Скоро будут упрощены требования к производителям продукции

Скоро будут упрощены требования к производителям продукции

Информация о сырье для любого производителя шин является крайне конфиденциальной / Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация производителей шин (АПШ), в которую входят зарубежные бренды Michelin, Bridgestone, Nokian Tyres, Pirelli, Continental, Yokohama, попросила Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) скорректировать обсуждаемые новые правила доступа к госзакупкам на рынках союзных государств.

Согласно предложениям, производители должны будут подтвердить происхождение сырья для шин, а не только локализацию технологических операций.

«Ведомости» ознакомились с соответствующим письмом ассоциации в ЕЭК, где утверждается, что новые требования влекут риски раскрытия рецептуры и не могут быть выполнены.

С марта 2020 г. аналогичные требования прописаны в 719-м постановлении правительства РФ о подтверждении «российскости» произведенной в стране продукции для получения госсубсидий и участия в госзакупках. Минпромторг лоббирует введение оценки локализации производства аналогично внутрироссийскому механизму и в странах ЕАЭС.

«Проблема в том, что в самом 719-м постановлении есть двойные требования к локализации шин. Так, в разделе, который касается производства шин как самостоятельной продукции, к производителям предъявлены требования по локализации технологических процессов.

А в другом говорится, что автопроизводители могут получить баллы за установку шин, произведенных в России, но им нужно подтвердить использование в этих шинах не менее 60% российского сырья», – рассказала «Ведомостям» исполнительный директор ассоциации Надежда Чурмеева.

Двойные требования Минпромторг автоматически хочет перенести и на продукцию стран ЕАЭС.

Технологические процессы, локализация которых влияет на статус шины, – это резиносмешение, экструзия, каландрирование, раскрой, изготовление бортовых колец и крыльев, сборка и вулканизация.

«Шинные заводы сейчас получают акт экспертизы ТПП и заключение Минпромторга именно по этим критериям, а автопроизводители требуют от нас раскрыть данные по используемому сырью, чтобы набрать баллы для своей локализации.

Фактически их требование сейчас не выполняется, потому что шинники могут получить заключения только по своему разделу», – объясняет Чурмеева.

В письме в ЕЭК ассоциация объясняет, что информация о сырье напрямую связана с рецептурой производства шин: «Эта информация для любого производителя в отрасли является крайне конфиденциальной. Любое ее раскрытие в целях подтверждения статуса происхождения производимых шин будет неприемлемым для производителей».

Именно используемое сырье обусловливает конкурентные преимущества производителей шин, уточняют в ассоциации. Кроме того, отдельные сырьевые компоненты не могут быть локализованы в России.

Так, в производстве шин используется в том числе натуральный каучук, который в России не выращивается и не обрабатывается, уверяет Чурмеева.

Ассоциация просит исключить требование об объеме локального сырья и из уже принятых внутрироссийских правил, и из новых правил для ЕАЭС.

У участников обсуждения не возникло других претензий к новым правилам, уточняет представитель ассоциации.

«Компании готовы набирать требуемый минимум в 200 баллов по технологиям для отнесения их продукции к произведенной в ЕАЭС», – добавляют в ассоциации. Новые правила для ЕАЭС должны быть утверждены до конца года и вступить в силу с 2021 г.

Весной ассоциация уже обращалась к заместителю министра промышленности и торговли Василию Осьмакову, в августе эти же предложения были направлены во ФГУП НАМИ, которое курирует автопромышленную часть постановления, но ответа так и не последовало. «Ведомости» на момент публикации не получили комментариев от представителей НАМИ и Минпромторга.

«Мы поддерживаем консолидированную позицию ассоциации по этому вопросу», – сообщил «Ведомостям» представитель Continental, отказавшись отвечать на дополнительные вопросы. В российском офисе Pirelli лишь подтвердили, что экспертиза их шин проводится по технологическим операциям.

Представитель Bridgestone в России и СНГ сообщила, что в их пуле сегодня есть и российские, и иностранные поставщики сырья. «Некоторое сырье не может быть локализовано в России и ЕАЭС эффективно, например когда глобальный спрос может удовлетворяться всего лишь одним или двумя поставщиками», – добавила представитель компании.

В Michelin, Nokian Tyres и Yokohama не ответили на запрос.

Источник «Ведомостей» на российском рынке нефтехимии сомневается в справедливости аргументации компаний. «До тех пор пока не указана конкретная марка каучука, используемая в производстве, сложно назвать это раскрытием рецептуры.

Производитель ведь не ограничивается единственной маркой», – говорит собеседник «Ведомостей».

Он поясняет, что риски недобора баллов за сырье для каждой отдельной компании в России могут быть разные, но «производители, видимо, решили выступить единым фронтом».

С ним согласен и президент ассоциации «Эластомеры» Сергей Резниченко. «Выполнив требования постановления, рецептуру производители не раскроют. В рецептуре прописаны конкретные марки каучука, а не просто страна происхождения сырья», – говорит эксперт.

Производители шин используют в основном российские синтетические каучуки, говорит эксперт. «Производители шин вполне достигают планки в 60% российского сырья в массе изделия. Основную массу составляет все-таки каучук, и если он полиизопреновый, то он отечественный.

Натуральный каучук используют в основном западные производители», – поясняет эксперт.

В россии могут разрешить выпуск машин с пониженными экологическими требованиями

В России могут разрешить производство автомобилей с пониженными экологическими требованиями. С таким предложением выступил Минпромторг, проект документа внесли в правительство. В ведомстве отмечают, что это временная мера, которая будет действовать до 1 февраля 2023 года, но с возможностью продления.

Сейчас на заводах не хватает компонентов, обеспечивающих повышение экологического класса. Меры направлены на то, чтобы помочь оставшимся в стране производителям и покупателям, они позволят выпускать автомобили с упрощенными требованиями, правила в том числе касаются экологии и электронных систем помощи водителю, сказали в Минпромторге.

В Минприроды при этом считают, что изменение стандарта повлечет за собой ущерб для экологии, что плохо скажется на воздухе в густонаселенных городах

Производители смогут вернуть ряд моделей, которые пришлось вывести из ассортимента из-за несоответствия стандарту «Евро-5»

Национальные производители крайне заинтересованы в проекте. Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) рассчитывает в кратчайшие сроки перейти на новую компонентную базу от российских поставщиков, рассказали в пресс-службе компании. Там считают, что упрощенные требования нового техрегламента необходимы, иначе производства автомобилей остановятся.

«Мера поможет избежать острого дефицита среди потребителей, учитывая, что речь идет не только про личный легковой транспорт, но и коммерческий грузовой, который обеспечивает функцию по обеспечению развития логистических цепей и сохранению автомобильных грузоперевозок в целом по стране», — считает исполнительный директор Российской академии транспорта Илья Потапов. По его словам, главное, чтобы сниженные требования не затрагивали системы обеспечения безопасности.

Упрощение норм выбросов СО2 даст автозаводам время, чтобы заменить комплектующие в соответствии со стандартами Евро-5, рассказывает независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. Так, на технику КАМАЗ устанавливались европейские выхлопные системы Dinex и Faurecia.

Теперь понадобится время, чтобы наладить производство альтернативных вариантов комплектующих. Кроме упрощения экологических требований, теперь машины могут выпускаться без оснащения системой «ЭРА-ГЛОНАСС», объясняет Тузов.

На рынке наблюдается дефицит комплектующих для ее производства.

Эксперты подчеркивают, что меры все же временные.

«Важно получить необходимый экономический эффект от снижения экотребований и затем как можно скорее вернуться к действующим стандартам — протоколам «Евро-5» для легковых автомобилей и «Евро-2″ и выше для грузового транспорта», — говорит Денис Фураев, исполнительный директор IT-компании КСОР, разработчика системы мониторинга состояния водителей «Антисон».

Скоро будут упрощены требования к производителям продукции

В России разрешили выпуск упрощенных автомобилей. Что это значит?

Несмотря на пониженные стандарты качества, спрос на такие машины будет, поскольку они будут дешевле аналогов, сделанных по стандартам «Евро-5» и «Евро-2». Последних к тому же будет не хватать. Ранее очередной иностранный производитель автомобилей, автоконцерн General Motors, заявил, что окончательно уходит из России.

А некоторые производители комплектующих для автомобилей, которые ранее объявляли об остановке своих производств возобновляют работу. Так, возобновил производство шинный завод ООО «Континентал Калуга». Эту информацию «РГ» подтвердили в представительстве компании.

«Группа компаний Continental продолжает обеспечивать отгрузку и продажу шин российским покупателям в полном соответствии с условиями заключенных договоров», — сообщила менеджер по коммуникациям Continental Tires Анна Дундукина.

По ее словам, запуск производства «осуществляется в целях пополнения запасов готовой продукции и удовлетворения текущего спроса на первичном и вторичном рынках».

Закупки в условиях санкций: меры поддержки поставщиков

В марте 2022 Правительство РФ приняло 46-ФЗ, который вносит поправки в «Закон о контрактной системе», и несколько постановлений. Перечислим основные изменения в закупочном законодательстве. 

Общие

Разрешили менять существенные условия в контрактах

Заказчики и поставщики смогут менять существенные условия по контрактам, заключенным до 1 января 2023 — статья 112 44-ФЗ дополнена частью 65.1 (п. 4 ст. 8 46-ФЗ от 8 марта 2022). При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • Возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт.
  • Выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ и есть решение властей — Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.  
Читайте также:  Внж в болгарии: как получить вид на жительство россиянину в 2020 году, какие документы потребуются для оформления

Право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах. 

Избавили поставщиков от штрафов и неустоек

10 марта 2022 Правительство внесло изменения в ПП РФ № 783 от 04 июля 2018 и сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций. Постановление распространяется на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения (ПП РФ № 340).

Списать можно только начисленные и неуплаченные штрафы. Если участник оплатил неустойку, списать или вернуть ее не получится. Если заказчик удержал неустойку, то шансы остаются: пример — дело № А55-26467/2017.

Что делать, чтобы списать неустойки по контракту, который исполнен частично или не исполнен из-за санкций:

  • Поставщику лучше направить заказчику письмо о списании неустойки, хотя списание — обязанность заказчика, но они не всегда спешат ее исполнять.
  • Стороны должны составить акт сверки по начисленным и неуплаченным  неустойкам. Неустойка не списывается, если поставщик ее не подтвердил.
  • Поставщик представляет заказчику письменное обоснование причин, из-за которых не удалось исполнить контракт, и, при наличии, прикладывает подтверждающие эти обстоятельства документы. Если есть акт приемки или аналог, нужно приложить и его. 

Если учесть опыт в период пандемии коронавируса, то просто письма без подтверждающих документов будет недостаточно. Постарайтесь собрать документальные подтверждения причин неисполнения — например, сравнение цен товаров до и после санкций, письма логистических компаний и производителей, заключение Торгово-промышленной палаты (ТПП), письма и акты органов власти.

Утвердили новые случаи и порядок закупок у единственного поставщика

Помимо случаев, указанных в ч.1 ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать товары, работы и услуги для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта РФ у единственного поставщика, определенного актом соответствующих властей — п. 1 постановления Правительства РФ № 339 от 10 марта 2022. Срок действия постановления — до 31 декабря 2022 включительно.

Дополнили правила нацрежима

Товары из Луганской и Донецкой областей приравняли к отечественным (ПП РФ № 201 от 17.02.2022). Преимущества по нацрежиму распространяются теперь и на товары из этих регионов. Приказом Минфина № 30н от 5 марта 2022 утверждены изменения в приказ № 126н. Заметно скорректирован список товаров, к которым применяется порядок допуска. 

Продлили сроки лицензий и упростили их получение

Для компаний, чья деятельность лицензируется и требует специальных разрешений (ч.1 ст.

31 44-ФЗ), Правительство на 12 месяцев продлило действие разрешений, сроки которых истекают в период с 12 марта по 31 декабря 2022 (п.1 ПП РФ № 353 от 12 марта 2022).

Также власти вправе продлить действие разрешительных документов, срок которых истек ранее, чем постановление вступило в силу (п. 2 ПП РФ № 353). 

Если срок, до которого компании нужно было пройти лицензирование, пришелся на 2022 год, то он переносится на 12 месяцев (п. 3 ПП РФ № 353). 

Органы власти, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» в 2022 году вправе упрощать порядок получения необходимых документов — с учетом специфики видов разрешительной деятельности. Например, могут сократить сроки предоставления и переоформления лицензий, сократить список требований и документов для получения разрешений. Полный список мер указан в п. 4 Постановления. 

Позволили заказчикам по 223-ФЗ, попавшим под санкции, не размещать в ЕИС сведения о победителях закупки  

ПП РФ №301 от 06.03.2022 установило, что если недружественные страны ввели санкции или ограничения против заказчика по 223-ФЗ, то он вправе при проведении закупки не размещать в ЕИС сведения о победителе. Это касается и кредитных организаций, если санкции и ограничительные меры применены к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию.

В сфере медицины

Упростили закупку медицинских изделий запросом котировок

6 марта 2022 Правительство упростило закупки медизделий через запрос котировок (ПП РФ №297). Срок действия постановления — до 1 августа 2022. 

При закупках медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (кроме изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчики могут проводить электронный запрос котировок, если начальная цена контракта (НМЦ) не больше 50 млн рублей. Годовой объем закупок таких медицинских изделий не должен превышать 750 млн рублей.

Расширили возможности закупок у единственного поставщика

По решению учредителя медицинские организации могут в электронной форме закупать лекарства, расходные материалы и медицинские изделия у единственного отечественного производителя или из стран, которые не вводили санкции против России.

Перечень недружественных стран Правительство утвердило 5 марта 2022 (распоряжение № 430-р). Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 млн рублей для лекарств и расходников и 250 млн рублей для медизделий (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Также Фонд социального страхования сможет проводить электронные закупки  технических средств реабилитации и услуг у единственного поставщика (пп «а» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Максимальную сумму закупки лекарств у единственного поставщика для одного пациента, когда есть решение врачебной комиссии, увеличили до 1,5 млн рублей (пп «б» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Производители лекарств и медизделий, не имеющих аналогов, и единственные поставщики из России и стран, которые не вводили экономические санкции, будут внесены в соответствующий реестр единственных поставщиков. Порядок ведения этого реестра устанавливает Правительство (пп «в» п. 3 ст. 8 46-ФЗ).

Срок действия новых мер, указанных в пп «а» и «в» п.3 ст. 8 46-ФЗ, два года со дня официального опубликования закона, то есть до 8 марта 2024.

В градостроении

Отдельные законы будут регулировать сферу градостроения

191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» дополнили статьей 10.18: в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Такой режим вводили и в период пандемии, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. 

В 2022 правительство вправе устанавливать порядок и случаи изменения строительных контрактов

Санкции усилили рост цен на стройресурсы, материалы и оборудование, и участники закупок столкнулись с необходимостью пересмотра цен контрактов, объектами которых являются строительство или реконструкция. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме N 7797-ИФ/09 от 1 марта 2022 детально разъясняет правила такого пересмотра. 

Документ определяет, в каких случаях и на основании какого нормативного акта можно увеличить стоимость контракта. Кроме того, при пересмотре цен договоров по 223-ФЗ нужно учитывать положения ПП РФ №1315 от 9 августа 2021.

Также законодатели рассмотрели порядок пересмотра стоимости комплексных контрактов, которые включают не только работы по строительству и реконструкции, но также проектные и изыскательские.

Члены саморегулируемой организации (СРО) могут получать от нее займы 

До 1 января 2023 у членов СРО остается возможность получать займы от организации из ее компенсационного фонда. Сумма всех таких займов не может превышать 50% от общего объема средств фонда. 

Правительство определяет требования к членам СРО для получения таких займов, цели займа, максимальный его размер для одной компании, процентную ставку и сроки, а также порядок контроля за использованием средств.

Как минимизировать риски

Приведем несколько простых советов и рекомендаций по выбору будущих тендеров в новых экономических условиях.

Выбираем надежные закупки

  • Выбирайте тендеры с теми товарами, в поставке которых вы уверены — лучше отечественного производства или из стран ЕАЭС. 
  • Продумывайте логистику с учетом закрытия границ и рассчитывайте сроки поставок с запасом.
  • Валютные тендеры сложно предсказать, рублевые контракты будут стабильнее.

Анализируем заказчиков и контрагентов

Изучайте заказчика: сможет ли он заплатить, есть ли в отношении него арбитражные дела, связан ли он с иностранными учредителями. Как анализировать заказчиков, подробнее рассказали в статье.

Также учитывайте, что с заказчиками по 223-ФЗ больше возможностей изменить договор по соглашению сторон, чем в госзаказе.

Оцените возможности производителей товаров, которые вы поставляете. Желательно иметь несколько источников товара или материалов.

Исключаем возможные ошибки

Через запросы на разъяснения обсуждайте с заказчиком характеристики технического задания, проекты контрактов или договоров. Где возможно, прописывайте условия по форс-мажору.

Если участвуете в электронных торгах, проверяйте надежность работы площадок и порталов.

Продумываем защиту

Если выполнить контракт все-таки не получается, для защиты можно использовать схему с форс-мажором — если речь идет о закрытых границах или санкциях. 

Меры поддержки призваны оказать помощь как поставщикам, так и заказчикам, чтобы бизнес продолжал участвовать в госзаказе в том же объеме. Ведь именно тендеры, независимо от ситуации в стране, будут предоставлять компаниям работу, а следовательно, и возможность заработать, удержаться в своей нише на рынке.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Российский авторынок упростят и переформатируют

В России могут разрешить производить автомобили экологического класса «Евро-0». Министерство промышленности и торговли подготовило документ, в котором речь идет о «правилах оценки соответствия колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период».

Законопроект призван упростить требования к выпускаемым в нашей стране автомобилям и снизить влияние санкций на автопром. 

Статья по теме:

Автопрому придется адаптироваться

«В условиях санкционного давления со стороны недружественных государств эта мера поможет и производителям транспортных средств, и нашим покупателям.

Такой особый период предлагается установить до 1 февраля 2023, и случае необходимости он может быть продлен, —считают в министерстве.

— Решение расширит номенклатуру транспортных средств и позволит увеличить объем производимой техники, а у граждан будет большой выбор, в том числе на более доступные автомобили».

Читайте также:  Виза на сейшелы (сейшельские острова): нужна ли для россиян и белорусов и как её получить

Введение новых классов экологической безопасности сделало более дорогим производство, из-за чего выросла итоговая цена автомобилей.

Однако по анализам выброса вредных веществ особой разницы не было, заявил «Эксперту» Павел Сигал, первый вице-президент «Опоры России».

В принципе, все эти «экологические» меры по большей части уменьшали долю небольших производителей на рынке, не слишком влияя на общую ситуацию с экологией. 

Предлагаемый Минпромторгом проект закона даст возможность российским производителям существенно поднять производство и продажи, что, разумеется, увеличит количество рабочих мест, подчеркнул Павел Сигал. Для потребителей же откроется рынок доступных машин, потребность в котором назрела уже давно.

Автомобильная промышленность является одной из самых географически диверсифицированных отраслей, отметил в беседе с корреспондентом «Эксперта» ведущий аналитик отдела глобальных исследований компании «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков.

Это касается не только российских производств, но и любого автопроизводства в мире.

Например, некоторые автопроизводители получают микросхемы из Китая, палладий для катализаторов — из России, проводку — с Украины, двигатели — из Германии и так далее. 

Для того, чтобы в полной мере возобновить работу автомобильных заводов, потребуется технологически вернуться на пару десятков лет, когда отечественный автопром ещё справлялся своими силами, полагает эксперт. Первой пострадает как раз экологическая составляющая. При этом вряд ли у кого-либо есть желание жить в загазованных городах.

Разрешение же производить двигатели по стандарту «Евро-0» может вернуть на дороги крайне «прожорливые» автомобили прошлого века, которые ухудшат экологическую ситуацию в крупных городах, заметил Андрей Кочетков. Это может привести к росту аллергических, сердечно-сосудистых и лёгочных заболеваний. Одновременно послабления в части экологии никоим образом не посодействуют развитию предприятий. 

Поэтому какой-то стандарт экологической эффективности автомобилей всё же стоит сохранить, дабы у производителей был стимул проводить изыскательские работы по разработке отечественных экологичных технологий, считает эксперт. Пусть не «Евро-4», или «Евро-5», но, как минимум, «Евро-2» и «Евро-3». Это также обеспечит спросом электронную промышленность, что будет иметь положительный эффект по многим направлениям. 

Автомобильная промышленность должна адаптироваться к новым условиям, прокомментировал «Эксперту» ситуацию Никита Донцов, руководитель коммуникационной группы «Влияние».

Если нет возможности привезти какие-то узлы, агрегаты, микросхемы, фильтры — следует отказываться от них или искать аналоги. Это общий тренд для российской экономики в условиях западного санкционного давления.

Такие же простые решения должны использовать и в авиаотрасли, и в других отраслях. 

Конечно, производить высокотехнологичные, безопасные и экологичные автомобили сложнее. Произойдёт некоторый откат в технологиях, будем использовать то, что можем сделать сами.

На этом этапе мы откажемся от систем экологической фильтрации, ограничения выхлопов.

Вероятно, вместо цифровых спидометров и датчики могут использоваться аналоговые, это будет адекватным решением, предположил Никита Донцов. 

В целом, по его мнению, в условиях дефицита микрочипов и микросхем замена узлов электроники аналоговыми приборами будет логичной и позволит не только сохранять производство, но и снизить издержки, сделав продукцию более доступной для потребителей. 

Худший март в истории

Что касается регулирования рынка, то, как отметил эксперт маркетплейса «Банкавто» по покупке и продаже автомобилей Сергей Власов, поправки в техрегламенте должны закрыть недопроизводство именно отдельных российских моделей. Как оказалось, делать автомобили можно без части дефицитных компонентов — теперь это должны разрешить на законодательном уровне. 

«Упрощение» машины не делает ее непригодной для использования, заявил Сергей Власов «Эксперту». Базовая безопасность остается при ней, но с поправками на отсутствие некоторых систем. Главным достоинством таких экземпляров должна стать цена, соответствующая наполнению.

Лишенные подушек безопасности, антиблокировочной тормозной системы, системы распределения тормозных усилий и навигации авто должны быть дешевле.

«Сейчас продавать автомобили, сделанные “по-новому”, можно будет только на территории страны-изготовителя, но в будущем, уверен, каждая страна-участник ЕАЭС разрешит их», — предположил Сергей Власов.

Стоит отметить, что в марте в России было продано 55 129 новых автомобилей (на 63% меньше, чем год назад). Это самый низкий результат для первого месяца весны за все время наблюдения за современным авторитейлом России. По итогам первого квартала 2022 года продано 277,3 тысячи новых автомобилей, что на 28% меньше, чем в первом квартале 2021 года. Рынок падает 9-й месяц подряд. 

Сергей Власов обратил внимание, что в марте текущего года бизнес, по сути, не работал, а выживал благодаря запасам на складах. Единственная положительная тенденция прошлого месяца — возврат официального курса рубля к близким до начала кризиса на Украине значениям.

Однако пока резко выросшие цены не спешат понижать ни дистрибьюторы, ни дилеры. Конечная стоимость многих машин по-прежнему превышает возможности большинства покупателей.

 Этот факт, как и выросшие ставки по автокредитам, привел к падению покупательского спроса как на авторынке. 

В течение марта можно было наблюдать две основные тенденции.

В начале месяца мы все еще наблюдали остаточную волну февральского спроса, когда на фоне рекордного падения курса рубля люди стремились вложиться в «железо», заводы один за другим декларировали остановку, а дистрибьюторы — заморозку поставок.

Уже во второй декаде марта, когда больше половины продавцов многих дилерских центров были отправлены в отпуск, продажи практически остановились. Все эти процессы негативно отразились на объемах бизнеса. Снижение продаж зафиксировано по 39 из 45 брендов.

Российский автомобильный рынок сегодня переживает трансформацию, которая сопровождается скачкообразным ростом цен и дефицитом машин, усилившимся с прошлого года. Международные автоконцерны объявили РФ бойкот, и, если он сохранится, то летом мы можем увидеть на авторынке новый расклад.

Сегодня в России работает, периодически останавливая производство из-за нехватки комплектующих, менее половины мощностей по выпуску легковых и легких коммерческих автомобилей. Это заводы «ПСМА рус» альянса Stellantis и Mitsubishi, калининградский «Автотор» (по сборке Kia и Hyundai), Haval, группа ГАЗ, «АвтоВАЗ» в Тольятти, УАЗ, «Мазда Соллерс» и Isuzu. 

В списке импортеров, приостановивших ввоз машин, на текущий момент: Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo и др. Рынок премиальных авто в принципе ждет пауза на фоне санкционного запрета на ввоз в страну автомобилей стоимостью более 50 тыс. евро из ЕС, США и Великобритании.  

На этом фоне, уверен Сергей Власов, отечественных автолюбителей ждет сужение ассортимента, компенсировать которого попытаются, скорее всего, российские и азиатские производители. 

По итогам марта первое место в рейтинге продаж на российском рынке сохранила Lada, несмотря на падение продаж на 64% по сравнению с мартом 2021-го.

За первый квартал продажи АвтоВАЗа упали до 52,7 тысячи автомобилей или на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Однако АвтоВАЗ, вероятно, со временем решит проблемы с поставками комплектующих и вернет стабильную загрузку конвейера. 

Недостающие импортные детали временно заменят «альтернативные» (неоригинальные), проект соответствующего указа также разрабатывается Минпромторгом.

Что касается электронных комплектующих, то их производство планируется наладить на заводе Lada в Ижевске в ближайшие 2 года. Пока же концерн будет вынужден перейти к производству упрощенных моделей.

Уже летом начнется выпуск модификаций с минимальным содержанием иностранных комплектующих. 

Китай и Корея к лету могут занять 50% рынка

Продукция южнокорейских производителей хорошо знакома российским автолюбителям и пользуется устойчивым спросом. У корейских автоконцернов даже сейчас 25% рынка. Высока вероятность того, что бренды из «Страны утренней свежести» захотят ее сохранить, то есть компании будут искать возможности, чтобы остаться в России, предположил Сергей Власов.

Кроме того, он подчеркнул, что у китайских же производителей доля рынка пока меньше, чем у корейских, но она очень быстро растет.

Если год назад, в январе-феврале 2021 года, топ-10 китайских брендов по объему продаж занимал 4,9% рынка, то за первые два месяца 2022 года количество проданных ими машин выросло в два раза, а доля — почти до 10%.

В период мартовского беспрецедентного падения продаж китайские бренды достаточно быстро прояснили ситуацию с поставками и на фоне дилеров европейских, американских и японских марок оказались в более выгодном положении.

«С учетом текущих тенденций, если бойкот со стороны западных автоконцернов продолжится, а китайские и корейские производители нарастят объемы поставок, то к лету они могут занять больше половины российского рынка. Освободившаяся его доля может привлечь также и новых игроков. К примеру, автоконцерны из Индии Mahindra и ТАТА. Что будет дальше, покажет время. Слишком много переменных», — отметил Сергей Власов. 

Читайте также:  Законность увольнения беременной по соглашению сторон

К переменным, по его мнению, относятся возврат или невозврат на российский рынок ряда международных автоконцернов, решение или невозможность решения проблемы с комплектующими и восстановление работы отечественных заводов, а также сроки восстановления покупательского спроса. Едва ли кто будет готов покупать в ближайшие месяцы стоящие в шоу-румах автомобили по завышенным ценам вне зависимости от их страны-изготовителя. 

В любом случае западные производители, сохраняя санкционное давление на Россию, повышают риски потери своей доли рынка.

Даже решив вернуться, они не смогут восстановить положение с учетом изменившихся условий.

Ведь изменятся привычки и предпочтения потребителей, а обедневший модельный ряд западных концернов уже не сможет составить конкуренцию широкому ассортименту прежде всего китайских марок.

Так или иначе, считает Сергей Власов, апрель 2022 года способен установить новый антирекорд продаж. Прежний апрельских минимум был зафиксирован в 2020 году, когда в условиях закрытия дилерских центров крупных городов на период локдауна из-за пандемии COVID-19 было реализовано лишь 38 922 новых автомобиля. 

На фоне жесткого спада на рынке новый авто мы увидим дальнейшую переориентацию значительной части автовладельцев на сегмент авто с пробегом, где сейчас пошла корректировка цен в сторону их снижения.  Дальнейшая ситуация будет зависеть от баланса спроса и предложения на рынке.

Рост продаж относительно последних месяцев, скорее всего, начнется в мае, предположил Сергей Власов.

Это произойдет, когда будут окончательно налажены поставки из Китая и Южной Кореи, а также найдутся решения по импортозамещению комплектующих для локализованных производств.

В данной ситуации драйвером возобновления спроса также может стать снижение ставок по автокредитам на фоне корректировки ключевой ставки ЦБ РФ.

Новотест — Сертификация и декларирование, техническая документация

С 1 января 2021 г. вступают в силу сразу несколько нормативно-правовых актов, которыми вносятся значительные изменения в сфере подтверждения соответствия продукции. Часть положений документов начнут действовать позднее в 2021 г.

Рассмотрим по порядку основные нововведения, которые ожидаются в следующем году.

Ужесточение требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям

Важные изменения вносят в деятельность аккредитованных лиц в области оценки соответствия продукции два приказа Минэкономразвития № 704 от 24 октября 2020 г. и № 707 от 26 октября 2020 г.

Документами четко прописаны требования к лицам, которые могут принимать участие в работах по подтверждению оценки соответствия продукции.

Сформирован перечень сведений и скан-копий документов, которые органы по сертификации и испытательные лаборатории должны предоставлять Росаккредитации через электронный сервис.

Среди нововведений обязательные данные о помещениях, о праве собственности/других законных основаниях, предусматривающих право владения и пользования с приложением скан-копий документов, подтверждающих такой факт.

Что касается новых критериев аккредитации, то помимо положений, утвержденных приказом Минэкономразвития № 707 от 26 октября 2020 г., важная роль отводится стандартам, которые, по сути, являются неотъемлемой частью этих критериев:

  1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг».

  2. ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

  3. ГОСТ Р 58972-2020 «Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия».

  4. ГОСТ Р 54293-2020 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия».

  5. ГОСТ Р 58984-2020 «Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации».

  6. ГОСТ Р 56541-2015 «Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза».

  7. ГОСТ Р 58973-2020 «Правила к оформлению протоколов испытаний».

Например, ГОСТ Р 54293-2020 также вводится в действие с 1 января 2021 г. Подробнее о том, чего ждать от новых требований к порядку проведения анализа состояния производства при сертификации, мы уже писали ранее.

  • Как нововведения отразятся на деятельности аккредитованных лиц, мы рассматривали в наших следующих публикациях:
  • Утверждено новое Положение о составе сведений по результатам деятельности аккредитованных лиц
  • Утверждены критерии аккредитации заявителей, аккредитованных лиц и перечень документов, подтверждающих их соответствие

Единый реестр сертификатов соответствия и всех доказательных материалов

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1856 от 18 ноября 2020 г. утвержден новый порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов. В первую очередь, нововведения касаются перехода на электронный документооборот: все материалы направляются в электронный сервис ФГИС Росаккредитация в виде скан-копий.

  1. Заявителям нужно быть внимательнее на каждом этапе формирования комплекта электронных документов, начиная с самой заявки на проведение сертификации, так как скан-копия такого заявления вместе с доказательственными материалами обязательно прилагается в электронный сервис и, соответственно, учитываются ее изначальные параметры.
  2. Также более прозрачной система станет в части проведения испытаний сертифицируемой продукции: без протокола испытаний, скан-копия которого вносится в электронный сервис, будет невозможно оформить сертификат.
  3. Указанные выше положения закрепляют ответственность самих заявителей за предоставленные в реестр данные и исключают возможность выдачи сертификата без реальных исследований образцов продукции.

Начиная с 1 августа 2021 г., в сервис ФГИС Росаккредитация будут направляться все сведения, касающиеся инспекционного контроля над сертифицируемой продукцией. Речь идет о загрузке данных по плановому и внеплановому инспекционному контролю с указанием дат, переноса и причины изменения даты, и самих скан-копий результатов с датой и номером акта проверки.

С нового года изменится и периодичность планового инспекционного контроля. Согласно ГОСТ Р 58984-2020, период такой проверки закрепляется положениями технических регламентов или системами сертификации. В случае отсутствия требований инспекционный контроль назначается органом по сертификации не реже одного раза в год.

Также с 1 августа 2021 г., выдача сертификата станет невозможной, если заявитель-производитель не зарегистрирован в установленном порядке на территории Российской Федерации в специальном реестре уведомлений (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 584 от 16 июля 2009 г.).

Узнать информацию более детально, можно перейдя по ссылке.

Самостоятельная регистрация деклараций о соответствии заявителями

Начиная с нового года, регистрация деклараций о соответствии продукции, за исключением отдельных групп продукции, будет осуществляться самими заявителями через электронный сервис ФГИС Росаккредитация, что закреплено положениями приказа Минэкономразвития № 478 от 31 июля 2020 г.

Документом установлено формирование «электронного дела по декларации». Это означает, что регистрация декларации будет осуществляться в электронном виде путем внесения в специальный сервис не только сведений о декларации и ее сопутствующих документов, но и их скан-копий, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Нельзя не отметить, ввода с 1 января 2021 г. требования по обязательному указанию в заявлении о регистрации декларации уникального номера предприятия (УНП/GLN Global Location Number) и международного кода GTIN (Global Trade Item Number), в случаях, когда продукция производится за пределами стран-участниц ЕАЭС.

С 1 августа 2021 г. вступит в силу требование, когда в регистрации декларации будет отказано из-за отсутствия сведений о заявителе-производителе, зарегистрированном в установленном порядке на территории Российской Федерации, в специальном реестре уведомлений, аналогично требованиям при сертификации продукции.

Обновленные формы сертификатов и деклараций о соответствии российским регламентам

Приказами Минэкономразвития № 3725 и № 3726 от 28 октября 2020 г. приняты новые формы сертификатов и деклараций на продукцию, которая должна отвечать требованиям национальных технических регламентов.

С нового года сертификатам и декларациям на товары, попадающие под нормы российских регламентов, будут присваиваться регистрационные номера по-новому:

RU С или Д-ХХ.YYYY.А или В. с 00001 до 99999/ZZ

Нововведения заключаются в добавлении двух кодов: «RU» в начале номера, обозначающего код Российской Федерации по Общероссийскому классификатору стран мира, и «ZZ» в конце номера, который обозначает две последние цифры года, в котором выдан сертификат или зарегистрирована декларация. То есть в следующем году все разрешительные документы будут заканчиваться на «21».

В нашей новости мы подробно рассмотрели, как изменятся действующие бланки российских документов и какие новые требования ожидают заявителей с 1 января 2021 г.

Важно! Обращаем внимание на то, что нововведения помогут сделать процедуры сертификации и декларирования продукции прозрачнее, но также потребуют большей внимательности и ответственности со стороны заявителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector