Спорные вопросы в рамках применения Федерального закона №44

Определение ВС РФ от 18 апреля 2019 года по делу № А75-1934/2018

Поставщик победил в аукционе, подписал со своей стороны контракт и в качестве обеспечения его исполнения направил заказчику банковскую гарантию. Однако в ней фигурировала неверная сумма.

Заметив ошибку, поставщик написал заказчику письмо о том, что готов предоставить обеспечение в требуемом размере. Но заказчик к тому времени уже посчитал, что победитель уклоняется, и передал информацию о нем в ФАС.

В итоге Антимонопольная служба включила его в Реестр недобросовестных поставщиков. По этому поводу участник обратился в суд.

Судьи поддержали победителя аукциона. Они посчитали сроки и пришли к выводу, что на подписание контракта у него было в запасе еще два дня. То есть его признали уклонившимся до того, как истек срок, отведенный на подписание контракта на ЭТП. По мнению арбитров, это неправомерно. Заказчик не должен был отказываться от подписания контракта до окончания срока.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Также суды напомнили, что антимонопольному органу следует причислять к числу недобросовестных тех поставщиков, кто не имеет намерения заключать контракт или вносить обеспечение. В данном же случае победитель аукциона, несмотря на свою ошибку, предпринял все меры, чтобы контракт был заключен.

Если победитель попал в РНП, заказчик должен расторгнуть с ним контракт

Определение ВС РФ от 21 марта 2019 года по делу № А40-331/2018

В условиях закупки заказчик обозначил, что участник не должен фигурировать в РНП. Далее был определен победитель, и с ним был заключен контракт. После этого стало известно, что информацию об исполнителе контракта включили в РНП из-за нарушения в рамках другой процедуры.

При этом на момент проведения текущей закупки поставщик в Реестре отсутствовал. Соответственно, он удовлетворял критериям процедуры и указал в своей заявке достоверную информацию о том, что не фигурирует в РНП.

Но несмотря на это заказчик предпочел расторгнуть контракт в одностороннем порядке по пункту 1 части 15 статьи 95 закона 44-ФЗ.

Поставщик обратился в суд. В качестве подтверждения своей правоты он привел письмо ФАС России от 6 августа 2015 года № АЦ/40483/15. В нем говорится о том, что если данные победителя попали в РНП после подачи заявки, заказчик не должен расторгать с ним контракт.

Однако для судов позиция ФАС аргументом не стала. Арбитры посчитали, что в таком случае заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Верховный суд оснований для пересмотра дела не нашел.

По анонимным жалобам проверку проводить нельзя

Определение ВС РФ от 25 февраля 2019 года по делу № А38-2267/2018

В региональный антимонопольный орган поступила жалоба на заказчика от неизвестного лица. По ней была проведена внеплановая проверка, в результате которой обнаружилось, что контракт с единственным поставщиком был заключен заказчиком с нарушением закона. Было решено возбудить дело об административном правонарушении. Заказчик обратился в суд.

В этой ситуации арбитры встали на сторону заказчика. Они указали на то, что по анонимному обращению проводить проверку было нельзя. И несмотря на выявленные нарушения, результаты этой проверки отменили. Судьи Верховного суда это решение поддержали.

Такая позиция судов, в том числе ВС РФ, позволяет заказчикам надеяться, что можно будет отменять решения и предписания антимонопольных органов, вынесенные в итоге проверок по анонимным жалобам.

Если закупка раздроблена, поставщик рискует не получить оплату

Определение АС Уральского округа № Ф09-1976/19

Заказчик и исполнитель заключили 8 контрактов в течение 25 календарных дней. Каждый из них — на сумму до 100 тыс. рублей. Объектом контрактов стали работы по строительству, ремонту и перепланировке здания. Все они были исполнены, что подтверждается подписанными актами выполненных работ.

Заказчик не перечислил оплату в срок, но исполнитель добился этого через суд. Однако дело попало в поле зрения ФАС. Там посчитали, что налицо признаки дробления сделки и нарушения антимонопольного законодательства. Исполнителю было вынесено предписание вернуть в бюджет все полученные в результате этих сделок доходы.

Подрядчик обратился в суд с жалобой на решение ФАС, но проиграл по всем инстанциям. В итоге он вернул деньги в бюджет, после чего написал заказчику претензию.

Он ссылался на то, что у того возникло необоснованное обогащение, и потребовал вернуть эти средства. Заказчик на это не отреагировал, после чего исполнитель обратился в суд уже с требованием возмещения.

Но и тут его постигла неудача.

Судьи пришли к выводу, что все 8 контрактов были заключены на однотипные работы, выполняемые в соответствии с единой проектно-сметной документацией.

Подрядчик и заказчик искусственно раздробили закупку, которая должна была осуществляться конкурентным способом.

Соглашаясь на это, исполнитель действовал недобросовестно, ведь был осведомлен о статусе государственного заказчика.

Поскольку стороны согласовали выполнение работ в обход закона 44-ФЗ, у исполнителя нет права требовать денежные средства ни в виде оплаты по договору, ни в качестве возмещения необоснованного обогащения. Судьи указали, что иной подход к этому вопросу позволил бы недобросовестным участникам незаконно извлекать выгоду в сложившейся ситуации.

Решение УФАС, подписанное отсутствующим на заседании лицом, недействительно

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2019 года по делу № А70-12297/2018

В следующем деле уклонившийся от подписания контракта поставщик оспорил свое включение в РНП. Причиной стало нарушение, допущенное сотрудниками территориального управления Антимонопольный службы.

Победитель закупки уклонился от подписания контракта и был включен в РНП. Однако он с таким решением не согласился и обратился в суд.

Причем поводом для этого стал тот факт, что решение УФАС о включении его в Реестр было подписано лицом, которое не могло присутствовать при его вынесении.

Дело в том, что в тот самый день и час, когда проходило заседание, этот человек представлял интересы своего Управления в суде. Такая информация была получена из картотеки арбитражных дел.

Управление ФАС апеллировало к тому, что в законодательстве не прописана процедура создания комиссии и рассмотрения вопроса о включении поставщика в РНП. То есть такое решение может быть принято не единогласно, и голос отсутствующего члены комиссии ничего не решал.

Но суды указали, что решение, в котором фигурирует подпись отсутствующего в момент его принятия лица, не может быть признано соответствующим законодательству.

Поэтому поставщик не попал в РНП, хотя суд пришел к выводу, что он действительно уклонился от подписания контракта.

Из-за отсутствия доверенности можно потерять миллион

Определение ВС РФ от 21 января 2019 года № 305-ЭС18-13521

Поставщик подал заявки на 3 закупки, причем на 2 из них — в один день.

Но все они были отклонены по вторым частям из-за того, что не были подтверждены полномочия представителя участника (отсутствовала или была просрочена доверенность на специалиста).

Обеспечение третьей заявки в сумме более 1 млн рублей было заблокировано на спецсчете поставщика и переведено заказчику. Такая мера установлена в пункте 27 статьи 44 закона о госзакупках.

Суть в том, что если в течение квартала на одной ЭТП отклоняется по второй части третья подряд заявка поставщика, площадка передает эту информацию в банк, и обеспечение переводится заказчику.

Поставщик обратился в суд с тем, чтобы взыскать утраченное обеспечение с оператора ЭТП, поскольку посчитал, что в указанной ситуации виновата именно площадка.

Заявки № 2 и № 3 были поданы в один день, поэтому у заявителя не было возможности своевременно отреагировать на отклонение второй заявки (подготовка доверенности требует времени).

А значит, ЭТП не следовало рассматривать его нарушение как повторяющееся. Соответственно, на поставщика не должно распространяться упомянутое правило третьей отклоненной заявки.

Но суд с этими доводами не согласился. Он указал, что вины ЭТП в этой ситуации нет.

Площадка является техническим исполнителем и не может оценивать характер допущенных участниками нарушений, в том числе их однотипность и кратность.

Оператор передал информацию в банк для блокировки обеспечения, поскольку аукционная комиссия заказчика приняла решение об отклонении заявки поставщика третий раз подряд в течение квартала.

Судьи также указали, что приведенные доводы могут стать основанием для того, чтобы поставщик требовал возмещение от заказчика. Ведь заблокированное обеспечение было переведено ему.

Аукцион по 44-ФЗ. Внесудебная и судебная формы защиты

Нормативная база и заключение контракта 

Согласно ч.1 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» аукцион в электронной форме (электронный аукцион — ЭА) — аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем публикации документации в Единой информационной системе (ЕИС). 

Контрактная система развивается согласно Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в   2019-2024 годах, принятой Распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р. 

В мае 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ, согласно которому внесены изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ. Целью внесения изменений являются: ускорение процедур торгов, повышение их конкурентности, упрощение участия в закупках субъектов предпринимательства. 

  • Список основных нововведений: 
  • 1) извещение теперь можно размещать на следующий день после изменения плана-графика закупок; 
  • 2) границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) краткосрочного аукциона повышаются до 300 млн руб. со сроком размещения извещения о таких закупках за семь календарных дней до даты окончания подачи заявок; 
  • 3) на рассмотрение первых частей заявок в краткосрочном аукционе остался один рабочий день, а сроки для длительного аукциона сократились до трех рабочих дней; 
  • 4) днем начала торгов стал первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок; 
  • 5) поменялся шаг аукциона, который может быть от 0 до 5 млн руб.; 
  • 6) появилось право заключать контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требованиям заказчика; 
  • 7) сократилось время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора до восьми дней. 
Читайте также:  Для переселенцев из ветхого жилья снижена плата за ЖКУ

Принять участие в ЭА может любое лицо, соответствующее предъявляемым требованиям. Основным критерием выбора победителя на открытом аукционе является наименьшее ценовое предложение на торгах. Для этого необходимо подать заявку дистанционным способом на электронной торговой площадке (ЭТП). Так называют сайт, созданный для проведения электронных торгов, в том числе открытых аукционов. 

Таким образом, ЭА — это торги, проводимые в электронном виде на электронных площадках, победителем которых признается участник, предложивший наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта. Порядок проведения ЭА регламентирован статьями 59, 62-69, 71, 83.2 Закона № 44-ФЗ. 

В результате внесения изменений в Закон № 44-ФЗ Правительством РФ утверждены восемь специализированных ЭТП, на которых заказчики вправе осуществлять закупки, к которым относятся: Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка, Национальная электронная площадка, АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан», Российский аукционный дом, Электронная торговая площадка ГПБ, АО «ТЭК-Торг». Все вышеуказанные ЭТП взаимодействуют с 22 коммерческими банками и ЕИС. 

Для того чтобы принять участие в ЭА, проводимых на ЭТП, у участника торгов должна быть квалифицированная электронная подпись (КЭП), регистрация в ЕИС и аккредитация на торговой площадке.

О том, каким образом получить квалифицированную электронную подпись, я подробно изложил в предыдущей статье «Электронная подпись: проблемы правового обеспечения. Способы защиты в суде» http://lawmobile.ru/blog 

Регистрация в ЕИС осуществляется подтверждением учетной записи на портале «Госуслуги» либо с помощью КЭП (перед процедурой регистрации в ЕИС). 

Порядок аккредитации на ЭТП отобранных участников в связи со ст.24.2 Закона № 44-ФЗ следующий: 

— участники торгов должны зарегистрироваться в Единой информационной системе; 

— после регистрации в ЕИС информация об участнике попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ); 

— затем участник торгов получает аккредитацию на всех федеральных ЭТП (ч. 4 ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ). 

Преимущества электронного аукциона очевидны: онлайн — участие (личное присутствие не требуется), анонимность участников (информация об участниках раскрывается только после проведения торгов) и простота подачи заявки.

Помимо достижения экономии бюджетных средств и снижения коррупционной составляющей, реализация правительственных мер обеспечивает широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, тем самым расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг.

В ЭА имеет значение только предложенная участниками цена. Квалификация персонала и опыт работы при участии в электронном аукционе не имеют значения. 

Два этапа электронных торгов 

Первый этап ЭА подразумевает, что ценовые предложения подаются в течение десяти минут от последнего поданного. Первый шаг ЭА по Закону № 44-ФЗ с 2019 года составляет от 0,5 до 5% от начальной цены контракта.

Снизить стоимость разовым ценовым предложением более 5% нельзя. Участники торгов снижают текущую минимальную цену только в пределах шага.

Торговаться можно, но с учетом того, что поставщику нельзя повторять или повышать собственные ценовые предложения или делать предложение с нулевой ценой. 

В случае если в течение 10 минут с момента приема последнего предложения или с момента начала аукциона (редукциона) не было подано ни одного предложения, то выполняется автоматическое завершение аукциона (редукциона). Далее начинается второй этап торгов, в случае, если в течение десяти минут от крайнего ценового предложения ни один из участников торгов не предложил новую цену. 

Второй этап длится 10 минут, в течение которых любой участник торгов, за исключением победителя, в целях определения лица, с которым будет заключен договор в случае отказа (уклонения) победителя от заключения договора, вправе подать предложение о цене договора независимо от шага аукциона при соблюдении определенных требований. 

В результате, победитель аукциона определяется автоматически на электронной площадке, а победитель  конкурса — конкурсной комиссией. Если в течение 10 минут после начала ни один из участников торгов не предложил свою цену, то электронный аукцион признается несостоявшимся (ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). 

Протокол проведения ЭА размещается оператором ЭТП на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.

В итоге, если участник ЭА признан победителем, он готовит обеспечение исполнения контракта (платежное поручение или банковская гарантия), проверяет проект контракта, подготовленный заказчиком, и направляет заказчику через оператора электронной площадки подписанный квалифицированной электронной подписью контракт, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Заключение контракта по результатам ЭА 

Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ контракт может быть заключен не ранее, чем через десять дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов ЭА. 

В течение пяти дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП без своей подписи проект контракта. 

В течение пяти дней после размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель размещает там же подписанный усиленной электронной подписью (УЭП) проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. 

В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный УЭП.

При необходимости в этом протоколе победитель указывает замечания, например, к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении ЭА, документации о нем и своей заявке на участие в ЭА с указанием соответствующих положений данных документов. 

В течение трех рабочих дней после размещения победителем в ЕИС протокола разногласий заказчик рассматривает его и размещает в ЕИС и на ЭТП доработанный проект контракта. Либо повторно размещает в ЕИС проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя ЭА.

Правовые последствия признания ЭА несостоявшимися 

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся предусмотрены ч. 3 ст. 71 Закона № 44-ФЗ. В течение часа после размещения на ЭТП протокола о признании ЭА несостоявшимся оператор ЭТП направляет заказчику вторые части заявок на участие в аукционе, поданные всеми его участниками.

После того как вторая часть заявок подана, аукционная комиссия в течение трех рабочих дней должна рассмотреть их на предмет соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ и документации об электронном аукционе.

Контракт будет заключен с участником аукциона в двух случаях: если заявка на участие подана ранее других заявок либо если заявление разместил единственный участник ЭА, а поданная им заявка признана соответствующей требованиям закона и документации (п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44- ФЗ). 

  1. В правовом регулировании ЭА различают внесудебную и судебную формы защиты.
  2. Внесудебная форма защиты 
  3. К внесудебной форме защиты Закон № 44-ФЗ относит следующие правовые нормы, направленные на снижение злоупотреблений в сфере закупок: 
  4. — претензионный порядок по неустойке; 
  5. — установление запрета на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков — подрядчиков, исполнителей (ст. 39 За¬кона № 44-ФЗ);
  6. — организация общественного контроля за соблюдением законодательства РФ (ст. 102 Закона № 44-ФЗ); 
  7. — организация обязательного общественного обсуждения закупок (ст. 20 За¬кона № 44-ФЗ); 
  8. — механизм раскрытия информации о выгодоприобретателях и руководителях; 

— организация поставщика (исполнителя) при заключении крупных контрактов (ч. 19 ст. 34 Закона № 44-ФЗ); 

— возможность в судебном порядке признать недействительным контракт, заключенный заказчиками, должностные лица которых состоят в браке, являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — ч. 22 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и прочее.

  • Правовое регулирование электронных торгов: судебная форма защиты 
  • К судебной форме защиты относятся гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты. 
  • Административно-правовая защита ЭА 

Вс защитил подрядчика, разграничив сферу действия законов о госзакупках и закупках отдельными видами юрлиц

11 марта Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, рассмотрев дело № А33-21242/2018, пришла к выводу о необходимости разграничивать правоотношения, регулируемые Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц № 223-ФЗ, с одной стороны, и Законом о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд № 44-ФЗ, с другой (Определение № 302-ЭС19-16620).

Автономное учреждение отказалось оплатить работы добровольно

В августе 2017 г. Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский техникум сварочных технологий и энергетики» (заказчик) заключило договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ с ИП Галиной Прокопчук (подрядчик). В сентябре 2017 г. стороны подписали акт сдачи-приемки работ на сумму 1,8 млн руб.

Поскольку учреждение не раслатилось, в июле 2018 г. предприниматель направила претензию с требованием погасить задолженность. Ответа не последовало, и Галина Прокопчук обратилась в АС Красноярского края. Сразу после этого техникум подал иск о признании договора, на основании которого возник спорный долг, ничтожной сделкой.

Суды отказались взыскать задолженности, применив нормы Закона № 44-ФЗ

Первая инстанция отказала в удовлетворении требований предпринимателя и, удовлетворив иск учреждения, признала договор подряда недействительным. Третий арбитражный апелляционный суд и АС Восточно-Сибирского округа согласились с такой позицией.

Все три инстанции, руководствуясь ст.

166, 168, 422, 447 Гражданского кодекса и положениями Закона № 223-ФЗ, исходили из того, что предприниматель выполняла подрядные работы в отсутствие обязательства, поскольку договор заключен в нарушение Положения о закупках, утвержденного наблюдательным советом учреждения и регламентирующего закупочную деятельность этой организации, а также без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ. Суды также учли, что изменения в план закупок учреждения на 2017 г. относительно выполненных по договору работ не вносились, сведения о договоре также не были внесены в план закупок на этот год и в единую информационную систему.

Верховный Суд представил Обзор судебной практики по применению законодательства в сфере госзакупок

Дополнительно они сослались на выводы Президиума ВАС РФ, изложенные в постановлениях от 4 июня 2013 г. № 37/13 и 28 мая 2013 г. № 18045/12, а также позицию Верховного Суда, отраженную в Обзоре судебной практики № 3 за 2015 г. от 25 ноября 2015 г.

и Обзоре судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28 июня 2017 г.

Согласно указанным актам при отсутствии государственного контракта, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, фактическая поставка товара не может повлечь возникновения на стороне заказчика неосновательного обогащения.

Читайте также:  Что такое юридический адрес ООО и как его получить в 2022 году

Суды пришли к выводу, что привлечение подрядчика без соблюдения процедур, установленных Законом № 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.

По их мнению, осуществляя работы в отсутствие муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предприниматель не могла не знать, что работы производятся при отсутствии обязательства.

При этом выполнение работ в отсутствие государственного или муниципального контракта не порождает у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления.

Юристы высказались об идее создания единого кодекса о госзакупкахТакое предложение озвучила представитель Минфина на всероссийской конференции, посвященной новациям в Закон о контрактной системе

Кроме того, суды высказали мнение об общей направленности целей и задач законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, указав, что данные акты регулируют сходные правоотношения с различным субъектным составом.

В связи с этим три инстанции посчитали, что подход Закона № 44-ФЗ об отсутствии оснований для оплаты работ, выполненных без заключения государственного или муниципального контракта, следует применять и при разрешении спора о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости работ, выполненных по договору, заключенному с нарушением требований Закона № 223-ФЗ.

ВС разграничил сферу действия законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ

Изучив обстоятельства дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала, что нижестоящие инстанции пришли к верному выводу о регулировании правоотношений между сторонами спорного договора подряда Законом № 223-ФЗ.

Однако, отказывая в удовлетворении иска предпринимателя, суды, по сути, исходили из отсутствия договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, что, по их мнению, аналогично выполнению работ в отсутствие контракта, подлежащего заключению по правилам Закона № 44-ФЗ.

Такой подход противоречит нормам, содержащимся в этих законах, подчеркнул ВС.

«Цели правового регулирования этих законов в силу прямого на то в них указания нельзя назвать аналогичными.

В случае осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд основополагающим является эффективное, зачастую экономное расходование бюджетных средств, а при закупках отдельными видами юридических лиц – эффективное удовлетворение потребностей самого заказчика, который самостоятельно устанавливает правила осуществления им закупок, утверждая соответствующее положение о закупках, определяя виды конкурентных процедур, критерии отбора», – пояснила экономколлегия. Кроме того, основой для разграничения служат также принципы осуществления закупок, которые различны при закупках для государственных нужд и для закупок отдельными видами юридических лиц.

ВС подтвердил арбитрабельность споров по договорам, регулируемым законодательством о закупкахПри этом Суд указал: наличие инвестпрограммы, в рамках которой осуществлялись взаимоотношения сторон, само по себе свидетельствует о том, что их спор не мог быть предметом рассмотрения третейского суда

Суд напомнил о своей позиции, ранее высказанной в Определении от 11 июля 2018 г. № 305-ЭС17-7240, согласно которой ч. 1 ст.

2 Закона № 223-ФЗ, а также организационно-правовые формы и правовой статус субъектов такой закупки свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, т.е.

основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия, подчеркнул ВС.

«При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений», – еще раз отметил Суд. Соответственно, различные цели действия указанных законов и принципы осуществления закупок определяют особенности регулирования отношений, возникших при применении этих законов, а также правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований.

Коллегия напомнила, что для правильного разрешения споров, связанных с применением законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, Президиум Верховного Суда 28 июня 2017 г. утвердил Обзор судебной практики по Закону № 44-ФЗ, а 16 мая 2018 г. – Обзор по Закону № 223-ФЗ.

О правовых позициях ВС по практике применения Закона о закупкахВерховный Суд опубликовал Обзор судебной практики по применению Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

В рассматриваемом деле, признавая спорный договор недействительным, суды применили правовой подход, основанный на положениях ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ, согласно которому указанным в ней лицам запрещается совершать действия, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Между тем, заметил ВС, поскольку Закон № 223-ФЗ не содержит, в отличие от Закона № 44-ФЗ, аналогичного явно выраженного запрета, а также учитывая цели Закона № 223-ФЗ, отраженные в нем принципы закупочной деятельности и гражданско-правовой характер отношений, у судов не было оснований для вывода о нарушении публичных интересов заключенным договором и, соответственно, признания сделки ничтожной.

Относительно несоблюдения действующего для учреждения Положения о закупке и нарушение обязанности своевременного размещения необходимой информации в Единой информационной системе информации о закупке Суд указал: «В связи с тем, что положения Закона № 223-ФЗ возлагают именно на заказчика вышеперечисленные обязанности по соблюдению закупочной деятельности, суды неправомерно возложили последствия нарушения процедуры заключения договора на предпринимателя, лишив его права на получение платы за выполненные работы, принятые учреждением по акту приема-передачи».

Кроме того, как указано в определении, поскольку иск учреждения направлен на оспаривание договора и имеет своей целью уклонение от оплаты переданных заказчику работ, судам следовало учесть, что в соответствии с п. 5 ст.

166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в том числе если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. При этом в п.

20 Обзора по Закону № 223-ФЗ прямо указано, что заявление заказчика о недействительности договора и применении последствий его недействительности не имеет правового значения, если обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование недействительности, вызваны недобросовестными действиями самого заявителя, а предъявление иска направлено на уклонение от исполнения договорного обязательства.

Таким образом, пояснил Суд, правовые последствия для подрядчика, выполнившего работы по договору, заключенному с указанными нарушениями Закона № 223-ФЗ, не идентичны последствиям выполнения работ с нарушениями Закона № 44-ФЗ.

«Оспаривание заказчиком, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора в нарушение правил Закона № 223-ФЗ, не является при установленных по делу обстоятельствах основанием для признания договора ничтожной сделкой и не влечет отказ в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы», – заключила экономколлегия.

На этом основании акты нижестоящих инстанций были отменены, а дело – направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Эксперты согласились с позицией ВС

Партнер компании You & Partners Евгения Зусман сообщила, что применение судами к закупкам по Закону № 223-ФЗ положений Закона № 44-ФЗ – не единичная практика. В качестве примера юрист привела Определение ВС РФ от 29 августа 2019 г. по делу № 305-ЭС19-8124, о котором ранее писала «АГ».

Когда исполнитель заплатит неустойку за нарушение договора, заключенного в рамках Закона о закупках?Как пояснил ВС, к заключенным в рамках Закона № 223-ФЗ договорам не применимы правительственные правила о штрафе за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств исполнителями, подрядчиками и поставщиками

По слова эксперта, также суды нередко пытаются применить нормы Закона № 44-ФЗ и к другим соглашениям с участием государства, например к концессионным, хотя для их заключения установлена отдельная конкурсная процедура в специальном законодательстве. В частности, такую ошибку допустил АС Северо-Западного округа в постановлении № Ф07-10703/2019 от 10 октября 2019 г. по делу № А05-14459/2018.

«С точки зрения правовой квалификации применимости норм 44-ФЗ к сделкам по 223-ФЗ ситуация не столь однозначна. С одной стороны, эти законы имеют разные цели регулирования, распространяются на разных заказчиков.

В этой связи применение норм 44-ФЗ к правоотношениям по 223-ФЗ создает правовую неопределенность и риски для участников любой сделки по 223-ФЗ, – отметила юрист.

– С другой стороны, с учетом большой диспозитивности 223-ФЗ на практике возникают ситуации, не урегулированные ни нормами 223-ФЗ, ни закупочными регламентами публично-правового субъекта, когда может потребоваться применение аналогии закона.

И если применение норм 44-ФЗ к правоотношениям по концессии точно выглядит необоснованным, поскольку соответствующее законодательство полноценно регулирует вопросы заключения и исполнения концессионных соглашений, то в случае с соглашениями по 223-ФЗ ситуация, повторюсь, не столь однозначна».

Специализация норм УК РФ в контексте нарушений в сфере закупокУсилена ответственность за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С учетом позиции Верховного Суда РФ Евгения Зусман рекомендует заказчикам, на которых распространяются нормы 223-ФЗ, пересмотреть свои закупочные регламенты и включать в них ясные и однозначные условия осуществления тендерных процедур и заключения соглашений для предотвращения споров между сторонами о применимом законодательстве. Поставщику же, по ее мнению, необходимо дополнительно проверять условия проведения тендерных процедур на соответствие законодательству, конкурсной документации и закупочному регламенту заказчика.

Юрист коммерческой группы юридической фирмы VEGAS LEX Алина Зайцева полагает, что в рамках данного дела Верховный Суд выразил однозначную позицию о том, что при разрешении споров, связанных с применением законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ, необходимо применять различные подходы, учитывающие особенности целей и базовых принципов указанных законов. Она сообщила о том, что аналогичная позиция изложена в Определении ВС от 11 марта 2020 г. № 308-ЭС19-13774 по делу № А32-28627/2015.

Читайте также:  Отправлять декларацию по нвос организациям рекомендовано в электронном виде

Алина Зайцева отметила, что при рассмотрении комментируемого дела Верховный Суд учел факт удовлетворения потребностей заказчика на выполнение строительно-монтажных работ, подтвержденный в том числе подписанным с его стороны актом сдачи-приемки, в связи с чем пришел к выводу, что суды неправомерно возложили последствия нарушения процедуры заключения договора на исполнившего обязательства подрядчика.

«Следует отметить, что Верховный Суд и ранее обращал внимание на то, что при оценке правомерности и обоснованности действий заказчиков-субъектов по Закону № 223-ФЗ, в том числе при формировании ими системы закупок, следует учитывать право последних на своевременное и качественное удовлетворение потребностей. Указанный правовой подход отражен в Определении Верховного Суда от 31 июля 2017 г. № 305-КГ17-2243 по делу № А40-3315/2016, а также в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона № 223-ФЗ», – заключила эксперт.

Банковский сервис (онлайн)

Остановимся на базовых понятиях нормативного акта.

Заказчик – государственное или муниципальное предприятие (орган законодательной или исполнительной власти, бюджетное учреждение и т.д.) публикует на специальном сайте запрос о том, что нуждается в поставке товара, оказании услуг или исполнении работ. В извещении даётся ссылка на тендерную документацию в виде электронных файлов.

Поставщики – юридические или физические лица (к последним относятся индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане) – подтверждают соответствие требованиям 44-ФЗ и направляют заявку на участие в тендере. В заявке указываются качественные и количественные параметры поставки (работ, услуг) и необходимая информация о поставщике.

Заказчик оценивает заявки и потенциальных поставщиков, отказывает в участии тем, кто не соответствует параметрам тендера. Затем в ходе одной из возможных электронных процедур выбирается самое выгодное предложение.

  • Используя средства электронного документооборота и сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП), стороны заключают контракт.
  • Поставщик в оговоренный срок исполняет условия контракта, заказчик принимает товар или работу и рассчитывается с поставщиком.
  • В перечень государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ могут входить:
  • организации дошкольного, среднего и среднего специального, высшего и дополнительного образования;
  • бюджетные медицинские учреждения;
  • налоговые органы, пенсионный и внебюджетные фонды;
  • органы государственного казначейства;
  • предприятия сферы ЖКХ и благоустройства и т.д.
  1. Все закупки по 44-му закону проходят по заранее утверждённому плану и финансируются из федерального или местных бюджетов.
  2. Если предприятие с участием государства выделяет на закупку собственные ресурсы, такая сделка подпадает под нормативы 223-ФЗ.
  3. Помимо непосредственных участников торгов (поставщиков и заказчика) в них принимает участие электронная торговая площадка (ЭТП), на базе которой и проходит тендер. Кроме того, в процедуре могут быть задействованы:
  • уполномоченные контролирующие органы;
  • аккредитованные эксперты и оценщики;
  • банковские учреждения, обеспечивающие финансовые гарантии исполнения контрактов и выдающие поставщикам целевые кредиты.

Сорок четвёртый закон обеспечивает экономию бюджетных средств и прозрачность сделок, повышение качества товаров и услуг, снижает риск коррупционной составляющей при госзакупках. Частые изменения в законе направлены как раз на противодействие вновь появляющимся коррупционным схемам и устранение недоработок прежних редакций 44-ФЗ.

Оплата контрактов

Базовый принцип – постоплата. Авансирование встречается в исключительных случаях, например, при заключении социально значимых контрактов, требующих экстренного исполнения. В остальных случаях поставщики обязаны рассчитывать на собственные средства, кредиты или сторонние инвестиции.

Увы, недоверие со стороны государственных заказчиков имеет под собой реальную почву: в прошлом никому не известные победители тендеров получали аванс и исчезали, не выполнив условия контракта.

Постоплата – гарантия того, что на тендер заявится компания, прочно стоящая на ногах и имеющая опыт профильной хозяйственной деятельности.

Место проведения госзакупок

Закупки по 44-ФЗ проводятся на восьми аккредитованных виртуальных площадках. В прошлом поставщикам нужно было регистрироваться на каждой из них, что требовало значительных материальных и временных затрат, либо вынуждало отказываться от участия в перспективных тендерах.

Сейчас достаточно один раз зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС) и получить доступ сразу на все площадки. Альтернатива ЕИС – пользовательская система Тендерплан.

При регистрации поставщик получает доступ к полному реестру всех госзакупок в рамках 44-ФЗ, а также к реестру недобросовестных поставщиков. Ещё раз отметим, что обучение у нас не только поможет вам побеждать в тендерах и исполнять контракты, но и убережёт от попадания в черный список. Новички нередко невольно оказываются там из-за незнания элементарных принципов работы в сфере госзакупок.

Конкретный пример. ФЗ о госзакупках не требует непременного документального подтверждения заявленных в анкете сведений, действует декларативный принцип.

Но если после заключения контракта выявится разночтение, это может стать чисто формальным поводом для расторжения контракта, внесения исполнителя в стоп-лист и отлучения от госзакупок на два года. Под удар попадает не только юридическое лицо, но и его директор и учредители.

Даже если они создадут новую фирму, её участие в торгах останется под вопросом до снятия санкций с проштрафившейся компании.

1-2 рабочих дня (при первичном обращении, при повторном 1 рабочий день)

25 банков — до 5 лет 3 банка — до 9 лет

  1. Копия паспорта ген. директора и учредителя (ВСЕ страницы).
  2. Карточка компании (реквизиты).

Контроль в государственных закупках

Каждый заказ по 44-ФЗ рано или поздно проверяется сотрудниками Минфина России. Проверка может иметь разную глубину, но это основная гарантия прозрачности конкурсных процедур.

За соблюдением здоровой конкуренции следит Федеральная антимонопольная служба. Любой поставщик вправе оспорить итоги тендера, если считает, что заказчик нарушил его права, отклонив заявку или отдав победу другому участнику. В случае признания жалобы, обоснованной итоги конкурса отменяются.

Кто может стать поставщиком?

Намереваясь влиться в ряды исполнителей госконтрактов, определите свое соответствие требованиям 44-ФЗ. К участию допускаются как представители малого и среднего бизнеса, так и крупные компании, а также некоммерческие объединения, индивидуальные предприниматели, самозанятые и просто физические лица.

Участник госзакупок не имеет права:

  • иметь просроченную задолженность в бюджет;
  • находиться в стадии ликвидации или банкротства;
  • принадлежать к оффшорной юрисдикции;
  • привлекаться к административной ответственности в течение двух последних лет;
  • находиться в реестре недобросовестных поставщиков или иметь ограничение на участие в тендере по иной причине.

Руководитель и главный бухгалтер предприятия, а также ИП или физлицо не должны иметь непогашенных судимостей. Запрещены любые формы аффилированности между поставщиком и заказчиком.

При подаче заявки поставщик безусловно декларирует соответствие перечисленным требованиям. Заказчик проверять его не обязан. Если в дальнейшем выясняется, что предприниматель ввел заказчика в заблуждение, контракт расторгается, а нарушитель попадает в чёрный список на два года.

По статистике ежемесячно в России РНП пополняют до тысячи юридических и физических лиц. В настоящий момент в реестре около 16 тысяч нарушителей. Многие попали туда по незнанию правил и легкомыслию.

Механизм государственных закупок

Последняя редакция 44-ФЗ ориентируется на общемировую практику и предполагает исключительно электронную форму проведения конкурсных процедур. Исключения – лишь некоторые закрытые аукционы по оборонному заказу, поставкам стратегического сырья и т.д.

Схема торгов выглядит так:

  • Заказчик составляет план-график закупок на год и определяет форму тендеров.
  • Устанавливается начальная максимальная цена контракта (НМЦК).
  • Выкладывается извещение о торгах.
  • Публикуется подробная тендерная документация. Доступ к ней открыт для всех.
  • Потенциальные поставщики подают заявки на участие в тендере.
  • Заказчик отклоняет или одобряет заявки.
  • Проводится непосредственная конкурсная процедура, на основании которой определяется победитель.
  • Стороны подписывают контракт.
  • Поставщик исполняет контракт. В ходе исполнения возможно заключение дополнительных соглашений без назначения нового тендера.
  •  Заказчик принимает товар или работу и публикует отчёт о завершении тендера. Если условия контракта не выполнены, запускается процедура расторжения и объявляется новый тендер. Расчёты в таком случае приостанавливаются до рассмотрения дела в суде.

Все перечисленные этапы предполагают массу тонкостей. Рассмотрим их подробнее.

Планирование

Публичный план-график закупок 44-ФЗ последняя редакция определяет как единственный электронный документ на финансовый год. Раньше основой считался план, который нельзя было менять. План-график – более гибок, закупки можно менять местами, расширять и сужать номенклатуру. План-график в виде схем и таблиц удобнее для изучения специалистами поставщика. В нём заказчик указывает:

  • в каких товарах и услугах он нуждается;
  • какие требования предъявляет к поставщикам;
  • предполагаемые способы закупок;
  • НМЦК по каждой закупке;
  • условия участия;
  • сроки;
  • требования по обеспечению исполнения контракта (залог, банковская гарантия);
  • критерии выбора победителя (в основном это лучшая цена, но возможна и оценка по совокупности параметров товара или услуги).

План-график – своеобразное подтверждение серьезности намерений заказчика, который заранее дает возможность претендентам ознакомиться с требованиями.

Размещение сведений о закупке

НМЦК, указанная в плане-графике, может быть скорректирована перед публикацией извещения о тендере. Потом менять её уже нельзя. Статья 22 44-ФЗ прописывает методику назначения НМЦК. От неё начинается снижение в ходе электронного аукциона.

Начальная цена определяется в результате:

  • Анализа рыночной конъюнктуры.
  • Расчета по норме затрат (ст.19 44-ФЗ).
  • По методике расчёта тарифов (актуально для сферы ЖКХ и электросвязи, в том числе закупок услуг интернета).
  • Исходя из составленного локального сметного расчёта (сфера строительства и ремонта).

Закон позволяет сочетание методов определения НМЦК, поскольку некоторые нормативы могут быть устаревшими.

Это важно! Необоснованное снижение цены в ходе аукциона не гарантирует победу! Закон 44-ФЗ предполагает действенные антидемпинговые механизмы. Снижение цены более чем на четверть от НМЦК автоматически требует от претендента предоставления финансовых гарантий исполнения контракта (даже если такого условия изначально в документации не было).

Более мягкий вариант – предоставление сведений о качестве поставляемого товара и подтверждение исполнения аналогичных контрактов в прошлом (обычно берутся три последних записи из истории поставщика). Если за год контрактов не было вообще, придётся привести доказательства четырех безупречных поставок за последние два года.

Если и такого опыта нет – только предоставление банковской гарантии или внесение залога на специальный депозит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector