Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Конфликты и разногласия между начальством и наемными работниками могут возникнуть в любой организации. Самые «болевые» точки — это вопросы размера и выплаты заработной платы (в т.ч. невыплаты, задержки и компенсации за такую задержку), режима и условий труда.

Порой коллективный спор набирает такие обороты, что все попытки решить его самостоятельно не приносят результатов. Тогда закон предлагает пригласить на помощь специального посредника. Кто это такой и чем он может помочь в разрешении сложного конфликта? Если интересно, прочитайте об этом в нашей статье.

Нормативное регулирование

Когда и зачем нужен посредник в трудовом споре? Все ответы можно найти в Трудовом кодексе. В дополнение к его статье 403 Минтрудом РФ были выпущены Рекомендации о том, как организовать сам процесс примирения с помощью посредника.

Приглашение такого посредника предусматривается в случае, если:

  • вспыхнул трудовой спор между работодателем и целой группой работников (коллективный спор);
  • работники письменно изложили свои требования к руководству, причем не меньше половины всех работающих поддержали эти требования;
  • работа специально созданной для примирения враждующих сторон комиссии оказалась безрезультатной.

При таком положении дел стороны конфликта могут пригласить постороннего человека для целей его урегулирования. По закону этот шаг исключительно добровольный. Если кто-то из участников спора с этим не согласен, придется рассматривать его сразу в трудовом арбитраже.

Специфика трудовых споров такова, что о назначении посредника стороны тоже должны договориться. Если это удалось, значит, у участников действительно есть намерение разрешить конфликт, а не нагнетать ситуацию и дальше.

Посредник в примирительных процедурах

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Кто может быть таким посредником

Кандидатура посредника играет ключевую роль в процедуре примирения. Успех этой затеи определяется и личными качествами приглашенного лица, и его профессиональными знаниями, и даже немного навыками психолога.

Вообще жестких требований ни ТК РФ, ни Рекомендации Минтруда к потенциальным посредникам не предъявляют. Ни в одном из этих документов не сказано, что, к примеру, он должен быть обязательно юристом или иметь высшее образование.

Из совокупного анализа этих нормативных документов можно выделить просто критерии, которыми следует руководствоваться при выборе такого человека.

Итак, в качестве посредника в коллективном трудовом споре стоит пригласить человека, который:

  • как минимум уже достиг совершеннолетия;
  • имеет соответствующее образование (юрист, психолог, специалист по кадрам или специалист в сфере деятельности предприятия);
  • обладает практическим опытом в сфере урегулирования похожих конфликтов, так как он не просто слушает стороны, а еще и предлагает свои варианты решения спора;
  • не зависим ни от одной из сторон (не связан рабочими или личными отношениями).

Едва ли не самое важное личное качество посредника – его порядочность. Он ни при каких условиях не должен разглашать коммерческую тайну предприятия, передавать конфиденциальные сведения от одного участника к другому без их согласия, тем более принимать подарки или деньги от сторон.

Конечно, такие услуги зачастую должны быть вознаграждены. О распределении оплаты лучше договориться заранее, чтобы не возник новый повод для взаимного недовольства. Конечно, посредник может согласиться выполнить свою миссию безвозмездно.

  • Участники спора могут подобрать такого специалиста самостоятельно или обратиться для этого в службу занятости, которая ведет списки людей, рекомендуемых в качестве посредников.
  • Если по кандидатуре посредника стороны не смогли прийти к компромиссу, процедура, естественно, не состоится.
  • Как выбирают посредника

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника

Как именно организовать рассмотрение коллективного спора с посредником, стороны решают сами. Но некоторые общие для всех правила все же есть.

Документы

Весь процесс решения коллективного трудового конфликта с участием посредника должен сопровождаться оформлением следующих документов:

  1. Соглашение на рассмотрение возникшего спора с помощью посредника – двусторонний документ, фиксирующий согласие обеих сторон пригласить посредника.
  2. Протокол о согласовании конкретной кандидатуры посредника (оформляется как результат заседания представителей участников конфликта).
  3. Соглашение о порядке рассмотрения спора с посредником (стороны по закону сами решают, как именно будет проходить процесс, сколько заседаний, совместные или по отдельности, регламент выступлений, другие организационные моменты). Письменная форма законом в качестве обязательной не предусмотрена, но способна существенно упростить совместную работу посредника и сторон спора.
  4. Протокол о продлении срока примирения с участием посредника (если в законные сроки не уложились).
  5. Итоговый документ (подписывается и сторонами и самим посредником:
    • протокол об урегулировании спора с фиксацией в нем конкретных условий, о которых стороны договорились;
    • протокол разногласий (если помощь посредника оказалась неэффективной).

Решение посредника

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Сроки

Важная особенность всех примирительных процедур для коллективного трудового спора – это установление довольно сжатых сроков на принятие решений. Иначе любой конфликт может растянуться на длительное время. Для примирения с помощью посредника законные сроки таковы:

  • на принятие решения позвать посредника – 1 рабочий день;
  • на выбор кандидатуры и ее согласование сторонами – 2 дня;
  • на саму процедуру примирения у посредника с участниками есть от 3 до 5 рабочих дней в зависимости от уровня конфликта (в пределах одного предприятия, целой отрасли или даже региона). Можно совместно решить этот срок увеличить. Так, Минтруд в своих Рекомендациях предлагает сторонам успеть договориться за неделю и даже больше. У такого подхода есть своя логика – лучше подольше, но прийти к согласию, чем в спешке начинать следующую процедуру.

Если у сторон есть желание решить спор и продолжить работать, договорить за это время можно. Главное, не растрачивать его на взаимные обвинения и пустые речи.

Процедура

Повторимся, что обязательных предписаний на этот счет нет. Посредник должен и выяснить точные требования и цели сторон коллективного спора, и разобраться в фактических обстоятельствах проблемы.

Для этой цели он вправе:

  • изучить все возможные бумаги, включая и письменные требования работников, и протоколы заседаний комиссии по примирению и все имеющие отношение к спору документы. В интересах обеих сторон оперативно их предоставить для изучения.
  • организовывать заседания и совещания для обсуждения требований и вариантов решения проблемы, причем не обязательно сразу с участием обеих сторон. Допускается собирать работников и работодателей по отдельности. Если спор достиг определенного накала страстей, на начальном этапе это наиболее оптимальный вариант.

Возможны и другие форматы совместной работы, главное, это их результативность. В итоге должны быть выработаны договоренности по всем разногласиям и оформлены в виде протокола.

Вы можете скачать:

Протокол разногласий сторон спора и посредника (образец)

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Протокол заседания представителей сторон о рассмотрении спора с участием посредника

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Статья 403 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Правовые последствия

Хотя решать коллективный спор с посредником стороны не обязаны, но раз такое решение было принято, все достигнутые договоренности обязательны для исполнения участниками. Иначе какой смысл тогда во всей этой процедуре.

Для тех же, у кого семь пятниц на неделе (сначала согласился, потом передумал выполнять), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 4 тыс. руб.

Полезная информация

Рекомендации Минтруда на тему участия посредника в таких спорах имеют прямую практическую пользу. В Приложениях к ним приведены примерные формы всех протоколов, что существенно облегчает оформление документов в процессе примирения сторон.

Разрешить спор между работниками и их начальством своими силами сложно. Слишком велико влияние собственных амбиций, накопившегося раздражения и других личных обид. Поэтому независимый посредник – идеальный вариант для объективного рассмотрения и поиска действительно взаимовыгодного решения.

Закон к проведению этой процедуры очень лоялен: жесткой процедуры и строгих рамок не установлено. Основная цель здесь выработать приемлемый компромисс, а пути его поиска уже не столь существенны. Что касается самого посредника, его выбирать стоит очень внимательно и взвешенно, ведь успех примирения зависит во многом от его качеств.

Роль трудового посредника в трудовом споре — тема видео ниже:

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Новая редакция Ст. 403 ТК РФ

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника.

При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

  • Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
  • Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
  • Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Читайте также:  Все изменения НДФЛ в 2022 году

Комментарий к Статье 403 ТК РФ

Напомним, что трудовой спор рассматривается в несколько этапов. Сначала его должна попытаться разрешить примирительная комиссия. После этого стороны спора могут приглашать посредника. Кроме того, стороны спора могут создать временно действующий орган — трудовой арбитраж.

После того как примирительная комиссия составит протокол разногласий, стороны коллективного трудового спора в течение трех дней могут пригласить посредника. При необходимости рекомендации относительно его кандидатуры стороны могут получить у соответствующего госоргана, регулирующего коллективные трудовые споры.

У посредника есть 7 рабочих дней, что бы попытаться примирить стороны коллективного трудового спора. В этих целях он вправе запрашивать у сторон все необходимые и имеющие отношение к делу документы и сведения.

  1. В случае если посредник не смог примирить стороны, то ситуацию может изменить трудовой арбитраж, который представляет собой временно действующую структуру, создаваемую тогда, когда спорящие стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.
  2. Приводим вашему вниманию Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 58 «Об утверждении рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника»:
  3. Посредник в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.
  4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур.
  5. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора (далее — стороны) разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
  6. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.
  7. Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.
  8. Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации Федеральной службы по труду и занятости (далее — Служба).

Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров.

Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников.

Они должны содержать о них следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность и другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров.

  • Соглашение сторон об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора после предварительного соглашения с будущим посредником, руководителем организации, где он работает, должно быть оформлено протоколом заседания представителей сторон коллективного трудового спора, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям.
  • Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон.
  • Общая продолжительность участия посредника в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.
  • Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.
  • Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.
  • Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.
  • Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.
  • В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям, и подписывается представителями сторон и посредником. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника, примерная форма которого предусмотрена приложением N 3 к настоящим Рекомендациям, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража). Протокол разногласий подписывается представителями сторон и посредником.

  1. Посредник имеет право:
  2. запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;
  3. в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;
  4. предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  5. подписывать решения, принятые сторонами при его участии.
  6. Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.
  7. Памятка лицам, привлекаемым в качестве посредника к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров, дана в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям.

Другой комментарий к Ст. 403 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Если стороны не достигли соглашения в примирительной комиссии, то они вправе пригласить посредника, на что им дается три рабочих дня после составления протокола разногласий.

Посредника стороны могут выбрать самостоятельно (при наличии взаимного согласия по его кандидатуре) или же обратиться в Роструд с просьбой дать рекомендации по кандидатуре посредника. Посредником может быть любой независимый квалифицированный специалист. Не запрещено выступать в роли посредника и сотрудникам Роструда.

2. Как и на предыдущем этапе рассмотрения коллективного трудового спора (в примирительной комиссии), стороны самостоятельно определяют порядок рассмотрения спора с участием посредника.

3. На весь этап посредничества сторонам отводится максимум 10 рабочих дней: 3 дня для выбора посредника и еще 7 дней для рассмотрения спора с его участием. По соглашению сторон этот срок может быть продлен (ст. 401 ТК РФ).

4. Совершенно очевидна вспомогательная роль посредника, который, используя свои знания и полученную от сторон информацию, пытается предложить сторонам взаимоприемлемое решение по существу коллективного трудового спора.

В результате (как и в примирительной комиссии) стороны либо принимают согласованное решение, либо, составив протокол разногласий, переходят к следующей стадии коллективного трудового спора — передают спор на рассмотрение трудового арбитража.

Таким образом, фигура посредника при рассмотрении коллективного трудового спора не является обязательной, хотя пренебрегать такой возможностью продолжить примирительные процедуры не стоит, а само посредничество может быть вполне эффективной примирительной процедурой.

Сведения, которые становятся известными посреднику в процессе рассмотрения конкретного спора, должны носить для него конфиденциальный характер. Они не подлежат разглашению.

5. Поскольку участие в рассмотрении трудового спора не является для посредника его основной работой, то в отношении его может быть предусмотрено предоставление различного рода компенсаций.

Например, на период участия в разрешении коллективного трудового спора посредник может освобождаться от основной работы с сохранением среднего заработка — с согласия его работодателя и за счет приглашающих его участников коллективного трудового спора; он может получать специально оговоренное вознаграждение (от указанных выше сторон коллективного трудового спора).

Размер и условия предоставления компенсаций должны оговариваться соглашением сторон коллективного трудового спора.

6. Стороны должны приступить к созданию трудового арбитража, если в течение трех рабочих дней с момента обращения в Роструд по урегулированию коллективных трудовых споров они не выбрали посредника.

7.

С целью оказания практической помощи территориальным органам по урегулированию коллективных трудовых споров федеральным подразделениям органов исполнительной власти субъектов РФ, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров, Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Читайте также:  Налоговая внесла корректировки в форму декларации по ндс

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника.

При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

  • Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
  • Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.
  • Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора
1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом,

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного

Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора
Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора
Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.Работодатель, органы исполнительной

Статья 418. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора

Статья 418. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора
Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Статья 402. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Статья 404. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора

Статья 405. Гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора
Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора
Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки

Статья 412. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур.Работодатель, органы исполнительной

Статья 418. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора

Статья 418. Ведение документации при разрешении коллективного трудового спора
Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового

Статья 20. 26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

Статья 20.
26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора
1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом,

Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора
1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом,

Тк рф | статья 403. рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 403. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (часть введена Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий (в ред. Федерального закона от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6735).

Вернуться к содержанию документа

§4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

  • Главная
    функция посредника — оказание помощи
    сторонам коллективного трудового спора
    в поисках взаимоприемлемого решения
    по урегулированию коллективного
    трудового спора на основе конструктивного
    диалога с соблюдением принципа равноправия
    сторон.
  • Кроме
    того посредник:
  • не
    должен оказывать давления на стороны
    при принятии того или иного решения.
    Его участие в рассмотрении коллективного
    трудового спора должно предоставлять
    сторонам дополнительные возможности
    для его урегулирования;
  • должен
    быть готов дать сторонам предложения
    и альтернативы по процедуре и существу
    переговорного процесса, для того чтобы
    помочь успешному ходу переговоров. Для
    эффективного выполнения посредником
    своих функций необходимо, чтобы стороны
    признавали его компетентность,
    объективность, беспристрастность и
    независимость;

должен
уметь анализировать ситуацию, тщательно
оценивать возможные результаты своих
предложений и рекомендаций.

Конфиденциальная
информация, доверенная посреднику при
его работе, не должна распространяться
и использоваться им прямо или косвенно
для личной или иной выгоды. Позиции
каждой из сторон коллективного трудового
спора на переговорах, их предложения,
высказанные посреднику конфиденциально
в ходе переговоров, не должны передаваться
другой стороне без предварительного
согласия стороны или лица, давшего
информацию;

  1. должен
    искать приемлемые для сторон способы
    разрешения конфликта и стимулировать
    стороны к поиску компромисса, стремиться
    завершить коллективный трудовой спор
    на данном этапе;
  2. не
    должен принимать вознаграждения или
    ценные подарки от представителей сторон;
  3. должен
    обладать умением аргументировать,
    убеждать, оперировать обширной
    информацией, управлять дискуссией,
    чутко реагировать на смену настроения
    сторон, аккумулировать все позитивное,
    что можно использовать для достижения
    согласия. Большое значение имеют также
    его стремление к пониманию,
    заинтересованность, умение выслушивать
    оппонента, снимать напряженность
    переговорного процесса;
  4. должен
    руководствоваться Конституцией РФ,
    Трудовым кодексом РФ, другими нормативными
    правовыми актами Российской Федерации,
    в том числе по вопросам регулирования
    социально-трудовых отношений и
    урегулирования коллективных трудовых
    споров, а также Рекомендациями
    *(327).
Читайте также:  Бухгалтерский счет 43 в 2022 году. Пример оформления

Посредничество
является одной из примирительных
процедур.

Ее особенность заключается
в том, что к разрешению спора привлекается
независимое от сторон лицо — посредник,
который предлагает участникам конфликта
один или несколько вариантов разрешения
спора.

Эти варианты обсуждаются на
совместных или раздельных заседаниях
представителей сторон и служат основой
для заключения соглашения о разрешении
коллективного трудового спора.

После
составления примирительной комиссией
протокола разногласий стороны
коллективного трудового спора могут в
течение трех рабочих дней пригласить
посредника.

При необходимости эти
стороны могут обратиться в соответствующий
государственный орган по урегулированию
коллективных трудовых споров за
рекомендацией кандидатуры посредника.

Если в течение трех рабочих дней стороны
коллективного трудового спора не
достигли соглашения относительно
кандидатуры посредника, то они приступают
к переговорам о создании трудового
арбитража.

Порядок
рассмотрения коллективного трудового
спора с участием посредника определяется
соглашением сторон коллективного
трудового спора с участием посредника.

Посредник
имеет право запрашивать у сторон
коллективного трудового спора и получать
от них необходимые документы и сведения,
касающиеся этого спора.

Рассмотрение
коллективного трудового спора с участием
посредника осуществляется в срок до
семи рабочих дней со дня его приглашения
(назначения) и завершается принятием
сторонами коллективного трудового
спора согласованного решения в письменной
форме или составлением протокола
разногласий (ст. 403 ТК РФ).

Как
подчеркивается в Рекомендациях Минтруда
России, главной функцией посредника
является оказание помощи сторонам в
поисках взаимоприемлемого решения по
урегулированию коллективного трудового
спора на основе конструктивного диалога.

За
рубежом усиливается значение
государственных посредников — специально
назначенных чиновников и правительственных
органов.

Например, в Финляндии назначается
так называемый государственный
примиритель, в ФРГ при Министерстве
труда — посредник, участвующий в разрешении
споров при заключении соглашений
федерального уровня.

В нашей стране
посредником может выступать как работник
органов по труду, так и любой независимый
специалист.

В
международной практике различают
принудительное и добровольное
посредничество. При принудительном
стороны должны участвовать в проведении
переговоров, самой процедуре посредничества.

При добровольном они рассматривают
лишь предложения посредника.

В соответствии
с этой классификацией российскую
процедуру посредничества скорее надо
отнести к принудительной: предусмотрено,
что коллективный трудовой спор
рассматривается с участием посредника,
а не посредником (ч. 2 ст. 403 ТК РФ).

Представители
работодателя (работодателей) и работников
вправе пригласить для посредничества
любое лицо, не заинтересованное в исходе
дела, компетентное и пользующееся
доверием обеих сторон.

Можно воспользоваться
и услугами государственного органа по
урегулированию коллективных трудовых
споров, на который возложена обязанность
оказывать сторонам содействие в
разрешении коллективных трудовых
споров.

В
связи с тем что посредник играет
значительную роль в урегулировании
разногласий, к его личным качествам и
профессиональным навыкам предъявляются
повышенные требования. Так, в Рекомендациях
МОТ N 92 сказано, что «посредник должен
обладать способностью общения с людьми.
В известной степени ему надлежит быть
специалистом в области человеческих
отношений.

Он должен быть честным,
вежливым, тактичным, уверенным в себе,
уравновешенным и терпеливым. Иметь
терпение выслушивать то, что стороны
говорят и желают сказать, длительные и
подчас утомительные и не относящиеся
к делу дискуссии и перебранки.

Обладать
даром убеждения, включая хорошее владение
устной речью, легкость в выражении
мыслей, и уметь общаться со сторонами
на языке, который им понятен».

Памятка
посредникам, привлекаемым к участию в
рассмотрении коллективных трудовых
споров, также акцентирует внимание на
личных качествах посредника и этике
его поведения в ходе взаимодействия со
сторонами спора. Подчеркивается, в
частности, необходимость признания
сторонами компетентности, объективности,
беспристрастности и независимости
посредника.

Посредник
должен уметь анализировать ситуацию,
тщательно оценивать возможные результаты
своих предложений и рекомендаций. Ему
вменяется в обязанность знание
действующего законодательства, методов
ведения договорного процесса.

Основными
качествами посредника является умение
аргументировать, убеждать, оперировать
обширной информацией, управлять
дискуссией, чутко реагировать на смену
настроения участников переговоров.
Большое значение имеют также его
стремление к пониманию, заинтересованность,
умение выслушивать оппонента, вовремя
пошутить, снять напряженность.

Обращается
внимание и на соблюдение этических
правил. Конфиденциальная информация,
доверенная посреднику при его работе,
не должна распространяться и использоваться
им прямо или косвенно для личной или
иной выгоды.

Позиции и предложения
сторон, высказанные посреднику
конфиденциально в ходе переговоров, не
должны передаваться другой стороне без
предварительного согласия стороны или
лица, передавшего информацию.

Посредник
не должен принимать вознаграждение или
ценные подарки от представителей сторон
коллективного трудового спора.

Как
отмечают специалисты, успех посредничества
в огромной мере зависит от личности
посредника. Он должен завоевать авторитет
у сторон, их полное доверие, создать у
них твердое убеждение в том, что он
порядочен, независим, беспристрастен
*(328).

В
Рекомендациях Минтруда России и ТК РФ
предлагается оформлять протоколом
соглашение сторон об участии конкретного
лица в качестве посредника и условиях
его участия в разрешении коллективного
трудового спора после предварительного
согласования с будущим посредником,
руководителем организации, в которой
он работает, или государственным органом
по урегулированию коллективных трудовых
споров.

Порядок
рассмотрения коллективного трудового
спора с участием посредника законодателем
не установлен. Это прерогатива сторон
и самого посредника. Обычно посредничество
осуществляется в форме дискуссий,
переговоров между посредником и одной
из сторон, а также между сторонами с
участием посредника.

В
ходе переговоров посредник не должен
оказывать давление на стороны при
принятии того или иного решения. Его
участие направлено на предоставление
сторонам дополнительных возможностей
для урегулирования спора. Посредник не
только организует активное обсуждение
спорных вопросов, способствует достижению
компромиссных решений, но и выдвигает
собственные предложения.

Следует
отметить, что процедура посредничества
носит неформальный характер.
Законодательство не предусматривает
каких-либо обязательных этапов, действий
и т.п. Это должно способствовать созданию
непринужденной, спокойной атмосферы
конструктивного диалога.

  • Трудовой
    кодекс РФ закрепляет право посредника
    запрашивать и получать у сторон
    коллективного трудового спора необходимые
    документы и сведения, касающиеся данного
    спора. Посредник в соответствии с
    Рекомендациями обладает также правом:
  • а)
    проводить совместные и раздельные
    заседания представителей сторон;
  • б)
    предлагать собственные возможные
    варианты разрешения коллективного
    трудового спора;
  • в)
    подписывать решения, принятые сторонами
    спора при его участии.
  • Срок
    деятельности посредника ограничивается
    семью рабочими днями со дня его приглашения
    (назначения).

Результаты
работы посредника могут выражаться в
достижении согласованного решения в
письменной форме и заключении сторонами
соглашения об урегулировании коллективного
трудового спора. В этом случае в протоколе
(см. приложение N 3 к Рекомендациям
Минтруда России) фиксируются конкретные
договоренности и указывается, что спор
считается урегулированным (разрешенным).

Если
соглашение достигнуто лишь по некоторым
вопросам или не достигнуто вовсе,
составляется протокол разногласий, в
котором должны найти отражение все
оставшиеся разногласия и намерения
сторон (например, создание трудового
арбитража).

Следует
отметить, что Рекомендации Минтруда
России ориентируют стороны на продолжение
примирительных процедур, т.е. создание
трудового арбитража.

Однако
ч. 1 ст. 405 ТК РФ предусматривает
предоставление гарантий в связи с
разрешением коллективного трудового
спора членам примирительной комиссии
и трудовым арбитрам, а посредник в их
круг не входит. В результате посредник
оказался в худших правовых условиях по
сравнению с названными членами.

Даже
если гарантии для посредника будут
предусмотрены в коллективном договоре
организации, все равно будет иметь место
снижение уровня гарантирования — с
федерального закона до локального
нормативного акта.

Поэтому отсутствие
таких гарантий, предоставляемых
посредникам, следует рассматривать как
пробел, подлежащий устранению.

Обращает
на себя внимание явное несоответствие
ст. 403 и 407 ТК РФ. Согласно ст. 403 ТК РФ, при
необходимости стороны коллективного
трудового спора могут обратиться в
государственный орган по урегулированию
коллективных трудовых споров за
рекомендацией кандидатуры посредника.
Однако в соответствии со ст.

407 ТК РФ к
компетенции государственного органа
отнесено только формирование списков
трудовых арбитров. Вследствие этого
трудно понять, как можно рекомендовать
кандидатуру посредника, не имея
соответствующего списка? Анализ указанных
положений (ст.

403, 405, 407 ТК РФ) дает основание
говорить о наметившейся тенденции
ухудшения правового положения посредника,
а следовательно, понижения роли
посредничества как самостоятельной
стадии разрешения коллективного
трудового спора, что не согласуется с
международной практикой, рассматривающей
посредничество как достаточно эффективную
процедуру разрешения коллективных
трудовых споров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector