Чиновники уже несколько лет готовят список обязательных платежей / Андрей Гордеев / Ведомости
Поступления от неналоговых платежей в 2018 г. в федеральный бюджет превысили 1,5 трлн руб., сообщила Счетная палата и предупредила, что такие платежи нужно оптимизировать.
Минфин оценивал поступления от неналоговых платежей ниже – в пределах 1 трлн руб., в 2018 г. – 740 млрд руб. Показатель Счетной палаты включает доходы от государственной собственности, безвозмездные поступления, а также доходы от продажи материальных и нематериальных активов, объяснил ее представитель.
Власти уже давно пытаются решить проблему неналоговых платежей. Сначала чиновники разработали отдельный законопроект, но позже Минфин решил включить ключевые платежи (сначала шесть) в Налоговый кодекс.
В перечень важнейших платежей, подлежащих внесению в кодекс, по версии Минфина, должны были войти экологический, утилизационный и курортный сборы, плата за проезд большегрузов по автодорогам, за негативное воздействие на окружающую среду и обязательные отчисления операторов связи. В 2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб.
Это непоследовательное решение, предупреждает Счетная палата, сначала нужно определить критерии обязательных неналоговых платежей, провести их инвентаризацию и оптимизацию. Должен появиться реестр обязательных платежей.
Вносить платежи в Налоговый кодекс можно, только если они действительно нужны и несут фискальную функцию, приводятся в сообщении Счетной палаты слова ее аудитора Сергея Шторгина.
Такая работа займет минимум 2–3 года, считает он.
Однако Минфин уже сам отказался от идеи законопроекта с шестью платежами и предлагает включать платежи в Налоговый кодекс поэтапно, сообщил «Ведомостям» представитель министерства. В первую очередь, перечислил он, это должны быть утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов связи, курортный сбор и такие неналоговые платежи, как госпошлины.
Включение платы за проезд большегрузов по автодорогам предлагается рассмотреть после того, как завершит действие соглашение между Росавтодором и оператором системы «Платон» (в 2027 г.
– «Ведомости»), а плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор – после завершения реформы Минприроды в сферах экологического нормирования, обращения с отходами, нацпроектов, объяснил представитель министерства.
В марте бизнес просил не торопиться с включением неналоговых платежей в Налоговый кодекс президента Владимира Путина. Бизнес видел риски потерь платежей целевого характера, необоснованного роста ответственности, увеличения административной и фискальной нагрузки, рассказывает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Минфин, напротив, утверждал, что бизнес выиграет от включения сборов в Налоговый кодекс. Например, снизится административная нагрузка за счет объединения утилизационного и экологического сборов в один платеж, появится возможность возвращать излишне уплаченные деньги, перечисляло министерство в проекте основных направлений на 2020–2022 гг.
Сейчас позиции Минфина и бизнеса сблизились: органы власти признали необходимость детальной переработки законопроекта для минимизации рисков, говорит Шохин.
Инвентаризация неналоговых платежей и формирование реестра необходимы, уверен руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
Нужно оценить обоснованность размера обязательных платежей, эффективность и прозрачность их установления, взимания – да и в целом их необходимости, уверен Шохин. Ревизия должна затронуть в первую очередь платежи федерального, а затем регионального и муниципального уровня, считает он.
Главное – чтобы исполнение не откладывалось, дополняет партнер Taxology Алексей Артюх. Реестр не поможет бизнесу напрямую, но может способствовать тому, что правила расчета и уплаты платежей станут более понятными, замечает он, хотя его значимость переоценивать не стоит.
Минфин предлагает включить в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей
ФОТО: ПГ / ИГОРЬ САМОХВАЛОВ
Министерство финансов подготовило законопроект, которым предлагается включить в Налоговый кодекс шесть квазианалоговых платежей, сообщило министерство в пятницу. Документ внесён в Правительство, сообщается на сайте Минфина в пятницу.
В Кодекс планируется включить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, обязательные отчисления операторов сетей связи общего пользования, плату в счёт возмещения вреда, который наносится грузовиками федеральным трассам, а также курортный, утилизационный и экологический сборы.
В Минфине отметили, что данный подход при систематизации неналоговых платежей даст возможность разобраться с проблемой непредсказуемости квазиналогов, которая вызывает серьёзную обеспокоенность бизнеса, а также решить проблемы в регулировании отраслей.
Глава ФНС отметил рост налоговых поступлений в регионах
«Основная цель предлагаемых решений — не только обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей, но при этом не допустить роста нагрузки на бизнес», — указывается в сообщении.
Минфин провел инвентаризацию и проанализировал остальные неналоговые платежи. Некоторые из них также планируется включить в Налоговый кодекс. В частности, речь идёт о платежах, схожих по своей природе с госпошлинами, таких как плата, взимаемая за сведения из различных госреестров.
По информации ведомства, существует около двух сотен таких реестров. Отмечается, что по некоторым связанным с ними операциям уже взимается госпошлина, часть — проводится бесплатно, а ряд операций — за плату, установленную вне рамок налогового законодательства.
«Такие платежи должны быть «погружены» в Налоговый кодекс. При этом необходимо внимательно проанализировать экономическую обоснованность их размеров, особенно в случаях, когда информация предоставляется в электронной форме», — указали в Минфине.
Кроме платежей, которые связаны с госреестрами, министерство предлагает рассмотреть вопрос о включении в кодекс патентных пошлин и некоторых платежей за обязательную госэкспертизу документации. По мнению ведомства, не должно быть практики, при которой за оказание госуслуг взимается плата, не включённая в Налоговый кодекс.
Минфин уточнил, какие неналоговые платежи войдут в Налоговый кодекс — новости Право.ру
Минфин доработал законопроект о кодификации основных неналоговых платежей. Остальные сборы прошли инвентаризацию, часть из них планируется внести в Налоговый кодекс позже.
Финансовое ведомство подвело промежуточные итоги работы по систематизации и регулированию неналоговых платежей. Шесть из них будут погружены в Налоговый кодекс – это утилизационный, экологический и курортный сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сбор с тяжелых грузовиков через систему «Платон», сбор с операторов связи. Соответствующий законопроект ожидает «скорейшее внесение в правительство».
Оставшийся 61 платеж обобщен в шесть групп, пишут «Ведомости». К первой отнесены 10 платежей за получение сведений из 200 госреестров и регистров.
Во вторую попали 15 платежей за обязательные услуги, которые оказываются на конкурентном рынке (подготовка документов, прохождение медицинского обследования для покупки оружия и другие).
Третья группа – это платежи за услуги естественных монополий, четвертая – компенсации (за вред водным объектам или лесам). Пятая состоит из платежей за обязательную экспертизу (регистрация автомобиля), а шестая объединяет девять платежей за услуги обязательного контроля.
По мнению ведомства, некоторые из них впоследствии могут также быть включены в НК. Речь идет о платежах за предоставление сведений из госреестров, которые «схожи по своей природе с госпошлинами».
«По части операций, связанных с ними, уже взимается госпошлина, часть осуществляется бесплатно, часть – за плату, установленную вне рамок налогового законодательства и, зачастую, не попадающую в бюджет», – комментирует Минфин. Также могут быть кодифицированы патентные платежи и сборы за обязательную госэкспертизу документов.
Остальные платежи, связанные с получением обязательных услуг, необходимо проанализировать и внести поправки в закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чтобы их размер устанавливался только правительством или законодателем.
Одновременно Минфин предлагает установить 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после того, как они будут внесены в НК, и увеличить лимит налогов, неуплата которых может стать преступлением. Ведомство подчеркивает, что кодификация призвана обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей и не допустить роста нагрузки на бизнес.
Контроль или прессинг? К чему приведет проект Минфина о неналоговых платежах
2 апреля Минфин опубликовал доработанную версию законопроекта, посвященного расширению перечня федеральных налоговых сборов: теперь в него будут включены несколько неналоговых платежей.
Ведомство предложило включить в Налоговый кодекс пять сборов — экологический налог, утилизационный сбор, сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения, налог на операторов сети связи общего пользования и гостиничный сбор.
Сейчас Минфин вместе с отраслевыми ведомствами обсуждает также возможность включить в НК РФ и другие виды платежей — государственные пошлины за предоставление сведений из различных госреестров.
По оценкам Минфина, в случае одобрения парламентом перевод неналоговых платежей под регулирование НК РФ осуществится не ранее 2021 года.
Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Зачем это нужно и почему бизнес выступает против?
Зачем кодифицировать неналоговые платежи
Правительство ведет работу по кодификации и систематизации неналоговых платежей с 2016 года — специальное поручение отдал президент, причем по инициативе бизнес-сообщества.
За это время власти проделали огромную работу и составили перечень всех действующих неналоговых платежей — оказалось, что их более 70.
Вкратце основные факторы, указывающие на необходимость кодифицировать неналоговые платежи, сводятся к следующему:
— необходимость контроля и управления недоступными ранее платежами (например, местные платежи, выписки из госреестров);
— внедрение мер административной, гражданской и уголовной ответственности для того, чтобы стимулировать внесение платежей уклонистами;
— внедрение более прозрачного налогового контроля единым проверяющим по единым стандартам (выездные и камеральные налоговые проверки, опрос свидетелей, выемка документов и т. п.).
В чем позиции бизнеса и властей расходятся
Бизнес долгое время выступает против текущей концепции законопроекта. Самые крупные бизнес-объединения — в том числе «Деловая Россия», «Опора России», РСПП, ТПП РФ — даже отправляли президенту письмо с просьбой пересмотреть некоторые положения.
В частности, предлагалось не включать данные взносы в НК РФ, а структурировать их в рамках отдельного федерального закона. Владимир Путин попросил министра финансов и первого вице-премьера Антона Силуанова «не спешить» с включением платежей в НК РФ.
Бизнес-объединения отмечали неготовность бизнеса к включению дополнительных платежей в Налоговый кодекс. В частности, это касается экологических платежей. Бизнес считает принятие закона преждевременным, а сам законопроект — не до конца доработанным.
В частности, опасения предпринимателей связаны с неопределенностью регулирования нового экологического налога.
Из-за внедрения НДТ (наилучших доступных технологий) перевод этого сбора в НК РФ может спровоцировать сложности и неопределенность с установлением платежной базы, а это, в свою очередь, повлечет налоговые риски.
https://www.youtube.com/watch?v=dsGAjDbOUO0\u0026t=52s
Бизнесмены также опасаются, что введение новых налогов (которые по сути лишь заменяют действующие в России сборы) увеличат фискальную и административную нагрузку на бизнес.
Тем не менее разработчик законопроекта уверяет, что текущие ставки платежей не изменятся и, следовательно, налоговая нагрузка не возрастет. Минфин неоднократно подчеркивал, что предлагаемые новации не означают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения объемов налоговой нагрузки.
Все пять новых налогов, которые предлагаются в новой редакции, лишь упорядочивают уже действующие в России платежи.
Нужно заметить, что после обсуждения с бизнесом проект был смягчен. В частности, бизнес смог отстоять введение в разрабатываемом пакете десятилетнего моратория на уголовную ответственность неплательщиков.
Кроме того, в законопроекте предусматривается пониженный штраф за неуплату или неполную уплату новых сборов: вместо 20% от неуплаченной суммы, как это было обычно, штраф составит 10% от неуплаченной суммы. Также в новой редакции законопроекта удалось вернуть норму о самостоятельной утилизации отходов взамен уплаты утилизационного сбора (экосбора).
Из предыдущей версии проекта данную норму исключили, что вызывало неудовольствие предпринимателей, желавших самостоятельно утилизировать отходы на вновь созданной инфраструктуре.
Ожидаемые последствия
С одной стороны, перевод указанных сборов под регулирование Налогового кодекса выглядит логичным: эти платежи обладают всеми признаками налогов.
А угроза применения санкций, предусмотренных в НК РФ — в частности, бесспорное взыскание, штрафы, пени и в экстремальном случае уголовная ответственность, — быстрее заставит недобросовестных предпринимателей исполнить обязанность по уплате сборов.
Однако, с другой стороны, проведение дополнительных проверок налоговыми органами может стать весьма болезненным для добросовестных предпринимателей и потребовать дополнительных усилий с их стороны.
В целом бизнес-сообществу следует ожидать усиления контрольной работы со стороны налоговых органов, особенно в первые годы после введения новых налогов.
Налогоплательщик должен быть готов к пристальному изучению расходных документов налоговым органами и даже к проверкам добросовестности своих подрядчиков.
Можно также ожидать появления «серых» зон и неурегулированных вопросов, а также спорной позиции регулятора, к чему тоже нужно быть готовым налогоплательщику.
Следует также отметить, что законодатель оставляет в НК РФ штраф в размере 40% в случае совершения правонарушения умышленно. Эта норма допускает неоднозначное толкование и может привести к злоупотреблениям со стороны проверяющих органов при начислении санкций.
Если власти и бизнес придут к компромиссу по спорным вопросам, инициативу правительства по систематизации и закреплению единого перечня всех неналоговых платежей стоит поддержать. Этот процесс призван выстроить и упорядочить всю систему обложения неналоговыми платежами.
Одновременно с этим будет ограничено бесконтрольное введение различных сборов, в том числе на местном и региональном уровне.
После тщательной проработки и обсуждения законопроекта с бизнес-сообществом мы ожидаем появления стройной унифицированной структуры неналоговых платежей, которая облегчит работу бизнеса со сборами, взаимодействие с контролирующими органами, а также администрирование сборов.
Однако нельзя забывать, что такой проект может стать эффективным только в том случае, если будут учтены конструктивные предложения бизнеса.
Неналоговые платежи станут налогами? — Минфин предлагает дополнить НК новым налогом и сборами
Новая редакция кодекса предполагает перевод платы за получение выписок и иных обязательных документов в разряд госпошлин, а утилизационного сбора в статус налогового платежа. Также предлагается ввести новый налог на операторов связи, призванный заменить ныне действующий платеж операторов в резерв универсального обслуживания, и вместо курортного сбора установить местный гостиничный сбор.
Причем данные нововведения должны вступить в силу уже со следующего года.
В прошлом году в похожий перечень поправок входили также экологический налог, который хотели ввести вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор и платежи с большегрузов в систему «Платон».
Как сообщил Сергей Катырин, возглавляющий Торгово-промышленную палату (ТПП), от них пока решили отказаться. По его словам, экологические платежи вызвали множество вопросов у предпринимателей, поскольку их введение привело бы к существенному росту фискальной и административной нагрузки на бизнес.
Что касается «Платона», то здесь бюджет потратил бы уйму денег на штрафы и неустойки из-за расторжения концессии с оператором системы.
На данный момент в НК предлагают зафиксировать четыре платежа. Бизнес не возражает только против одного из них – перевода в статус госпошлины платы за выдачу справок и копий документов.
Также президент ТПП отметил, что большой вопрос относительно включения всех новых платежей в кодекс вызывает их экономическая целесообразность. При этом он подчеркнул, что никаких расчетов Минфин не представил, поэтому оценить целесообразность их взимания невозможно.
Как пример Катырин привел планируемое введение гостиничного сбора. По его словам, в настоящий момент не были подведены итоги по курортному сбору, который действует в качестве эксперимента. Нет данных, которые бы позволили оценить эффективность планируемого нововведения.
По мнению главы ТПП, много неясного и по другим предлагаемым платежам. Что касается платежей операторов в резерв универсального обслуживания, то эти деньги «Ростелеком» тратит на установку средств телефонной связи в удаленных деревнях. Однако неизвестно, пользуется ли ими кто-либо, отметил Катырин.
Так или иначе, расчета целесообразности сбора и расходования этих средств не представлено. Президент ТПП считает такой подход к реформированию не выверенным. Несколько лет назад палата предлагала определить правила введения неналоговых платежей, а также отменить излишние.
Однако вопрос по-прежнему остается нерешенным.
Минфин России уточнил, какие неналоговые платежи он готов включить в НК РФ – АКГ «Деловой профиль»
Соответствующая информация опубликована на сайте Минфина России. Министерство предложило обеспечить общественное обсуждение и доработку законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Финансисты планируют его скорейшее внесение на рассмотрение в Правительство РФ.
В НК РФ планируется включить:
- утилизационный, курортный (туристический), экологический сборы;
- плату за негативное воздействие на окружающую среду;
- обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования;
- плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Возможно, после включения данных платежей в НК РФ будет установлен десятилетний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей. Также планируется увеличить предельный размер неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности.
Минфин России указал, что предлагаемые решения призваны не только обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей, но и не допустить роста нагрузки на бизнес.
По мнению финансистов, взимание платы за оказание государственных услуг должно регулироваться исключительно НК РФ.
Также министерство предложило устанавливать только на уровне Правительства РФ или законодательном уровне платежи, связанные с получением «необходимых и обязательных услуг», предшествующих предоставлению государственных и муниципальных услуг. Возможно, корректировки коснутся платежей, связанных с компенсацией вреда и платежей за услуги естественных монополий.
Комментирует Александр Силаков, Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:
Минфин РФ продолжает работу по систематизации неналоговых платежей. В принципе, это скорее позитивная для налогоплательщиков тенденция с точки зрения понятности и прозрачности фискальных правил. Большое количество квазиналоговых платежей, правила расчета которых разбросаны по разношёрстным законам и подзаконным актам, приводит к дополнительным сложностям для плательщиков сборов.
Упомянутый в х Минфина РФ экологический сбор под общим термином утилизационный сбор уже предложен к внедрению в НК РФ в рамках законопроекта о внесении изменении в НК РФ и проходит процедуру публичных обсуждений (https://regulation.gov.ru/projects#npa=84496).
Вместе с тем, у бизнес-сообщества есть ряд опасений в отношении подобного рода инициатив, которые связаны как с ростом фискальной нагрузки на бизнес, так и с расширением ответственности плательщиков квазиналогов, а также с появлением дополнительных контрольных полномочий у налоговых и иных контролирующих органов, в частности, правоохранительных. Предложенный Минфином 10-летний мораторий на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей после их включения в НК РФ, а также увеличение лимита неуплаченных налогов для привлечения к уголовной ответственности выглядят логичным шагом, главное — чтобы такие обещания реализовывались на практике.
Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», система «ГАРАНТ»
Сборы перетекают в налоги
Минфин разместил для обсуждения обновленную версию законопроекта о включении в Налоговый кодекс (НК) трех неналоговых платежей — утилизационного сбора, обязательных отчислений операторов связи и курортного (гостиничного) сбора. Ожидается, что законопроект будет внесен в Белый дом в апреле и изменения вступят в силу уже в 2021 году.
Сегодня Минфин опубликовал новую версию законопроекта о кодификации неналоговых платежей — как и планировалось (см. “Ъ” от 4 сентября 2019 года), ведомство намерено действовать поэтапно, ограничившись пока включением в НК всего трех квазиналогов.
В кодекс будут «погружены» утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования и гостиничный (прежнее название — курортный) сбор.
Помимо этого законопроект предусматривает включение в НК в качестве госпошлин нынешних платежей за предоставление сведений из государственных реестров.
Напомним, изначально Минфин предлагал включить в НК шесть платежей — кроме названных речь шла также о плате за негативное воздействие на окружающую среду, экологическом сборе и плате за большегрузы в системе «Платон». Однако против этого выступили объединения предпринимателей (РСПП, «Деловая Россия», ТПП, «Опора России») — они заявляли, что такая кодификация увеличит давление на бизнес.
После дискуссий Минфин летом прошлого года согласился на проведение кодификации неналоговых платежей в два этапа. Объяснили это чиновники, в частности, отсутствием единого администрирования для платежей второй очереди.
Например, включение в НК платы системы «Платон» потребовало бы передачи налоговикам полномочий по ее администрированию и внесения существенных изменений в концессионное соглашение «Росавтодора» и оператора системы. Сбор же платежей за загрязнение требует специальных знаний и оборудования Росприроднадзора, поэтому передача его администрирования затруднительна.
Как сообщал ранее замглавы Минфина Алексей Сазанов, обновленный законопроект в конце прошлого года был направлен в ведомства для согласования, а в начале второго квартала министерство рассчитывает внести его в Белый дом. По второй части неналоговых платежей в Минфине, по словам чиновника, «серьезных законопроектов» пока не планируют — заняться этим в ведомстве намерены после «завершения первого этапа».
- Отметим, что, как и было обещано, представленный проект предусматривает десятилетнюю отсрочку наступления уголовной ответственности за неуплату трех кодифицируемых сборов (ее нет и сейчас).
- Предполагается, что изменения вступят в силу с начала 2021 года.
- Евгения Крючкова
Минфин предложил сделать налогами шесть неналоговых платежей
Минфин 1 апреля опубликовал обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс и начал процедуру его общественного обсуждения (текст документа был размещен здесь, после 20:00 мск стал недоступен).
Основным новшеством финальной версии законопроекта стало предлагаемое включение в налоги и сборы:
- платы с грузовиков массой свыше 12 т (система «Платон»);
- обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования;
- курортного (гостиничного) сбора.
- Кроме того, в Налоговый кодекс предлагается включить утилизационный сбор и экологический налог (сейчас это плата за негативное воздействие на окружающую среду).
Плата за проезд большегрузов по федеральным трассам станет «сбором за пользование автомобильными дорогами федерального значения общего пользования». Ставка сбора будет установлена в размере 3,73 руб. на один километр пути (сейчас действует льготный тариф 1,91 руб.) и будет подлежать ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.
Росавтодор и оператор системы «РТ-Инвест Транспортные системы» в 2014 году заключили концессионное соглашение сроком на 13 лет, в рамках которого компания стала администратором взимания платы с грузовиков.
«Учитывая обязательства Российской Федерации в рамках заключенного концессионного соглашения законопроектом предлагается сохранить полномочия оператора по исчислению и взиманию сбора, а также полномочия Росавтодора за деятельностью оператора, возложив на налоговые органы обязанность по взысканию задолженности по сбору на основании актов, представляемых в налоговые органы оператором», — отмечается в пояснительной записке Минфина.
Текущие отчисления операторов сети связи общего пользования предлагается преобразовать в «налог на операторов сети связи общего пользования».
Сейчас операторы связи ежегодно отчисляют по 1,2% своих доходов в «резерв универсального обслуживания».
Налоговой базой предлагается установить доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам, ставку налога — установить в размере 1,2%.
Уголовная ответственность
Включение этих неналоговых платежей в федеральные (в случае с гостиничным сбором — местные) налоги и сборы будет означать, в частности, распространение уголовной ответственности на случаи уклонения от их уплаты в крупном размере.
Что касается налоговой ответственности по Ст.
122 Налогового кодекса, Минфин предлагает на период по 31 декабря 2029 года применять в отношении неуплаты экологического налога и утилизационного сбора штраф в размере 10% от неуплаченной суммы налога/сбора, вместо законодательно установленных 20%.
Минфин, в частности, отмечает, что в настоящее время неуплата экологических неналоговых платежей не образует состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом, и «в рамках действующего законодательства у плательщиков отсутствует должная мотивация к правомерному поведению в форме уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». «Установление экологического налога позволит в перспективе увеличить поступления в бюджетную систему Российской Федерации и повысить уровень платежной дисциплины за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания к лицам, не исполняющим обязанность по уплате экологических платежей», — говорится в пояснительной записке.
Ранее, 1 марта Минфин указывал, что предлагает «обеспечить общественное обсуждение, доработку и скорейшее внесение в правительство законопроекта» о включении основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс. Против этой идеи выступает бизнес. Так, на съезде РСПП в марте деловые объединения попросили президента Владимира Путина не торопиться с включением квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс.
Иван ТКАЧЕВ
В налоговом кодексе появятся новые налоги и неналоговые платежи
Минфин России опубликовал на портале проектов нормативных актов законопроект о дополнении действующей редакции Налогового кодекса РФ новыми главами о неналоговых сборах. Общественное обсуждение законопроекта стартовало 1 апреля 2019 года и продлится до 26 апреля. Документ был разработан еще 1,5 года назад совместно с Минэкономразвития, и с тех пор много раз дорабатывался и изменялся.
Первоначально чиновники подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования.
Но премьер-министр Правительства РФ Дмитрий Медведев решил, что будет лучше рассмотреть возможность включения всех существующих неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ.
В результате неналоговых сборов набралось слишком много, поэтому в НК РФ решили включить только часть из них.
Какие платежи появятся в НК РФ
Минфин предлагает включить в НК РФ 2 новых налога и 3 сбора:
- Экологический налог (заменит сбор за негативное воздействие на среду).
- Налог на операторов сети связи общего пользования.
- Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения (взамен «Платона»).
- Утилизационный сбор (объединит нынешние экологический и утилизационный сборы).
- Гостиничный сбор (заменит курортный сбор; плательщиками станут компании и ИП, оказывающие услуги по размещению).
В случае неуплаты перечисленных налогов и сборов будут взиматься штрафы: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2029 года включительно в размере 10 процентов от неуплаченной суммы.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту Минфина России:
Основная цель предлагаемых решений – не только обеспечить полную предсказуемость и прозрачность платежей, но при этом не допустить роста нагрузки на бизнес. Такое решение позволит решить проблему непредсказуемости квазиналогов, которая в последние годы вызывала серьезную обеспокоенность бизнеса.
Перед внесением законопроекта в кабмин Минфин провел детальную инвентаризацию всех неналоговых платежей в стране. Поэтому это только первая ласточка в этом процессе. Следующим шагом чиновники хотят включить в НК РФ плату, взимаемую за сведения из различных государственных реестров и регистров.
По данным Минфина, в России уже сейчас действуют более двухсот таких реестров, сведения из которых бизнес и граждане получают за плату. Правда, как утверждают чиновники, перед внесением этого пула неналоговых платежей в НК РФ будет проведена оценка экономической обоснованности их размеров, особенно в случаях, когда информация предоставляется в электронной форме.
Также в НК РФ в перспективе будут включены патентные пошлины и платежи за обязательную государственную экспертизу документов.
Фнс была против. передумала?
Минфин таким способом хочет создать в России упорядоченную фискальную систему. И, по идее, для плательщиков нет особой разницы, какой именно закон будет регулировать обязательный платеж, а также в какой именно карман бюджета будут положены деньги.
К тому же, в связи с мораторием на увеличение налоговой нагрузки для бизнеса, квазиналоги, включенные в НК РФ, нельзя будет увеличивать. Однако подведомственная Минфину ФНС год назад выступила против включения в НК РФ неналоговых платежей.
Тогда заместитель главы ФНС России Наталья Завилова заявила, что проблема в разнородности таких неналоговых платежей:
Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно.
Кроме того, налоговики настаивали, что раз большинство неналоговых платежей поступает не в бюджет, то и смешивать их с налогами не нужно. Какую позицию занимает ФНС России в этом вопросе год спустя, пока неизвестно. Но, скорее всего, уже до конца года число платежей и сборов, регулируемых НК РФ, вырастет как минимум на 5 позиций.
Ориентировочной датой вступления в силу законопроект называет 1 января 2020 года.
Неналоговым платежам повышают статус // Минфин предложил вписать в НК новые главы
Минфин обнародовал для обсуждения законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новых глав — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе. Таким образом, ведомство реализует свое давнее обещание кодифицировать основные действующие неналоговые платежи — несмотря на возражения крупнейших предпринимательских объединений.
Сегодня на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован законопроект Минфина о кодификации неналоговых платежей — для публичного обсуждения и его антикоррупционной экспертизы. Документ переносит в Налоговый кодекс (НК) действующее регулирование основных неналоговых платежей — пока без изменения ставок и правил уплаты.
Четыре платежа пополнят перечень федеральных налогов. Им будут посвящены новые главы НК:
- «Экологический налог»,
- «Утилизационный сбор»,
- «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения»
- «Налог на операторов сети связи общего пользования».
- «Гостиничный сбор» появится в разделе кодекса о местных налогах.
Минфин готовил этот законопроект более года. В начале марта ведомство объявило, что документ предполагается внести в правительство в ближайшее время (см. “Ъ” от 4 марта).
Бизнес, полагая, что такой шаг приведет к росту фискальной и административной нагрузки, на съезде РСПП 14 марта обратился к Владимиру Путину с просьбой не торопиться с включением «неналогов» в НК.
Пожелание «не спешить с этим вопросом» Владимир Путин перенаправил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову. Тем не менее на коллегии Минфина 26 марта инициатива обсуждалась в качестве одного из ключевых направлений работы Минфина. Тогда же Дмитрий Медведев заверил собравшихся, что внесение неналоговых платежей в НК не приведет к увеличению фискальной нагрузки.
Бизнес надеется, что пожелание президента «не спешить» будет закреплено в его поручениях по итогам съезда РСПП (их все еще нет), и не считает вопрос о кодификации «неналогов» окончательно решенным.
Впрочем, восприятие предпринимателями инициатив Минфина меняется.
В ноябре 2018 года ведомство дополнило законопроект главой о налоге на утилизацию товаров и упаковки. Это вызвало шквал негодования у бизнеса, у которого сейчас есть выбор — платить экологический сбор или самостоятельно собирать и утилизировать создаваемые отходы.
Бизнес посчитал, что это предложение противоречит сути реформы управления отходами, отменяя возможность самостоятельной утилизации отходов компаниями.
В свою очередь, за самостоятельную реализацию ответственности бизнеса за отходы всегда выступало и Минприроды. Компании уже начали создавать отраслевые ассоциации для самостоятельного сбора и утилизации отходов и инвестировать в инфраструктуру, а признание их плательщиками сбора без исключений лишало такие инвестиции смысла, указывали представители ассоциаций.
Новый драфт документа оставляет принцип самостоятельной утилизации компаниями отходов от использования товаров и упаковки в формате налоговых вычетов из суммы сбора.
Так, вычету подлежит масса отходов от использования товаров и упаковки, которая утилизируется компаниями.
Сумма будет вычитаться из сбора на основании договора с региональным оператором или компанией и самих актов утилизации. «Мы поддерживаем перевод платежа в НК, но важно, что сохранилась возможность самостоятельной реализации ответственности производителями и импортерами,— говорит представитель ассоциации РАТЭК (объединяет Apple, Samsung, Sony и др.) Антон Гуськов.
— Это помогает решить проблему с отходами, ведь изначальная цель — не налог, а возможность обеспечить утилизацию».
Кроме включения сборов в Налоговый кодекс Минфин предлагает «погрузить» в него в качестве госпошлины еще ряд платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений из госреестров (госрегистров), таких, например, как внесение изменений, просмотр сведений и так далее. Против включения таких платежей в Налоговый кодекс бизнес не возражает.
Законопроект о включении неналоговых платежей в НК вступит в силу только с 2021 года
- В пакете будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение Налогового кодекса в отношении пяти платежей, уточнил Минфин
- Законопроект о включении ряда неналоговых платежей в Налоговый кодекс, который вызвал вопросы у бизнеса, вступит в силу только после истечения переходного периода, передает «Интерфакс».
- Это одна из договоренностей, достигнутых по итогам совещания по неналоговым платежам с участием представителей бизнес-объединений, которое провел в среду первый вице-премьер Антон Силуанов, сообщил журналистам его представитель Андрей Лавров.
«Была достигнута договоренность о том, что перевод регулирования неналоговых платежей в Налоговый кодекс в случае его одобрения парламентом должен вступить в силу не ранее 1 января 2021 года. Таким образом, налогоплательщики и налоговые органы должны получить достаточно времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям», — сказал он.
Члены рабочей группы согласились с необходимостью регулирования целого ряда неналоговых платежей законодательством о налогах и сборах и поддержали предложение о внесении правительством пакета соответствующих законопроектов в Госдуму до окончания весенней сессии.
Это необходимо, «чтобы провести максимально широкое публичное обсуждение разработанных по просьбе бизнеса новаций на площадке парламента совместно с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередную трехлетку», — сказал Лавров.
В рамках пакета законопроектов, переводящих регулирование неналоговых платежей в Налоговый кодекс, будут также предусмотрены изменения в Бюджетный кодекс с тем, чтобы сохранить целевое расходование поступлений платежей, регулирование которых предполагается упорядочить.
Предлагаемые новации не предполагают ни введения принципиально новых сборов, ни увеличения размера налоговой нагрузки — они направлены на создание понятных и предсказуемых условий ведения бизнеса, систематизируют уже существующие сегодня платежи, ограничивают федеральные и региональные власти во введении новых сборов или изменении их размеров, передал Лавров слова Силуанова на совещании. Ставки предлагаемых вместо уже существующих платежей налогов не будут увеличены, а в разрабатываемом пакете будет предусмотрен 10-летний мораторий на уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в отношении пяти платежей.
Также в ходе заседания Силуанов поддержал предложение бизнеса о введении дополнительного моратория на взимание штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах в части рассматриваемых платежей. В ходе доработки законопроектов с ФНС будут обсуждаться механизмы администрирования платежей.
Кроме того, было решено, что пакет законопроектов будет предусматривать введение ряда новых сборов, которые заменят действующие в настоящее время различные платежи за госуслуги, сообщил Лавров.
Законопроект о переносе ряда неналоговых платежей в НК Минфин внес в правительство в марте.
Речь идет о плате за негативное воздействие на окружающую среду, об обязательных отчислениях операторов сети связи общего пользования, о плате в счет возмещения вреда, причиняемого автодорогам общего пользования федерального значения большегрузами массой свыше 12 тонн (собирается по системе «Платон»), а также об утилизационном, экологическом и курортном сборах.
1 апреля Минфин разместил на портале проектов нормативных правовых актов обновленную редакцию законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс.
Представители крупного бизнеса не раз высказывали обеспокоенность этим законопроектом, тема, в частности, обсуждалась на съезде РСПП с участием президента Владимира Путина.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?