Все хотя бы раз слышали про работу автослесаря. Однако необходимо точно знать, что говорит профстандарт об этой должности, что предписывают типовые должностные инструкции. Автослесарь должен иметь определенные личные качества, знания и навыки.
Работа автослесаря подразумевает, как следует из ее названия, простейшие виды манипуляций с частями автомобиля. Простейшие — значит те, которые можно выполнить вручную или с помощью элементарной техники.
Этот специалист занимается не только починкой транспорта, но и элементарной технической диагностикой. Некоторые люди думают, что слесарь по ремонту автомобилей — то же самое, что автомеханик. Но это серьезное заблуждение.
Специфические особенности работы автомеханика — то, что он концентрирует свои усилия собственно на ремонте и техническом обслуживании транспорта. Также он будет выполнять множество других работ и манипуляций.
Автослесарь подчиняется автомеханику. Дело в том, что характеристика работы последнего подразумевает более глубокое знание современной автомобильной и ремонтной техники.
Автослесари чуть хуже разбираются в моторах и других технически сложных узлах транспорта.
Однако они могут окрасить машину, а при необходимости — заняться сварочными работами.
Слесарь по ремонту автомобилей подчиняется автомеханику и выполняет все его непосредственные распоряжения. Процесс работы автосервиса обычно подразумевает приемку прибывших машин автомехаником. Он оценивает сложившуюся ситуацию и дает указания, как и что непосредственно ремонтировать.
Слесари в крупных фирмах, как и механики, имеют узкую специализацию.
Количество автомобилей если и не будет расти, то во всяком случае уменьшаться не станет. Потому количество специалистов, работающих с ними, тоже не должно сильно снижаться.
Учитывая же растущую распространенность гуманитарных профессий, востребованность автослесарей и автомехаников будет только увеличиваться. Кроме того, такие специалисты могут работать почти в любой организации.
Ведь без автомобиля сегодня не обходится ни одно производство, ни один торговый или выставочный комплекс, да и не только они.
Вывод очевиден: слесарям по ремонту автомашин безработица в обозримой перспективе почти не грозит. По той же причине уровень дохода будет достаточно высок.
Что немаловажно, специалисты по ремонту машин имеют возможность быстро «раскрутиться», обзавестись новым кругом интересных знакомств. Хороший мастер быстро становится известен автовладельцам в своем городе и даже регионе.
Это позволяет существенно уменьшить зависимость от конкретных нанимателей.
Некоторые автомеханики и автослесари, набрав опыт, открывают собственные предприятия, и эти ремонтные предприятия процветают. Однако подобная профессия имеет и достаточно серьезные недостатки. Так, обязательно придется иметь приличную физическую форму. Кроме того, ремонт автомашины включает множество трудоемких, кропотливых работ.
Органы дыхания будут постоянно страдать от топливных паров, испаряющейся смазки и прочих технических жидкостей, реагентов. Шумы и вибрации тоже сложно назвать полезными для здоровья. Часть манипуляций приходится проводить на открытом воздухе, порой в весьма плохих погодных условиях.
И все это стоит дополнить еще повышенной ответственностью ремонтных служб. От их деятельности зависит как спокойствие автовладельцев, так и сама их жизнь, здоровье.
Автослесарь 1 разряда разбирает простые узлы автомашин. Ему нужно владеть:
- ключевыми приемами работ такого рода;
- принципами использования слесарных и контрольно-измерительных средств (систем);
- основными сведениями о металлах и ГСМ, о других технических жидкостях и средствах для мытья машин.
Представители такой рабочей профессии, как слесарь 2 разряда по работе с грузовыми машинами, должны разбирать основные грузовые автомобили (кроме узкоспециальных и оснащенных дизельными моторами). Подобные специалисты могут уверенно работать с малотоннажными автобусами и мотоциклами, с легковыми автомашинами. Им нужно овладевать:
- ключевыми данными об устройстве автомашин и мотоциклов;
- правилами сборки-разборки простых деталей;
- методами работы с автомобильной проводкой;
- требованиями к креплению различных деталей;
- методами использования пневматического и электрического инструмента;
- главной информацией о допусках и посадках, о квалитетах и шероховатости.
3 разряд по специальности автослесаря дает право работать с дизельными и сложными автомашинами, длинномерными автобусами, мотороллерами.
У таких сотрудников есть также право крепить ответственные резьбовые соединения и менять деградировавшие детали. Они смогут разбирать сложные аппараты и электрическую аппаратуру.
Автослесарь 3 разряда полностью готов вести слесарную обработку деталей на уровне 11-12 квалитета. Разумеется, нужно знать основные параметры шероховатости металла.
4 разряд автослесаря означает примерно такие виды работ:
- монтаж распредвалов;
- разборку электрогенераторов;
- починку и сборку всех видов моторов;
- визуальную проверку и разборку гидравлических трансформаторов;
- регулировку углов схождения колес;
- манипуляции с коробками передач, мостами и тормозными колодками.
Слесарь-автомеханик 5 разряда умеет отрегулировать и испытать на стендах и на шасси особо сложные аппараты и узлы. Он должен менять их при повседневном техническом обслуживании.
Этот специалист устанавливает приборы и агрегаты автомобильной электроаппаратуры, включает их. Также он занимается сложной и особо ответственной слесарной обработкой.
5 разряд означает, что специалист сможет выяснить причину повреждения или износа сопряженных деталей, обнаружит эти дефекты и устранит их.
Стоит упомянуть и об автослесарях 6 разряда. Такие мастера могут работать на стендах и на шасси, оценивая состояния самых сложных узлов и аппаратов.
Они ремонтируют узлы любой сложности, регулируют их и испытывают. По итогам работы оформляется необходимая приемо-сдаточная документация.
Мастеру нужно владеть всеми навыками, которые позволяют полностью восстановить изношенные части и упрочнить их.
В ЕТКС прописаны и разряды слесарей-электриков по ремонту электрооборудования. 2 разряд дает право разбирать и чинить различные простые электротехнические компоненты.
Специалисты такого уровня работают с тройниками, коробками и муфтами. Автослесари 3 разряда работают с амперметрами, вольтметрами и селеновыми выпрямителями.
Они уже могут работать с аппаратурой средней сложности и заниматься строповкой грузов.
4 разряд слесаря по ремонту автоэлектрики означает готовность работать с электроаппаратурой в условиях тугой ограниченной посадки. Этот разряд дает право заниматься заземлением и занулением электроаппаратуры.
Обычно подобные специалисты могут работать на железнодорожном транспорте. Они ремонтируют и налаживают работу основной электроаппаратуры тепловозов, электровозов.
Также они занимаются различными манипуляциями с:
- разрядниками;
- панелями;
- электрощитами;
- токоприемниками;
- мотор-вентиляционными приборами;
- противопожарными установками;
- монтажными схемами;
- токоприемниками;
- турбогенераторами.
Отдельно стоит рассказать про ремонтников по ремонту двигателя. 2 разряд дает право работать с частями моторов на уровне 11-12 квалитетов.
Мастера шплинтуют второстепенные детали, прокачивают масляные каналы, обмеряют различные узлы и агрегаты.
3 разряд позволяет работать с отдельными узлами газотурбинных моторов, а поршневые двигатели всех типов и марок — разбирать и собирать.
Специалисты такого уровня клеймят сложные детали, монтируют на двигатели несложные второстепенные узлы.
Согласно типовой должностной инструкции, обязанности автослесаря заключаются прежде всего в:
- разборке простых составных частей;
- рубке зубилом;
- резке и опиливании деталей;
- мытье частей;
- прогонке резьбы;
- нанесении смазки на детали.
Также автослесарь делает разделку, изоляцию различных частей проводки, паяет провода. Он проверяет работоспособность различных деталей при помощи необходимых приспособлений. Также он ставит приборы и аппараты по выверенной схеме, включает их в сеть. Слесарь по ремонту автомобилей еще занимается:
- сложной слесарной обработкой;
- балансировкой частей в статике и динамике;
- диагностикой и регулировкой самых разных агрегатов;
- проверкой соответствия узлов технологическим условиям;
- оценкой правильности сборки, фиксацией достигнутых эксплуатационных параметров.
Назначение и снятие с должности слесаря по ремонту автомобилей производится приказами руководства организации. Для занятия такой должности нужно получать полное профессионально-техническое образование.
Автослесарь лично готовит рабочее место, оценивает наличие требуемой материальной части. Он также лично готовит машины к ремонту, отмывает и очищает их.
Его обязанностью является такое закрепление авто, которое исключит опасность несчастных случаев.
Определение ремонтопригодности отдельных деталей проводится в тесном контакте с водителями. По итогам работы автослесарь дает отчет о достигнутом результате, об использованных деталях. Если он не может устранить вероятные причины аварии или несчастных случаев, он обязан немедленно уведомить свое руководство.
Также мастер проходит минимум раз в год медицинские осмотры. Его непременной обязанностью является исполнение норм охраны труда, санитарных правил, использование средств индивидуальной защиты в положенных случаях.
Характерными особенностями такого профессионала являются:
- отличная память;
- развитое внимание;
- умение быстро анализировать ситуацию;
- общительность;
- быстрое переключение внимания;
- физическая и интеллектуальная выносливость;
- кропотливость, аккуратность.
Утвержденный профстандарт описывает эти знания и навыки так:
- применение ручного, пневматического и электрического инструментария;
- проверка работоспособности отдельных деталей;
- оценка герметичности;
- проверка качества крепежных элементов;
- проверка давления различных магистралей и шин;
- проверка комплектности автотранспорта;
- визуальное выявление внешних дефектов;
- владение принципами устройства всех автомобилей, особенностями работы их отдельных частей.
Чтобы стать автослесарем, надо поступать в колледжи на такие специальности:
- «наземные транспортно-технологические средства»;
- «наземные транспортно-технологические комплексы»;
- «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Похожую подготовку и повышение квалификации ведут среднетехнические и обычные факультеты Балтийского университета имени Канта, государственного университета Сахалина, Саратовского университета имени Вавилова.
Если же решено выбрать именно колледжи, желательно ориентироваться на московские, нижегородские, набережно-челнинские, ижевские образовательные учреждения. Именно там есть наилучшая техническая и производственная база.
Однако важно понимать, что опытным мастером автослесарь, автомеханик становится только после 2-3 лет активной практики. Потому желательно еще в процессе обучения присматривать вакансии.
Чаще всего начинают с помощника автослесаря. Опыт работы именно так и нарабатывается. Основную должность можно получить минимум через 2-3 месяца. Рассчитывать на большой карьерный рост не приходится, есть только 2 основных ступени — помощник и мастер. Но с течением времени благосостояние будет расти.
Автослесарь, как уже говорилось, получает сравнительно достойные деньги. В среднем зарплата составляет от 20 до 80 тысяч рублей. Наибольший доход таких специалистов в европейской части страны — в Москве. Многое, впрочем, зависит от конкретного предприятия и от уровня квалификации. В ХМАО и ЯНАО можно получать даже чуть больше, чем в столице (не 50, а 55-56 тысяч).
Вот еще несколько цифр:
- Тульская область – 43 тысячи;
- Мурманская область – 42 тысячи;
- Дагестан – 42 тысячи;
- Карелия – 41,5 тысячи;
- Камчатский край – 46 тысяч.
Новый профстандарт: кузовной ремонт автомобильной техники – ilex
Минтруда и соцзащиты постановлением от 02.04.2021 N 22 дополнило раздел II выпуска 2 ЕТКС новым профессиональным стандартом «Кузовной ремонт автомобильной техники» (далее — Профстандарт).
Напомним, недавно этот же выпуск ЕТКС пополнил еще один профстандарт — «Наладка аппаратного и программного обеспечения».
Примечание
Профстандарты — это характеристики содержания трудовых функций и требования к квалификации работников, необходимой для их выполнения (ч. 3 п. 5 Общих положений ЕТКС).
Профстандарты разрабатываются на виды трудовой деятельности. Наниматели вправе самостоятельно принимать решения о применении тарифно-квалификационных характеристик выпусков ЕТКС либо профстандартов (ч. 4 п.
5 Общих положений ЕТКС).
Профстандарт применяется в организациях, осуществляющих следующие виды экономической деятельности (п. 2 Профстандарта):
Наименование класса вида экономической деятельности | Код вида экономической деятельности |
Производство кузовов для автомобилей; производство прицепов и полуприцепов | 2920 |
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей | 4520 |
Профстандарт распространяется на занятия, входящие в следующие классификационные группы занятий (п. 3 Профстандарта):
Наименование начальной группы занятий | Код начальной группы занятий |
Маляры, окрашивающие промышленные изделия, и рабочие подобных занятий | 7132 |
Вальцовщики | 7213 |
Автомеханики и слесари по ремонту механических транспортных средств | 7231 |
- Профстандарт содержит примерный перечень профессий рабочих, для которых он разработан (глава 3):
- — маляр (2 — 6-й разряды) (код 7132-002);
- — рихтовщик (3 — 5-й разряды) (код 7213-012);
- — кузовщик (3 — 6-й разряды) (код 7231-005).
- Все эти профессии в настоящий момент содержатся в ОКРБ 014-2017.
- Примечание
Трудовая деятельность, определенная Профстандартом, в основном осуществляется на заводах по производству автомобильной техники, станциях технического обслуживания и сервисных центрах.
Профстандартом производится распределение трудовых функций по уровням квалификации от 2-го до 4-го(главы 4, 5). Чем выше уровень квалификации, тем сложнее работы может выполнять работник.
Пример
Провести анализ состояния кузова транспортного средства или подготовить его к установке на контрольно-рихтовочный стенд может работник с уровнем квалификации 2. Однако окрасочные работы кузова транспортного средства или сварочные работы по его восстановлению доверят провести только работнику с уровнем квалификации 4.
Профстандарт вступает в силу с 21 мая 2021 г.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Профстандарт слесаря в 2021 году по разным направлениям деятельности
Главная — Организация бизнеса — Кадры — Профстандарт слесаря
Представители одной из самых востребованных профессий на рынке труда – слесари — в состоянии оборудовать помещения специализированной техникой или мебелью, которая требует правильной сборки, подключения и определенных условий для эксплуатации. Именно этим объясняется потребность в них. Подобная работа требует определенных навыков и знаний, а также опыта. Эти и другие требования к специалисту аккумулированы в таком документе, как профстандарт слесаря, о содержании и назначении которого пойдет речь далее.
Понятийный аппарат профстандарта слесаря
Вопреки стереотипу, слесарь – это многогранная профессия, которая включает в себя несколько диаметрально противоположных направлений:
- электрик;
- сантехник;
- ремонтник;
- инструментальщик.
Согласно профстандарту слесаря-электрика, данный специалист привлекается к обслуживанию и починке электроустановок, электрического оборудования, механизмов и устройств.
Профстандарт слесаря-сантехника ключевой целью деятельности данного специалиста определяется монтаж отопительных систем, систем водного, газового снабжения, канализационных систем, а также обеспечение правильного заполнения проектных и паспортных информационных ведомостей. Кроме этого, слесарю этой направленности вменяется ответственность за организацию соблюдения норм санитарии, гигиены и метеорологии в зданиях различного назначения.
Профстандарт слесаря-ремонтника выдвигает к нему такие требования, как владение теоретической базой и наличие прикладных навыков по:
- обеспечению бесперебойной работы оборудования, механизмов;
- предохранению их от различного рода поломок;
- устранению неисправностей в случае, если они возникли.
Согласно профстандарту слесаря-инструментальщика, его основная функция заключается в организации процесса изготовления высококачественных инструментов.
Общая структура и назначение стандартов слесаря
Несмотря на то, что вышеприведенные профстандарты слесаря касаются различных направлений его деятельности, эти документы имеют одинаковую структуру:
- Общие сведения;
- Функциональная карта (подробная характеристика трудовых функций);
- Описание обобщенных трудовых функций;
- Сведения об организациях, занимавшихся их формированием.
Они были разработаны и утверждены с целью:
- поддерживать культуру предоставления ремонтных и технических работ на высоком уровне и стимулировать ее развитие,
- сформировать широкий перечень рекомендаций к квалификации штатной единицы, ее обязательным навыкам и специальным профессиональным качествам.
Слесарь-сантехник – профессиональный стандарт
Данный профстандарт был утвержден в конце 2015 г. Согласно ему, юридически грамотно наименование должности звучит как «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования». В нем слесари-сантехники подразделяются на обладателей 2, 3 и 4 уровня квалификации.
Уровни квалификации и разряды слесарей – показатели разного рода.
В качестве основного требования, предъявляемого стандартом к образованию соискателя, желающего работать монтажником санитарно-технического оборудования, выступает прохождение специальных профпрограмм обучения и переподготовки. Претензий к трудовому стажу нет. Для допуска на рабочее место необходимо, согласно законодательству РФ, пройти обязательный инструктаж по охране труда.
В профессиональном стандарте слесаря сантехника рабочие функции специалистов всех разрядов поделены на несколько групп, а именно:
- распаковка санитарно-технического оборудования;
- контроль соответствия устройств и оборудования заявленным документам;
- свертывание и развертывание несложных узлов.
Для работ по монтажу и ремонту отопительных, водоснабжающих, водоотводных и газоснабжающих систем допускаются лишь монтажники санитарно-технических устройств 4 и 5 разрядов. К их профобразованию предъявляется требование, заключающееся в прохождении специальных программ профессиональной подготовки, а к стажу – в наличии более двух лет практической деятельности по специальности.
Их трудовой функционал включает следующие работы:
- установка емкостных и секционных бойлеров;
- произведение разметки мест монтажа устройств и водного оборудования (насосов, средств для крепления);
- произведение разметки мест монтажа устройств и газового оборудования.
К бригадиру, обладающему 6 разрядом, предъявляются требования в виде:
- пяти и более лет профессионального стажа;
- наличия среднего специального образования;
- прохождения различных курсов повышения квалификации.
Перечень его трудовых функций следующий:
- взятие замеров и произведение разметки мест прокладки труб по строительным проектам, чертежам;
- выбор измерительного и диагностического оборудования;
- составление различных актов, в том числе освидетельствования, испытания и не только).
Слесарь ремонтник – профессиональный стандарт
Профстандарт для слесаря-ремонтника был утвержден 26 декабря 2014 года и декларирует трудовой функционал для таких специалистов, как:
- слесари-механики;
- сборщики;
- ремонтники производственных аппаратов и приборов, занятых в промышленности.
- Имеет место разделение уровней квалификации на 3, 4 и 5.
- Для обладателей третьего уровня трудовая функция, в обобщенном виде, звучит как «профилактическое обслуживание и осуществление ремонтных работ несложных деталей, узлов и аппаратов».
- Слесарям 4 уровня вменяется в обязанности техобслуживание и ремонтные работы деталей и узлов механизмов и аппаратуры средней степени сложности.
- 5-й уровень квалификации предусматривает осуществление слесарем техобслуживания и ремонтных работ сложного и особо сложного оборудования. Речь, в том числе, идет о:
- монтаже и демонтаже, слесарной обработке деталей;
- обслуживании различных узлов и механизмов.
Слесари-ремонтники 2 и 3 разрядов, согласно положениям профстандарта, должны пройти основную программу профессионального обучения, а также несколько программ для повышения квалификации длительностью до одного календарного года.
Такие специалисты смогут выполнять следующие трудовые функции:
- установка и демонтаж несложных узлов и оборудования (а также контроль, диагностика, анализ);
- слесарная обработка несложных деталей (анализ чертежей и схем, выполнение пригоночных действий по обработке);
- профилактическое обслуживание несложных механизмов.
Слесарь-ремонтник 4 разряда в состоянии решать такие среднесложные задачи (при условии наличия свидетельства о получении среднего профессионального образования):
- установка и демонтаж усложненных узлов и оборудования;
- слесарная обработка деталей;
- профилактическое обслуживание механизмов.
Слесари-ремонтники, обладающие 5 и 6 разрядами, могут приступать к работе, если имеют подтверждение получения среднего профессионально образования, а также прохождения программы переподготовки и повышения квалификации.
В профстандарте не закреплены конкретные требования к опыту их работы.
По сравнению со специалистами «младших» разрядов, слесари-ремонтники 5 и 6 разрядов выполняют трудовые функции сложного характера.
Для слесарной обработки деталей, агрегатов и оборудования особо сложного характера привлекаются специалисты, обладающие 6, 7 или 8 профессиональным разрядом.
К таким сотрудникам текущим профстандартом выдвигаются такие требования к образованию и обучению, как наличие диплома о среднем профессиональном образовании и курсах подготовки работников среднего звена наряду с основными курсами по переподготовке или повышению квалификации.
Слесарь-электрик – профессиональный стандарт
- Профстандарт слесаря-электрика был утвержден 17 сентября 2014 года (и был дополнен 12 декабря 2016 года).
- Специалисты, владеющие 3 квалификационным уровнем, имеют возможность обслуживать и ремонтировать простые электрические цепи, узлы, электроаппараты и электромашины.
- 4 уровень квалификации позволяет работать со сложными цепями и электромашинами, а также осуществлять их испытание, регулирование и не только.
Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования должен иметь среднее профобразование и пройти курсы повышения квалификации. Для реализации своих должностных полномочий по ремонту простых деталей и электрических приборов ему не требуется какого-либо профессионального стажа. В обязанности такого сотрудника входят такие трудовые функции, как:
- ремонт несложных деталей и узлов (обесточивание электроцепей, прекращение подачи напряжения к электрической установке, находящейся в обслуживании, демонтаж устройств электроустановки);
- соединение деталей и узлов в рамках несложных электромонтажных схем (подготовка рабочего места, выбор электромонтажных проводов для соединения деталей, выбор метода подключения проводника к устройству, непосредственное соединение деталей и узлов между собой, изоляция мест подключения проводов и другое);
- лужение, пайка, изолирование проводов и кабелей;
- прокладка, сращивание проводов и кабелей (установка муфты, установка соединительных коробок, изоляция токоведущих жил и др.).
Слесарь-электрик по ремонту электрического оборудования 4 уровня квалификации, при наличии образования, аналогичного 3 уровню квалификации и опыта работы не менее полугода, может производить:
- ремонт сложных узлов и деталей;
- их соединение в несложные электромонтажные схемы;
- заземление и зануление силовых установок;
- регулировка и проведение тестирования собранных или отремонтированных механизмов.
Если слесарь-электрик по ремонту электрического оборудования 4 уровня имеет опыт работы от 12 мес. и выше, то ему, согласно профстандарту, можно доверить проведение испытаний и регулирование электросхем дистанционного управления, динамическую балансировку роторов электромашин, контроль и ремонт оборудования силовой электроники, диагностику посредством специализированных комплексов.
При наличии у слесаря-электрика 5 разряда более одного года стажа, к его функциональным обязанностям можно добавить такие задачи:
- обслуживание (ремонт, диагностика) информационных электроприборов;
- установка автоматизированных систем управления производственными или технологическими процессами.
Слесарь инструментальщик – профессиональный стандарт
Профстандарт слесаря-инструментальщика был принят позже остальных – 21 марта 2017 года.
Согласно ему, слесарь-инструментальщик 2 разряда:
- должен иметь профессиональную подготовку и документальное подтверждение ее получения;
- может не иметь опыта работы, но обязан пройти инструктаж по охране труда, пожарной безопасности;
- иметь группу по электробезопасности не ниже II.
В этом случае он допускается к выполнению таких трудовых функций:
- слесарная обработка деталей по 12-14 квалитетам;
- сборка и ремонтные работы с простыми инструментами;
- закалка несложных инструментов;
- нарезание резьбы.
Слесарь-инструментальщик 3 разряда, согласно документу, к выполнению должностных обязанностей допускается при аналогичном 2 разряду уровню образования и наличии опыта работы слесарем-инструментальщиком 2 разряда более полугода.
Обобщенно его трудовая функция подразумевает производство и ремонт фигурных или простых деталей средней сложности. Сюда входит:
- обработка детали по 8-11 квалитетам;
- сборка и ремонт инструмента средней сложности;
- разметка и вычерчивание деталей.
Слесарь-инструментальщик 4 разряда должен отработать более года на аналогичной должности при 3 разряде и пройти курсы повышения квалификации. Тогда он может приступить к выполнению таких трудовых функций:
- производство сложных точных инструментов посредством специализированного оборудования;
- осуществление ремонта сложных инструментов;
- доводка, притирание и производство изделий фигурного очертания по 7-10 квалитетам с получением зеркальной поверхности.
5 разряд присваивается тем слесарям-инструментальщикам, которые отработали более 2 лет при 4 разряде. К их основным трудовым функциям профстандарт относит:
- производство, наладку и ремонт крупных сложных и точных инструментов с большим количеством взаимосвязанных элементов, нуждающихся в обработке по 6-7 квалитетам;
- доводку, притирку и производство деталей с фигурными очертаниями по 5 квалитету;
- проверку оборудования и инвентаря в процессе эксплуатации.
Слесарь-инструментальщик 6 разряда должен отработать не менее 4 лет на аналогичной должности при 5 разряде и быть готовым решать такие задачи, как:
- производство и отделка сложных и уникальных пресс-форм на специализированном металлорежущем оборудовании;
- испытание и регулирование сложных и точных приспособлений;
- осуществление регулирования сложной оптики.
Разработка и утверждение профстандартов для слесарей значительно упростили задачу определения требуемых для работы компетенций сотрудников и помогли управленцам в данной сфере деятельности выстроить четкую, стимулирующую к профессиональному развитию кадровую политику.
Образец профстандарта автоэлектрика в 2021 году
Профессиональный стандарт автоэлектрика обладает широким спектром возможностей. Его используют при создании индикаторов результативности (KPI), разработке критериев для кандидатов на трудоустройство и в других областях кадрового делопроизводства. Это объясняет, почему должностные стандарты приобретают всё большую популярность у работодателей.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Особенность работы автоэлектрика
В число основных должностных обязанностей входит проводить диагностику системы электроснабжения транспортного средства.
А так как количество различных транспортных средств на дорогах становится все больше и не все они являются новыми. А раз так, то поломки будут неизбежны, в том числе и связанные с электрикой, и без работы такие специалисты не останутся.
Им в помощь идет и то, что все они имеют большое количество электронных приборов. Именно это пугает тех, кто хотел бы стать специалистом по ремонту электрики автомобиля. Это связано с тем, что бортовая сеть современных машин будет очень сложной и просто так не разобраться.
В этом случае хорошо помогут полученные во время обучения специфические знания. Если правильно их использовать, и не торопиться, а делать вдумчиво, то все получится.
Очень важно постоянно совершенствоваться, изучая новые системы, и как будет располагаться проводка. Так как технологии не стоят на месте, а идут вперед семимильными шагами.
А это значит, что спустя десятилетия профессия будет актуальной и востребованной. Даже в условиях кризиса люди будут ремонтировать свои машины. Поэтому возможность заработать останется всегда.
Автоэлектрик – обязанности и навыки
- В этой профессии специалисту необходимо владеть определенными знаниями, умениями и опытом.
- Реакция на события в критичных условиях
- Автоэлектрику надлежит следить за ситуацией вокруг и быть готовым к принятию быстрых и адекватных мер в случае непредвиденных событий.
- Соединение кабеля
- Требуется умение соединять и сплетать электронные и коммуникационные кабельные линии.
- Установка неисправностей в оснащении
- Специалисту нужно уметь выявлять и ремонтировать повреждения оснащения и неисправности; связываться с местными представителями и производителями для получения разрешения на ремонт и замену компонентов.
- Использование защитного оборудования
- При проведении работ необходимо знать, какие элементы защитной одежды (например, туфли со стальными наконечниками) и снаряжение (защитные очки, перчатки) нужны, чтобы минимизировать риск несчастных случаев на производстве и уменьшить возможность возникновения любых травм.
- Использование измерительных инструментов
Следует нарабатывать опыт в использовании разных измерительных приборов в зависимости от измеряемого свойства механизма. Обычно применяются различные инструменты для измерения длины, площади, объема, скорости, энергии, силы.
Установка оборудования
Для работы нужна сноровка при установке оборудования, которое зависит от токов или электромагнитных полей, или установок для генерации, передачи или измерения токов и полей. Это оснащение включает в себя распределительные щиты, электродвигатели, генераторы или системы постоянного электротока.
- Проверка электропитания
- Любой автоэлектрик должен уметь проверять электрическое питание на наличие повреждений, влаги и других проблем.
- Испытание электрооборудования
Специалисту необходимо иметь опыт в тестировании электрических устройств, машин и компонентов и проверять их свойства (напряжение, ток, сопротивление, емкость и индуктивность) с помощью контрольно-измерительного оборудования (например, мультиметра, омметра, вольтметра или осциллографа). Он должен также собирать и анализировать данные, отслеживать и оценивать производительность устройства и при необходимости принимать меры.
- Привязка провода
- Автослесарю необходимо умение связывать кабели или провода, используя при этом кабельные стяжки, кабелепровод, кабельную шнуровку, рукава, точечные стяжки, кабельные зажимы или ремни.
- Применение точных инструментов
- Для точных работ мастеру нужны навыки использования электронных, механических, электронных или оптических прецизионных инструментов.
- Соблюдение правил техники безопасности
- Работнику требуется умение применения соответствующих правил техники безопасности и охраны труда для предотвращения несчастных случаев, загрязнения механизмов и других рисков.
- Поддержка электрооборудования
- Работнику нужно иметь опыт и соответствующие навыки по испытанию электрооборудования на наличие неисправностей, очищению, ремонту и замене деталей и соединений при необходимости.
Плюсы и минусы профессии
Среди плюсов стоит выделить:
- возможность хорошо зарабатывать;
- невозможно остаться без заказа;
- все время идет совершенствование.
В профессии имеются и свои минусы:
- сложно устроиться новичку на работу, так как часто в автомастерской требуются только профессионалы;
- очень часто работать приходится не только в теплом гараже, но и в холодно помещении;
- работа может представлять собой рутину, так как приходится очень долго искать место поломки;
- можно получить разряд тока, пусть и безопасного, до 24 В.
Стандартная структура должностной инструкции автоэлектрика
Несмотря на то что должностную инструкцию каждая организация разрабатывает с учетом особенностей именно ее деятельности, основная структура документа остается неизменной и предусматривает несколько разделов:
- Общие положения. Эта часть документа описывает основные условия трудовой деятельности автоэлектрика в организации. В частности, в этот раздел включается информация о требованиях, предъявляемых к претенденту на должность, о правилах его принятия в штат, увольнения и замещения. Кроме того, здесь же определяется место должности автоэлектрика в общей структуре предприятия, его непосредственный начальник и иные данные о должности.
- Должностные права и обязанности работника. Это основной раздел документа, представленный перечнем трудовых обязанностей и прав сотрудника. При этом важно, чтобы и обязанности, и права работника были определены как можно более подробно. Такая тщательность упростит выполнение работником своих трудовых функций и облегчит его взаимоотношения с работодателем.
- Ответственность работника. В этой части должностной инструкции определяются трудовые нарушения, за которые работник может быть наказан, и соответствующие виды наказания. Разрабатывая эту часть должностной инструкции, нужно помнить, что дисциплинарная и материальная ответственность сотрудника, установленная внутренними документами организации, не может быть строже, чем та, которую устанавливает трудовое и гражданское законодательство. В части же уголовной и административной ответственности не допускается отклонений от норм УК и КоАП соответственно ни в сторону ужесточения, ни в сторону смягчения.
Заработки автоэлектриков
Если рассматривать по вопросам заработков, то нужно учитывать степень сложности и вид выполненной работы.
Доходы автоэлектриков могут быть на порядок выше, чем у других ремонтников автомобилей. Этому способствует и то, что в ряде фирм специалисты получают до 40%, от стоимости выполненного ремонта. Допускаются и чаевые, которые можно не декларировать.
Если говорить о тарифах на услуги, то они будут самыми разнообразными. Когда приходится провести простую диагностику транспортного средства, то она будет стоить в пределах 1500 рублей и более. Это очень неплохо, ведь такая процедура потребует всего 10 минут.
В то время как найти причину, почему не заводится машина, то стоимость такой услуги обойдется в пределах 2500 и более рублей.
Как видите, работа будет разнообразная и интересная. К тому же, чем она сложнее, тем больше можно заработать.
I. Общие положения
I. Общие положения
1.1. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей относится к категории специалистов. 1.2. Прием на работу и увольнение слесаря-электрика производится приказом руководителя организации по представлению (наименование должности). 1.3. Слесарь-электрик по ремонту автомобилей подчиняется непосредственно (наименование должности). 1.4.
На работу слесарем-электриком принимается лицо, имеющее ______ образование и стаж работы не менее (количество) лет. 1.5.
Слесарь-электрик по ремонту автомобилей должен знать: – приемы основных видов слесарных, слесарно-сборочных работ; – инструменты и приспособления для сборки, разборки и очистки автотранспортного средства (АТС); – конструктивные особенности обслуживаемого АТС; – конструктивные особенности и возможности вспомогательного оборудования; – конструктивные особенности балансируемых деталей машин и механизмов; – конструктивные особенности электронных блоков в пределах выполняемых работ; – конструктивные особенности обслуживаемых и монтируемых систем АТС; – конструктивные особенности оборудования, с которым взаимодействует монтируемая система; – методы практической обработки электротехнических материалов; – основные сведения по электротехнике; – технологию выполнения работ; – физические и химические основы процессов пайки и лужения; – механические и электрохимические характеристики электротехнических материалов; – химические особенности используемых при пайке и лужении флюсов; – назначение, свойства и области применения электроизоляционных материалов; – способы сращивания проводов и жил кабеля; – приспособления, используемые для сращивания проводов и жил кабеля; – виды и области применения соединительных муфт; – различные методы прокладывания провода или кабеля; – основные инструменты и приспособления для обслуживания и ремонта АТС; – назначение, устройство и взаимодействие узлов и групп электромашин, электроаппаратов, электроприборов, аппаратов, механизмов, в т.ч. образующих систему дистанционного управления; – систему допусков и посадок деталей; – методы практической обработки конструкционных и электротехнических материалов, в т.ч. используемых для выполнения заземления и зануления; – методы разборки и сборки устройств или механизмов, содержащих тугие, скользящие и прочие виды посадок деталей; – методы расчета заземляющих устройств; – методы определения сопротивления заземляющих устройств; – методы измерения омических сопротивлений электрических цепей; – методы диагностики электроники и используемые для этого приборы и приспособления; – способы прокладки заземляющих и зануляющих проводников; – способы и методы выполнения заземления или зануления электроустановок; – способы проверки исправности электрических систем; – способы устранения дисбаланса, их достоинства и недостатки; – способы проверки параметров полупроводниковых приборов, используемых в электронике;
Сложность ремонта
Ремонтировать автоэлектрику с каждым годом становится все сложней. Для этого нужно постоянно обновляющееся электронное оборудование, которое идет в ногу со временем, грамотные подготовленные кадры, которые способны постоянно самостоятельно изучать данную тему.
- Поэтому ремонтировать автоэлектрику лучше всего в крупных городах, к примеру, ремонтировать автоэлектрику в Минске или другом крупном городе, где имеются в большом количестве подготовленные специалисты.
- Конструкция новых автомоблей постоянно усложняется, требования покупателей становятся все капризней, хочется больше комфорта, новых дополнительных функций, новых возможностей, и все это зацикливается на новую автоэлектрику.
- Поэтому не удивительно, что современная автоэлектрика приобретает совершенно другой вид.
- И чтобы разобраться во все этих современностях автоэлектрику начали делить на несколько составляющих.
Кому подходит
Эта работа подходит в основном мужчинам, которые хорошо разбираются в технике и любят повозиться с «железом». От таких работников требуется ряд качеств:
- знание принципов действия электричества;
- усердие, исполнительность и кропотливость в работе;
- аккуратность, терпеливость и выдержка;
- хорошая память и развитый глазомер;
- умение читать технические схемы и чертежи;
- умение общаться с клиентами;
- способность работать с мелкими деталями и в неудобном положении.
Очень важна любовь к своему делу и увлеченность ею. Настоящий автоэлектрик постоянно учится, ищет в интернете информацию об устройстве электронных систем в новых моделях автомобилей, следит за развитием технической мысли. Если не пополнять свой багаж знаний и практический опыт, можно оказаться на обочине и потерять клиентов.
Как получить профессию автоэлектрик?
Обучают этой специальности сегодня много вузов. Для этого можно пойти учиться в специальные технические учебные заведения, записаться на курсы автоэлектрика, после чего необходимо пройти стажировку в мастерской под присмотром опытного наставника.
Краткосрочные курсы дадут только начальные знания по автоэлектрике, но потом необходимо будет постоянно самостоятельно развиваться, чтобы повышать квалификацию. Для этого потребуется работать не менее полугода на предприятии или в частной мастерской, чтобы получить практические навыки.
Пассивная безопасность
Автоэлектрика – системы SRS, пассивной безопасности.
В данную систему входят, подушки безопасности, размыкатель АКБ, который срабатывает в экстренных ситуациях, ремни безопасности, активные подголовники, непосредственно сама конструкция кузова, которая является безопасной, устройства натяжения ремней безопасности.
Как указать навыки в резюме [99+ ключевых навыков]
Популярные материалы:
© 2011–2019 ООО «Актион кадры и право»
Журнал «Кадровое дело» – практический журнал по кадровой работе
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Кадровое дело». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Кадровое дело» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015.
Перспективы профессии
Сейчас перед профессиональными автоэлектриками открываются поистине блестящие перспективы.
В последнее десятилетие электромобили прошли путь от несовершенных опытных экземпляров к массовому производству.
Теперь не только у Tesla, но и у многих других крупных производителей, таких как Volkswagen, Nissan, Ford, Toyota, есть модели на электрическом ходу. Быстро развивается и китайский рынок электромобилей.
Среди профессий, занимающихся обслуживанием автомобилей, одно из ведущих мест занимают автоэлектрики. Давайте рассмотрим, более подробно относительно профессии автоэлектрик это кто и в чем заключается его основные функции.
Установка дополнительного оборудования
Большинство водителей устанавливают в свои автомашины системы, не предусмотренные производителем, к примеру: аудио- и видеооборудование, дополнительное освещение.
Самостоятельная установка дополнительного оборудования может нарушить правильную работу общей системы электрооборудования автомобиля.
Специалист по грузовым авто установит дополнительное оборудование, учитывая все особенности этого типа автотранспорта.
На видео — дополнительное освещение салона автомобиля:
Вывод
Современные транспортные средства укомплектованы большим количеством электронных устройств, и самая частая причина обращений в сервисные центры — выход из строя автоэлектрики.
Первое, что нужно сделать в такой ситуации, — обратиться к хорошо зарекомендовавшим себя специалистам. Не пытайтесь устранять поломку самостоятельно — это первая ошибка, которую совершают автовладельцы.
Соответствующие автосервисы должны выполнять следующие функции:
- Иметь в своём арсенале современное мобильное диагностическое оборудование.
- Иметь специальное оборудование для ремонта автомобиля вне сервиса (для оказания услуг автоэлектрика на выезде).
- Иметь в наличие нужные устройства, расходные материалы и детали, которые чаще всего выходят из строя и подлежат замене.
- Уровень профессионализма специалистов должен быть самым высоким.
Если ко всему вышеуказанному добавить гибкие цены и хорошее обращение с клиентом, несомненно, такой организации можно доверить своего «железного коня».
Как построить карьеру
Если работник хорошо зарекомендует себя как специалист своего дела, если он обладает лидерскими и организационными качествами, то вполне может руководить автомастерской: у частного бизнеса нет особого пиетета перед дипломами. Можно попытаться открыть собственное дело.
На государственных транспортных предприятиях для того, чтобы стать руководителем участка или отдела, потребуется получить дополнительное образование. Благо технических вузов у нас в стране много, а учиться можно заочно.
Еще один вариант – это иметь хорошие рекомендации от клиентов, чтобы тебе предложили сменить место работы. Так можно попасть из маленькой мастерской в официальный сервисный центр крупного автопроизводителя, где зарплата больше, а работа чище.