Согласно устоявшемуся мнению, молодым специалистам без опыта работы сложно трудоустроиться
pexels.com
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому компании и организации, трудоустроившие к себе в текущем году на работу молодых специалистов в возрасте до 30 лет, смогут рассчитывать на государственную поддержку в рамках программы субсидирования найма.
В Московской областной Думе отмечают, что в число таких специалистов входят выпускники колледжей и вузов без опыта работы, молодые люди без среднего профессионального или высшего образования, инвалиды, дети-сироты и родители несовершеннолетних детей.
Председатель комитета Мособлдумы по социальной политике и здравоохранению Андрей Голубев подчеркнул, что вопрос обеспечения занятости сегодня очень важен.
По словам парламентария, в Московской области реализуется закон о квотировании рабочих мест, который направлен, в том числе, на трудоустройство молодых граждан после учебы.
«Дополнительное федеральное субсидирование станет ещё одним стимулом для работодателей»., — подытожил Голубев.
Как уточнили «Вестям Подмосковья» в пресс-центре Мособлдумы, субсидия составит три минимальных размера оплаты труда с учетом районного коэффициента, суммы страховых взносов и количества трудоустроенных.
«Первую выплату компания получит через месяц после найма соискателя, вторую — через три месяца, третью — через шесть месяцев.
За получением поддержки работодатель сможет обратиться в центр занятости для подбора специалистов дистанционно на портале „Работа России“», — рассказали в ведомстве, добавив, что на сегодняшний день в Подмосковье насчитывается порядка 19 тысяч безработных. Для них доступно более 63 тысяч вакансий.
Ранее сообщалось, что уровень безработицы в Подмосковье был официально зафиксирован в размере 2,8%. Более 60% безработных, обратившихся в органы службы занятости, были трудоустроены. 4 697 человек прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование.
>
Ну возьмите меня! Минтруд платит за трудоустройство выпускников
Приближается пора выпускных, и молодые специалисты вот-вот хлынут на рынок труда в поисках работы. А ведь уже в апреле на учете в службах занятости состояло более 15 тысяч бывших студентов, так и не нашедших себе места с прошлого лета.
Компании не спешат их брать, ведь прежде чем от «зелёного» неопытного сотрудника появится толк, придётся потратить время и деньги. Да и повышение пенсионного возраста вносит свой вклад: те, кто раньше уже бы нянчил внуков, теперь продолжают занимать рабочие места.
Минтруд предложил решение проблемы.
В чём суть?
В этом году правительство уже выпускало постановление давать деньги предприятиям за приём на работу людей. Тогда речь шла о всех, кто состоит на учёте в службе занятости: нанимаешь человека с биржи – государство благодарит рублём.
В схеме имеется много ограничений, и в некоторых случаях часть субсидий даже приходится возвращать, что делает её проблематичной для компаний. Огорчает руководителей фирм и то, что профессионализм тех, кто состоит на бирже, иной раз оставляет желать лучшего.
Тогда бывает проще принять более конкурентоспособного специалиста, который принесёт бизнесу больше, чем субсидия.
На днях Минтруд выступил с еще одной идеей по снижению безработицы. Для общественного обсуждения опубликован проект поддержки найма вчерашних студентов. Власти предлагают перечислять субсидии работодателям, которые примут в штат выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Размер выплаты на каждого новичка может доходить до 38 тысяч рублей.
По мнению доцента базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Развитие человеческого капитала» РЭУ им Г.В. Плеханова Людмилы Ивановой-Швец, инициатива
может обернуться еще одним блоком отчетности. Работодатели посчитают, что лучше не принимать (или не оформлять), чтобы лишний раз не отчитываться.
Некоторые эксперты предлагают не изобретать велосипед и вместо доплат предусмотреть налоговые льготы: в случае с приёмом на работу инвалидов такая практика неплохо работает.
Будет ли идея одобрена, станет известно после общественных обсуждений.
Среднее по больнице
Идеи по поддержке трудоустройства населения возникают не зря: уровень общей безработицы в России в год пандемии вырос. В июне 2020 года он достигал максимума в 6,2%, т. е. официально безработных было свыше 4,5 миллиона человек. Ситуация постепенно улучшается, и в прошедшем апреле показатель составил 5,2%.
Диплому радуются все, но все ли найдут работу? orenburg. bezformata.com
Между тем, среди молодежи уровень безработицы значительно выше общего, и он растёт по сравнению с доковидными показателями: в возрастной группе 20-24 лет – 16,2% (в 2019-м – 14,4%), 25-29 лет – 7,4% (в 2019 году – 4,4%).
Какие специалисты сегодня особенно востребованы?
Подрабатывать во время учёбы, получая опыт, проявлять себя во время практики, развиваться в выбранной сфере – всё это повысит шансы на успех, особенно, если вы живёте в крупном городе. Снизит вероятность проблем и владение профессией, которая нужна рынку труда. Есть множество рабочих мест, где с радостью принимают молодёжь с её бодрым креативным мышлением и актуальными знаниями.
Профессии разные нужны, профессии разные важны… aoczn.ru
Можно зайти на любой портал поиска работы, чтобы увидеть, в каких сферах больше всего вакансий. На сегодняшний день в Москве согласно одному из сайтов больше всего требуются руководители и директора (до 80 тысяч предложений).
Однако не стоит спешить за дипломом менеджера, ведь он не даёт узких знаний в конкретной сфере деятельности, и вас вряд ли примут с распростёртыми объятиями из студентов прямиком в высшие управленцы. Резко выделяются также программисты (свыше 22 тысяч вакансий), инженеры (около 16 тысяч), далее с большим отрывом идут дизайнеры (8 тысяч предложений).
Сложно себе представить, чтобы в IT и дизайн не брали выпускников вузов. Одним словом, проверьте, кто требуется именно в вашем регионе, и будет вам после получения диплома везде дорога.
Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И. и др. (2020) Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса
Цитировать:Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 12. – С. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230.
Аннотация:Пандемия коронавируса внесла значительные коррективы во все сферы жизнедеятельности, выявила новые или обострила существовавшие проблемы, в том числе и ухудшение условий для первого выхода выпускников на рынок.
В текущем году ситуация с трудоустройством выпускников осложнилась тем, что заканчивать обучение (проходить производственную и преддипломную практики, защищать выпускные работы и т.д.) им пришлось в удаленном формате. Освоение образовательной программы в дистанционном формате имеет свою специфику, что усложнило реализацию прикладных, т.н.
практикоориентированных задач: ознакомление будущего специалиста с рынком труда его профессионального сегмента, формирование практических навыков, первичную адаптацию к рабочему месту и трудовому коллективу, поиск потенциальных работодателей, и т.д.
Вынужденная трансформация привычного формата обучения также повлияла на шансы выпускников трудоустроиться в процессе или после завершения обучения.
Авторы обосновывают необходимость выработки адекватных сложившейся ситуации механизмов взаимодействия работодателей с выпускниками по содействию в трудоустройстве, что позволило бы частично снизить риск резкого скачка безработицы среди выпускников, а также минимизировать долгосрочные проблемы разбалансированности спроса и предложения на рынке труда.
Важным аспектом исследования авторы выбрали оценку роли государственной службы занятости в информировании о ситуации о рынке труда и содействии в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений. В статье приведены результаты пилотного социологического опроса по выявлению барьеров в трудоустройстве, отношения к трудоустройству через государственную службу занятости; обоснованы направления совершенствования трудоустройства выпускников.
Ключевые слова: трудоустройство выпускников, образовательные учреждения, государственная служба занятости населения, пандемия короновируса, перехода от учебы к трудовой жизни
JEL-классификация: I23, J21, J24
ВВЕДЕНИЕ
Наличие среднего профессионального (СПО) или высшего образования (ВО) не всегда гарантирует выпускникам успешное трудоустройство в дальнейшем.
Это обусловлено тем, что содержание учебных курсов, по которым готовят молодых специалистов, зачастую содержит устаревшие естественно-научные, экономические, социальные или технические концепции, имеющие мало общего с реальной ситуацией на рынке труда.
В связи с этим основная нагрузка по оперативной подготовке выпускников к изменениям, происходящим на рынке труда, перекладывается на плечи работодателя, для которого молодые специалисты являются основным фактором успеха и развития потенциала организации в будущем.
Работодатели, которые берут на себя ответственность и признают необходимость изменений в работе с выпускниками для их более быстрой адаптации к потребностям бизнеса и экономики в целом, значительно снижают риск возникновения в будущем серьезного дефицита квалифицированных кадров в своих организациях.
В то же время решение указанных проблем невозможно реализовать исключительно силами работодателей без поддержки государства, что свидетельствует о необходимости разработки мер содействия трудоустройству выпускников в области сотрудничества с работодателями по вопросам выделения квотируемых рабочих мест для трудоустройства/стажировки специалистов без опыта работы, обеспечения «смягченных» условий труда для выпускников, которые еще находятся на стадии завершения обучения (например, гибкий график работы) и др.
Целью данной статьи является выявление барьеров в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений среднего и высшего образования на рынке труда в условиях пандемии коронавируса и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности органов службы занятости в данной области.
Новизна исследования заключается в исследовании барьеров в трудоустройстве выпускников вузов, вызванных влиянием пандемии коронавируса, и разработке рекомендаций по координированию деятельности органов государственной службы занятости, работодателей и образовательных учреждений в области содействия трудоустройству выпускников.
- Авторская гипотеза заключается в том, что ситуация с трудоустройством выпускников усугубилась в условиях пандемии, и обострилась необходимость в совместных усилиях государства, работодателей и службы занятости населения по формированию новых, более гибких форм трудоустройства молодежи.
- Методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов в исследуемой авторами области, данные отчетности Роструда, а также статистические данные Росстата, характеризующие трудоустройство выпускников на рынке труда.
- Результаты исследования могут способствовать в подготовке рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для совершенствования их деятельности в сфере оказания содействия в трудоустройстве выпускников образовательных организаций СПО и ВО.
- ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПРОБЛЕМАХ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
Молодежь традиционно является одной из наименее конкурентных категорий населения на рынке труда, и безработица среди молодежи намного выше, чем в старших возрастах [3] (Varshavskaya, 2016).
В отечественных и зарубежных научных публикациях подробно исследуются причины высокой молодежной безработицы [11] (Krasnova, 2015), при этом особое внимание уделяется проблемам первого выхода на рынок труда профессионально подготовленных молодых специалистов и рабочих после завершения ими очного обучения в ВО и СПО [24, 25] (Burgess, Sievertsen, 2020; Dias, Joyce, Keiller, 2020). Учеными и экспертами выявляются и анализируются основные причины субъективного и объективного характера, затрудняющие результативный поиск первого рабочего места и трудоустройство по полученной профессии, направлению подготовки [1, 7, 12] (Abramov, Zabaznova, Khalatenkova, 2016; Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020; Lishchuk, Kapelyuk, 2019). Подробно исследуются факторы, влияющие на успешность трудоустройства и дальнейшее развитие карьеры недавних выпускников, оценивается степень их влияния на востребованность этой категории молодежи в зависимости от текущей ситуации, сложившейся на рынке труда [10, 15, 16, 22, 23] (Zabelina, Mayorova, Matveeva, 2019; Mikhaylova, 2020; Mikhaylova, Yarkova, 2019; Filonenko, Mosienko, Magranov, 2020; Tsygankova, Potudanskaya, Tszyvey, 2019).
Так, среди объективных причин низкой востребованности недавних выпускников, как правило, выделяются отсутствие опыта работы по специальности и недостаточный уровень квалификации, что снижает их конкурентоспособность в борьбе за вакантные рабочие места, возможность самостоятельного успешного трудоустройства.
Рощин С.Ю., анализируя проблемы перехода от учебы к работе вчерашних выпускников, на основе теоретических моделей экономической теории труда выделяет несколько системных причин, порождающих «сравнительно худшее» положение молодежи на рынке труда [19, с. 52] (Roshchin, 2006, р. 52).
Автором выделены такие причины, как отсутствие у работодателей информации о профессиональной дееспособности молодежи, что повышает для них риск при найме и делает молодежь менее предпочтительной рабочей силой при найме. Еще одной причиной, отмечаемой этим автором, является структурное несоответствие параметров предложения труда молодых работников и спроса на их труд.
Далее следует отсутствие опыта и необходимых навыков и умений у выпускников, так как учеба формирует знания, а навыки – в практике работы. Важным, на наш взгляд, является вывод автора о том, что на эффективность трудоустройства оказывает большое влияние состояние и характеристики рынка труда, а не только индивидуальные характеристики выпускников.
То есть важную роль играют объективные причины, что сейчас необходимо учитывать в условиях кризиса, связанного с COVID-19.
Изучению результатов трудоустройства выпускников российских вузов и учреждений среднего профессионального образования посвящена также публикация (информационный бюллетень) группы авторов из Высшей школы экономики (под ред. С.Ю. Рощина, В.Н. Рудакова).
В аналитическом материале проводится анализ основных трендов предложения труда выпускников и спроса на их труд, общих характеристик занятости выпускников. Особое внимание уделяется региональным различиям в результатах трудоустройства выпускников, в том числе по полученной специальности.
Выявляются причины работы не по специальности [5, с. 72] (Lopatina, Leonova, Travkin etal., 2020, р. 72).
Интересным, на наш взгляд, является исследование группы авторов, посвященное трудоустройству недавних выпускников системы среднего профессионального образования. Речь идет о влиянии совмещения учебы с опытом работой. Основной причиной являются финансовые трудности в семье, и работа, как правило, не связана с получаемым образованием.
Авторы считают, что при переходе от учебы к работе выпускники средних профессиональных образовательных организаций вынуждены соглашаться на любую работу, не имея финансовых возможностей искать работу по полученному образованию. Это негативно влияет на их дальнейшую карьеру [8] (Dudyrev, Romanova, Travkin, 2019).
Исследования ряда авторов о влиянии вторичной занятости студентов на дальнейшее трудоустройство и карьеру также подтверждают данный факт. Так, на основе исследования с использованием данных социологического опроса были определены и классифицированы мотивы вторичной занятости студентов.
Авторы приходят к выводу, что данный опыт мало содействует трудоустройству после окончания вуза, а пропуски занятий, плохая успеваемость лишают таких выпускников конкурентных преимуществ на рынке труда [15] (Mikhaylova, 2020).
Однако исследование специалистов «ВНИИ труда» (Антонова Г.В., Бондарчук А.Г.), основанное на данных Выборочного наблюдения трудоустройства выпускников 2010–2015 гг.
, проведенного Росстатом, в 2018 году показало, что совмещение получения образования с работой оказывает положительное влияние как на вероятность нахождения рабочего места, так и на размер получаемой заработной платы в начале карьеры [2] (Antonova, Bondarchuk, 2018).
Заслуживает внимания публикация Никулиной Ю.Н., посвященная процессу организации стажировки как инструмента формирования профессиональных компетенций выпускников и как инструмента обеспечения занятости молодежи в современных условиях [17] (Nikulina, 2019).
Интерес представляет Комплекс мер информационной и социальной поддержки обучающихся в условиях резкого перехода на дистанционный режим работы вуза, предложенных группой авторов, в котором подчеркивается важность организации тесного взаимодействия вузов со службой занятости (СЗН) для ознакомления студентов с актуальными вакансиями, а также при организации ярмарок вакансий, организации встреч с потенциальными работодателями в онлайн-формате [14] (Minaev, Isaeva, Gornov, 2020).
С наибольшими сложностями и барьерами при трудоустройстве сталкиваются выпускники-инвалиды, нуждающиеся в создании особых условий труда и режима работы в связи с имеющимися у них ограничениями по здоровью.
Так, в исследовании ряда авторов [6, 4, 21] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019; Starobina, Kuzmina, Gordievskaya, Klimon, 2015) подчеркивается, что выпускники, не имеющие опыта работы или имеющие небольшой стаж, относятся к числу самых уязвимых участников на рынке труда, а наличие у соискателя каких-либо ограничений здоровья при этом может усугублять и без того непростую ситуацию с их трудоустройством. Это подтверждают и многочисленные мониторинговые исследования, проводимые как среди выпускников-инвалидов [13] (Manuylova, 2018), так и среди специалистов и работодателей [18] (Romanenkova, 2018).
Можно отметить особенность формирования уровня зарплат на стадии ранней карьеры, отмеченный зарубежным специалистом: разрушительному воздействию подвержены не только сегмент молодежного рынка труда, но и формирование карьерной траектории.
Исследователь отмечает, что те выпускники, которые сталкиваются с высоким уровнем безработицы в начале своей карьеры, – получают более низкую заработную плату в течение первых лет работы [26, с. 3] (Rothstein Jesse, 2020, р. 3).
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков на совещании по ситуации на рынке труда 27 мая 2020 года отметил, что в 2020 году вузы страны выпустят 554 тысячи студентов очной формы обучения.
Учитывая опыт предыдущих лет, более 20% выпускников продолжат обучение по программам магистратуры, аспирантуры и ординатуры.
По предварительным оценкам, на рынок труда в 2020 году выйдут 410 тысяч выпускников вузов, из которых 267 тысяч – выпускники очного бакалавриата и специалитета [1].
По данным Росстата, по итогам второго квартала 2020 года численность безработных выпускников системы высшего и среднего профессионального образования, окончивших учебные заведения в предыдущем (2019) году, составила 142 тыс. человек, причем более половины из них имели диплом о высшем образовании. При этом уровень безработицы выпускников 2019 г.
выпуска во втором квартале 2020 года в среднем составлял 15,4% и был в 2,6 раза выше показателя для всего населения в аналогичном периоде – 6,0% (рис. 1).
Особенно высокий уровень безработицы во втором квартале 2020 года наблюдался среди выпускников, получивших в 2019 году среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена – 18,2%.
Рисунок 1. Динамика уровня безработицы выпускников с ВО и СПО
во 2 квартале 2016–2020 гг., %
Источник:
Правительство будет выплачивать субсидии работодателям за трудоустройство молодежи
Господдержку можно получить за трудоустройство отдельных категорий граждан в возрасте до 30 лет. Поможет ли эта мера рынку труда и будет ли стимулировать бизнес нанимать молодых и неопытных?
Донат Сорокин/ТАСС
Компании, которые наймут молодежь в 2022 году, получат субсидии. Постановление об этом подписал председатель правительства Михаил Мишустин.
Речь идет о трудоустройстве отдельных категорий граждан в возрасте до 30 лет по программе субсидирования найма: выпускников колледжей и вузов без опыта работы, молодых людей без среднего профессионального или высшего образования, инвалидов, детей-сирот, молодых родителей.
Размер субсидии — три минимальных размера оплаты труда, увеличенных на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. Первый платеж работодатель получит уже через месяц после трудоустройства соискателя, второй — через три месяца, третий — через полгода. Комментирует основатель и президент Superjob Алексей Захаров:
Алексей Захаров основатель и президент Superjob
Business FM спросила у самих работодателей, нанимают ли они молодых сотрудников на работу? Насколько субсидирование такого найма будет эффективным для бизнеса?
Управляющий партнер компании Webster Константин Ковалев:
«Конечно, это позитивное действие со стороны правительства в сложившейся ситуации. Конечно, одной из серьезно пострадавших с точки зрения занятости прослойкой будет молодежь, бизнес сам будет находиться в сложной ситуации.
Любой бизнес сегодня думает о сокращении, это нормально, но если государство поддержит, я думаю, что это очень гуманно, правильно и тоже абсолютно необходимо, потому что большая прослойка населения будет занята, и в конечном итоге от этого выиграет не только государство, но и население. Если действительно в этом выгода есть для бизнеса, это нужно делать.
У нас значительно больше сотрудников до 30 лет, 75%, наверное, сейчас очень много молодежи талантливой, но которую нужно обучать, тратить большие ресурсы компании, это очень тяжело. В последнее время брали людей, которые не обладают опытом, брали практически студентов, но необходимо обучать.
Обучение всегда очень дорогая тема, и из десяти человек, которых обучаем, остаются у нас два, поэтому те компании, которые сегодня прикрывают ворота для обучающихся, я их понимаю, потому что это очень дорогостоящий процесс и сегодня очень опасный с точки зрения бизнеса».
Предприниматель, владелец швейного производства бренда S&M Илья Волков:
— У нас швейное производство, у нас заключены договоры с колледжами московскими, которые выпускают людей, которые в этой сфере хотят трудиться, и мы активно этим пользуемся. Но это больше благотворительность.
Обычно мы их обучаем, то есть они приходят и мало чего могут предложить нам в качестве профессионального труда, и это скорее какое-то обучение, какой-то вклад в общество, чем какое-то дело. По поводу субсидии, не знаю, пока нам не выпала честь воспользоваться какой-то субсидией.
С точки зрения коммерческой это далеко от реальности, и я думаю, что вряд ли мы будем в это ввязываться. Там административных барьеров, как мы узнавали, больше, у нас небольшая компания, и нет людей, которые готовы заниматься документами и прочей историей, и три МРОТ — это смешно.
По поводу сотрудников компании, у нас и соотношение — старших больше, 70 на 30, то есть 30% — это до 30, 70% — это больше 30.
- — Из тех, кто приходит учиться, многие остаются потом, чтобы работать?
- — У нас они не оставались еще ни разу, но я очень рассчитываю, что они дальше идут по специальности.
- Глава юридической компании Urvista Алексей Петропольский:
«Конечно, это приятный бонус, поскольку мы в основном берем молодых сотрудников до 30 лет, и фактически это возраст, когда можно чему-то научить, человек еще как пластилин, не испорчен знаниями, другими местами работы. Если за таких специалистов нам будут еще и доплачивать, это отлично будет, еще дополнительный бонус.
Хотя честно вам могу сказать, что здесь каких-то проблем с тем, чтобы мы не брали человека, нет. Конечно, тяжело для человека только после института или вообще без высшего образования, потому что ему надо платить зарплату и фактически его обучать.
Но насколько этот МРОТ поможет принять такое решение, все зависит в первую очередь от человека, хотя лишним бонусом не будет. У нас процентов 20 сотрудников до 30 и процентов 80 — до 50, получается так, что реально основной костяк — это 30-40 лет.
Это не будет для меня каким-то критерием выбора сотрудника, это будет просто дополнительным бонусом, потому что людей мы и так молодых берем, но если за них еще и доплачивают, то вообще идеально».
Для получения господдержки работодателю нужно обратиться в центр занятости для подбора специалистов под имеющиеся вакансии. Дистанционно через личный кабинет на портале «Работа России».
После этого потребуется направить заявление в Фонд социального страхования, который занимается распределением и выплатой субсидий. Через систему «Соцстрах». Программу субсидирования найма запустили в марте прошлого года.
Работодатели получали субсидии за трудоустройство безработных и выпускников с 2020 года.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Гарантии и льготы молодым специалистам в сфере образования
Фото с сайта
Гарантии и льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Иногда работодатели напрямую устанавливают молодым специалистам дополнительные гарантии, выплаты и льготы. Закон не запрещает им это делать.
В законодательстве подробно не раскрыто понятия «молодой специалист», тем не менее данное определение встречается достаточно часто в нормативных правовых актах, которые устанавливают трудовые отношения молодых педагогов.
В Трудовом кодексе Российской Федерации есть разъяснения о лице, которое завершило обучение в учреждении, получившем государственную аккредитацию, и устроившееся впервые на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня(ст. 70).
Внимание! Лица, получающие второе и последующее образование, не относятся к данной категории и не могут претендовать на гарантии и льготы молодым специалистам.
До какого возраста действует статус молодого специалиста?
Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства.
Например, в Москве для присвоения статуса молодого специалиста необходимо наличие возраста до 35 лет, а также начало педагогической деятельности не позднее, чем через три месяца после получения диплома (Постановление Правительства Москвы № 172-ПП от 23.03.2004 «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы»).
В Санкт-Петербурге и в Саратове предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот составляет 30 лет.
Внимание! Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.
В исключительных случаях статус молодого специалиста может быть продлен до шести лет:
- при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
- обучении в очной аспирантуре;
- нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Гарантии и льготы на федеральном уровне
На законодательном уровне вопрос о предоставлении льгот молодым педагогам регулируется на федеральном уровне, но, в большей части, это зависит от региональных особенностей.
К общим гарантиям в соответствии с ТК РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда (ст. 165). А также всем педагогическим работникам предоставляются гарантии, предусмотренные главой 52 ТК РФ.
В статье 47 ФЗ «Об образовании в РФ» идет речь о правах и свободах педагогов, о гарантии их реализации.
Одной из гарантий, установленных на федеральном уровне, является отсутствие испытательного срока при приеме на работу, если молодой специалист впервые поступает на работу по полученной специальности в течение года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня (ст. 70 ТК РФ).
Если работодатель нарушил требования ТК РФ, включив в трудовой договор условие об испытании, молодой педагог имеет право обратиться в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).
Следует обратить внимание, что данная гарантия не распространяется на следующих лиц:
- выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
- выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
- выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.
В целом работодатели принимают неохотно на работу специалистов без опыта. Однако в сельской местности ощущается нехватка профессиональных кадров.
Для привлечения молодых педагогов в сельские местности в федеральном законодательстве закрепили определенные льготы.
Молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности или изъявившим желание переехать туда на постоянное место жительства и работать там, предусмотрены социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов при соблюдении в совокупности следующих условий (п. п. 1, 2, 4 Типового положения; Приложение№ 4 к Постановлению Правительства РФ N 598):
- постоянное проживание в сельской местности;
- работа по трудовому договору не менее года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
- наличие собственных/заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гарантии и льготы на региональном и местном уровнях
В основном меры по поддержке молодых специалистов устанавливаются региональными властями внутренними законодательными актами.
К таким мерам можно отнести:
- единовременную выплату при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения;
- компенсации за пользование общественным транспортом;
- предоставлении субсидий на приобретение жилья;
- возмещение расходов на содержание детей в детских садах и др.
В 2018 году нормативно-правовая база, касающаяся бюджетных трат на льготы не менялась. Регионы сами устанавливают преференции, а также решают, распространять ли их только на сельскую местность или на городское население.
Также на региональном уровне принимаются программы поддержки молодых специалистов. Эти программы предусматривают выплаты и льготы молодым специалистам в виде «подъемных», льготного жилищного кредитования и т.п.
Поэтому ситуацию с поддержкой молодых специалистов в регионе можно уточнить в Департаменте образования региона вашей работы.
Внимание! Если молодой работник захочет уволиться по статье 80 ТК РФ, то ему придется вернуть полученные средства.
Проблемы
Траты регионов сильно разнятся ввиду неодинаковости условий жизни. Из-за этого возникают сложности с реальным обеспечением гарантиями и льготами молодых педагогов.
Льготы педагогам по жилищно-коммунальным услугам обязаны соответствовать требованиям, установленным ФЗ «Об образовании в РФ», в частности п. 5 ст. 55.
На практике же исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане требуют с местных властей денежные средства, которые последние не могут предоставить ввиду недофинансирования региона.
К тому же, предоставляемая поддержка молодым специалистам может иметь материальный и нематериальный характер.
Справиться с дефицитом кадров в сельских школах поможет только солидное денежное вознаграждение, считают в Совете Федерации. Сенаторы предложили разработать федеральную программу «Сельский учитель» по аналогии с программой «Земский доктор» и выдавать грант в размере 1 млн руб. молодым педагогам, изъявившим желание работать в сельской местности.
Насколько это реализуется на практике…
А как обстоят дела в вашем регионе?
Правительство предоставит субсидии взявшим на работу людей до 30 лет компаниям
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 20 марта подписал постановление, позволяющее предоставлять компаниям, которые возьмут на работу людей в возрасте до 30 лет, господдержку в виде субсидий.
«Компании и организации, которые в 2022 году возьмут к себе на работу молодых людей, смогут рассчитывать на господдержку в рамках программы субсидирования найма», — говорится в сообщении кабмина.
Речь идет о трудоустройстве отдельных категорий граждан в возрасте до 30 лет. В их числе — выпускники колледжей и вузов без опыта работы, молодые люди без среднего профессионального или высшего образования, инвалиды, дети-сироты, родители несовершеннолетних детей.
«Субсидия будет равна трем минимальным размерам оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. Первый платеж работодатель получит через месяц после трудоустройства соискателя, второй — через три месяца, третий — через шесть месяцев», — говорится в сообщении.
Накануне Мишустин подписал распоряжение о выделении почти 40 млрд рублей на поддержку рынка труда в регионах в условиях введенных против России санкций.
17 марта премьер-министр сообщил, что в 2022 году в службу занятости могут обратиться не только безработные россияне, но и те, кто находится под риском увольнения, переведен работодателем на неполный рабочий день или отправлен в неоплачиваемый отпуск. Отмечается, что эти граждане смогут рассчитывать на помощь центров занятости — им помогут сориентироваться на рынке труда, окажут финансовую или консультативную поддержку при открытии собственного дела или помогут пройти переобучение.
За день до этого президент России Владимир Путин заявил, что структурные изменения экономики страны, вызванные санкциями стран Запада, приведут к временному росту инфляции и безработицы, однако нужно их минимизировать. Он поручил высшим должностным лицам регионов принять меры по обеспечению социально-экономической стабильности.
Санкции против России были введены рядом стран Запада после того, как 24 февраля президент РФ объявил о начале операции по защите мирного населения в Донбассе.
Несколькими днями ранее ситуация в регионе обострилась из-за обстрелов со стороны украинских военных.
Власти Донецкой и Луганской Народных Республик объявили об эвакуации жителей на российскую территорию, а также обратились за помощью к Москве. 21 февраля Путин подписал указ о признании независимости ДНР и ЛНР.
Больше актуальных видео и подробностей о ситуации в Донбассе смотрите на телеканале «Известия».
Минтруду предложили платить работодателям за трудоустройство выпускников — Daily Storm
Ректор Российского технологического университета (МИРЭА) Станислав Кудж предложил Минтруду платить работодателям за трудоустройство безработных выпускников вузов и колледжей, которые окончили обучение до пандемии в 2019-м, а также в 2021 году. В Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) предложение поддержали, однако ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров назвал нововведение бесполезным.
«Не думаю, что она [инициатива Куджа] будет эффективна. Это какая-то искусственная мера.
Тут надо заботиться о том, что нужно давать ребятам багаж знаний, который делает их конкурентноспособными на рынке, — Александров в беседе с Daily Storm.
— Ну давайте сейчас заставим кого-то кому-то что-то там приплачивать за то, что выпускника возьмут на работу. Это временная мера — нестабильная и непонятная. Кто-то приплатит, кто-то не приплатит».
Ректор МГТУ имени Баумана назвал предложение ввести субсидии за трудоустройство выпускников «протекционистской мерой», которая будет неэффективна в том числе и для самих работодателей: «В любом случае работодатель будет искать специалиста, который ему нужен, а не платить абы за кого. А все эти протекционистские меры — это все временно. Может, в кризис это все и нужно сделать. Но главный мейнстрим должен быть другим».
Александров также отметил, что студенты технического вуза не испытывают проблем с трудоустройством, «их разбирают как горячие пирожки».
Ректор МФЮА Алексей Забелин положительно оценил предложение Станислава Куджа и заявил, что нужно приветствовать любые меры поддержки выпускников: «Это хорошее предложение. Во всем мире трудоустройство выпускников — это важнейший вопрос. Это хорошо, когда поддерживают молодежь».
«Качественное образование — это важно. Но надо подумать о выпускниках, когда они оканчивают университет, колледж. Чтобы был стимул и у работодателей при приеме на работу и у молодых специалистов», — добавил Забелин.
Ректор МФЮА также сообщил, что проблем с трудоустройством у выпускников гуманитарных специальностей также не наблюдается, и многие студенты работают уже на последних курсах.
В марте 2021 года компаниям решили выделять субсидии за то, что они трудоустраивают безработных граждан, получивших соответствующий статус к 1 января 2021 года. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, размер субсидии составит три МРОТ (38 376 рублей) на каждого нового сотрудника. Всего на реализацию мер поддержки безработных в бюджете предусмотрено 12 миллиардов рублей.
11 мая Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) решила потратить 457 миллионов рублей на модернизацию платформы «Работа в России».
Ведомство хочет собирать на своей площадке вакансии с других сайтов, подтверждать подлинность дипломов об образовании и отслеживать занятость в стране, особенно в отношении выпускников.
Роструд будет использовать в своей работе и искусственный интеллект. Кроме того, власти хотят предоставить возможность ищущим работу общаться с работодателями по видеосвязи.
Субсидии за трудоустройство молодежи в 2022 году: сколько, кому, когда
Правительство решило создать стимулы для работодателей принимать на работу молодежь до 30 лет, включая тех, кто не имеет достаточного опыта или образования. При условии трудоустройства молодых работников в штат компании получат субсидии от государства. Разбираемся в условиях.
Кому положены. Работодатели, которые возьмут на работу молодых людей младше 30 лет в 2022 году, получат государственную поддержку в виде субсидий. Деньги дадут, в том числе, за трудоустройство кандидатов, которым сложнее других найти работу:
- выпускники вузов и колледжей, не имеющие опыта работу;
- молодые люди без образования;
- инвалиды;
- дети сироты;
- молодые родители с детьми младше 18 лет.
Решение поможет молодым соискателям быстрее найти работу, а работодателям получить материальную поддержку в сложных экономических условиях.
Работника необходимо устроить на полный рабочий день и платить ему зарплату в размере не менее МРОТ.
Цель программы. Программа субсидирования найма направлена на нормализацию ситуации на рынке труда и поддержки занятости. Аналогичная программа действовала в 2021 году для поддержки рынка труда и восстановления его до пандемийного уровня. В ее рамках субсидии платили за трудоустройство безработных и выпускников 2020 года.
Размер субсидии. Субсидию заплатят в размере трех МРОТ, умноженных на районный коэффициент и сумму страховых взносов и количество трудоустроенных. Формула выглядит следующим образом:
3 МРОТ*тариф страховых взносов*районный коэффициент*количество трудоустроенных граждан.
В 2022 году МРОТ составляет 13890 р. С учетом этого работодатель сможет получить за каждого работника до 54-55 тыс. р.
Схема работы. Работодатель трудоустраивает молодого человека младше 30 лет с биржи труда, а государство компенсирует ему часть затрат на выплату зарплаты.
По смыслу программы субсидию заплатят только за тех работников, которые имели официальный статус безработных.
Если кандидату меньше 30 лет, но он получил работу после собеседования, не обращаясь в ЦЗН, субсидию за него не заплатят.
Требования к работодателю. Чтобы получить деньги работодатели должны соответствовать дополнительным требованиям:
- Зарегистрированы до 2021 года.
- У них отсутствуют долги перед бюджетом по налогам и сборам.
- Нет задолженности по зарплате перед бюджетом.
- Заявители не находятся в стадии ликвидации, реорганизации и банкротства; директор и главный бухгалтер – не дисквалифицированы.
Отрасль работы компании значения не имеет.
Куда обращаться. Для получения субсидии работодателю следует обратиться в центр занятости для поиска специалистов на открытые вакансии. Сделать это можно онлайн через портал «Работа в России».
За выплату субсидий отвечает Фонд социального страхования (ФСС), который занимается их распределением и выплатой. После трудоустройства сотрудников нужно повторно обратиться в фонд через систему «Соцстрах» и заявить о своем праве на субсидию.
Как будут платить. Субсидию перечислят в три этапа:
- после того как сотрудник отработает в компании один месяц;
- три месяца;
- шесть месяцев.
Порядок действий. Для получения субсидии работодателю следует придерживаться следующего порядка действий:
- Работодатель передает список вакантных должностей через сайт «Работа в России».
- Служба занятости подбирает подходящих кандидатов из числа безработных в возрасте до 30 лет.
- С выбранным кандидатом заключается трудовой договор.
- Работодатель передает в ФСС списки трудоустроенных кандидатов с биржи труда младше 30 лет и заявление на субсидию.
- ФСС проверит предоставленные сведения и направит первую часть субсидии в течение 10 дней.
- Через 3 и 6 месяца фонд самостоятельно проверит данные по трудоустройству кандидата и если он продолжает работать, перечислит субсидию на счет работодателя.