Правила перехода на налоговый мониторинг скорректировали

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.

Правила перехода на налоговый мониторинг скорректировали

Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.

Правила перехода на налоговый мониторинг скорректировали

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

 Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

Власти смягчат условия для перехода на налоговый мониторинг

Правила перехода на налоговый мониторинг скорректировали 15.12.2020
Бухгалтерский ДЗЕН
подписывайтесь на наш канал Правила перехода на налоговый мониторинг скорректировали

Депутаты Госдумы одобрили во втором (основном) чтении законопроект № 1025470-7, который предлагает изменить правила проведения налогового мониторинга.

Поправки в НК РФ, подготовленные группой депутатов, смягчают условия, при соблюдении которых организация вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга. В частности:

  • снижается с 300 до 100 млн рублей минимальная совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предшествующий год;
  • минимальный суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год сокращается с 3 до 1 миллиарда рублей;
  • минимальная совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности снижается с 3 до 1 миллиарда рублей;
  • исключается применение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ, в отношении участников консолидированных групп налогоплательщиков.

Законопроект предполагает перенести срок для представления заявления о проведении налогового мониторинга с 1 июля на 1 сентября.

Также поправки изменяют:

  • порядок проведения в рамках налогового мониторинга проверок деклараций по НДС и акцизам, в которых заявлены суммы к возмещению;
  • условия для продления срока проведения налогового мониторинга, а также правила досрочного его прекращения.

Одновременно законопроект вводит норму, согласно которой решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг.

Кроме того, законопроект устанавливает возможность автоистребования недостающих документов у налогоплательщиков через их информационные системы. Как поясняют в ФНС, данная мера позволит налоговым органам отказаться от традиционной системы истребования документов, а также снизит издержки налогоплательщиков на сопровождение встречных проверок.

БУХПРОСВЕТ

Налоговый мониторинг предусматривает предоставление налоговикам онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компании. Мониторинг заменяет проведение выездных налоговых проверок. Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. К заявлению необходимо приложить документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Также к заявлению прилагается учетная политика организации, сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации при доле участия более 25%. Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. При этом налоговики приступают к мониторингу с 1 января следующего года. Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев.

Несмотря на то, что налоговики не вправе проводить выездные проверки в период проведения мониторинга, в некоторых ситуациях проверки все же проводятся.

В частности, проверки возможны в случаях проведения проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг, а также при невыполнении налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. 

Рубрика: Документальное оформление , Налоговые проверки
Подписаться на комментарии Написать комментарий

Правила перехода на налоговый мониторинг скорректировали

ГлавнаяАктуально

Снизили пределы доходов и налогов, изменили сроки.

Новые условия для перехода организаций на обязательный мониторинг начнут действовать с 1 июля 2021 года. Налоговики сообщают об этом на своем сайте.

Снизится критерий по доходам и активам до 1 млрд с 3 млрд руб., а по налогам до 100 млн с 300 млн руб. (НДФЛ и страхвзносы учитываются). Налоговики считают, что обновленные критерии будут способствовать расширению круга вероятных участников такой формы налогового контроля.

Изменили и сроки отправки заявления о проведении налогового мониторинга для компаний, которые собираются выбрать новую форму налогового контроля. Раньше крайний срок был 1 июля года, который предшествует периоду осуществления налогового мониторинга, новый срок утвердили 1 сентября.

Если компания хочет перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, то она должна отправить заявление в ФНС не позднее 1 сентября 2021 года. Документ отправляют в электронном виде в территориальную налоговую. Бланк заявления установлен для применения приказом налоговой от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@.

К сведению! Нововведения установлены ФЗ от 29 декабря 2020 года № 470-ФЗ. Он вносит в НК РФ и другие НПА о налогах и сборах изменения.

Кроме заявления, нужно передать:

  • регламент информвзаимодействия;
  • сведения о компаниях, ФЛ, которые участвуют в организации, передающей заявление, при этом доля участия должна быть более 25%;
  • учетную политику для НО компании, которая действует в календарном году, когда было отправлено заявление;
  • контрольные операции компании, которые проводятся в целях мониторинга;
  • оценку уровня организации системы внутреннего контроля;
  • сведения об организации системы внутреннего контроля;
  • внутренние бумаги, которые регламентируют систему внутреннего контроля компании.

Переданные фирмами бумаги проверят автоматически, затем они будут видны в информсистеме АИС «Налог-3».

Налоговики подчеркивают, что компании, которые уже перешли на налоговый мониторинг, не должны подавать указанное заявление каждый год.

ФНС после получения заявления от компании будет рассматривать его до 1 ноября, затем вынесет решение о согласии или отказе. Отказ должен быть аргументированным. Причины для него указаны в п. 5 ст. 105.27 Налогового кодекса.

Если будут обнаружены нарушения в ходе мониторинга, то ведомство даст 10 дней на их ликвидацию. Затем еще 10 дней работники ФНС будут принимать решение о сохранении мониторинга или досрочного его завершения.

Скопировать урл

Распечатать

Систему налогового мониторинга изменят с 1 июля 2021 года

Значительно смягчают условия для перехода на налоговый мониторинг (пп. «а» п. 8 ст. 1 закона).

Заявление о проведении налогового мониторинга

Сдвигают срок, в который нужно подать заявление о проведении налогового мониторинга. Сделать это можно будет не позднее 1 сентября (сейчас — не позднее 1 июля).

Продление налогового мониторинга

Фактически в НК РФ закрепляют автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не подал до 1 декабря заявление об отказе (пп. «г» п. 9 ст. 1 закона). Подавать каждый год заявление не нужно (пп. «б» п. 9 ст. 1 закона).

Читайте также:  Соглашение о досрочном расторжении договора аренды. Бланк и образец 2021-2022 года

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации (пп. «б» п. 8 ст. 1 закона).

Регламент информационного взаимодействия

Расписано, что среди прочего должно быть указано в регламенте информационного взаимодействия ( пп. «в» п. 8 ст. 1 закона). Некоторые позиции касаются представления документов и информации, связанных с исчислением, удержанием и уплатой налогов и сборов. Так, нужно отражать:

  • сроки и порядок представления документов и информации в электронной форме. Можно закрепить порядок предоставления налоговикам доступа к таким документам через информационные системы организации;
  • порядок ознакомления должностных лиц с документами;
  • время доступа к документам и информации в течение срока мониторинга и 3 лет после его окончания, если налоговикам дали доступ к информационным системам налогоплательщика.

Кроме того, в регламенте нужно отразить состав и структуру раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за фактами хозжизни и правильностью расчета, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и взносов.

ФНС должна утвердить:

  • форму регламента и требования к нему;
  • порядок внесения в него изменений и дополнений;
  • требования к информационным системам организации, в том числе, например, формат документов, к которым налоговикам предоставляют доступ.

Проверки

Сократили количество случаев, когда при налоговом мониторинге инспекция все же проведет камеральную проверку.

Остается только один такой случай — досрочное прекращение налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления отчетности (п. 3 ст. 1 закона).

Срок проверки в этой ситуации исчисляют со дня, следующего за днем досрочного прекращения мониторинга.

Следует иметь в виду, что также закрепят порядок досрочного прекращения (п. 10 ст. 1 закона).

Ситуации, при которых налоговики могут прийти с выездной проверкой в период налогового мониторинга, уточнили (п. 4 ст. 1 закона). Проверку назначат, в частности, в следующих случаях:

  • если не выполнить мотивированное мнение налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом налогового мониторинга;
  • представить уточненную декларацию в году, когда мониторинг не проводят, за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

Осмотр

Инспекция получит право проводить осмотр при проверке в рамках налогового мониторинга декларации по НДС, в которой заявлена сумма к возмещению ( п. 6 ст. 1 закона). Такое право у налоговиков будет, если в отчетности по НДС выявят несоответствия и противоречия.

Истребование документов

Документы, которые запрашивает инспекция, нужно будет представлять только через информационные системы налогоплательщика в электронном виде, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью (пп.

«б» п. 7 ст. 1 закона). Такое требование вступит в силу 1 января 2024 года (ч. 5 ст. 6 закона).Сроки и порядок представления пропишут в регламенте информационного взаимодействия (пп. «в» п. 8 ст. 1 закона).

Если запрашиваемые документы составлены на бумаге, то налоговикам можно будет представить скан-образы с сохранением реквизитов (пп. «в» п. 11 ст. 1 закона).

Мотивированное мнение

Подробнее распишут нормы о мотивированном мнении налогового органа для случая, когда инспекция выявит неправильное исчисление или удержание, неполную либо несвоевременную уплату налогов, сборов и взносов (п. 11 ст. 1 закона).

Если налоговики установят факт нарушений, налогоплательщик в течение 10 дней получит уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения. В уведомлении укажут документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, а также выводы и предложения инспекции по исправлению.

У организации будет 15 дней на то, чтобы представить пояснения или устранить нарушения. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обращаем внимание, что ФНС ранее выставила на общественное обсуждение проект с электронными документами для мотивированного мнения.

НДС и акцизы

Налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, будут иметь право на возмещение НДС и акцизов в заявительном порядке ( пп. «б» п. 3 и п. 7 ст. 2 закона). Кроме того, такие налогоплательщики смогут получить право на освобождение от акцизов по некоторым операциям без представления банковской гарантии (пп. «б» п. 4 ст. 2 закона).

Все о налоговом мониторинге как новой форме налогового контроля | «Правовест Аудит»

Налоговый мониторинг предоставляет компаниям значительные преимущества, так как помогает свести к минимуму налоговые риски. А значит, можно не опасаться будущих доначислений.

Теперь налоговый мониторинг стал доступнее, но по-прежнему актуален только для крупных налогоплательщиков.

Рассмотрим, стоит ли компаниям переходить на налоговый мониторинг и существует ли альтернатива для минимизации налоговых рисков.

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, при которой обычные проверки со стороны налоговой инспекции заменяют на онлайн-взаимодействие путем предоставления инспекторам удаленного доступа к информационным системам и отчетности. Иными словами, инспекция контролирует правильность расчета и своевременность перечисления платежей в бюджет в режиме реального времени.

Контролю подлежат: налоги, сборы, страховые взносы, а также те обязательства, которые компания должна исполнять в качестве налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Например, подлежит налоговому мониторингу НДС, уплачиваемый за иностранное юридическое лицо.

Если проверяемое лицо — участник консолидированной группы налогоплательщиков, то в целях налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков проверяющие также смотрят корректность определения доходов и расходов.

Налоговый мониторинг проводят на добровольной основе. При этом проверяемому лицу следует соответствовать обязательным критериям (о них расскажем ниже).

Проведение налогового мониторинга несет в себе определенные преимущества. В частности, это:

  • экономия времени за счет отмены традиционных форм контроля, в т.ч. камеральных проверок (за некоторым исключением);
  • уменьшение количества истребуемых документов и др.;
  • возможность оперативного согласования вопросов налогообложения планируемых и уже совершенных операций (налоговая инспекция предоставляет мотивированное мнение относительно той или иной сделки);
  • отсутствие штрафов и пени в случае выполнения мотивированного мнения налогового органа.

Таким образом, налоговый мониторинг — это гарант снижения налоговых рисков и, следовательно, доначислений по результатам налоговых проверок. Это способствует наиболее точному прогнозу налоговой нагрузки в обозримом будущем.

Однако на ряду с преимуществами у налогового мониторинга есть и недостатки:

  • постоянный контроль со стороны инспекторов;
  • необходимость настройки доступа проверяющим к информационным системам компании и обязательность постоянного обновления данных в IT-программах;
  • повышенный риск утечки конфиденциальной информации из-за расширенного доступа к системе;
  • прозрачность учета и, как следствие, риск увеличения обязательных платежей;
  • высокие требования к системам внутреннего контроля и учета;
  • существенные затраты на налоговый мониторинг (трудовые, материальные и временные).

УЗНАЙТЕ, ПОДЛЕЖИТЕ ЛИ ВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ

В 2021 году вступают новые правила налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Применяется в РФ с 2016 года, практически заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на добровольный удаленный доступ налоговых служб к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.

  • Подключение к системе налогового мониторинга (-«НМ») определяет ряд преимуществ для налогоплательщиков:
  • — снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • — снижение риска дополнительных начислений по налогам при планировании производственной и финансово-хозяйственной деятельности; -превентивное урегулирование налоговых споров;
  • — признание организации добросовестным и надежным налогоплательщиком.

В мировой практике налоговый контроль в форме мониторинга относительно новое и активно развиваемое направление, «co-operative compliance» — т.н. программы совместного соблюдения требований, которые используются в 30 странах мира, причем с разным режимом добровольности и доступом для разных категорий налогоплательщиков.

В Великобритании – это обязательное требование для крупных компаний, а в Нидерландах доступно малым и средним предприятиям на добровольной основе.

Европейский подход (ОЭСР, OECD) — цифровизация налогового контроля позволяет улучшать качество информационных данных и повышать эффективность их использования за счет более аналитического характера работы сотрудников налоговых служб и  прозрачности данных налогоплательщиков.

Главной целью программ «co-operative compliance» является укрепление отношений взаимного доверия, уважения и ответственности между бизнесом и государством. Актуализируются обязательства бизнеса перед государством, а обязательства налоговых органов в отношении прав налогоплательщиков    становятся более прозрачными и прогнозируемыми.

Подход российских властей сформулирован в «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга», принятой распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р (далее -«Концепции»).

 Целевая задача- интеграция функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.

В «Концепции» обозначены программные показатели развития системы налогового мониторинга:

  1. расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга: — к 2022 году — не менее 3879 плательщиков; — к 2024 году — не менее 7827 плательщиков;
  2. увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 20 процентов в год; 
  3. повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20 процентов в год.
Читайте также:  Акт о продаже и отпуске изделий кухни по форме ОП-11. Бланк и образец 2021-2022

Внедрение системы налогового мониторинга в российскую практику началось с запуска в 2012 году пилотного проекта. Эксперимент был признан успешным, и новая форма налогового контроля стала действовать в России начиная с отчетности за 2015 год.  С 1 января 2021 года налоговыми органами налоговый мониторинг проводится в отношении 209 компаний, из которых 106 новых.

  1. По официальным данным ФНС РФ всех новых участников заявочной кампании-2020  можно разделить на две группы:
  2. — крупные холдинги (Газпром, Новатэк, Роснефть), которые переводят на налоговый мониторинг свои дочерние организации,
  3. — независимые компании

Режим налогового мониторинга: как перейти и что нужно о нем знать | Rusbase

Привычные способы взаимодействия бизнеса и налоговых органов постепенно уходят в прошлое из-за цифровизации экономики. Но это дает компаниям новые преимущества.

В России существует особый режим налогового мониторинга: зачем он нужен и как подготовиться к переходу на него, рассказывает эксперт международной образовательной конференции Distant & Digital, генеральный директор компании «Лаборатория IPCodex» Вадим Ковалев.

Режим налогового мониторинга: как перейти и что нужно о нем знать Илья Голубев

Выездная налоговая проверка может на месяц остановить работу налогового отдела и бухгалтерии. Когда в компанию приезжает налоговая инспекция, сотрудники вынуждены бросать все силы на подготовку документов и изучение архивов.

  • Иногда эти процессы приводят к сверхурочной работе, что неизбежно сказывается на текущих задачах.
  • Чтобы не столкнуться с излишней бумажной волокитой и пустой тратой времени, все больше российских компаний крупного и среднего бизнеса предпочитают предоставлять налоговым органам прямой доступ к своим информационным системам.
  • Как же правильно подготовить компанию к переходу на режим налогового мониторинга?

Курс на рост

  1. Около 30 стран мира уже перешли на режим налогового мониторинга, а в России он действует только седьмой год.
  2. В этом году в режим налогового мониторинга вступило 206 компаний.

  3. Показатель невысокий, но мы в IPCodex предполагаем, что в ближайшее время он вырастет минимум в два раза.
  4. Также не исключено, что в дальнейшем переход на такой режим станет обязательным для крупного и среднего бизнеса.

  5. Пока же компании продолжают вступать в налоговый мониторинг добровольно, а Федеральная налоговая служба (ФНС) не принимает радикальных решений и действует последовательно.

Комплексная подготовка 

  • Сейчас мы наблюдаем, как постепенно снижается порог входа в режим налогового мониторинга: некогда строгие критерии для вступления становятся все более лояльными.
  • Так, год назад правительство постановило, что бизнесу достаточно иметь доходы и активы в 1 млрд рублей и выплачивать налоги в размере 100 млн рублей, чтобы благополучно вступить в режим налогового мониторинга.
  • Раньше эти критерии были строже: 3 млрд и 300 млн рублей соответственно.
  • Конечно, это далеко не единственный момент, на который обращает внимание ФНС, обрабатывая заявки налогоплательщиков.

Пять шагов при подготовке к вступлению в режим налогового мониторинга: 

  1. Информирование налогового органа о желании перейти на налоговый мониторинг;
  2. Подготовка дорожной карты;
  3. Подготовка документов; 
  4. Отправка документов вместе с заявлением в налоговый орган;
  5. Ожидание ответа от налогового органа.

Кризис традиционного подхода

Сейчас всю совокупность требований готовы соблюсти чуть больше тысячи российских компаний, что в принципе не очень много.

Мы ожидаем, что к 2024 году этот показатель увеличится до 8000.

В этом нет сомнений. Во-первых, режим налогового мониторинга уже стал одним из приоритетных направлений деятельности ФНС.

  1. Расширять перечень потенциальных участников планируется на государственном уровне, о чем сказано в Концепции развития мониторинга, утвержденной правительством в марте прошлого года.
  2. Во-вторых, режим входит в состав национальной программы «Цифровая экономика».
  3. В-третьих, не только государственные и частные корпорации, но и средний бизнес все чаще осознает, что у традиционных форм налогового контроля больше недостатков, чем преимуществ.
  4. В отличие от него, налоговый мониторинг основан на принципах доверия, прозрачности и взаимовыгодного сотрудничества.

Налоговый мониторинг позволяет:

  1. Освободиться от традиционных выездных и камеральных проверок;
  2. Снизить объем контрольных мероприятий и количество проверяемых первичных документов;
  3. Сократить срок проведения налоговой проверки с четырех лет и шести месяцев до года и девяти месяцев;
  4. Снизить риск дополнительных начислений по налогам при принятии бизнес-решений;
  5. Обмениваться информацией с налоговым органом в режиме онлайн;
  6. Получить мотивированное мнение без каких-либо налоговых последствий (пеней или штрафов, которые могут составлять 20‒40% от общей суммы невыплаченных налогов); 
  7. Получить признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком.

Попасть на витрину 

  • Главным инструментом для взаимодействия компании с налоговыми органами служит витрина данных, уникальная для каждой компании.
  • Обычно ее устанавливают на сервере компании и интегрируют с внутренними учетными системами.
  • Витрина позволяет налогоплательщику загружать, просматривать, редактировать информацию из своей учетной системы через автоматическую передачу файлов, а также выполнять контрольные процедуры.
  • В свою очередь, сотрудник ФНС может завести личный кабинет и через него задать любые вопросы сотруднику налогового отдела или бухгалтерии во время проверки данных.
  • Строго говоря, в обмен на освобождение от утомительных выездных налоговых проверок компания обязуется отразить данные налоговых деклараций и прочих отчетных документов в режиме онлайн.

В России особой популярностью пользуются витрины данных, разработанные на платформах SAP, 1C, Microsoft.net, Microsoft SharePoint, а также на базе различных электронных архивов.

Несмотря на уникальность, все витрины данных обладают схожим набором функций и состоят из одинаковых блоков информации, которую необходимо раскрыть участникам налогового мониторинга.

От рутины к качеству 

  1. Усовершенствовав систему налогового контроля, компании не только корректно ведут учет документов, но и повышают качество взаимодействия с налоговыми органами, снижают расходы на администрирование, улучшают деловую репутацию и обеспечивают престиж своего бизнеса.
  2. При вступлении в режим налогового мониторинга профильные органы открыты к диалогу, в первую очередь, с организациями, которые уделили достаточно внимания подготовке.
  3. Компании, которые предоставили налоговым органам комплекс документов, имеют больше шансов на успешное согласование и оценку заявки, а также вызывают больше доверия у партнеров и клиентов.
  4. В конечном итоге это повышает инвестиционную привлекательность компании и положительно сказывается на деловом климате.
  5. Фото на обложке: Deacons docs / Shutterstock

Новая форма НДС, переход на налоговый мониторинг по электронке и другие важные для бухгалтера новости | ГК ЛАД

Собрали ключевые новости мира бухгалтерии за первую половину сентября в один материал

ФНС рекомендует формы для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года. Их можно представить в электронном виде. Служба разработала форматы, например, для документов:

  • заявление о проведении налогового мониторинга;
  • заявление об отказе в проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия.

Сами формы этих документов налоговая скорректировала. Так, в заявлении о проведении мониторинга больше не надо указывать адрес организации. Из таблицы заявления удалили графу «Налоговый период», но добавили графу «КНД».

Из заявления о переходе на мониторинг убрали информацию об организациях и физлицах, которые более чем на 25% участвуют в организации, подающей заявление. Такие сведения теперь нужно сдавать отдельной формой. Отправить ее можно, как и остальные документы, по электронке.

Также появилось новое уведомление, которым отзывают заявление о проведении мониторинга.

Кроме того, ФНС создала формы и форматы для информации об организации системы внутреннего контроля и учетной политики для целей налогообложения. Их необходимо направить в электронном виде:

  • до октября 2020 года — тем, кто планирует перейти на налоговый мониторинг с 2021 года;
  • до декабря 2020 года — тем, в отношении кого уже проводится мониторинг.

Документ: Письмо ФНС России от 31.08.2020 №БВ-4-23/13939@

Проект Минтруда: как работаем и отдыхаем в 2021 году

  • Министерство предлагает перенести два январских выходных, которые совпали с праздниками, на 5 ноября и 31 декабря.
  • Субботу 20 февраля хотят сделать рабочей, а выходной перенести на 22 февраля, чтобы удалось отдохнуть три дня подряд, включая День защитника Отечества.
  • В итоге в 2021 году запланированы выходные:
  • с 1 по 10 января;
  • с 21 по 23 февраля;
  • с 6 по 8 марта;
  • с 1 по 3 мая;
  • с 8 по 10 мая;
  • с 12 по 14 июня;
  • с 4 по 7 ноября;
  • 31 декабря.
Читайте также:  При увольнении нельзя удерживать из зарплаты долг по договору займа

Кстати, уже опубликовали производственный календарь на 2021 год для 5-дневной рабочей недели.

Документ: Проект Постановления Правительства РФ

ФСС: как нужно было рассчитывать больничные при переходе на новые правила с 1 апреля

Фонд рассмотрел пример расчета пособия по временной нетрудоспособности, когда больничный открыли 20 марта 2020 года, а закрыли 5 апреля. Сложности могут возникнуть из-за того, что 1 апреля начал действовать временный порядок, по которому пособие в расчете за месяц нужно сравнивать с МРОТ. ФСС говорит, что в этом случае необходимо действовать так:

  • за период с 20 по 31 марта включительно пособие считать по общим правилам, то есть без учета требований временного порядка;
  • для периода с 1 по 5 апреля применять временный порядок. За эти дни пособие должно быть равно или больше 2021,66 руб. (МРОТ разделить на 30 дней месяца и умножить на 5 дней нетрудоспособности: 12 130 / 30 *5=2021,66 руб.).

Подход применяется к расчету пособия во всех случаях, когда нетрудоспособность наступила до 1 апреля и продолжилась после этой даты.

Напомним, Минфин планирует сделать временный порядок расчета пособия по больничному постоянным.

Документ: Письмо ФСС РФ от 13.08.2020 №02-09-14/15-03-18448

Новая форма декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год

Опубликован приказ с новой формой декларации по налогу на имущество организаций. Скорректирован порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде. Новый документ нужно применять с отчетности за 2020 год. По сравнению с нынешней формой можно отметить такие изменения:

  • в разделе 1 появилось поле «Признакналогоплательщика». Если организация имеет право позже уплатить налог по постановлению правительства, ставится «1», а если по региональным актам — «2». Остальные юрлица ставят в этом поле «3»;
  • в разделах 1, 2 и 3 добавлено поле «Признак СЗПК». Оно понадобится налогоплательщикам, которые заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений;
  • утвержден порядок заполнения поля о налоговых льготах организациями, которым списали налог на имущество за II квартал. Для них ввели дополнительные коды льгот.

Документ: Приказ ФНС России от 28.07.2020 №ЕД-7-21/475@

Какие субсидии в связи с коронавирусом нужно учитывать в доходах, объяснил Минфин

Малый и средний бизнес, который ведет деятельность в пострадавших откоронавируса отраслях, имеет право на субсидию. Финансисты напомнили, что в силу новых положений НК РФ эти средства не нужно включать в доходы при расчете налога на прибыль. Обращаем внимание: расходы за счет этих средств организации также не учитывают в налоговой базе.

Субсидии, которые получают субъекты МСП и социально ориентированные НКО на профилактику коронавируса, под указанные нормы не подпадают. Такова позиция Минфина. Полученные средства нужно учесть в доходах, а произведенные за счет них расходы могут уменьшать базу по налогу на прибыль.

Документ: Письмо Минфина России от 02.09.2020 №03-03-06/1/76953

Налоговики разрешили новым организациям и ИП уточнять объект на УСН

Вновь созданный налогоплательщик вправе сразу начать применять УСН. Для этого в течение 30 дней с даты регистрации нужно подать в инспекцию уведомление. Как объяснила ФНС, пока не истек срок его подачи, объект налогообложения можно изменить. Следует направить новое уведомление с корректным объектом и приложить письмо о том, что ранее поданный документ надо аннулировать.

Важно: если 30 дней уже прошли, то перейти на другой объект налогообложения можно только с нового года.

Документ: Письмо ФНС России от 11.09.2020 №СД-4-3/14754@

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года: разбираем некоторые новшества

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года: разбираем некоторые новшества

 С июля применять налоговый мониторинг станет несколько проще. Что изменится? Какие лимиты установили для его проведения? В какой срок нужно подать заявление? В каких случаях могут проводить камеральные и выездные проверки? Ответы на эти и другие вопросы читайте в обзоре.

Пороговые значения для перехода на налоговый мониторинг снижают в 3 раза. По новым правилам на него можно перейти, когда у вас одновременно:

  • не менее 1 млрд руб. доходов за предыдущий год и такая же балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года;
  • не менее 100 млн руб. налогов за предыдущий год. В эту сумму входят НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, а с 1 июля еще НДФЛ и страховые взносы.

Если у вас уже идет мониторинг, эти условия необязательны для принятия решения о его проведении.

Какие организации могут перейти на налоговый мониторинг

Чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, подайте заявление не позднее 1 сентября 2021 года. Направлять его каждый год не нужно, мониторинг продлят автоматически. Продлевать его можно неограниченное число раз.

Если же вы больше не хотите его применять, подайте заявление об отказе. Сделать это нужно до 1 декабря текущего года, чтобы со следующего года мониторинг отменили.

            Налоговый мониторинг проводят за календарный год. Как правило, его начинают с 1 января проверяемого года и оканчивают 1 октября следующего года. Однако по новым правилам в некоторых случаях этот срок может быть увеличен на несколько месяцев.

            Например, мониторинг могут продлить, если вы подадите уточненку по НДС или акцизу к возмещению в году, по которому мониторинга нет, менее чем за 6 месяцев до его окончания.

Причем в декларации уточните период, который был проверен или который подлежит проверке в рамках мониторинга. В этом случае срок его проведения могут продлить максимум на 6 месяцев.

Это правило применимо к декларациям и расчетам за периоды, которые наступят после 1 июля.

Срок проведения налогового мониторинга

Увеличение срока проведения налогового мониторинга

Изменения затрагивают и налоговые проверки во время мониторинга. Камеральную проверку могут провести только в одном случае — при досрочном прекращении мониторинга менее чем через 3 месяца со дня подачи декларации или расчета. Данное правило касается отчетности за периоды, которые наступят после 1 июля.

В каких случаях могут проводить камеральные проверки за период мониторинга

Уточняют и ситуации, при которых можно провести выездную проверку. Например, ее назначат, если вы:

  • не выполните в срок мотивированное мнение. Сделать это нужно до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга;
  • подадите уточненку в году, когда мониторинга нет, за период, когда он был проведен, и уменьшите в ней суммы налога или взносов либо увеличите сумму возмещения НДС или акцизов, или сумму убытка.

В каких случаях могут проводить выездные проверки за период мониторинга

Во время мониторинга вы добровольно даете инспекции онлайн-доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Вместо камеральных и выездных проверок она анализирует эти данные в режиме реального времени. Документы и пояснения могут запросить у вас в любое время.

В каком объеме вы будете раскрывать информацию инспекции, нужно указать в регламенте информационного взаимодействия. По новым правилам в нем можно также отразить:

  • сроки представления документов и информации;
  • состав и структуру раскрытия данных регистров бухгалтерского и налогового учета;
  • время доступа к документам и информации в период мониторинга и трех лет со дня его окончания.

            Процедуру проведения мониторинга упорядочивают. Так, если проверяющие обнаружат, что вы неправильно рассчитали или удержали налоги, уплатили их не вовремя или не полностью, вам сначала направят электронное уведомление о том, что есть основания для составления мотивированного мнения. В нем в том числе укажут ваши нарушения и свои предложения по их устранению.

            Ответить на уведомление вы можете в течение 15 рабочих дней — представить пояснения, внести исправления.

            Если вы проигнорируете уведомление или, несмотря на ваш ответ, проверяющие будут настаивать на наличии нарушений, инспекция вынесет мотивированное мнение. Данный документ не налагает на вас штраф, но он обязательный для исполнения. Вы можете подать на него разногласия. После этого ФНС России должна провести взаимосогласительную процедуру.

            Мотивированное мнение могут составить и по вашему заявлению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector