В России больше 5,6 млн предприятий малого бизнеса — в этот список входят все компании и ИП, чей доход меньше 800 млн рублей в год. Каждое из них может получить поддержку на развитие от государства: налоговые льготы, субсидии, помощь с выходом на иностранные рынки.
Кто может получить статус малого бизнеса, какие преимущества он дает для предпринимателей и организаций и как их получить, рассказываем с экспертом по праву Евгением Бельским.
Какой бизнес считается малым
Малый бизнес — это компании и ИП из Единого реестра налоговой с пометкой «Микропредприятие» и «Малое предприятие».
В этот список попадает любой бизнес, который подходит по параметрам: доход меньше 800 млн рублей в год, а в штате не больше 100 сотрудников.
Налоговая автоматически вносит подходящие компании и ИП в реестр малого и среднего предпринимательства на основании сведений о бизнесе. Подавать заявление не нужно.
Отметка о статусе предприятия в Едином реестре налоговой
Проверить статус предприятия можно самостоятельно по названию компании или ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОГРНИП. В реестре ИП тоже считается предприятием. Подробная инструкция есть в статье.
В чем разница малого и микропредприятия
Налоговая ранжирует бизнес по двум критериям за предыдущий год:
- Годовому доходу.
- Среднесписочной численности сотрудников.
Если компания или ИП не соответствуют хотя бы одному из критериев малого или микропредприятия, они переходят в статус предприятия среднего бизнеса.
Годовой доход | До 120 млн рублей | От 120 до 800 млн рублей |
Среднесписочная численность за год | До 15 сотрудников | От 15 до 100 сотрудников |
Годовой доход. Здесь все просто. Налоговая учитывает данные из декларации или иных сведений, которые у нее есть.
Среднесписочная численность сотрудников (ССЧ). Эти данные есть в расчете по страховым взносам, но иногда их нужно отслеживать отдельно. Следить за ССЧ есть смысл, если количество сотрудников у работодателя в течение года приближается к пороговым значениям. Например, у микропредприятия 14—16 человек в штате или у малого предприятия 98—101 сотрудников.
Рассчитать ССЧ можно в онлайн-калькуляторах.
На малом предприятии с января 2020 года работал 101 человек. С 1 июля — 98, а с 15 сентября — 96. ССЧ за 2020 год = 98,9. Если к концу 2021 года компания наймет больше сотрудников, показатель ССЧ может превысить порог — и компания потеряет статус малого предприятия. Пример расчета среднесписочной численности сотрудников на малом предприятии
Для ООО есть дополнительное условие для внесения в реестр — минимум 51% уставного капитала должен принадлежать физлицам или другим средним, малым и микропредприятиям из реестра.
Есть два ООО — «Мир» и «Сюрприз». У обоих доход 500 млн рублей и 80 сотрудников в штате. Оба подходят под критерии малого предприятия. В ООО «Мир» все учредители — физлица. В этом случае все в порядке: компания соблюдает условие и получает статус малого предприятия. В ООО «Сюрприз» 60% уставного капитала принадлежат крупной госкорпорации. В этом случае оно не получит статус малого предприятия, даже когда проходит по годовой выручке и численности сотрудников.
Налоговая пополняет реестр МСП каждый месяц десятого числа, а вот исключает из него раз в год — 10 июля. Если компания зарегистрировалась в мае 2021 года, она попадет в реестр в следующем месяце — 10 июня.
Если к декабрю 2021 года она наймет более 100 сотрудников, превысит доход или передаст большую часть уставного капитала госкорпорации, налоговая исключит ее из реестра только 10 июля 2022 года. Все это время она будет по-прежнему в статусе малого предприятия.
Какие преимущества дает статус малого и микропредприятия
Для малых и микропредприятий у государства есть льготы. Для большинства льгот эти статусы равнозначны. Все, что действует для малого предприятия, работает и для микро.
Перечислим меры поддержки, которые действуют в любое время и не привязаны к пандемии.
Льготы по налогам. Регионы снижают ставку налога в некоторых сферах для малого бизнеса на УСН или патенте. Иногда можно и вовсе не платить налог в первые два года после регистрации ИП.
Узнать о налоговых льготах можно на сайте налоговой: на странице о выбранной системе налогообложения — УСН или патенте.
Льготы по страховым взносам. Для малого бизнеса действуют пониженные тарифы страховых взносов с выплат сотрудникам. ИП и ООО могут платить меньше страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Тариф на ОПС Тариф на ОМС Тариф на ВНиМ | 22% 5,1%
2,9% |
10% 5% 0% |
Общий тариф страховых взносов | 30% | 15% |
Налоговая учитывает для взносов федеральный МРОТ в месяц, даже если в регионе есть свой МРОТ выше федерального. В 2021 году размер федерального МРОТ — 12 792 ₽.
Сотрудник ИП получает зарплату 30 000 ₽. С 12 792 ₽ ИП заплатит суммарно 30% взносов — 3838 ₽. С оставшейся части 17 208 ₽ — только 15%, то есть 2581 ₽. Всего за сотрудника ИП отдаст 6419 ₽ страховых взносов. Крупный бизнес заплатил бы за этого сотрудника 9000 ₽ страховых взносов. Он всегда платит страховые взносы вне зависимости от МРОТ по общему тарифу — 30%.
Льготы по работе с наличными. ИП и ООО на патенте могут хранить любой объем наличных без сдачи в банк, а ИП дополнительно может работать без кассовой книги. Это позволяет уменьшить количество учетных документов.
Льготы при найме персонала. Малый бизнес может заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры, даже если нанимает их на постоянную работу.
Это право есть у ИП и ООО с численностью работников до 35 человек, а в рознице, общепите, бытовых услугах — до 20 человек.
Расстаться с человеком, срок договора с которым подошел к концу, намного проще, чем с нанятым по бессрочному договору.
Если микропредприятие нанимает сотрудника по типовому трудовому договору, ему не нужно утверждать локальные нормативные акты. Например, обязательное для других работодателей положение о внутреннем трудовом распорядке. Это упрощает делопроизводство и удобно, если в компании или у ИП работает до пяти человек.
Льготный лизинг оборудования. ИП и ООО в сфере производства, сельского хозяйства, спорта и туризма могут покупать оборудование на выгодных условиях:
- аванс от 10%;
- эффективная ставка для отечественного оборудования — 6%;
- удорожание в год не более 4%;
- без комиссий.
Это помогает малому бизнесу существенно сэкономить на покупке техники и инструментов.
Субсидии из регионального бюджета. Регионы предлагают финансовую поддержку малому бизнесу на разные цели. Перечень целей и суммы зависят от региона. Например, в Москве выделяют 700 тысяч рублей на продвижение товаров на маркетплейсах и до 1 млн рублей на бизнес по франшизе.
Выгода в том, что бизнес получает деньги безвозмездно — не надо платить проценты или возвращать. Но есть условие: если потратить деньги не на то, на что их выдали, их придется вернуть. Например, ИП взял 500 тысяч на участие в выставке, а вместо этого купил смартфоны менеджерам.
Узнать о субсидиях можно в региональном центре поддержки малого бизнеса.
Преимущество при участии в госзакупках. По закону до 31 декабря 2021 года госучреждения должны закупать у малого бизнеса как минимум 15% годового объема закупок, с 1 января 2022 — минимум 25%. Поэтому часть госзакупок доступна только для малого бизнеса. Крупные компании участвовать в них не могут.
В закупках для малого бизнеса действуют и другие льготы — срок расчета с победителем вдвое короче. Сейчас заказчики обязаны оплатить заказ в течение 15 рабочих дней вместо 30, а с 1 января 2022 года — в течение 10 дней.
Льготная аренда недвижимости. Малый бизнес может арендовать со скидкой федеральную, региональную или муниципальную недвижимость. Например, помещение для офиса, производства или склада.
В первые три года аренды бизнес платит только часть от арендной платы:
- 40% от аренды в первый год;
- 60% от аренды во второй год;
- 80% от аренды в третий год;
- дальше — в полном объеме.
Для льготной аренды есть условие — бизнес должен заключить аренду минимум на пять лет.
Право выкупа имущества. ООО и ИП могут выкупить у города или региона имущество после двух лет аренды, даже если собственник изначально не собирался его продавать. Например, оборудование, машины, инструменты, земельные участки, здания. Выкупить можно в рассрочку на пять лет с процентами по ⅓ ключевой ставки ЦБ.
Правовая поддержка. Региональные центры поддержки бизнеса проводят бесплатные тренинги, индивидуальные консультации, презентации по экономике, налогам и праву. Это позволяет бизнесу сэкономить на консалтинге. Также есть услуги бесплатного анализа рынка, оценки конкурентов и расчета бизнес-планов.
Узнать расписание ближайших тренингов можно на сайте Бизнес-навигатора от Корпорации МСП.
В календаре собраны сразу все мероприятия в разных регионах России. Можно искать тренинги по регионам, тематикам и формату
Поддержка экспорта. Российский экспортный центр предлагает помощь малому бизнесу в выходе на иностранные рынки:
- выдает субсидии;
- оплачивает участие в выставках;
- помогает с онлайн-экспортом через крупнейшие иностранные маркетплейсы.
Бизнес экономит на маркетинге и продвижении товаров и услуг на зарубежных рынках. Узнать о мерах поддержки можно на сайте РЭЦ или на сайте центра поддержки экспорта в вашем регионе.
Поддержка ИТ-бизнеса. Для ООО из аккредитованных Минцифры организаций есть дополнительные налоговые льготы:
- пониженный тариф страховых взносов — 7,6% вместо 30%;
- пониженная ставка налога на прибыль — 3%.
Льготы получают только ООО из реестра. При этом среднесписочная численность сотрудников должна быть не меньше семи человек, а доля доходов от продажи и сопровождения ПО — более 90%.
Кто занимается поддержкой малого бизнеса
Получить поддержку можно на федеральном и региональном уровне.
На федеральном уровне поддержкой бизнеса занимается Корпорация развития малого и среднего предпринимательства — МСП.
На региональном — местное ведомство. Называться оно может по-разному. Например, в Москве — Департамент предпринимательства и инновационного развития, а в Санкт-Петербурге — Центр развития и поддержки предпринимательства.
Узнать, кто отвечает за поддержку малого бизнеса в вашем регионе, можно через поиск в интернете.
Найти сайт вашего регионального ведомства можно поисковым запросом «центр поддержки малого бизнеса [название региона]»
Искать меры федеральной поддержки удобно через Бизнес-навигатор. На сайте можно найти недвижимость для аренды, календарь бесплатных мероприятий и другие возможности для развития бизнеса.
Выберите слева категорию, чтобы увидеть весь список услуг по поддержке бизнеса в этом направлении
Особенности проверок малого бизнеса в 2021 году
Проверять малые и микропредприятия стали реже. В первом полугодии 2020 года количество проверок уменьшилось на 45,7%. В 2021 году правительство продлило запрет на плановые проверки малого бизнеса.
Но есть исключения. Если малый бизнес соответствует двум критериям, его по-прежнему могут проверить:
- Деятельность ООО или ИП была приостановлена из-за административного нарушения.
- С момента проверки, когда было найдено нарушение, прошло менее трех лет.
В остальных случаях малый бизнес может работать без плановых визитов Роспотребнадзора, МЧС и других ведомств государственного и муниципального контроля.
Что важно запомнить
- Малый бизнес — это ООО и ИП из реестра налоговой с пометкой «Малое предприятие» или «Микропредприятие».
- Критерии микропредприятия — годовой доход до 120 млн рублей и среднесписочная численность сотрудников до 15 человек.
- Критерии малого предприятия — годовой доход от 120 до 800 млн рублей и среднесписочная численность сотрудников от 15 до 100 человек.
- Государство дает льготы для малого бизнеса: по налогам и страховым взносам, при найме персонала, при работе с наличными.
Предлагает меры финансовой, имущественной, правовой поддержки, а также помощь при выходе на экспорт.
- Получить поддержку можно на федеральном и региональном уровне. На федеральном за это отвечает Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, в регионах — региональные центры поддержки малого бизнеса.
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Субъекты малого предпринимательства: кто к ним относится в 2022 году
- 25 января 2022
- 639438
- Автор статьи: 1С-Старт
Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2021 году?
Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
- хозяйственные партнерства.
Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.
Кто относится к субъектам МСП
Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.
Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.
Микропредприятие | 120 млн рублей | не более 15 человек |
Малое предприятие | 800 млн рублей | не более 100 человек |
Среднее предприятие | 2 млрд рублей | не более 250 человек |
В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.
Государственный реестр субъектов МСП
С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.
В открытом доступе находится следующая обязательная информация:
- наименование юридического лица или полное имя ИП;
- ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
- категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
- сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
- указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.
Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:
- о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
- о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
- о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
- полную контактную информацию.
Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.
После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.
Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:
-
Налоговые льготы.
Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%).
На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год.
Кроме того, до 2024 года продлена программа налоговых каникул для ИП на УСН и ПСН, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующего регионального закона.
-
Финансовые льготы.
Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийских программ. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию.
-
Административные льготы.
Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры.
При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них.
При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные гарантийные организации.
Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С
Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
Проверить, относится ли ваша организация/ИП к малому или среднему бизнесу
Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.
Критерии малого предприятия 2022: таблица
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.
Микропредприятие | не более 15 человек | не более 120 млн руб. |
|
Малое предприятие | не более 100 человек | не более 800 млн руб. | |
Среднее предприятие | не более 250 человек (для отдельных видов деятельности — до 1500 человек) | не более 2 млрд руб. |
Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.
Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года.
Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст.
4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).
Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.
Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента
Что дает статус субъекта малого предпринимательства
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
Льготы для малых предприятий
Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.
Бухгалтерский учет и отчетность
Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.
11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах).
Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные.
Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
Также см. «Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры».
Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП
Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).
Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.
На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Также см. «Кассовые операции: как небольшой фирме организовать учет наличных денег» и «Кассовая дисциплина у ИП: как предпринимателю работать с наличными деньгами».
Бесплатно вести кассовую книгу в электронном виде
Налоговые льготы
Налоговые преференции для СМП устанавливаются на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
Кроме этого, продолжают действовать временные послабления, установленные для СМП в связи с COVID-19. В частности, на выплаты работнику сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам, А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0%. Подробнее см. «Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году».
Трудовые отношения
Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ).
Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно.
В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.
Составить и распечатать трудовой договор
Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности.
Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.
16 № 858).
Административная ответственность
Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.
Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Страхование вкладов
Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ).
Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб.
по всем счетам в одном банке. Подробнее см. «Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов».
Статистическая отчетность
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.
Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения.
При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см.
«Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).
Заполнить и сдать всю отчетность в Росстат по актуальным на сегодня формам через интернет
Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ).
Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».
Государственный заказ
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.
Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок.
Деньги нужно выплатить не позднее 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14(3), 28 и 32(1) Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.
14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Также см. «Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах» и «Как участвовать в тендерах начинающему».
Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса
Особенности деятельности малого предприятия
Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН.
Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС.
Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы.
И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.
Определите вид своего бизнеса
В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные.
Критерии, общие для всех
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:
- для микропредприятий — 15 человек;
- для малых предприятий — 16–100 человек;
- для средних предприятий — 101–250 человек.
Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:
- 120 млн. рублей — для микропредприятий;
- 800 млн. рублей — для малых предприятий;
- 2 млрд. рублей — для средних предприятий.
Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ
Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам.
Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Дополнительные критерии для АО
Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам.
Составляет для всех не более 25 %.
Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Реестр предприятий
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории.
Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля.
Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.
Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.
Господдержка малых предприятий в 2021 году
Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.
Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.
Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.
Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.
О реестре
1для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
- участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
- на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 указанной части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
- на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д» пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
2среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.
1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
- до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек);
- от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно: Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 указанной части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 указанной части;
3доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.
1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.