Минтруд продолжает составлять профстандарты и систематизировать требования к специалистам разных профессий. Так, 13 января 2021 года был опубликован приказ №2н, который утвердил профессиональный стандарт «Врач-косметолог». Нормативный акт вступит в силу только 1 сентября 2021 года, однако к его появлению лучше подготовиться уже сейчас.
Приказ Минтруда №2н от 13 января 2021 года: общая информация
Над составлением требований профстандарта «Врач-косметолог» работало Российское общество дерматовенерологов и косметологов, медицинская академия непрерывного профессионального образования, НИИ труда Минтруда, а также научный центр дерматовенерологии и косметологии Минздрава. Эксперты всесторонне подошли к формированию текста документа, и учли в нём все нюансы работы врачей-косметологов.
Скачать полностью
По сути, профстандарт №1387 не установил новые рамки, а просто унифицировал требования. В последующем это поможет повысить качество оказания услуг и уменьшить количество врачей-косметологов, которые не вправе оказывать никакие услуги по причине отсутствия соответствующего образования и документов.
Новый порядок аккредитации медицинских работников в 2021 году
Какие требования регламентировал Минтруд в профстандарте «Врач-косметолог»
Профстандарт косметолога имеет базовую структуру. В документе отражены цели деятельности и трудовые функции, условия допуска к исполнению профессиональных обязанностей, наименования должностей, а также прочие требования, например:
- наличие диплома по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия»;
- подготовка в интернатуре, ординатуре по специальности «Дерматовенерология»;
- дополнительное образование по направлению «Косметология».
К работе косметологом могут быть допущены только специалисты, у которых есть действующий сертификат и свидетельство об аккредитации по специальности «Косметология». Пока профстандарт ещё не вступил в действие, вы можете повысить квалификацию и получить документы установленного государственного образца.
Помимо этого, в документе сказано, что задача косметолога — это проведение профилактических, лечебных и прочих мероприятий, которые, в том числе, отражены в его должностной инструкции. Специалист обязан
- уметь оказывать экстренную помощь в случае необходимости
- вести документацию
- организовывать деятельность вспомогательного медицинского персонала
- информировать пациентов о мерах профилактики старения кожи
Учтите, появление профстандарта для врачей-косметологов не означает, что работники обязаны соответствовать требованиям на все 100%. Однако у работодателей теперь есть ориентиры при их подборе и назначении на должность. Чем профессиональнее специалисты, тем меньше проблем возникает в ходе проверок, а количество жалоб со стороны пациентов устремляется к нулю.
Новые правила аккредитации врачей 2022 | Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право. | Стоматологическое сообщество (Dental Community)
30 ноября 2021 года зарегистрировали новое положение об аккредитации — приказ Минздрава 1081н от 22 ноября 2021. Он вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать год, до марта 2023 года. До конца февраля остается в силе ранее вышедший приказ 746н.
Сейчас единого законодательства в области непрерывного медицинского образования нет.
Есть только два приказа 746н и 1081н, которые устанавливают положение о проведении аккредитации специалистов и ряд федеральных законов, где упоминается эта процедура.
Так как многие вопросы, связанные с НМО, законодатель не регулирует напрямую. Их приходится решать в соответствии с нормами статьи 5 ГК РФ, который определяет понятие правового обычая.
Что изменит приказ 1081н в аккредитации врачей: последние новости
Периодическая аккредитация — это подтверждение профессионального уровня, которое врач обязан проходить каждые пять лет. Допустим, у специалиста уже есть сертификаты «Гинекология» и «Терапия».
Чтобы продлить допуск к работе по этим сертификатам, он должен пройти периодическую аккредитацию. Кроме того, есть первичная аккредитация – ее врач проходит после выпуска из медвуза, окончания ординатуры или переподготовки.
Однако сейчас мы не будем на ней подробно останавливаться.
Так как происходит аккредитация врачей на практике? По новому приказу 1081н периодическая аккредитация, как и раньше, будет проходить в 2022 году в один этап. Врачу никуда не придется ехать очно, сдавать экзамены, показывать практические навыки и решать тестовые задачи. Требование одно – подготовить отчет о проделанной работе и портфолио.
Чтобы сформировать портфолио, врачу необходимо сделать две вещи. Первое — пройти циклы повышения квалификации, которые медработники проходили и раньше. До введения процедуры аккредитации такие курсы носили название «сертификационные циклы» и включали не менее 144 часов. Ничего не поменялось — такие циклы оставили обязательной базой учебы до 1 марта 2023 года.
Сколько учиться врачу, чтобы сдать периодическую аккредитацию
Длительность циклов повышения квалификации регламентирована на пять лет в целом. Нет требований о том, сколько часов врач должен учиться в каждый отдельный год.
Новый приказ 1081н предполагает два варианта набора баллов.
- Вариант 1. 144 часа за все 5 лет вы набираете только циклами повышения квалификации, как и раньше делали для получения сертификата.
- Вариант 2. Вы набираете 74 часа на циклах повышения квалификации в любой последовательности — одним циклом, тремя циклами, как угодно. А оставшиеся 70 баллов, недостающих до 144 часов, добираете на конференциях, вебинарах, электронных модулях, которые размещены на портале edu.rosminzdrav.ru. Чтобы вам засчитали часы обучения, конференции и вебинары должны пройти аккредитацию в совете НМО. Организаторы таких аккредитованных мероприятий выдадут вам индивидуальные коды подтверждения вашего участия. Эти коды вы внесете в свои личные кабинеты на edu.rosminzdrav.ru и там получите сертификат с номером, который уже вставите в свое портфолио.
Куда врачу подавать документы, где отслеживать их статус
Минздрав создал Федеральный аккредитационный центр на базе РМАПО. Сотрудники ФАЦ — такие же врачи и преподаватели, как вы, и для них новая процедура аккредитации точно так же непривычна. В результате возникает немало накладок.
Например, часто врачи отправляют документы на периодическую аккредитацию, но не получают ответ неделями. Чтобы узнать, принята ли ваша заявка, звоните по телефону службы поддержки: +7 (495) 680-05-99, доб. 900, пн-пт 09:00 – 17:45.
Закладывайте 2-4 месяца на всю процедуру медицинской аккредитации врачей. Это время уйдет на то, чтобы ваши документы поступили в ФАЦ и прошли обработку. Возможно, по итогам первой проверки вам понадобится внести в свои документы изменения и дополнения, а затем отправить их повторно.
Обязательное условие для врача, который проходит периодическую аккредитацию, — стаж по аккредитуемой специальности в течение последних 5 лет, с момента получения предыдущего сертификата, хотя бы в объеме 0, 1 ставки. Если врач не работал по специальности 5 лет или больше, ему придется проходить снова первичную аккредитацию.
Пример:
В 2018 году врач прошел цикл повышения квалификации на 144 часа — так называемый сертификационный цикл. По итогам он получил удостоверение о повышении квалификации. На основе этого удостоверения врач также получил и сертификат специалиста. Аккредитация предстоит врачу в 2023 году, и для нее он должен пройти еще один курс на 144 часа. Курс 2018 года ему не засчитают.
Куда и как отправлять документы на периодическую аккредитацию
Бывает, что документы на аккредитацию не принимают, потому что медработник перепутал адрес отправки. В Федеральный аккредитационный центр (125993 Москва, ул. Баррикадная, дом 2/1, строение 1) принимают заявки на аккредитацию от специалистов с высшим медицинским, высшим и средним фармацевтическим образованием.
Средний медицинский персонал подает документы по другому адресу — 107564 Москва, ул. Лосиноостровская, д. 2.
Выслать пакет документов можно несколькими способами.
- Почтовым отправлением.
- Лично или через представителя на основании доверенности привезти в аккредитационный центр.
- Электронной почтой можно выслать только до конца 2021 года на info@fca.rmapo.ru. С 2022 года этот способ отменят. Вместо него документы в электронном виде планируют принимать через Федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников.
Какие требования к удостоверению о прохождении КПК
Все удостоверения о пройденных курсах повышения квалификации аккредитационная комиссия проверит на подлинность. Данные о документе должны быть в федеральной информационной системе Рособрнадзора ФИС «ФРДО». Нередко сведения о выданных документах поступают в эту систему с задержкой.
Удостоверение в информационной системе ищут по уникальному номеру, который выделен красным. Что делать, если ваше честно полученное удостоверение не нашли в ФИС ФРДО, как заверить документ об образовании, чтобы его все-таки приняла аккредитационная комиссия, разберем в следующем материале.
Также на удостоверении о КПК есть регистрационный номер. Как и номер удостоверения, он может иметь разный формат, так как сейчас образовательные учреждения разрабатывают собственные бланки, единого стандарта для них нет. Кроме того, могут проверить дату выдачи и указанные сроки обучения.
Какие документы нужны для аккредитации врача
В 55 пункте нового приказа 1081н собрали список документов, которые врач должен предъявить для периодической аккредитации.
- Портфолио с отчетом за последние пять лет также утвердили новым приказом. Обратите внимание: портфолио, скачанное с edu.rosminzdrav.ru, из вашего личного кабинета, можно приложить, однако особого смысла в этом нет. Форму для портфолио из приложения 5 к приказу все равно придется заполнить. Дело в том, что в информации, скопированной из личного кабинета портала НМО, нет необходимых сведений по циклам повышения квалификации и реквизитов удостоверений, которые обязательно проверит комиссия.
Бланк портфолио врача в DOC >>
- Перечень копий документов.
- Копия документа, удостоверяющего личность – чаще всего это паспорт.
- Копия документа, подтверждающего факт изменения фамилии.
- Копия сертификата специалиста.
- Копии документов об образовании (диплом о высшем образовании) и о квалификации – подтверждения пройденной ординатуры, интернатуры, профессиональной переподготовки.
- Копии документов, которые подтверждают ваше повышение квалификации – то самое удостоверение на 144 часа.
- Копия трудовой книжки либо справка с места работы, где описаны ваши трудовые обязанности. Трудовая книжка не содержит ответа на вопрос, какие трудовые функции вы исполняете, если там нет четкой записи, что вы, например, — врач-терапевт. Справка с описанием обязанностей понадобится, например, доценту вуза, чтобы подтвердить: он не только преподает, но и консультирует пациентов по своей специальности. Такую справку выдает работодатель. Она поможет подтвердить ваш реальный опыт работы.
- Страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС).
Как быть с вкладышем к диплому
Ранее вы могли получить отказ в приеме документов, потому что у вас не хватает вкладыша в диплом. Однако до 1996 года дипломы не содержали обязательных вкладышей. Для аккредитации врачей 2022 этот момент урегулировали, и вкладыш убрали из требований — достаточно «корочек» диплома, если вкладыш к нему не полагался.
Однако если вкладыш у вашего диплома был, но потерялся, то запросите в вузе его дубликат.
Как указать специальность
Распространенная ошибка врачей — неправильное заполнение поля «специальность» в заявлении и отчете. Перед тем, как отправить документы, сверьтесь с номенклатурой специальностей Минздрава (приказ 700н 2015 года и 176н 2008 года). Ошибка в единственной строке может стать причиной отказа.
Многие врачи имеют по две-три специальности. Чтобы иметь необходимый стаж, а сертификат продлевать через периодическую аккредитацию, достаточно работать по каждой специальности хотя бы на 0, 1 ставки.
Как врачу оформить портфолио
Требования к портфолио для периодической аккредитации врачей в 2022 году не поменяли.
В нем должны быть сведения о пройденных программах повышения квалификации в объеме 144 часов: либо 144 часа КПК, либо 74 часа КПК и 70 часов конференций и вебинаров с портала НМО.
Если у врача несколько специальностей, проходить обучение в объеме 144 часов нужно по каждому профилю. Такие новые правила ввели для аккредитации врачей 2022.
Аккредитационная комиссия должна дать заключение по результатам оценки портфолио в течение 15 рабочих дней с даты регистрации пакета документов, которые прислал врач. Как выбрать подходящие темы курсов, которые устроят комиссию, расскажем в следующем материале. Разберем, кому подойдут КПК по повышению правовой грамотности, обороту НС и ПВ или ультразвуковым исследованиям.
Оценка портфолио – это «сдано» или «не сдано».
Если вы все сделали правильно, и ваши документы одобрили, в Федеральном реестре медицинских и фармацевтических работников (ФРМР) появится отметка, что вы прошли периодическую аккредитацию, и новый срок действия допуска к работе. Бумажное свидетельство вам на руки не дадут. Чтобы получить документ на бланке, вам надо будет написать заявление в аккредитационную комиссию.
Если комиссия не приняла ваши документы, вам дадут возможность исправить ошибки и пройти процедуру повторно.
На титульном листе портфолио указывают личные данные, специальность, СНИЛС, место работы.
Далее идут сведения о повышении квалификации: названия курсов, их длительность, регистрационные номера выданных удостоверений, номера свидетельств (в том числе и серии), период прохождения обучения и полное название образовательного учреждения, которое выдало документ — все эти реквизиты есть на бланках выданных вам удостоверений.
Копировать данные о пройденных курсах повышения квалификации надо именно с бланков удостоверений: скачивать информацию с портала НМО нет смысла, так как на сайте не отображаются необходимые для портфолио регистрационные данные удостоверений.
Если вы выбрали обучение по формату 74 часа КПК + 70 часов электронных модулей на портале НМО, вы должны внести в портфолио данные обо всех вебинарах и конференциях, которые вы посетили. Если вы прошли 70 модулей по одному часу, то придется внести в портфолио 70 строчек. Однако часто проходят конференции по 4-5 часов — такие мероприятия помогут вам быстрее набрать баллы.
Как оформить отчет о профессиональной деятельности
Форму отчета также сохранили. Если руководитель не хочет подписывать отчет о вашей трудовой деятельности, он должен дать мотивированный отказ. Такая ситуация может возникнуть, например, если вы недавно перешли в другое медучреждение и не работаете в нем по той квалификации, которую хотите подтвердить.
Пример:
Врач А. имеет сертификаты по кардиологии и терапии, которые он получил в 2017 году. Оба сертификата он хочет подтвердить в апреле 2022 года. В октябре 2021 года А. перешел на новое место работы, где выполняет только обязанности терапевта.
Врач прошел обучение и подготовил портфолио по обеим специальностям — терапия и кардиология. Но руководитель отказался подписывать отчет по кардиологии, так как у А. не работал на новом месте по этому профилю.
Врач запросил письменный отказ и приложил его к документам.
Нередко руководители требуют от сотрудников, которые не знают, как пройти аккредитацию врачу в 2022 году, написать огромный отчет на 10:15 страниц, подробно описать весь свой функционал. Однако на самом деле такой необходимости нет.
В отчете нужна общая часть — данные о вашем структурном подразделении, перечень трудовых функций, которые вы выполняете, и сведения о стаже работы. Однако, как видно из образца, описывать слишком много деталей нет необходимости. Общий объем заявления, портфолио и отчета — не более 7-10 страниц.
Как правильно перечислить в отчете свои трудовые функции
Чтобы аккредитационная комиссия не придралась к отчету, найдите готовый перечень ваших трудовых функций. Его можно взять из профстандарта по вашей специальности или из должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта.
Тексты профстандартов находятся в свободном доступе, соответствие им должностных обязанностей — требование закона.
Должностные инструкции, хотя и должны быть приложением к трудовому договору, редко выдают на руки врачам при устройстве на работу. Однако работодатель обязан предоставить вам ДИ по вашему запросу в течение трех дней.
Что делать, если аккредитационная комиссия отказала в приеме документов
Аккредитационная комиссия обязана сообщить врачу о причине, по которой у него отказались принимать документы и выдавать свидетельство. Это требование есть и в действующей приказе 786н, и в новом приказе 1081н от 22 ноября 2021. Однако на практике причину отказа далеко не всегда сообщают.
Если вы считаете, что вам отказали по ошибке, или вообще не обосновали возврат документов, запросите у аккредитационной комиссии обоснование и причину отказа. Основание — 30 пункт приказа 334н о квалификации специалистов, который действует до сих пор. Срок ответа на ваш запрос в соответствии с 69-ФЗ не должен превышать 30 дней.
Если ответ комиссии вас не удовлетворил, обратитесь в Департамент медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения Российской Федерации. Он также вам должен дать ответ в течение 30 дней.
Если оба варианта не помогут решить проблему, остается искать правды в суде. Однако из-за обращения в суд вы потеряете много времени и сил, при этом без гарантии результата. Самый лучший вариант — получить разъяснения непосредственно от сотрудников аккредитационной комиссии.
Выводы: главное об аккредитации врачей 2022
- Врачи, которым предстоит проходить аккредитацию до 1 марта 2023 года, могут ограничиться 144 часами обычных курсов повышения квалификации, которые и проходили всю жизнь.
- Сейчас в законодательстве понятия «баллов» или «зет» нет. Есть понятие «часы» — и за курсы повышения квалификации врачам начисляют исключительно «часы».
- Вы сами можете выбирать себе тот образовательный цикл, который вам интересен, слушать тех спикеров, который вам интересны. Перед обучением на курсах не забудьте убедиться, что организатор входит в число тех, кто имеет право оказывать услуги врачам по дополнительному образованию. Проверить это можно в ФРДО — Федеральном реестре сведений документов об образовании.
- Отчет о профессиональной деятельности, портфолио и заявление — главные документы, которые надо подготовить врачу для аккредитации как минимум за два месяца до окончания срока действия сертификата.
- ПРИМЕЧАНИЕ, Обазцы заполнения документов – в отдельной папке – «ОБРАЗЦЫ»
- Источник: Врачи РФ
- Просмотрено 4989 Нравится 32
Об утверждении профессионального стандарта "Врач-генетик" от 11 марта 2019
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2014, N 39, ст.5266; 2016, N 21, ст.3002; 2018, N 8, ст.1210; N 50, ст.7755),
- приказываю:
- Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Врач-генетик».
- Министр
М.А.Топилин
- Зарегистрировано
- в Министерстве юстиции
- Российской Федерации
- 8 апреля 2019 года,
- регистрационный N 54301
УТВЕРЖДЕНприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерации
от 11 марта 2019 года N 142н
1250 |
Регистрационный номер |
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция «Оказание медицинской помощи пациентам по профилю «медицинская генетика»
IV. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
Врачебная практика в области генетики | 02.054 |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности: | |
Профилактика, диагностика, лечение врожденных и (или) наследственных заболеваний, медицинская реабилитация пациентов | |
Группа занятий: |
2212 | Врачи-специалисты | — | — |
(код ОКЗ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
- _______________
- Общероссийский классификатор занятий.
- Отнесение к видам экономической деятельности:
86.10 | Деятельность больничных организаций |
86.22 | Специальная врачебная практика |
(код ОКВЭД) | (наименование вида экономической деятельности) |
_______________
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Оказание медицинской помощи пациентам по профилю «медицинская генетика» | 8 | Диагностика в целях установления и (или) уточнения диагноза врожденного (или) наследственного заболевания | А/01.8 | 8 |
Назначение патогенетического лечения и контроль его эффективности и безопасности у пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями | А/02.8 | 8 | |||
Проведение медико-генетического консультирования пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями и их родственников и пациентов из групп риска, выявленных при скрининге | А/03.8 | 8 | |||
Проведение медицинских экспертиз в отношении пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями | А/04.8 | 8 | |||
Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с врожденными и (или) наследственными заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов | А/05.8 | 8 | |||
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике врожденных и (или) наследственных заболеваний | А/06.8 | 8 | |||
Проведение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала | А/07.8 | 8 | |||
Оказание медицинской помощи в экстренной форме | А/08.8 | 8 |
Наименование | Оказание медицинской помощи пациентам по профилю «медицинская генетика» | Код | А | Уровень квалификации | 8 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Врач-генетик |
Требования к образованию и обучению |
|
Требования к опыту практической работы | — |
Особые условия допуска к работе |
|
Другие характеристики |
|
________________
Приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2013 г., регистрационный N 27723), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 1 августа 2014 г. N 420н (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2014 г., регистрационный N 33591).
Приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г.
N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Минюстом России 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438), с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273).
Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» (зарегистрирован Минюстом России 29 марта 2013 г.
, регистрационный N 27918) с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 31 июля 2013 г. N 515н (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2013 г., регистрационный N 29853), от 23 октября 2014 г. N 658н (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2014 г., регистрационный N 34729) и от 10 февраля 2016 г.
N 82н (зарегистрирован Минюстом России 11 марта 2016 г., регистрационный N 41389).
Приказ Минздрава России от 6 июня 2016 г. N 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему» (зарегистрирован Минюстом России 4 июля 2016 г., регистрационный N 42742).
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 213 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30, ст.3616; 2011, N 49, ст.7031; 2013, N 48, ст.6165, N 52, ст.6986; 2015, N 29, ст.4356).
Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г.
N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970), от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848) и от 6 февраля 2018 г. N 62н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный N 50237).
Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 9, ст.812; 2015, N 1, ст.42; N 29, ст.4363).
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 13 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011 г., N 48, ст.6724; 2013, N 27, ст.3477, N 30, ст.4038; N 48, ст.6265; 2014, N 23, ст.2930; 2015, N 14, ст.2018; N 29, ст.4356).
Профстандарты в образовании в 2022 году: последние новости
Профессиональный стандарт преподавателя – это тот ориентир, на котором базируется трудовой процесс учителей и воспитателей. В 2022 году также предусмотрены стандарты, с которыми нужно ознакомиться перед началом профессиональной деятельности.
Что входит в понятие профессионального стандарта
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования.
Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования.
Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Профстандарт в образовании содержит в себе перечень требований к работникам сферы образования. Они касаются как профессиональных, так и личностных качеств. Стандарт применяется ко всем трудящимся в образовательной сфере по всей территории РФ.
Руководители образовательных учреждений – детских садов, школ и других заведений должны в своей работе применять ориентиры, описанные в стандартах, чтобы формировать кадровую политику.
А педагоги, в свою очередь, с помощью стандартов обучения могут повышать собственный уровень профессионализма и ответственности.
Наличие стандартизованного подхода помогает организовывать обучение и аттестацию сотрудников, заключать трудовые договора, составлять должностные инструкции, устанавливать систему оплаты труда.
Перечень профстандартов в образовании в 2022 году
В профессиональной сфере образования насчитывается шесть стандартов:
Для других педагогических специальностей профстандарты еще на стадии разработки. А документ с требованиями к педагогам профессионального обучения был отменен в 2019 году.
Структура профстандарта педагога
Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.
Структура профстандарта педагога включает в себя:
- точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
- перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
- подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
- информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.
Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:
- рекомендации по внедрению профессионального стандарта
- требования к «электронной компетенции»
- требования для учителей, преподающих отдельные предметы
- психологические требования
Требования к педагогу в профстандарте
Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.
Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:
- безупречное владение своим предметом;
- применение в преподавании самых передовых методик;
- показывать достойный пример подрастающему поколению;
- умение рассказывать о пользе самообразования;
- объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.
Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.
Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.
Соответствие педагога профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист.
Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу.
Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.
Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.
Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога
Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.
Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:
Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.
Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.
Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.
Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.
Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.
Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.
Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.
Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.
Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Считается, что обновленный стандарт 2022 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Дождались! Утверждены правила аккредитации медработников на 2022 год
Опубликован приказ № 1081 н об аккредитации медиков и фармацевтов, который вступит в силу 1 марта 2022 года. Рассказываем, что изменилось, какие появились новые требования и как оформлять портфолио в следующем году.
Опубликован приказ № 1081 н об аккредитации врачей и медсестрер в 2022 годуОпубликован приказ № 1081 н об аккредитации врачей и медсестрер в 2022 году
Приказ Минздрава № 1081 н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
Официально опубликован приказ Минздрава № 1081 н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», который установил правила аккредитации на 2022 год.
Недавно мы уже разбирали проект приказа, в котором было указано про дополнительное обучение в 106 часов. Однако сейчас этого пункта уже нет.
Среди основных изменений выделим:
- видов аккредитации по-прежнему три – первичная, первичная специализированная и периодическая;
- сведения об аккредитации будут заноситься в ЕГИСЗ и выдаваться выписка из реестра, при желании бумажное свидетельство также можно будет получить;
- для периодической аккредитации можно пройти обучение в 144 часа, как и в 2021 году;
- при подаче документов прикладывать приложение из диплома (с оценками) необязательно;
- аккредитуемый может присутствовать при рассмотрении апелляции;
- время на прохождение этапов аккредитации определяет методический центр.
Внимание! Новые правила будут действовать с 1 марта 2022 года до марта 2023 года.
Правила аккредитации врачей и медсестер в 2022 году
Кто должен проходить аккредитацию?
Виды и этапы аккредитации по приказу № 1081 нВиды и этапы аккредитации по приказу № 1081 н
Что касается этапов аккредитации, то время на их проведение будет устанавливать методический центр аккредитации. При этом, критерий оценки практических заданий изменился – «сдано» будет выставляться за не менее 70% ответов по каждому заданию. А тестовых заданий должно быть не менее 60.
Правила для периодической аккредитации: какое обучение, портфолио
Правила периодической аккредитации остались такие же, как и для 2021 года. Так в портфолио нужно будет указать про обучение в 144 часа. Пройти его можно двумя способами:
- освоить программы повышения квалификации в 144 (допускаются программы, не включенные в перечень портала НМО);
- освоить программ повышения квалификации не менее 74 часов и иных образовательных активностей (интерактивные образовательные модули и образовательные мероприятия, освоение которых зафиксировано на портале НМО).
Как подавать документы на аккредитацию
Для подачи документов на аккредитацию нужно предоставить пакет документов:
Какие нужно подавать документы на аккредитацию в 2022 году (приказ № 1081 н)Какие нужно подавать документы на аккредитацию в 2022 году (приказ № 1081 н)
При этом, требование об обязательном приложении к диплому отсутствует. И это хорошая новость, потому что теперь появился ответ, что же делать тем специалистом, у которых этого приложения нет.
Для прохождения периодической аккредитации аккредитуемые должны направить документы в Федеральный аккредитационный центр (ФАЦ) одним из способов:
- лично специалистом или его представителем на основании доверенности;
- почтой;
- электронно через федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников (ФРМР), являющегося подсистемой единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Это значит, что с 1 марта документы, отправленные по электронной почте, приниматься не будут.
Внимание! Подавать документы для прохождения аккредитации по одной и той же специальности (должности) в несколько аккредитационных подкомиссий запрещено.
Результаты о прохождении аккредитации размещаются на порталах ФАЦ.
Сведения о прошедших аккредитацию вносятся Минздравом в ЕГИСЗ. При желании получить свидетельство на бумажном носителе тоже можно будет. Об этом мы напишем в следующей нашей статье. Подписывайтесь и следите за новостями.
Нужны ли баллы НМО?
Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО) остается добровольной. Однако тот факт, что приказ действует только на протяжении 2022 года (до марта 2023) вероятно означает, что от баллов НМО явно не отказываются и, возможно, к 2024-2025 году все доработают.
Напоминаем, что сейчас 1 ЗЕТ = 1 часу обучения.
Как пройти аккредитацию до 1 марта 2022 года?
Оптимально подавать документы нужно за 3-4 месяца до окончания действия сертификата или свидетельства. Поэтому, если ваш сертификат заканчивается до 1 марта 2022 года, отправлять документы нужно уже сейчас.
Если позже – проходить аккредитацию нужно будет по измененным правилам.
Наш многопрофильный центр «Проф-Ресурс»оказывает помощь в обучении специалистов здравоохранения (профобучение, профессиональная переподготовка)и прохождении аккредитации. Вы можете обратиться к нам любым удобным способом – позвонить, написать в онлайн-чат или оставить данные в форме обратной связи на сайте.
???? Аккредитация врачей и медсестер 2022 пошагово
???? У меня действующий сертификат, а работодатель отправляет на аккредитацию. Что делать?
???? Не прошли аккредитацию? Выход есть!
- ???? Медикам это не понравится: Минздрав утвердил новый порядок выдачи свидетельств об аккредитации
- ???? Не знаете, как заполнить документы для аккредитации? Читайте рекомендации от ФАЦ
- #медицина #здравоохранение #закон #аккредитация #врач
Новые профстандарты медицинских специальностей в 2021 году
В 2021 году в России были утверждены профстандарты ряда медицинских специальностей. Они содержат перечень трудовых функций, требования к уровню подготовки сотрудника и документам, на основании которых он может быть принят в штат лечебной организации и оказывать медпомощь в рамках компетенций.
- Профессиональный стандарт «Врач-косметолог», регистрационный номер 1384. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 2н (от 13 января 2021 г.), вступает в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Профессиональный стандарт «Фельдшер скорой медицинской помощи», регистрационный номер 1385. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 3н (так же от 13 января 2021 г.). Он вступит в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Стандарт «Врач – детский уролог-андролог», регистрационный номер 1386. Он утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 4н (так же от 13 января 2021 г.), вступает в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Стандарт «Врач-трансфузиолог», регистрационный номер 1387. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты № 5н (от 13 января 2021 г.), вступает в законную силу 01 сентября 2021 года.
- Профессиональный стандарт «Акушерка (акушер)», регистрационный номер 1388. Стандарт утвержден Приказом Министерства труда и социального развития № 6н (от 13.01.2021) и вступит в законную силу в сентябре 2021 года.
Документ определяет обязанности врача следующим образом: диагностика, коррекция и лечение нарушений покровных тканей организма, преждевременного и естественного старения, информирование о мерах профилактики, оказание экстренной медпомощи, заполнение документов. Работать косметологом можно на основании сертификата или свидетельства об аккредитации по специальности. Получить документ могут специалисты, прошедшие обучение, согласно требованиям: специалитет по направлению «Лечебное дело» или «Педиатрия», подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Дерматовенерология» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Косметология»; освоение образовательной программы ординатуры по специальности «Дерматовенерология» в части, касающейся профессиональных компетенций, соответствующих обобщенным трудовым функциям кода А и В профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог», и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Косметология».
Фельдшер скорой помощи оказывает неотложную медпомощь вне лечебного учреждения. В нем указаны следующие требования к подготовке специалиста: средне-специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело» и профессиональная переподготовка по специальности «Скорая и неотложная помощь».
Детский уролог-андролог лечит заболевания мочеполовой системы у детей. Занимать эту должность в лечебных организациях могут только врачи с высшим медицинским образованием по направлению «Педиатрия» или «Лечебное дело» и окончившие ординатуру по направлению «Детская урология-андрология», или окончившие курсы профессиональной переподготовки по программе «Детская урология-андрология» на базе ординатуры/интернатуры по специальности «Детская хирургия» или «Урология». Для допуска к работе необходим один из двух документов: сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации.
Документ определяет трансфузиолога как врача-специалиста по заготовлению, хранению клиническому использованию крови и ее компонентов, в перечне трудовых функций указаны также применение методов экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии (за исключением заместительной почечной терапии), заготовка, обработка и хранение костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, оказание экстренной помощи. Работать по специальности можно на основании сертификата или свидетельства об аккредитации по специальности «Трансфузиология». Необходимый уровень образования включает вуз по направлению «Лечебное дело» или «Педиатрия», ординатуру по специальности «Трансфузиология» или переподготовку по этой специальности на базе оконченной ординатуры/интернатуры по направлениям «Акушерство и гинекология», «Анестезиология- реаниматология», «Детская онкология», «Детская хирургия», «Гематология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Педиатрия», «Терапия», «Хирургия».
Акушерка или акушер оказывает помощь беременным женщинам, в том числе в экстренном порядке. В стандарте этой профессии содержится перечень обязанностей специалистов и требования к подготовке. Работать акушеркой или акушером может специалист, получивший средне-специальное образование по направлению «Лечебное дело» и дополнительное профессиональное образование в рамках профессиональной переподготовки по специальности «Акушерское дело». Основанием для допуска к работе является наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации.