С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

 Кирилл Зыков / АГН «Москва»

В России вступили в силу новые правила техосмотра. С 22 августа 2021 года автомобилистам больше не нужно предъявлять диагностические карты для покупки ОСАГО в страховой компании.

Такое упрощение прописано во вступивших в силу изменениях в законодательство: из закона о безопасности дорожного движения исключена норма о необходимости проведения технического осмотра для получения полиса ОСАГО.

Речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам.

Для чего ОСАГО отвязали от техосмотра

Как объяснил Autonews.ru один из авторов закона, депутат Госдумы Анатолий Аксаков, такие изменения необходимы для повышения доступности обязательной страховки. По его словам, пунктов техосмотра в России хватает далеко не во всех регионах.

В итоге водители сталкивались с ситуациями, когда не могли застраховать свою ответственность даже при всем желании.

Теперь же, как уверен депутат, даже те водители, которые по каким-либо причинам игнорировали необходимость приобрести ОСАГО, начнут это делать.

«Автомобилисты и без заезда на техосмотр несут ответственность за техническое состояние своих машин, — сказал Аксаков. — Большинство автовладельцев исправно посещают сервисы или дилерские центры. Поэтому наличие диагностической карты при оформлении ОСАГО никакой роли уже не играет».

В свою очередь в Российском союзе автостраховщиков (РСА) добавили, что не видят существенной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью. В ГИБДД привели статистику, согласно которой из порядка 2 млн ДТП на аварии по причине технической неисправности автомобилей происходит всего 2 тыс. случаев.

«И даже в этих случаях далеко не всегда доказано, что именно сама техническая неисправность привела к аварии, — уточнили в РСА. — То выходить, что доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%».

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Доля аварий по причине технической неисправности автомобиля в общей массе — менее 0,1%. ( Мобильный репортер / АГН «Москва»)

Представители страховых компаний считают, что теперь водителям станет проще получить услугу. К примеру, так заявил исполнительный директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

«Нововведение упростит процесс оформления договора ОСАГО, ведь теперь прохождения техосмотра не будет привязано к дате оформления полиса. Это логичный шаг, так как взаимосвязь между ТО и ОСАГО отсутствует», — уверен эксперт.

Какие документы теперь нужны для оформления ОСАГО

Для покупки полиса ОСАГО после вступивших в силу изменений потребуются следующие документы:

  • заявление о заключении договора ОСАГО;
  • паспорт;
  • документы на транспортное средство;
  • водительское удостоверение;
  • договор купли-продажи — если автомобиль только что приобретен.

Изменится ли цена полиса ОСАГО

По словам представителей РСА, некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. «Такая возможность уже существует», — признали в РСА. Примерно также говорят и «Росгосстрахе».

«Каждая страховая компания теперь сама определяет факторы риска, и теоретически можно предположить, что кто-то из страховщиков будет устанавливать базовый тариф с учетом пройденного техосмотра, — рассуждает в беседе с Autonews.

ru директор направления по управлению портфелем ОСАГО ПАО СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов. — На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли отразится.

Мы не видим статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра».

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Некоторые страховщики, которые увидят корреляцию в возможности ДТП и фактом прохождения техосмотра, будут учитывать его прохождение как тарифный фактор. ( Александр Рюмин / ТАСС)

Между тем в компании «Альфа.Страхование» категорически заявили, что наличие или отсутствие техосмотра на стоимость полиса ОСАГО не окажет. Там считают, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО все равно продадут

Сама проверка остается обязательной. Более того, как напомнили в РСА, с 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция КоАП. Согласно поправкам, за отсутствие техосмотра автомобилистам будет грозить штраф в 2 тыс. рублей. Планируется, что такое нарушение будут фиксировать дорожные камеры: в случае отсутствия страховки, водители будут раз в сутки получать такие постановления.

Такой штраф, по мнению РСА, и станет стимулом для водителей обязательно приезжать на станции техосмотра. При этом сами инспекторы ГИБДД в беседе с Autonews.ru признались, что сейчас у них нет никаких оснований для проверки наличия диагностических карт.

Так теоретически и сейчас автомобилисту могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся в ч.1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке».

Однако на деле такая мера практически не работает.

«У нас даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица. Есть строго установленный перечень документов, которые должен показать водитель инспектору ГИБДД, и техосмотра там нет. У таксистов, у разных юрлиц мы можем проверить, а у физлиц — нет», — рассказывал Autonews.ru один из инспекторов.

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

У инспекторов ГИБДД нет даже юридического основания проверить техосмотр у обычного водителя-физлица. ( РБК)

Между тем, автомобилистам без техосмотра могут грозить и более серьезные проблемы, чем штраф в 2 тыс. рублей.

Как предупреждают в РСА, если ДТП случится из-за технической неисправности автомобиля виновника аварии, и у этого виновника не окажется актуальной диагностической карты, к нему может быть применен регресс со стороны страховой компании.

Это означает, что страховщик покроет весь причиненный потерпевшей стороне регресс в пределах 400 тыс. рублей по «железу» или же 0,5 млн рублей, положенных за ущерб, причиненный жизни и здоровью. Однако потом эту суммы страховщик в судебном порядке будет взыскивать со своего клиента.

«Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии, — заявил представитель СК «Росгосстрах» Юрий Стрекалов.

 — Решение о целесообразности выставления регресса каждый страховщик принимает самостоятельно, руководствуясь экономической эффективностью такого действия, предполагающего необходимость проведения технических экспертиз и ряда юридических действий, в том числе и обращения в суд».

Можно ли получить скидку на ОСАГО за пройденный техосмотр

Некоторое время назад глава ГИБДД России Михаил Черников выступил с видеообращением, в котором анонсировал возможную отмену обязательного технического осмотра для личных автомобилей и мотоциклов.

Документ с такой инициативой МВД отправило на рассмотрение кабинета министров.

Параллельно Черников предложением снизить стоимость ОСАГО для тех водителей, кто все-таки пройдет техосмотр на добровольной основе.

Тем не менее, страховщики не планируют давать скидку за пройденный техосмотр ни в случае его отмены, ни в случае сохранения необходимости раз в год обновлять диагностическую карту.

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Страховые компании имеют право предъявления регрессного требования, если автовладелец не исполнил свою обязанность пройти обязательный техосмотр и стал виновником аварии. ( Кирилл Зыков / АГН «Москва»)

«Поскольку нет статистически значимой связи между убыточностью клиента по ОСАГО и фактом прохождения техосмотра, мы не видим и возможность давать скидку за прохождение проверки», — объяснили в «Росгосстрахе».

В компании «АльфаСтрахование» сообщили, что негативно относятся к идее предоставлять скидки.

«В настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности автомобилей и введение подобных скидок невозможно, — считает исполнительный директор департамента обязательных видов страхования Сергей Скоморохин.

 — Кроме того, если посмотреть на то, как сейчас формируется предложение по цене и какие факторы используются страховщиками, при расчете стоимости, есть уверенность, что добровольность в прохождении техосмотра никак не скажется на цене ОСАГО». 

С 22 августа полис осаго можно купить без диагностической карты

С 22 августа при покупке полиса ОСАГО больше не потребуется диагностическая карта.

Депутаты приняли во втором чтении, а 15 июня рассмотрят в третьем, окончательном чтении поправки в закон об ОСАГО, а также в закон о безопасности дорожного движения, согласно которым страховщики не будут проверять информацию о прохождении техосмотра, а также о наличии диагностической карты.

Таким образом тем автовладельцам, которым ранее была дана отсрочка по прохождению техосмотра по новым правилам до октября, она автоматически продлена до 1 марта, когда вступит в силу штраф за отсутствие действующей диагностической карты.

Эти поправки нигде отдельно не обсуждались, они были внесены ко второму чтению поправок в закон об организации страхового дела. При этом в первоначальном пакете документов таких поправок не было.

Это не первый случай, когда депутаты вносят ко второму чтению схожего закона, поправки в другой закон.

Напомним, таким образом не раз переносилось вступление в силу требования закона о безопасности дорожного движения о праве работать водителем в РФ только с российскими правами.

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Автомобили будут контролировать состояние водителей

О необходимости отвязать полис ОСАГО от техосмотра говорилось давно. Дело в том, что если бы техосмотр по новым правилам заработал бы сразу, то возник бы риск столкнуться с транспортным коллапсом и дефицитом диагностических карт. Пунктов техосмотра на всех желающих не хватило бы.

А в итоге, многие автомобилисты, не сумев пройти ТО, не смогли бы купить полис ОСАГО. Настал бы коллапс и на рынке обязательной автогражданки. А без полиса ОСАГО выезжать на дороги запрещено. Отвязав же полис от диагностической карты, депутаты убили сразу двух зайцев: решили возможные проблемы страховщиков, а также облегчили жизнь автовладельцев.

Теперь только время покажет, не убьет ли эта реформа еще одного зайца, а именно, сам техосмотр.

Вносятся изменения и в закон о безопасности дорожного движения, и в закон об ОСАГО. Согласно этим поправкам наличие диагностической карты для заключения договора ОСАГО не требуется.

Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков, цель поправок — необходимость обеспечить доступность ОСАГО. Согласно закону, полис ОСАГО — публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса.

Так, в целях обеспечения доступности ОСАГО ранее был запущен сервис е-Гарант, позволяющий перераспределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. Единственным внешним ограничителем доступности услуги оставалась привязка к ТО.

Также в РСА подчеркнули, что подобная увязка не соответствует мировой практике.

В РСА напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра будет применяться штраф в 2 тысячи рублей. Это будет серьезным стимулом для автовладельцев пройти проверку на станции техосмотра.

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Российских автомобилистов предупредили о новом штрафе

Но это с 1 марта следующего года. А до этого?

Напомним, что техосмотр по новым правилам, главное из которых — фотосъемка автомобиля на пункте ТО с привязкой координат, должен был заработать для всех с 1 марта этого года.

Читайте также:  Патент на работу для граждан украины в 2020 году: оформление, стоимость и документы

Однако буквально накануне правительство продлило ранее выданные диагностические карты на полгода, установив, что их срок действия истекает не ранее 1 октября. Таким образом получилось, что проходить ТО по новым правилам должны сейчас автобусы, такси и грузовики.

Также эта обязанность легла на плечи владельцев машин, с момента выпуска которых прошло 4 года. Ведь у них до этого не было диагностической карты.

Правовые аспекты автострахования эксперты «РГ» разбирают в рубрике «Юрконсультация»

Теперь с 22 августа, когда принятые поправки вступят в силу, до 1 марта автовладельцы вряд ли поспешат выполнить свою обязанность о прохождении техосмотра. Ведь единственные, кто проверял наличие диагностической карты до сих пор у владельцев легковушек, — это страховщики. А с 22 августа они будут освобождены от этой обязанности.

С 1 марта наличие диагностических карт начнут проверять камеры фотовидеофиксации нарушений на дорогах. Штрафы будут оформляться автоматически — не более одного штрафа в сутки. Но с 22 августа до 1 марта прохождение ТО вообще никто не будет проверять.

С 1 марта наличие диагностических карт начнут проверять камеры фотовидеофиксации нарушений. Штрафы будут выписываться автоматически

Какие еще неприятности могут грозить с 22 августа до 1 марта за непройденный техосмотр? Согласно закону об ОСАГО, страховщик не может отказать в выплате, если у виновника аварии нет диагностической карты.

Но он может выставить регресс в полном объеме выплаченных пострадавшему средств. Однако это касается автобусов, грузовиков и такси.

А остальным автовладельцам регресс за непройденный техосмотр грозит только в том случае, если ДТП произошло по причине неисправности автомобиля.

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Госдума ужесточила уголовное наказание за «пьяное вождение»

Получается, что если автовладелец не пройдет до 1 марта техосмотр, но при этом следит за техническим состоянием своего автомобиля, то ему вообще ничего не грозит.

Обязанность проходить техосмотр осталась только для автобусов, грузовиков и такси.

Очевидно, что только самые законопослушные автомобилисты поедут проходить техосмотр.

Это чревато тем, что если пункты ТО не обслуживают автобусы и грузовики, то дожить до 1 марта без посетителей им будет трудно.

Все решения по техосмотру последнего времени только отодвигают транспортный коллапс на пунктах ТО, в то же время вообще ставя под угрозу отрасль проверки технического состояния автомобилей.

Штрафы ГИБДД с фото — проверить и оплатить онлайн

С 22 августа автомобилист может получить полис ОСАГО без документа о прохождении техосмотра. Тем не менее диагностика автомобиля остается обязательной и нарушителей с 1 марта 2022 года ждет штраф. Разбираемся, как действовать владельцу автомобиля в очередную эпоху перемен.

Новые правила техосмотра и ОСАГО с августа 2021 года

В начале 2021 года классический перечень документов, которые понадобятся для получения полиса ОСАГО, состоял из четырех пунктов:

  • Диагностическая карта автомобиля;
  • ПТС или СТС;
  • Паспорт лица, оформляющего страховой полис ОСАГО;
  • Водительские удостоверения всех лиц, включаемых в страховку.

С 22 августа 2021 года из списка исчез первый пункт — вступил в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр автомобиля для получения полиса ОСАГО.

С 22 августа 2022 года упрощается порядок оформления ОСАГО

Почему для получения ОСАГО отменили предъявление техосмотра?

По мнению регулятора, отмена обязательного ТО для получения ОСАГО должна упростить процедуру. При этом, по мнению экспертов, за техническим состоянием автомобилей продолжат следить. Теперь оно будет частично контролироваться и самими страховыми компаниями, так как решение о выдаче страхового полиса и последующих страховых выплатах будет приниматься в каждом случае индивидуально.

Документы, необходимые для оформления ОСАГО

По новым правилам, действующим с 22 августа, для получения полиса ОСАГО понадобятся:

  • ПТС или СТС;
  • Паспорт лица, оформляющего страховой полис ОСАГО;
  • Водительские удостоверения всех лиц, включаемых в страховку.

На основании этих документов страховые компании обязаны принять решение о выдаче страхового полиса и последующих страховых выплатах.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля.

Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

Очередные новости про ОСАГО

Дмитрий Сергеев

специалист по безопасности

Профиль автора

В 2021 году уже не в первый раз меняют правила оформления полисов ОСАГО и обязательного прохождения техосмотра. И вот очередной законопроект прошел третье чтение в Госдуме.

Коротко: есть возможность пройти техосмотр сейчас — лучше не ждать 22 августа и сделать это. Никто не планирует отменять обязанность проходить техосмотр.

Полис ОСАГО будут оформлять без диагностической карты, но за ее отсутствие сотрудники ГИБДД будут выписывать штрафы.

А страховые компании получат право предъявлять регрессные иски, если водитель автомобиля с просроченной диагностической картой будет виновником ДТП. То есть за ремонт заплатит не страховая, а виновник ДТП, если так решит суд.

Курс для тех, кто много работает и устает. Цена открыта — назначаете ее сами Начать учиться

Правда, в 2021 году для водителей сделали послабления: диагностические карты, срок действия которых заканчивается с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлили на полгода, но не менее чем до 1 октября 2021 года.

Не все операторы успели привести пункты техосмотра в соответствие с новыми правилами — а без действующей карты страховщики обязаны были отказывать в продаже полиса.

О том, как это работает, и о причинах, по которым это было сделано, мы рассказывали в статье «Как пройти техосмотр в 2021 году».

Скорее всего, из ФЗ «Об ОСАГО» исключат подпункт «е» пункта 3 статьи 15 — он обязывает страховую компанию при оформлении полиса требовать у водителя информацию о прохождении техосмотра либо запрашивать ее самостоятельно. После вступления закона в силу для покупки полиса нужно будет представить документы на машину и документ, удостоверяющий личность владельца.

Страховым компаниям будет проще: им больше не придется контролировать, прошел ли водитель техосмотр и заезжал ли вообще на пункт техосмотра.

Для водителей почти ничего не изменится. Никто не планирует отменять обязанность проходить техосмотр. А вот ответственность за езду на автомобиле, который не прошел техосмотр, станет строже.

Сейчас на такой автомобиль не оформляют полис ОСАГО.

Но если законопроект вступит в силу, водителю придется нести административную ответственность, а в некоторых случаях и платить за ремонт чужой машины.

Предположим, водитель на автомобиле без действительной диагностической карты стал виновником ДТП из-за неисправности автомобиля: например, отказала тормозная система или подвела лысая резина.

Страховая возместит ущерб потерпевшим, а потом, скорее всего, потребует в регрессном порядке возмещения ущерба.

И будет совершенно неважно, что у виновника на руках действующий полис ОСАГО: без диагностической карты это не будет иметь никакого значения.

Сложно говорить, что жизнь водителей легковых автомобилей станет легче: техосмотр придется проходить в любом случае — и по новым правилам. Платить за него тоже придется, причем совершенно точно не меньше, чем сейчас.

Водители и раньше должны были самостоятельно контролировать срок действия диагностической карты, но без нее невозможно было купить ОСАГО. С 22 августа 2021 ОСАГО будут продавать и даже не спросят про диагностическую карту. Но если забыть о техосмотре, есть риск вспомнить о нем только после штрафа или после того, как страховая обратится в суд за взысканием затрат на возмещение ущерба.

Поэтому советуем пройти техосмотр — и сделать это вовремя.

Осаго — отдельно, техосмотр — отдельно: с 22 августа оформлять страховку будут без диагностической карты

flickr.com

В воскресенье, 22-го августа, вступает в силу закон, который отвязывает ОСАГО от техосмотра. Это значит, что с 22-го августа для заключения договора больше не придется предъявлять диагностическую карту — полис оформят вне зависимости от факта прохождения техосмотра.

Таким образом, мы возвращаемся к тому, что было 10 лет назад, когда взимались штрафы за отсутствие техосмотра, а потому не было необходимости гарантировать его прохождение, привязывая диагностическую карту к полису ОСАГО.

Напомним: в 2012-м году из КоАП убрали штрафы за непрохождение техосмотра для большинства транспортных средств, за исключением такси, автобусов, грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки людей, а также грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов.

Однако поскольку в ситуации, когда наказания нет, повышается риск, что автовладелец вовсе не поедет на пункт ТО, диагностическую карту привязали к полису ОСАГО. Логика была такова: без подтверждения техосмотра нельзя оформить страховку, в то время как за отсутствие страховки предусмотрен штраф.

Таким образом подспудно, через полис ОСАГО, непрохождение техосмотра все-таки делали наказуемым. Но потом «внезапно» оказалось, что при таких условиях начинает еще активнее развиваться рынок липовых диагностических карт. Из-за чего, собственно, реформу и «открутили назад».

Правда, пока возвращение еще является не полным: до 1-го марта следующего года прохождение техосмотра остается, по сути, неподконтрольным.

Поскольку только с 1-го марта 2022-го года начнут взимать штрафы за отсутствие диагностической карты (2 тыс.

рублей) на все виды транспортных средств, а факт прохождения техосмотра не будет иметь значения при оформлении ОСАГО уже через пару дней, с 22-го августа текущего года.

Кроме того, по сравнению с 2011-м годом изменились правила диагностики автомобиля.

Во-первых, теперь ввели обязательную фотофиксацию каждого транспортного средства, прибывшего на пункт ТО (причем в ближайшее время, предположительно с 1-го октября, количество сделанных снимков планируют увеличить с двух до шести), а во-вторых, диагностические карты полностью перевели в электронный вид.

  • Считается, что это должно минимизировать случаи мошеннических схем на рынке и гарантировать, что автомобиль, прежде чем получить «отметку», действительно прошел проверку.
  • Единственное: такой процесс прохождения техосмотра еще не заработал в полную силу, поскольку ранее действующие диагностические карты продлили как минимум до 1-го октября этого года.
  • При этом в МВД вообще настойчиво выступают за то, чтобы и вовсе не вводить запланированные штрафы за отсутствие диагностической карты, а прохождение техосмотра для личного легкового транспорта сделать добровольным.
  • В ведомстве подчеркивают, что сейчас во многих регионах, в том числе в Москве и Московской области, нет достаточного количества пунктов ТО, чтобы обеспечить нужды всех автовладельцев, и считают, что стимулировать прохождение техосмотра можно не наказанием, а льготами по транспортному налогу или скидками на ОСАГО.
  • Тем более что вступивший в силу в августе прошлого года закон позволяет страховщикам учитывать различные факторы при расчете стоимости полиса.

Кстати, количество пунктов ТО не в последнюю очередь уменьшилось «благодаря» новым правилам техосмотра.

Помимо фотофиксации и перевода диагностических карт в электронный вид (что требует вложения дополнительных средств), они также предъявляют более жесткие требования к помещениям, где проводится техосмотр. А именно: не учитывают, что такие помещения чаще всего находятся в старой застройке.

  1. То есть: чтобы им соответствовать, операторам для продления аккредитации пришлось бы либо перестраивать свои здания, либо искать новые.
  2. Эти требования, кстати, действуют и сейчас, и только с 1-го сентября их должны облегчить.
  3. Усугубляет же ситуацию еще тот факт, что весной прошлого года из-за «режима самоизоляции» на фоне коронавируса пунктам ТО во многих регионах страны вообще пришлось временно закрыться.

Страховщики прощаются с техосмотром

С 22 августа автовладельцам больше не нужен будет документ о прохождении техосмотра при оформлении полиса ОСАГО. Соответствующий законопроект будет принят Госдумой в третьем чтении уже 15 июня.

Поправки, серьезно меняющие порядок покупки «автогражданки», появились в базе документов парламента во вторник, публично не анонсировались и стали неожиданностью даже для ряда участников рынка ТО. Авторы инициативы объясняют: на рынке наблюдается дефицит станций ТО, автовладельцам просто негде пройти проверку.

Российский союз автостраховщиков идею поддержал, напомнив, что в марте следующего года за отсутствие ТО начнет действовать штраф в 2 тыс. руб.

Госдума в среду приняла во втором чтении (15 июня примет в третьем) поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об ОСАГО».

Автомобилистов ждет революционное изменение: из списка документов, необходимых для заключения договора «автогражданки», исключается диагностическая карта (ДК), которая выдается по итогам технического осмотра автомобиля. Законопроект вступает в силу 22 августа 2021 года.

Идея об «отвязке» ОСАГО от ТО была впервые высказана Российским союзом автостраховщиков (РСА) в начале 2021 года — накануне старта с 1 марта большой реформы техосмотра, о которой “Ъ” неоднократно рассказывал.

С вступлением ее в силу на пунктах ТО введено обязательное фотографирование машин, ДК подлежит заверению усиленной электронной подписью, ужесточены требования к производственно-технической базе операторов.

Проверки РСА показали, что не все действующие участники рынка этим требованиям соответствуют и готовы по ним работать, поэтому страховщики предложили временно выдавать полисы ОСАГО без проверки документа о техосмотре — чтобы исключить для граждан риски оказаться без полиса. В марте такой сценарий допускал зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Проект, который придает законодательную силу инициативе РСА, появился в базе Госдумы 8 июня. Документ публично не анонсировался.

Депутаты Анатолий Аксаков, Алексей Изотов, Игорь Дивинский («Единая Россия») предлагают закрепить положение, когда для заключения договора ОСАГО не требуется диагностическая карта, поправками к законопроекту (.

doc) на совершенно иную тему — об исполнении обязательств РФ перед ВТО по допуску иностранных страховщиков на российский рынок (“Ъ” рассказывал про этот документ, когда он проходил первое чтение в апреле). В среду, во время принятия во втором чтении таблица поправок, в том числе касающаяся ОСАГО и ТО, не обсуждалась.

Впрочем, Алексей Изотов позже заверил “Ъ”, что «кулуарного» принятия поправок не было: они обсуждались ранее на профильном комитете, согласованы с Минтрансом, Минфином, ЦБ, МВД и поддержаны правительством РФ. Парламентарий напомнил, что по решению правительства все выданные до 1 февраля ДК автоматически продлены до 1 октября 2021 года.

Однако, по его словам, есть риск, что и после этой даты техосмотр гражданам пройти будет затруднительно: год назад в РФ было около 5 тыс. станций техосмотра, а во время пандемии их число уменьшилось примерно до 2 тыс.

Дефицит операторов ТО может иметь «серьезные последствия», считает господин Изотов, поскольку после ДТП трудно будет компенсировать ущерб.

Ситуация может привести и к росту тарифов на «автогражданку», прогнозирует парламентарий, и к увеличению числа водителей без ОСАГО на дорогах.

Отметим, это не первый случай, когда Госдума принимает важные изменения в законодательство, присоединяя их на этапе второго чтению к законопроекту по другой теме без широкого обсуждения.

К примеру, в марте 2020 года, как рассказывал “Ъ”, правительство внесло в Госдуму законопроект для уточнения полномочий правительства РФ по введению режимов повышенной готовности и ЧС во время пандемии.

На этапе второго чтения к документу по инициативе Минэкономики неожиданно были присоединены поправки к закону о ТО о переносе «большой реформы» с июня 2020 на март 2021 года, при этом была изменена периодичность проверок.

В РСА, комментируя законопроект, заявили “Ъ”, что поправки нужны для обеспечения «доступности ОСАГО»: «Это заложено в самом законе, где полис определен как «публичный договор», то есть страховщики обязаны вне зависимости ни от каких факторов осуществить продажу полиса».

Существующая «увязка» полиса и ДК, заметили в РСА, не соответствует мировой практике. В союзе при этом напомнили, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет применяться штраф в 2 тыс. руб., при этом фиксация нарушений будет происходить с помощью автоматических камер.

Это, считают в РСА, станет «серьезным стимулом» для автовладельцев пройти проверку.

«Данная норма обсуждалась и не стала для нас сюрпризом,— сообщил глава Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов.— Радикальных последствий для рынка не вижу.

Неизменной остается ст. 14 закона «Об ОСАГО», согласно которой у страховщиков сохраняется право регрессного иска к водителю, который попал в ДТП и в этот момент на машину не было оформлено диагностической карты или истек срок ее действия (норма применяется только при авариях с автобусами, грузовиками и такси — “Ъ”).

Стимул проходить ТО сохраняется, но в другой форме». Сама по себе отвязка ОСАГО от ДК, считает господин Бурдюгов, просто расширит возможности проходить проверку в удобное для автовладельца время. Он напомнил, что техосмотр сегодня уже обязателен для грузовых авто более 3,5 т и автобусов: штраф по ст. 12.1 КоАП составляет 800 руб.

Глава гильдии операторов ТО при Московской ТПП Игорь Волчек полагает, что нововведение позволит убрать с рынка часть «посредников», нелегально торгующих диагностическим картами.

«Удивляет только, что законопроект втихую принимался и ни с кем не обсуждался,— отметил он.

— Все эти конвульсии и постоянные дерганья — внезапное продление действия карт, перенос сроков реформы, отвязка ОСАГО от ТО — участников рынка весьма нервируют. Поэтому предсказать, какой будет эффект, сложно».

Координатор движения «Синие ведерки», глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов назвал поправки «прекрасной новостью», добавив, что техосмотр нужно сделать вообще добровольным для владельцев легковых авто, не связанных с коммерческими перевозками.

Иван Буранов

Глава ГИБДД РФ Михаил Черников в среду заявил, что МВД выступает «категорически против снижения порога максимальной скорости с 60 до 30 км/ч». Его слова приводит «РИА Новости».

Инициаторам идеи господин Черников предложил «сесть за руль и передвигаться по городу, особенно в вечернее время, со скоростью 30 км/ч для понимания абсурдности ограничений».

Глава ГИБДД призвал прекратить «втягивать МВД в необоснованные решения по ограничению прав автомобилистов».

Таким образом, МВД опровергло ранее опубликованное сообщение ТАСС со ссылкой на начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД (входит в структуру в Госавтоинспекции) Дмитрия Митрошина о том, что тот якобы поддержал идею снижения скоростного режима до 30 км/ч на городских улицах. Сообщение в среду стало одной из самых обсуждаемых новостей. В конце мая с идеей снижения скорости до 30 км/ч выступила ООН для всех городов мира, инициативу поддержал столичный департамент транспорта. Сам господин Митрошин, комментируя в среду сообщение ТАСС, также его опроверг.

Михаил Черников также заявил, что МВД выступает против снижения «администрируемого порога наказания с 20 до 10 км/ч». Речь идет о норме КоАП, согласно которой штраф за превышение менее чем на 20 км/ч не выносится.

Дискуссии о снижении лимита ведутся с 2014 года на разных уровнях, о чем неоднократно рассказывал “Ъ”.

К 1 августа МВД и Минтранс должны представить согласованную позицию по данному вопросу, соответствующее поручение ранее дал ведомствам вице-премьер Марат Хуснуллин.

Иван Буранов

С 22 августа 2021 года упрощается порядок оформления осаго

ГлавнаяАктуально

Законодатели готовят изменения в Кодекс об административных правонарушениях.

Уже в августе текущего года начнут действовать изменения в части страхования ответственности собственников авто. В настоящий момент установлено правило: оформление ОСАГО возможно только при условии проведения техосмотра. Такая норма регламентирована федеральным законом «О безопасности дорожного движения».

22 августа порядок страхования будет упрощен. С этой даты требование по обязательному предоставлению диагностической карты при оформлении страховки прекращает свое действие.

То есть если даже диагностической карты у владельца автомобиля нет, страховая компания не вправе отказать в услуге страхования автомобильной гражданской ответственности.
Это не означает, что технический осмотр проводить не нужно. Обязательство по его проведению по-прежнему остается в зоне ответственности автовладельца.

Справка! Если на автомобиль не составлена диагностическая карта, то за управление таким автомобилем законодательство устанавливает штраф в размере 2 000 рублей. Штраф начнет действовать с 1 марта 2022 г.

Договор ОСАГО по своему существу является публичным. Это означает, что стороны должны заключать его (а страховщик, соответственно, оказывать услугу страхования) независимо ни от от каких обстоятельств. Т.е. подписание договора должно быть осуществлено по умолчанию в случае обращения автолюбителя в страховую компанию за данной услугой, отказа быть не может.

Связка «ОСАГО-техосмотр» принесла немало проблем:

  • продажа диагностических карт без проведения осмотра;
  • заключение договора страхования в последний день действия предыдущего техсмотра (после заключения договора осмотр не проводится, как правило) и др.

Для заключения договора страхования по новым правилам владельцу автомобиля нужно предоставить следующий комплект документов:

  1. свидетельство о прохождении регистрации (СТС) или паспорт транспортного средства;
  2. паспорт собственника;
  3. водительские права.

В связи с отменой предоставления техкарты при заключении договора страхования, возможно изменение стоимости полиса. Каждая страховая определяет зоны риска самостоятельно, однако, скорее всего, придется ожидать тенденцию на увеличение стоимости страховки и повышения базового тарифа ввиду повышения уровня риска эксплуатации авто.

Скопировать урл

Распечатать

Что такое ОСАГО: все, что нужно знать

Автокредиты

/ 24 января 16:10

С января 2022 года вступили в силу новые тарифы ОСАГО, изменены территориальные коэффициенты, с апреля вырастут скидки за вождение без ДТП – все это значит, что для большинства полис подорожает. Разберемся в видах автострахования, изучим новости по теме.

Новые правила на практике означают увеличение базовых ставок для неаккуратных водителей и возможность сэкономить для тех, кто подолгу ездит без аварий

В начале осени 2021 года изменились расчеты стоимости запасных частей в страховых компаниях, цены обновляются каждые три месяца. Это позволит увеличить выплаты, а также расширить тарифный коридор ОСАГО.

Тарифный коридор – это верхняя и нижняя граница ставки страхования гражданской ответственности водителя, Центробанк расширил его на 10% в сторону увеличения и уменьшения для легковушки, на 30% для такси и на 4,9% для автобусов, трамваев, троллейбусов.

Если ОСАГО – обязательная страховка, и купить ее должен каждый автовладелец, то каско – это добровольное страхование своего авто на случай ДТП, угона и даже стихийных бедствий. Банки часто требуют оформить этот вид страховки, когда оформляют автокредит. В Совкомбанке вы можете купить авто в кредит без дополнительных трат.

Что такое ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности, при котором объектом страхования выступает ответственный за урон, нанесенный водителем во время дорожно-транспортного происшествия чужому авто и/или водителю. Лечение, ремонт и другие значимые расходы оплатит страховая компания виновника.

Все владельцы авто приобретают полис автогражданской ответственности у компании, имеющей лицензию на ведение страховой деятельности. Название «Обязательное страхование автогражданской ответственности» и его аббревиатура утверждены законодательно.

Принципы автогражданской ответственности:

  • у каждого владельца есть ОСАГО = каждый получит компенсацию, если не является виновником аварии,
  • страхователь – тот, кто страхует ответственность,
  • страховщик – лицензированная страховая компания,
  • страховая гарантирует возмещение ущерба потерпевшему,
  • закон запрещает езду без обязательного полиса,
  • предусмотрен штраф за вождение без автогражданки.

Рассмотрим на примере: утром вы едете на работу, подъезжая к светофору, вдруг замечаете, что машина перед вами резко тормозит. На дороге гололедица, и вы не успеваете затормозить, в результате – прямое попадание в бампер переднего автомобиля.

Ваша машина пострадала меньше, ее вы отремонтируете сами, если нет каско, а вот машину потерпевшего починят за счет вашей страховой компании.

По закону, у вас должно быть ОСАГО, вы предъявляете его инспектору или в ГИБДД, если оформите аварию по европротоколу.

Специфика ОСАГО:

  • страховка действует 12 месяцев, действие заканчивается сразу, заключить следующий договор надо заблаговременно;
  • полис предъявляют инспектору или сотруднику ГИБДД в бумажном/электронном виде,
  • объект страховки – ответственность виновника ДТП,
  • в документ вписывается до 3-х водителей, есть вариант купить страховку без ограничений (стоит дороже).

После регистрации факта аварии в ГИБДД и выявления виновного потерпевший обращается в страховую организацию виновника, и та возмещает ущерб

Цена на полис зависит от базовых ставок, коэффициентов страховых тарифов, установленных Указанием ЦБ РФ от 8 декабря 2021 г. №66609, которое определяет высшие и низшие ставки, они зависят от характеристик транспортного средства, статуса владельца авто.

Коэффициент определяют следующие параметры:

  • регион преимущественного использования (КТ),
  • количество страховых возмещений (КБМ),
  • технические характеристики авто, включая мощность двигателя (КМ),
  • расширенный или ограниченный полис (вписан ли кто-то в страховку),
  • стаж вождения, возраст водителя (КВС),
  • используется авто сезонно или постоянно,
  • период договора (КП).

Тарифный коридор в 2022 году будет варьироваться в пределах 2 224-5 980 рублей.

По российскому законодательству, страхование ответственности водителя – обязанность владельца транспортного средства, без страховки он не имеет права садиться за руль. Лицензированные страховые компании обязаны оформить страхование ответственности любому водителю.

Штрафы за использование авто без автогражданки:

  • владелец ТС без страховки будет оштрафован, размер взыскания – 800 рублей;
  • если вы оформили автогражданку, но оставили документ дома, то инспектор наложит взыскание 500 рублей;
  • 500 рублей заплатит водитель за рулем чужого авто, не вписанный в документ.

Небольшой штраф – это одна из причин, почему многие водители не оформляют автогражданку и ездят так, пока не попадутся.

Даже если вас поймают без полиса несколько раз, ездить никто не запретит, но в итоге при ДТП придется оплачивать чужой ущерб из своего кармана

ОСАГО и каско – два самых популярных вида автострахования.

  1. Первый вид – страховку выплачивают пострадавшему по вине застрахованного,
  2. второй – страховку платят водителю на ремонт авто и/или лечение. Каско может быть обязательным условием при оформлении автокредита.

Отличия:

  • покупка ОСАГО – обязательная процедура перед началом использования транспортного средства, каско – добровольная;
  • принципы и тарифы обязательного страхования регулирует государство, комплексного – внутренние правила компании-страховщика;
  • кого страхуют – автогражданка возмещает убытки потерпевшего, каско – имущество владельца;
  • обязательное страхование без комплексного оформить можно, а комплексное без обязательного – нет;
  • стоимость – обязательное страхование стоит значительно дешевле.

При заключении договора со страхователем компания проводит скоринг – оценивает потенциальный риск аварии с учетом статистических данных, рассчитывается скоринговый балл, благодаря которому компания понимает, какие потенциальные убытки возможны для нее – как часто собственник авто попадает в аварии, насколько они бывают сильными. Скоринг проводят при заключении обоих видов страховых договоров.

Что такое КБМ

КБМ, коэффициент бонус-малус показывает, сколько водитель проехал без аварий. Его рассчитывают для каждого автолюбителя, исходя из информации о компенсации за ДТП, которые были выплачены по его договорам.

Коэффициент позволяет учесть риск того, что авто попадет в аварию по вине страхователя. Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис. Минимальный бонус-малус – 0,5, его обладателям гарантированы низкие цены на страховку, самый высокий – 2,45, что увеличивает базовую ставку почти в 2,5 раза.

Рассчитывают бонус-малус раз в год, 1 апреля, он сохраняется неизменным до конца марта будущего года. Любая авария за этот промежуток времени отразится на расчете стоимости страховки в следующем страховом периоде.

  • 12 месяцев без аварий – коэффициент увеличивается на 0,05%, а значит позволит получить скидку 5%.
  • Страховщики берут значения бонус-малус из автоматизированной информационной системы обязательного страхования Российского союза автостраховщиков.
  • С апреля 2022 года вводятся нововведения при расчете КБМ:
  • если за год вы побывали в трех и более авариях, где признаны виновником, основной тариф нужно будет умножить на 3,92 (ранее сумма умножалась на 2,45);
  • если вы 10 лет не попадали в аварии по своей вине, то ваш коэффициент составит 0,46 (ранее – 0,5);
  • для новичков без истории вождения начальный коэффициент составит 1,17 (ранее – 1).

Новые правила расчета бонус-малуса были поддержаны Банком России: проект закона, представленный Министерством финансов, предполагает увеличение выплат при уроне здоровью и жизни потерпевших до 2 млн, также теперь выплачивают стоимость запчастей без учета возраста авто. Это потенциально увеличит траты на ОСАГО почти вдвое.

Но есть хорошая новость – увеличение стоимости будет проходить поэтапно: сначала увеличат компенсации при ущербе физическому состоянию потерпевших, а далее – выплаты на восстановление авто без учета его возраста.

Обязательную страховку авто можно оформить в компании лично или онлайн, на сайте страховой. Сначала вы выбираете страховщика, Центробанк рассчитывает базовую ставку и коэффициент, устанавливая коридор, в рамках которого компания рассчитает цену для вас. Сравните цены у нескольких надежных поставщиков страховых услуг, они могут значительно отличаться.

С августа 2021 года водители могут приобрести обязательную страховку без техосмотра. Правило действует для физлиц.

Какие документы нужны для оформления страховки:

  • российский паспорт,
  • права собственника машины и тех, кто будет вписан в страховку,
  • ПТС,
  • свидетельство о регистрации,
  • доверенность, паспорт доверенного лица.

Люди с ограниченными возможностями могут получить компенсацию за покупку страховки автоматически, без подачи заявлений и документов, размер компенсации – 50% от стоимости услуги.

При продлении уже имеющегося полиса привезите копию старого документа или распечатку электронной версии.

По правилам, обязательное страхование нужно оформить не позднее, чем через 10 дней после покупки авто до постановки на учет. Самое правильное решение для начинающих – ни одного километра без OSAGO.

Как избежать фальшивки

Мошенники работают преимущественно с сайтами страховых компаний: создают копии платежных страниц, вы вводите данные карты, проводите оплату несуществующего полиса.

В офисе компании агент может вписать в договор дополнительные услуги, что увеличит сумму страховки. Внимательно следите за тем, что подписываете и куда переводите средства.

После оформления документов проверьте, есть ли он в списках действительных страховых полисов:

  1. зайдите на сайт РСА,
  2. выберите вкладку онлайн-проверки,
  3. введите серию и номер, дату оформления,
  4. подтвердите, что вы не робот,
  5. запустите поиск.

Поиск страховки на сайте РСА дал результат? Ездите спокойно, только не забудьте взять бумажный оригинал с собой

С 2015 года появился электронный вариант полиса ОСАГО, его можно оформить на сайте организации не выходя из дома. Опция позволяет быстро и легко оформить страховку на сайте, предварительно сравнив цены от разных поставщиков на сайте-агрегаторе.

Электронный вариант вы получите на почту: распечатайте и возите с собой, как обычный документ, или скачайте на телефон, чтобы показать инспектору при необходимости. Заверять электронную страховку не нужно, она действительна с момента покупки.

В таблице приведены все «за» и «против» электронного варианта.

Преимущества Недостатки
Легко оформить Опция не доступна новичкам – нужна история
Можно найти вариант дешевле, чем на месте Возможен отказ по надуманным причинам
Электронный вариант легко открыть и скачать заново Вы заполняете все сами, документ не оформят, если вы допустили ошибку
Удобно, если в вашем населенном пункте нет выбора страховых

По новым правилам владельцы авто смогут дистанционно разорвать договор со страховой, внести поправки и даже вернуть часть страховых средств.

ОСАГО позволяет покрыть расходы на ремонт чужого авто до 400 тысяч рублей и ущерб здоровью или жизни до 500 тысяч рублей.

По закону, обязательное страхование не компенсирует следующие расходы:

  • урон, нанесенный здоровью, жизни, ТС владельца полиса;
  • моральный урон, если потерпевший подал иск в суд;
  • ущерб, нанесенный владельцем страховки, которая выдана на другое авто;
  • если урон был нанесен при погрузке/отгрузке, а не во время движения авто;
  • если вред нанесен памятникам, объектам культурного наследия, антикварным вещам и т. п.

Анна Молчанова

Доступно пишу о финансовых возможностях, которые помогают жить лучше и интереснее. Рассказываю про осознанный подход к деньгам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector