Фрилансер может взаимодействовать с биржей как физическое лицо, самозанятый, ИП или ООО. Чтобы работать в белую, нужно учитывать свой статус и правила конкретной биржи, которые обычно прописаны в договоре, договоре-оферте и политике конфиденциальности.
Биржа — посредник, который помогает встретиться заказчикам и исполнителям. Работодатели размещают заказы, фрилансеры откликаются, а биржа предоставляет для этого виртуальную площадку.
Некоторые биржи берут на себя организацию работы и документооборот — именно про них мы и расскажем в статье. Другие только сводят две стороны, и они уже сами договариваются, как сотрудничать напрямую — по трудовому договору, ГПХ или вообще нелегально.
Биржи не обязаны платить налоги за своих пользователей — по закону они не являются налоговыми агентами.
Биржа занимается только своими налогами, которые она должна перечислять государству как юридическое лицо. А фрилансер о легализации своего дохода должен заботиться сам.
Начинающие исполнители иногда принимают комиссию биржи за налог. Конечно, это не так. Чтобы не сомневаться, нужно читать документы и правила площадки. Например, при регистрации на бирже eTXT.ru все фрилансеры принимают такие условия:
«
7.4. Субподрядчик соглашается, что Субподрядчик самостоятельно обязан уплачивать все налоги и сборы, которые применяются к суммам Вознаграждения, и что eTXT не является налоговым агентом Субподрядчика по настоящему Договору или иным образом. 7.5.
Субподрядчик самостоятельно несёт риски, связанные с выбранным Субподрядчиком способом получения Вознаграждения, такими как комиссии платёжных систем, банковские комиссии и иные платежи и комиссии, удерживаемые банками, платёжными системами, и иными поставщиками платёжных услуг любого рода.
Как видно, фрилансер платит не только налог, но и берет на себя все дополнительные затраты по выводу заработанных средств на электронный кошелек, карту или счет.
????
Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно и купите выгодно.
Хочу попробовать
Как работать легально
Чтобы работать в открытую и не бояться, что вами заинтересуется ФНС, нужно уплачивать налог с каждой заработанной суммы. У фрилансера есть выбор, как это сделать. Вы можете взаимодействовать с биржей:
- Как физическое лицо. Тогда раз в год до 30 апреля нужно подать в налоговую декларацию 3-НДФЛ за предыдущий год и до 15 июля заплатить налог — 13%. Рассчитывать налог необходимо со всех сумм, полученных в течение года. Подробная информация о том, как заполнять и передавать декларацию в инспекцию, есть на сайте ФНС.
- Как самозанятый. Налоговая ставка зависит от заказчика: 6%, если юрлицо, и 4%, если физлицо (биржа это юрлицо, но её статус в этом случае не имеет значения — она просто посредник). Чтобы стать самозанятым, достаточно скачать на смартфон приложение «Мой налог» и зарегистрироваться в нем. После этого правильно указывайте размер выведенных с биржи средств — это суммы, которые указаны в сделке — а не те, что в итоге упали на карту и кошелек. Дело в том, что налоговую не интересуют расходы самозанятого, к которым относятся комиссии бирж и платежных систем. Поэтому если вы взяли заказ на 1000 руб., а на карту с учетом комиссий получили 850 руб., то в приложении нужно указывать именно 1000 руб. Налоговая сама рассчитает налог и укажет, до какого срока необходимо его оплатить.
- Как ИП или ООО. Платите по ставке, которая действует для вашей системы налогообложения. Если выводить деньги с биржи можно только на электронный кошелек, то нужно завести отдельный кошелек ИП, чтобы к вам не было лишних вопросов от налоговой.
Самый простой путь для фрилансера — стать самозанятым. Из плюсов — отсутствие отчетности (если не считать чеки, которые необходимо формировать каждый раз после получения средств), низкая налоговая нагрузка. Но есть ограничение по уровню доходов — не более 2,4 млн рублей в год.
Статья про выбор системы налогообложения
Что нужно знать про биржу
Перед тем, как начать зарабатывать на бирже фриланса, не лишним будет ознакомиться с её правилами. Например, на бирже eTXT.ru прописаны форматы легальной работы:И размеры комиссий при выводе денег:
Так не везде. Некоторые площадки работают только с физическими лицами и не помогают с документами. Тогда возникает вопрос — как фрилансеру подтвердить сделку? В этом случае остается только довольствоваться договором–офертой с биржей и выписками с электронных кошельков и карт в качестве подтверждения размера доходов.
Вывод средств с иностранных бирж
В последний год особенно ужесточен контроль в отношении переводов из-за границы. Если раньше фрилансеры могли выводить доллары через Payoneer на карты системы и оставаться в тени, то теперь это стало делать трудней. Платежные системы требуют верификацию, нужно подтверждать личность паспортом — а в некоторых случаях загранпаспортом — и указывать свой ИНН.
Единого правила для таких переводов нет — все зависит от иностранной площадки и выбранной вами платежной системы.
Самозанятым нужно учитывать следующее — заработанная сумма в приложении «Мой налог» прописывается только в рублях, поэтому если платежная система не конвертировала иностранную валюту сама, то вам самим придется пересчитать доллары или евро в рубли по курсу на момент поступления денег на счет. Эта сумма и указывается в качестве дохода. Также необходимо поставить галочку, что средства получены от иностранной организации.
Для ИП придется проходить валютный контроль. Для этого открывается специальный валютный счет. Как происходит процедура, мы рассказывали в статье.
Банк потребует подтвердить сделку документами — обычно все необходимое возможно запросить на бирже.
Например, с Upwork можно взять договор оферты, скриншот с реквизитами для вывода, документ о заработке на платформе за последние 12 месяцев, а также аналог нашего акта выполненных работ.
Статья актуальна на 15.12.2021
Что представляет собой «налог на гугл» и кто должен его платить
Выражение «налог на гугл» у многих на слуху. Этот бюджетный платеж относительно новый и во многих случаях оставляет вопросы. Кто и за что в данном случае платит, а главное – кто несет ответственность за перечисление «налога на гугл» в бюджет?
Новый налог или новый порядок?
Налогу посвящена ст. 174.2 НК РФ. Из статьи можно узнать, что платеж не является новым налогом. Это новый порядок уплаты всем известного НДС.
Он касается оказания иностранными организациями услуг в электронной форме. Услуги обязательно должны быть оказаны на территории РФ.
Несмотря на тот факт, что основными плательщиками здесь являются иностранцы, налог может затронуть интересы также и российских фирм.
Напомним, что ранее именно наши фирмы и ИП, покупающие электронные услуги у нерезидентов, обязаны были самостоятельно удержать НДС с услуг, перечислить его в бюджет, а зарубежным поставщикам услуг перечисляли сумму без НДС, являясь налоговыми агентами по НДС.
С начала 2019 года порядок изменен. Теперь, если иностранная фирма-поставщик электронных услуг не имеет на территории РФ постоянных представительств, она все равно должна встать на налоговый учет в РФ, уплачивать НДС с электронных услуг в российский бюджет. Раньше такой порядок применялся при оказании услуг гражданам, физическим лицам. Теперь статус покупателя в России может быть любым.
Чья это ответственность?
Услуги оказывают иностранные организации, значит, в отсутствие налогового агента они начисляют и уплачивают налог, несут за него полную ответственность.
В то же время, если услуги предоставляются через посредников (что бывает очень часто), могут быть два варианта:
- Посредник – иностранная фирма, участник расчетов. Она несет ответственность как налоговый агент.
- Посредник – российская фирма (или предприниматель), участвующая непосредственно в расчетах и несущая ответственность в качестве налогового агента.
Налог всегда уплачивает последний посредник, если их несколько.
Важно отметить, что:
- НДС уплачивается по стандартной схеме («налог на гугл» не применяется), если у иностранной фирмы есть на территории РФ постоянное представительство, подразделение;
- не начисляется «налог на гугл», если поставщик электронных услуг — иностранное физлицо, не являющееся ИП.
В интересах российских партнеров при покупке электронных услуг контролировать иностранного партнера. Он может не знать, что является плательщиком налога или намеренно избегать этой обязанности. В такой ситуации страдает репутация российской фирмы.
У нее могут быть проблемы как минимум с налоговым вычетом по НДС. Могут возникнуть и более серьезные последствия, например, обвинение в пособничестве иностранной фирме, нарушителю налогового законодательства.
Факты, указывающие на то, что партнер не зарегистрирован в налоговой РФ, хорошо отслеживаются по документам на услуги.
Когда можно не платить?
Из ст. 174.2 НК РФ п.
1 следует, что электронными являются услуги, оказанные через информационно-телекоммуникационную сеть, в частности через интернет, автоматизировано, с использованием инфо-технологий.
Напрашивается вывод, что любые услуги, предоставленные дистанционно через интернет, подлежат налогообложению. Это не совсем верно. Законодатель разделил услуги на облагаемые и необлагаемые.
Не облагаются налогом услуги:
- заказ товаров через интернет, последующая продажа и поставка товара (работ, услуг) без использования интернета;
- передача прав на использование или продажа ПО, включая игры, базы данных на носителях, имеющих материальную форму;
- консультации по электронной почте;
- услуги по доступу в интернет.
Здесь применяется старый порядок, по которому российские покупатели являются налоговыми агентами (ст. 161 НК РФ).
Облагаемые электронные услуги перечислены там же (п. 1 ст. 174.2). Облагается налогом удаленный доступ к ПО и БД, рекламные услуги в интернете, услуги хостинга, предоставление услуг электронной торговой площадки и др. Перечень довольно широк и разнообразен.
Обратите внимание, что использование программ и баз данных на материальных носителях не подпадает под такое налогообложение, а удаленный доступ к программам и базам данных облагается по новой схеме.
Как рассчитывать и платить?
Плательщики-иностранцы берут для расчета ставку 16,67% к стоимости услуг с учетом НДС. Если платят российские посредники в цепочке, берется ставка 20% к стоимости электронных услуг без НДС (ст. 161 НК РФ, п. 5).
Российским покупателям услуги полезно знать, что требует закон от их зарубежных партнеров:
- Постановка на учет в ФНС не позже 30 календарных дней с начала оказания услуг. Заявление сейчас есть возможность подать дистанционно. После присвоения реквизитов налогоплательщика в РФ, таких как ИНН, КПП, зарубежная фирма может вести дела с ФНС также дистанционно, через личный кабинет.
- Поквартальный расчет налога. Берется квартал, в котором прошла оплата. Если стоимость услуг в валюте, требуется пересчет в рубли по курсу ЦБ РФ на последний день квартала.
- Отчетность раз в квартал в ФНС.
- Уплата до 25 числа следующего за кварталом месяца.
Важный момент! Если иностранная фирма оказывает широкий перечень услуг, в том числе электронные услуги, при расчете НДС может возникать сложность: выделить электронные услуги не всегда возможно. Если иная реализация дополняет электронные услуги, допустимо начислять на нее НДС как указано в ст. 174.2 НК РФ (Письмо ФНС № СД-4-3/10374@ от 29/05/19).
У иностранных компаний нередко возникают технические проблемы по уплате налога. Российский партнер может совместно с иностранным поставщиком услуг обратиться к посредническим банкам (консалтинговым компаниям). Они рассчитают и перечислят налог с предоставлением подтверждающих документов (например, компания Deloitte).
Льготы и вычеты
Обратим внимание на ряд спорных моментов применения «налога на гугл».
ФНС некоторое время назад фактически разрешила использовать прежний порядок, когда российский партнер может выступать как посредник зарубежного на добровольных началах.
В таком случае претензий к иностранцам у налоговой службы не будет, за исключением требования сдачи нулевого расчета по НДС. Налог можно будет принять к вычету (письмо ФНС № СД-4-3/7937 от 24/04/19 г.).
Налоги с доходов от продаж мобильного приложения
Антон Дыбов
эксперт по налогообложению
Профиль автора
Разработчики платных приложений для Эпстора и Гугл-плея должны платить налог с доходов за их покупку.
Если пользователь скачивает приложение, разработчик получает доход, который по законодательству РФ облагается налогом. Но у налогообложения доходов от продаж мобильных приложений есть нюансы.
Разберемся, как получать прибыль за продажу приложений в Эпсторе и Гугл-плее, нужно ли регистрировать ИП и как выгоднее разобраться с налогами.
О коммерческой деятельности и обязательной регистрации ИП надо задуматься, когда разработчик активно рекламирует приложение, регулярно нанимает в помощь фрилансеров, ищет и находит инвестиции.
Без этого регистрация ИП может понадобиться разработчику только для оптимизации налоговых выплат. По умолчанию можно работать и как обычное физлицо.
Договор с разработчиком «Эпл». Среди условий, чтобы стать разработчиком, — возраст 13 лет и старше и возможность заключить договор в стране разработчика. Про необходимость статуса ИП в договоре ничего не сказано. В лицензионном соглашении для разработчиков про статус ИП тоже ничего не говорится
Договор с разработчиком мобильных приложений Гугл-плей. О необходимости быть ИП ничего не сказано
Во-вторых, расчеты ИП с Эпстором, Гугл-плеем и другими зарубежными покупателями однозначно подпадают под валютный контроль. Т—Ж уже писал, в чем он заключается, не буду повторяться. Штрафы за нарушение порядка очень болезненные, в некоторых случаях можно расстаться со всей поступившей суммой.
А вот периодичность зачисления платежей от сервисов ни на что не влияет. Ни если разработчик — ИП, ни если он самый обычный человек.
Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться
- Если приложение хочет приобрести пользователь из страны, по законам которой с электронной покупки нужно заплатить НДС или налог с продаж, Эпстор и Гугл-плей автоматически накручивают налог сверху.
- То есть сумма, которую получит на руки разработчик, обычно не зависит от наличия или отсутствия НДС либо налога с продаж в стране покупателя.
- Обе платформы предоставляют разработчикам детализированные отчеты по платежам за месяц.
Налоги с доходов от приложений разработчики платят в РФ сами. Надеяться, что это сделает Эпстор и Гугл-плей, бесполезно.
Комиссия Эпстора или Гугл-плея — это расходы разработчика. Их можно попробовать учесть только при исчислении НДФЛ. При подсчете налога по УСН 6% от доходов или налога на профессиональный доход затраты не учитывают.
Принцип 2: доходы в валюте пересчитывают в рубли по официальному курсу ЦБ на день поступления денег. Например, сумма продаж по итогам месяца в Эпсторе — 100 долларов США.
Магазин перечислил 70 долларов, удержав 30 долларов комиссии. Разработчик выбрал валютой получения рубли, внутрибанковский обменный курс на день зачисления 70 долларов — 65 рублей за доллар.
В итоге на счет упало 4550 рублей.
Официальный курс ЦБ на день зачисления денег — 66 рублей за доллар. По первому принципу налоговый доход разработчика — 100 долларов, а не 70. А по второму — эти 100 долларов надо перевести в рубли по курсу ЦБ, а не банка, что даст 6600 рублей дохода.
Но оба принципа работают только в теории. В жизни, судя по форумам для разработчиков, люди отчитываются лишь по суммам, которые пришли на руки. И конвертацией валюты в рубли по курсу ЦБ тоже никто не занимается.
Теперь разберемся, какую систему налогообложения выбрать разработчику приложений — физическому лицу или ИП.
Налог на профессиональный доход, или НПД, он же налог для самозанятых, — специальный налоговый режим, который с 2020 года действует по всей России. Об НПД у Т—Ж есть целая подборка материалов и бесплатный курс, поэтому расскажу про этот налог кратко.
Для уплаты налога для самозанятых надо установить приложение «Мой налог» от ФНС, зарегистрироваться в нем и формировать через приложение чеки на платежи от Эпстора, Гугл-плея и прочих заказчиков. Сумма НПД к уплате за месяц подсчитывается автоматически. Перечислить ее нужно не позднее 25 числа следующего месяца.
База для исчисления НПД — вся сумма доходов. Предположим, что годовой доход разработчика мобильных приложений — 100 тысяч рублей. Из них 30 тысяч забирает Эпстор или Гугл-плей, на руки человек получает 70 тысяч.
Если учитывать оба принципа исчисления налога с доходов от приложений, то за базу придется брать 100 тысяч рублей — без вычета комиссии магазина. Кроме того, поступления в валюте необходимо пересчитать в рубли по официальному курсу ЦБ на дату получения денег.
Нарушать ли принципы — решает разработчик. Мы не советуем.
Таким образом, разработчик со 100 тысяч дохода должен заплатить 6 тысяч НПД с учетом всех принципов. А без учета — чуть больше 4 тысяч. Но при любом варианте НПД выгоднее НДФЛ. Если разработчик получает от мобильных приложений не более 2,4 миллиона в год и ему не нужны вычеты по НДФЛ, уплата НПД — логичное решение.
Формирование чека в приложении «Мой налог»
Кроме того, статус плательщика НДФЛ открывает доступ к вычетам: стандартным, имущественным и социальным. Это особенно актуально, когда человек живет только на доходы от мобильных приложений.
Если применить к доходу в 100 тысяч рублей 30 тысяч вычета по расходам на комиссию, то разработчик заплатит чуть больше 9 тысяч рублей НДФЛ:
(100 000 Р − 30 000 Р) × 13% = 9100 Р
А без вычета — 13 тысяч рублей:
100 000 Р × 13% = 13 000 Р
Если же разработчик нарушит принцип исчисления налога и в доходах покажет только 70 тысяч, не заявляя вычет, к уплате получатся все те же 9 тысяч налога.
Фрилансеры без ИП не уплачивают обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Все ИП платят фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование. Сумма не зависит от доходов — ее вносят просто по факту регистрации ИП и даже при наличии налоговых каникул в регионе.
Фиксированные взносы ежегодно растут. Так, за 2019 нужно было заплатить 36 тысяч с небольшим, а в 2020 и в 2021 — уже почти 41 тысячу рублей.
Есть еще дополнительные пенсионные взносы — 1% от годовых доходов ИП на УСН, превышающих 300 тысяч рублей.
Вернемся к примеру с НДФЛ. Годовой доход разработчика приложений — 100 тысяч рублей, комиссия Эпстора или Гугл-плея — 30 тысяч. НДФЛ с учетом профессионального вычета — 9 тысяч рублей. Это все, что нужно отдать в бюджет, не будучи ИП.
Если взять те же доходы для ИП на УСН 6%. Фиксированные взносы за 2020 год составляют 40 874 Р, дополнительные платить не придется, поскольку доход меньше 300 тысяч.
Взносы получаются больше налога, значит, разработчик вообще его не платит. В итоге за 2020 год разработчик — ИП на УСН 6% отдаст 41 тысячу рублей взносов против 9 тысяч рублей НДФЛ, если бы разработчик оставался физическим лицом.
Следовательно, задуматься о регистрации ИП на УСН 6% разработчику мобильных приложений стоит, если ему недоступен НПД, а годовой доход таков, что НДФЛ с него больше фиксированных взносов. Пороговое значение доходов на 2021 год — около 314 тысяч рублей:
40 874 Р / 0,13 = 314 415 Р
- Если на приложениях человек зарабатывает меньше и не может платить НПД, выгоднее уплачивать НДФЛ без регистрации ИП.
- Стать ИП и купить патент — сомнительный вариант легализации доходов от мобильных приложений.
- А вместе с фиксированными — 88 тысяч рублей:
47 000 Р + 40 874 Р (сумма фиксированных взносов) = 87 874 Р
Можно сначала перечислить в бюджет страховые взносы, а затем оплатить патент, или наоборот. Если сначала оплатили патент, то сумму уплаченных страховых взносов можно вернуть на расчетный счет или учесть в виде налогового вычета для оплаты патента на следующий период. Если вы сначала заплатили страховые взносы, за патент можно заплатить меньше.
Следовательно, московский разработчик приложений, взявший патент на 2021 год, заплатит налог и обязательные страховые взносы, но суммарно отдаст государству 300 000 Р.
914 000 Р − 300 000 Р = 614 000 Р × 1% = 6140 Р
Эту сумму вместе с фиксированными взносами вычтем из налога, поэтому всего надо заплатить те же 54 840 Р.
Это выгодно, только если реальный доход подмосковного разработчика приложений намного превышает 914 тысяч в год. Если нет, лучше платить НДФЛ, НПД или налог на УСН 6%.
- Регистрировать ИП для продаж мобильных приложений в Эпсторе или Гугл-плее необязательно. Это нужно, только если вы намерены активно рекламировать бизнес, привлекать работников и договариваться об инвестициях.
- Получать деньги от сервисов можно без статуса ИП. От Эпстора — на обычную дебетовую карту в рублях, от Гугл-плея — на валютный счет, он платит российским разработчикам только долларами США.
- Если доходы от Эпстора или Гугл-плея достигнут 200 тысяч рублей, банк может запросить выписки из соглашений о сотрудничестве c сервисами.
- Для налогов в РФ доходом разработчика считается вся оплаченная цена приложения, без уменьшения на комиссию Эпстора или Гугл-плея. Поступления в валюте надо пересчитывать в рубли по официальному курсу ЦБ РФ на день получения денег.
- Если разработчик зарегистрируется как самозанятый, то с доходов от Эпстора и Гугл-плея он может платить налог на профессиональный доход по ставке 6%.
- Если годовые доходы разработчика от приложений не превышают 314 тысяч рублей, выгоднее платить НДФЛ как обычное физлицо и раз в год предоставлять налоговую декларацию.
- Если НПД разработчику не подходит, а в год на продаже мобильных приложений он зарабатывает больше 314 тысяч, выгодно зарегистрировать ИП на УСН, платить 6% от доходов и ежегодно представлять декларацию. Дополнительно придется перечислять в налоговую страховые взносы, но на них можно уменьшить исчисленный налог.
- Патентная система налогообложения для ИП — разработчиков мобильных приложений невыгодна. Налог по ставке 6% считают от потенциального дохода, а не от реального. Как и на упрощенке, дополнительно придется перечислять в налоговую страховые взносы, но на них можно уменьшить исчисленный налог.
Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?
Продажа программного обеспечения без НДС на внутреннем рынке Российской Федерации возможна на основании льготы, указанной в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Однако бывают и случаи, когда применение данной льготы незаконно, а значит, покупатель программного обеспечения обязан оплатить предъявленную продавцом сумму НДС.
Рассмотрим порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость реализацию программного обеспечения.
Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).
Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из не противоречащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):
- Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
- Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).
При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст.
1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора.
При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.
Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:
- предмета договора и права его использования (с указанием даты и номера патента, свидетельства, другого документа, удостоверяющего исключительное право на объект);
- размера оплаты в случае заключения возмездного договора;
- способов использования объекта интеллектуальной собственности.
Моментом заключения лицензионного договора является дата его госрегистрации (письмо Минфина от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226).
Государство поддерживает развитие IT отрасли в России и для этого вводит ряд налоговых мер, так называемый налоговый маневр.
В чем заключаются такие меры и какие преференции предусмотрены для IT компаний, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности мер поддержки отрасли.
Продажа программного обеспечения без НДС
Обязанность по исчислению и уплате того или иного налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). На территории Российской Федерации реализация товаров, работ, услуг и имущественных прав признана объектом обложения НДС соответственно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.
Не подлежащие обложению (освобожденные от налогообложения) НДС операции указаны в ст. 149 НК РФ. Налоговым законодательством, согласно подп. 26 п. 2 ст.
149 НК РФ, разрешено льготное налогообложение передачи исключительных прав на программное обеспечение, выполненной согласно договору на отчуждение исключительных прав или лицензионному договору.
Для освобождения от НДС необходимо, чтобы программа для ЭВМ или база данных, на которую вы передаете исключительные права или права на ее использование, была российской и значилась в специальном реестре, утв. Постановлением Правительства от 16.11.2016 №1236.
ВАЖНО! Применить освобождение можно только в том случае, если передаваемые права не связаны с интернет-рекламой и торговлей (абз. 2 пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Сравнительный анализ налоговых систем Российской Федерации и Германии
В рамках мировой экономики, конкуренция государств, в сфере налогообложения, позволяет выявить наиболее приоритетные страны для привлечения транснациональных инвесторов. Именно поэтому проведение сравнительного анализа налоговых систем РФ и Германии является актуальным [3].
В Российской Федерации налоговая система сформировалась относительно недавно – в 1992 году, следуя за датой распада СССР. На протяжении многих лет вносились различные изменения и уточнения, на основе которых были построены базовые элементы и принципы российского налогообложения [5].
Налоговые доходы составляют около 64% от объема поступивших доходов в бюджет РФ за 2020 год. НДС служат основными источниками налогового пополнения государственной казны в России.
При этом, следует уточнить, что распределение налогов в России происходит на двух уровнях: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущества зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а НДС в федеральный [4].
Однако рост налоговых доходов не является гарантом устойчивости налоговой системы государства. Это связано с проблемами, которые прослеживаются в российском налогообложении, а именно:
- преимущественно фискальный характер налогов;
- нестабильность налогового законодательства;
- отсутствие единой налоговой ставки на доходы физических лиц.
Решение этих проблем возможно в результате использования зарубежного опыта, в частности применения основных принципов налоговой системы Германии в целях реформирования налоговой системы РФ.
При рассмотрении налоговой системы в Германии следует принять во внимание, что она обладает сложной структурой, разделенной на три уровня. В этом заключается определяющая особенность немецкой системы.
Распределение поступлений происходит между всеми уровнями бюджета и это позволяет выравнивать экономику федеральных земель при условии их неравномерного экономического развития.
Подобная система, безусловно, носит отражение федеративного устройства Германии.
Одной из особенностью налоговой системы Германии является то, регионы с наиболее высокими доходами обязаны перечислять определенную долю денежных средств для поддержания наименее развитых земель. Это позволяет уровень развития различных регионов примерно на одинаковом уровне, а также способствует развитию различных видов деятельность, в первую очередь сельскохозяйственной.
В рамках немецкой налоговой системы функционируют многие принципы, но мы обратим внимание на один из них. Гласит он о следующем: размеры налогов должны соответствовать объему государственной поддержки, при том, что учитывается также и защита гражданина, и все прочие услуги, которые государство намерено реализовать.
Из приведенного принципа, можно сделать вывод о том, что в Германии уровень налогообложения велик, но при этом граждане данного государство получают помощь во всех сферах жизнедеятельности.
Налоги в Германии подразделяются на федеральные, земельные и муниципальные. Им соответствуют общие и собственные налоги федеральных земель, а также налоги общин. В России нет трехуровневой системы распределения, но присутствует в некотором смысле упрощенная, состоящая из двух уровней. Реализуется система по региональному и по федеральному уровням [4].
Разрыв между уровнем налогообложения и финансовыми возможностями хозяйствующих субъектов типичен для российской налоговой системы. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенного на представителей различных классов населения.
При рассмотрении сходств и различий национальных налоговых систем отметим, что для России и Германии характерны разные подходы к налогообложению. В данном случае следует уточнить, что пропорциональная система функционирует в РФ, а прогрессивная в Германии.
Налоги Германии обладают большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом. В России же налог составляет пропорциональную долю от дохода. Это твердая и неизменчивая ставка, на которую не влияет размер прибыли, будь то зарплата социального рабочего, или же прибыль от деловой сделки в десятки раз больше.
Такая система предполагает, что налог вполне справедлив, уплачивается всеми, нагрузка одинакова, хотя найдется пару-тройку аргументов против данного высказывания.
Это спровоцирует уменьшение налоговых поступлений в бюджет, что отразится на положении малоимущих семей, так как социальная поддержка государства черпается именно за счет этих поступлений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пропорциональная система налогообложения, которая действует на территории РФ не совсем эффективна, поскольку граждане с наиболее высоким уровнем заработной платы уплачивают налог в таком же размере, что рабочие с низким уровнем дохода. Это все отражается в дискриминации по оплате труда. Отсюда делается вывод о том, что налоговая система Российской Федерации могла бы приобрести социальную направленность, которая наблюдается в Германии.
Также при рассмотрении немецкой налоговой системы, необходимо отметить, что правительство Германии очень щедры в плане льгот.
Так, например, немецкие граждане, оказавшись в серьезном положении (нехватка финансов), либо же нуждающиеся в материальной помощи по иным причинам (обучение и т.д.), могут пользоваться льготами, которых в Германии хватает.
В сравнении с немецкой реальностью Россия пока что отстает. Поддержка налогоплательщиков отсутствовала в своем динамичном состоянии, пока не случилась всемирная пандемия.
Однако, пандемия внесла изменения в систему налогообложения РФ.
Так, определенные категории освободились от уплаты платежей – это индивидуальные предприниматели, организации, которые были признаны пострадавшими от последствий пандемии, это различные компании, лица из реестра социально-ориентированных организаций, а также те, кто получает президентские гранты. Религиозные организации также оказались в их числе.
Данное решение имеет не совсем положительные стороны, это связано с тем, что освободив большую часть граждан Российской Федерации от налогового бремени, государство предрекает себя на огромную потерю доходов от налоговых поступлений, которые направлены на обеспечение денежными ресурсами государственные и муниципальные организации, такие как школы, больницы, сады и т.д.
В заключение хотелось также отметить, что до недавних мировых событий, связанных с коронавирусом, порядок уплаты налогов в Российской Федерации зависел от налогового статуса, а определялся он временем нахождения человека на территории России.
Срок в 183 дня был актуален для старых порядков, но все кардинально поменялось, и теперь мы можем наблюдать бесконтрольную ситуацию. «Допандемийная» Россия имела налоговую систему, в рамках которой доходы облагались 13-ной ставкой налога. Но, допустим, человек из-за коронавируса был вынужден уехать к своей семье за границу.
Если он будет отсутствовать в России более полугода, то его статус резидента РФ утратит силу, а доходы станут облагаться налогом по другой ставке – 30%. Данное решение на руку государство, поскольку государственный бюджет резко возрастет за счет появившихся нерезидентов страны.
Однако, если рассматривать это по отношению к гражданам, то это не весьма справедливо, поскольку ситуация с пандемией никак не зависит от них. Таким образом, от данного установления выигрывает только государство РФ.
Необходимо отметить, что немецкой налоговой системе прослеживаются и недостатки. Основной отрицательной чертой является то, что в Германии в отличие от Российской Федерации, граждане помимо подоходного налога, уплачивают ряд других налогов, например, налог на дождь, налог на гугл и т.д. Возможно, в этом плане усматривается некое положительное сравнение в пользу системы РФ.
Таким образом, рассмотрев налоговые системы Российской Федерации и Германии, были изучены положительные и отрицательные стороны систем налогообложения. Можно с уверенностью сказать о том, что налоговая система является опорой экономической системы государства. Более того при верной правовой политике эта система позволит обеспечить необходимую социальную защиту граждан.
Для качественных изменений России важно грамотно заимствовать опыт зарубежных стран, применять принципы их налоговых систем и подстраивать под российскую действительность. Безусловно, этот процесс займет длительное время.
Упрощенный «налог на гугл» и расходы дольщиков: что изменилось в налоговой сфере?
О том, на что стоит обратить внимание юрлицам, ИП и обычным гражданам при уплате налогов, порталу 1prof.by рассказала заместитель начальника ИМНС по Минску Ольга Кишко.
С 1 января 2018 года в Беларуси появился так называемый «налог на гугл». Упрощен ли порядок администрирования НДС по услугам, оказываемым физлицам в электронной форме?
— С 26 января 2018 года вступил в силу Указ Президента № 29 «О налогообложении», нормы которого распространяют свое действие и на уплату этого налога.
Так, для иностранных организаций, оказывающих физлицам услуги в электронной форме, предусмотрен упрощенный порядок представления заявления о постановке на учет в налоговом органе (заявление представляется в электронной форме без использования ЭЦП).
При этом выписка из торгового реестра иностранного государства и доверенность представителя иностранной организации не требуют апостилирования (легализации), а их перевод — нотариального заверения.
В целом Налоговый кодекс остался прежним. Однако некоторые изменения все же были. В частности, с порядком исчисления налога на прибыль?..
— Сейчас затраты, которые понес заказчик или застройщик при возведении и благоустройстве объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, переданных безвозмездно в собственность государств, включаются в состав внереализационных расходов.
Они учитываются при налогообложении прибыли. Однако с 26 февраля 2018 года вступают в силу положения подпункта 5.10 пункта 5 Декрета Президента № 7 «О развитии предпринимательства».
Теперь не только заказчик или застройщик, но и участники долевого строительства смогут учитывать при налогообложении прибыли данные затраты.
Также согласно документу в состав внереализационных расходов включается стоимость безвозмездно выполненных работ (оказанных услуг, переданных товаров) при реконструкции, ремонте объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности государства, в связи с возведением строительных объектов.
Периодически обновляются и коэффициенты к ставкам земельного и налога на недвижимость. Каков их размер для Минска на 2018 год?
— Решением Минского городского Совета депутатов от 21 декабря 2017 года № 368 предусмотрены пониженные коэффициенты к ставкам налога на недвижимость и земельного налога для отдельных категорий плательщиков.
В частности, для организаций, которым переданы находящиеся в собственности Минска гостиницы для домашних животных, вместимостью не менее 70 голов, коэффициент к ставкам налога на недвижимость устанавливается в размере 0,5.
Такой же коэффициент предусмотрен для организаций, предоставляющих услуги общих отделений бань.
Кроме того, преференции в виде пониженных коэффициентов к ставкам земельного налога дополнительно получили предприятия, которым переданы мусороперерабатывающие сортировочные заводы, производительностью 90–100 тыс. тонн в год, находящиеся в собственности города.
А также организации общественных объединений «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», численность инвалидов в которых составляет не менее 50% от списочной численности в среднем за период.
Как меняются способы работы в связи с развитием технологий?
— Сегодня невозможно представить какую-либо сферу деятельности, которая бы их не применяла. Министерство по налогам и сборам в данном случае не исключение. Так, создан ряд электронных сервисов, которые позволяют экономить время. Один из самых распространенных — «Личный кабинет».
Для юридических лиц и ИП он дает возможность в режиме реального времени подать заявку на получение документов, проверить электронный документ, направленный в налоговый орган, и ответ на него, записаться на личный прием к руководству инспекций МНС, заполнить и подать декларацию по налогам и т.д.
Через «Личный кабинет плательщика для физических лиц» предоставляется ряд электронных услуг. Среди них — подача деклараций по подоходному налогу, получение извещения на уплату налога на недвижимость, земельного налога, подоходного налога, а также запись на личный прием к руководству инспекций МНС.
Самый простой способ получить доступ к «Личному кабинету» — обратиться в любую налоговую инспекцию с документом, удостоверяющим личность, где вам выдадут логин и пароль. Кстати, эта услуга является бесплатной.
Налоговую декларацию по подоходному налогу за 2017 год необходимо представить не позднее 1 марта этого года. На что обратить внимание?
— Напомню, наиболее распространенными и подлежащими налогообложению являются доходы, полученные за границей или из-за границы, от возмездного отчуждения в течение календарного года более одного автомобиля, от возмездного отчуждения более одного в течение 5 лет жилого дома с хозпостройками (при их наличии), одной квартиры, одной дачи.
Также сюда относятся возврат взносов при прекращении строительства квартир или индивидуальных жилых домов, либо в случае удешевления строительства. Подлежат налогообложению и подарки, превышающие в течение налогового периода по сумме 5 555 рублей. За исключением случаев, когда они получены от близких родственников, опекунов, попечителей и т.
д.
Какие планы у столичных налоговых органов на этот год?
— Основными направлениями станут камеральный контроль, сокращение теневой экономики, выявление и предотвращение выплаты зарплат «в конвертах», декларирование доходов физических лиц, которые владеют дорогостоящим имуществом. Также будем работать над развитием электронных сервисов, делать обслуживание максимально быстрым и комфортным.
Хочу отметить, что в 2017 года в консолидированный бюджет Минска поступило свыше 11 млрд рублей налогов, сборов и иных платежей, контролируемых МНС. Это на 73,6 млн рублей больше запланированного показателя.
Ирина ЯНУШКЕВИЧ