В десятый раздел Трудового кодекса РФ, который устанавливает права и обязанности работника и работодателя по охране труда, Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ внесен большой блок изменений.
С 2022 года глава 10 «Охрана труда» ТК РФ имеет новую структуру: введены новые понятия, переформулированы несколько глав, изменилась нумерация статей и появились новые. О самых значимых изменениях мы уже писали. Сейчас опишем подробнее все внесенные изменения, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Ранее по теме:
О каких изменениях Трудового кодекса с 2022 года нужно знать
Полномочия властей по изданию документов в части охраны труда
С 2022 года в ТК РФ появилась новая глава № 34 «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда». Она малоинтересна руководителям компаний и предприятий. Разве, что заинтересует юристов.
- Суть главы 34 в том, чтобы определить полномочия в сфере охраны труда Правительства РФ, федеральных и региональных властей.
- Правительство РФ устанавливает порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов по охране труда.
- Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает:
- нормативные акты по охране труда,
- меры стимулирования работодателей,
- требования к правилам и инструкциям по охране труда, разрабатываемых работодателями,
- порядок проведения спецоценки,
- классификаторы для расследования несчастных случаев на производстве.
Для работодателей обязательны к применению как правительственные документы, там и документы Минтруда РФ.
Права и обязанности работодателя по охране труда с 2022 года
К статье 214 ТК РФ с 2022 года добавили две новые статьи 214.1 и 214.2. В первой говорится о запрете на работу в опасных условиях труда, во второй – расширены права работодателя. В частности, узаконены видео и аудиосъемка на рабочих местах.
Работодателям дано право вести видео съемку на рабочих местах с 2022 года
Работодатели вправе:
- Контролировать безопасность с помощью дистанционного видеонаблюдения и аудиозаписи.
- Вести электронный документооборот в области ОТ.
- Предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за производством работ и базам электронных документов контролирующим органам.
Новые обязанности работодателя по охране труда с 2022 года
Обязанности работодателя установлены статьей 214 ТК РФ, ранее она имела номер 212. Новых, которые введены с 2022 года, всего три:
- Приостановить работы при возникновении угрозы жизни и здоровью работников, в том числе при эксплуатации зданий и оборудования – до устранения угрозы.
- Создавать необходимые условия труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника.
- Согласовывать с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма, если работы проводятся на его территории.
Все обязанности работодателя по охране труда с 2022 года
- Обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, использования оборудования, инструментов, сырья и материалов.
- Создать и обеспечить работу системы управления охраной труда.
- Рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
- Выявлять опасности и профессиональные риски, регулярно проводить их анализ и оценку.
- Проводить мероприятия по улучшению условий и охране труда.
- Проводить оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию новых объектов и рабочих мест.
- Установить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством.
- Покупать за счет собственных средств и выдавать работникам СИЗ.
- Оснастить производство средствами коллективной защиты.
- Проводить обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, по использованию СИЗ, а также инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний.
- Контролировать состояние условий труда на рабочих местах.
- Проводить спецоценку.
- Проводить за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, если это предусмотрено законодательством.
- Не допускать работников к исполнению обязанностей без инструктажа по охране труда, стажировки и проверки знаний.
- Предоставлять контролирующим органам информацию и документы.
- Принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников, по оказанию первой помощи пострадавшим.
- Расследовать и вести учет несчастных случаев на производстве.
- Обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.
- Обеспечить беспрепятственный допуск надзорных органов.
- Выполнять предписания должностных лиц.
- Платить взносы на обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Информирование работников об условиях и охране труда на их рабочих местах.
- Разработать и утвердить локальные нормативные акты по охране труда.
- Вести реестр нормативно правовых актов по охране труда, можно в электронном виде.
- Соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к работе с вредными и опасными условиями труда.
- Приостановление работы при возникновении угрозы жизни и здоровью работников.
- Создать необходимые условия труда при приеме на работу инвалида.
Еще одна обязанность установлена статье 216.2:
- Незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.
Запрещается работать в опасных условиях
Новая статья 214.1 ТК РФ запрещает работу в опасных условиях труда. С марта 2022 года руководитель организации обязан приостановить работы на рабочих местах, которые по результатам спецоценки отнесены к опасному классу условий труда.
После устранения опасностей на рабочих местах нужно проводить внеплановую спецоценку. Возобновить работу можно, если спецоценка подтвердит снижение класса опасных условий труда.
Права и обязанности работника по охране труда с 2022 года
Права работника в области охраны труда перечислены в статье 216 ТК РФ. Существенных изменений в сравнении с теми, которые были ранее – нет. В перечне прав работника приведены те же пункты, что и в обязанностях работодателя: все почти зеркально.
Права работника по охране труда
- Иметь рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
- Иметь обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Получать достоверную информацию от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте.
- Отказаться работать в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
- Получить средства коллективной и индивидуальной защиты, смывающие средствами за счет средств работодателя.
- Пройти обучение по охране труда за счет средств работодателя.
- Получить дополнительное образование за счет работодателя в случае ликвидации рабочего места из-за нарушения требований охраны труда.
- Получить гарантии и компенсации в связи с работой с вредными и (или) опасными условиями труда.
- Обратится с требованием провести проверки условий и охраны труда на его рабочем месте к работодателю.
- Обратится с жалобой или просьбой в органы власти по вопросам охраны труда.
- Лично участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте.
- Пройти внеочередной медицинский осмотр и получить средний заработок за время прохождения медосмотра.
Дополнительные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.
Обязанности работника по охране труда
Статья, в которой перечислены обязанности работников, теперь имеет номер 215, ранее – №214.
С 2022 года обязанностей у работников стало больше. Теперь работники обязаны правильно использовать выданное им оборудование и следить за его исправностью. Работник также отвечает за правильное применение технологии и использование материалов.
Все обязанности работников по охране труда:
- Соблюдать требования охраны труда.
- Правильно использовать производственное оборудование, инструменты, сырье и материалы, применять технологию.
- Следить за исправностью используемых оборудования и инструментов в пределах своей функции.
- Использовать и правильно применять СИЗ.
- Проходить обучение по охране труда, оказанию первой помощи пострадавшим, применению СИЗ, а также инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний.
- Незамедлительно поставить в известность своего непосредственного руководителя о выявленных неисправностях оборудования и инструментов, нарушениях технологии, несоответствии используемых сырья и материалов, приостановить работу до их устранения.
- Немедленно извещать руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.
- Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры.
- Работники обязаны по инициативе работодателя проходить обучение по охране труда/
Работники, как и в предыдущих версиях ТК РФ, обязаны проходить обучение по охране труда и инструктаж. Работодатель обязан проверить знания работника до его допуска на рабочее место.
В новой редакции ТК РФ введено больше градаций типов обучения. Теперь конкретизировано, что в программе обучения должны быть:
- инструктаж по охране труда;
- стажировка на рабочем месте (для определенных категорий работников);
- обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
- обучение по использованию (применению) СИЗ;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.
Микроповреждения и микротравмы: новая статья
- Микроповреждениями (микротравмами) – это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя, не повлекшие расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.
- Отличительная особенность микротравмы от иных повреждений – они не влекут расстройство здоровья работникам или наступление его временной нетрудоспособности.
- Организация обязана самостоятельно вести учет и рассматривать обстоятельства и причины, которые стали причиной микроповреждений (микротравм) работников.
- Расследований таких событий должно проводится на основании обращения пострадавшего к своему непосредственному руководителю.
Нормы выдачи СИЗ
В ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ. В нее добавили список изделий, которые относятся к СИЗ:
- специальная одежда и специальная обувь,
- дерматологические средства защиты,
- средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
- средства защиты от падения с высоты,
- другие средства индивидуальной защиты
Перечень является открытым, организация вправе его дополнить необходимыми СИЗ с учетом своей специфики. Минтруд должен утвердить единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств.
Сроки расследования несчастных случаев
Если произошел несчастный случай, работодатель обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной ЧС;
- сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью и не ведет к катастрофе, а в случае невозможности, составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку и т.п.
- проинформировать о несчастном случае контролирующие органы и родственников пострадавшего;
- расследовать несчастный случай и оформить материалы расследования.
- Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех календарных дней.
- Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья либо погибли, проводится комиссией в течение 15 календарных дней.
- Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено работодателю, расследуется по заявлению пострадавшего в течение одного месяца.
Статья 423 ТК РФ. Применение законов и иных нормативных правовых актов
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
1. В связи с принятием ТК необходимо было привести в соответствие с ним законы и иные содержащие нормы трудового права нормативные правовые акты, действующие на территории РФ.
В ч. 1 комментируемой статьи содержится норма о том, что законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК.
Применение этого положения означает, что необходимо сопоставлять нормы ТК с нормами иных законов и других нормативных правовых актов, выносить суждение о том, противоречат ли Кодексу нормы иных актов и, соответственно, подлежат ли они применению.
2. Поскольку более удобным и предпочтительным для правоприменения является вариант определения юридической силы нормативного правового акта на законодательном уровне, ст. 2 Закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ признаны не действующими на территории РФ следующие нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР:
- 1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1956 г. «Об усилении охраны труда подростков»;
- 2) Закон СССР от 11 февраля 1957 г. «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны труда подростков»;
- 3) Закон СССР от 7 мая 1960 г. «О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день»;
- 4) Закон СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»;
- 5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1973 г. N 4629-VIII «Об изменении части второй статьи 102 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»;
6) абз. 3 Закона СССР от 14 декабря 1973 г. N 5190-VIII «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения в действующее законодательство СССР»;
7) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах»;
8) Закон СССР от 20 декабря 1974 г. N 769-IX «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах» и «Об условиях труда временных рабочих и служащих» в части, касающейся Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX «Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах»;
- 9) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации»;
- 10) Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4699-IX «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации»;
- 11) Закон СССР от 7 октября 1977 г. N 6366-IX «Об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником»;
12) ст. 6 Закона СССР от 7 октября 1977 г. N 6367-IX «О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР»;
13) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г. N 1369-X «О внесении изменения в статью 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»;
14) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1980 г. N 1728-X «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде»;
15) абз. 3 и 6 Закона СССР от 25 июня 1980 г. N 2362-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и в Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик»;
16) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 г. N 5571-X «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»;
17) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1982 г. N 7058-X «О внесении изменений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и другие законодательные акты СССР» в части, касающейся Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде;
18) ст. ст. 9, 15 и 17 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1983 г. N 8723-X «О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам гражданских правоотношений, брака и семьи, труда и социального обеспечения»;
19) Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-X «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями»;
20) Постановление Верховного Совета СССР от 17 июня 1983 г. N 9501-X «О введении в действие Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями»;
21) ст. ст. 1 и 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. N 9814-X «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР»;
22) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1983 г. N 10291-X «О внесении изменений в статью 13 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации»;
23) абз. 11 Закона СССР от 29 декабря 1983 г. N 10575-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР»;
24) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1986 г. N 4679-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Союза ССР о труде»;
25) п. п. 2 и 7 ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. N 4719-XI «Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов»;
26) абз. 7 Закона СССР от 19 июня 1986 г. N 4923-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР»;
27) ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1986 г. N 5878-XI «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей»;
28) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г. N 7639-XI «О расширении льгот работающим беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей»;
29) абз. 6 Закона СССР от 20 октября 1987 г. N 7884-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР»;
30) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. N 8430-XI «О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой»;
31) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8695-XI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о труде»;
32) ст. 4 Закона СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства»;
33) Закон СССР от 10 декабря 1990 г. N 1818-1 «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»;
34) Постановление Верховного Совета СССР от 10 декабря 1990 г. N 1819-1 «О введении в действие Закона СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»;
35) ст. 4 Закона СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-1 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Союза ССР о государственной помощи семьям, имеющим детей»;
36) Закон СССР от 11 марта 1991 г. N 2016-1 «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»;
37) ст. 1 Закона СССР от 12 мая 1991 г. N 2151-1 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде»;
38) Постановление Верховного Совета СССР от 12 мая 1991 г. N 2152-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» и Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде»;
39) Постановление Верховного Совета СССР от 20 мая 1991 г. N 2180-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)».
3. Норма ч. 2 комментируемой статьи направлена на недопущение возникновения пробелов в нормативно-правовом регулировании.
Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов
- Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов
- Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
- Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Глава 1 Жилищное право – подотрасль гражданского права § 1.1. Понятие и предмет жилищного права
Жилищное право – это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Понятие «жилищное право» употребляется в юридической литературе в двух смыслах, узком и
Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени
Статья 4. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени
1. Акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее – иные
Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
(в ред. Федерального конституционного
Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Статья 73. Применение законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы
Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Статья 74. Применение законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Впредь до приведения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового
Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
Профессиональные союзы имеют
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных
Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Статья 353. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового
Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений
Профессиональные союзы имеют
Статья 423. Применение законов и иных нормативных правовых актов
Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
Глава 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
КонсультантПлюс: примечание. По вопросу, касающемуся защиты прав юридических лиц и индивидуальных
Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ)1. Государственный контроль и надзор за
Трудовой договор, трудовое законодательство и трудовые отношения: гарантии и льготы
На вопросы отвечает О. А. Чернова, заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин ТОГУ, кандидат юридических наук.
1. Трудовое законодательство и иные правовые акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации
Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.
Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г., действует с изм. на 19.05.2013 г.), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, как то:
- указами Президента Российской Федерации (к примеру, указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»);
- постановлениями Правительства Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Программа включает мероприятия, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности);
- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (к примеру, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 449 от 28 июня 2007 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые);
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. № 178-пр «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» скачать (261.9 KБ);
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления (к примеру, решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района в 2008 г. были утверждены муниципальные целевые программы «Кадры отрасли «Культура» скачать (249.0 KБ) , «Педагогические кадры» скачать (273.5 KБ), предусматривающие мероприятия по целевой подготовке и закреплению молодых специалистов);
- коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
- Коллективный договор является правовым актом, который заключают работники и работодатель в лице их представителей.
- Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях) или у индивидуального предпринимателя.
- Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации (или у индивидуального предпринимателя).
- Содержание и структура коллективного договора определены в статье 41 Трудового кодекса РФ и включают следующие вопросы:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- частичная или полная оплата питания работников;
- контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- другие вопросы, определенные сторонами.
При этом важно помнить, что содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон (соглашению, достигнутому между работодателем и представителями работников).
Содержание и структура коллективного договора определяются по соглашению сторон.
Кроме того, в коллективном трудовом договоре могут быть определены дополнительные льготы и преимущества для работников, более благоприятные условия труда (по сравнению с установленными действующими законами). Однако, возможность установления дополнительных льгот и преимуществ работникам конкретной организации (учреждения, предприятия) напрямую зависит от финансово-экономических возможностей работодателя.
- Соглашение — правовой акт, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
- Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями.
- Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли.
- В настоящее время заключено значительное количество отраслевых соглашений, в которых установлены общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли. Приведем лишь отдельные из них:
- Федеральное отраслевое соглашение по радиоэлектронной промышленности Российской Федерации на 2009 — 2011 годы скачать (361.4 KБ);
- Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 — 2012 годы скачать (362.5 KБ);
- Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 — 2012 годы скачать (310.3 KБ);
- Отраслевое соглашение организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 — 2011 годы скачать (297.9 KБ);
- Отраслевое соглашение по организациям рыбного хозяйства на 2010 — 2012 годы скачать (306.5 KБ)
- Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2011 — 2013 годы скачать (306.8 KБ);
- Отраслевое соглашение по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 — 2013 годы скачать (284.0 KБ).
- Содержание и структура соглашения определяются по договоренности сторон (представителей работодателя и работников), которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения.
- Содержание и структура соглашения определяются по договоренности сторон.
- В соответствии со статьей 46 Трудового кодекса РФ в Соглашение могут быть включены следующие вопросы:
- оплата труда;
- условия и охрана труда;
- режимы труда и отдыха;
- развитие социального партнерства;
- иные вопросы, определенные сторонами.
- В действующих Отраслевых Соглашениях по договоренности сторон включены отдельные разделы, предусматривающие льготы, гарантии и компенсации молодым специалистам и учащейся молодежи.
- Вместе с тем, работодателям рекомендуется устанавливать дополнительные социальные льготы и гарантии молодым специалистам, во-первых, за счет собственных средств и с учетом собственных финансовых возможностей, во-вторых, с обязательным включением их в коллективный договор.
- Справочно:
Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009 — 2012 годы | Раздел 8. Социальная защита молодежи, работающей в учреждениях |
Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 — 2012 годы | Раздел VII. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов и учащейся молодежи |
Отраслевое соглашение организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 — 2011 годы | Раздел 5. Работа с кадрами и молодыми специалистами |
Отраслевое соглашение по организациям ракетно-космической промышленности Российской Федерации на 2011 — 2013 годы | Раздел VII. Работа с молодежью |
Работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции и в соответствии с трудовым законодательством вправе принимать локальные нормативные акты, содержание нормы трудового права.
При этом важно помнить следующее: Локальные нормативные акты
- не должны ухудшать положение работника;
- должны соответствовать действующему трудовому законодательству, иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договорам и соглашениям;
- должны учитывать мнение представительного органа работников (при его наличии).
Примером локального нормативного акта может служить Положение о молодом специалисте ОАО «РЖД», утв. ОАО «РЖД» 23 декабря 2005 г.
Данное положение было разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», коллективным договором ОАО «РЖД», и направлено на привлечение молодых специалистов на работу, закрепление их в ОАО «РЖД», расширение предоставляемых им социальных гарантий.
В Положении определены:
- статус и обязанности молодого специалиста;
- предоставляемые молодому специалисту гарантии и компенсации;
- обязанности ОАО «РЖД» по отношению к молодому специалисту.
2. Понятие молодого специалиста в российском законодательстве
В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».
Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.
При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.
Указ Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» распространяет свое действие на молодых инженерно-технических работников, специалистов и высококвалифицированных рабочих организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в возрасте до 35 лет.
В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.