Штрафы для поставщиков в закупках по 44-ФЗ — это от 10% от НМЦК, в закупках с ограничениями для СМП — от 1 тыс. руб., а по КоАП для заказчиков — от 5% от НМЦК.
Максимальное значение в Постановлении № 1042 установлено в виде стоимости контракта, а по КоАП — 500 тыс. руб.
Минфин РФ предложил новый КоАП с новыми составами административных правонарушений и новыми размерами санкций за них.
Ответственность в закупках по 44-ФЗ и обновленному КоАП
44-ФЗ с большим вниманием регулирует меры ответственности сторон за неисполнение обязательств и требует прописывать последствия правонарушений в текстах государственных контрактов. Это необходимо, так как данный подход:
- дисциплинирует поставщиков (исполнителей). Деньги для оплаты госзаказа поступают из бюджета, а получить качественную услугу заинтересован не только заказчик, но и общество в целом. Игнорировать некачественную работу ни в коем случае нельзя;
- мотивирует заказчиков строго следить за всеми этапами исполнения контракта, обдумывать каждое условие и вовремя призывать к ответственности недобросовестных исполнителей.
30 января 2020 г. на сайте проектов нормативных актов Минфином был размещен проект нового КоАП и процессуального кодекса. Законное действие приобретут с 1 января 2021 г. В отдельной гл.
№ 28 в новом КоАП говорится о нарушениях в рамках госзаказа по 44-ФЗ, закупок отдельными видами юрлиц и гособоронзаказа. Предельные показатели штрафов за каждое нарушение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ не поменяются.
Заказчики заплатят до 500 тыс. руб., а должностные лица — до 50 тыс. руб.
В таблице систематизированы нарушения по новому КоАП с 2021 г.
Статья в новом КоАП | Ответственность (за что предусмотрен штраф) |
28.1 | За несоблюдение требований 44-ФЗ при принятии решения о способе и об условиях выбора поставщика |
28.2 | За несоблюдение правил информационного обеспечения госзакупок |
28.3 | За закупки с нарушением порядка проведения по 44-ФЗ |
28.4 | За несоблюдение порядка или возврата денежных средств с опозданием, которые перечислены в качестве обеспечения заявок, исполнения контракта и порядка или сроков блокирования операций по спецсчету участника закупки |
28.5 | За несоблюдение порядка проведения электронной процедуры |
28.6 | За нарушение порядка заключения, изменения контракта |
28.7 | За несоблюдение срока и порядка оплаты ТРУ в закупках по 44-ФЗ |
28.8 | За несоблюдение порядка проведения закупок отдельными видами юрлиц |
28.9 | За отказ или уклонение исполнителя от подписания договора по гособоронзаказу (ГОЗ) и договора, который необходим для выполнения ГОЗ |
28.10 | За несоблюдение обязательных требований по ТРУ для гособоронзаказа |
28.11 | За ликвидацию или перепрофилирование производственных мощностей, обеспечивающих поставку товаров по ГОЗ |
28.12 | За нецелевой расход бюджета, предназначенного для нужд ГОЗ |
28.13 | За нарушение правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности |
28.14 | За действия/бездействие головного исполнителя, исполнителя, которые ведут к необоснованному завышению стоимости по ГОЗ и неисполнению или ненадлежащему исполнению госконтракта по ГОЗ |
28.15 | За несоблюдение условий контракта по гособоронзаказу |
28.16 | За несоблюдение требований об информировании в рамках заключения, исполнения обязательств по ГОЗ |
28.17 | За совершение уполномоченным банком операций, проведение которых противоречит законодательству по гособоронзаказу |
28.18 | За неисполнение уполномоченным банком обязанностей, которые установлены в сфере ГОЗ при банковском сопровождении |
28.19 | За несоблюдение порядка размещения сведений в ЕИС сопоставления цен на однородные ТРУ в сфере ГОЗ и гражданской сфере |
Материальная ответственность
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
- Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
- Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:
- Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:
Исполнитель | |
Пени | С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.Пример: |
Как рассчитать штрафы и пени по 44‑ФЗ
Штрафы и пени – две формы неустойки – применяются за нарушения контракта. Правила расчета изменились с 2017 года. Размер пеней в большинстве случаев теперь не в пользу заказчика – стал меньше, но формула исчисления стала значительно проще. Вспомним требования, чтобы исключить ошибки в работе
В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках.
В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки.
Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.
Нормативные правовые акты
В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:
- Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
- Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2017 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.
Что изменилось в расчете пеней и штрафов?
В одной из предыдущих статей мы рассказывали о новых правилах расчета пеней и штрафов по государственным контрактам:
Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ напомнила про важные изменения:
«В Постановлении № 1042 дифференцирован размер штрафа в зависимости от цены контракта. Теперь есть отдельные штрафы за очень дорогие контракты, а именно — введены дополнительные оговорки для штрафов, когда контракт превышает 500 млн. рублей. Появилась отдельная градация системы штрафов по итогам закупок среди СМП и СОНКО.
Также урегулированы нормы, когда торг идет на повышение, — в этой ситуации защитить нужно в первую очередь заказчика. Совокупная сумма штрафов пеней не может превышать стоимость контракта — и это разумно.
И наконец урегулированы споры, которые дились много лет, по вопросу, надо ли сторонам каждый раз выставлять претензии друг другу, — да, за каждое нарушение выставляем соответствующие неустойки, и на это в Постановлении 1042 есть прямая оговорка».
Неустойки по 44-ФЗ: когда пени, а когда штрафы?
В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:
- Пени — начисляют за просрочку исполнения обязательств.
- Штрафы — за ненадлежащее исполнение (за исключение просрочки), неисполнение обязательств по контракту.
Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.
Место и форма описания неустоек
Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта.
Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой.
Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.
В проект контракта, контракт надо включить:
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;
- размер штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в т.ч. гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;
- размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства.
Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:
- Установите в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, за исключением пороговых значений, превышающих НМЦК. Учтите, что включение в проект контракта ссылки на Правила из Постановления № 1042 вместо установления размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (письмо Минфина России от 09.11.2017 № 24-03-07/73931).
- Предусмотрите оговорку на случай, если торги пойдут на повышение, — это не массовая практика, но в теории возможно на любом аукционе, чтобы вы не закупали. В случае с аукционом речь может пойти о повышении. Если участники закупки, поступательно снижая цену, дойдут до 0,5 от НМЦК или ниже, то торги пойдут на повышении. Это будет продолжаться, пока ценовые предложения участников не прекратятся или не достигнут 100 млн. рублей. Для таких случаев есть система градации штрафов, которую надо перенести в свой контракт.
Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.
Поставщик нарушает срок поставки — заказчик обязан выставить требование об уплате неустоек!
Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?
Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.
Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах
Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан.
А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.
Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара про ответственность и штрафы по 44-ФЗ, Школа электронных торгов:
«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»
Размер штрафов по 44-ФЗ
Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:
не превышает 3 млн. рублей | 10% |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5% |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 1% |
от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей | 0,5% |
от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей | 0,4% |
от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей | 0,3% |
2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей | 0,25% |
5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей | 0,2% |
превышает 10 млрд. рублей | 0,1% |
Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:
не превышает 3 млн. рублей | 3% |
от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) | 2% |
от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) | 1% |
Пример: | |
цена контракта составляет 2 млн. руб. | штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03) |
7 млн. руб. | 140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02) |
12 млн. руб. | 120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01) |
Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.
Размер штрафа, если закупка «на повышение»
не превышает 3 млн. рублей | 10% НМЦК |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5% НМЦК |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 1% НМЦК |
Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.
Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения
Чем выше цена контракта, темы выше штраф:
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 рублей |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей | 5 000 рублей |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей | 10 000 рублей |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 рублей |
Размер штрафов для заказчиков
не превышает 3 млн. рублей | 1 000 |
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) | 5 000 |
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) | 10 000 |
превышает 100 млн. рублей | 100 000 |
Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост
Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.
Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).
Советы заказчикам:
- Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
- Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
- Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
- «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.
Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ
На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) | 800 000 руб. |
Ключевая ставка на дату уплаты пени* | 9% (условно) |
Срок исполнения обязательства по контракту | 270 дней |
Количество дней просрочки | 50 дней |
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней |
К = 1/300 × ключевой ставки | 1/300 × 9% | 0,0003 |
П= (Цк-Ци) × К × Д | (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 | 6 000,00 руб. |
Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».
Размер штрафа является фиксированной величиной, размер пени нормативно определен и рассчитывается по стандартной формуле.
Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.
Разбор практической ситуации
Вопрос:
Поступил товар с просрочкой сроков поставки на 10 дней, а собрали товар еще через 10 дней. Как правильно начислять пени за 10 дней или 20 дней? Когда производить оплату, и в какой момент возвратить обеспечение контракта?
Ответ эксперта Школы электронных торгов:
Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.
Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта.
Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.
В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.
Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст.
34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием.
В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.
2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).
- Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в х к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.
- Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.
Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
Понятие обеспечения исполнения контракта Способ обеспечения исполнения контракта Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ Когда предоставление обязательно Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ Расчет суммы обеспечения Возврат обеспечения по контракту
Понятие обеспечения исполнения контракта
Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.
Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.
Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта
Например, в договоре в аукционе на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.
А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.
Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.
Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.
Способ обеспечения исполнения контракта
Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:
- Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
- Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.
Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.
Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.
Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.
Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.
Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.
Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.
Когда обеспечивать контракт обязательно?
В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.
Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.
Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.
В каких закупках может не быть обеспечения договора?
Госзаказчик может устанавливать это требование по своему усмотрению:
- в запросах котировок;
- в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
- в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:
НМЦК ≤ 50 млн рублей | 5 — 30 % от НМЦК | |
НМЦК > 50 млн рублей | 10 — 30 % от НМЦК | |
Тендеры среди СМП и СОНКО | рассчитывается от цены, по которой заключается контракт | |
Если предусмотрен аванс | не менее аванса | |
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры) | при НМЦК > 15 млн рублей | в 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения |
при НМЦК ≤ 15 млн рублей | Вместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:
|
|
Если исполнение контракта состоит из этапов 8 | ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств |
Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:
- если победитель — казенное учреждение;
- если предмет закупки — предоставление кредита;
- если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
- если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.
Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:
- исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
- сумма цен контрактов ≥ НМЦК.
Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.
Расчет суммы обеспечения
Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:
- Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
- На сколько процентов было снижение цены?
Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.
- Аукцион на поставку автозапчастей
Условия: НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %. Ограничения для СМП и СОНКО нет.
Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).
Как списывать неустойки по Закону № 44-ФЗ в 2020 году? – В.В. Кошелева, 11.06.2020
Руководитель Экспертно-консультационного центра Института госзакупок Валентина Викторовна Кошелева рассказывает о порядке списания неустоек (штрафов, пеней), которые заказчик начисляет поставщику при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта в 2020году (поправки, внесенные Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ в часть 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, и постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 № 783 с учетом изменений от 26 апреля 2020 г. № 591).
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы продолжаем серию коротких видео о закупках «Просто о сложном». Сегодня мы поговорим о списании в 2020 году неустоек, которые начисляет заказчик недобросовестному поставщику при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта.
1 апреля этого года 98-м Федеральным законом были внесены изменения в часть 42.1 статьи 112 44-го Федерального закона.
Согласно этим изменениям начисленные, но не списанные заказчиком суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом, подлежат списанию. Случаи и порядок такого списания устанавливает Правительство Российской Федерации.
Что такое списание неустойки? Это освобождение поставщиков от обязанности уплачивать штрафы и пени. Сразу уточним, что списание неустоек – это не право, а обязанность заказчика.
Данная мера направлена на поддержку предпринимателей и позволяет не допустить массового банкротства, особенно в условиях ограничения деятельности, которые были установлены в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Случаи и порядок списания неустоек установлены в постановлении Правительства от 4 июля 2018 года № 783.
В данное постановление были внесены изменения в конце апреля этого года и его действие продлили на погашение неустоек, которые уже образовались или еще будут начислены в 2020 году.
По каким контрактам списывается неустойка? По любым исполненным в 2020 году.
То есть даже если исполнение обязательств пришлось на период до внесения изменений в 44-й Федеральный закон, то есть до 1 апреля 2020 года, даже в этом случае начисленные неустойки должны быть списаны заказчиком.
При этом обязательства по контракту должны быть исполнены поставщиком в полном объеме, за исключением ситуации неисполнения контракта по независящим от поставщика обстоятельствам, которые связаны с распространением коронавируса.
Итак, в каких случаях погашается неустойка?
Первый случай. Если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта – неустойка будет списана в полном объеме.
Второй случай. Если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек составляет от 5 до 20% цены контракта – в этом случае заказчик спишет 50% сумм неустоек, при условии оплаты оставшихся 50% поставщиком до 1 января 2021 года. Из этих двух случаев есть исключение, которое на самом деле представляет собой третью ситуацию.
Если неустойки начислены по причине неисполнения поставщиком обязательств в связи с возникновением независящих от него обстоятельств, которые повлекли невозможность исполнения контракта в связи с распространением коронавируса. В этом случае заказчик списывает в полном объеме начисленные и неуплаченные неустойки.
Не допускается списание неустоек по контрактам, в которых стороны по соглашению изменили условия о сроке, цене или количестве продукции.
А если размер неустойки превышает 20% цены контракта? Если ненадлежащее исполнение связано с коронавирусными обстоятельствами, то списание происходит в полном объеме, а если же неустойка не зависит от этих обстоятельств, то списание не осуществляется.
Какой порядок списания неустойки и какие документы для этого необходимо оформить?
Во-первых, заказчик должен обязательно провести сверку расчетов с поставщиком по начисленным и неуплаченным суммам неустоек. Если поставщик не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной неустойки, то принятие решения о ее списании не допускается. При наличии подтверждения основаниями для решения о погашении неустойки являются:
1. акт прием продукции по контракту или иной документ об исполнении поставщиком обязательств в полном объеме в 2020 году, конечно за исключением гарантийных обязательств. Это в случае если размер неустойки не превышает 5% цены контракта.
Если же размер неустойки от 5 до 20% цены контракта и речь идет о списании половины неустойки, то в дополнении к документу о приемки необходима информация от администратора доходов о зачислении уплаченной поставщиком половины суммы неустоек в бюджет или на счет заказчика если заказчиком выступает бюджетное или автономное учреждение или унитарное предприятие. А если списание неустоек осуществляется в связи с возникновением коронавирусных обстоятельств, то нужен документ о приемке, а также поставщик должен предоставить письменное обоснование обстоятельств, которые повлекли невозможность исполнения контракта в связи с коронавирусом. К такому обоснованию прикладываются подтверждающие документы при их наличии.
Решение о списании неустойки принимает комиссия по поступлению и выбытию активов, которую заказчик специально создает для списания неустоек. Решение оформляется приказом или распоряжением. Это должно быть сделано не позднее 10 дней после сверки расчетов и в течение 5 рабочих дней должно быть осуществлено списание неустойки.
Этот и другие вопросы в сфере закупок мы подробно рассматриваем на наших курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке, а также на краткосрочных семинарах и вебинарах.
С графиком обучения вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке в описании к этому ролику, а также узнать в «Вестнике института госзакупок». В нашем вестнике вы можете прочитать самые актуальные новости в сфере закупок и узнать много другой полезной информации.
Следующий номер выйдет в начале июля. Удачи и спасибо за внимание.
Требование об уплате пени по 44-ФЗ. Бланк и образец 2021 года
Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:
- Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
- Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.
Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.
Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.
В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.
Статья 425 ГК РФ. Действие договора (действующая редакция)
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.
Сумма контракта, руб. | ниже 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100-500 млн | 500 млн до — 1 млрд | 1-2 млрд | 2-5 млрд | 5-10 млрд | 10 млрд и выше |
Штраф, % | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.
Штрафы для СМП и СОНКО
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
Расчет пени по 44-ФЗ
- Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:
- Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки
- Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.
Внимание!