Когда придет сообщение о размере земельного налога в случае реорганизации юрлица

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Когда придет сообщение о размере земельного налога в случае реорганизации юрлица

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

  • Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
  • Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.
  • Ставки не могут превышать:
  • — 0,3 %
  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

 Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы.

Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках.

В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@.

Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Предприниматели сталкиваются с вопросом: надо ли платить налог на рекламу и по какой ставке? В сети можно встретить статьи о старом законе на рекламу и новом законопроекте о «гуманитарном сборе». Расскажем, надо ли платить налог на рекламу и как учитывать рекламные расходы.

, Елена Космакова

ПФР запрашивает у работодателей форму СЗВ-К, если у них есть работник, о стаже которого до 1 января 2002 года нет сведений. Так бывает, если физлицо по каким-либо причинам не было зарегистрировано в системе обязательного пенсионного страхования. В статье разберемся, как заполнить СЗВ-К, в какой срок и в каком виде ее следует подать.

, Михаил Кобрин

Как и в любой другой отчет, в форму СЗВ-СТАЖ могут закрасться ошибки. В таком случае стоит как можно быстрее устранить ошибки и подать в ПФР верные сведения о стаже и уплаченных за сотрудника взносах. Ведь иначе на его индивидуальном лицевом счете будут учтены неверные сведения, а это может помешать при оформлении пенсии.

, Елизавета Кобрина

Земельный налог

Когда придет сообщение о размере земельного налога в случае реорганизации юрлица

  • Земельный налог – местный налог, устанавливается местными властями и регламентируется главой 31 НК.
  • Земельный налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения земельного участка.
  • Именно муниципальные органы определяют ставки налога, порядок уплаты, налоговые льготы.
  • Решения местных властей в городах, где расположены офисы ЦБУ:

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности плательщика, а только от таких характеристик, как плодородность, месторасположение участка и т.д.

Кто платит земельный налог?

Владельцы земельных участков.

Плательщиками земельного налога являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками на праве:

Земельный налог не платится за участки, находящиеся на праве безвозмездного срочного пользования или по договору аренды

Читайте также:  Транспортный налог на грузовое авто: ставки и формула расчёта

Объекты налогообложения?

Облагаются земельным налогом участки земли, расположенные на территории муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не являются объектом налогообложения:

  • участки, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте;
  • участки из состава земель лесного фонда;
  • участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома и др.

Ставка земельного налога

Ставки земельного налога зависят от категории земли. Категория земли – это ее назначение.

Чтобы узнать налоговую ставку нужно:

Категория земли может быть указана в выписке из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), свидетельстве о праве собственности на землю, государственном кадастре недвижимости, договоре купли-продажи и т.д.

Налоговая ставка устанавливается местными властями, но не может превышать:

  • 0,3% в отношении следующих земельных участков:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • занятых;жилищным фондом и коммунальными комплексами;
    • для подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
    • ограниченных в обороте для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
  • 1,5% в отношении прочих участков.

Если местная власть не определилась со ставкой, то действует общая ставка – 1,5%, а для некоторых категорий земель – 0,3%

Как узнать кадастровую стоимость земли?

Кадастровая стоимость участка является налоговой базой по земельному налогу. Она утверждается органами власти в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Если земельный участок образован в течение расчетного года, то берется кадастровая стоимость на день внесения в ЕРГН.

Кадастровую стоимость земли можно узнать, направив запрос в Росреестр через сайт (https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_2). Можно сделать запрос в территориальном отделении ведомства. Тогда чиновники выдадут кадастровую справку.

Если кадастровая стоимость участка не установлена, но земельный налог платить не нужно

Кадастровая стоимость может быть изменена в течение года в случаях:

  • изменения вида разрешенного использования;
  • перевода участка из одной категории земель в другую;
  • изменения площади земельного участка.

Расчет налога на землю

Годовая сумма налога рассчитывается по формуле:

Сумма земельного налога за год

=

Кадастровая стоимость земельного участка

X

Ставка налога

Если в течение года менялось право собственности на земельный участок: возникло или прекратилось, то сумма налога корректируется на специальный коэффициент.

Сумма земельного налога за неполный год

=

Сумма земельного налога за год

  1. Х
  2. Количество полных месяцев владения участком в году
  3. 12

Для определения полных месяцев используется правило «15-го числа»: месяц считается полным, если изменение по земельному участку зарегистрировано после 15-го числа.

В течение года может измениться кадастровая стоимость участка: при изменении площади, вида разрешенного использования или категории земли. Тогда расчет производится с учетом корректировки кадастровой стоимости и даты регистрации новой стоимости в ЕГРН.

Льготы по земельному налогу

В НК предусмотрены льготы по земельному налогу для физических лиц и организаций. Например, полностью освобождаются от земельного налога коренные малочисленные народы либо участки, используемые для автодорог общего пользования. Для некоторых льготников, например, инвалидов, налоговая база уменьшается на 10 000 рублей.

Местное законодательство может устанавливать дополнительные льготы.

При наличии налоговой льготы советуем подать в инспекцию соответствующее заявление. Иначе у налоговиков может не оказаться нужных сведений, и они посчитают налог без учета льготы.

Вместе с заявлением можно подать документы, подтверждающие право на данную льготу.

Срок подачи заявления о предоставлении льготы не установлен.

Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у инспекции будут сведения о том, что у владельца есть право на льготу.

Порядок расчета налога для организаций и физических лиц

Владельцы земли: организации и граждане – это налогоплательщики земельного налога. Налогоплательщики обязаны оплатить налог. Налоговый период – год.

Однако расчет налога и сроки уплаты у юридических и физических лиц отличаются.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно. Кроме этого компания должна уплачивать авансовые платежи и сдавать в налоговый орган декларацию.

Расчет и оплата земельного налога

Организация должна уплачивать авансовые платежи по итогам 1, 2 и 3 кварталов, если в местном нормативном акте:

Сумма авансового платежа за 1, 2 и 3 кварталы рассчитывается как ¼ от суммы земельного налога.

Авансовый платеж по земельному налогу

=

Кадастровая стоимость земельного участка

  • Х
  • Ставка налога
  • 4

Авансовые платежи уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом

По итогам года нужно перечислить налог за минусом авансовых платежей. В случае, когда компания не должна платить авансовые платежи, оплачивается вся годовая сумма налога.

  1. Сумма земельного налога к уплате за год
  2. =
  3. Сумма земельного налога за год
  4. Сумма авансовых платежей

Сроки уплаты

Сроки уплаты налога и авансовых платежей во всех регионах едины.

  • Для авансовых платежей – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
  • Для налога – не позднее 1 марта следующего года.

Если окончание срока выпадает на выходной день, перечислить платеж нужно не позднее следующего рабочего дня

Декларация по земельному налогу

Начиная с налогового периода 2020 г. организации больше не сдают в налоговый орган декларацию.

В последний раз декларация должна быть представлена за 2019 год. Срок подачи декларации – не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. Например, декларацию за 2019 год необходимо сдать до 1 февраля 2020 года.

При предоставлении первичных или уточненных деклараций до 2019 года включительно действует прежний порядок – заполняется тот бланк, который действовал в сдаваемом периоде.

Формы налоговой декларации по земельному налогу:

  • за 2019 год,
  • за 2018 год,
  • за 2017 год,
  • за другие года.

Новая обязанность для юрлиц

С 2021 года компании, владеющие земельными участками, которые попадают под налогообложение, должны уведомить о них налоговиков, если:

  • по итогам года не получат сообщение из налоговой об исчисленных суммах земельного налога,
  • не заявляли льготы по этим участкам.

Сделать это нужно один раз до 31 декабря года, следующего за отчетным.

Например, а 2021 году организация купила землю, которая облагается налогом. В 2022 году сообщение от инспекции не пришло. Тогда до 31.12.2022 года нужно сообщить налоговикам о покупке.

Расчет земельного налога для физических лиц и ИП осуществляется налоговой инспекцией.

Чиновники обязаны рассчитать налог и направить землевладельцу налоговое уведомление. В уведомлении указывается размер налога, кадастровый номер и местонахождение участка, срок оплаты и т.д.

Срок оплаты земельного налога – 1 декабря следующего года. Так, за 2020 год земельный налог нужно оплатить не позднее 1 декабря 2021 года.

За несвоевременную оплату будет начислена пеня за каждый день просрочки. Налоговики могут уведомить работодателя и потребовать удержать недоимку из зарплаты должника либо ввести ограничения на выезд из страны.

Если землевладелец уведомление не получал, то необходимо проявить инициативу и сообщить об этом в налоговую инспекцию.

В заключении следует отметить, что налоговая нагрузка на владельцев земли с каждым годом увеличивается. Это связано с увеличением налоговой базы – кадастровой стоимости земли.

Можно ли уменьшить земельный налог?

Советуем попытаться!

Справочная информация

  • Ставки и льготы налога на землю в других городах

Сообщение о пересчитанной сумме земельного налога после завершения реорганизации фирмы передается её правопреемнику — ГК «ЛидерИнфо»

Сообщение о пересчитанной сумме земельного налога после завершения реорганизации фирмы передается её правопреемнику

     ФНС в своем письме от 12.04.2021 N БС-4-21/4933@ рассмотрела вопрос о составлении сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога в случае реорганизации организации.
     

     Составление и передача (направление) налоговыми органами сообщений об исчисленной сумме налога осуществляются в порядке и сроки, аналогичные порядку и срокам, предусмотренным пунктами 4-7 статьи 363 НК РФ (п.5 статьи 397 НК РФ).

     

     Налоговые органы должны передать (направить) организациям сообщения об исчисленной сумме налога в следующие сроки (п.4 статьи 363 НК РФ):

     
     — в течение 10 дней после составления сообщения об исчисленной сумме налога, но не позднее 6 месяцев со дня окончания срока уплаты налога;
     
     — не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации для перерасчета налога;
     
     — не позднее 1 месяца со дня получения налоговым органом сведений из ЕГРЮЛ, в том числе о ликвидации организации.
     
     Таким образом, в случае реорганизации организации сообщение о пересчитанной сумме земельного налога за истекший год налоговый орган должен составить и передать не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за указанный налоговый период.
     

     По рассматриваемому вопросу целесообразно учитывать положения статьи 58 «Правопреемство при реорганизации юридических лиц» Гражданского кодекса РФ и пункта 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.

2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», согласно которому при универсальном правопреемстве (реорганизация юрлиц, за исключением выделения) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу федерального закона, и правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.

     

     В случае реорганизации юрлица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком также переходит в порядке правопреемства (п.3 статьи 268 ГК РФ).

     

     Следовательно, сообщение об исчисленной сумме земельного налога в связи с завершением реорганизации передается (направляется) её правопреемнику, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ и к которому в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ перешли вещные права на земельные участки, указанные в пункте 1 статьи 388 НК РФ.

     

Фнс разъяснила, с какого момента организация-правопреемник может платить налог на имущество и земельный налог после реорганизации в форме присоединения

Авторы комментируемого письма напоминают, кто признается плательщиком налога на имущество организаций и земельного налога. Так, плательщиками налога на имущество являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения (ст.

Читайте также:  Статья 423 ТК РФ. Применение законов и иных нормативных правовых актов

373 НК РФ). Земельный налог платят те организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Право собственности недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса.

Но срок, в течение которого вновь возникшее юридическое лицо обязано зарегистрировать переход права собственности, ни в ГК РФ, ни в иных нормативно-правовых актах не оговорен.

Однако этот факт не играет никакой роли в случае реорганизации в форме присоединения. Чиновники обращают внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29.04.10 № 22.

Согласно пункту 11 этого документа, юридические лица являются собственниками имущества, перешедшего в порядке реорганизации. При этом судьи отметили, что в силу пункта 2 статьи 8.

1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Последняя оговорка важна для случаев реорганизации компаний. Ведь именно «иной» момент возникновения права как раз и установлен для случаев приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица.

Если реорганизованному юридическому лицу принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, то это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

На этом основании в ФНС полагают, что организацию-правопреемника можно поставить на налоговый учет по месту нахождения имущества и земельных участков, полученных в результате присоединения другой организации, на основании соответствующего заявления в произвольной форме.

Важно лишь отразить в таком заявлении наименование, ОГРН и ИНН как организации-правопреемника, так и организации-правопредшественника.

К заявлению необходимо приложить перечень объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, с указанием наименования объекта недвижимого имущества, кадастрового (условного) номера и адреса места нахождения объекта.

А уже потом, после получения сведений от Росреестра о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, постановка на учет будет осуществлена в установленном порядке, согласно положениям статьи 84 НК РФ.

Реорганизация предприятия: кто платит налог на имущество, земельный и транспортный налог?

Общие правила уплаты налогов при реорганизации юридических лиц установлены статьей 50 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).

Если реорганизуемое лицо не оплатило или не смогло оплатить налоги (сборы) до своей реорганизации, то эта обязанность исполняется его правопреемником (правопреемниками).

Оплатить налоги, а также пени правопреемник должен независимо от того, были ли ему известны до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованного юридического лица указанных обязанностей. 

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Помимо обязанности по уплате налогов (включая пени), на правопреемника   возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до того, как оно было реорганизовано. Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении  обязанностей по уплате налогов (сборов) пользуется всеми правами, а также исполняет все обязанности предусмотренные для налогоплательщиков.

Вид реорганизации Правопреемник (лицо, обязанное уплатить налог (сбор) после реорганизации))
Слияние Вновь возникшее в результате слияния юридическое лицо
Присоединение Юридическое лицо, присоединившее к себе другое юридическое лицо
Разделение Юридические лица, возникшие в результате разделения(доля каждого определяется на основании разделительного баланса, либо по решению суда)
Выделение Правопреемника по обязанности уплаты налогов не возникает (но выделившиеся юридические лица могут быть обязаны уплатить налоги по решению суда)
Преобразование Вновь возникшее в результате преобразования юридическое лицо

Транспортный налог

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения обязанности по уплате налогов его правопреемника, поэтому правопреемник уплачивает транспортный налог в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации (в г. Москва налогоплательщики уплачивают налог не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч.1 ст. 3 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»).

Налоговая декларация предоставляется по каждому налогу, подлежащего уплате и подается  правопреемником (также как и остальными налогоплательщиками) не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст. 363.1 НК РФ).

Причем, если организация была реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации (с остальными вариантами определения налоговых периодов вы можете ознакомиться, обратившись к п.3 ст. 55 НК РФ).

Данное правило не применяется в отношении организаций, если из их состава  выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Обращаем Ваше внимание, что по тем налогам, налоговый период по которым установлен как месяц или квартал изменение налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст. 55 НК РФ).

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ РАЗДЕЛЕНИЯ ОТ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ

Налог на землю в 2021 году для юридических лиц

Изменения в законодательстве

В системе начисления налоговых платежей вступает в силу ряд законодательных поправок в 2021 году.

За отчетный период 2020 года не нужно подавать декларации 1 февраля 2021 года. Но организации продолжат заниматься расчетом налогов, авансовых платежей и включением их в бюджет.

Уплатить земельный налог организации должны до 1 марта того года, который следует за прошедшим налоговым периодом. 1 марта 2021 года — конечная дата, когда можно внести земельную пошлину по итогам 2020 года.

Налогоплательщики должны вносить авансовые платежи по налогам не позже последней даты месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

С 1 января 2021 года законодательные органы регионов России не могут устанавливать сроки расчета по земельному налогу. Даты платежей устанавливает Налоговый кодекс РФ.

Земельные участки, купленные для индивидуального жилищного строительства и эксплуатируемые в предпринимательской деятельности, не могут облагаться налоговой ставкой в 0,3%.

Поправки записаны в НК РФ на основании Федерального закона РФ №325-ФЗ от 29 сентября 2019 года.

Что должны делать организации, и какие еще поправки вступают в силу:

Если организация является собственником аграрного участка, но налоговая инспекция не направила уведомление с рассчитанной суммой земельного налога, значит в ФНС нет об этом информации.

Для исправления ситуации юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган о владении землей, чтобы получить сумму налога на землю в 2021 году.

К сообщению о наличии земельного участка нужно прикрепить дубликаты документов, устанавливающих право на владение землей. Направить документацию в налоговый орган — не позднее 31 декабря года, идущего за прошедшим налоговым периодом.

Если организация приобрела земельный участок в 2020 году, а налоговая инспекция не рассчитала пошлину, до конца 2021 года юридическое лицо должно уведомить ФНС о наличии имущества.

Если не выполнить обязательство, организация будет оштрафована на сумму, равную 20% от неуплаченной суммы налога по земельному участку.

за аграрные участки, которые организации получают в наследство, предусмотрен земельный налог, как и при налогообложении имущества физических лиц. Пошлину рассчитывают с даты вступления в наследство;

нет возможности устанавливать дифференцированные ставки по налогу с учетом вида территории, где находится объект налогообложения;

сформирована система, по которой будут выявлять участки, не эксплуатируемые для сельскохозяйственного назначения. В течение 10 дней с даты выдачи предписания о ликвидации нарушения правил земельного законодательства важно предоставить в налоговую инспекцию информацию о неиспользовании аграрного участка по назначению. Занимаются этим органы, проводящие государственный земельный надзор;

если нарушение устранено, или предписание отменено, сведения об этом также нужно предоставить в налоговый орган. Срок — в течение 10 дней после дня, когда ответственное учреждение установило данный факт.

Изменения начнут действовать с 1 января 2021 года. Они связаны с тем, что юридическим лицам не придется подавать декларации по земельному участку за 2020 год.

Сам процесс начисления налога не должен вызывать проблемы. Есть несколько правил начисления платежа, которыми руководствуется налоговый орган:

Пошлину не начисляют, а налогоплательщик ее не уплачивает, если стоимость земельного участка не зафиксирована в кадастре.

В процессе расчета могут возникнуть сложности, если в течение отчетного периода корректировалась кадастровая стоимость участка земли, которым владеет налогоплательщик. В соответствии с правилами Налогового кодекса, во время формирования отчетности кадастровая стоимость измениться не может. Если были произведены корректировки, и суд допустил ошибку, кадастровую стоимость должны пересчитать.

Если в период начисления налога владелец приостановил эксплуатацию земельного участка, размер пошлины устанавливается с использованием коэффициентов. Это параметры, предусмотренные законодательством.

Если участки земли располагаются отдельно, например, в разных субъектах страны, сумма пошлины исчисляется по каждому из объектов имущества.

Интересно! Пенсия по инвалидности 1 группа в 2021 году в Москве

Юридические лица — компании, которые относятся к исполнительной системе, могут освободить себя от уплаты земельного налога. Льготы могут получить организации, владеющие аграрными участками и использующие их в качестве автомобильных федеральных трасс.

Для использования льгот по налогообложению аграрных территорий, предприятия должны направить в ФНС заявление. Ранее до отмены деклараций возможность получения льгот отмечалась в бланке отчетности — в реквизите «Код налоговой льготы». Теперь для предоставления заявки применяется единая форма. Составляющие документа на получение привилегий по налогообложению земли:

раздел для налога по земле;

страница для пошлины на транспортное средство.

Компания, претендующая на привилегии по налогу на землю, может не представлять в налоговый орган раздел на транспортную пошлину. Подробности можно узнать в территориальной инспекции.

Необходимая информация по оформлению льготных условия для земельного налога:

кадастровый номер аграрного участка;

срок использования льготы и ее код;

данные о муниципальном документе, который утверждает право на льготу;

данные о справках, свидетельствующих о привилегии.

Читайте также:  При освобождении от страхвзносов рсв так или иначе нужно сдать

Во вложении к правилам составления заявления предусмотрены коды льготы. Привилегии могут быть установлены, как муниципалитетом, так и на федеральном уровне.

Данные о региональном правовом документе не вносятся, если компания использует льготы на налогообложение земель, эксплуатируемых под российские дороги.

Начало каждого года — время для налоговых изменений, и в 2021 году также запланированы корректировки в уплате налога на землю для юридических лиц.

В 2021 году начнут действовать корректировки в налоговом законодательстве по уплате пошлины за землю. Это касается налогоплательщиков — предприятий.

Юридическим лицам не нужно подавать декларации до 1 февраля, однако начислять пошлину, авансовые платежи и включать их в бюджет придется.

Компании могут подать единую декларацию по налоговым обязательствам за 2020 год. Последний день приема отчетных документов — 1 марта 2021 года. Муниципалитет не может устанавливать сроки уплаты пошлины. Даты закреплены Налоговым кодексом РФ.

Если компания владеет участком земли, а в налоговой инспекции нет об этом информации, налогоплательщик должен известить ФНС. Если этого не сделать, организация заплатит штраф в размере 20% от суммы не уплаченной пошлины за участок.

Налог в размере 0,3% не начисляется в отношении аграрных участков, которые компании используют в предпринимательстве или для ИЖС.

Земельный налог в 2021 году для бизнеса

Порядок расчета и подачи деклараций различных налогов периодически меняются. Большинство изменений вступает в силу с начала нового года.

В некоторых случаях работа бухгалтера становится легче, иногда появляются дополнительные сложности, новые формы отчетности и т. д. Текущий год не является исключением, в том числе, и по земельному налогу.

Ряд изменений в части начисления и уплаты было внесено Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ.

Что изменилось в 2021 году

Главное изменение заключается в том, что предприниматели и юридические лица освобождены от подачи деклараций. Земельный налог в 2021 году для бизнеса должен оплачиваться в сроки, которые утверждены НК РФ. Размер оплаты должен совпадать с размером начислений, информацию о которых предоставляет районная ИФНС. Данные изменения можно охарактеризовать как условно положительные.

Отрицательным изменением для бизнеса является уменьшение числа исключений, когда корректировка кадастровой стоимости должна учитываться при перерасчете начислений текущего и прошлых периодов. Таких исключений осталось всего 2.

Начиная с текущего года обязанность уведомлять ФНС о наличии земельных участков, подлежащих налогообложению, лежит на налогоплательщике (раньше происходил обмен данными между ведомствами – Росреестром и ФНС).

Внимание! В случае нарушения сроков подачи уведомления, налогоплательщику в соответствии с п.3 ст. 129.1 НК РФ придется заплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна был быть начислена и уплачена.

Также произошли определенные изменения в части порядка перечислений в бюджет.

Порядок уточнения информации о суммах начисленного налога

В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

  1. Самостоятельно рассчитать налог.

  2. Перечислить авансовые платежи.

  3. Отразить данную операцию в регламентированном учете.

И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.

Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.

Сроки уплаты земельного налога в 2021 году

С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.

За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.

На 2021 год определен поквартальный порядок уплаты земельного налога в следующие даты:

  • до 1 марта оплачивается налог за 2020 год;
  • до 30 апреля – за первый квартал текущего года;
  • до 2 августа – за второй квартал;
  • до 1 ноября – за третий.

Проблема заключается в сроках направления уведомления ФНС РФ. Оно может быть отправлено практически в любое время, в том числе, позже срока уплаты, который теперь закреплен в НК РФ.

Кроме того, нормативными актами установлено, что исполнять обязанность по направлению уведомления ИФНС должно всего один раз в год.

Таким образом, работа бухгалтера не только не станет проще, наоборот, она в определенной мере усложнится.

Сроки получения сообщения с суммами начисленного налога

  • Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.
  • Бухгалтер сможет сопоставить размер налога, который он рассчитал самостоятельно с расчетами ИФНС только после получения соответствующего сообщения.
  • Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:
  • В течение полугода с даты, когда налогоплательщик обязан был перечислить налог за прошлый год (в 2021 году – это 1 марта, следовательно, налоговики обязаны прислать сообщение не позднее 1 сентября).
  • В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.
  • В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.

Таким образом, у ИФНС есть полное право прислать сообщение с суммами начисленного налога позже срока его уплаты. Так, сверить собственный расчет по итогам 2020 года с данными налоговой инспекции налогоплательщик сможет только в сентябре 2021 года. При этом за нарушение сроков оплаты компанию оштрафуют в соответствии с НК РФ.

Сообщение будет направляться либо почтой, либо в рамках ЭДО (если с компанией задействован такой канал связи), либо лично в руки руководителю или представителю предприятия (при наличии доверенности).

Прохождение переходного периода и порядок сдачи отчетности за 2020 год

Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).

Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.

Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.

Как проверить начисленный налоговиками земельный налог?

Алгоритм расчета сумм земельного налога остался прежним. Он определен в НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговой базой по-прежнему является кадастровая стоимость земли на начало года. Ее следует умножить на ставку налога, которая утверждена на муниципальном уровне.

Узнать кадастровую стоимость своего земельного участка можно по ссылке.

В случае приобретения земельного участка в течение года, для расчета налога, кадастровая стоимость принимается, которая была установлена на момент внесения данных в ЕГРН о смене собственника. Данный порядок определен в абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ.

Со всеми особенностями расчета земельного налога можно ознакомиться в статье 396 НК РФ.

Что делать в случае несогласия с расчетами ИФНС

Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

Весь пакет с сопроводительным письмом, в котором выражено несогласие плательщика с размером начислений, следует направить по почте в ИФНС.

У налоговой будет 30 дней на рассмотрение претензии и подготовку ответа. Если решение будет положительным и ИФНС скорректирует свой расчет, то об этом придет соответствующее сообщение. В противном случае свою правоту придется доказывать в суде.

Порядок действий при неполучении сообщения с суммой налога

При наступлении сроков получения уведомления из ИФНС и его неполучении, руководителю или бухгалтеру придется в соответствии с п. 2.2 ст. 23 НК РФ самостоятельно проинформировать об этом факте налоговую инспекцию.

Другими словами, налогоплательщик обязан следить не только за собой, но и за налоговой. При отсутствии сообщения с суммами начисленного налога рекомендуется направить в ИФНС сообщение о том, что в собственности юрлица имеется земельный участок с приложением копий документов, подтверждающих права на него. Возможно, в инспекции просто пропустили данный участок и не произвели расчет.

Бланк сообщения утвержден приказом ФНС РФ№ ЕД-7-21/124@ от 25 февраля 2020 года. Уведомление следует направить один раз, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Ответ на уведомление ждать не обязательно, поскольку у ИФНС отсутствует обязанность отвечать на такие сообщения.

При несоблюдении описанного порядка возникает риск получить штраф в размере 20 % от суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 129.1 НК РФ (нарушение сроков уведомления о наличии объекта налогообложения). Однако, если сроки платежей не нарушаются, вероятность отбить такой штраф в суде достаточно высока.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector