Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Правила применения КТРУ

Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены непониманием заказчиками правил его использования (далее — Правила), которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Для лучшего понимания установленных норм мы цветом выделили те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.

Пункт 4 Правил:

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:

Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования 

Ктру и планирование

Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.

Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций? Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Данное правило справедливо для случаев, когда иное не предусмотрено иными информационными системами, в том числе региональными. В отдельных субъектах Российской Федерации существуют «свои» КТРУ, которыми заказчики обязаны по факту руководствоваться несмотря на то, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует возможность региональных властей на утверждение и ведение таких КТРУ.

Наименование закупки в извещении

С 1 января 2022 года из Закона № 44-ФЗ исключена ч. 10 ст. 16, предусматривающая полное соответствие информации, указываемой заказчиком в извещении, с информацией, указанной им в плане-графике, в том числе по объекту закупки. На сегодняшний день предмет закупки (извещения) может не соответствовать предмету, указанному в плане графике. Это нормально.

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций? Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Наименование объекта закупки в извещении также может не соответствовать наименованию из КТРУ. Правила не требуют перечисление в объекте закупки всех наименований, предусмотренных КТРУ.

При этом, безусловно, такие наименования должны быть отражены заказчиком в описании объекта.

Если закупается перечень продукции в рамках одного лота, то наименование в соответствии с КТРУ по конкретной продукции указывается именно в этом перечне.

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Единица измерения количества (объема)

Правила предусматривают (см. выше), что если закупаемая заказчиком продукция попала под действие КТРУ, то не только наименование такой продукции должно быть указано в соответствии с КТРУ, но и единица измерения количества (объема). Данное правило действует даже в том случае, если представленная в КТРУ единица изменения не удобна заказчику. Приведем пример:

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Если единица измерения представлена так, как указано на картинке выше, то заказчик вправе определить конкретный вариант единицы измерения из предложенных в КТРУ. Следует отметить, что в указанной единице измерения объем будет определяться не только при размещении заказчиком извещения в ЕИС, но и при регистрации сведений в реестре контрактов.

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Документ о приемке уже будет подписан в той единице измерения, которая необходима заказчику и поставщику.

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?

Описание объекта закупки по КТРУ

Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ. При этом в Правилах отсутствует указание на то, что характеристики, используемые в описании, могут быть обязательными и необязательными. Однако, КТРУ предусматривает характеристики, которые не являются обязательными для применения заказчиком.

Нужно запомнить следующие правила:

1) Заказчик обязан использовать обязательные для применения характеристики при описании объекта закупки. В этом случае наименование такой характеристики, а также значение по ней (прим.

: в случае, если КТРУ предусматривает несколько значений по одной характеристике, то заказчик вправе выбрать только ОДНО из предусмотренных значений.

Выбор заказчиком двух или более значений в рамках одной характеристики, даже если все из них предусмотрены в КТРУ, не допускается) переносится в описание объекта закупки;

  • 2) Применение необязательных характеристик, указанных в КТРУ, является правом заказчика, а не обязанностью. Если заказчик использует необязательную характеристику, содержащуюся в КТРУ, то обосновывать ее применение не нужно;
  • 3) Если заказчик планирует выбрать несколько предусмотренных значений по одной характеристике из КТРУ или установить требования к продукции, не предусмотренные КТРУ, то в этом случае требуется составлять обоснование необходимости установления таких значений и характеристик (прим.: в тех случаях, когда заказчик вправе указывать дополнительные требования к закупаемой продукции);
  • 4) Заказчик не вправе изменять и корректировать наименование предусмотренных КТРУ характеристик и значения по ним даже при наличии обоснования.

Когда указание дополнительных характеристик запрещено? 

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к закупаемой продукции, которые не предусмотрены КТРУ (прим.: даже при наличии соответствующего обоснования), в следующих случаях:

1) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) — 25(7) перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренного таким постановлением);

Многолотовая закупка: что это такое и как проходит?

02.06.20

Можно ли объединять в одном лоте несколько разных позиций?Руководитель группы по работе с поставщиками B2B-Center Владимир Бенько рассказывает про многолотовые закупки.

Что это такое, как они проходят и с какими сложностями сталкиваются участники?

Что такое многолотовая закупка?

Есть несколько определений этого термина. С юридической точки зрения — это несколько (по числу лотов) одновременно и параллельно проводимых процедур, оформленных одной документацией.

Но с практической стороны — это закупка, в рамках которой заказчик закупает несколько разных лотов товаров или услуг. Обычно в лоты объединяют однотипные товары или связанные функционально.

В многолотовых закупках могут участвовать любые профильные компании, которые будут подавать отдельную заявку на каждый лот. При этом участники не ограничены — они могут подать заявки на все лоты или только на те, которые им подходят.

Чем она отличается от обычной?

Главное отличие в том, что такая закупка включает в себя несколько лотов, по которым торги проходят независимо друг от друга. Поэтому заказчик может установить разные параметры для каждого лота:

  • Условия оплаты;
  • Требования к обеспечительным платежам;
  • Разные даты проведения и окончания закупки.

Кроме этого, в каждом лоте может объявляться переторжка или дозапрос документов.

В итоге организатор будет выбирать победителя для каждого лота по отдельности. Поэтому, если поставщик отправил заявку по всем лотам, то может победить по каждому лоту в отдельности с дальнейшим заключением нескольких договоров.

Пример: заказчик ищет организатора питания для сотрудников филиалов в Саратове и Ижевске. Проводит одну закупку, но с лотами по каждому городу. Победить в закупке могут два местных поставщика (один из Саратова, а другой из Ижевска) или федеральная сеть с представительствами в регионах. Но даже с ней по итогам закупки заказчик подпишет два договора.

Кто проводит многолотовые закупки?

После перевода государственных закупок по закону № 44-ФЗ в электронный вид заказчики из этого сегмента фактически лишились возможности проводить многолотовые процедуры. Для них действует принцип: 1 закупка – 1 лот – 1 контракт. Это прописано в ч.6 ст. 24 44-ФЗ.

У заказчиков, работающих по закону 223-ФЗ, на данный момент такая возможность есть. Они могут проводить многолотовые закупки и по их итогам заключать несколько контрактов.

У коммерческих заказчиков выбор способов проведения закупок неограничен. Главный принцип — соблюдение ГК РФ и ст.17 135-ФЗ о защите конкуренции.

Есть ли какой-то принцип, по которому разные лоты объединяют в одну закупку?

В законодательстве порядок формирования лотов не прописан, поэтому каждый заказчик решает сам. В идеальной ситуации лоты должны формироваться из технологически и функционально взаимосвязанных групп товаров или услуг. Но на практике принцип формирования часто определяется потребностями конкретного заказчика.

Пример функциональной связки: право заключения договора на поставку, монтаж и пусконаладку оборудования. На рынке работает мало компаний, которые могут выполнить весь заказ сразу, поэтому заказчик проводит многолотовую процедуру. В итоге один победитель в рамках лота “на поставку” поставляет оборудование, а другой в рамках лота на “монтаж и ПНР” монтирует его и запускает.

Пример связки по потребности заказчика: заказ на комплектацию офиса по брендбуку. Среди позиций могут быть офисная мебель, декор, электрооборудование и т. д. Функциональной связки между этими товарами нет, но заказчику они нужны все вместе.

Второй пример связки по потребности заказчика — закупка однотипной услуги или товаров для нескольких подразделений. В этом случае закупка может быть разделена на несколько лотов по филиалам — для укомплектации филиалов однотипной продукцией.

Какие особенности стоит учесть?

Термин «лот» имеет несколько значений, поэтому важно отличать вид закупки от способа её проведения:

  • Вид закупки: однолотовый или многолотовый. Слово «лот» фактически означает отдельную закупку с заранее определенными условиями, в рамках которой заказчик заключает договор с победителем.
  • Способ закупки: попозиционный или лотовый. В данном случае слово «лот» означает объединение закупочных позиций в комплект.

Поэтому на практике вы можете встретить многолотовую процедуру, в которой закупочные позиции групп товаров или услуг объединены в лот (комплект).

Читайте также:  Способы передачи в ФНС сведений с закрытого фискального накопителя

Попозиционный способ закупки подразумевает возможность подачи заявок по части позиций, поэтому заказчик вправе выбрать одного или нескольких победителей с дальнейшим заключением договоров с каждым поставщиком-победителем.

Лотовый способ — это процедура закупки товаров или услуг, в которой участник отправляет предложение целиком без возможности подачи заявок по части позиций. Его еще называют “комплектной поставкой”.

Пример: заказчик собирается купить ручки, карандаши, линейки у одного поставщика. Ему необходимо объединить эти позиции в лот, что и подразумевает лотовый способ покупки.

Если же закупочные позиции смешанные (например, в них присутствуют хозтовары и кухонное оборудование), то лучше сделать попозиционный способ подачи предложений. В таком случае поставщики могут выбрать те позиции, которые у них есть в наличии, а заказчик сможет выбрать нескольких победителей.

Лотовый способ закупки имеет свои преимущества и недостатки. В качестве преимуществ можно отметить: договор с единственным поставщиком, усиление конкуренции между участниками и, как следствие, снижение цены. Из недостатков: ограниченный пул профильных поставщиков.

Чтобы избежать путаницы из-за разных значений термина “лот”, рекомендуем поставщикам внимательно изучить закупочную документацию до подачи заявки.

Если хотите разобраться в тонкостях закупочных правил, то рекомендуем пройти наш дистанционный курс “Академия эффективного поставщика”.

Как сформировать лот?

Заказчики самостоятельно выделяют лоты, когда проводят закупки, однако объединение не должно противоречить общим принципам Закона № 44-ФЗ. Нельзя ограничивать конкуренцию и включать в состав одного лота товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, а также в Законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ.

Трудность состоит в том, что законодатель не установил критерии, по которым заказчик определяет технологическую и функциональную связанность товаров, работ, услуг.

Признаки, которые ограничивают конкуренцию, также не прописаны. Однако за время, когда заказчики начали работать по 44-ФЗ, сложилась административная и судебная практика.

Решения ФАС России и судей позволяют заказчикам сделать выводы о том, как формировать лоты, чтобы не нарушить Закон № 44-ФЗ.

Закупки, на которые чаще всего жалуются участники, смотрите в рекомендации.

Внимание: если специалист по закупкам объединит в один лот товары, работы, услуги, которые технологически и функционально не связаны, он рискует получить штраф до 50 000 руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Заказчик выделяет лоты, когда планирует конкурс или закрытый аукцион, а также составляет извещение и документацию о закупке. Для каждого лота сформируйте отдельное техническое задание.
В лоте заказчик указывает отдельно:

  • описание объекта закупки;
  • НМЦК и ее обоснование;
  • сроки, в которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу;
  • условия контракта.

Участник закупки подает заявку по определенному лоту. По каждому лоту стороны заключают отдельный контракт. Такие правила установлены в части 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ.

Можно ли выделить лоты, когда заказчик проводит электронный аукцион?

Нет, Закон № 44-ФЗ не предусматривает возможность выделять лоты в электронном аукционе. Кроме того, разбить электронный аукцион на лоты технически невозможно в ЕИС. Поэтому, если нельзя закупить продукцию одним лотом, заказчик должен провести несколько аукционов.

Заказчик вправе выделить лоты, если способ закупки – любой вид конкурса или закрытый аукцион (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик создает извещение в ЕИС. На вкладке «лот №…» реализована возможность указать план оплаты по контракту. Обязательно ли заполнять этот показатель ?

Нет, план оплаты заказчик формирует на свое усмотрение. Показатель нужен, чтобы участнику было удобно пользоваться ЕИС. Впоследствии, когда заказчик формирует информацию о контракте, план оплаты можно изменять и заполнять вручную. Не обязательно указывать план оплаты по контракту в извещении (ст. 42 Закона № 44-ФЗ).

Показатель «план оплаты» не влияет на то, как заказчик размещает закупку в ЕИС и формирует информацию о контракте.

Допустимо ли объединить в один лот закупки на строительство нескольких объектов на территории региона?

Допустимо, Закон № 44-ФЗ не запрещает объединять объекты закупки по разным адресам. На это указано в письме Минэкономразвития России от 28 сентября 2016 года № Д28и-2635 и решении УФАС России по Республике Татарстан от 26 апреля 2016 года № ИП-04/5837.

Учтите, Минэкономразвития поясняет, что закупка с несколькими адресами в одном лоте может ограничить конкуренцию участников (письмо от 28 сентября 2016 г. № Д28и-2635).
Не включайте в один лот товары, работы или услуги, которые не связаны между собой технологически и функционально. Например, не объединяйте в один лот ГСМ и лекарства. В противном случае нарушите часть 3 статьи 17 Закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

Кроме того, нельзя:

  • координировать действия участников закупки, заключать с участниками соглашения, которые ограничат конкуренцию;
  • создавать конкурентные преимущества для отдельных участников;
  • нарушать порядок, в котором определяют победителя закупки;
  • участвовать в закупке, которую проводите. Запрет распространяется и на сотрудников организации.

Ограничения перечислены в части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Заказчик вправе смешивать в одном лоте лекарства с разными МНН или химическими, группировочными наименованиями, только если НМЦК не превышает предельное значение. Предельные цены установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.
 

Предельная цена Сумма, которую заказчики направили на закупку лекарств в предшествующем году
1 млн руб. Менее 500 млн руб.
2,5 млн руб. От 500 млн до 5 млрд руб.
5 млн руб. Более 5 млрд руб.

Смешивать в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями нельзя. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Также ФАС России пояснила, что заказчик нарушает конкуренцию, когда:

  • объединяет в один лот поставку и отпуск лекарственных препаратов;
  • закупает наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства вместе с другими препаратами;
  • объединяет в один лот лекарства, у которых в пределах одного МНН несколько торговых наименований, и уникальные препараты, у которых только одно торговое наименование в пределах МНН (с учетом лекарственных форм и дозировок);
  • закупает лекарства вместе с медицинскими изделиями и другими товарами.

Об этом сказано в письме ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15.

Правомерно ли включать в один лот лекарства с различными химическими группами?

Правомерно, но только если НМЦК лота не превышает предельное значение из постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 г. № 929. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик планирует закупить лекарства. Часть лекарств относится к одному и тому же ОКПД, а часть – к противотуберкулезным препаратам. Как правильно сформировать лоты?

Когда формируете лоты, берите за основу МНН или химические группировочные наименования. Не смешивайте в одном лоте лекарства с МНН и лекарства с торговыми наименованиями. Об этом сказано в пункте 6 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

Если закупаете лекарства с разными МНН, соблюдайте предельные значения, которые установило Правительство РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.
Например, вы направили в предшествующем году на закупку лекарств менее 500 млн руб. Тогда НМЦК лекарств с разными МНН не может превышать 1 млн руб. Если закупаете лекарства с одним и тем же МНН, ограничений нет.
Закупите отдельно от остальных лекарств препарат по МНН, если вам нужна лекарственная форма и дозировка, которую выпускает только один производитель.
Информацию о единственном производителе возьмите из Государственного реестра лекарственных средств. Также не закупайте вместе с другими препаратами наркотические, психотропные, сильнодействующие, радиофармацевтические лекарства (письмо ФАС России от 9 июня 2015 г. № АК/28644/15).
Не руководствуйтесь ОКПД или принципом единого назначения, например, «противотуберкулезные препараты». Законом № 44-ФЗ этого не предусмотрено. Вправе ли заказчик закупить лекарства из вместе с другими препаратами?

Да, заказчик вправе включать в один лот лекарства из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и другие средства. Закон № 44-ФЗ не устанавливает запрета. При этом заказчики должны соблюдать предельные значения, установленные Правительством РФ в постановлении от 17 октября 2013 г. № 929.

Вправе ли заказчик объединить в одном лоте различные расходные материалы, например нити хирургические и зонды?

Да, если товары функционально связаны.

Участник закупки вправе пожаловаться в ФАС России и заявить, что заказчик, который объединяет в один лот различные расходные материалы, ограничивает конкуренцию. Однако жалобу признают необоснованной, если заказчик докажет, что закупает товары, которые функционально связаны.
Пример – решение Курганского УФАС России от 19 февраля 2014 г. № 05-02/23-14. Заказчик закупал расходные материалы и медизделия для стационара: шприцы, дезинфицирующие и перевязочные средства, стерилизационные товары, продукцию для рентгенкабинетов. Участник посчитал, что это разноименные группы товаров, и пожаловался в УФАС России. Антимонопольная служба признала жалобу необоснованной. Нельзя объединять в один лот медицинские товары, на которые требуются разные лицензии, – так считают судьи. Доводы заказчиков, что такая закупка удобна и отвечает их интересам, суды не принимают.
Пример закупки лекарств с разными лицензиями – постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № А69-2678/2014. Заказчик приобретал наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры вместе с обычными лекарствами. В документации заказчик установил, что участники закупки должны представить одновременно три лицензии: на фармацевтическую деятельность, на оборот наркотических средств и на оборот психотропных веществ. Судья указал, что заказчик ограничил количество участников закупки и нарушил часть 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Ведь лицензии на оборот наркотических средств и психотропных веществ выдают только государственным унитарным предприятиям и госучреждениям. А лицензию на фармацевтическую деятельность может получить любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Объединять продукты с разными наименованиями в один лот нельзя – это ограничивает число участников закупки. Вместе с тем, судебная практика по данному вопросу неоднозначна: судьи поддержат позицию заказчика, который докажет, что ему нужны различные продукты в рамках одного контракта.
Когда формируете лот на закупку продуктов, соблюдайте два правила.

Правило 1. Учитывайте технологическую и функциональную взаимосвязь продукции.

Когда определяете технологическую и функциональную взаимосвязь товаров, исходите из совокупности критериев:

  • техническая однородность;
  • потребительское назначение;
  • взаимозаменяемость.

Такой совет дало Челябинское УФАС России в решении от 21 апреля 2014 г. № 166-ж/2014.

Правило 2. Проанализируйте, способен ли потенциальный участник закупки, в том числе производитель, поставить одновременно несколько наименований. Иначе рискуете, что вас обвинят в ограничении конкуренции.

Пример: об объединении продуктов питания в один лот

Заказчик Челябинской области объединил в один лот поставку молока, молочной продукции, сгущенного молока и сыра.

Читайте также:  Заказ-счет по форме ОП-20. Бланк и образец 2021-2022 года

УФАС России решило, что заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ и часть 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ. Судья согласился с антимонопольной службой и признал, что заказчик сократил число участников закупки.

Суд установил, что молочные заводы Челябинской области не производят сыр и сгущенное молоко. А это означает, что у производителей нет возможности участвовать в аукционе.

Заказчик также ущемил права поставщиков, которые специализируются на поставке сыра и сгущенного молока и работают с заводами-производителями (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 г. № 18АП-13021/2014).

Заказчик вправе объединить в один лот выполнение строительных работ, поставку оборудования и его монтаж, но только если закупает оборудование, которое неразрывно связано с объектом строительства. То есть заказчик не сможет поставить и установить оборудование и не изменить объект строительства после того, как стройка завершится. Такой позиции придерживается ФАС России, и суды ее поддерживают.

Если же ФАС России или суд решат, что поставка мебели и оборудования технологически и функционально не связана с объектом строительства, закупку признают незаконной. Подобное дело рассмотрел Арбитражный суд Москвы.

Заказчик включил в один лот строительные работы под ключ и поставку медицинской техники. Антимонопольный орган признал, что заказчик нарушил закон. Суд согласился с решением ФАС России.

Заказчик не доказал, что невозможно смонтировать оборудование уже после строительства и не изменить конструктивные решения здания (решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2015 г. № А40-57028/15).

Лицензируемые и нелицензируемые работы объединять нельзя – это снижает число участников закупки. В результате заказчик нарушает антимонопольное законодательство и 44-ФЗ. Такое мнение ФАС России высказала в письме от 9 февраля 2015 г. № АЦ/5147/15. Суды поддерживают позицию антимонопольного органа. Пример: об объединении в один лот лицензируемых и нелицензируемых работ

Заказчик закупал работы по производству и реализации защищенной и не защищенной от подделок полиграфической продукции.

ФАС России признала, что заказчик нарушил часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с антимонопольной службой.
Судьи выяснили, что производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции лицензируется, а не защищенной от подделок – нет. Заказчик объединил в один лот лицензируемые и нелицензируемые работы, что препятствует конкуренции. Участники, которые производят и реализуют не защищенную от подделок полиграфическую продукцию, не смогут участвовать в закупке. Ведь у них не будет лицензии на такие же работы по защищенной от подделок продукции (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф08-2320/2016). ФАС России считает, что объединять в один лот поставку компьютеров и программ нельзя. Однако судебная практика по данному вопросу противоречит мнению контрольного органа.
Например, судья Верховного суда РФ пояснил, что программное обеспечение технологически связано с компьютером. Ведь использовать компьютерную технику без необходимых программ нецелесообразно. Следовательно, объединить в один лот закупку компьютеров и программ можно, это не противоречит статье 33 Закона № 44-ФЗ (определение Верховного суда РФ от 30 июля 2015 г. № 306-КГ15-8017, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. № Ф06-22212/2013).

Как объединить дубли у номенклатуры в 1С:УНФ — Простые решения

В работе с программой 1C:УНФ пользователи могут столкнуться с дублированием номенклатуры.

Дубли номенклатуры могут привести к неприятным последствиям, например:

  • Неконтролируемое увеличение размера справочников
  • Некорректная информация в отчетах, которая выстроиться из-за дробления документов между оригиналом и дублем. В дальнейшем могут быть проблемы с остатками. Может получиться так, что вы спишете товар, которого у вас нет в наличии. Остатки были по одной номенклатуре, а в расходной накладной вы указали дубль. В итоге будут отрицательные остатки и некорректная себестоимость продукции.

Почему могут появляться дубли

  • В программе работает много пользователей, и работа не регламентирована. В программе работает много пользователей, и работа не регламентирована. Например, при закупке одинаковых товаров у разных поставщиков каждый раз создается новая номенклатура, потому что у разных поставщиков на называется по-разному. При этом по факту, для вашей компании этот товар является совершенно одинаковым.
  • Первичная настройка синхронизации с другой конфигурацией, например с Бухгалтерией Предприятия. Во время синхронизации номенклатура из УНФ может не сопоставится с номенклатурой из БП из-за небольшого различия в наименовании, и в итоге продублируется.
  • Из-за неправильно организованной работы с уже настроенной синхронизацией. Когда работа пользователей не упорядочена, и они создают одну и ту же номенклатуру одновременно и в БП и в УНФ, это также может привести созданию дублей.
  • Загрузка данных из внешних файлов Excel. В этом случае загружаемые данные могут не свериться с уже имеющимися значениями в базе, и будут созданы дублирующиеся элементы.

Давайте рассмотрим варианты, как можно найти и объединить дубли.

Ситуация № 1. Объединение в списке

Представим ситуацию, вы зашли в справочник номенклатуры и обнаружили, что несколько позиций дублируют друг друга. Для того, чтобы объединить дубли, необходимо выделить данные позиции в списке, перейти во вкладку Ещё и нажать на Объединить выделенные.

После этого программа предложит выбрать, какая из номенклатур должна заменить собой остальные дублирующие значения:

На этом этапе происходит отсеивание номенклатуры оригинала от дублей. Это можно сделать, кликнув на конкретную позицию, а затем нажать на Отметить как оригинал. Номенклатура, напротив которой стоит стрелка, и будет являться оригиналом, а дубль будет помечен на удаление.

Можно посмотреть, в каких документах задействованы эти элементы номенклатуры. Нажмите на число, которое расположено ниже Мест использования. После того, как мы определились с оригиналом номенклатуры, можно смело объединять элементы в один.

Такой способ подходит, когда вам удобно визуально определить и выделить вручную все дубли по отдельно взятой позиции номенклатуры.

Ситуация № 2. Поиск дублей по конкретной позиции

Для поиска дублей по конкретной номенклатуре необходимо настроить критерии отбора, на которые программа будет ссылаться при сопоставлении дубля с оригиналом. Для настройки отбора нужно перейти в Настройки → Ещё больше возможностей → Общее → Контроль дублей номенклатуры. В открытом окне выбираем поля, по которым будет осуществляться поиск дублей. По умолчанию они не помечены.

После настройки контроля дублей можем приступать к проверке. Для этого переходим в справочник номенклатура, открываем карточку номенклатуры, по которой собираемся осуществить поиск. Далее жмём на Ещё ⟶ Проверить номенклатуру на дубли

После проверки, в карточке появится окно, которое сообщит о найденных дублях

Ситуация № 3. Поиск дублей во всем справочнике

Если мы хотим выполнить глобальный поиск по всему справочнику номенклатуры, чтобы выявить все возможные дубли, то для этого нужно перейти в справочник номенклатуры, открыть вкладку Ещё, и нажать на Поиск и удаление дублей. После поиска по всему справочнику программа предложит объединить дублирующиеся элементы.

В открывшемся окне можно задать условия отбора и сравнения дублей номенклатуры.

1. Искать в: справочник по которому будет осуществляться поиск 2. Отбирать: исключение элементов отбора, которые не будут включены в область поиска 3.

Сравнивать: Предназначена для изменения правил поиска дублей в выбранном списке. С помощью этих правил программа определяет, что элементы являются дублями. Можно ужесточить правила, т. е.

 ввести сравнение еще по нескольким Реквизитам в дополнение к установленным по умолчанию.

После установки отбора и сравнения производим поиск дублей по всему справочнику.

После этого программа предложит выбрать оригиналы номенклатуры, а дубли пометить на удаление, как и при поиске дублей по конкретной номенклатурной позиции.

Подобный глобальный поиск можно осуществлять и по другим справочникам программы, например, по контрагентам, шаблонам, пользователя и т. д.

Для поиска дублей по другим справочникам переходим в Настройки ⟶ Корректировка данных ⟶ Поиск и удаление дублей

Откроется диалоговое окно, где нужно будет выбрать соответствующий справочник, отбор и сравнение по нему.

Итог

Мы выяснили, что дубли могут появляться:

  • Из-за большого количества пользователей, работающих в программе
  • Первичной настройки синхронизации между конфигурациями
  • Загрузки данных из внешних файлов Excel

Чтобы объединить возникшие дубли можно:

  • Объединить их в списке
  • Произвести поиск дублей по конкретной позиции
  • Произвести поиск дублей по всему справочнику номенклатуры

Павел Суворов

Специалист-консультант по УНФ

Посмотреть все статьи автора

Судебная практика: суды признали законным объединение в один лот разных категорий продуктов по Закону N 44-ФЗ

Заказчик объединил в один лот продукты разных категорий: молоко, крупа, мясо и т.д. Планировалась их долгосрочная еженедельная поставка по предварительным заявкам для социально значимых учреждений.

Контрольный орган признал это ограничением конкуренции по следующим основаниям:

— предмет закупки — продукты разных категорий. Они составляют самостоятельные товарные рынки. У поставщиков может и не быть возможности поставить продукцию в совокупности;

  • — товары имеют разные потребительские свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально;
  • — в закупке трудно участвовать производителям, ведь товары другой линейки им нужно приобретать у иных хозсубъектов.
  • Антимонопольный орган посчитал, что продукты следует закупить отдельными лотами.
  • Суды с таким подходом не согласились, в частности, по следующим основаниям:
  • — Закон N 44-ФЗ не запрещает закупать одним лотом товары, которые можно поделить на отдельные виды;
  • — в документации не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворяют всех возможных участников;
  • — различная продукция в рамках одного лота составляет единый объект закупки. Она относится к одному виду товаров — пищевой продукции;
  • — основная задача торгов — эффективное использование бюджета, а не обеспечение возможности для участия максимального количества претендентов. Если у каких-либо участников нет возможности поставить товар, это не значит, что их права нарушены или ограничена конкуренция;

— в закупке участвовало 6 претендентов. Контролеры не доказали, что разделение закупки на отдельные лоты увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.

  1. Кроме того, суды учли следующие пояснения заказчика:
  2. — закупка продуктов в рамках одного контракта в течение длительного времени более удобна и выгодна;
  3. — объединение продуктов в один лот удовлетворяет потребности различных категорий людей;
  4. — стороны по соглашению смогут перераспределять товарные единицы в рамках одного контракта без изменения цены;
Читайте также:  Вид на жительство в узбекистане для граждан россии: как получить в 2020 году, перечень документов

— при закупке товаров несколькими лотами будет больше контрактов. Это увеличит трудозатраты заказчика, затруднит поставку и приемку товара, а также оформление отчетных документов.

Документ: Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14.10.2020 по делу N А33-311/2020@КонсультантПлюс

Госзакупки: формирование лотов

  • В настоящем материале будут рассмотрены следующие спорные вопросы, касающиеся формирования лотов в госзакупках:
  • 1) для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты;
  • 2) допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке;
  • 3) допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки;
  • 4) как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках;
  • 5) вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Закон N 419-З содержит правила, которые необходимо соблюдать при проведении процедур госзакупок. В частности, для каждой конкретной процедуры госзакупки используется категория «предмет госзакупки», в отношении которого заказчиком устанавливаются потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

По общему правилу предмет госзакупки составляют однородные товары (работы, услуги), определяемые как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2012 . Вывод об однородности товаров (работ, услуг) в предмете госзакупки следует из нормы абз.

2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З. Иными словами, по общему правилу в процедуре госзакупки приобретаются товары (работы, услуги) по позициям годового плана госзакупок, который также основан на включении в него товаров (работ, услуг) по принципу их однородности .

  1. Одновременно Закон N 419-З допускает, что предмет госзакупки, его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов) .
  2. Из этого правила следует четыре важных вывода.
  3. Во-первых, сам предмет (товар, работа, услуга) и его объем (количество) могут быть распределены на частям (лотам).
  4. Пример 1
    Заказчик (организатор) при проведении процедуры по приобретению офисной бумаги может разделить предмет на части (лоты) по принципу формата бумаги, например, бумага формата А4 — одна часть (лот), бумага формата А3 — вторая часть (лот); объем (количество) приобретаемой офисной бумаги формата А4 может быть распределен таким образом, что одна часть (лот) — офисная бумага в количестве 100 пачек (поставляется для заказчика по месту его нахождения), вторая часть (лот) — офисная бумага в количестве 50 пачек (поставляется для заказчика по месту нахождения филиала заказчика).

Также следует учитывать и тот факт, что в ходе проведения процедуры госзакупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета госзакупки и (или) его части (лота) в случаях, установленных Законом N 419-З , но не более чем на 10% . Подчеркнем, что вышеизложенное следует учитывать и при формировании части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства на основании ст. 29 Закона N 419-З.

Во-вторых, принцип распределения предмета на части (лоты) Законом N 419-З не установлен, кроме случая, предусмотренного ст.

29 Закона N 419-З, и фактически основанием для такого распределения будет являться инициатива заказчика (организатора) по причинам, присущим деятельности данного заказчика (организатора) и иным.

Наряду с этим установлены рамки для формирования частей (лотов) при декларируемой Законом N 419-З свободе действий заказчика (организатора). Так, не могут быть объединены в один предмет или его часть (лот):

  • — технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги);
  • — технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых постановлением Совмина N 206 установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах госзакупок;
  • — товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о которых составляют госсекреты .
  • Подчеркнем, приведенные выше запреты и ограничения касаются не только в целом предмета госзакупки, но и его части (лота).

В-третьих, участник в процедуре госзакупки, в которой выделены части (лоты), может участвовать по всем частям (лотам), по нескольким из них, только по одной части (лоту). Но во всех таких случаях участником по части (лоту) может быть подано только одно предложение.

В-четвертых, на вид процедуры госзакупки оказывают влияние предмет госзакупки и составляющие его товары (работы, услуги), а также ориентировочная стоимость годовой потребности тех однородных товаров (работ, услуг), которые составляют предмет госзакупки.

Если заказчик (организатор) в предмет госзакупки объединяет неоднородные товары (работы, услуги), технологически и функционально связанные друг с другом, то для выбора вида процедуры имеет значение сумма ориентировочных стоимостей годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).

В этой связи ошибочна логика тех заказчиков, которые, объединяя в один предмет госзакупки неоднородные товары с распределением их на части (лоты), полагают, что вид процедуры определяется стоимостью части (лота).

Пример 2
В предмет госзакупки объединяются 5 позиций неоднородных товаров, каждая из которых ориентировочной стоимостью годовой потребности однородных товаров 250 БВ, но с распределением предмета на 5 частей (лотов). Вид процедуры в этом случае определяется по сумме 1250 БВ, то есть применяется электронный аукцион или открытый конкурс, а не процедура закупки из одного источника.

1. Для чего предмет закупки разделяют на отдельные лоты.

Разделение предмета госзакупки на отдельные лоты обусловлено потребностями, особенностями деятельности заказчика (организатора), а также требованиями Закона N 419-З. В числе нормативных причин распределения на части (лоты) следует отметить ст.

29 Закона N 419-З и обязательное формирование части (лота) по товарам (работам, услугам), включенным в перечень товаров (работ, услуг), процедуры госзакупок которых проводятся с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Совмина N 395.

Обязательное выделение части (лота) в соответствии со ст. 29 Закона N 419-З требуется всегда, кроме случаев приобретения товаров (работ, услуг), не включенных в указанный перечень, либо невозможности формирования такой части (лота), либо проведения процедуры закупки из одного источника .

  1. Также нормативные случаи деления на части (лоты) предусмотрены при установлении условий допуска для определенных товаров, также если сведения о товарах составляют госсекреты .
  2. В практике применения законодательства о госзакупках можно назвать следующие причины разделения предмета госзакупки на отдельные части (лоты):
  3. — по территориальному принципу поставки товаров (работ, услуг);
  4. — по типоразмерам товаров;
  5. — при объединении неоднородных товаров (работ, услуг) распределение на части (лоты) осуществляется по однородным товарам (работам, услугам);
  6. — по условиям поставки;
  7. — по условиям оплаты;
  8. — по видам товаров (работ, услуг), составляющих однородные товары (работы, услуги);
  9. — по объему (количеству) товаров (работ, услуг) и иные.

2. Допустимо ли в рамках одной процедуры закупки приобретать неоднородные товары, не связанные друг с другом, если они выделены в отдельные лоты при закупке.

Норма абз. 2 ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона N 419-З не допускает объединять в предмете госзакупки и (или) его части (лоте) технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги).

Вывод из приведенной нормы однозначен: не допускается объединять при отсутствии указанной связи неоднородные товары (работы, услуги) как в предмете госзакупки (если части (лоты) не выделены), так и в его части (лоте) (если такие части (лоты) выделены).

Как отмечалось выше, при объединении в предмете неоднородных товаров (работ, услуг) при наличии технологической и функциональной связи между ними допускается сформировать части (лоты) из однородных товаров (работ, услуг). Не допускается в часть (лот) включать неоднородные товары (работы, услуги) при отсутствии между ними технологической и функциональной связи.

3. Допустимо ли разделять на отдельные лоты однородные товары, например, формировать лоты по объему закупки.

Выше отмечалось, что Закон N 419-З не запрещает формировать части (лоты) исходя из объема (количества) предмета госзакупки.

Исключение составляет ст. 29 Закона N 419-З, которая устанавливает суммовой предел для части (лота) для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 10% от объема (количества) предмета госзакупки.

4. Как заключается договор с участниками, победившими в закупках по нескольким лотам, а также каковы особенности участия в таких закупках.

Закон N 419-З устанавливает общее правило: при распределении предмета госзакупки и его объема (количества) по частям (лотам) заказчик вправе заключить один договор госзакупки с участником-победителем, признанным таковым по нескольким частям (лотам), участником процедуры закупки из одного источника, если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов) .

Если же условия проектов договоров не совпадают, то при выборе одного участника-победителя по нескольким частям (лотам), где разные условия проектов договоров, по каждой такой части (лоту) заключается отдельный договор госзакупки.

5. Вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Участник вправе принимать участие в закупке только по одному из лотов.

 При этом не допускается подача двух и более предложений по части (лоту) или двух и более предложений по предмету госзакупки, если части (лоты) не выделены.

При подаче второго и последующего предложений при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений оператор ЭТП не допускает размещения предложения .

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector