В нашей статье мы хотели бы поговорить о служебной тайне. Очень часто мы слышим об этом понятии, а вот что именно оно означает, не совсем ясно. Давайте разберемся более детально в этой теме.
Виды тайн
Все тайны можно разделить на такие виды:
- Государственная.
- Коммерческая.
- Служебная.
- Личная.
Естественно, наиболее охраняемой и защищенной является первый вид – государственная тайна, поскольку ее несоблюдение может привести к нарушению национальной безопасности. Согласно определению Российского законодательства, сюда можно отнести информацию о внешнеполитической, экономической, разведывательной, военной, розыскной деятельности государства.
Что такое служебная тайна?
Законом однозначно не определено это понятие. Однако, анализируя нормативные акты, можно выявить суть и признаки отнесения данных к служебной тайне.
Итак, служебная тайна – это та информация, к которой доступ ограничен специальными органами, а также федеральными законами (о вкладах населения, сведениях об усыновлении, заболеваниях людей). Она категорически не подлежит разглашению за исключением тех случаев, когда данные запрашиваются компетентными органами.
А теперь давайте поговорим о том, что такое служебная и коммерческая тайна. Есть ли между ними разница и в чем она заключается?
Чтобы понять сущность последнего понятия, необходимо обратиться к постановлению № 1233, утвержденному 03.11.94 г. В нем разъяснен порядок обращения со служебными данными. Этот документ направлен на урегулирование всех вопросов, которые возникают по поводу информации. В нем дается разъяснение относительно грифа конфиденциальности данных «Для служебных нужд».
Положение говорит о том, что данные ограниченного пользования относят к несекретной информации, однако данные относительно деятельности предприятия вполне могут не разглашаться при служебной необходимости.
Такой документ дает предписание главам федеральных служб исполнительной власти в пределах своих возможностей определить должностные лица, которые, в свою очередь относят служебные данные к категории ограниченного распространения, заниматься их защитой.
А значит, можно говорить о том, что обладателями служебной тайны могут быть все служащие, которые являются работниками государственных органов исполнительной, законодательной, судебной власти, а также все подчиненные им структуры.
В любой организации определен порядок реализации задач и целей, есть своя система ведения отчетности, контроля документооборота и т. д. Информацию такого плана можно назвать служебной тайной. Объемы этой информации определяются руководителями.
Примеры служебной тайны
Разглашением данных в этом случае является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. В этом случае налоговая тайна — это коммерческая тайна.
Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.
Служебная тайна актов ЗАГСа
Информация, ставшая известной работнику ЗАГСа, также является конфиденциальной. К сведениям должен быть ограниченный доступ только тех лиц, которые имеют на это право. Данные гражданского состояния не подлежат разглашению. К ним можно отнести рождение, усыновление, смену имени и фамилии, заключение или расторжение брака.
Руководство ЗАГСа может предоставлять сведения по актам только по запросам суда, прокуратуры, органов следствия или дознания. Как видите, тайна записи тоже может быть отнесена к служебной тайне. Вообще практически всю информацию и документацию можно отнести к этому понятию. Ведь ни одна бумага абсолютно любой организации не предназначена для посторонних глаз.
Защита служебной тайны
Надо сказать, что служебная информация и служебная тайна — где-то очень близкие понятия. Сюда могут быть отнесены все конфиденциальные данные, которые циркулируют в органах государственных структур.
Однако это должно касаться и коммерческих организаций. В их обороте тоже находится масса документов. Эта информация, составляющая служебную тайну, также не подлежит разглашению.
Негосударственные структуры должны разрабатывать свои положения относительно этого понятия.
Надо сказать, что грифом конфиденциальности пользуются во многих странах. Например, в США тайной считается любая коммерческая информация, которая попадает к человеку в ходе его рабочей деятельности.
Информация ограниченного распространения
К категории «служебная тайна» — сведения, которые не подлежат разглашению, — относятся такие документы:
- Законодательные акты относительно правового статуса государственных структур, общественных объединений, прав и собственности граждан страны.
- Информация о чрезвычайных ситуациях, опасных экологических процессах и природных явлениях, эпидемиологического положения.
- Структура органов исполнительной власти, их функции, направления и формы осуществления деятельности.
- Порядок рассмотрения поданных документов.
- Решения по поданным бумагам.
- Сведения о бюджете и использовании государственных ресурсов, а также состоянии экономики.
- Документация, которая накапливается в архивах и информационных сетях организаций.
Вообще специалисты озабочены тем, что под понятие «государственная и служебная тайна» попадает та информация, по которой можно судить о фактах нарушения закона государственными структурами, а также их должностными лицами.
А такие упущения позволяют чиновникам полностью ограничить доступ к сведениям служебных расследований работы государственного аппарата и многим другим недоработкам.
Хотя максимальная открытость в данной области могла бы стать основным стимулом здорового функционирования властных структур.
Согласно Положению, руководство федеральных организаций исполнительной власти в разрезе своей компетенции устанавливает ту категорию, должностных лиц, которые уполномочены относить документы или служебную информацию к группе ограниченного распространения, обеспечивая тем самым ее защиту.
Информация, являющаяся служебной тайной
Сведения, составляющие служебную тайну:
- Данные о руководстве организаций и их работниках (профессиональные качества, судимости, анкетные данные, адреса проживания, опыт работы).
- Документация о структуре предприятия, методах его управления и обучения персонала.
- Информация о вложениях капиталов, ценных бумаг, счетах в банках.
- Сведения об источниках финансирования, сделках и контрактах.
- Кредитоспособность предприятия, состояние его материально-технической базы.
Понятно, что служебная тайна – это не государственная тайна, однако все-равно ее правовой режим устанавливают государственные и негосударственные органы.
Какую информацию следует относить к категории служебной тайны?
Информацию можно отнести к служебной тайне в том случае, если она отвечает следующим критериям:
- По ФЗ относится к служебной информации о функционировании государственных структур, доступ к которой сильно ограничен в силу служебных нужд (пока такой закон не разработан).
- Является сугубо конфиденциальной информацией других лиц (банковская тайна, коммерческая тайна, тайна личной жизни).
- Не относится к государственной тайне.
- Получена работником государственной структуры в силу служебного пользования.
Проанализировав правовые нормы ст. 139 ГК РФ, а также постановления правительства от 1994 года, можно определить служебную тайну, как конфиденциальную информацию о работе государственных структур, охраняемую законом, и ограниченную в доступе из-за служебной необходимости.
Возможны и иные варианты.
Например, служебная тайна – несекретные данные, которые ограничиваются в распространении в силу служебной необходимости в органах государственного аппарата и подведомственных подразделениях.
Закон о служебной тайне
Ранее категорию «служебная тайна» применяли для определения информации, связанной с грифом «Секретно», а за ее разглашение была предусмотрена уголовная ответственность. Сейчас эта статья изъята из Уголовного кодекса, и прежнее ее толкование не используется в правовом поле в связи с тем, что в июле 1993 года был принят «Закон о государственной тайне».
В настоящее время данные с грифом «Секретно» входят в государственную тайну. Хочется заметить, что применение такого грифа недопустимо для документов иных категорий, кроме государственных. Это указано статьей 8 Закона.
Однако Гражданский кодекс России, вступивший в силу в 1995 году, предусматривает понятие «служебная тайна», даже выделена категория «коммерческая тайна». И это очень важный момент, который ранее рассматривался совершенно в ином свете.
Статья 139 Кодекса гласит о том, что служебная и коммерческая тайна имеет место при наличии информации, которая представляет финансовый интерес для третьих лиц. К таким данным нет свободного доступа и законный их владелец принимает необходимые меры по сохранению конфиденциальности.
Существует также проект ФЗ «О коммерческой тайне», в котором планируют предусмотреть при передаче документов с грифом «коммерческая тайна» в государственные структуры обеспечить сохранность в качестве служебной тайны (ст. 18, проект Закона).
За ее разглашение предусматривается уголовная ответственность УК РФ, в отличие от коммерческой (ст. 183).
Если ранее служебную тайну можно было разделить на два вида, одна из которых имела гриф «Секретно», а вторая представляла коммерческую тайну, то сейчас такое подразделение не имеет смысла.
Вообще в законодательстве можно отыскать до шестидесяти пяти видов тайн.
Но дело в том, что многие из них обозначают практически одно и тоже, либо их значения так плотно переплетаются, что сложно из разделить, или же являются частными случаями более общих понятий.
Чем грозит разглашение служебных данных?
Разглашение информации, которая представляет собой служебную тайну, ведет к административной или уголовной ответственности. Все зависит от обстоятельств нарушения.
Административное наказание
Служебная тайна — сведения, которые не подлежат разглашению. За ее нарушение к административной ответственности могут привлекаться должностные лица, которые нарушили конфиденциальность информации.
Статья 15.21 КоАП РФ предусматривает в таких случаях штраф в размере от тридцати тысяч рублей до пятидесяти, а также лишение занимаемой должности сроком от года до двух лет.
Уголовная ответственность
В УК РФ есть сразу несколько норм относительно ответственности за несоблюдение служебной тайны:
- Раскрытие информации об усыновлении (ст. 155 УК России). Предусматривается штраф до восьмидесяти тысяч рублей либо лишение свободы до четырех месяцев.
- Разглашение данных о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей или же участника уголовного дела (ст. 311 УК РФ). Могут применяться штрафные санкции до двухсот тысяч рублей или же лишение свободы до пяти лет.
- Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов (ст. 320 УК России). Санкции такие же, что и в статье 311.
Важным моментом является то, что должность госслужащего или же сотрудника структур правоохранительных органов предполагает невозможность ее занимания человеком, который имеет судимость. А это означает, что лицо, нарушившее служебную тайну, автоматически увольняется по отрицательным основаниям.
Служебная тайна — понятие, виды, наказание за нарушение
Понятно, что государственная тайна является самым охраняемым и защищенным типом. Сюда относятся данные, касающиеся внешнеполитической, экономической, военной, разведывательной, розыскной деятельности государства.
Некоторые люди часто слышат такое понятие, как «служебная тайна», но не все знают, что оно означает.
Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое служебная тайна — виды и понятие. Толкование ФЗ о служебной тайне здесь тоже будет приведено.
Общие сведения
Виды тайн
- Тайны подразделяются на следующие виды:
- — государственная;
- — служебная;
- — коммерческая;
- — личная.
Понятие служебной тайны
Однозначного определения этого понятия законом не определено. Но суть и признаки отнесения информации к служебной тайне можно выделить, анализируя нормативные акты.
Служебная тайна — это такие данные, доступ к которым закрыт специальными органами и/или федеральными законами. Ее запрещено разглашать, если только информация не запрашивается компетентными органами.
Также интересна разница между коммерческой и служебной тайной. Согласно указу Президента России, коммерческая тайна — это данные, которые связаны с коммерческой работой, а служебная тайна — это те сведения, доступ к которым закрывается государственными органами власти.
Также в постановлении под номером 1233 разъяснена система обращения со служебными данными. С помощью этого документа происходит урегулирование всех вопросов, встающих по поводу служебных данных, а также объясняется суть грифа конфиденциальности «Для служебных нужд».
В положении говорится, что данные, имеющие ограниченный срок пользования, являются несекретными. Однако сведения, касающиеся работы компании, может не разглашаться, если в этом имеется служебная необходимость.
Этот документ предписывает главам исполнительной власти назначить должностные лица, которые будут определять служебную информацию к виду ограниченного распространения и защищать ее.
Это значит, что обладать служебной тайной могут все работники, которые относятся к сотрудникам государственных органов законодательной, исполнительной, судебной власти и структуры, подчинённые им.
В каждой компании определен порядок выполнения целей и задач, существует собственная система ведения отчётности, контроля документооборота и так далее. Сведения такого плана называют служебной тайной. Объёмы таких данных определяются руководителями.
Служебная тайна актов ЗАГСа
Данные, полученные работниками ЗАГСа, тоже относятся к конфиденциальным. К этой информации должен быть ограничен доступ только теми сотрудниками, которые имеют на это право. Информация гражданского состояния не должна разглашаться. К такой информации относится рождение, смена фамилии, имени, усыновление, заключение брака, расторжение брака.
СПРАВКА! Начальство ЗАГСа имеет право предоставить такую информацию исключительно по запросам органов следствия или дознания, прокуратуры, суда.
Становится понятно, что тайна записи тоже может относиться к служебной тайне. В целом, почти все сведения и документы можно отнести к такому понятию. По сути ни один документ совершенно любой компании не должен быть доступен для посторонних.
Защита служебной тайны
Понятия служебной тайны и служебной информации являются очень близкими. К ним относятся все конфиденциальные сведения, циркулирующие в государственных структурах. Но это должно относиться и к коммерческим организациям. Они ведь тоже работают с огромным количеством документов. Они и составляют служебную тайну, которая тоже не подлежит разглашению.
Структуры, относящиеся к негосударственным, должны разрабатывать собственные положения по поводу этого понятия. Обычно для этого издается документ, в котором идёт перечисление документов, имеющих гриф «Только для служебного использования».
Кроме того, отдельные подразделения могут иметь свои положения, ведь все они имеют доступ к служебной тайне различных направлений. Всё это может быть сведено в единый для предприятия перечень. Так и организовывается защита служебной тайны.
СПРАВКА! Гриф конфиденциальности используется во многих странах. К примеру, в США к тайне относят любую коммерческую информацию, попадающую к человеку во время его работы.
Документы, относящиеся к категории «служебная тайна»:
— законодательные акты в части правового статуса гос. структур, прав и собственности граждан страны, общественных объединений.
- — сведения о чрезвычайных ситуациях, природных явлениях, опасных экологических процессах, эпидемиологическом положении.
- — структура органов исполнительной власти, их направления, функции, формы осуществления деятельности.
- — очередность рассмотрения поданных документов.
- — осуществление решений по поданным документам.
- — данные о бюджете и экономическом состоянии, использовании государственных ресурсов.
- — бумаги, накапливающиеся в архивах и информационных сетях предприятий.
Некоторые специалисты озадачены тем что к понятию государственной и служебной тайны относится такая информация, по которой можно узнать о нарушении закона представителями государственных структур. Именно эти упущения дают чиновникам возможность полностью ограничить доступ к данным служебных расследований и другим недоработкам.
Открытость этого вопроса могла бы явиться главным стимулом хорошей работы органов власти. Из Положения следует, что руководство исполнительной власти устанавливают такую категорию должностных лиц, которая уполномочена определять документы или сведения к категории ограниченного распространения. Тем самым обеспечивается защита этой информации.
Подробности
Информация, относящаяся к служебной тайне
Данные, которые относятся к служебной тайне:
— сведения о руководстве компании и их сотрудниках. Сюда относятся профессиональные качества, опыт работы, анкетные данные, судимости, адреса проживания).
- — документы о структуре организации, методах ее управления и обучения персонала.
- — сведения о вложениях капиталов, счетах в банках, ценных бумагах.
- — информация об источниках финансирования, контрактах и сделках.
- — информация о состоянии материально-технической базы организации, ее кредитоспособность.
Если служебная тайна будет разглашена, то это способно принести огромный урон предприятию, как материальный, так и нанести вред его репутации. Именно по этой причине сохранение служебной тайны – это непременное условие работы организации. Ясно, что служебная тайна не является государственной, однако ее правой режим все равно устанавливается государственными и негосударственными органами.
Отнесение информации к категории служебной тайны
- Данные относятся к служебной тайне, если подходят под следующие критерии:
- — относится к служебной информации согласно федеральному закону;
- — относится к конфиденциальной информации других лиц, к примеру, банковская тайна, тайна личной жизни, коммерческая тайна;
- — не является государственной тайной;
- — сотрудник государственной структуры получил ее для служебного пользования.
Проведя анализ правовых норм статьи 139 ГК РФ и постановления правительства 1994 года, можно выделить такое определение служебной тайны. Это конфиденциальная информация о деятельности государственных структур, которая охраняется законом и доступ к которой ограничивается вследствие служебной необходимости. Может быть и другой вариант. К примеру, служебная тайна является несекретной информацией, ограниченной в распространении из-за служебной необходимости в государственных органах.
Закон о служебной тайне
В недалёком прошлом под категорию служебной тайны подходила информация под грифом «Секретно» и за ее разглашение назначалась уголовная ответственность. На сегодняшний день эта статья убрана из УК РФ и ее прошлое толкование не применяется, потому что в 1993 году приняли «Закон о государственной тайне». Сегодня информация с грифом «Секретно» относится к государственной тайне.
ВАЖНО! Использование грифа «Секретно» запрещено для других категорий документов, кроме государственных. Об этом говорится в статье 8 вышеуказанного Закона.
Но ГК РФ, который вступил в силу в 1995 году, предусматривает такое понятие, как «служебная тайна». Это очень важно, потому что раньше этот вопрос рассматривался совсем в другом свете.
В статье 139 говорится о том, что информация может становится служебной и коммерческой тайной, если она предоставляет для третьих лиц финансовый интерес. К этим сведениям нет свободного доступа и их владелец предпринимает меры для их сохранения.
Помимо этого, эти данные находятся под защитой Кодекса и других законов.
Наказание за разглашение служебной информации
За разглашение информации, представляющих собой служебную тайну, предусмотрена административная или уголовная ответственность в зависимости от обстоятельств нарушения.
- Административная ответственность
Служебная тайна является информацией, не подлежащей разглашению. За нарушение конфиденциальности данных к административной ответственности привлекаются сотрудники. Согласно статье 15.21 КоАП РФ, в этих случаях назначается штраф. Его размер составляет от 30 000 до 50 000 рублей, а также отстранение от занимаемой должности на срок от года до двух лет.
- Уголовная ответственность
Уголовный кодекс имеет несколько норм по поводу несения ответственности за несоблюдение служебной тайны.
- Раскрытие информации об усыновлении, за которое назначается штраф до 80 000 рублей, либо лишение свободы сроком до 4 месяцев.
- Разглашении сведений о мероприятиях, предпринимаемых относительно судей участников уголовного дела. За это нарушение предусмотрены штрафы до 200000 рублей, либо лишение свободы сроком до 5 лет.
- Раскрытие информации о мерах безопасности в отношении сотрудников правоохранительных органов. Наказание за это нарушение такие же, как и в предыдущем пункте.
ВАЖНО! Сотрудник, нарушивший служебную тайну, сразу же увольняется с занимаемой должности.
Определение и виды служебной тайны в законе
Закон о служебной тайне — существует ли нормативный акт с таким названием, как расшифровывается понятие «служебная тайна» и где можно ознакомиться с перечнем составляющих служебную тайну сведений, узнайте из нашего материала.
Какой федеральный закон расшифровывает понятие «служебная тайна»
В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.
Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:
- образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
- распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).
Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.
СТ также можно определить как один из видов информации:
- доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
- защищаемой законом.
Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:
Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная
Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:
- тайну следствия;
- военную тайну;
- налоговую тайну и др.
Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:
- общенормативные;
- административно-предупредительные;
- форс-мажорные;
- обеспечительные;
- информирующие;
- обязательно раскрываемые.
- Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:
- О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:
Какие нормативные акты (указы Президента, постановления Правительства РФ, ведомственные инструкции) посвящены вопросам служебной тайны
Отдельными нормативными актами определяется схема работы с информацией, признаваемой СТ в зависимости от сферы применения. Например:
- постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233, устанавливающее схему обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности;
Об ответственности за разглашение государственной тайны
Адвокат Антонов А.П.
Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 283 «Разглашение государственной тайны» и 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривают уголовную ответственность официально допущенных к госсекретам лиц, чьи деяния нарушают установленный порядок обеспечения сохранности государственной тайны. Эти преступления совершаются без преступного сговора с зарубежными спецслужбами и без намерений вступить в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России, тем не менее они объективно способствует утечке российских секретов за рубеж и последующему использованию в деятельности против безопасности нашей страны.
Основным непосредственным объектом как разглашения государственной тайны, так и утраты документов, содержащих государственную тайну, следует считать безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешних и внутренних угроз, связанных с утратой Россией монопольного владения своими секретами. Дополнительным непосредственным объектом выступают установленные правила обращения со сведениями, составляющими гостайну.
В качестве предмета разглашения выступают сведения, составляющие государственную тайну, понятие и содержание которой дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 20.07.2018) «О государственной тайне».
Согласно статье 2 этого нормативного акта гостайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.
Тематика сведений, составляющих государственную тайну, указана в ст. 5 того же Федерального закона, а их исчерпывающий круг определен в открытом для всеобщего сведения Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента России от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 08.08.2019)).
Сведениям, составляющим гостайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Предметом утраты документов, содержащих гостайну, являются материальные носители (документы, предметы) сведений, составляющих государственную тайну.
Документом согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Каждый из перечисленных видов документов, если он содержит отнесенные к государственной тайне сведения, и будет составлять предмет рассматриваемого преступления. Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует считать различные материальные объекты, информацию о которых государство посчитало целесообразным засекретить. Это могут быть различного рода изделия, материалы, образцы техники, вооружения, отдельные узлы и детали технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.. К носителям сведений, содержащих государственную тайну следует относить и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Объективную сторону простого разглашения государственной тайны (ч. 1 ст. 283) составляют любые деяния, приводящие к преданию данной информации огласке различными способами.
Способы разглашения могут быть: устными (выступление, ведение переговоров, частные разговоры), письменными (использование секретных сведений в несекретной служебной переписке, опубликование в книге, газете, научной статье, указание в письме), демонстрационными (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), связанными с нарушением установленного порядка хранения и пользования гостайной (ведение переговоров по незащищенным линиям связи, оставление секретных документов или предметов в местах, где возможно ознакомление с ними других лиц, занесение секретных сведений в не предназначенные для этого блокноты и их последующая потеря), в сети Интернет (в электронных письмах, на общедоступных сайтах и личных страничках пользователей).
Признаки диспозиции, да и название ст. 283 УК РФ не в полной мере соответствуют фактическому содержанию криминализуемого ею деяния. Термин «разглашение» предполагает доведение информации до кого-либо исключительно устным способом (при помощи голоса).
Фактически же разглашение гостайны происходит не только в устной, но и письменной, электронной, демонстрационной и иных формах. В этой связи представляется логичным заменить в названии и в тексте статьи «разглашение» на «предание огласке».
«Предание огласке» подразумевает все способы распространения каких-либо сведений, ибо проистекает из понятия «гласность», которая приобрела сегодня универсально широкий смысл.
Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».
Простое разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (в форме легкомыслия или небрежности).
Мотивами разглашения гостайны чаще всего выступают хвастовство, болтливость, стремление показать свою значимость, компетентность, сопричастность к делам государственной важности, желание помочь близким в подготовке научной работы.
Хотя мотивы не являются составообразующим признаком, они подлежат обязательному установлению, ибо характеризуют личность субъекта, степень его вины и в конечном счете влияют на назначаемое судом наказание.
Объективную сторону квалифицированного состава разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК РФ) составляют деяния, образующие объективную сторону простого разглашения, но повлекшие по неосторожности тяжкие последствия.
Тяжкие последствия имеют оценочный характер, т.е. признаются таковыми с учетом обстоятельств совершенного преступления, конкретной политической, экономической или боевой обстановки.
К их числу можно отнести: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв важных государственных мероприятий или научных исследований, крупный экономический ущерб, вынужденную передислокацию стратегического объекта, провал крупной оперативной или войсковой операции, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России.
- Субъективная сторона квалифицированного разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью (само разглашение совершено, и тяжкие последствия наступили по неосторожности), либо «двойной» формой вины (разглашение является умышленным, а тяжкие последствия наступают по неосторожности).
- Объективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (материальных носителей гостайны) (ст. 264 УК РФ), складывается из совокупности четырех обстоятельств:
- а) нарушения секретоносителем установленных правил обращения с материальными носителями государственной тайны;
- б) утраты таких документов или предметов вследствие нарушения установленных правил обращения с секретами;
- в) наступления тяжких последствий;
- г) причинной связи между утратой материальных носителей гостайны и наступившими тяжкими последствиями.
Под утратой документа или предмета понимается происшедший в результате нарушения установленных правил обращения выход материального носителя гостайны из владения ответственного лица, имеющего допуск к государственной тайне. Документ (предмет) считается вышедшим из владения секретоносителя, если он не находится ни у него, ни в месте постоянного хранения.
Правила обращения с документами и предметами, содержащими или составляющими государственную тайну, регламентируются Законом «О государственной тайне» и различными общефедеральными и ведомственными подзаконными актами (инструкциями, положениями, уставами, наставлениями).
Как показывают материалы оперативно-следственной практики, чаще всего нарушение таких правил состоит в следующем: снятии копий с секретных документов без письменного разрешения режимно-секретного органа; неучтенной передаче документов и изделий другим лицам; выполнении секретных работ вне режимных помещений; подготовке документов закрытого характера на незащищенном компьютере; оставлении документа или предмета без присмотра; перевозке секретных документов и материалов в общественном транспорте и т.д.
Тяжкие последствия утраты материальных носителей, сведений, составляющих государственную тайну, те же самые, что и в результате разглашения таких сведений.
Если утрата секретного документа или предмета, не вызвавшая тяжких последствий, привела к ознакомлению с государственной тайной посторонних лиц, она является одним из способов ее разглашения.
Если же этого не произошло, то допустившие нарушение режима секретности лица в зависимости от обстоятельств привлекаются к административной (ст. 13.
12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или служебно-дисциплинарной ответственности.
Субъективная сторона утраты материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъекты разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, схожи, но не одинаковы.
Субъект разглашения специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или известна по службе или работе.
Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, исполнение которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну.
Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных организациях, но получивших доступ к государственной тайне в связи с выполнением трудовых обязанностей (судьи и адвокаты, участвующие в качестве защитников, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.
Субъектом же утраты документов, составляющих государственную тайну, как это однозначно вытекает из диспозиции статьи 284 УК РФ, может быть только лицо, имеющее официальный допуск к государственной тайне.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Всё о служебной тайне и её охране: виды, ответственность
Исполнение трудовых обязанностей нередко связано с понятием служебной тайны.
Что законодатель относит к этой категории, как охраняется конфиденциальная информация? Почему служебная и профессиональная тайна – это не одно и то же? Знать ответы на поставленные вопросы полезно не только профессионалам, кадровым работникам и руководителям бизнеса, но и гражданам, чьи интересы защищает законодательство в этой сфере.
Что относится к конфиденциальной информации?
Служебная тайна как объект права
Понятие тайны само по себе предполагает, что существует некая информация, не подлежащая разглашению. Отличие служебной тайны от других видов тайн состоит в том, что она относится к определенной сфере – государственной службы, с ней работают только госслужащие (и муниципальные служащие).
Вопрос: Является ли информация в документах с пометкой «Для служебного пользования» государственной или коммерческой тайной?
Посмотреть ответ
Понятие служебной тайны не ново. В СССР, согласно действующему в то время законодательству, выделялись три уровня конфиденциальной информации:
- государственная тайна (под грифом «совершенно секретно», «информация особой важности»);
- собственно служебная тайна (под грифом «секретно»);
- служебные сведения, помечаемые обычно «для служебного пользования».
В 1993 году был принят ФЗ №5485-1 от 21/07/93 «О государственной тайне». Различные степени секретности стали присваиваться сведениям, содержащим государственную тайну. Они соответствуют степени ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае разглашения.
Служебная информация в целом оказалась при этом недостаточно законодательно обеспечена, несмотря на то что используется в работе, для исполнения служебных обязанностей представителями:
- органов государственного управления;
- органов муниципального управления;
- государственных предприятий;
- государственных учреждений.
Вместе с тем служебная информация – это самостоятельный объект права. Выражение «служебная тайна» встречается в законодательно-нормативном правовом поле, в различных документах и статьях.
Кроме уже упомянутого ФЗ «О государственной тайне», к тайным сведениям служебного характера имеет отношение ФЗ-149 от 27/07/06 «Об информации». В частности служебная тайна упоминается в ст. 9 этого ФЗ.
Понятие служебной тайны и её защита
В настоящее время отсутствует действующий федеральный закон, посвященный служебной тайне (СТ) и раскрывающий содержание этого термина.
Группа депутатов Госдумы подготовила проект закона «О служебной тайне» (№ 124871-4). Среди расшифрованной в нем терминологии присутствует и определение СТ. Это конфиденциальные сведения:
- образующиеся в процессе управленческой работы органа или организации или получаемые ими в законном порядке в соответствии с их компетенцией;
- распространение которых негативно сказывается на реализации органом или организацией законных полномочий (или препятствует ей).
Существует еще одна законодательно оформленная расшифровка понятия СТ, о которой расскажем в одном из следующих разделов.
СТ также можно определить как один из видов информации:
- доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими должностных функций в государственных или муниципальных органах;
- защищаемой законом.
Подробнее о разных видах сведений, доступ к которым ограничен и защищается законом, узнайте на нашем портале:
- «Закон о банковской тайне в российском законодательстве».
- «Является ли информация об уплате налогов контрагентом налоговой тайной?»
Сведения, составляющие служебную тайну
В соответствии с президентским Указом № 188, служебная тайна относится к конфиденциальным данным. Это означает, что лица, имеющие к ней легальный доступ, не вправе передавать известные им сведения посторонним лицам, не получив согласия от обладателя тайной информации.
Служебная информация и служебная тайна – родственные понятия, если речь идет о служебной информации ограниченного распространения.
Детально о ней говорится в утвержденном Правительством РФ Положении № 1233 от 03.11.1994, посвященном порядку обращения с подобными сведениями в исполнительных органах федеральной власти.
Ориентируясь на указанный документ, можно заключить, что служебную тайну составляют следующие данные:
- информация о деятельности государственного органа, если ограничения, связанные с ее передачей третьим лицам, продиктованы служебной необходимостью;
- поступившая в федеральный госорган несекретная информация, доступ к которой законодательно ограничен.
Например, сведения служебной тайны о деятельности организации могут быть связаны с ее структурой, заключенными контрактами или данными о руководителях госоргана. Подобная информация имеет гриф «для служебного пользования». Второй тип служебной тайны можно проиллюстрировать тайной усыновления, о котором стало известно органам ЗАГС или опеки и попечительства.
Конфиденциальная и коммерческая информация
Служебная информация: ограниченного доступа и общедоступная
Исходя из специфики деятельности госорганов, к СТ можно отнести разнообразную специфическую информацию, включающую:
- тайну следствия;
- военную тайну;
- налоговую тайну и др.
Не признаваемые СТ сведения можно объединить в следующие группы:
- общенормативные;
- административно-предупредительные;
- форс-мажорные;
- обеспечительные;
- информирующие;
- обязательно раскрываемые.
Детальную информацию о составе указанных групп см. на схеме:
О разнообразных сведениях, с необходимостью представления которых сталкиваются хозяйствующие субъекты в своей работе, узнайте из материалов:
- «Сведения о финансовом состоянии организации — форма П-3».
- «Подаем сведения о среднесписочной численности работников».
Нормы действующей редакции ГК РФ о служебной тайне
В ГК РФ до 01.01.2008 действовала ст. 139 «Служебная и коммерческая тайна» — она устанавливала, что информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:
- она имеет коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
- к ней законодательно ограничен доступ;
- ее обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности.
В настоящее время в ГК РФ статья, прямо посвященная вопросам СТ, отсутствует.
Тем не менее в разных разделах ГК РФ содержатся аспекты описательного и ограничительного характера в отношении разных видов информации, часть которых может быть отнесена к СТ.
Объектом СТ нижеперечисленная информация может стать, если доступ к ней будет получен в связи с исполнением госслужащими и (или) сотрудниками следственных, судебных и иных органов своих должностных обязанностей.
Например:
- ст. 857 — перечислены сведения, относящиеся к банковской тайне (сведения о клиенте и банковском вкладе), а также указан ограниченный круг субъектов, имеющих к ним доступ (сами клиенты, бюро кредитных историй, должностные лица госорганов);
- ст. 946 — установлен список сведений, которые не вправе разглашать страховщик (о страхователе, застрахованных лицах, выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, их имущественном положении);
- ст. 1123 — определены сведения, составляющие тайну завещания (имеющие доступ к нотариальной информации лица не вправе до открытия наследства разглашать сведения о содержании завещания, его совершении, изменении или отмене);
- иные статьи ГК РФ (ст. 727, 771 и др.).
Отдельные виды информации, которые можно отнести к СТ, рассматриваются в различных нормативных актах, например:
- в законе о коммерческой тайне от 29.07.2004 № 98-ФЗ;
- НК РФ (ст. 102, посвященная налоговой тайне, ст. 313, определяющая данные налогового учета как информацию, относящуюся к налоговой тайне);