту выполнения работ. Доказать добросовестность помогут только сложные экспертные исследования.

Замена дорогих материалов дешёвыми

Исполнитель может заменить материалы, чтобы уладить проблему с их поставкой и соблюсти сроки по контракту.

Порой замена настолько незначительна, что кажется, будто нет необходимости согласовывать её с заказчиком.

Но, если заказчик и контрольно-надзорные органы обнаружат подмену, они могут истолковать это как умышленное действие, направленное на хищение бюджетных средств, если материалы дешевле тех, которые указаны в смете.

В какой закупке стоит принимать участие?

Ущербом считается вся сумма госконтракта, как отметил Пленум ВС РФ в постановлении от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате». Поэтому даже незначительную замену нужно согласовывать с заказчиком. Дополнительные соглашения и перерасчёты защитят подрядчика от уголовного наказания.

Связь заказчика с подрядчиком

Вызвать подозрения может прямая либо косвенная аффилированность. Если она подтвердится, правоохранительные органы поставят под сомнение законность конкурса, независимо от добросовестности исполнителя госконтракта. Аффилированность проверяет Росфинмониторинг.

Изменения в закупках по 44-ФЗ с 2 квартала 2021 года

Привлечение посредника

Когда услуги оказывает не тот подрядчик, который указан в контракте, даже если исполнитель добросовестный и не знает о посреднике, это трактуется как хищение.

Заказчик может передать другому исполнителю частично выполненную работу, чтобы тот выдал её за собственную. Исполнитель по контракту переведёт часть денег фактическому исполнителю.

Иногда добросовестный исполнитель узнаёт об этом, уже заключив контракт. Чтобы избежать конфликта, он не расторгает договор.

Такая ситуация трактуется как хищение бюджетных средств через завышение цены, так как деньги на посредника не были бы потрачены, если бы действительный исполнитель участвовал в закупке напрямую.

Выполнение несогласованных работ

Иногда по независящим от сторон обстоятельствам невозможно выполнить некоторые виды работ на определённом этапе строительства.

Тогда заказчик просит исполнителя сделать не включённые в смету и не предусмотренные договором работы. Подрядчик соглашается и по итогу расходует деньги не по смете.

Через некоторое время заказчик может сменить директора и потребовать от исполнителя завершить строительство по условиям госконтракта.

Что делать, если закупка по 44-ФЗ не состоялась

Так как подрядчик потратил бюджетные деньги на не предусмотренные договором работы, его могут привлечь к уголовной ответственности. В ходе расследования предыдущий руководитель заказчика скажет, что подобных указаний не давал, и доказательств у исполнителя не будет.

Способы снижения уголовно-правовых рисков

Чтобы минимизировать уголовно-правовые риски при работе с государственными контрактами, рекомендуем соблюдать правила:

  1. Выполняйте договорные обязательства.
  2. Проверяйте надёжность и добросовестность контрагентов.
  3. Заранее просчитывайте возможные риски при описании технического задания.
  4. Конфликты решайте на переговорах.
  5. Все договоренности согласовывайте письменно и избегайте двусмысленных формулировок.
  6. Все документы обязательно подписывайте фактическими датами.
  7. Если потребуется провести уголовный аудит, привлекайте специалистов.
  8. Контролируйте деятельность уволенных работников.

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

Штрафы по 44‑ФЗ в 2020 году: таблица КоАП с последними изменениям

В госзакупках все действия заказчиков и исполнителей строго регламентированы. За нарушение установленных процедур участникам процесса назначаются штрафы и пени по закону о госзакупках (от 05.04.13 № 44-ФЗ) и по КоАП РФ. А отдельные нарушения и вовсе чреваты уголовным преследованием. В настоящей статье мы расскажем о существующих мерах ответственности для обеих сторон госконтракта.

При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  1. Ненадлежащее исполнение контракта. За такое нарушение заказчик требует штраф.
  2. Просрочка исполнения контракта. За это заказчик начисляет пени.

Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Расчет штрафов по 44-ФЗ

Правила расчета штрафов установлены постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Отметим, что размер штрафа зависит от цены, по которой в итоге был заключен контракт, или цены за этап контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Цена контракта, руб. до 3 млн От 3 до 50 млн От 50 до 100 млн От 100 до 500 млн От 500 млн до 1 млрд От 1 до 2 млрд От 2 до 5 млрд От 5 до 10 млрд От 10 млрд
Штраф, % 10 5 1 0,5 0,4 0,3 0,25 0,2 0,1

Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком или заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Штрафы для СМП и СОНКО

Для поставщиков, относящихся к категории субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) или являющихся социально ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО), штрафы значительно ниже — 1% от цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения

Оштрафовать поставщика могут и за нарушение тех обязательств, которые не имеют стоимостного выражения. Например, за опоздание с доставкой товара, поставку брака, за отсутствие товаросопроводительных документов и т.п.

НМЦК, руб. До 3 млн От 3 до 50 млн От 50 до 100 млн От 100 млн
Штраф, руб 1 000 5 000 10 000 100 000

Нестоимостные обязательства и штраф за них заказчик должен выделить в проекте контракта заранее. Если этого не сделать, то заказчика оштрафуют за нарушения в документации.

Расчет пени по 44-ФЗ

  • Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть:
  • Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки
  • Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств.

Как не платить штраф в госзакупках

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

Читайте также:  Фонд социального страхования рассказал, как заполнять 4-ФСС

Профиль автора

За неисполнение контракта могут оштрафовать на крупную сумму, а за просрочку — начислить пеню. Но иногда заказчики требуют лишнего. Так было у поставщика мягкого инвентаря — полотенец, покрывал, одеял, постельного белья и другой текстильной продукции.

Несмотря на то что компания поставила все товары по контракту, заказчик обратился в суд с иском о взыскании штрафов и пени за просрочку и убытки — всего 93 315,76 Р.

Причина — поставщик не сразу привез мягкий инвентарь надлежащего качества и заменил его уже после того, как истек срок поставки товаров.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Поставщиков определяют через систему государственных и муниципальных закупок по закону 44-ФЗ. Эту систему придумали, чтобы бюджетные деньги не разворовывались. Поэтому госзакупки строго регулирует государство. Вот как это работает.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда.

Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок.

Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

  1. Те, которые имеют стоимостное выражение, например обязательство поставить товар за определенную цену.
  2. Те, которые денежного выражения не имеют, например обязанность представить документы на товар — сертификаты, декларации соответствия, регистрационные удостоверения и т. п.

За нарушение неденежных обязательств размер штрафа за каждое нарушение составит от 1000 Р — если цена контракта не превышает 3 000 000 Р, до 100 000 Р — если цена контракта превышает 100 000 000 Р.

Размер штрафа за нарушение обязательства, которое имеет стоимостное выражение, тоже обычно зависит от цены контракта. Так, если цена контракта до 3 000 000 Р, штраф составит 10% от цены контракта за каждое нарушение. При цене контракта от 3 000 000 Р до 50 000 000 Р штраф составит 5%. А если цена контракта от 50 000 000 Р до 100 000 000 Р — 1%.

Например, детский сад заключил контракт с поставщиком фруктов на 1 000 000 Р: 800 000 Р — стоимость яблок, 200 000 Р — груш. Поставщик привез яблоки, а груши оказались гнилые. Заказчик их не принял. Срок действия контракта истек, а хорошие груши поставщик так и не привез. В этом случае заказчик вправе потребовать у поставщика уплатить штраф — 10% от цены контракта, то есть 100 000 Р.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Например, детский сад объявил электронный аукцион на закупку фруктов на 2 000 000 Р. Это начальная максимальная цена контракта, с которой начинаются торги.

В ходе аукциона цена была снижена до нуля, после чего торги пошли на повышение.

То есть участники уже предлагали не цену, по которой они готовы поставить фрукты, а цену, которую готовы заплатить за то, чтобы бесплатно поставить фрукты детскому саду.

В ходе торгов на повышение лучшая для заказчика цена составила 150 000 Р. В итоге победитель должен будет заплатить детскому саду 150 000 Р за право заключить контракт и бесплатно привезти фрукты в требуемом количестве и качестве. Если он не поставит фрукты, то должен еще и уплатить штраф — 10% от начальной максимальной цены контракта, то есть 200 000 Р.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Например, поставщик привез груши вовремя, а яблоки с опозданием на 10 дней. Заказчик их принял и потребовал пеню в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки. Такое требование законно. При этом пеня считается от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства. Так как груши привезли вовремя, то пеня будет считаться от стоимости яблок — 800 000 Р.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей

Центр соцобслуживания и поставщик текстиля 22 июля 2019 года заключили муниципальный контракт на поставку мягкого инвентаря. По его условиям поставщик должен был привезти полотенца, одеяла, покрывала и другой текстиль в течение 7 дней, то есть до 29 июля. За это заказчик должен был заплатить ему 355 453,89 Р.

Поставщик текстиля привез все товары 13 августа — на 15 дней позже срока. Центр соцобслуживания при приемке изделий установил несоответствие некоторых из них условиям контракта:

  1. Одеяла не подошли по размерам.
  2. На покрывала не было сертификатов качества.
  3. На полотенцах не было информации о плотности ткани.
  4. Наименования наматрасников и наволочек не соответствовали заявленным.

Заказчик составил мотивированный отказ от приемки этих товаров и 26 августа направил поставщику текстиля претензию — потребовал их заменить. Кроме того, центр соцобслуживания требовал уплатить:

  1. Штраф за поставку товаров ненадлежащего качества — 35 545,38 Р.
  2. Штраф в размере 1000 Р за отсутствие сертификатов.
  3. Пени за просрочку поставки товаров на 15 дней — 1288,52 Р.

Поставщик заменил непринятые товары, и 9 сентября центр соцобслуживания согласился принять весь текстиль, кроме полотенец. По поводу их качества возник спор. Поставщик текстиля представил протоколы испытаний полотенец, но заказчик в них усомнился и обратился в экспертную организацию. Специалисты решили, что полотенца не соответствовали условиям контракта.

Заказчик снова обратился к поставщику с претензией и потребовал:

  1. Заменить полотенца.
  2. Уплатить еще один штраф за ненадлежащую поставку — 35 545,38 Р.
  3. Уплатить штраф за ненадлежащие протоколы испытаний — 1000 Р.
  4. Возместить расходы на проведение экспертизы — 18 936,48 Р.

В случае отказа пригрозил судом.

Поставщик текстиля заменил полотенца 11 декабря и таким образом полностью исполнил контракт. Однако требования центра соцобслуживания уплатить неустойки и возместить расходы на экспертизу не выполнил. Тогда заказчик обратился в суд.

В декабре 2019 года центр соцобслуживания обратился с иском в Арбитражный суд Красноярского края. Этот суд стороны определили в контракте.

Общая сумма требований составила 93 315,76 Р, а с учетом госпошлины — 97 048,76 Р.

Расчет исковых требований центра соцобслуживания: штрафа, пени и убытков Отзыв на иск и возражения истца

Поставщик мягкого инвентаря подготовил отзыв на иск: указал, что заменил все непринятые товары, поэтому оснований для взыскания штрафа нет.

Так поставщик текстиля хотел отбить основное требование о взыскании штрафов за ненадлежащие поставки в размере 71 090,76 Р.

Центр соцобслуживания попытался опровергнуть доводы ответчика и направил в суд возражения на отзыв.

Истец написал, что определение Верховного суда, на которое ссылался поставщик, устарело: оно было принято, когда еще действовало старое постановление правительства о штрафах в госзакупках 2013 года.

Это постановление утратило силу, когда в 2017 году приняли новое — № 1042. Центр соцобслуживания считал, что позиция Верховного суда якобы не актуальна.

Суд согласился с позицией поставщика и 4 марта своим решением отказал в удовлетворении требования о взыскании штрафов в размере 71 090,76 Р.

Суд не стал выносить мотивированное решение по делу, где объяснил бы свои выводы: так можно по закону. Но очевидно, что судья счел доводы поставщика убедительными.

Ответчик заменил непринятые товары, и истец их принял — это доказывали акты о приемке. Поэтому истец не вправе взыскивать с него штраф.

Таким образом, суд подтвердил правовую позицию Верховного суда: замена ненадлежащего товара на надлежащий исключает взыскание штрафа.

Что касается других требований, то суд решил взыскать с поставщика:

  1. Штраф за документы — 2000 Р.
  2. Расходы на экспертизу — 18 936,48 Р.
  3. Пеню в меньшем размере — 872,75 Р из-за того, что ЦБ снизил ключевую ставку.
  4. Госпошлину — 872 Р, это также меньше того, что просил истец.

Решение поставщика устроило, поэтому обжаловать его он не стал. Истец апелляционную жалобу также не подавал.

Последним актом этого судебного процесса стало определение суда от 25 мая 2020 года о взыскании с истца 7000 Р расходов на юриста.

Также поставщику удалось вернуть 7000 Р на услуги юриста

Поставщики не обязаны платить штрафы за неисполнение контракта, если после поставки товаров ненадлежащего качества заменят его на товары, которые соответствуют условиям контракта. В таком случае заказчик может начислить только пеню за нарушение сроков поставки, если поставщик их нарушил.

Аналогичную позицию в отношении штрафов суды занимают и при других нарушениях условий контрактов в госзакупках.

При поставке некомплектного товара. Если поставщик изначально поставит некомплектный товар или товар с нарушением условия об ассортименте или вообще поставит лишь часть товара, но впоследствии устранит нарушение, оснований для взыскания штрафа не будет.

Например, заказчик закупает комплект мебели: шкаф, стол и 12 стульев. Шкаф и стол привезли, а вместо 12 стульев поставили только 6. Если поставщик исправится и привезет недостающие стулья, то штрафовать его заказчик не вправе.

  1. В публичных закупках заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф.
  3. Размеры штрафов определяются правительством и зависят от стоимости контракта. Штрафы могут достигать 10% от цены контракта за каждый факт нарушения.
  4. В отличие от штрафа пеня начисляется не за факт нарушения контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг.
  5. Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от цены контракта, уменьшенной на стоимость исполненного обязательства.
  6. Если поставщик заменит ненадлежащий товар, заказчик не вправе требовать уплатить штраф. Но может требовать пеню, если была просрочка.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector