Образец профстандарта помощника воспитателя 2021-2022 года

Должностная инструкция воспитателя в детском саду – это внутренний документ дошкольного образовательного учреждения, в котором описывается профессиональный статус, требуемые навыки и умения, должностные обязанности и права воспитателя.

В конце этой статьи можно скачать должностную инструкцию воспитателя нового образца, которая составлена по профстандарту и по ФГОС.

Обязательно ли нужна должностная инструкция

Образец профстандарта помощника воспитателя 2021-2022 годаДолжностная инструкция – это не обязательный акт. Теоретически воспитатель может вполне успешно трудится и без этого документа. Однако на практике большинство работодателей предпочитают все же не отказываться от должностных инструкций. И это вполне объяснимая тенденция, ведь любому работнику проще работать, когда он четко знает:

  • какие требования предъявляются к его должности;
  • какие именно должностные обязанности за ним закреплены;
  • какими профессиональными правами он вправе пользоваться.

Работодателю также выгодно, чтобы на каждого подчиненного специалиста была разработана и утверждена должностная инструкция. С помощью последней наниматель сможет доказать правомерность:

Профессия «воспитатель детского сада»

Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет). Основная сфера деятельности представителей этой профессии связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состоянием здоровья.

  • Воспитатели востребованы в государственных, муниципальных, частных и ведомственных детских садах, центрах детского развития, а также на дому.
  • Воспитатели могут трудится как самостоятельно, например, в небольшом частном детском саду, так и в коллективе.
  • Сферы профессиональной деятельности воспитателя – это образование и обслуживание.

Как составить должностную инструкцию воспитателя?

Должностная инструкция воспитателя обычно составляется уполномоченным лицом, например, юристом или сотрудником кадровой службы ведомства либо управления, в структуру которого входит ДОУ. Иногда разработкой этого документа занимается сам заведующий сада.

При составлении должностной инструкции необходимо учитывать действующее трудовое законодательство, в частности, ТК РФ, а также:

Если речь идет о специалисте в государственном, муниципальном или ведомственном учреждении, то должностную инструкцию обязательно следует разработать в соответствии с профстандартом. Для частных организаций предписания профессионального стандарта носят рекомендательный характер.

Но нужно учесть, что в любом случае работа воспитателя подразумевает контакт с детьми, поэтому профильное образование и соблюдение других законодательно установленных требований (наличие профильного образования, отсутствие медицинских противопоказаний, отсутствие судимости) обязательно.

Структура должностной инструкции

Образец профстандарта помощника воспитателя 2021-2022 года

Очень часто структуру должностной инструкции формируют таких 4 основных блока:

  • общие положения;
  • должностные обязанности;
  • права;
  • ответственность.

При желании либо при необходимости содержание документа можно дополнить и другими разделами, например, «Квалификационные требования», «Условия труда на рабочем месте», «Порядок внесения изменений в должностную инструкцию», «Заключительные положения».

Вот пример структуры должностной инструкции воспитателя детского сада, который можно использовать в работе:

  1. Общие положения.
  2. Трудовые функции.
  3. Должностные обязанности.
  4. Права.
  5. Ответственность.
  6. Взаимоотношения. Связи по должности.
  7. Заключительные положения.

Содержание должностной инструкции

Далее разберем, что конкретно указать в каждом из разделов должностной инструкции воспитателя детского сада.

Общие положения

Образец профстандарта помощника воспитателя 2021-2022 года

Отметьте, что данная инструкция утверждается с целью регламентации основных трудовых функций, должностных обязанностей, прав и ответственности воспитателя, а также его взаимоотношений и связей по должности.

Пропишите механизм, согласно которому воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности.

В следующем пункте перечислите требования, предъявляемые к кандидату на должность воспитателя. Требования можно взять из профстандарта. В частности, педагог ДОУ должен соответствовать следующим параметрам:

  • высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профобразование по направлению деятельности;
  • прохождение предварительного и периодических медосмотров, внеочередных медосмотров, обязательного психиатрического освидетельствования (1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при устройстве на работу и каждые 2 года), вакцинации, наличие личной медкнижки с результатами медицинских обследований, данными о прививках и результатах прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, что указаны в ст. 331 ТК РФ.

Далее нужно зафиксировать, кому в процессе своей трудовой деятельности будет подчиняться воспитатель. Это может быть старший воспитатель либо непосредственно заведующий.

Укажите, что свою трудовую деятельность в детском саду воспитатель осуществляет согласно данной должностной инструкции.

В следующем пункте перечислите законы, подзаконно-правовые акты, а также локально-нормативные акты, которыми в процессе работы руководствуется педагог.

Следующие два блока можно посвятить тому, что должен знать и что должен уметь воспитатель. Перечни необходимых знаний и умений лучше расписать максимально подробно.

Например, воспитателю нужно хорошо ориентироваться в основных закономерностях возрастного развития, основах дошкольной педагогики, теории и методики воспитательной работы.

Педагог дошкольного образования в старшей, средней или младшей группе также должен уметь общаться с детьми, владеть методами и формами обучения, налаживать партнерские отношения с родителями и многое другое.

Трудовые функции

Как правило, этот раздел наименее объемный, поскольку здесь необходимо четко указать трудовую функцию воспитателя.

Отметьте, что к основным трудовым функциям воспитателя относятся:

  • проектирование и реализация образовательной деятельности в ДОУ (обучение, воспитательная и развивающая деятельность);
  • реализация программ дошкольного образования.
  • должностные обязанности воспитателя.

Этот блок включает в себя полный список должностных обязанностей воспитателя. Для удобства и более структурированного изложения информации этот раздел можно разбить на несколько подразделов, например:

Подраздел 3.1. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции образования. Например:

  • планировать и проводить учебные занятия;
  • формировать универсальные учебные действия;
  • формировать мотивацию к обучению.

Подраздел 3.2. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции воспитательская деятельность. Например:

  • реализовывать современные формы и методы воспитательной работы;
  • развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативность;
  • формировать у детей толерантность и навыки поведения.

Подраздел 3.3. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции развивающая деятельность. Например:

  • выявлять поведенческие и личные проблемы у ребенка;
  • разрабатывать совместно с родителями индивидуальную программу развития ребенка.

Подраздел 3.4. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции реализации программ дошкольного образования. Например:

  • участвовать в разработке основной образовательной программы ДОУ;
  • участвовать в создании комфортной образовательной обстановки в ДОУ;
  • реализовывать педагогические рекомендации специалистов;
  • формировать психологическую готовность к школьному образованию;
  • организовывать конструктивное взаимодействие детей в различных видах деятельности.

Кроме всего вышеперечисленного воспитателя в ДОУ также наблюдают за поведением детей в период их адаптации, способствуют развитию общения детей, готовят праздники и организуют досуг детей, обеспечивают охрану жизни, здоровья и безопасности детей во время их пребывания в ДОУ, бережно относятся к имуществу работодателя, ведут предусмотренную программой документацию.

Права

Профессиональные права воспитателя определяются его компетенцией. В частности, воспитатель имеет законное право:

  • на нормальные условия труда;
  • на полную и своевременную оплату труда;
  • получать от администрации информацию обо всех внутренних актах ДОУ, которые затрагивают работу воспитателя;
  • участвовать в работе творческих групп ДОУ;
  • на своевременное повышение квалификации;
  • на свободный выбор и использование методик обучения и воспитания, которые соответствуют образовательной программе ДОУ;
  • на защиту профессиональной чести и достоинства.

Ответственность

В этом разделе пропишите, что воспитатель несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Кроме этого, во время образовательной деятельности сотрудник отвечает за жизнь, здоровье и безопасность своих подопечных и за применение к детям физического или психологического насилия.

Взаимоотношения. Связи по должности

Образец профстандарта помощника воспитателя 2021-2022 года

  1. Укажите, что воспитатель вправе вносить на рассмотрение руководства предложения и замечания относительно усовершенствования организации работы в ДОУ.
  2. Зафиксируете, что педагог дошкольного образования заменяет временно отсутствующего воспитателя.
  3. Пропишите, что воспитатель в процессе выполнения своих обязанностей взаимодействует с администрацией, персоналом кухни, помощником воспитателя, другими педработниками, а также – с родителями своих воспитанником.

Заключительные положения

В последнем разделе отметьте, что сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией при приеме на работу.

Укажите количество экземпляров составленного документа, а также установите, на кого возлагается контроль исполнения инструкции.

Должностная инструкция утверждается заведующим ДОУ. Факт ознакомления сотрудника с документом подтверждается подписью ознакомляемого, которая проставляется как на одном из экземпляров инструкции, так и в специальном журнале ознакомления.

Образец документа

Скачать образец должностной инструкции воспитателя в детском саду

Источник: «Юридическая азбука»

Профессиональный стандарт младший воспитатель

Образец профстандарта помощника воспитателя 2021-2022 года

http://профстандартпедагога.рф/

        ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА — скачать

 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»от «18» октября 2013 г. № 544н (не вступил в силу)  скачать  Приказ 
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ  “О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)от 25 декабря 2014 г. № 1115н — скачать Приказ
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н — скачать Приказ
Читайте также:  Пособие декретницам по уходу, превышающее 50 рублей в месяц, не нужно облагать взносами

Как применять профессиональные стандарты

Что такоепрофессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональныйстандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику дляосуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнениятрудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТКРФ).

  • Под применениемпрофстандартов понимают использование их положений в организации деятельностиобразовательной организации, в том числе:
  • ·        при приеме на работу для определения квалификации работника;
  • ·        при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • ·        при направлении работников на дополнительное профессиональное образованиедля определения вида обучения;
  • ·        при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий итребований к знаниям, умениям;
  • ·        при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.
  • Профстандарты нужны:

Во-первых, чтобыопределить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности.При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чемквалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителейструктурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготыи ограничения (ст. 331 , 351.1 ТКРФ, ст. 47 , 51 , 52 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). 

Во-вторых, приразработке образовательных программ:

·        профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·        профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

·        дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышениеквалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применятьпрофстандарты

Все работникиобразовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационныхсправочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  1. Ситуация: обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствуетпрофстандарту? 
  2. Обязательностьприменения именно профессионального стандарта в образовательных организациях неустановлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Этот вывод подтверждает Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .                                                                                           

Если квалификационныйсправочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержатразличные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяеткакой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов независит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информациипо вопросам применения профессиональных стандартов, направленной  письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .                           

Несмотря на то чтосейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником ипрофессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будутотменены (вопрос № 4 информацииМинтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеивнедрения профстандарта в государственных и муниципальных учрежденияхПравительство РФ установило сроки для их внедрения.

С какого моментаприменяют профессиональные стандарты

Для всех профстандартовсрок применения установлен Трудовым кодексом РФ – 1 июля 2016 года (ст. 195.3 ТКРФ). К ним относятся, например, профстандартынепедагогических работников .

Однако Минтруд Россииможет установить иной срок начала применения. Например, профессиональный стандарт педагога действуетс 1 января 2017 года.

В сфере общегообразования утверждены трипрофстандарта педагогических работников и определены даты ихофициального применения.

Применяйте профстандартыс учетом сроков их применения.

Эта позицияподтверждается письмомМинобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Внимание: иные сроки начала применения профстандартов установлены дляобразовательных организаций пилотных регионов в которых проводят апробацию.Применение профстандартов в таких регионах осуществляют в соответствии сграфиком апробации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 мая2015 г. № 536 .

Как внедритьпрофстандарты в государственном или муниципальном учреждении

Для государственных имуниципальных школ и детских садов установлено поэтапное введениепрофессиональных стандартов (п. 1 постановленияПравительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Этапы определяет самоучреждение с учетом мнения представительного органа работников.

Реализацию мероприятийпо введению профессиональных стандартов необходимо завершить не позднее 1января 2020 года (п. 2 постановленияПравительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Для внедренияпрофессиональных стандартов:

1. Издайте Приказ о создании рабочей группы;

2. Разработайте  План по организации применения профессиональных стандартов.  Плансогласуйте с профсоюзом (при наличии) (п. 1 постановленияПравительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).

Совет: При внедрении профессиональных стандартов учитывайте время, котороенеобходимо для приведения квалификации работников к требованиям профессиональногостандарта. Например, если работникам необходима переподготовка, не вводитепрофессиональный стандарт пока все работники ее не пройдут.

  • Включите в план:
  • ·        список профессиональных стандартов, которые будут применяться;
  • ·        сведения о потребности в профессиональном образовании, обучении идополнительном профессиональном образовании работников.Чтобы получить эти сведения, проанализируйте квалификационные требованияпрофессиональных стандартов и кадровый состав;
  • ·        сведения о мероприятиях по образованию и обучению;
  • ·        этапы применения профстандартов;

·        перечень документов, в которые надо внести изменения с учетом положенийпрофстандартов.В перечень включите документы по вопросам аттестации, сертификации и другихформ оценки квалификации работников.

Какая ответственностьпредусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работникасодержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, тообразовательная организация вправе продолжить применять квалификационныйсправочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст.

52 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информациипо вопросам применения профессиональных стандартов, направленной           письмом  Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г.

  1. № 14-0/10/13-2253  ).
  2. В этом случае кответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана поорганизации применения профессиональных стандартов вгосударственной или муниципальной образовательной организации может бытьпризнано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличиетакого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушениетрудового законодательства статьей 5.27 КоАПРФ предусмотрена административная ответственность.

Правовая база

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 25.12.2014 № 1115НО внесении изменения  в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н “Об утверждении профессионального стандарта 
  • “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”

    Должностная инструкция помощника воспитателя

    Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции помощника воспитателя, образец 2022 года. Должностная инструкция помощника воспитателя должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности помощника воспитателя, права помощника воспитателя, ответственность помощника воспитателя.

    Должностная инструкция помощника воспитателя относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников образования«.

    В должностной инструкции помощника воспитателя должны быть отражены следующие пункты:

    Должностные обязанности помощника воспитателя

    1) Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

    Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

    Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.

    Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Помощник воспитателя должен знать

    2) Помощник воспитателя при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

    Требования к квалификации помощника воспитателя

    3) Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

    Должностная инструкция помощника воспитателя — образец 2022 года. Должностные обязанности помощника воспитателя, права помощника воспитателя, ответственность помощника воспитателя.

    Новый профессиональный стандарт «Специалиста в области воспитания»

    C сентября 2021 года вступит в силу новый профстандарт воспитателя. Воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует особой подготовки и профессионализма, поэтому необходимость в улучшении квалификации воспитателей повышается. Профессиональный стандарт «Специалиста в области воспитания» от 2015 года уже утратил актуальность и находится на пересмотре.

    До введения профстандарта деятельность кадров в ДОУ регулировал ЕКС о должностях руководителей, служащих и специалистов. В справочнике были указаны только общие требования и характеристики. Сейчас профессиональный стандарт регулирует деятельность воспитателей ДОУ наравне с ФГОС. 

    Изначально профстандарт педагогов ДОУ разработали для следующих целей:

    1. Создание единого списка требований к работе педагога дошкольного образования и квалификации специалиста. Это упростило поиск новых кадров и составление должностных инструкций. Также специалисты смогли четко понять, могут ли они претендовать на должность педагога ДОУ. 

    2. Создание и использование единой системы оценки профессиональной подготовки педагога, что делает проверку знаний объективнее.

    Грядущие изменения в требованиях к воспитанию дошкольников и младших школьников имеют официальное обоснование. Из документа можно выделить следующую важную информацию:

    1. В первом пункте прописан указ Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» и указ от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». Следуя им, нужно создать подходящие условия для вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитания по духовным и культурным ценностям.

    2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (изменен от 31 июля 2020 года) — гласит о расширении системы организации воспитателя в образовательной деятельности.

      Воспитание обучающихся теперь является составной частью образовательных программ. Оно направлено на духовные, исторические, патриотические ценности.

      Также решает задачу гармоничного развития и успешной адаптации детей в обществе.

    3. Требования к профессиональным стандартам и квалификации воспитателей ДОУ существенно изменились. В современной России воспитание детей рассматривается на высоком государственном уровне. В связи с этим закономерна и актуализация профстандарта воспитателя дошкольного учреждения 2021 года.

    В результате отмеченных пояснений, эксперты пришли к выводу о необходимости актуализации уже действующих и введения новых функций работника дошкольного учреждения. Также в марте 2021 года возможно появление в общеобразовательных организациях РФ должности советника директора, отвечающего за воспитание и организацию взаимодействия с детскими общественными объединениями.

    Актуализация нового профессионального стандарта воспитателя полностью отвечает задачам государственной стратегии развития и воспитания в РФ в период до 2025 года.

    Вносимые изменения для квалификации специалистов в области воспитания ДОУ оправданы обновлением трудовых функций. При разработке нового профессионального стандарта воспитателя учитывается множество нюансов:

    • укрепление ценностных оснований;
    • усиление воспитательной составляющей;
    • повышение воспитательного потенциала образования;
    • улучшение личностной и гуманистической направленности;
    • актуальные требования к организации процесса воспитания.

    Действующие работники регулярно должны повышать квалификацию, обучаясь по специальным программам. Профстандарт воспитателя 2021 года будет содержать в себе помимо новшеств также и некоторые предыдущие требования. В число обязанностей специалистов будет входить и постоянное повышение квалификационных навыков для соответствия стандартам воспитания.

    Введение профстандарта скажется на всех сотрудниках ДОУ: от воспитателей младшего дошкольного возраста в детских садах до педагогов.

    Новые требования к воспитателям разделит профессиональное обучение по соответствующим направлениям. Это может означать узконаправленность профессии (няня может быть только няней).

    Или, наоборот, повышение масштабности групп —  педагог ДОУ может вести любую группу детей или перейти в начальное образование.

    Существуют довольно спорные утверждения, что учителя начальной школы не смогут работать в ДОУ и наоборот без дополнительной переподготовки. С выходом нового профстандарта младшего воспитателя 2021 года эта ситуация должна проясниться. 

    Намного лучше пройти курсы до выхода нового профессионального стандарта «Специалиста в области воспитания» в 2021 году. Тогда на ближайшие три года вы сможете забыть о переквалификации. 

    «Академия современных технологий» предлагает пройти курсы в онлайн-режиме, поэтому вы сможете:

    • начать обучение без набора группы;
    • самостоятельно планировать время занятий;
    • сэкономить деньги — учиться дистанционно дешевле.

    По завершению курса воспитатели получают легитимное удостоверение установленного образца, которое изготовлено по ФЗ №273. Документ действует в течение 3–5 лет — срок зависит от профиля деятельности.

    Для бесплатной консультации по вопросам обучения позвоните по телефону или посмотрите описание программ повышения квалификации для воспитателей ДОУ.

    Источник: https://astobr.com/articles/novyy-professionalnyy-standart-spetsialista-v-oblasti-vospitaniya/

    Повышение квалификации

    Воспитание в дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС

    • Зачисление в течении всего года
    • Вторая пересдача бесплатно
    • Персональный курс

    Записаться

    Профстандарт помощника воспитателя 2021 утвержденный правительством рф | Правовой эксперт

    Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт помощника воспитателя 2021 утвержденный правительством рф». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    10 января 2019

    В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266; 2016, N 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210), приказываю:

    • утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)».
    • Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2018 г.
    • Регистрационный № 53158

    Профстандарт помощника воспитателя

    1. Основная цель вида профессиональной деятельности:
    2. Группа занятий:
    3. Отнесение к видам экономической деятельности:

    Основными трудовыми функциями помощника воспитателя в ДОУ являются: 2.1.

    Присмотр и уход за детьми в дошкольном образовательном учреждении. 2.1.1. Уход за детьми младенческого возраста (до 1 года). 2.1.2. Уход за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет). 2.1.3.

    Присмотр за детьми дошкольного возраста от 3 лет.

    2.1.4. Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами.

    Должностная инструкция помощника воспитателя ДОУ (профстандарт)

    Помощник воспитателя в ДОУ имеет следующие должностные обязанности: 3.1. В рамках трудовой функции по уходу за детьми младенческого возраста (до 1 года) осуществляет:

    • смену белья и одежды детей младенческого возраста в соответствии с режимом дня, утвержденным в дошкольном образовательном учреждении;
    • приготовление пищи и кормление детей младенческого возраста в группе детского сада;
    • осуществление гигиенического ухода за детьми младенческого возраста;
    • укладывание детей младенческого возраста в постель и присмотр за ними во время сна;
    • проведение развивающих игр и упражнений с детьми младенческого возраста в помещении дошкольного образовательного учреждения и на свежем воздухе.

    3.2. В рамках трудовой функции по уходу за детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) осуществляет:

    • смену белья и одежды детям раннего возраста по мере необходимости;
    • помощь детям раннего возраста в приеме пищи, формирование у них навыка самостоятельного приема пищи;
    • помощь детям раннего возраста при гигиенических процедурах в дошкольном образовательном учреждении;
    • организация сна детей раннего возраста;
    • проведение подвижных, развивающих игр с воспитанниками ДОУ раннего возраста в помещении дошкольного образовательного учреждения и на свежем воздухе.

    3.3. В рамках трудовой функции по присмотру за детьми дошкольного возраста от 3 лет осуществляет:

    • помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в одевании и раздевании по мере необходимости;
    • помощь воспитанникам в возрасте от 3 лет в самостоятельном приеме пищи;
    • помощь детям дошкольного возраста (от 3 лет) в развитии навыков самообслуживания и гигиены;
    • присмотр за детьми дошкольного возраста (от 3 лет) во время сна;
    • проведение подвижных, развивающих игр с детьми дошкольного возраста (от 3 лет) в помещении и на территории детского сада;
    • сопровождение воспитанников дошкольного возраста (от 3 лет) на прогулках, занятиях и мероприятиях;
    • контроль поведения детей дошкольного возраста (от 3 лет) в ситуациях их взаимодействия с другими детьми дошкольного образовательного учреждения с целью обеспечения их безопасности.

    3.4. В рамках трудовой функции по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами:

    • оказывает помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в одевании и раздевании по мере необходимости;
    • оказывает помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам в приеме пищи с учетом их индивидуальных особенностей;
    • оказывает помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам при гигиенических процедурах с учетом их индивидуальных особенностей;
    • организовывает полноценный отдых, сон детей с ОВЗ и детей-инвалидов, выполняет присмотр за ними во время сна;
    • сопровождает детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе творческих занятий, развивающих игр с учетом их индивидуальных особенностей;
    • сопровождает детей с ОВЗ и детей-инвалидов на прогулках.

    3.5. В рамках поддержания требуемого санитарно-гигиенического состояния помещений, оборудования, постельного белья и игрушек помощник воспитателя осуществляет:

    • доставку пищи с пищеблока (кухни) ДОУ в группу строго согласно графику в закрытой таре, раздает пищу воспитанникам (вместе с воспитателем), выполняет уборку и мытье посуды;
    • санитарную обработку детских столов и посуды непосредственно перед каждым приемом пищи;
    • смену постельного белья по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю, маркировку белья и полотенец;
    • санитарную обработку игрушек;
    • мытье дверей шкафов, детской мебели в группе минимум два раза в месяц;
    • проветривание помещений в соответствии с утвержденным графиком во время отсутствия воспитанников детского сада;
    • влажную уборку групповых комнат минимум два раза в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
    • влажную уборку в спальных комнатах после дневного сна;
    • влажную уборку приемной и иных помещений влажным способом 2 раза в день;
    • чистку ковров влажной щеткой и с использованием пылесоса;
    • мытье окон не менее 2 раз в год;
    • ежедневную гигиеническую обработку санузлов не менее 2 раз в день, детских горшков (при наличии) после каждого применения согласно действующим требованиям СанПиН;
    • генеральную уборку всех помещений группы детского сада один раз в месяц (согласно графику) с использованием моющих и дезинфицирующих средств;
    • дополнительные мероприятия, соответствующие действующим требованиям СанПиН при неблагоприятной эпидемической ситуации, контроль дезинфекционной обработки посуды и соблюдение дезинфекционного режима группы дошкольного образовательного учреждения во время карантина.

    3.6. Помощник воспитателя в детском саду организует:

    • разовые поручения для младших групп в рамках общественно-полезного труда, а также общественно полезный труд детей старших и подготовительных групп, оказывает детям требуемую помощь;
    • соблюдение воспитанниками всех требований по охране труда;
    • работу по освоению детьми правил поведения за столом;
    • сервировку детских столов вместе с воспитанниками старшего возраста;
    • осуществляет контроль чистоты полотенец и наличия в группе кипяченой воды для питья.

    3.7. Осуществляет помощь воспитателю группы:

    4.1. Помощник воспитателя в пределах своей компетенции имеет право:

    • вносить свои предложения по усовершенствованию условий образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
    • знакомиться с проектами решений заведующего детским садом, которые относятся к его профессиональной деятельности;
    • на создание условий администрацией ДОУ, необходимых для осуществления профессиональных обязанностей;
    • принимать участие в деятельности органов самоуправления дошкольным образовательным учреждением.

    4.2. Вносить предложения о поощрении, моральном или материальном стимулировании сотрудников дошкольного образовательного учреждения. 4.3. Защищать свою профессиональную честь и достоинство, знакомиться с жалобами и иными документами, которые в той или иной мере содержат оценку его деятельности, предоставлять по ним пояснения. 4.4.

    Требовать своевременного обеспечения необходимым инвентарем, индивидуальными средствами защиты, спецодеждой. 4.5.

    Предоставлять информацию заместителю заведующего по административно-хозяйственной части (завхозу) о приобретении требуемых для выполнения своих должностных обязанностей материалов и средств, о необходимости выполнения ремонтных работ оборудования, инвентаря и помещения группы.

    4.6. Использовать все права, относящиеся к режиму рабочего времени, отдыха и отпусков, социальному обеспечению, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, учредительными документами, Коллективным договором и трудовым законодательством Российской Федерации.

    5.1. Помощник воспитателя ДОУ несет персональную ответственность:

    • за жизнь и здоровье воспитанников во время ухода и присмотра в помещениях, на площадке, на прогулке и экскурсиях, выходе и выезде с детьми за пределы дошкольного образовательного учреждения;
    • за несоблюдение инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников;
    • за нарушение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
    • за неоказание первой помощи пострадавшему, не своевременное извещение или скрытие от администрации детского сада несчастного случая;
    • за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в дошкольном образовательном учреждении;
    • за несвоевременное прохождение медосмотра.

    5.2.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин должностной инструкции помощника воспитателя ДОУ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка детского сада, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений заведующего, в том числе за не использование предоставленных прав, несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. 5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка помощник воспитателя может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. Увольнение за данный поступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм, а также режима в группе воспитанников помощник воспитателя несет ответственность в пределах определенных административным законодательством Российской Федерации. 5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей помощник воспитателя несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

    5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в дошкольном образовательном учреждении несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Помощник воспитателя ДОУ: 6.1.

    Осуществляет свою деятельность в режиме нормированного рабочего дня согласно графику, составленному с учетом 40-часовой рабочей недели и утвержденному заведующим дошкольным образовательным учреждением, принимает участие в обязательных плановых мероприятиях детского сада, на которые не установлены нормы выработки. 6.2. Ставит в известность воспитателя, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) о недостатках в обеспечении условий по уходу и присмотру за детьми. Вносит конкретные предложения по ликвидации выявленных недостатков, по оптимизации работы помощника воспитателя в дошкольной образовательной организации. 6.3. Получает от администрации материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с приказами, инструкциями и распоряжениями под подпись. 6.4. Взаимодействует с родителями (законными представителями) детей по вопросам, входящим в компетенцию помощника воспитателя детского сада, выполняет указания медицинского работника. 6.5. Обменивается информацией по вопросам, относящимся к деятельности помощника воспитателя, с педагогическими работниками и обслуживающим персоналом дошкольного образовательного учреждения.

    6.6. Оперативно информирует заведующего ДОУ о несчастных случаях, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) — об аварийных ситуациях в системах водоснабжения, канализации, вентиляции, электроснабжения и отопления.

    7.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). 7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у работника. 7.3.

    Факт ознакомления помощника воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детским садом, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.

    7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на воспитателя детского сада, который в свою очередь руководствуется должностной инструкцией воспитателя ДОУ по профстандарту.

    Как внедрить в вашем детском саду новый профстандарт няни. Алгоритм действий

    • Положения школы
    • Документы по коронавирусу
    • Билеты и инструктажи по ОТ
    • Журналы по охране труда
    • Акты и протоколы по ОТ
    • Нормативные документы ОТ

    Профстандарт – первый документ, который регламентирует трудовые функции няни. Раньше конкретных требований к кандидатам на эту должность не было. Профстандарт вводит два условия допуска к работе. И требование к образованию и обучению.

    Нормативный документ

    Профстандарт «Няня (работник по присмотру и уходу за детьми)» утвержден приказом Минтруда от 05.12.2018 № 769н

    Первое условие допуска няни к работе – при поступлении на работу пройти обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры. Поэтому важно, чтобы работник был физически и психически здоров.

    Второе условие допуска к работе – чтобы не было судимости. К деятельности по присмотру и уходу за детьми не допускаются лица, которые имеют или имели судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством.

    У няни должно быть среднее общее образование. Если кандидат на вакансию приходит к вам с документом об окончании девяти классов, он не соответствует профстандарту.

    Теперь стало обязательным, чтобы няня прошла профессиональное обучение объемом не менее 144 академических часов.

    Работников будут учить не только функционалу, который дан в профстандарте, но и основам педагогики и возрастной психологии. Няня также обязана уметь оказывать первую помощь детям.

    Дети младенческого возраста – это самая трудоемкая группа. Сейчас мало детских садов, в которых есть группы для детей этого возраста, но в рамках национального проекта «Демография» планируется увеличить их количество. Если в вашем детском саду есть такая группа, проверьте, соответствует ли няня требованиям профстандарта, если нет – отправьте на обучение.

    Таких групп в детском саду раньше почти не было, они открываются. Рекомендуем отправить нянь на обучение по уходу за такими детьми.

    Функционал по присмотру за детьми дошкольного возраста от 3 лет – самый отработанный из всех, что даны в новом профстандарте. Няня не относится к педагогическим работникам, а относится к учебно-вспомогательному персоналу. Она не принимает участия в реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    Среди всех трудовых функций няни присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья – самый сложный и новый функционал. Работе с этой группой детей нянь также будут обучать в рамках профобучения.

    Может ли няня заменить воспитателя

    В частных детских садах есть группы по присмотру и уходу. Их финансируют родители. В них вместо воспитателя может быть только няня. Но в муниципальных детских садах все группы – образовательные.

    В таких группах должно быть два работника: воспитатель и помощник воспитателя или няня. Няня не педагогический работник, и она не обязана помогать воспитателю на занятиях по обучению детей.

    Ее функции – присмотр и уход.

    К СВЕДЕНИЮ Часто в детских садах путают няню, помощника воспитателя и младшего воспитателя. У няни и помощника воспитателя одинаковый функционал, различие – в названии должности. В связи с профстандартом няни менять в штатном расписании всех помощников воспитателей на нянь не обязательно. Решает это учредитель. Если у вас в штате числятся только помощники воспитателей, вы можете продолжать ориентироваться на требования ЕКС до конца этого года. Младший воспитатель – педагогический работник, согласно разрабатываемой в данный момент Национальной системе учительского роста (НСУР) он должен иметь соответствующее образование (среднее специальное). Няня согласно профстандарту не педагогический работник, следовательно, требование к образованию у нее – это 11 классов.

    Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».

    Помощник воспитателя профессиональный стандарт

    Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector