Вакантная должность в новом штатном расписании при сокращении

Трудовое законодательство не устанавливает особых требований к штатному расписанию. В связи с этим при его составлении у работодателей возникает множество вопросов. В этой статье мы собрали ответы на самые злободневные и часто встречающиеся вопросы наших читателей.

Вакантная должность в новом штатном расписании при сокращении

Штатное расписание – это локальный акт организации1, в котором зафиксированы ее структура, штатный состав и штатная численность с указанием условий оплаты труда в зависимости от занимаемой должности или профессии.

Судьи дают чуть более раскрытое определение, например, в решении Уссурийского районного суда Приморского края от 20.11.2017 по делу № 2-5392/2017 суд указал, что штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, в котором:

  • прописываются структура, штатный состав и численность работников организации;
  • содержится перечень структурных подразделений;
  • приводятся наименования должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Несмотря на важность документа, порядок составления штатного расписания и внесения в него изменений не регламентирован. Ответим на поступившие в адрес редакции вопросы читателей.

Вопрос в тему

Должно ли в компании с момента ее создания быть одно штатное расписание? Как лучше вносить изменения и дополнения: приказом либо (если их много) утвердить его в новой редакции? Или каждый год можно принимать новое штатное расписание с новым номером?

На этот счет не существует законодательно установленных правил. У контролирующих органов также отсутствуют претензии к организациям по поводу порядка внесения изменений в штатное расписание2. На практике сложилось, что изменения в штатное расписание могут вноситься двумя способами:

  • путем составления нового штатного расписания под новым регистрационным номером;
  • путем внесения изменений в действующее штатное расписание, которые оформляются приказом по основной деятельности.
  • Второй способ, как правило, применяется в том случае, если вносимые в штатное расписание изменения несущественны.
  • Часть организаций применяют следующую практику: в течение календарного года все изменения в штатное расписание вносят вторым способом, а на 1 января следующего года разрабатывают новое штатное расписание с учетом всех внесенных в течение текущего года изменений.
  • Ряд экспертов полагает, что штатное расписание может быть лишь одно в компании, а все изменения помечаются как новая редакция первого расписания (либо же отдельные вносимые в изначальное штатное расписание изменения / дополнения).

Обратите внимание: штатные расписания организации хранят постоянно (ст. 71 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Вопрос в тему

Как доработать форму штатного расписания под себя? Что можно ценного включить в штатное расписание для удобства?

Для штатного расписания может быть использована как унифицированная форма № Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (которая обязательной не является с 2013 года), так и самостоятельно разработанная организацией.

Унифицированная форма № Т-3 содержит все необходимые для штатного расписания реквизиты. По этой причине большинство организаций предпочитает составлять штатные расписания именно по ней.

Однако у организаций имеется возможность адаптировать ее под себя.

Так, например, в колонки 6–8 (общее название «Надбавки») унифицированной формы № Т-3 можно внести те стимулирующие и компенсационные надбавки и доплаты, которые применяются в конкретной организации. Это могут быть:

  • персональная надбавка;
  • надбавка за стаж работы (в организации, в отрасли и др.);
  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • доплата за работу во вредных условиях труда и др.

В общее название этих колонок можно также внести изменение, например, «Надбавки и доплаты» (Пример 1).

Пример 1. Штатное расписание с внесенными по сравнению с унифицированной формой изменениями

Вопрос в тему

Кто вправе утверждать штатное расписание помимо руководителя организации? Как делегировать это право? Как оформить? Издать приказ или выдать доверенность?

Полномочия по утверждению штатного расписания прописаны, как правило, в уставе. Этим правом наделяется обычно руководитель организации. Однако не противоречит нормам законодательства и делегирование руководителем данной обязанности кому-либо из должностных лиц компании, например заместителю генерального директора, руководителю службы персонала, главному бухгалтеру и др.

Законодательно прямо не установлено, в каком порядке и каким документом руководитель должен оформить делегирование полномочий на утверждение локального акта (каковым является штатное расписание) другим работникам организации.

По смыслу норм трудового законодательства, передача полномочий на утверждение локального акта от руководителя к другому работнику должна быть предусмотрена во все том же уставе (ином учредительном документе) или локальном нормативном акте (Пример 2).

Пример 2. Возможная формулировка в уставе организации-работодателя о делегировании права утверждать штатное расписание

4.1. Генеральный директор является единоличным исполнительным органом Общества.

Он вправе делегировать полномочия в сфере трудовых и связанных с ними отношений, в том числе по приему на работу, переводу на другую работу, увольнению работников, утверждению штатного расписания и подписанию кадровых документов, начальнику кадровой службы. Порядок делегирования должен быть закреплен в локальном нормативном акте Общества.

Если же мы говорим о временном делегировании (на период болезни, нахождения в командировке или в отпуске), то понадобится еще и издание соответствующего приказа об исполнении обязанностей временно отсутствующего генерального директора.

Правомерно ли будет оформить передачу полномочий на утверждение локального акта от руководителя к другому работнику организации доверенностью? По нашему мнению, нет. Институт представительства на основании доверенности – это институт гражданско-правовых, а не трудовых отношений. Согласно п. 1 ст.

 182 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Кроме того, согласно п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. То есть речь идет о представлении интересов на основании доверенности вовне – во взаимоотношениях с партнерами, госорганами и пр. При передаче полномочий на утверждение локального акта от руководителя к другому работнику факт представительства перед третьими лицами отсутствует.

Вопрос в тему

У нас возник вопрос: в какой последовательности располагать в штатном расписании структурные подразделения? Например, кто должен идти вперед: бухгалтерия или отдел кадров? Коллеги говорят, что нужно руководствоваться оргструктурой, но у нас ее нет.

Законодательно установленных требований о соблюдении определенной последовательности расположения в штатном расписании структурных подразделений нет. Разработчик штатного расписания может расположить структурные подразделения в любой, удобной для себя, последовательности.

На практике структурные подразделения организации указываются в следующей иерархии – от административно-управленческого подразделения до обслуживающего.

Вопрос в тему

Поясните, пожалуйста, что такое штатная единица и штатная численность?

Штатная единица – это предусмотренная штатным расписанием организации единица должности (для служащих) или единица профессии (для рабочих), указываемая, в частности, в графе 4 унифицированной формы № Т-3.

Штатная численность работников – это суммарное количество штатных единиц, указанных, как правило, в строке «Итого» графы «Количество штатных единиц» штатного расписания.

Вопрос в тему

Отражаются ли неполные штатные единицы и совмещение в штатном расписании?

В строке «Итого» графы «Количество штатных единиц» указывается штатная численность организации, показатель которой может быть как полным числом (например, 125 шт. единиц), так и дробным (125,5 шт. единиц).

2. Работник организации может выполнять дополнительную работу в порядке совмещения только по той должности (профессии), которая указана в штатном расписании и является вакантной.

Если работник совмещает должность (профессию), которая отсутствует в штатном расписании, то данную ситуацию контролирующие органы могут квалифицировать как выполнение работы по отсутствующей у работодателя должности (профессии).

В судебной практике существуют решения, которыми суды не признавали факт совмещения профессий (должностей), если сотрудник совмещал должность (профессию), не предусмотренную штатным расписанием (см., например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 № 15АП-15046/11).

Должность (профессия), по которой работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения, за ним не закрепляется, поскольку дополнительная работа не фиксируется в отдельном трудовом договоре и не гарантируется работнику. В силу ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право досрочно отменить поручение о выполнении дополнительной работы.

Вопрос в тему

Можно ли включать в штатное расписание так называемую вилку окладов?

Указание в штатном расписании оклада по должности в виде диапазона значений создает предпосылки для установления разных окладов работникам, занимающим одинаковую должность.

Установление же различных окладов работникам, имеющим одинаковую квалификацию, занимающим одинаковые должности и выполняющим трудовые обязанности в равном объеме и с одинаковым качеством, является дискриминацией в трудовых отношениях, запрет на которую установлен ст. 2, 3, 132 ТК РФ.

Таким образом, установление разных окладов работникам, выполняющим трудовые обязанности по одной и той же должности в равном объеме и с одинаковым качеством, противоречит закону и недопустимо, так как является дискриминацией прав работников, которым выплачивают меньшую зарплату.

Роструд в письме от 27.04.2011 № 1111-6-1 придерживается мнения, что в штатном расписании по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые размеры окладов. При этом надбавки, доплаты и другие выплаты у разных работников могут различаться, в том числе в зависимости от квалификации, сложности работы, количества и качества труда.

Об обязанности работодателя устанавливать равные размеры должностных окладов по должностям с равной сложностью труда также сказано в письме Минтруда России от 25.10.2017 № 14-1/В-953.

Аналогичной позиции придерживаются и суды. В апелляционном определении от 26.02.2015 по делу № 33-2783/2015 Свердловский областной суд прямо отметил, что указание в штатном расписании разных окладов по одной и той же должности неправомерно в силу ст. 2, ч. 2 ст. 22, ст. 130, 132 ТК РФ (см. также апелляционное определение Кемеровского областного суда от 18.05.2012 по делу № 33-4644).

Читайте также:  Работа в саудовской аравии для русских и украинцев в 2020 году

Вопрос в тему

Когда должны вступать в силу изменения в штатное расписание, если планируется сокращение? С момента, когда издан приказ, или в другое время?

Здесь следует различать две даты:

  • дату утверждения штатного расписания (изменений в него);
  • дату вступления в силу штатного расписания (изменений в него).

Необходимость издания приказа о сокращении и утверждения нового штатного расписания до момента увольнения работников подтверждается судебной практикой (см.

 Бюллетень судебной практики Омского областного суда № 3 (44) 2010; Обобщение практики рассмотрения в 1-м полугодии 2008 г.

судами Саратовской области дел о расторжении трудового договора по инициативе работодателя и по другим основаниям, не связанным с волеизъявлением работника).

А вот дата введения обновленного штатного расписания в действие должна совпадать с датой увольнения сокращаемых работников либо новое штатное расписание должно вступать в силу на следующий день после их увольнения (см. определение Московского городского суда от 14.04.2011 № 33-7225).

По нашему мнению, более правильным будет, если новое штатное расписание (без сокращаемой должности / штатной единицы) вступит в силу на следующий день после увольнения сокращаемого работника (Пример 3). Дело в том, что днем увольнения работника является последний день его работы. Следовательно, пока работник работает, его должность должна быть предусмотрена штатным расписанием.

Пример 3. Приказ об утверждении и введении в действие штатного расписания

Вопрос в тему

Если работник восстановлен в должности (а она была сокращена), в какой момент вносится в штатное расписание соответствующее изменение? Какой датой? Каким документом?

Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие органы. На информационном портале Роструда онлайнинспекция.

рф3 есть ответ, в котором сказано: в случае восстановления работника в должности на основании решения суда работодатель обязан исполнить такое решение, отказ работодателя во внесении изменений в штатное расписание в связи с восстановлением работника в должности не правомерен.

Должность вводится в штатное расписание, как правило, приказом по организации.

Введение должности в штатное расписание после сокращения

Подборка наиболее важных документов по запросу Введение должности в штатное расписание после сокращения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Введение должности в штатное расписание после сокращения

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2020 по делу N 88-21305/2020Категория спора: Защита прав и интересов работника.Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением.Обстоятельства: Истец ссылается на то, что фактического сокращения штата при его увольнении не произошло, поскольку после увольнения истца и до истечения указанного в уведомлении об увольнении срока сокращения штат контролеров не уменьшился, а увеличился на одну единицу.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.

Судами установлено, что в штатном расписании МКУ «Служба технического обеспечения администрации г. Орла» по состоянию на 9 января 2019 г. числилось 6 должностей контролеров и 1 должность старшего контролера; должность старшего контролера исключена из штатного расписания с 19 февраля 2019 г.; в штатном расписании по состоянию на 16 февраля 2019 г. числится 7 штатных единиц контролеров.

Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что дополнительная должность контролера введена в штатное расписание после увольнения истца и до истечения срока сокращения штата, установленного приказом 11 декабря 2018 г., что свидетельствует о фиктивности сокращения должности истца, является обоснованным. С учетом того, что приказом работодателя от 6 ноября 2018 г.

старший контролер службы контроля Л. с 8 ноября 2018 г. был перемещен на пост контроля, находящийся в вестибюле администрации г. Орла, судебная коллегия отклоняет доводы жалобы о том, что обязанности по вновь введенной должности контролера существенным образом отличаются от обязанностей по должности, которую занимал истец.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 31 «Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»»Доводы кассационной жалобы М.С. о не предложении должностей начальников десяти управлений по основным направлениям деятельности Россотрудничества, включая должность начальника Управления страновых программ, которые являлись вакантными с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты издания руководителем Россотрудничества приказа от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении нового штатного расписания центрального аппарата Россотрудничества, были предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные, поскольку новое штатное расписание центрального аппарата Россотрудничества вводилось в действие с ДД.ММ.ГГГГ. По смыслу положений части 5 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ у представителя нанимателя не имелось обязанности предлагать государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, должности гражданской службы, имеющиеся в новом штатном расписании центрального аппарата Россотрудничества, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после увольнения М.С., состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Введение должности в штатное расписание после сокращения

Нормативные акты: Введение должности в штатное расписание после сокращения

Как изменить штатное расписание и предупредить работников о новом размере зарплаты

Штатное расписание считается одним из важнейших кадровых документов. Оно представляет собой таблицу, в которой указывают структурные подразделения компании, должности, численность и зарплаты сотрудников. Отсутствие или неполное ведение штатного расписания уже является основанием для привлечения к административной ответственности.

При проверке трудовая инспекция обычно запрашивает штатное расписание для проверки соблюдения трудового законодательства. В случае споров, исходя именно из штатного расписания, доказывается или опровергается правомерность сокращения штата, наличие дискриминации в оплате труда, индексация зарплаты. Кадровикам часто требуется пошаговая инструкция по реформированию штата.

Из этой статьи вы узнаете, как грамотно внести правки в штатное расписание и оформить соответствующий приказ.

Как внести изменения в штатное расписание

Напомним, что штатное расписание должно быть в каждой организации. Составляется оно либо по унифицированной форме Т-3, утвержденной постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, либо по уникальной форме самого работодателя.

Применение унифицированной формы необязательно, хотя на практике чаще всего используется именно она.

Законом не регламентировано, как часто можно менять штатное расписание. Это подтвердил и Роструд в письме от 22.03.2012 № 428-6-1. Данные из штатного расписание всегда должны соответствовать другим трудовым документам, поэтому, в случае обновления размеров зарплат или наименований должностей лучшего всего внести правки в штатное расписание.

  • А вот если планируется масштабная реорганизация компании, с изменением целых структурных единиц, то фактически составляется новое штатное расписание.
  • Итак, можно выделить три этапа по реформированию штатного расписания.
  • На первом этапе нужно провести подготовительные мероприятия. В некоторых ситуациях требуется уведомление затронутых работников о предстоящих изменениях:
  • изменение зарплаты;
  • переименование должности;
  • переименование структурного подразделения;
  • сокращение численности сотрудников или целого подразделения.

Если предстоящие правки не касаются названных событий, то шаг с уведомлением можно пропустить.

В частности, увеличение или уменьшение зарплаты означает исправление условий трудовых договоров об оплате труда (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК).

Переписать зарплату в ШР в одностороннем порядке работодатель может только через предварительное информирование работников. Организация обязана не позднее, чем за два месяца до предстоящих поправок разослать письменное уведомление.

В нем должно быть изложено об обновлениях, а также о причинах, вызвавших необходимость таких нововведений (ч. 2 ст. 74 ТК).

В случае несогласия сотрудника трудиться при новой структуре штатного расписания работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую вакантную должность (она может как подходить под квалификацию сотрудника, так и быть выше или ниже его компетенций), на которой он может трудиться, в том числе с учетом ограничений по здоровью (ч. 3 ст. 74 ТК).

Если ни одной свободной вакансии нет или работник от всего отказался, то его можно уволить по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК.

За два месяца работники, которые оказались в ухудшившихся условиях, могут определиться с дальнейшим порядком действий. Кого-то устроит перевод на другую должность внутри компании, а кто-то решит уволиться. За нарушение данного порядка грозит административная ответственность по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП — за различные нарушения порядка реформирования существенных условий трудового договора.

Например, если в нарушение ч. 2 ст. 74 ТК вы не уведомили работника под подпись о предстоящих переменах существенных условий трудового договора и причинах, вызвавших такие изменения.

На втором этапе нужно издать приказ об обновлении штатного расписания или о принятии нового.

Читайте также:  Средняя зарплата в китае по профессиям в 2020 году

На последнем этапе вносятся корректировки в существующее штатное расписание или оформляется новое штатное расписание, если обновления были существенными.

Знакомить работников под подпись с ШР не нужно, так как это не локальный акт, непосредственно связанный с их трудовой деятельностью. Исключение — вы прописали такую обязанность в коллективном договоре, соглашении или ЛНА.

Каким документом вносятся изменения в штатное расписание

На предприятии нужно издать специальный приказ, который фиксирует утверждение правок и содержит перечень позиций, в которые нужно внести правки.

Оформить правки можно двумя способами, а именно приказом:

  1. о внесении поправок в действующее штатное расписание (все изменения перечисляются в тексте приказа);
  2. об утверждении нового штатного расписания.

Составление приказа о внесении обновлений в штатное расписание происходит, когда в организации по каким-либо причинам корректируется действующий документ.

При этом правки могу иметь самый разный характер: от изменения названий структурных подразделений и должностей, кадровых перестановок, повышения или понижения заработной платы работников до расширения или, напротив, сокращения штата.

Как правило, это бывает вызвано либо оптимизацией производственных процессов, либо открытием новых направлений, развитием бизнеса.

Унифицированной формы для таких приказов нет, поэтому работодатель вправе разработать форму самостоятельно. Приказ подписывает руководитель организации либо уполномоченное лицо.

В приказе укажите следующие данные:

  • дату приказа;
  • наименование организации;
  • дату начала действий обновлений;
  • перечень правок;
  • список сотрудников, которых касаются изменения;
  • Ф.И.О. ответственного за выполнение приказа сотрудника.

Скачать образец приказа об изменении штатного расписания

Уведомление об изменении штатного расписания

Работника нужно уведомлять не о реформировании штатного расписания, а о корректировке условий труда. Скачайте бланк уведомления по ссылке:

Скачать образец заполнения уведомления об изменении условий труда

Изменение структуры штатного расписания

В условиях нестабильной экономической ситуации необходимо и развитие субъектов. Процессы освоения новых рынков, внедрения новых технологий производства, оптимизации затрат, внедрение новых подходов к использованию труда квалифицированных специалистов и иные неизбежные процессы приводят к необходимости реформировать устоявшуюся организационную структуру.

Такие реформы могут быть всеобъемлющими: например, переход компании от одного типа организационной структуры к другому, и менее значимыми — изменение подчиненности отделов, объединение структурных единиц, создание новых, введение новых должностей топ-менеджеров с переподчинением им единиц и иные.

При любом обновлении организационной структуры компании придется пройти ряд стадий:

  1. Проработать новую организационную структуру и закрепить ее локальным нормативным актом. Этот шаг необходим, если в организации существовал ранее локальный акт, который содержал схему или описание организационной структуры.
  2. Начать работу с персоналом, чьи должности или единицы сокращаются, переименовываются. Таким образом, корректируются условия, которые стороны трудового договора прописали в трудовом договоре. Статья 74 Трудового кодекса требует в этих случаях соблюдения процедуры предварительного уведомления, предложения иной работы. Процедуры, проводимые при сокращении, описаны в ст. 179, 180 ТК. На реализацию данного этапа требуется не менее двух месяцев, так как срок предупреждения работников о предстоящем сокращении или изменении условий трудового договора составляет два месяца минимум.
  3. Обновить штатное расписание. Для этого работодатель издает приказ, где прописывается, какие структурные единицы упраздняются, а какие вводятся.

Сокращение должности в штатном расписании: порядок действий

В любом бизнесе помимо роста и получения прибыли случаются ситуации, когда финансовое состояние фирмы начинает ухудшаться и необходимо предпринимать меры по выходу из кризиса. Как правило, одной из них является оптимизация структуры наемного персонала и соответственно сокращение одной или нескольких должностей в штатном расписании.

Сокращение штата наемных сотрудников

Штатное расписание не является документом, который в организации принимается один раз и не изменяется до окончания деятельности. Поскольку этот локальный нормативный акт должен характеризовать актуальную структуру персонала, его пересматривают при расширении бизнеса, изменении технологии производства или продаж, во время финансовых затруднений.

Необходимость исключения одной или нескольких должностей, а иногда и целых подразделений может быть продиктована:

  • диверсификацией деятельности;
  • кризисными явлениями;
  • изменением рынков сбыта;
  • обновлением технологической составляющей;
  • актуализацией этого локального нормативного акта;
  • другими причинами.

Порядок действий при сокращении должности в штатном расписании зависит от того, будет это приведение этого документа в соответствие фактической структуре персонала, либо исключение одной из позиций приведет к реальному увольнению одного или нескольких сотрудников.

Сокращение вакантных должностей в штатном расписании

Прежде чем переходить к увольнению работающих сотрудников, наниматель обязан пересмотреть действующий локальный нормативный акт на наличие в нем вакантных рабочих мест. Убрать из документа ненужные единицы можно и при запланированном изменении.

Например, в компании числится вакансия «делопроизводителя», но на практике поток документов небольшой и другие сотрудники самостоятельно справляются с обязанностями по ведению документооборота. В такой ситуации можно изменить расписание и убрать из него эту единицу.

Если должность в штатном расписании сокращается без фактического увольнения работников, то порядок действий следующий:

  • обоснование изменений;
  • составление нового локального нормативного документа;
  • издание приказа на изменение (утверждение) актуализированного документа.

При этом нет необходимости соблюдать сроки, установленные законодательством на сокращение работников.

Почистить штатное расписание от вакансий можно в любой промежуток времени. Поскольку нет сотрудников, которые фактически их занимают, и процедура увольнения проводиться не будет, то изменения можно внести и за несколько дней до начала действия новой редакции этого локального нормативного документа.

Обосновать необходимость уменьшения штата компании за счет вакансий могут финансовые службы, в рамках предложений по выходу из кризисного состояния, кадровые подразделения либо руководители отделов и управлений, где числятся такие единицы. Для этого нужно составить на имя руководителя компании либо ее собственника докладную (служебную) записку с мотивировкой отсутствия необходимости в данной должности или найме дополнительного работника.

  • Пример обоснования исключения вакантной должности
  • Генеральному директору
  • Научно-производственного объединения «Гелиостомак»

Черезхвостову П. С.

Начальника административно-хозяйственной службы

Чистюлькиной Е. К.

Докладная записка

№ 67 от 10.10.2021 года

Сокращение должностей в штатном расписании в 2022 году порядок действий, ТК РФ

Кадровая политика организации играет важную роль в деятельности любой компании. Сотрудники, их квалификация и лояльность к организации зачастую являются секретом успеха.

Но в настоящее время в виду различных технических и правовых изменений, некоторые профессии уходят с поля зрения, а им на смену приходят более универсальные специалисты, либо компьютерная техника, либо специализированное программное обеспечение.

Данные изменения в первую очередь должны быть отражены во внутренней документации организации, а затем и на кадровом составе предприятия. В данной статье мы рассмотрим сокращение должностей в штатном расписании, правовые аспекты данного процесса.

Сокращение должностей в организации: численность или штат

Каждая организация, особенно крупная, рано или поздно сталкивается с кадровой проблемой, которая может возникнуть по разным причинам.

Эта проблема основывается на там, что нет необходимости для организации держать тех или иных специалистов ввиду объективных причин, связанных с техническими, правовыми либо изменениями, основанными на внутренних производственных нововведениях в самой организации. В данной ситуации перед работодателем встает дилемма как же правильно провести необходимые сокращения:

  • Сокращение численности должностей обычно не столь критично для самих сотрудников, потому что факт и план обычно не сходится. Данный вид сокращения ведет только к внесению изменений в само штатное расписание и может и не привести к увольнению сотрудников, а просто сократить вакантные должности.
  • Сокращение штата более значительное событие в кадровой политике организации. Влечет за собой целый ряд последствий, как и для сотрудников, так и в соблюдение правовой процедуры для сотрудников отдела кадров.

Для сотрудников, которых коснулось сокращение, предусмотрены социальные гарантии законодательством, не зависимо от того под какой вид сокращений они попали.

Сокращение штата в штатном расписании организации

После принятие руководителем решения о сокращение штата должна быть соблюдена специальная правовая процедура, которая предусмотрена законодательством именно для данной ситуации:

  • Издание приказа работодателем с указанием должностей, которые подлежат сокращению. А также в приказе должна быть представлена обоснованная причина проведения данного сокращения, в противном случае это может стать причиной для обращения сотрудников в суд. статью ⇒ «Приказ о сокращении штата работников 2022«.
  • Уведомление сотрудников о грядущем сокращение. Уведомление должно быть предоставлено в письменном виде как минимум за два месяца до даты проведения самого сокращения. Это обусловлено тем, что у сотрудников должно быть время как минимум подготовиться к грядущим событиям, начать поиск иной работы.
  • Для тех категорий граждан, которые по законодательным нормам не могут подпасть под сокращение работодатель обязан подготовить альтернативные варианты развития событий: предложить занять другую должность, пройти переквалификацию и т.д.
  • Должна быть проведена работа по сохранению для работников рабочих мест, возможно на других позициях. Все возможные варианты должны быть предложены работникам и их право – это соглашаться или нет.
  • Уведомление службы занятости населения о грядущем сокращении. Это тоже достаточно важный этап для исполнения социальных гарантий перед сотрудниками, чьи должности подлежат сокращению.
  • Выплата всех гарантированных платежей в соответствии с законодательством. При сокращении работник получает обязательное материальное поощрения от работодателя, который не смогу обеспечит его рабочим местом. Величина данных выплат регламентирована трудовым законодательством.
Читайте также:  Виза в великобританию (англию) для россиян в 2020: самостоятельное оформление

статью ⇒ «Акт об отказе подписи уведомления о сокращении штата работников«.

Правовые аспекты ведения штатного расписания

Штатное расписание, как правовая форма распределения кадрового состава организации, упрощает ведение кадрового делопроизводства в частности, и система структурированного менеджмента в целом.

Такая система учета персонала по разным департаментам и отделам, дает возможность гибко управлять всеми структурными подразделениями, а также планировать фонд оплаты труда организации.

При этом в трудовом законодательстве не регламентировано обязательное применение штатного расписания, это скорее вспомогательная форма, которая опирается на следующие правовые принципы:

  • Унифицированная форма штатного расписания утверждена Постановлением Госкомстата, она применима для любой организации и достаточно проста в использовании. В данную форму включается только информация о структурных подразделениях, наименованиях должностей, количестве штатных единиц и окладах.
  • Помимо оклада (тарифной ставки), которая должна соответствовать системе оплаты труда принятой в данной организации, здесь же могут указываться сумма надбавки за специфические особенности труда, либо климатические условия, либо квалификационные надбавки и т.д.
  • Штатное расписание утверждается приказом и визируется генеральным директором. На данный документ могут ссылаться все остальные локальные акты, связанные с должностями либо заработной платой сотрудников. Так, например, в трудовой книжке должность сотрудника часто указывается со ссылкой на штатное расписание. Наименование должности во всех документах должно быть одинаковым и документом, которое устанавливает это как раз и является штатное расписание.

статью ⇒ «Внесение изменений в штатное расписание«.

Порядок утверждения нового штатного расписания при сокращении штата

Когда возникает понимание, что сокращение штата вынужденная необходимость, отделу кадров придется провести разработку нового штатного расписание, которое должно быть принято в работу и утверждено генеральным директором.

Это обусловлено тем, что проверяющие органы всегда пристально смотрят на локальные документы, на которые обычно ссылаются все приказы и прочие акты и любая ошибка может быть основанием для материальной ответственности со стороны работодателя.

Порядок утверждения нового штатного расписания:

  • Издается приказ, в котором указываются все должности, которые подлежат сокращению, а также все возможные кадровые перестановки, связанные с реорганизацией отделов. Все эти новые аспекты должны быть учтены в новом штатном расписании. Обычно там же указывается причина таких изменений, которая не должна противоречить существующему законодательству.
  • Все вышеперечисленные нюансы должны быть учтены в новом штатном расписании. Также должны быть пересмотрены оклады в пользу возможного увеличения, тех должностей, которые будут частично брать на себя обязанности сокращенных должностей (если в этом есть необходимость). Новый документ утверждается приказом, где также должно быть указано, что предыдущая версия штатного расписания утратила силу.
  • В зависимости от того, какие были учтены изменения (помимо сокращения должностей), вносятся коррективы во все сопутствующие локальные документы. Также при сокращении штата должны быть соблюдены все процедуры для обеспечения социальных гарантий сотрудникам.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие внесение изменений в штатное расписание (ТК РФ)

Наименование нормативно-правового акта Номер документа Описание
Трудовой кодекс Статья 8 Регламентирует принятие внутренних нормативных актов организаций, которые могут регулировать правовые аспекты взаимодействия между работодателем и сотрудниками
Статья 179 Регламентирует порядок сохранение рабочих мест за сотрудниками при сокращении штата организации
Статья 180 В данной статье определены социальные гарантии, которые должны быть предоставлены сотрудникам при сокращении штата
Постановление Госкомстата №1 Данное постановление регламентирует унифицированные формы первичной документации, которые необходимы для ведения кадрового учета и учета по оплате труда. Здесь же приводится унифицированная форма Т-3, которая служит базой для ведения штатного расписания

сокращение должностей сокращение штата штатное расписание

Вам также может понравиться

Порядок действий при сокращение должности в штатном расписании

Штатное расписание — один из важнейших документов, задействованных в процедуре сокращения персонала. Наш материал — о правилах его создания и введения в действие.

Роль штатного расписания при сокращении

Штатное расписание — обязательный для каждого работодателя документ, создаваемый и вводимый в действие еще до начала ведения им деятельности. Оно отражает:

  • состав подразделений;
  • структуру штатов в каждом из подразделений;
  • численность сотрудников (общую и в разбивке по подразделениям и должностям);
  • величину зарплаты, соответствующей каждой должности.

Каждый работодатель разрабатывает этот документ сам, исходя из своих представлений о структуре штата. И он же является инициатором внесения в эту структуру изменений. Изменения могут быть сделаны как путем корректировки действующего штатного расписания, так и путем создания нового документа. Второй вариант используется при масштабных корректировках.

Одна из причин, требующих изменения штатного расписания, — сокращение персонала. Чаще всего эта процедура имеет характер масштабной и требует утверждения новой структуры штатов. Но при сокращении 1-2 человек или имеющихся в наличии вакансий можно обойтись корректировкой действующего расписания.

Разработка и утверждение нового штатного расписания

Утверждение нового штатного расписания становится официальным поводом для начала процедуры сокращения. Однако на утверждение попадает окончательная версия этого документа, до создания которой он может иметь промежуточные варианты.

На начальном этапе возникает проект новой структуры штата, который может быть предложен:

  • собственником бизнеса;
  • руководителем работодателя;
  • лицом (в т. ч. сторонним), которому поручено выполнение такой разработки.

Затем возможность приведения существующей структуры к новой путем сокращения персонала анализирует специально создаваемая для этой цели комиссия. Ей предстоит:

  • выявить лиц, трудовые договоры с которыми расторгнуть нельзя (перечень их приводится в ст. 261 ТК РФ);
  • при возникновении необходимости выбора из работников разделить всех сотрудников на группы с равными производительностью труда и квалификацией;
  • установить лиц, которые при равных производительности труда и квалификации будут иметь преимущества для оставления их на работе (ст. 179 ТК РФ);
  • разработать рекомендации по использованию на иных должностях и в иных подразделениях сотрудников, занимающих сокращаемые должности, но не подлежащих увольнению;
  • оценить, может ли новая структура штатов сравниться по эффективности со своей предшественницей и выработать предложения по улучшению ее проекта.

Результатом работы комиссии является аналитический отчет, на основании которого на последнем этапе подготовки штатного расписания руководителем работодателя будет создана окончательная версия этого документа, подлежащая утверждению. Также окончательный вариант расписания может разрабатываться и комиссией, если руководитель работодателя дал ей такое поручение.

Утверждение нового штатного расписания оформляется приказом. И лишь после появления такого приказа начинается сама процедура сокращения, требующая (ст. 178, 189 ТК РФ):

  • заблаговременного письменного предупреждения работников, подлежащих сокращению;
  • предложения им вакантных должностей, имеющихся в новом штатном расписании;
  • выплаты выходных пособий.

Введение нового штатного расписания в действие

Утверждение нового штатного расписания не приводит к началу его немедленного применения. Обусловлено это тем, что подлежащие сокращению сотрудники до момента их увольнения продолжают работать. Возможность выполнения ими своих обязанностей обосновывает старое штатное расписание, которое до момента увольнения сокращаемых работников должно оставаться действующим (ст. 15, 57 ТК РФ).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector