![]() |
22 октября 2019 года вступил в силу новый административный регламент, устанавливающий правила осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства (далее – регламент; утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 г. № 160). Большая часть положений перешла в него из прежнего, действовавшего до указанной даты, регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. № 354н. Однако содержится в документе и ряд новшеств, которые стоит учесть организациям и ИП, являющимся работодателями.
Порядок прекращения проверки
Регламентом предусмотрено, в частности, что начатая проверка должна быть прекращена в случае установления факта анонимности обращения или заявления, ставшего поводом для организации проверки, либо содержания в нем заведомо недостоверных сведений – данным положением дополнен перечень существовавших ранее оснований прекращения проверки (все эти основания закреплены в п. 27 регламента).
Указано также, какие сведения должно содержать решение о прекращении проведения проверки, которое оформляется в виде письменного распоряжения, приказа руководителя Роструда или его территориального органа – государственной инспекции труда в субъекте РФ – либо их заместителей (документ издается по собственной инициативе указанных лиц или на основании служебной записки уполномоченного на проведение проверки должностного лица). Помимо идентифицирующей участников проверки информации – о наименовании проводившего ее территориального органа Роструда, наименовании юридического лица или Ф. И. О. гражданина, в том числе ИП, в отношении которого проверка прекращается, в распоряжении или приказе отражаются дата, время и место его составления, дата прекращения проверки, а также подробно излагаются факты, явившиеся основанием для ее прекращения (п. 28 регламента).
Кроме того, прямо закреплен запрет на прекращение внеплановой проверки при подаче гражданином заявления об отзыве своего обращения в надзорный орган, ставшего основанием для ее проведения (п. 29 регламента).
Как отметил в ходе организованной газетой «Ведомости» конференции HR Legal начальник отдела надзора за соблюдением трудового законодательства Роструда Александр Турков, это позволит предотвратить ситуации неоднократного обращения работодателей по одному и тому же обстоятельству, что ранее имело место – вроде бы разрешивший спор с работодателем работник подавал заявление о прекращении проверки, однако впоследствии снова обращался в надзорный орган по тому же вопросу, так как работодатель вопреки договоренности не устранил нарушение.
Проведение плановых проверок юридического лица, имеющего филиалы
Согласно регламенту перед началом организации проведения плановой проверки юридического лица, филиалы которого расположены в иных субъектах РФ, руководитель соответствующей инспекции труда (по месту регистрации самой организации) или его заместитель должны получить сведения обо всех филиалах, структурных подразделениях и рабочих местах данного юридического лица.
Кроме того, указанному должностному лицу необходимо направить запросы в территориальные органы Роструда тех регионов, где зарегистрированы филиалы и структурные подразделения организации, для получения сведений об их должностных лицах, подлежащих включению в распоряжение или приказ о проведении выездной проверки по месту нахождения юридического лица, его филиалов и подразделений, в ходе которой будут обследоваться территории, помещения, оборудование и т. д., используемые проверяемым хозяйствующим субъектом (п. 50 регламента).
Таким образом, в данном случае уполномоченными на проведение проверки организации лицами являются руководитель, его заместитель, иные должностные лица государственной инспекции труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано это юридическое лицо, а также должностные лица инспекций труда в регионах, где находятся филиалы и структурные подразделения данной организации.
Результаты контрольных мероприятий, проведенных в отношении расположенных вне региона, на территории которого находится сама организация, должны направляться в территориальный орган Роструда по месту ее регистрации не позднее чем за пять рабочих дней до окончания срока проведения выездной проверки, определяемого распоряжением или приказом о ее проведении, в форме справки, подписанной уполномоченным на проведение проверки должностным лицом, с приложенными подтверждающими документами и материалами. Все полученные из регионов справки учитываются при составлении акта проверки должностными лицами государственной инспекции труда в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано проверяемое юридическое лицо (п. 68 регламента).
При организации проведения плановых проверок ИП и юридических лиц, которые являются работодателями, напомним, применяется риск-ориентированный подход (п. 20 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, п.
1 Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска).
Но стоит помнить – и на это обратил особое внимание Александр Турков, – что категория риска, предопределяющая периодичность проведения плановых проверок, устанавливается для всего юридического лица – работодателя, а не его конкретных филиалов.
Внеплановые проверки на основании информации о нарушениях, угрожающих жизни и здоровью граждан
В п. 90 регламента подробно прописаны основания проведения внеплановых проверок работодателей – данный перечень сформирован на основе положений о внеплановых проверках профильного закона (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля») и Трудового кодекса (ч. 7 ст. 360 ТК РФ).
Одним из таких оснований является поступление в Роструд или государственную инспекцию труда сведений о фактах нарушения работодателем трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, которые привели к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, других причитающихся работникам начислений, установлению зарплаты в размере ниже МРОТ. Такие данные могут содержаться в обращении или заявлении гражданина, в том числе ИП, юридического лица либо в сведениях, полученных от органов власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профсоюзов или из СМИ.
Надо полагать, именно с целью упрощения оценки полученной информации на предмет того, свидетельствует ли она о наличии угрозы жизни и здоровью работников или нет, в регламенте закреплен список факторов, которыми может быть обусловлено возникновение такой угрозы. К ним отнесены (п. 91 регламента):
- невыплата зарплаты или ее составных частей;
- непредоставление оплачиваемых отпусков;
- нарушение режима труда и отдыха;
- уклонение от оформления трудовых отношений или ненадлежащее их оформление;
- необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медосмотры, психиатрические освидетельствования;
- отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
- непроведение специальной оценки условий труда;
- непредоставление или нарушение порядка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения СОУТ.
Выдача предписаний по итогам проверки
Из всех положений об оформляемых в результате проведения проверок документах именно нормы о предписаниях претерпели наиболее существенную корректировку. В частности, в регламенте закреплено право уполномоченных должностных лиц выдавать не только по завершении проверки, но и в процессе ее проведения два вида предписаний (п. 120 регламента):
- об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, которые не соответствуют обязательным требованиям, предусмотренным законодательством о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда.
Реализация этой возможности, как полагает Роструд, положительно скажется на обеспечении для работников безопасных условий труда и предупреждении травматизма.
Интересное изменение касается содержания предписаний об устранении выявленных нарушений, допущенных работодателем, – запрещено включать в такие предписания требования о соблюдении законодательства в дальнейшем (п. 115 регламента).
«Предписание выдается с целью устранения нарушений, нет смысла дублировать в нем какие-то отдельные обязанности работодателя, которые он должен исполнять в принципе.
Но в практике инспекций такое было – предписания содержали требования о соблюдении законодательства в дальнейшем», – отметил Александр Турков.
Стоит также обратить внимание на то, что теперь работодатель может подать в Роструд или государственную инспекцию труда ходатайство о продлении срока исполнения выданного ему предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (что, напомним, возможно при наличии уважительных причин, препятствующих исполнению отдельных пунктов предписания) не позднее пяти, а не 10, как было ранее, рабочих дней до указанного в предписании срока устранения нарушения (п. 118 регламента).
Досудебное обжалование решений и действий проводивших проверку должностных лиц
Главное новшество, затрагивающее досудебный порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роструда и государственных инспекций труда, а также их должностных лиц, заключается в установлении срока для подачи соответствующей жалобы уполномоченному на ее рассмотрение руководителю – он составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права этим решением или действием (п. 147 регламента).
Поскольку составленные по итогам проведения проверки документы, например акт проверки или предписание, представляют собой решения уполномоченных на ее проведение должностных лиц, они тоже могут быть обжалованы в досудебном порядке.
«Досудебное обжалование акта проверки и предписания происходит по правилам регламента – жалоба подается в установленный трехмесячный срок. А при обжаловании постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности применяются исключительно положения КоАП.
Срок для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 10 дней со дня вручения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ)», – подчеркнул Александр Турков.
***
Таким образом, несмотря на то что кардинального изменения порядка осуществления надзора в сфере труда не произошло, работодателям все же стоит внимательно изучить положения нового регламента, так как рассмотренные выше положения затрагивают в первую очередь их интересы.
С сегодняшнего дня трудовые проверки проводят по-новому. посмотрите, что спросят
Новые правила трудовых проверок вступили в силу 22 октября 2019.
Что случилось
Опубликован приказ Роструда от 13.06.2019 № 160, который устанавливает административный регламент трудовых проверок.
В новом регламенте описаны:
- права и обязанности проверяющих и проверяемых лиц;
- документы, которые могут быть истребованы у работодателя и у других органов в рамках госнадзора;
- виды, сроки и порядок проведения проверок.
План проверок
В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении гоконтроля, снижения издержек работодателей и повышения результативности своей деятельности Рострудом при планировании надзорных мероприятий применяется риск-ориентированный подход.
Что это значит? Деятельность юрлиц и ИП относят к определенной категории риска, в зависимости от которой устанавливается периодичность проверок.
Определение категорий риска работодателей осуществляется автоматически подсистемой планирования АСУ КНД с использованием ведомственных отчетов Роструда (содержат данные о травматизме и задолженности по заработной плате), а также посредством системы межведомственного электронного взаимодействия с ФНС (содержит данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности).
- При формировании проекта ежегодного плана проверок Рострудом обеспечивается:
- приоритет включения в ежегодный план работодателей с высоким и значительным риском, а также работодателей с наиболее часто выявляемыми фактами нарушений трудовых прав работников, неблагоприятными условиями труда, высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- соблюдение требований Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающих предельные сроки проведения плановых проверок юрлиц и ИП, в том числе относящихся к субъектам малого предпринимательства;
- соблюдение порядка подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок, их согласования и представления в органы прокуратуры;
- недопустимость включения в ежегодные планы проверок филиалов юрлиц как самостоятельных объектов проверки;
- предварительное рассмотрение вопроса фактического осуществления деятельности работодателями, подлежащими включению в ежегодный план проверок, в том числе с направлением соответствующих запросов.
По новому регламенту планы проверок на 2020 год должны быть опубликованы на сайте Роструда до 10 ноября 2019 года.
Напомним, раньше они публиковались до 1 декабря.
Как часто и как долго
Проведение плановых проверок работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска — один раз в 2 года;
- для категории значительного риска — один раз в 3 года;
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
- для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска. В отношении юрлица или ИП, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
- Плановые проверки могут проводиться в форме документарных или выездных проверок.
- Срок проведения каждой плановой документарной проверки не должен превышать 20 рабочих дней.
- В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
- Продолжительность выездной плановой проверки рассчитывается из времени, фактически проведенного сотрудниками Роструда непосредственно на проверяемом объекте, не учитывая время, затраченное на подготовку проверки и оформление результатов и материалов проверки.
Трудинспекция может принять решение о продлении срока выездной проверки. Продевать срок документальной проверки Роструд не имеет права.
Внеплановые проверки
Если вы отнесены к категории низкого риска, это не означает, что визит трудинспекторов вам не грозит. Проверки бывают и внеплановыми.
- Основаниями для проведения Рострудом внеплановой проверки являются:
- 1) истечение срока исполнения работодателем выданного Рострудом предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- 2) мотивированное представление должностного лица Роструда по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с работодателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших обращений и заявлений граждан, информации от органов власти, из СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда;
- 3) поступление в Роструд или его территориальный орган:
- обращений и заявлений граждан, от органов власти, профсоюзов, СМИ о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок зарплаты, либо установлению зарплаты в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
- обращений и заявлений граждан, информации от органов власти, профсоюзов, из СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения;
- обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
- запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 ТК;
- наличие приказа руководителя (замруководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ, либо руководителя (замруководителя) территориального органа Роструда, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок юрлиц и ИП, в том числе отнесенных в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства, не может превышать 20 рабочих дней.
Какие документы изучают трудинспекторы
В регламенте приведен исчерпывающий перечень документов и информации, которые могут запросить трудинспекторы у работодателей или госорганов.
Так, в список для работодателей вошли 26 видов документов. Среди них, в том числе:
- документы, устанавливающие организационно-правовую форму работодателя, его права и обязанности, в том числе приказ о назначении руководителя организации, о назначении ответственных должностных лиц;
- локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, ПВТР и документы об ознакомлении с ними работников под роспись;
- штатное расписание;
- решения работодателя, принятые с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа;
- документы, подтверждающие соблюдение порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- заявления, обращения, уведомления работников;
- приказы работодателя, изданные в рамках трудовых и иных непосредственно с ними связанных отношений, и данные об ознакомлении с ними работников под роспись;
- документы, устанавливающие трудовые отношения, в том числе трудовые договоры, гражданско-правовые договоры;
- документы, устанавливающие права и обязанности сторон трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- документы, связанные с заключением, изменением, прекращением трудового договора, в том числе уведомления работников, должностные инструкции, трудовые книжки, бланки трудовых книжек и вкладышей в них, книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них, приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них, заявления работников, документы, представляемые при трудоустройстве, отказ в заключении трудового договора, договоры о полной материальной ответственности, приказы по личному составу, о прекращении трудовых договоров, об увольнении работников и иные документы, на основании которых изданы данные приказы, личная карточка формы Т-2;
- документы, подтверждающие выполнение обязательных требований в сфере защиты персональных данных работников;
- документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части рабочего времени, в том числе табели учета рабочего времени, графики работы (сменности), результаты СОУТ, соглашения сторон об установлении неполного рабочего времени, документы об ознакомлении работников в письменной форме с правом отказаться от работы в ночное время, сверхурочной работы, документы об установлении режима рабочего времени;
- документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части времени отдыха, в том числе соглашения между работником и работодателем, графики отпусков, уведомления работников о предстоящих отпусках, приказы о предоставлении отпусков, заявления работников о предоставлении отпусков, документы о привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, письменные согласия работников о работе в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, соглашения между работником и работодателем о разделении ежегодного отпуска на части, записка-расчет при прекращении трудового договора, документы о выплате денежной компенсации за неиспользованные отпуска, письменные заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы;
- документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части оплаты труда, в том числе документы по начислению и оплате отпуска, выплате КНО при увольнении, устанавливающие систему оплаты труда, документы, устанавливающие порядок индексации зарплаты и подтверждающие индексацию заработной платы, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги, документы по начислению и выплате зарплаты, в том числе ведомости по начислению и выплате зарплаты, платежные поручения с приложением реестров перечислений, согласия работников на удержание из зарплаты, расчетные листки и приказы работодателя об утверждении формы расчетного листка, приказы об установлении простоя;
- документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части организации охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, молоком и лечебно-профилактическим питанием, санитарно-бытовым обслуживанием, медицинским обеспечением, дополнительными гарантиями охраны труда отдельных категорий работников, обучения в области охраны труда, финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- документы, подтверждающие наличие у работника инвалидности, а также срок действия таких документов, медицинские заключения, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида.
От госорганов Трудинспекция вправе запросить, в частности, следующие документы:
- сведения об отсутствии (наличии) задолженности по страховым взносам, по пеням и штрафам;
- выписка из ЕГРН о правах на недвижимость;
- сведения из бухгалтерской отчетности;
- сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- сведения о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушения законодательства;
- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней;
- сведения о наличии (отсутствии) задолженности плательщика страховых взносов;
- сведения о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве;
- сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске.
Роструд будет проверять работодателей по новым правилам
Какие профилактические и контрольные мероприятия предусмотрены и что поможет работодателям защитить свои права?
23 июля 2021 г. начали действовать новые правила контроля (надзора) в сфере соблюдения норм трудового права (Постановление Правительства РФ от 21 июля 2021 г. № 1230).
Государственный контроль (надзор) осуществляет Роструд и его территориальные органы.
В рамках новых правил будет контролироваться и проверяться деятельность работодателей на предмет соблюдения требований трудового законодательства, а также деятельность организаций, которые проводят специальную оценку условий труда.
При осуществлении государственного контроля будет применяться риск-ориентированный подход.
Что это значит? Если проверять всех подряд, то деятельность организаций может быть значительно затруднена и потребуется огромный запас ресурсов государства для проведения проверок.
А при риск-ориентированном подходе больше внимания уделяется работодателям, чья деятельность связана с высокими рисками, и меньше – при низких рисках. Тем самым повышается эффективность государственного контроля, и бизнес не перегружен излишними проверками.
Деятельность работодателей может быть отнесена к одной из следующих категорий риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий риск.
При определении категории риска используется несколько критериев:
- тяжесть негативных последствий (т.е. что может произойти при нарушениях, например сколько людей могут пострадать в результате несчастного случая);
- коэффициент устойчивости добросовестного поведения работодателя (рассчитывается индивидуально, в том числе с учетом факта наличия ранее совершенных нарушений).
Отнесение работодателей к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. С перечнем работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, можно ознакомиться на сайте Роструда.
При осуществлении государственного контроля (надзора) Роструд может проводить профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
С программой и планом данных мероприятий можно ознакомиться на сайте Роструда (например, программа для Санкт-Петербурга).
Профилактические мероприятия проводятся по правилам, закрепленным в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
- Информирование
- Роструд будет размещать информацию об обязательных требованиях в области охраны труда на своем официальном сайте, в средствах массовой информации, личных кабинетах работодателей (при их наличии) и в иных формах.
- Обобщение правоприменительной практики
Результатом такого обобщения является доклад Роструда о правоприменительной практике в сфере охраны труда. Доклад готовится ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, за предыдущий год и подлежит размещению на сайте Роструда.
Объявление предостережения
Если Роструд располагает информацией о готовящихся нарушениях обязательных требований или об имеющихся признаках нарушений, он вправе выдать работодателю предостережение о недопустимости такого нарушения. В случае несогласия с предостережением работодатель вправе в течение 10 дней со дня его получения направить возражение.
Консультирование
Должностные лица Роструда должны консультировать всех желающих в устной или письменной форме по следующим вопросам:
- организация и осуществление государственного контроля (надзора);
- гарантии и защита прав работодателей;
- эффективные средства и методы соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по выявленным нарушениям;
- исполнение решений контрольных (надзорных) органов.
Проконсультироваться можно по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме и в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия. Консультации проводятся бесплатно.
Профилактический визит
В ходе этого мероприятия инспектор Роструда проводит профилактическую беседу с представителем работодателя по месту его нахождения или с использованием видео-конференц-связи.
Работодателя информируют об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий.
Обязательные профилактические визиты проводятся, например, в отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 8 часов.
Для проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства Роструд вправе проводить контрольные (надзорные) мероприятия.
Инспекционный визит
Он проводится по месту нахождения работодателя без предварительного уведомления. По общему правилу инспекционный визит подлежит согласованию с органами прокуратуры за исключением отдельных случаев. Срок его проведения не может превышать 1 рабочий день.
- Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
- Рейдовый осмотр
- В ходе такого осмотра оценивается соблюдение обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько работодателей.
По общему правилу рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением отдельных случаев. Срок его проведения не может превышать 10 рабочих дней.
Документарная проверка
Эта проверка проводится без выезда к работодателю, на основании представленных сведений и документов. Срок ее проведения не может превышать 10 рабочих дней.
При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у работодателя сведения и документы, которые не относятся к предмету проверки или которые могут быть получены Рострудом от иных органов.
Выездная проверка
Такая проверка проводится по месту нахождения работодателя. По общему правилу о предстоящей выездной проверке работодатель должен быть уведомлен не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления копии решения о проведении проверки. Она может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
Из всех видов контрольных мероприятий в план проверок включаются только выездные проверки. С этим планом можно ознакомиться на сайте Роструда (например, план проверок для Санкт-Петербурга). Инспекционный визит, рейдовый осмотр и документарная проверка осуществляются внепланово.
Частота проведения плановых мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства зависит от категории риска деятельности работодателя.
Высокий риск | Один раз в 2 года |
Значительный риск | Один раз в 3 года |
Средний риск | Один раз в 5 лет |
Умеренный риск | Один раз в 6 лет |
Низкий риск | Плановые проверки не проводятся, только внеплановые |
При проведении рейдового осмотра и проверок контролирующие лица для фиксации доказательств нарушений могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись.
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт, в котором указываются сведения о выявленных нарушениях. Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
(В статье «Новый Закон о госконтроле: бизнесу нужно быть начеку» можно прочитать о том, что теперь под предлогом защиты охраняемых законом ценностей могут внезапно проверить любого предпринимателя. Также бизнес ждут мониторинг безопасности, выездные обследования, контрольные закупки и рейдовые осмотры).
Прокуратура вместе с бизнес-омбудсменами (уполномоченными по защите прав предпринимателей) планирует проводить собственный мониторинг: бизнес-омбудсмены будут сообщать в органы прокуратуры о неправомерных контрольных мероприятиях в отношении работодателей.
Пока эта инициатива находится в стадии разработки. Тем не менее рекомендуем работодателям в случае необходимости обращаться к уполномоченным по защите прав предпринимателей – эту возможность можно использовать как дополнительный механизм защиты своих прав.
В случае несогласия с результатами контрольного (надзорного) мероприятия Роструда работодатель вправе обжаловать решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц в течение 30 календарных дней со дня, когда он узнал о нарушении своих прав.
К жалобе можно приложить документ, отражающий позицию уполномоченного по защите прав предпринимателей. По общему правилу жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Имейте в виду: обращение в суд возможно только после соблюдения процедуры досудебного обжалования (подробнее об этом читайте в статье «Обжаловать решения чиновников станет сложнее»).
Новый регламент ГИТ. Как инспекторы будут проверять работодателей в 2020 году
источник: Яндекс картинкиисточник: Яндекс картинки
У инспекторов ГИТ новый регламент проверок (утв. приказом Минтруда от 13.06.2019 № 160, далее — Регламент). В статье — важные правила из этого документа и подсказки в пользу работодателей. Учитывайте их, чтобы успешно пройти проверку. Нововведения работают уже с 22 октября 2019 года. Кардинальных изменений по сравнению с прошлым регламентом нет, зато многие правки выгодны и полезны компаниям.
До 10 ноября компанию должны включить в план проверок
Совет: до прихода инспектора пройдите самопроверку. Используйте вопросы из чек-листов, а также сервис «Электронный инспектор». Роструд утверждает, что данный сервис сэкономил компаниям 11 млрд 125 млн ₽. Это сумма штрафов, которых избежали работодатели, если исправили выявленные «Электронным инспектором» нарушения.
источник: онлайнинспекция.рфисточник: онлайнинспекция.рф
План проверок будут публиковать на сайте ГИТ региона до 10 ноября года, предшествующего году проведения проверок (п. 41 Регламента). Раньше это делали до 1 декабря. Таким образом, у работодателей стало больше времени для подготовки.
В Регламенте закрепили принцип риск-ориентированного подхода при проведении проверок, введенный еще в 2017 году. Разъяснили, что категорию риска автоматически определяет специальная система.
Для этого она использует сведения о травматизме и задолженности по зарплате из отчетов Роструда и данные о численности работников, дате госрегистрации, виде экономической деятельности организации из системы межведомственного взаимодействия с ФНС (п. 33 Регламента). Тех, кого система отнесла к категории низкого риска, планово не проверяют.
Если риск высокий — компанию будут вносить в план проверок каждые два года, значительный — каждые три года, средний — максимум один раз в пять лет, умеренный — не чаще чем один раз в шесть лет.
источник: Яндекс картинкиисточник: Яндекс картинки
Обратите внимание. О плановой проверке компании напомнят минимум за три рабочих дня. Инспектор передаст работодателю копию распоряжения или приказа о начале проверки любым доступным способом.
Например, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Это правомерно, если адрес электронной почты юрлица указан в ЕГРЮЛ либо был представлен самим юрлицом в Роструд (п. 53 Регламента, ст.
9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ).
Сведения от третьих лиц о непредоставлении отпусков — основание для проверки
Среди оснований для внеплановой проверки — поступление в ГИТ заявления гражданина, юрлица или информации от органов госвласти, местного самоуправления, СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (п. 90 Регламента). Кроме того, в качестве отдельного основания для проверки названо мотивированное представление должностного лица Роструда, составленное на основании рассмотрения такой информации.
В п. 91 Регламента разъяснили, когда может возникнуть угроза причинения вреда жизни и здоровью. Например, проверку могут инициировать на основании данных из СМИ о том, что работников не отпускают в отпуска или заставляют работать сверхурочно.
Обратите внимание. О проверке на основании сообщения об угрозе жизни и здоровью инспектор компанию не уведомляет (п. 98 Регламента). Аналогичного правила в отношении проверок на основании мотивированного представления инспектора в Регламенте нет, но оно есть в ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Таким образом, инспектор и в этом случае не будет уведомлять компанию о внеплановом визите.
источник: Яндекс картинкиисточник: Яндекс картинки
Инспектор будет запрашивать только те документы, которые указаны в Регламенте
На заметку: в Регламенте отразили применение проверочных листов. Закрепили, что они обязательны при плановых проверках. Предмет проверки должен ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Реквизиты проверочного листа, который инспектор будет использовать, указывают в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки.
В Регламенте закрепили исчерпывающий перечень документов, которые может запросить ГИТ. В прежнем регламенте такого списка не было. Перечень обширный: документы не поименованы закрытым списком, а разделены на группы.
Например, документы, подтверждающие соблюдение обязательных требований в части охраны труда, индексации зарплаты. В том числе инспектор может попросить предъявить запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги (п.
13 Регламента).
>>>задать вопрос on-line через ВКОНТАКТЕ
Появление такого закрытого, хоть и широкого, перечня полезно работодателям. Если инспектор в ходе проверки запрашивает документ, который не относится к группам из п. 13 Регламента, то работодатель не обязан предоставлять такой документ.
В этом случае надо направить в ГИТ мотивированный ответ, в котором сослаться на то, что запрашиваемого документа нет в исчерпывающем перечне документов, которые могут быть истребованы у работодателя. При этом не давать инспектору документы имеет смысл, только если они не относятся к предмету проверки.
Если же документ не поименован в перечне, но может подтвердить позицию работодателя, его можно предоставить.
Документы, которые указаны в п. 14 Регламента, инспектор получает от других ведомств в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Требовать эти документы от работодателей инспектор не вправе (п. 8 Регламента).
Рассказали о новых правилах проверок ГИТ. Узнайте, к чему теперь надо быть готовыми, если в компанию придет инспектор.
ПримерСведения о задолженности по страховым взносам до 1 января 2017 года инспектор запрашивает у ФСС и ПФР, а после 1 января 2017 года — у ФНС. У налоговой инспектор также запросит сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.
Обратите внимание. Работодатель вправе предоставлять инспектору любые документы. Но иногда излишняя активность в этом вопросе может навредить компании.
Поэтому перед тем, как передать документы, которые не запрашивал инспектор, убедитесь, что в них нет положений, не соответствующих требованиям трудового законодательства.
Иначе инспектор, заметив нарушения, вправе отразить их в акте и привлечь работодателя к административной ответственности, несмотря на то, что документы не относятся к предмету проверки.
источник: Яндекс картинкиисточник: Яндекс картинки
Инспектор не будет проверять исполнение советских актов и писем Роструда и Минтруда
Интересно знать: 136,9 тыс. проверок провела ГИТ в 2018 году; 92,7 процента из них — внеплановые. Нарушения нашли в 91,9 тыс. проверок. По итогам инспекторы назначали 3 млрд 251 млн ₽ штрафов.
В Регламенте прямо указали, что инспекторы не вправе проверять выполнение требований, установленных НПА органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также документов, не обязательных к применению (п.
8 Регламента). В последнем случае речь идет в том числе о письмах Роструда и Минтруда. Фактически это не новая норма, а разъяснение для инспекторов. Аналогичный запрет содержится в Законе № 294-ФЗ.
Учтите, что до 1 июля 2022 года инспекторы могут проверять выполнение требований советских актов, касающихся:
— применения квалификационных справочников, списков работ, с учетом которых досрочно назначают страховую пенсию, а также правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию;
— установления районных коэффициентов и процентных надбавок к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Федеральный закон от 30.10.2017 № 308-ФЗ).
Обратите внимание. То, что инспектор не может проверять исполнение актов советского периода, не отменяет обязанность работодателя соблюдать те из них, которые не противоречат ТК. Работник может добиться исполнения таких норм в суде.
>>>КСТАТИ, ПОД ВИДОМ ИНСПЕКТОРА МОЖЕТ СКРЫВАТЬСЯ МОШЕННИК
>>>Проверка компании с филиалами не будет длиться дольше 60 рабочих дней
- Поделитесь своим мнением в обсуждении к публикации, а самой публикацией – со своими знакомыми, которым может быть полезно знать эту информацию, подписывайтесь на канал.
- Подпишитесь на нас в социальных сетях, чтобы не пропустить интересный и полезный юридический контент