Выездные налоговые проверки начали проводить в компаниях

Выездные налоговые проверки начали проводить в компаниях

Введенный властями мораторий на проверки не распространяется на проверку соблюдения компаниями законодательства о налогах и сборах. Налоговые органы будут проводить выездные налоговые проверки организаций и ИП в обычном режиме. Рассказываем, что собой представляют выездные проверки в 2022 году, как и в какие сроки они проводятся, и какие при этом нарушения возможны со стороны проверяющих.

Выездные проверки и порядок их проведения

Запрет на проверки, установленный до конца 2022 года постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, не распространяется на проверки соблюдения компаниями законодательства о налогах и сборах.

Поэтому все выездные налоговые проверки бизнеса будут проводиться в текущем году в привычном порядке, регламентированном нормами НК РФ.

Соответственно, уже начатые выездные налоговые проверки компаний никакой отмене и приостановлению не подлежат, а проверки, которые назначат в будущем, будут проведены в установленные законом сроки без учета временных ограничений и запретов, введенных мораторием.

Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории проверяемого плательщика и исключительно на основании решения руководителя ИФНС (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Если у плательщика нет помещений, такая проверка может проводиться по месту нахождения ИФНС, а в случае с иностранными компаниями − по месту нахождения их обособленных подразделений.

Выездная проверка может проводиться как по одному, так и сразу по нескольким налогам, уплачиваемым проверяемой компанией. Также может проводиться и комплексная выездная проверка, в рамках которой проверяются все налоги и сборы.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Предмет проверки указывается путем перечисления в решении наименований конкретных налогов. 

При проверке компаний, применяющих специальные налоговые режимы, предметом проверки указываются все налоги и сборы. Указывать в качестве предмета проверки отдельные вопросы исполнения НК РФ налоговикам нельзя (п. 1.3.1 письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

В ходе выездной проверки налоговики вправе, в частности (п. 13–14 ст. 89 НК РФ):

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода;
  • производить осмотр предметов и имущества, связанных с содержанием объектов налогообложения;
  • осуществлять опросы и брать пояснения;
  • производить выемку документов (при наличии оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или заменены).

На время выездной проверки плательщик обязан обеспечить возможность налоговиков знакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При этом у плательщика могут быть истребованы по сути любые документы, необходимые для проверки.

В НК РФ нет закрытого перечня документов и регистров, которые могут запрашиваться проверяющими. В связи с этим налоговики при приведении выездной проверки вправе самостоятельно выбирать виды документов, которые должен представить налогоплательщик (решение ФНС от 19.06.2019 № СА-4-9/11730@). Со своей стороны налогоплательщик не вправе отказывать в предоставлении имеющихся у него документов.

Решение по итогам проверки принимается в течение 10 дней со дня истечения месячного срока на представление возражений на акт налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Здесь стоит помнить, что если ранее в ходе камеральных проверок отчетности налоговики не выявили никаких нарушений, то это не означает, что по результатам выездной проверки плательщика не привлекут к ответственности и не доначислят налоги.

Выездная проверка не дублирует камеральную и всегда предполагает более углубленное изучение документов налогоплательщика, включая при этом другие мероприятия налогового контроля, направленные на выявление налоговых нарушений.

Поэтому результаты выездной проверки могут отличаться от результатов проведенной ранее камеральной проверки.

Как оценить вероятность назначения выездной проверки

Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.

К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
  • декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
  • декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
  • сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
  • непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
  • так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. 

Сроки проведения выездной проверки

Общий срок проведения выездной проверки – 2 месяца. Этот срок может быть продлен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). 

Выездные налоговые проверки начали проводить в компаниях

  • если проверяемая компания относится к категории крупнейших налогоплательщиков;
  • при получении в ходе проверки информации о нарушениях НК РФ, требующей дополнительной проверки;
  • при проведении проверки в отношении организации, имеющей в своем составе несколько обособленных подразделений (при 10 и более подразделениях срок продлевается как раз до 6 месяцев);
  • при непредставлении проверяемым плательщиком документов, необходимых для проведения проверки;
  • в случаях активного противодействия проверяемого лица осуществляемой проверке;
  • при воспрепятствовании доступу налоговиков на территории и в помещения налогоплательщика;
  • в случае возникновения чрезвычайной ситуации, препятствующей проведению проверки и т.д.

Срок проверки исчисляется со дня вынесения соответствующего решения и до дня составления справки о проведенной выездной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ). В срок проведения проверки включаются только те периоды, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика. При этом в указанное время не засчитывается период приостановления проверки по решению руководителя ИФНС.

Приостановить проведение проверки налоговикам разрешается для истребования документов и информации у контрагентов проверяемого лица, для проведения экспертиз, а также для перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.

Приостановление проверки для истребования документов у контрагентов может осуществляться неоднократно, и нарушением это считаться не будет (определение Верховного Суда РФ от 28.09.2020 № 307-ЭС20-12647). Это связано с тем, что приостановление проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому контрагенту.

Следовательно, количество решений о приостановлении ограничивается только числом контрагентов, у которых истребуются необходимые документы. Вместе с тем общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок

Законодательные ограничения, установленные в отношении выездных проверок, касаются как количества их проведения, так и временного периода, за который они могут проводиться. Так, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что если в 2021 году налоговики уже проводили в компании проверку, скажем, по налогу на прибыль организаций, то следующая такая проверка может быть не ранее, чем в следующем году.

Общее количество выездных проверок в течение календарного года также ограничено и составляет не более двух (увеличение данного количества осуществляется в исключительных случаях и только на основании решения ФНС России). К примеру, если в 2021 году налоговиками уже были проведены выездные налоговые проверки по НДС и налогу на прибыль, то следующая выездная проверка может быть проведена опять же не ранее, чем в 2022 году.

Выездные налоговые проверки начали проводить в компаниях

Что касается периода, за который может проводиться выездная проверка по тому или иному налогу, то он составляет не более 3 лет, которые предшествуют году принятия решения о проведении проверки. При представлении уточненной декларации проверяется период, за который она представлена (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Читайте также:  Образец должностной инструкции токаря в 2021-2022 году

Еще одно ограничение в части выездных проверок связано с проведением налогового мониторинга, который представляет собой разновидность контроля, проводимого путем предоставления налоговикам открытого онлайн-доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности компании. В ходе мониторинга налоговики сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.

Мониторинг проводится по заявлению плательщика, который должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с п. 3 ст. 105.26 НК РФ.

По общему правилу мониторинг исключает возможность проведения выездных проверок по каким бы то ни было налогам и взносам.

Но в некоторых случаях выездные проверки могут проводиться даже в отношении компаний, перешедших на налоговый мониторинг. В число этих случаев входят (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью ИФНС, проводящей мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • невыполнение компанией мотивированного мнения ИФНС (требования, вынесенного в результате обнаруженных в ходе мониторинга ошибок, несоответствий, нарушений и т.д.).

Нарушения порядка проведения выездной проверки

На практике редко какая выездная проверка обходится без того или иного нарушения со стороны проверяющих должностных лиц.

При этом далеко не каждое нарушение является основанием для отмены принятого по итогам такой проверки решения.

Так, нарушение сроков проведения проверки и рассмотрения материалов налоговой проверки не является основанием для признания недействительным решения по результатам этой проверки.

Как подготовиться к приезду налоговой

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

  • Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.
  • Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.
  • Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как вести бизнес в РоссииЗарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Низкая налоговая нагрузка

Что означает

ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки

Кого касается

Всех организаций и ИП

Что означает

Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы

Кого касается

Всех организаций и ИП

Значительная сумма вычета по НДС

Что означает

Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС

Кого касается

Организаций и ИП на ОСНО

Расходы растут быстрее доходов

Что означает

Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась

Кого касается

Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»

Низкая зарплата работников

Что означает

Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание

Кого касается

Всех организаций и ИП

Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%)

Что означает

Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима

Кого касается

Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД

Расходы почти равны доходам

Что означает

Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное

Работа построена на сотрудничестве с посредниками

Что означает

Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной

Кого касается

Всех организаций и ИП

Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой

Что означает

Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку

Кого касается

Всех организаций и ИП

«Миграция» между налоговыми органами

Что означает

Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов

Кого касается

Всех организаций

Низкий уровень рентабельности

Что означает

Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой.

Кого касается

Организаций на ОСНО

Деятельность с высоким налоговым риском

Что означает

Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды

Кого касается

Всех организаций и ИП

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали.

Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию.

Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу:

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Проверяют крупного налогоплательщика. Например, оператора сотовой связи.

  1. Во время проверки инспекторы узнали от других надзорных органов, что предприниматель нарушил налоговое законодательство.
  2. У фирмы есть обособленные подразделения, которые платят половину налогов от общей суммы или больше.
  3. ИП или организация не предоставили документы, которые потребовал инспектор.
  4. Предприниматель или руководство компании мешает проводить проверку. Например, директор ООО уходит из офиса, когда приезжают налоговики, и забирает с собой ключи от шкафа, где лежат документы.
  5. Налогового инспектора не пустили на территорию или в помещение проверяемого лица, о чем он составил акт.
  6. Налоговая отправила в банк или контрагенту запрос с требованием предоставить информацию, но они ее не прислали или прислали с опозданием. Еще причиной может быть то, что не пришел свидетель или переводчик, а эксперт не успел прислать заключение, например, при проверке подлинности подписей на документах.
  7. Произошла чрезвычайная ситуация: пожар, авария, потоп, природный катаклизм.
Читайте также:  Как надо рассчитывать налог на имущество для апартаментов

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

  1. Инспекторы не предупреждают о скором приезде, перечень налогоплательщиков, к которым приедут с проверкой — закрытая информация.
  2. Наличие одного из 12 критериев риска совершения налоговых правонарушений — повод для предпроверочного анализа, мониторинга деятельности компании и, возможно, для выезда инспекторов. Чем больше критериев риска, тем выше вероятность проверки.
  3. Чтобы не попасть на многочисленные штрафы, постоянно проверяйте свои документы и проводите самостоятельный аудит налоговых рисков. Можно периодически приглашать специалистов из независимых организаций, которые бы проверяли бухгалтерию компании.
  4. Выездная проверка длится два месяца, но при необходимости ее могут продлить или приостановить до полугода.
  5. По итогам проверки инспектор составляет акт налоговой проверки, если предприниматель или компания не согласны с его содержанием, они могут написать и подать возражение.

Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

По данным ФНС, 97% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислениями. Однако, если знать закон, можно не только оспорить действия инспектора в ходе проверки, но и добиться через суд отмены итогового решения. Все дело в том, что сами налоговики нередко нарушают правила проведения проверки, и это можно использовать в интересах налогоплательщика.

Продолжаем серию публикаций, посвященных выездным налоговым проверкам. В предыдущей статье мы рассмотрели причины назначения выездной проверки в компании. Итак, ваша компания оказалась в плане выездных проверок. Что дальше?

Сразу оговоримся, что план выездных проверок – это тайна за семью печатями и никогда не публикуется в открытых источниках. Поэтому организации, как правило, о грядущей выездной проверке узнают в момент получения решения о проведении выездной проверки. Как правило, одновременно с решением вручается требование о предоставлении документов.

Но помимо истребования документов в ходе выездной ревизии возможны и другие, не менее хлопотные для проверяемой компании и ее руководства, процедуры налогового контроля. Рассмотрим их подробнее.

Встречная проверка. В рамках встречной проверки налоговики запрашивают документы и информацию у контрагентов проверяемой компании, чтобы выяснить, не является ли поставщик «однодневкой». Если выяснится, что это именно так, то по всем операциям с подозрительным контрагентом налоговики снимут расходы и вычеты (см. материал на сайте, посвященный встречным проверкам).

Опросы.

Если налоговики заподозрят в контрагенте «однодневку», при помощи которой проверяемая организация уходила от НДС и налога на прибыль, они будут разыскивать и вызовут на опрос лиц, которые фигурируют в ЕГРЮЛ в качестве генерального директора и учредителя компании. Инспекторы будут расспрашивать, является ли этот гражданин учредителем (генеральным директором) компании. Подписывал ли он «первичку» и проч.

Экспертиза.

В случае, если приглашенный в инспекцию генеральный директор контрагента откажется от своей причастности к организации и подписи в первичных документах, инспекторы могут назначить экспертизу подписей на договорах, накладных, счетах-фактурах и проч. Но экспертиза – довольно дорогое удовольствие для самих инспекторов, поэтому ее назначают только в случае если сумма планируемых доначислений составляет не менее 10 млн рублей.

Выемка. Налоговый кодекс позволяет инспекторам изъять – то есть взять на проверку – к примеру, жесткий диск с компьютера главбуха. И это поможет им доказать правомерность доначислений. Поэтому уже заранее стоит обезопасить себя и не хранить на рабочем компьютере никакой компрометирующей информации.

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная проверка проводится в течение двух месяцев. Однако этот период выездной проверки может быть продлен до 4 и даже 6 месяцев (п. 6 статьи 89 НК РФ).

Продление срока выездной проверки возможно, если:

  1. выездная проверка проходит у крупнейшего налогоплательщика;
  2. во время выездной проверки инспекторы получили информацию о каких-то дополнительных нарушениях, требующих тщательного изучения и проверки;
  3. на территории проверяемой компании случился пожар, наводнение, затопление или произошел еще какой-то форс-мажор;
  4. проверяемая компания имеет обособленные подразделения;
  5. налогоплательщик оттягивает представление документов, необходимых инспекторам для полноценного проведения выездной проверки;
  6. иные обстоятельства, среди которых выделяются объемы проверяемых и анализируемых документов, количество осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности и т. д.

При этом в срок не засчитывается время «простоя» – когда проверка приостанавливалась для истребования информации у контрагентов, получения сведений у иностранных государственных органов, проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранных языках и др.

Могу сказать, что в своей практике мы не раз сталкивались с выездными проверками, которые длились по 10 месяцев и дольше.

Конечно, случается, что налоговики нарушают все мыслимые и немыслимые сроки выездной проверки. Однако суды не признают итоговое решение по выездной проверке незаконным только на этом основании.

Как проходит выездная проверка

На выездную проверку инспекторы выходят группами, и в ней всегда назначается сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только непосредственно проверка компании, но и координация работы других инспекторов, а также оформление результатов проверки. И именно он участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и в подготовке решения выездной проверки.

Справка об окончании проверки. В последний день выездной налоговой проверки руководитель группы проверяющих составляет справку об окончании проверки. В ней обязательно указываются:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении выездной проверки;
  • полное и сокращенное название проверенной организации, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • сроки проведения выездной налоговой проверки.

Справка составлена – значит, выездная проверка закончена (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки.

Важно!

После составления справки представители ИФНС не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и осуществлять какие-либо мероприятия налогового контроля, в т. ч. проводить опросы, запрашивать документы по «встречке» и назначать экспертизы.

Справку о проведенной выездной проверке инспекторы должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления, т. е. в последний день проверки.

Акт выездной налоговой проверки. Через два месяца со дня оформления справки (и ни днем позже) налоговики должны изготовить акт выездной налоговой проверки. Причем этот документ составляется, даже если по результатам проверки налоговики не нашли никаких нарушений.

Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один – для инспекции, второй – для проверяемого налогоплательщика. Вручить организации экземпляр акта инспекция должна лично генеральному директору или иному уполномоченному представителю компании под расписку в течение 5 рабочих дней с даты подписания акта.

Важно!

Читайте также:  Можно ли летать по россии по загранпаспорту в 2020 году: внутренние рейсы

Если в процессе написания акта выездной проверки у ревизоров возникли сомнения в трактовке законодательства (например, если по какому-то вопросу нет официальных разъяснений ФНС, либо они расходятся с позицией Минфина), они направляют проект акта на согласование в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС. При этом срок согласования не должен увеличивать общую продолжительность подготовки акта – два месяца.

Возражения по акту. Очень часто компании не согласны с изложенными в акте выездной проверки фактами, выводами и предложениями.

На то чтобы представить свои возражения налогоплательщику отводится месяц со дня получения акта. Возражения подаются в письменном виде – в целом по акту выездной проверки или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В обоснование возражений рекомендуется приложить подтверждающие документы.

Рассмотрение материалов проверки. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока на представление возражений по акту выездной проверки инспекция должна рассмотреть сам акт, материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения компании. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекторы обязаны известить налогоплательщика. Извещение может быть отправлено заказным письмом по почте (с уведомлением о вручении), телефонограммой, телеграммой, факсом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если представитель компании извещение получил, но не явился, налоговики будут рассматривать материалы проверки и представленные возражения без него. Но если руководство инспекции посчитает присутствие представителя проверяемой организации обязательным, срок рассмотрения возражений могут перенести.

Решение по акту выездной проверки. На основе всех имеющихся материалов инспекция выносит окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Его инспекторы обязаны вручить генеральному директору или другому уполномоченному представителю компании.

Чем заканчивается выездная проверка

Как это ни печально, но пережить выездную проверку без потерь практически невозможно – по данным ФНС, в настоящее время более 97% выездных проверок заканчиваются доначислениями.

Это значит, что, если все-таки выездная проверка началась, то итогом проверки станет решение о привлечении к ответственности.

Причем средняя сумма доначислений по одной результативной выездной проверке составляет не много ни мало 2 млн руб.

Но на какую сумму выпишут «счет» Вашей компании – завит от Вас и Ваших действий в ходе выездной проверки. И профессионализма специалистов, которые помогают Вам в ходе выездной проверки и в процессе вынесения решения по ее результатам.

Если выездная проверка пришла к вам – звоните и пишите! Мы оперативно отреагируем и составим согласованный план действий в ходе проверки, что поможет избежать доначислений или хотя бы свести их к минимуму.

Выездная налоговая проверка в 2021: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку.

Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем в данной статье.

8 июля 2021

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.

  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.

  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!

Попробовать бесплатно

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Коды ОКВЭД в 2022 году

Впервые с кодом ОКВЭД компании и ИП сталкиваются при регистрации. Именно на этом этапе бизнесмены должны определить основной и дополнительный виды деятельности. Каждый вид деятельности имеет свой код — ОКВЭД.

Уточненный расчет по страховым взносам в 2022 году

Страховые взносы (начисленные и уплаченные) страхователи фиксируют в расчете по страховым взносам (РСВ). Как и в отчетности по любому налогу, в отчетности по взносам существует уточненный расчет.

Бланк для такого расчета используется тот же, что и при подаче основного расчета. Однако при уточнении информации по взносам страхователь должен учесть ряд нюансов. О них и расскажем в данной статье.

Публичная отчетность для организаций

Некоторые организации должны не только сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговую, но и обнародовать ее для всех: разместить на своем сайте, сайте Мосбиржи или другом специальном публичном ресурсе. Это правило касается акционерных обществ, страховщиков, банков и в некоторых случаях простых ООО. Кто именно обязан публиковать бухгалтерскую отчетность и в какие сроки, разберем в статье.

Декларация по водному налогу

Платить данный налог обязаны все организации и ИП, пользующиеся водными объектами, подлежащими лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Сроки сдачи декларации по водному налогу, пример заполнения декларации по водному налогу найдете в нашем материале.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector