Вопрос возмещения затрат на дезинфекцию общедомового имущества остро стоит перед управляющими компаниями. Мы рекомендуем обращаться напрямую к местным властям. А некоторые регионы уже самостоятельно пошли навстречу УО и издали нормативные документы им в помощь. Рассказываем подробности.
Как УО добровольно помогают жителям домов в период пандемии
Следите за предложениями от органов местного самоуправления
В новом выпуске журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» Елена Шерешовец рассказала, что органы местного самоуправления, решая проблему возмещения УО средств, потраченных на дезинфекцию,
- предоставляют субсидии за уже осуществлённые мероприятия,
- либо заключают договоры на выполнение таких мероприятий.
Смотрите видео на YouTube-канале Ассоциации «Р1» →
Нормативные документы разных регионов опубликованы и находятся в открытом доступе. Они похожи, и местные власти других субъектов могут взять их в качестве примера для разработки собственных постановлений. Набор документов, которые требуется собрать, чтобы получить деньги, примерно одинаков, его можно подготовить заранее.
Дезинфекция в многоквартирном доме
Соберите документы для возмещения затрат на дезинфекцию
Елена Шерешовец отметила, что необходимые документы для получения субсидии или заключения договора условно можно разделить на две группы:
- Учредительные и регистрационные документы: копии устава, ОГРН, ИНН, документ, подтверждающий полномочия руководителя. Кроме этого, может потребоваться доказательство, что в отношении компании не введена процедура банкротства и её деятельность не приостановлена.
- Расчёт затрат на осуществление мероприятий по дезинфекции.
Подтвердить ваши затраты может расчёт трудоёмкости работ по уборке и дезинфекции многоквартирных домов в режиме повышенной готовности. Образец такого документа подготовили специалисты Центра муниципальной экономики.
Также понадобится локально-сметный расчёт и ответ на запрос в адрес подрядчика о стоимости выполненных дополнительных работ по дезинфекции. Последний необходимо подготовить, если работы по дезинфекции вы отдавали на аутсорсинг. Образцы всех перечисленных документов можно скачать по ссылке под видео или здесь.
Антикризисные меры для УО: рекомендации от предпринимателя и юриста
Подготовьте акты о выполненных работах
Почти в каждом регионе местные власти требуют от управляющих организаций подтвердить, что работы по дезинфекции мест общего пользования в многоквартирных домах действительно выполнялись. Чтобы это доказать, УО необходимо предоставить подписанный акт выполненных работ.
Елена Шерешовец рекомендует подписывать такой акт у председателя совета дома. Если по каким-то причинам председатель не подпишет акт, необходимо составить акт об отказе в приёмке работ и об отказе от подписи. В этом случае акт выполненных работ подписывается у любого собственника помещения в МКД.
Отметим, что акт выполненных работ необходим, если компания планирует обратиться в суд за возмещением средств на дезинфекцию.
После того, как управляющая организация собрала и предоставила все необходимые документы, администрация
- заключает с ней соглашение о предоставлении субсидии и перечисляет на счёт УО деньги,
- либо заключает договор на выполнение мероприятий и оговаривает порядок и сроки оплаты.
В среднем по регионам плата за ежедневную обработку мест общего пользования с применением хлорсодержащих веществ составляет от 3 до 6 рублей за кв.м.
Субсидия на профилактику коронавируса и дезинфекцию: как получить и куда потратить
Бизнес вправе рассчитывать на получение субсидии на проведение мероприятий на дезинфекцию и профилактику коронавируса. Рассказываем, что собой представляет данная субсидия, кому она полагается и как ее получить.
Субсидия на дезинфекцию и профилактику
Порядок выплаты субсидии на дезинфекцию и профилактику коронавируса регламентирован постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат бизнеса на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции.
Субсидия включает в себя две составляющие – компенсацию первоначальных расходов работодателя и компенсацию текущих расходов работодателя.
Первоначальные расходы компенсируются всем получателям субсидии в фиксированной величине, равной 15 000 рублей. Текущие расходы компенсируются, исходя из суммы в 6 500 рублей на каждого наемного работника, работавшего в компании/у ИП в мае 2020 года.
Таким образом, если на предприятии работает 10 человек, то такое предприятие получит субсидию в размере 80 000 рублей (10 х 6 500 + 15 000).
Для ИП без работников субсидия будет выплачиваться в сумме 15 000 рублей.
Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены. Но при этом о проведении профилактических мероприятий и дезинфекции забывать не стоит. Требования Роспотребнадзора в этой части являются обязательными для всех организаций и ИП.
Напомним, ранее в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 работодателей обязали проводить дезинфекцию во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха и создавать запасы дезинфицирующих средств.
Несоблюдение данных требований может грозить работодателям крупным штрафом.
Кому выплатят субсидию на дезинфекцию и профилактику
Субсидия на профилактику коронавируса и проведение дезинфекционных мероприятий предоставляется:
- организациям и ИП, включенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 года и осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике коронавируса;
- представителям туристской индустрии, отнесенным к субъектам МСП и включенным в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года;
- частным образовательным организациям, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года;
- поставщикам социальных услуг, включенным в реестр социально ориентированных НКО по состоянию на 1 июля 2020 года.
В соответствии с данным перечнем, субсидия будет выплачиваться субъектам МСП, осуществляющим:
- деятельность в области спорта, отдыха и развлечений;
- физкультурно-оздоровительную деятельность;
- санаторно-курортную деятельность;
- деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
- деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
- ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
- стирку и химическую чистку текстильных и меховых изделий;
- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
- дополнительное образование детей и взрослых;
- предоставление услуг по дневному уходу за детьми.
В целях получения субсидии вид деятельности, осуществляемой субъектом МСП, определяется по основному виду экономической деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года.
Обязательные условия получения субсидии на дезинфекцию
Помимо соответствия вышеуказанным критериям, получатели субсидии должны удовлетворять следующим обязательным условиям:
- представление заявления о назначении и выплате субсидии;
- отсутствие задолженности по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3 000 рублей по состоянию на 1 июня 2020 года.
Кроме того, заявитель не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства. В его отношении не должно быть принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
На дату получения субсидии ИП должны осуществлять свою деятельность и состоять на учете в налоговых органах.
Если заявитель не соблюдает какое-либо из приведенных условий, субсидию ему не предоставят.
Как получить субсидию на профилактику и дезинфекцию
Субсидия на профилактику и дезинфекцию назначается и выплачивается в заявительном порядке. Для этого в ИФНС нужно направить заявление по форме, которая приведена в приложении к постановлению от 02.07.2020 № 976 (приложение № 2).
Заявление можно направить в период с 15 июля по 15 августа 2020 года включительно. В заявлении нужно указать:
- данные организации или ИП;
- номер банковского счета, на который будет перечислена субсидия;
- подтверждение исполнения обязанности по своевременной сдаче в ПФР достоверной отчетности по форме СЗВ-М.
Подать заявление в ИФНС можно в электронной форме по ТКС, через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или в виде почтового отправления. Никаких дополнительных документов подавать не требуется. Численность наемных работников налоговики проконтролируют самостоятельно на основании сведений, поступивших из ПФР.
ИФНС в течение 3 рабочих дней со дня направления (получения) заявления произведет расчет размера субсидии, включит заявителя в реестр получателей субсидий и направит данный реестр в Федеральное казначейство.
Сама субсидия перечисляется заявителю не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения казначейством реестра получателей субсидий. После перечисления денег ИФНС проинформирует получателя о данном факте через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или в виде почтового сообщения.
Если впоследствии будет установлено, что работодатель указал в персонифицированной отчетности по форме СЗВ-М неверное количество работников, он обязан будет вернуть всю полученную субсидию в бюджет.
Ифнс требует вернуть «ковидную» субсидию: это законно?
Клиент недавно прислал вопрос про субсидии:
«А что вы скажите по поводу того, что в прошлом году по Постановлению №976 от 02.07.2020г субъектам МСП была выдана безвозмездная субсидия на профилактику коронавирусной инфекции, а в этом году налоговая, ссылаясь на ошибочный перевод по причине наличия недоимок по налогам на 1 марта 2020г, требует ее вернуть!»
Постановление Правительства РФ от 2 июля 2020 г. № 976 “Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции”
В этом Постановлении описаны правила и порядок предоставления субсидии. Субъектам МСП необходимо было заполнить заявление и либо получить отказ, либо войти в реестр для получения данной субсидии, что и сделал наш клиент. Он вошел в реестр и получил субсидию.
Прошел год. Наш клиент получает уведомление от налоговой инспекции: «просим вернуть выданную ранее субсидию в связи с тем, что обнаружилось, что на момент предоставления субсидии, у вас была задолженность по страховым взносам более, чем 3 000 рублей».
Мы изучили данный вопрос, ничего возвращать в бюджет не нужно. В самом Постановлении указано лишь одно основание, по которому мы обязаны вернуть субсидию.
«В случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце третьем пункта 5 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
Это о количестве работников и о том, что имелась или не имелась недоимка на момент подачи заявления. Как раз в п.6 Постановления №976 указано, что налоговый орган осуществляет проверку информации. Соответственно, когда наш налогоплательщик подал данное заявление, налоговая инспекция обязана была проверить, есть ли у него недоимки.
Что касается количества работников, ответственность за достоверность этой информации возлагалась на получателя субсидии.
Вывод
Если по количеству работников у вас все сохранилось в течение года, а налоговая выявила какие-то там недоимки или другие основания, по которым налоговая инспекция должна была отказать во включении в реестр для получения субсидии, то поезд ушел. Ваша субсидия была получена на законных основаниях, налоговая инспекция должна была это проверить. И ничего возвращать не нужно.
На данное информационное письмо наш клиент ответил следующим образом. Он попросил уточнить, на основании чего сделан вывод, что имеется недоимка. Так как налоговая инспекция даже не приложила к уведомлению обоснований того, что указали в этом уведомлении.
- Но на самом деле, я бы на данное уведомление ответила, что, согласно Постановлению, есть только единственное основание — это искажения данных о количестве работников, все остальное было проверено до момента включения в реестр на получение субсидии.
- Если у вас возникают вопросы с контролирующими органами или есть другие вопросы в области оптимизации налогов, безопасности вашего бизнеса и активов, то прямо сейчас переходите по ссылке под роликом и записывайтесь на консультацию к нашим профессиональным юристам.
- Спасибо!
-
С 15 июля малый и средний бизнес может обратиться за субсидией на дезинфекцию консультантплюс
На безвозмездную финпомощь для проведения мероприятий по профилактике коронавируса могут рассчитывать, в частности, предприятия общепита, гостиницы, санатории, фитнес-центры.
Какие субъекты МСП могут получить субсидию
Во-первых, получатель субсидии должен быть включен в единый реестр МСП по состоянию на 10 июня.
Во-вторых, основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на ту же дату должен относиться к одному из следующих кодов по ОКВЭД:
55 | Деятельность по предоставлению мест для временного проживания |
56 | Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков |
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых |
86.90.4 | Деятельность санаторно-курортных организаций |
88.91 | Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
93 | Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений |
95 | Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения |
96.01 | Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий |
96.02 | Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты |
96.04 | Деятельность физкультурно-оздоровительная |
Также на субсидию могут рассчитывать субъекты МСП, которым принадлежат любые из следующих объектов:
- гостиницы с номерным фондом не больше 100 номеров;
- горнолыжные трассы;
- пляжи.
Указанные объекты должны быть включены в федеральный перечень туристских объектов по состоянию на 10 июня.
Отметим, что производство или реализация подакцизных товаров не мешает получить субсидию.
В-третьих, по налогам и страховым взносам не должно быть недоимки более 3 тыс. руб. (по состоянию на 1 июня). Если есть переплата, она учитывается при определении размера недоимки.
В-четвертых, организация-заявитель не должна находиться в процессе ликвидации, исключения из ЕГРЮЛ, банкротства. Заявитель-ИП не прекратил свою деятельность, не снят с учета в налоговой инспекции.
Как рассчитывается размер субсидии
Сумма субсидии определяется так: 6,5 тыс. руб. x количество работников по данным СЗВ-М за май + 15 тыс. руб.
Например, если в мае в штате организации было 20 человек, то размер субсидии составит 145 тыс. руб.
Для ИП без работников субсидия составит 15 тыс. руб.
Как получить субсидию
В период с 15 июля по 15 августа включительно нужно направить заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства ИП.
Форма заявления приведена в приложении N 2 к Правилам предоставления субсидии. Способы подачи заявления: по ТКС, через личный кабинет на сайте ФНС, обычной почтой.
Заявление проверяется в течение трех рабочих дней. Если оснований для отказа нет, формируется реестр получателей субсидии и передается в Казначейство для перечисления субсидии.
Документы: Постановление Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции»
Больше материалов по коронавирусу и антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс. Зарегистрируйся и получи пробный доступ
Безвозмездные субсидии на дезинфекционные и профилактические мероприятия
Подать заявку на получение средств можно на сайте ФНС или через почтовое отправление с 15 июля по 15 августа 2020 года.
- На кого распространяется мера поддержки?
- • Некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере дополнительного образования;
- • Малые и средние предприятия, включённые в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, размер номерного фонда которых не превышает 100 номеров, формируемый Ростуризмом, или осуществляющие деятельность в следующих отраслях:
Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности | Код ОКВЭД 2 |
Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений | 93 |
Деятельность физкультурно-оздоровительная | 96.04 |
Деятельность санаторно-курортных организаций | 86.90.4 |
Деятельность по предоставлению мест для временного проживания | 55 |
Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков | 56 |
Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения | 95 |
Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий | 96.01 |
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты | 96.02 |
Образование дополнительное детей и взрослых | 85.41 |
Предоставление услуг по дневному уходу за детьми | 88.91 |
Важно! Малый и средний бизнес сможет получить поддержку только по основному ОКВЭД.
Субсидия предоставляется в 2020 году единоразово на безвозмездной основе для покрытия части расходов на профилактику и дезинфекцию, связанную с обеспечением санитарно-эпидемиологических требований.
Напомним, согласно рекомендациям Роспотребнадзора, предприятия общепита, гостиницы и спортивные организации могут возобновить работу на третьем этапе снятия ограничений по соответствующему решению главы региона. При этом компании должны:
- • замерять температуру посетителей и персонала;
- • обеспечить социальное дистанцирование (1,5–2 м);
- • обеспечить посетителей антисептиками;
- • предоставить сотрудникам индивидуальные средства защиты (маски и перчатки), менять которые нужно раз в 3 часа.
Такие мероприятия предполагают дополнительные расходы и нагрузку на бизнес. Для сокращения части затрат предпринимателей Минэкономразвития РФ разработало документ, предполагающий предоставление субсидий СОНКО и МСП.
Совокупное количество получателей поддержки составит около 500 тыс. предпринимателей, у которых работают порядка 1,5 млн человек.
Условия получения субсидии
• По состоянию на 10 июня 2020 г. предприятие должно быть включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
- • СОНКО должны быть включены в реестр некоммерческих организаций, а образование должно быть указано в качестве основного вида деятельности.
- • Собственники горнолыжных трасс, пляжей и гостиниц (номерной фонд которых не превышает 100 номеров) должны быть включены в единый перечень классифицированных объектов туристской индустрии по состоянию на 10 июня 2020 года.
- • Организация не должна находиться в процессе ликвидации или проходить процедуру банкротства.
• На дату подачи заявления недоимка по налогам и страховым взносам в совокупности (с учётом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) не должна превышать 3 тыс. руб.
Как будет определяться размер субсидии?
• Фиксированная выплата 15 тыс. руб. для компаний, а также по 6,5 тыс. руб. на каждого работника (по данным за май 2020 г.).
• Для ИП – по 6,5 тыс. руб. на каждого работника (по данным за май 2020 г.) и 15 тыс. на самого индивидуального предпринимателя.
• Для ИП без работников – 15 тыс. руб. на самого предпринимателя.
Количество работников ФНС будет проверять на основании отчётности в Пенсионный фонд РФ.
Как и в какие сроки можно будет получить субсидию?
Предприниматель должен направить в налоговый орган по месту нахождения организации заявление по почте или подать заявку через личный кабинет налогоплательщика с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно). В заявлении необходимо указать счёт, на который будут перечислены средства субсидии. Уведомление о ходе рассмотрения заявки придёт предпринимателю выбранным способом.
Субсидия на профилактику коронавируса и дезинфекцию: как получить и куда потратить
Бизнес вправе рассчитывать на получение субсидии на проведение мероприятий на дезинфекцию и профилактику коронавируса. Рассказываем, что собой представляет данная субсидия, кому она полагается и как ее получить.
Субсидия на дезинфекцию и профилактику
Порядок выплаты субсидии на дезинфекцию и профилактику коронавируса регламентирован постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976. Субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат бизнеса на проведение в 2020 году мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции.
Субсидия включает в себя две составляющие — компенсацию первоначальных расходов работодателя и компенсацию текущих расходов работодателя.
Первоначальные расходы компенсируются всем получателям субсидии в фиксированной величине, равной 15 000 рублей. Текущие расходы компенсируются, исходя из суммы в 6 500 рублей на каждого наемного работника, работавшего в компании/у ИП в мае 2020 года.
Таким образом, если на предприятии работает 10 человек, то такое предприятие получит субсидию в размере 80 000 рублей (10×6 500 + 15 000).
Для ИП без работников субсидия будет выплачиваться в сумме 15 000 рублей.
Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Контроль за направлениями расходования субсидии не осуществляется, никакие отчеты по расходованию средств не предусмотрены. Но при этом о проведении профилактических мероприятий и дезинфекции забывать не стоит. Требования Роспотребнадзора в этой части являются обязательными для всех организаций и ИП.
Напомним, ранее в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15 работодателей обязали проводить дезинфекцию во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха и создавать запасы дезинфицирующих средств.
Несоблюдение данных требований может грозить работодателям крупным штрафом.
Кому выплатят субсидию на дезинфекцию и профилактику
Субсидия на профилактику коронавируса и проведение дезинфекционных мероприятий предоставляется:
- организациям и ИП, включенным в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 года и осуществляющим деятельность в отраслях экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике коронавируса;
- представителям туристской индустрии, отнесенным к субъектам МСП и включенным в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года;
- частным образовательным организациям, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020 года;
- поставщикам социальных услуг, включенным в реестр социально ориентированных НКО по состоянию на 1 июля 2020 года.
При этом перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения профилактических и дезинфекционных мероприятий, приводится в приложении к постановлению от 02.07.2020 № 976 (приложение № 3).
В соответствии с данным перечнем, субсидия будет выплачиваться субъектам МСП, осуществляющим:
- деятельность в области спорта, отдыха и развлечений;
- физкультурно-оздоровительную деятельность;
- санаторно-курортную деятельность;
- деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
- деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
- ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
- стирку и химическую чистку текстильных и меховых изделий;
- предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
- дополнительное образование детей и взрослых;
- предоставление услуг по дневному уходу за детьми.
В целях получения субсидии вид деятельности, осуществляемой субъектом МСП, определяется по основному виду экономической деятельности, указанному в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 10 июня 2020 года.
Обязательные условия получения субсидии на дезинфекцию
Помимо соответствия вышеуказанным критериям, получатели субсидии должны удовлетворять следующим обязательным условиям:
- представление заявления о назначении и выплате субсидии;
- отсутствие задолженности по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3 000 рублей по состоянию на 1 июня 2020 года.
Кроме того, заявитель не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства. В его отношении не должно быть принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
На дату получения субсидии ИП должны осуществлять свою деятельность и состоять на учете в налоговых органах.
Если заявитель не соблюдает какое-либо из приведенных условий, субсидию ему не предоставят.
Как получить субсидию на профилактику и дезинфекцию
Субсидия на профилактику и дезинфекцию назначается и выплачивается в заявительном порядке. Для этого в ИФНС нужно направить заявление по форме, которая приведена в приложении к постановлению от 02.07.2020 № 976 (приложение № 2).
Заявление можно направить в период с 15 июля по 15 августа 2020 года включительно. В заявлении нужно указать:
- данные организации или ИП;
- номер банковского счета, на который будет перечислена субсидия;
- подтверждение исполнения обязанности по своевременной сдаче в ПФР достоверной отчетности по форме СЗВ-М.
Подать заявление в ИФНС можно в электронной форме по ТКС, через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или в виде почтового отправления. Никаких дополнительных документов подавать не требуется. Численность наемных работников налоговики проконтролируют самостоятельно на основании сведений, поступивших из ПФР.
ИФНС в течение 3 рабочих дней со дня направления (получения) заявления произведет расчет размера субсидии, включит заявителя в реестр получателей субсидий и направит данный реестр в Федеральное казначейство.
Сама субсидия перечисляется заявителю не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения казначейством реестра получателей субсидий. После перечисления денег ИФНС проинформирует получателя о данном факте через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или в виде почтового сообщения.
Если впоследствии будет установлено, что работодатель указал в персонифицированной отчетности по форме СЗВ-М неверное количество работников, он обязан будет вернуть всю полученную субсидию в бюджет.
Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:
Субсидия на профилактику коронавируса 2020: на что и как можно потратить
Также смотрите:
Новая субсидия – целевая
Порядок выдачи и использования субсидии на профилактику COVID-19 регулирует постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.
Вот, основное, что должно привлечь внимание уже с названия этого постановления: средства выделяют не просто так, а на конкретные цели. А именно:
“… на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.”
Далее в п. 5 Правил выдачи субсидии, утвержденных Постановлением № 976, снова читаем: деньги выделяют на:
- первоначальные расходы по профилактике коронавируса – 15 000 руб.;
- текущие расходы по профилактике – 6500 руб. на каждого сотрудника.
ИП, не имеющие работников, получают субсидию только на первоначальные расходы.
Вроде бы можно сделать вывод, что новая профилактическая субсидия – целевая. Следовательно, тратить полученные деньги можно только на определенные мероприятия, связанные с профилактикой COVID-19.
Однако ни само Постановление № 976, ни утвержденные им правила получения и расходования субсидии не содержат указаний на то, что следует считать целевым расходованием средств.
Так же нет никаких положений о том, какая ответственность предусмотрена за нецелевое использование полученной субсидии. Хотя целевое назначение выплаты оговорено и «черновик» механизма контроля за её использованием в Постановлении № 976 заложен.
Поскольку субсидия целевая, далеко не все субъекты МСП могут получить её. В основном это те компании и ИП, чей вид деятельности подразумевает постоянный прямой контакт с физлицами. Перечень таких счастливчиков смотрите в КонсульатнтПлюс:
Во-вторых, основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ/ЕГРИП на ту же дату должен относиться к одному из следующих кодов по ОКВЭД: … (читать далее).
Как же разобраться, на что можно потратить деньги и не получить в будущем проблем, связанных с нецелевым использованием субсидии на профилактику, которая изначально задумана как целевая?
На что можно потратить «профилактические» средства
Определяя, на что потратить полученную профилактическую субсидию, следует опираться на положения Постановления № 976. В нем нет конкретики, но общая цель, на которую выделяют деньги, сформулирована – “проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Это означает, что если вы можете привязать какой-то свой расход к профилактическим мероприятиям – можно показать и расходование средств субсидии. Очевидные затраты:
- покупка дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты (масок, перчаток);
- оплата анализов персонала на коронавирус;
- приобретение приборов для измерения температуры у сотрудников и посетителей и т. п.
Что можно ещё привязать:
- ремонт в рабочих помещениях (например, перепланировку с целью обеспечить работникам отдельные рабочие места, установку приборов для обеззараживания воздуха и прочее);
- расходы на транспортировку сотрудников до работы и обратно за счет нанимателя;
- расходы на курьерскую доставку с целью минимизировать визиты посетителей в офис или магазин;
- некоторые рекламные расходы – к примеру, организацию онлайн-показов, создание видеороликов, описывающих продукцию и т. п.
Как видно, очень многое из того, что и так вынуждены делать сейчас многие фирмы и ИП, можно отнести к профилактическим мерам по борьбе с коронавирусом.
ВАЖНО!
Ни в Постановлении № 976, ни в Правилах не сказано, что субсидию выделяют на покрытие уже понесенных затрат. Таким образом, бюджетные средства нельзя направить на другие нужды, если ранее потратили сопоставимые суммы на профилактические мероприятия.
Такое расходование денег может быть признано нецелевым.
О том, как отражать в учете использование средств госсубсидии, читайте в статье «Особенности отражения в бухгалтерском и налоговом учете субсидий из-за COVID-19».
Что с налогами по новой субсидии
В общем Налоговый кодекс РФ содержит требование о соблюдении целевого назначения бюджетных средств. В подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что использованные не по назначению целевые средства утрачивают статус освобождаемых от налогов и должны попадать в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль. Относится ли это к “профилактической» субсидии?
Похоже, что нет. Указанный подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень целевых поступлений, к которым применяется норма об обязательном целевом расходовании. И субсидий по поводу COVID-19 там нет.
Для выплат из-за коронавируса 2020 законодатели ввели в п. 1 ст. 251 НК РФ отдельный пункт 60. И он не содержит никаких оговорок о целевом использовании полученных субсидий и ответственности, если целевое предназначение не соблюдено.
Таким образом, с точки зрения НК РФ у налогоплательщиков, подпадающих под действие подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, субсидия на дезинфекцию не должна попадать в налоговую базу по прибыли или УСН, независимо от того, на какие цели получатель ее потратит.
Такое же «освобождение» от налогообложения действует и в случае, если бюджетные деньги вообще не потрачены, а остались на счете получателя.
Есть ли штрафы по бюджетному законодательству
Поскольку субсидирование происходит из бюджета, к отношениям по выплате и использованию субсидии могут быть применены нормы бюджетного законодательства.
Порядок выплаты дотаций получателям из внебюджетного сектора (коммерческим организациям и ИП) описан в ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Она содержит общее положение о том, что правила, по которым выделяют госдотацию, должны включать норму о контроле за целевым использованием денег. При этом ответственности за нецелевое расходование субсидий ст. 78 БК РФ не устанавливает.
Не предусмотрена ответственность за нецелевое расходование коронавирусных субсидий и в ст. 306.4 БК РФ. Санкция в виде безусловного взыскания использованных не по назначению средств там установлена только в отношении целевых межбюджетных трансфертов. Субсидия к таковым не относится: деньги на нее выделяют напрямую из федерального бюджета.
Поэтому расходование «профилактической» субсидии на другие цели формально хоть и подпадает под действие ст. 306.4 БК РФ (нецелевое использование бюджетных средств), но правило п. 2 ст. 306.4 БК РФ об ответственности в данном случае не применимо.
Административная ответственность по КоАП РФ
А вот в отношении административной ответственности за нецелевое расходование средств целевой госсубсидии как раз никаких разночтений и недочетов нет.
Статья 15.14 КоАП РФ так и называется – «Нецелевое использование бюджетных средств». А определение нецелевого использования из п. 1 ст. 306.4 БК РФ охватывает и получателей коронавирусных субсидий.
Следовательно, если будет установлено нецелевое расходование полученных из бюджета дотаций на профилактику COVID-19, получатель субсидии может быть со всеми основаниями оштрафован:
- ИП – на сумму от 20 000 до 50 000 рублей;
- компания – в размере от 5% до 25% использованных не по назначению денег.
Дополнительно руководство компании может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3-х лет.
ВАЖНО!
Если сумма потраченных не по назначению средств составит 1,5 млн руб. и более, возможна и уголовная ответственность по ст. 285.1 УК РФ. Максимальное наказание за подобный проступок – лишение свободы на срок до 2-х лет с ограничением права занимать определенные должности (или вести определенные виды деятельности) на срок до 3-х лет.
Но, учитывая размеры выделяемой субсидии на профилактику, под уголовную ответственность вряд ли кто-то попадет.
Кто может проверять
Поскольку в правила выдачи и расходования субсидии заложен базовый механизм, проверять целевое использование средств могут:
- органы Казначейства РФ;
- органы финансового контроля.
Если этим структурам будет дано соответствующее указание, они имеют право запрашивать необходимые документы и информацию у всех участников процесса, включая получателей субсидии.
Будут ли они проводить подобные проверки? Покажет время. Пока же получателям следует:
- самим контролировать, на что пошли средства;
- правильно отражать расходование субсидии в учете;
- запасаться первичкой.
Также следует помнить, что если субсидия останется неизрасходованной (остаток средств на счетах будет покрывать размер оприходованной и не потраченной субсидии), то никакого наказания за нецелевое использование средств не будет.
Подводим итоги
За нецелевое расходование субсидии на профилактику коронавируса пока нет санкций в налоговом и бюджетном законодательстве.
Однако согласно положениям БК РФ, данная субсидия является целевой и подпадает под действие правил целевого расходования бюджетных средств. Поэтому ответственность за траты на что-то другое, кроме профилактики COVID-19, наступает по ст. 15.14 КоАП РФ.